благовещенский женский монастырь село ожога

Благовещенский епархиальный женский монастырь

ozoga

Адрес: Липецкая область, Воловский р-н, с. Ожога.

Настоятельница монастыря: игумения Серафима (Селитренникова).

История монастыря

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2005 года было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь.

23 сентября 2005 года была совершена Божественная литургия в Благовещенском храме села Ожога, после которой было объявлено об учреждении нового монастыря.

Женская монашеская община, существовавшая здесь еще при советской власти, преобразовалась в монастырь благодаря трудам и молитвам схиархимандрита Серафима (Мирчука).

1

Архимандрит Валерий (схиархимандрит Серафим (Мирчук)

В феврале того же года его назначили настоятелем Михайло-Архангельского храма села Ячейка Воронежской области. В мае 1978 года в сане игумена отец Валерий был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области.

Приехал отец Валерий в Ожогу, как оказалось, навсегда. Со временем при Благовещенском храме образовалась община матушек-церковниц, тайно живущих по монастырскому уставу. Особенно тяжело Ожоговской общине приходилось в первые годы, когда советская власть была еще сильна. Но отец Валерий был разумно тих и дипломатичен, для советской власти служение его оставалось сокрыто. Его поддерживал епископ Воронежский и Липецкий Ювеналий.

31 марта 1980 года отец Валерий награжден крестом с украшениями. В 1982 году возведен в сан архимандрита. В 1995 году удостоен права совершать Божественную литургию с открытыми Царскими вратами. За заслуги перед Церковью награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Но все это не пробуждало гордости в отце Валерии. Избрав путь смирения, он тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим.

Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в Ожоге. Многие богатые благотворители жертвовали свои средства, и отец Серафим тратил их не только на благоустройство обители, но и помогал строить более 10 окрестных храмов. 11 января 2005 года схиархимандрит Серафим завершил свои труды земные, а погребение его состоялось через два дня 13 января 2005 года. В Благовещенском храме села Ожога было совершено его отпевание.

Схиархимандрит Серафим нашел упокоение на сельском кладбище, при входе на территорию монастыря. Место погребения старец выбрал сам. Первой настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьезной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

3

Настоятельница монастыря матушка Серафима с трудницей

Укрепляется монастырская жизнь, сестры заботятся о благоустроении своей обители. В центре обители возвышается стройный силуэт Благовещенского храма. При храме устроена звонница. Звон самого большого колокола в дни праздников плывет над всей округой. Храм старинный, изобилующий иконами.

Среди них находятся местночтимые чудотворные иконы Божией Матери «Казанская» и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

4

Визит митрополита Липецкого и Задонского Никона в обитель

Молодые послушницы заботливо ухаживают за больными сестрами. Весной и осенью сестры обители обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз. В летний период заготавливают дрова на зиму.

В 2006 году для монастыря главным событием стало обретение святого источника, названного в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Этот источник был уничтожен в 1917 году. В настоящее время было предпринято много попыток отыскать его, и только в апреле 2006 года он был обнаружен. В этом же году были проведены работы по расчистке территории источника от кустарника, деревьев, вырыт котлован, взята проба воды. В будущем здесь планируется постройка купальни.

5

Святой источник Благовещенской обители

Многочисленные паломники приезжают в обитель со всех концов России. Многим из них дорога память о схиархимандрите Серафиме (Мирчуке), как о духовном отце.

Все свои печали они по-прежнему приносят к любимому своему духовному наставнику, но теперь уже на его могилку. Они знают, что батюшка теперь молится о них перед Господом, и сила его молитвы осталась прежней. Теперь их здесь принимают с любовью и утешают насельницы монастыря.

Сестры бережно хранят память об основатели обители – усопшем схиархимандрите Серафиме (Мирчуке). В его келии все так, как было при жизни.

2

Келья схиархимандрита Серафима

Хозяйственные заботы составляют немалую часть внутреннего распорядка монастыря. Сестры ухаживают за больными, несут послушания в алтаре, на клиросе, в трапезной и на хозяйственном дворе, заняты выпечкой хлеба, просфор, пошивом одежды и облачений, обновлением и реставрацией икон, ухаживают за животными, которых очень много в монастырском хозяйстве.

Насельницы монастыря с любовью и терпением несут свои послушания на полях и огородах, выращивая замечательный урожай и делая заготовку плодов на зиму.

Обитель постоянно посещают прихожане и паломники не только Липецкой области, но и из других регионов России. Насельницы монастыря проводят экскурсии с паломническими группами, рассказывают верующим об истории создания и жизни обители, о схиархимандрите Серафиме.

Пять раз в неделю в монастыре совершается Божественная литургия. Читается о здравии и упокоении неусыпаемая псалтирь (круглосуточно). Ежедневно служатся молебны о здравии с акафистами святым.

По воскресным дням на кладбище обители совершается панихида. В вечернее время по дороге вокруг Благовещенского храма обители совершается крестный ход.

Источник

Благовещенский монастырь в с. Ожога

Blag Monastyr

В начале XIX века в селе Ожога была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 80-х годах в храме образуется небольшая женская община, живущая по строгому монастырскому уставу.

26 января 1983 года решением исполнительного комитета Липецкого областного Совета народных депутатов за номером 51 Благовещенская церковь признаётся региональным памятником архитектуры.

16 июля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь.

23 сентября 2005 года в Благовещенском храме была совершена Божественная Литургия, после которой объявлено об учреждении нового монастыря.

Настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьезной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

В апреле 2006 году монастырь обрёл святой источник, названный в честь святителя Николая. Святой источник был уничтожен в 1917 году и на протяжении 90 лет попытки найти источник не давали результатов. Были проведены работы по расчистке территории источника от кустарника, деревьев, вырыт котлован, построена купальня.

Монастырь входит в Тербунское благочиние Липецкой и Елецкой епархии.

В настоящее время на территории обители располагается отреставрированный расписанный храм со звонницей, двухэтажная богадельня для престарелых людей, трапезная и кухня, прачечная, хозяйственные постройки: амбары, сараи, погреба, подвалы, скотный двор, мастерские. К комплексу примыкают поля и огороды.

В обители 49 монахинь, из них 26 схимниц. Монахини занимаются выпечкой хлеба просфор, изготовлением одежды и Богослужебных облачений, обновлением и реставрацией икон, заготовкой дров. Работают на скотном дворе, весной и осенью обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз.

Паломничество в храм началось при настоятеле Серафиме, ставшего для многих «духовным отцом». В настоящее время паломники посещают сам монастырь и место погребения старца Серафима, расположенное при входе на территорию монастыря.

Источник

Благовещенский женский монастырь с.Ожога Епархиальные монастыри РПЦ

014

История

Женская монашеская община, существовавшая здесь еще при советской власти, преобразовалась в монастырь благодаря трудам и молитвам схиархимандрита Серафима (Мирчука).

Оставшись в раннем детстве сиротой, воспитывался родной тетей. В 1949 г. Василий Мирчук окончил 3 класса начальной школы, а в следующем году поступил в Свято-Духовской скит Почаевской лавры, затем перешёл в саму лавру, где и находился до марта 1961 г., исполняя различные послушания. Пострижен в монашество с именем Валерий 4 марта 1958 г., а 11 августа того же года рукоположен в иеродиакона. С 1961 по 1963 г. работал сторожем при храме с. Ячейка Эртильского района Воронежской области, помогая иногда священнику чтением и пением на клиросе. В 1963-1965 гг. служил диаконом Воскресенской церкви г. Новохопёрска.

8 февраля 1965 г. епископом Владимиром (Котляровым) рукоположен в иеромонаха и направлен в Михайло-Архангельский храм с. Ячейка. В ноябре 1968 г. иеромонах Валерий (Мирчук) стал священником Вознесенского собора г. Ельца, где скоро стал весьма почитаем прихожанами за свою подвижническую жизнь и многие духовные дары, которыми наделил его Господь. Избегая славы земной, о. Валерий часто брал на себя духовный подвиг юродства. В 1978 г. игумен Валерий стал настоятелем Благовещенского храма с. Ожога Воловского района, где вскоре вокруг батюшки образовалась небольшая женская община, живущая по строгому монастырскому уставу.

31 марта 1980 года отец Валерий награжден крестом с украшениями. В 1982 году возведен в сан архимандрита. В 1995 году удостоен права совершать Божественную Литургию с открытыми Царскими вратами. За заслуги перед Церковью награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Но все это не пробуждало гордости в отце Валерии. Избрав путь смирения, он тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим.

Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в Ожоге. Многие богатые благотворители жертвовали свои средства, и отец Серафим тратил их не только на благоустройство обители, но и помогал строить более 10 окрестных храмов.

11 января 2005 года схиархимандрит Серафим преставился ко Господу. Его погребение состоялось 13 января 2005 года.

Схиархимандрит Серафим нашел упокоение на сельском кладбище, при входе на территорию монастыря. Место погребения старец выбрал сам.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2005 года было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь.

23 сентября 2005 года в Благовещенском храме была совершена Божественная Литургия, после которой объявлено об учреждении нового монастыря.

Настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьезной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

В обители действуют 2 храма: Центральный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя пределами: в честь архистратига Божия Михаила и святителя Николая Чудотворца. Храм построен в 1735-1746 гг. помещиком Шатиловым И.И.

Второй храм домовый в честь Святителя Феофана, затворника Вышенского.

В Благовещенском храме 5 паникадил, из них 2 больших, зажигаются от свечи. В храме горят 40 неугасимых лампад, каждый год обновляемые огоньком из Иерусалима от Гроба Господня.

Храмы изобилуют иконами. Вокруг монастыря возведена ограда из красного кирпича длинной 920 м и высотой 3м(013.jpg). Звонница, забор, ограда вокруг храма украшены ковкой из металла. Площадь под монастырем увеличена на 1900 кв.м. Проведен внешний капитальный ремонт Благовещенского храма. Построено два гаража на 4 места, помещения для скота на 150 и 200 кв.м.

Сестры и священнослужители заселили 2 вновь отстроенных помещения со всеми удобствами. Построена трапезная на 150 мест с кухней и подсобными помещениями.

В храме каждодневно совершается суточный круг богослужений и только один день отводится для благоустройства в храме. В это день служат правило. На клиросе читаются поучения Святых Отцов, а на трапезе жития Святых. После трапезы игумения беседует с сестрами и прихожанами. На службе сестры присутствуют ежедневно. Схимонахини причащаются каждую седмицу, а остальные 1 раз в 2 недели, могут и чаще, если двунадесятые праздники, больные или день Ангела. Для всех молитвенный день начинается с 6 утра с акафиста и полунощницы, а после часть сестер идут на послушания, а остальные остаются молиться в храме. При этом вычитываются все синодики и помянники. Свободное время для молитвы и отдыха с 12.00 до 16.00. Одни сестры выполняют свое правило до 3 часов ночи, а другие после 3 часов ночи. Ежедневно вычитывается Псалтирь, поминаются живые и усопшие. На заказных обеднях человек поминается о здравии 6 раз и об упокоении 7 раз (1 раз вынимают частичку). Два раза в неделю священнослужители служат заупокойную службу, молебен, панихиды, соборуют, причащают. Совершают требы: освящают жилые и производственные помещения, машины, соборуют и причащают на дому. По воскресениям служат панихиды или литию на монастырском кладбище.

В 2006 году для монастыря главным событием стало обретение святого источника, названного в честь святителя Николая. Святой источник был уничтожен в 1917 году. Было предпринято много попыток отыскать источник, и только в апреле 2006 года он был обнаружен. Были проведены работы по расчистке территории источника от кустарника, деревьев, вырыт котлован, взята проба воды на пригодность. На святом источнике планируется постройка купальни.

Многочисленные паломники приезжают в обитель со всех концов России. Многим из них дорога память о схиархимандрите Серафиме (Мирчуке), как о духовном отце.

Духовная жизнь в монастыре с каждым годом растет. Все больше и больше людей обращаются за молитвенной помощью и решают волнующие их проблемы: о воцерковлении их детей и близких, о семейных и житейских проблемах. С паломниками и прихожанами проводят беседы игумения и сестры, которые несут эти послушания. С духовными и житейскими проблемами обращаются к игумении, в определенное время эти вопросы и решаются. Ответы находятся в поучениях Святых Отцов, проповедях и Евангелии.

Необходимая помощь: требуются трудоспособные люди зрелого возраста до 50 лет, можно с детьми и также необходима денежная помощь (номер карты- 4276350016129106).

Источник

Благовещенский епархиальный женский монастырь (Ожога)

Мiръ Россия Липецкая область село Ожога Благовещенский епархиальный женский монастырь (Ожога)

300px %D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C %D0%9E%D0%B6%D0%BE%D0%B3%D0%B8

Содержание

История [ править ]

Благовещенская обитель — единственный новообразованный монастырь в Липецкой и Елецкой епархии.

16 июля 2005 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский женский монастырь. А 23 сентября 2005 г. была совершена первая Божественная литургия в Благовещенском храме, после которой было объявлено об учреждении нового монастыря.

Женская община, которая существовала здесь еще при советской власти, преобразовалась в монастырь благодаря трудам и молитвам схиархимандрита Серафима (Мирчука).

Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в Ожоге. Многие богатые благотворители жертвовали свои средства, и отец Серафим тратил их не только на благоустройство обители, но и помогал строить более 10 окрестных храмов.

11 января 2005 года схиархимандрит Серафим завершил свои труды земные, а погребение его состоялось через два дня 13 января 2005 года. В Благовещенском храме села Ожога было совершено его отпевание.

В мае 1978 года он (в то время игумен Валерий) был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области.

Со временем при Благовещенском храме образовалась женская община, тайно соблюдавшая монастырский устав. Особенно тяжело пришлось в первые годы, но отец Валерий был разумно тих и дипломатичен. Для властей его служение оставалось сокрытым.

31 марта 1980 г. отца Валерия награждают крестом с украшениями, а в 1982 г. возводят в сан архимандрита.

За заслуги перед церковью его награждают орденом святого равноапостольного князя Владимира. Отец Валерий тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим.

Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в с. Ожога, но и помогал строить более десяти окрестных храмов. 11 января 2005 г. на 70-м году он завершил свои труды земные. Место погребения старец выбрал сам — на сельском кладбище, при входе на территорию монастыря.

Первой настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима восемь лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

Укрепляется монастырская жизнь, сестры заботятся о благоустроении своей обители. В центре обители возвышается стройный силуэт Благовещенского храма. При храме устроена звонница. Звон самого большого колокола в дни праздников плывет над всей округой. Храм старинный, изобилующий иконами.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Монастырь входит в Тербунское благочиние Липецкой и Елецкой епархии.

На территории обители располагается отреставрированный расписанный храм со звонницей, двухэтажная богадельня для престарелых людей, трапезная и кухня, прачечная, хозяйственные постройки: амбары, сараи, погреба, подвалы, скотный двор, мастерские. К комплексу примыкают поля и огороды.

В обители 49 монахинь, из них 26 схимниц. Монахини занимаются выпечкой хлеба просфор, изготовлением одежды и Богослужебных облачений, обновлением и реставрацией икон, заготовкой дров. Работают на скотном дворе, весной и осенью обрабатывают сад, огород и поля, заготавливают корм для коров, лошадей и коз.

Паломничество в храм началось при настоятеле Серафиме, ставшего для многих «духовным отцом». В настоящее время паломники посещают сам монастырь и место погребения старца схиархимандрита Серафима, расположенное на сельском кладбище,находящемся неподалёку от обители.

Источник

Тайные круги

Всё совпало. И желание посетить зимой Благовещенский епархиальный женский монастырь, и командировка в село с необычным названием «Ожога», неразрывно связанное со святой обителью, – в последние дни января 1943 года оно было освобождено от фашистов.

Хотелось поиграть с самими словами «ожог, ожоги», которые в зависимости от степени оставляют след на некоторое время или же на всю жизнь. Однако по возвращении из далёких воловских краёв изначальный замысел претерпел некую корректировку. Но путешествие сие оставило во мне след, который пока никакие другие информационные потоки рассеять не могут.

Так уж повелось у нас (не знаю, с каких пор), но в истории Липецкой земли многое связывается (или притягивается за уши) с именем Петра Алексеевича Романова. Именно Петру Первому приписывается основание, наверное, не менее половины городов и сёл региона, по его императорскому слову реки и леса получали свои названия, возводились заводы и сберегались монастыри, несмотря на известные отношения царя с православной церковью. Вот и в Ожоге, небольшом селе Воловского района, есть своя «петровская» легенда: якобы проезжал некогда первый российский император по здешним местам, что принадлежали дворянам Шатиловым, остановился в одной из хатёночек да и обжёгся о русскую печку. Так сельцо и получило столь необычное название. Неизвестно только, как долго на венценосном теле оставался след от того ожога…

А вот шрамы от недавнего ожога, который воловская земля получила во время Великой Отечественной войны, здесь вроде бы и сохранились, да только не всем они явно видны. Неподалёку от Ожоги, на окраине нынешней Ивановки, фашисты расположили в бывших колхозных конюшнях концлагерь. И пусть размером он уступал Освенциму, Бухенвальду и Дахау, но горе нёс не меньшее. Уходя, фашисты сожгли все лагерные строения вместе с людьми… Сегодня на месте концлагеря стоят памятник, а неподалёку – сельские домики. И кто знает, чьи глаза вглядываются в их горящие в сумерках окошки? И кто подвывает ветру и собакам в ненастье. Да вот только юное поколение ожогинцев и ивановцев не очень-то интересуется историей своей малой родины. Почему? Вероятно, этот вопрос не к ним.

Дороги, что есть, – и беда, и надежда

Ещё из русских сказок известно, что иногда, перед тем как человек попадает в нужный пункт назначения, его кто-то или что-то заставляет поплутать. Вот и мы попали на конечную остановку нашего путешествия не с первого раза. Но, достигнув цели, поняли, что некая многоплановость, смешение реального и ирреального нам обеспечены. Всё началось с того, что центральной усадьбой Ожогинского сельского поселения является вовсе не село Ожога, а деревня Ивановка. Это раньше в Ожоге были и сельсовет, и школа, и клуб, а неподалёку – монастырь. Но со временем люди потихонечку начали перекочёвывать «на Бугор», поближе к обители. Так на карте района появилась деревня Ивановка, перетянувшая на себя одеяло «столицы» сельского поселения. Странно только, что, расстроившись вокруг Благовещенского храма (монастырь оформился здесь намного позднее), Ивановка официально так и осталась деревней, тогда как Ожога, де-факто, лишившись церкви, наследовала статусное право называться селом.

Сегодня Ожогинское сельское поселение – это 8 населённых пунктов и 883 человека, проживающих в них. Речка Олым делит поселение аккурат пополам: по четыре – на правом и левом её берегах. Местные жители говорят, что мы правильно сделали, приехав в гости к ним именно зимой, потому что в осеннюю распутицу и весной во время таяния снега в некоторые населённые пункты не добраться даже на внедорожнике. Действительно, с твёрдым дорожным покрытием здесь негусто. Но потихонечку ситуация меняется. Вот недавно к Ивановке и к посёлку имени Ленина проложили мосты через речку, отсыпали два километра грунтовых дорог, по программе благоустройства выложили более 200 квадратных метров тротуарной плитки. На прошедшем в январе административном совете глава области Олег Петрович Королёв пообещал, что и до монастыря здесь проложат дорогу с асфальтовым покрытием. Вообще, по словам главы Ожогинской сельской администрации Леонида Козлова, в следующем году запланировано заасфальтировать ещё 7 километров дорог и капитально отремонтировать школьную крышу, вставить новые окна в детском садике и заменить устаревшую АТС на современную, с возможностью подключения широкополосного Интернета.

– У нас нет безработицы, – констатирует Леонид Николаевич. – Главный работодатель у нас – «Сельхозинвест», который до последнего времени возглавлял нынешний заместитель председателя облсовета Сергей Владимирович Грибанов. В округе в сезон уже плодоносят порядка 200 гектаров яблоневых садов, в нынешнем году в «Инвесте» планируют сажать ещё и смородину. В скором времени здесь появится и перерабатывающий завод. Так что только несколько человек из наших сёл и деревень уезжают куда-то на заработки, остальные трудятся рядом с домом.

Прошлый год для Ожогинской сельской администрации был по-настоящему кризисным, то есть бесприбыльным для местного бюджета. От наступившего года селяне ждут позитивных изменений в экономике и социальной жизни. Но многие из них боятся, что местную Ивановскую школу могут закрыть. Такие слухи ходят в здешних местах не первый год, но от этого привычными не становятся. Дело в том, что первого сентября нынешнего года может случиться, что порог школы не переступит ни один первоклассник. В садике детишек этого возраста нет, зато в следующем году их будет намного больше, чем в 2010-м. Вот и обеспокоены родители сложившейся ситуацией. Тем более что местная школа с недавних пор потеряла свой суверенитет и стала филиалом Васильевской. Сегодня в её классах обретают знания и друзей 62 ребёнка. Из отдалённых мест их привозит школьный автобус. Особенность местного образовательного процесса – это дети, приезжающие с родителями в монастырь. Иногда они учатся четверть, а бывает, что задерживаются и на годы.

Фельдшерско-акушерских пунктов на восемь деревень всего два – в Ивановке и Большовке. А ведь ещё несколько лет назад здесь была амбулатория, с врачом и машиной, кабинетами стоматолога и физиопроцедур. Сейчас за здоровье своих односельчан отвечает фельдшер Галина Проняева. На ней – и первичный осмотр, и прививки, и выезд (то есть выход) на дом, и уколы заболевшим.

– Я здесь 27 лет живу и работаю, и мне кажется, что уже всё могу, – улыбается Галина Михайловна. – Каждого своего пациента знаю не только в лицо, мы живём бок о бок и помогаем друг другу. Если нужно, меня любой на машине до самого отдалённого дома довезёт. А после того, как в районе открылось два поста «скорой помощи», неотложка приезжает на вызов очень быстро.

И всё бы ничего. Да только беспокоится народ о том, что закроют ФАП в Большовке, ведь, по слухам, пункты, где обследуются менее двухсот человек, планируют ликвидировать или объединять с другими. Для прояснения ситуации народ хочет обратиться за помощью к депутатам. Ведь большовский фельдшер вынуждена преодолеватьо-о-очень большие расстояния, часто – пешком и в любую погоду.

А вот благодаря Любови Будариной в Ивановке за детский сад уже не боятся. Заведующая отстояла его в сложный период демографического спада, чем и заслужила благодарность односельчан. Сегодня в садике воспитываются 18 деток разного возраста. С нового учебного года здесь появились и две новые воспитательницы – Евгения Николаевна Истраткина и Римма Григорьевна Проняева, ещё совсем недавно преподававшие в школе.

Так походили-походили мы по Ивановке да и вышли на дорогу прямоезжую, ведущую, как и положено, к храму. Белокаменная, в смысле выкрашенная в белый цвет, колокольня Благовещенского собора возвышается над всеми постройками, как бы разрезая пространство и уходя от покрытой снегом земли в голубое небо.

Большинство монастырей, что стоят сегодня на липецкой земле, имеют давнюю историю. Они освящены устройством самих монашеских обителей или пребыванием в них святых угодников Божиих, живших как минимум сто лет назад. Так, весь Задонск обязан своим духовным величием батюшке Тихону Задонскому, впрочем, как и Елецкая женская обитель. В Сезёнове подвизался Иоанн Сезёновский, в Троекурове основал общину Иларион Троекуровский… В Ожоге же ситуация немного иная – община сложилась здесь совсем недавно, в семидесятые годы прошлого столетия, правда, большинство жителей области как-то пропустили это событие. Да и батюшку – основателя обители – отца Серафима знают немногие, хотя слава его, его молитвенная мощь манили сюда десятки тысяч паломников со всей России.

Ожогинская община стала неким сокрытым духовным центром региона, новым явлением, новой точкой на нашей православной карте. То есть тем самым градом Китежем, который, по легенде, может уходить и снова появляться в нашем измерении, проявляться и исчезать из нашего времени.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Ожоге появился ещё в начале XIX века, здесь даже сохранились иконы того периода: Святителя Николая, Божией Матери Казанская, Иверская и «Скоропослушница». А образ Богородицы «Достойна есть» пережил, по легенде, в Москве нашествие Наполеона. Сразу же после Троицы 1929 года храм на один год был закрыт, и новые советские власти разместили здесь зернохранилище. Во время войны церковная колокольня превратилась в настоящую мишень как для наших, так и для немецких стрелков. Как за раненым бойцом, ожогинцы старались ухаживать за своей святыней. И в 1946 году здесь уже прошла первая литургия. Но по-настоящему действующим храм стал в 1952 году. Через тридцать лет был признан региональным памятником архитектуры. А незадолго до этого сюда пришёл настоятелем батюшка Валерий, более известный как схиархимандрит Серафим. Вокруг него практически сразу образовалась небольшая женская община, которая стала жить по строгому монастырскому уставу, по-почаевски. И с этих самых пор реальность здесь приобрела многогранность, а всё тайное несколько десятилетий не становилось явным.

Вот, к примеру, такой случай. Щедрые благотворители были у батюшки во все времена (достаточно сказать, что монахиня Марфа, матушка нынешней игуменьи Серафимы, привезла более миллиона советских рублей). На их пожертвования отец Серафим восстановил не только Благовещенский храм, но и ещё 10 церквей в округе. А затем приступил к устройству монастыря. Но делал всё так, что советские власти об этом даже не догадывались, а если кто и понимал суть всего происходящего, Божьим Промыслом ничего противного не предпринимал. Так вот, примеру батюшки решил последовать один из усманских священников. Уже и храм восстановил, и другие постройки поставил, а власти не только прикрыли стройку, но и вынудили священнослужителя покинуть пределы епархии. А отец Серафим тем временем благоустраивал территорию, украшал храм и возводил монашеские кельи. Даже трапезную для паломников батюшка устроил в подвальном помещении, чтобы не привлекать чужого внимания.

Многого мы ещё не знаем о нашем крае, о всей нашей Родине. Не понимаем того, что хотя и была она официально атеистической, но за занавесом официоза скрывалась такая могучая духовная составляющая, которая, быть может, и держала всю эту огромную махину – СССР – на плаву. Ведь не только промышленность, наука и экономические достижения укрепляют мощь страны. Молитва, как известно, одного монаха делает землю непроницаемой для сил зла. Сколько таких тайных православных анклавов было на территории Липецкой области – нам ещё предстоит узнать. Но, безусловно, одним из сильнейших была Ожогинская монашеская община во главе с отцом Серафимом.

Схиархимандрита Серафима, которого многие до последних дней его земных называли батюшкой Валерием, почитали старцем. К нему ехали со всей страны за советом и благословением. Родился он в мае 1936 года. В год, потеряв мать, попал в семью тётки, сестры отца. Там маленькому Васе Мирчуку жилось несладко, вот и начал он с подросткового возраста убегать в Почаевскую лавру. Несколько раз его возвращали, но потом оставили в покое. Именно в Почаеве Василий Илларионович Мирчук был пострижен в монахи с именем Валерий. И принёс строгий почаевский монастырский устав в Ожогу, который соблюдается здесь и поныне. Несколько лет батюшка служил в храмах Воронежской области, затем в Вознесенском соборе Ельца. А 12 мая 1978 года пришёл настоятелем Благовещенского храма села Ожога.

11 января 2005 года схиархимандрита Серафима не стало. А 23 сентября того же года был учреждён Ожогинский епархиальный Благовещенский монастырь.

Говорят, что батюшка попал в Ожогу, устроив своеобразный конкурс на послушание среди представительниц нескольких приходов, желающих видеть его настоятелем. Самой послушной оказалась ожогинская женщина. Также говорят, что многие его духовные чада тяжело переживали, если старец наказывал кого-то другого, потому что знали – через наказание батюшка умерщвляет грех.

Сам тяжело, смертельно, больной, отец Серафим неоднократно являл прихожанам чудеса исцеления других страждущих. И люди видели это собственными глазами!

Будучи старцем, батюшка старался избегать прямого учительствования. Но тот, кто хотел, брал от него всё самое ценное. Так случилось и с одним прихожанином из Твери. В девяностые годы прошлого века этот человек был достаточно крупным чиновником, затем предпринимателем, окормлявшимся у отца Серафима. И всё он сокрушался, что батюшка не позволяет ему записывать за ним, а только велит ходить на службы. Спустя несколько лет, когда старца уже не было на свете, этот человек стал священником, построил храм и рассказывает, что служит как по написанной отцом Серафимом инструкции.

Вот и управляющий Липецкой и Елецкой епархией, архиепископ Никон знал старца и дружил с ним на протяжении тридцати лет. Видел владыка и мучения, которые преодолевал в последние годы отец Серафим, доводившие его до диабетической комы, отнимавшие последние физические силы. Но не духовные – на этом поле батюшка стоял как скала.

Свою последнюю обитель старец обрёл на простом деревенском погосте – такова была его воля. К могилке батюшки, что в монастырском «приделе» сельского кладбища, тропинка протоптана и зимой, и летом. И мы прошли по ней к простому православному кресту, под которым упокоился скромный молитвенник земли липецкой.

Первой игуменьей монастыря стала матушка Серафима. Получается, Огненный Ангел (что и означает имя Серафим) не покидает обитель. Почти десятилетие матушка была духовной дочерью старца. Но пришла она к нему уже по протоптанной дорожке. Вслед за своей матерью, принявшей в 42 года тайное монашество. Тогда никто из её родных даже и не догадывался, какой трудной и высокой тайной духовной жизнью живёт та женщина, официально работавшая лаборанткой на сахарном заводе. Спустя двадцать лет она открылась своим домашним. И её Люба, занимавшая хорошее тёплое местечко руководителя среднего звена, последовала за ней. Матушка Серафима говорит, что, когда ей было 15 лет, мама пророчествовала: скоро наступят времена, когда в России закроются многие предприятия. Тогда дочь возражала матери, мол, у нас в стране плановое хозяйство и социалистическое соревнование. Спустя годы, к сожалению, мамино пророчество сбылось. А в дочери укоренилось желание продолжать мамин путь.

– Это место по-настоящему святое, оно освящено не только пребыванием здесь батюшки Серафима, но и молитвами монахинь и простых людей. Многие называют Ожогинский монастырь вторым Афоном, только женским. Здесь благодать. Знаете, паломники, приезжая сюда, начинают принюхиваться – здесь как будто повсюду разлито миро, – улыбается матушка-настоятельница. – Ничего у нас в жизни не бывает просто так. Господь нас ведёт, но – куда? Каждый должен заглянуть в себя и понять сокрытые смыслы.

Едва мы переступили порог обители, как нас встретила одна из насельниц и с благословения игуменьи повела в трапезную обедать. Мне сразу вспомнились рассказы многих паломников об отце Серафиме. Батюшка тоже сначала сажал людей за стол и только потом выслушивал. Здесь многое сохранилось в том же виде, как и при батюшке: службы ведутся по почаевскому уставу, обычаи остались прежними, только вот паломников стало меньше – видно, нужно обители и нынешнее время перетерпеть… Вот появится хорошая дорога при поддержке главы области Олега Королёва, глядишь, всё и наладится. Побывали мы и в келье самого схиархимандрита Серафима – там тоже всё осталось по-прежнему, как и при жизни старца. Что изменилось – так это устройство монастырского двора, в периметре которого матушка развернула строительство новой большой трапезной.

Сейчас в обители постоянно молятся порядка 80 человек, из них 60 – монашествующие, среди которых почти половина – схимницы. Такое большое количество схимниц в одном монастыре в своё время удивило даже Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.

…О том, что у неё будет личная встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви, матушка Серафима видела во сне ещё до пострига.

– Я ещё тогда работала, – вспоминает игуменья Серафима. – И мне было видение: стою я, одетая в мирское платье, в Колонном зале в Москве рядом с Патриархом. И мне нужно что-то ему сказать… Но на этом видение закончилось, а я, испуганная, очнулась. Прошли годы, я уже пребывала в нашем монастыре. И снова мне видение: стою я уже в монашеском облачении на литургии и снова перед Патриархом Алексием. И что-то опять должна говорить… А спустя какое-то время меня пригласили на патриаршую службу в Успенский собор Кремля. И у меня была личная встреча со Святейшим. Когда я увидела его глаза близко, голос его услышала, меня окутала такая благодать! Такая тишина воцарилась в душе, такой покой. И вот буквально недавно я легла отдохнуть. И снова мне явился Патриарх Алексий, который взял мою руку и, удивившись, что она холодная, отогрел её. Когда я очнулась, одна рука у меня была просто ледяной, а вторая – тёплой-претёплой…

Мы все боимся стать Иванами, не помнящими родства. Нам всем важно, чтобы помнили…

В ивановской школе первым нам повстречался абсолютно солнечный мальчик, тринадцатилетний Женя Воронин. Некоторое время он обучался на дому и вот с нового учебного года стал посещать классные занятия. Женя хочет стать шофёром, как один из его братьев, и работать здесь же в хозяйстве. Вся его семья и бабушка живут в Ожоге, они прихожане Благовещенского храма. Женя знает, что его родное село было оккупировано немцами. Но о том, что здесь был концлагерь, он не слышал. И даже ни разу не был на том месте, где десятки людей приняли мученическую смерть…

Наверное, пока в этом мальчике не проснулся интерес к истории своего края. Но это, по большому счёту, не его беда – это забота родителей и учителей, которые должны в целости сохранять нить памяти.

Когда же мы искали то самое место, где стояли бараки концлагеря, а нынче – обелиск, то заплутали и никак не могли найти нужную дорогу. Местные жители вроде бы объясняли, да всё не туда. И тут снова припомнилось сказочное блуждание, которое обязательно для чего-то нужно. Нам оно было необходимо для того, чтобы в одном из переулков повстречать молодого человека, который на своём автомобиле проехал впереди редакционной машины до нужного нам места. Значит, у Жени ещё всё впереди. Значит, придёт время и этому рыжему мальчику с разукрашенным конопушками лицом узнать героическую историю своей земли, освящённую подвигом народа, его молитвами и кровью…

Источник

  • ящики и корзины для цветов и подарков
  • ящики для упаковки подарков
  • ящик со сладостями в подарок
  • ящик с ягодами в подарок
  • ящик с фруктами в подарок фото

  • Справочник номеров и подарков