Может ли родитель отслеживать ребенка по закону?
Можно ли по закону устанавливать ребенку программы слежения без его согласия, слушать звук вокруг устройства и контролировать, в какие игры играет ребенок?
Отслеживание местоположения ребенка
Программа “Где мои дети” позволяет смотреть текущее местоположение ребенка на карте и сохраняет историю его перемещений за день. Удобная функция для родителей, которые весь день находятся на работе и не могут лично забирать ребенка из школы и водить на секции. Но соответствует ли эта функция интересам ребенка? Можно ли отслеживать его местоположение по закону?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, начнем с прав и обязанностей родителей по отношению к своим детям. Гражданский кодекс РФ и Конвенция о правах ребенка устанавливают, что:
родители обязаны заботиться о защите собственных детей, защищать их права, в том числе право ребенка на безопасное детство, защиту от физического и психологического посягательства иных лиц.
Конечно, мы не можем всюду следовать за нашими детьми или закрывать их дома в попытках защитить от окружающего мира.
Для обеспечения безопасности ребенка родители могут действовать любыми способами на свое усмотрение, в том числе использовать ПО для отслеживания местонахождения своего ребенка. Зная, где находится ребенок, родитель может быть уверен, что он в безопасности, или же ему требуется помощь.
А что насчет прав детей? Закон устанавливает, что:
ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12).
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16).
Ст. 56 СК РФ также упоминает право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
Ст. 57 СК РФ представляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
Другими словами, право родителя определять способы воспитания и защиты своего ребенка ограничивается правом ребенка на личное пространство, частную жизнь и т.п. Однако граница прав родителя и ребенка в законе не установлена, и может устанавливаться только самими родителями и их детьми.
В любом случае, если ребенок уже достаточно взрослый (зависит от уровня развития ребенка), следует как минимум пояснить ему, зачем вы отслеживаете его местоположение. Если вы не знаете, как поговорить с ребенком об установке приложения на его личный смартфон, прочитайте нашу совместную статью с детским психологом.
Дети старше 18 лет по закону являются совершеннолетними лицами, обладающими полным объемом дееспособности. Конечно, что-либо устанавливать на их смартфоны без их согласия родители не имеют права.
Звука вокруг ребенка
Помимо функции отслеживания местоположения, программа позволяет послушать звук вокруг телефона ребенка, чтобы понять, что происходит вокруг него.
Все вышеперечисленные пункты относятся и к этой функции. Если её активация направлена на обеспечение безопасности ребенка, нарушения закона нет. Но мы рекомендуем перед установкой приложения все же обсудить с ребенком, в каких ситуациях вы можете прибегнуть к тем или иным мерам. Например, вы можете послушать звук вокруг ребенка, если его долго нет дома и он не берет трубку.
Однако в этом случае есть более сложный нюанс.
Зву вокруг может классифицироваться как вторжение в частную жизнь иных лиц, которые находятся рядом с ребенком в момент записи. Чтобы избежать возможных конфликтов, используйте функцию только для получения информации о ребенке и в целях обеспечения его безопасности!
Отдельных запретов или правил для общеобразовательных учреждений и местах общего доступа обнаружить не удалось.
Просмотр статистики приложений
Как и в предыдущих пунктах, главный вопрос — это пределы вмешательства в частную жизнь ребенка и наличие его согласия на такое вмешательство. Если вы будете использовать полученную информацию в целях защиты права ребенка на безопасное детство, никаких нарушений закона нет.
Вывод
Что делать, если родители следят за мной, как будто мне 14, хотя мне уже 18 лет?
Вопрос психологам
Спрашивает: Яна, 19 лет
Категория вопроса: Семья
Мне 18 лет, встречаюсь с мальчиком из другого города, он ко мне приезжает. С родителями знакомы, но мы хотим проводить время вдвоем, посидеть посмотреть фильм, заказать вкусной еды, но при этом быть наедине, что бы можно было спокойно поговорить на любые темы. Папа же мне говорит так «Что за километр твоей ноги не было около его отеля», это было когда мне было 17. Сейчас мне исполнилось 18 и теперь я могу принимать решение сама, но родители этого не позволяют.
Есть еще приложение, которое он установил мне на телефон, это уже переходит все границы, оно предназначенно для детей начальных класснв, но так он наблюдает за мной, каждый мой шаг, где Я нахожусь и там есть прослушка, и в любой момент он меня может послушать. Мне так не нравится, я могу разговаривать на личные темы с подругами или с парнем, а он может это слушать. Поговорить
Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Что делать, если родители следят за мной, как будто мне 14, хотя мне уже 18 лет?
Ответов на сайте: 5452 Проводит тренингов: 2 Публикаций: 3
Здравствуйте, Яна! Действительно сложная ситуация с одной стороны хочется самостоятельности, свободы. С другой стороны есть страх ухудшить отношения, здоровье папе. Надо выбрать тот подход к папе, к ситуации, чтобы решить вопрос в вашу пользу. Маленькими шашками отделяться от родителей. Говорить с ними об этом. Спокойно, как взрослая девушка, которая уже не ребенок. Имеет свое мнение, свое желание и с этим нужно считаться, нужно относиться с уважением. Поговорите с кем из родителей с кем можно договориться, попросить помощи. Может возпользуетесь поддержкой старших родителей. Желаю вам любви и гармонии в отношениях!
Психолог Апатиты Был на сайте: Сегодня
Ответов на сайте: 1542 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 0
Мне придется говорить не самые приятные для вас вещи, поэтому приготовьтесь.
У ситуации есть два основных решения:
Во-первых, можно предложить папе те способы контроля, которые вас унижают не так сильно, как приложение «родительский контроль за студентками младших курсов».
Во-вторых, просто отключать интернет, когда вы не хотите, чтобы вас контролировали. Конечно, папа может звонить, но в этом случае, вернее, в следующий раз можно отключить и звук телефона, пусть звонит на здоровье, когда у вас появится возможность, вы перезвоните.
Плохого в этих выходах вот что:
Я понимаю родительскую позицию: чтобы общаться со взрослыми детьми, нужно пересматривать и перекраивать свою линию поведения, а зачем? Ведь есть же отличные модели поведения, которые работали, когда девочке было от 5 до 15, зачем менять то, что работает? Общая политика партии укладывается в два слова: «Не пущать и запрещать».
Так как родители – люди, они, как и все мы, ленивы, поэтому все именно так и происходит.
Вам нужно понять: нельзя получить разрешение стать взрослой, ей можно только стать. Родительская лицензия на взрослость начнет действовать лет с 35, или 40, или 50. Кто знает, до каких пор в глазах родителей вы останетесь ребенком. Кстати, если будете жить с ними и не выйдете замуж, то лицензия на взрослость может и запоздать, но это не повод вот прямо сейчас выходить замуж.
«Я пыталась, все приводит к одному и тому же, что это приложение не будет удалено, и что ты будешь делать так как мы сказали»
Если переговоры ни к чему не приведут, вы просто останавливаете приложение, а не спрашиваете разрешение: «Папа, а можно я удалю приложение?» Конечно, ответ будет «нет», а вы чего ждете?
«Поговорить еще раз мне страшно, потому что мы поругаемся, у папы и так проблемы со здоровьем»
Если у него есть силы на скандалы о приложении «родительский контроль для студенток младших курсов», тогда у него хватит здоровья, чтобы разумно поговорить.
Все описанное здесь только рекомендация, вы даже не обязаны этим пользоваться. А еще я думаю, что проблема исчезнет сама собой максимум лет через 5. Ну, потому, что вы станете взрослее и, возможно, отправите или, вернее, предложите папе пройти терапию у психолога, чтобы он разобрался с собственными страхами. Хотя это предложение его тоже может оскорбить, но за 5 лет (максимум) он так достанет вас своим контролем, что вам станет все равно.
И да, еще о папе. Если у него серьезные проблемы со здоровьем. Возможно, у него активизировался страх смерти, а беспокойство за вас и вашу безопасность – это только отраженная боль. Папа, конечно, ни к какому психологу не пойдет ни сейчас, ни через 5 лет, но зато, возможно, изменитесь вы.
И еще одна неприятная вещь, над которой вам придется подумать: болезнь отца может быть удобным предлогом, чтобы лишний раз навязать вам свою волю. Другими словами, это инструмент манипуляции. Папа тяжело болен, поэтому его нельзя расстраивать и нужно исполнять все его желания и прихоти. А подобный посыл узнается по фразам такого типа:
Сами фразы могут быть и другими, но главных их смысл: «Не перечь папе: он тяжело болен». Я понимаю, родители пытаются уберечь, сохранить, сделать как лучше, в итоге избавить себя от тревог. Но если использовать болезнь как предлог и инструмент для манипулирования в результате можно нарваться на чистую, незамутненную ненависть, особенно если болезнь используются часто и / или давно. И кстати, даже если вы используете болезнь как предлог не причинять беспокойств отцу внутри себя, то ненависть все равно может возникнуть на него или на себя или на то, что вы слишком хорошая дочь. И вам рано или поздно захочется стать плохой и станет все равно, какие это повлечет последствия. Если внутри человека живет свобода, она все равно прорвется. Если же свобода не является потребностью человека, ему живется проще, но жизнь его в итоге глубоко несчастна сама по себе, потому что он так и никогда не решается быть собой. Ведь быть собой – это значит оскорблять других, сначала родителей, потом мужа, потом детей…а там уже и конец. Да, я, пожалуй, увлекся. А то еще разбужу в вас бунтарский дух. В любом случае желаю всего доброго и, надеюсь, мой ответ был полезен.
Меня преследуют родители. Мне 23 года, из них 10 лет я живу в страхе
Здравствуйте, в чём Вам сейчас хотелось бы получить помощь и поддержку?
Дело в том, что родителей мы с Вами здесь точно изменить не сможем. У них есть свои страхи, они формировались годами, ещё до Вашего появления на свет и столько, сколько Вам лет. Это не исправить. Они будут продолжать Вас подозревать и дальше. Это очень печально. Здесь можно только попробовать поработать с Вашей реакцией на их слова и действия.
А Ваш молодой человек как на всё это реагирует? Он Вас поддерживает.
мой молодой человек не поддерживает меня, хотя и вроде понимает.
А он как на всё это реагирует? Каково его мнение о ситуации? Вы с ним обсуждали вопрос совместного проживания?
во всех людях, в сестре тоже, я вижу агентов родителей, которые круглосуточно следят за мной
Как Вы считаете, зачем они это делают?
Я не могу успокоится, у меня паническая атака.
чтобы наказать или показать какая я ужасная дочь.
Это происходит тогда, когда я понимаю что все мои действия, слова так или иначе известны родителям. Это понимание кумулируется, и еще один подозрительно посмотревший на меня «агент» или сказанное слово матери «я сомневаюсь», «я не верю» может переполнить чашу. Вот тогда меня охватывает паника, мне хочется убежать, зарыться под землю, я не знаю что мне делать. Вчера пришла мысль о суициде. Ведь если я умру, я не буду испытывать это изматывающее чувство преследования и меня просто оставят в покое.
Но я не хочу умирать, я ведь хочу прожить еще, что нибудь оставить после себя
Но у меня как будто нет выбора.
все мои действия, слова так или иначе известны родителям.
Это прямо как-то совсем жутко. Они у Вас экстрасенсы чтоли?
Обычно родители переживают и боятся за ребёнка как раз тогда, когда они не знают что происходит с ним. Они ведь собственных фантазий боятся. Боятся того, что они думают что с Вами что-то происходит. Поэтому и контролируют чтобы от своего страха избавиться.
еще один подозрительно посмотревший на меня «агент» или сказанное слово матери «я сомневаюсь», «я не верю» может переполнить чашу.
Вот тут интересно, Вы тоже можете мысли человека читать? Откуда Вы знаете что он смотрит «с подозрением»?
Скорее всего ситуация такая: человек как-то на Вас смотрит, а Вы воспринимаете его взгляд как подозрение.
Получается что-то вроде «Все про меня всё знают и меня подозревают» и «мне сделают плохо» (наорут, унизят, оскорбят. ) Или как бы Вы могли точнее это сформулировать?
Вчера пришла мысль о суициде. Ведь если я умру, я не буду испытывать это изматывающее чувство преследования и меня просто оставят в покое.
Если Вас это так сильно мучает, то лучше обратиться к психиатру за успокоительными таблетками
Мама следит за тобой: как цифровой контроль меняет отношения детей и родителей
Проблема увлеченности детей гаджетами с выходом в интернет превратилась в общее место: психологи, педагоги, социологи и медики рассказывают о вреде использования интернета. При этом многие не придают значения еще одному новшеству в детской повседневности: техническим устройствам, которые позволяют родителям следить за своими детьми. Однако именно эти устройства могут полностью изменить детско-родительские отношения.
Недавно основным способом контроля был звонок на домашний телефон и позже — на мобильный с вопросом «ты где?». Теперь есть устройство, позволяющее узнать ответ на неизменный вопрос, не обращаясь к ребенку напрямую. Детские умные часы, снабженные геолокатором, дадут полную информацию о месте пребывания ребенка без его согласия.
Стандартный набор функций этих часов, помимо GPS-трекера, — это телефонный звонок, кнопка SOS (передача координат местонахождения пользователя и голосового сообщения на телефонные номера родителей), прослушка (возможность установить одноканальное аудиосоединение с часами и услышать всё, что происходит вокруг пользователя часов без его ведома и согласия). Одни модели снабжены дополнительными функциями фото- и видеосъемки, калькулятором, шагомером и играми, на других отсутствует функция прослушки.
Всё началось с радионяни
В первой половине ХХ века в разные годы незнакомыми друг с другом американцами было изобретено устройство, которое позволяет услышать плач ребенка на расстоянии. Некоторые из этих устройств основывались на простом громкоговорителе, большая часть использовала радиосигнал.
Самой известной моделью стало устройство Zenith Electronics, поступившее в продажу в 1937 году и названное радионяней. Это изобретение обозначило поворот в развитии детско-родительских отношений в сторону использования технических средств в наблюдении за ребенком.
Тогда же произошел всплеск изобретения умных вещей для детей и младенцев: это «умные» носочки, комбинезоны, матрасы и столики или просто клипсы на одежду, снабженные датчиками, анализирующими состояние своего пользователя, позу сна (не перевернулся ли на живот), а также собирающих данные о частоте сердцебиения, дыхания, температуре тела (а заодно и окружающей среды).
Некоторые из видов «умных» вещей, например, подгузник, проводят полный медицинский анализ своего содержимого, выдавая развернутую информацию, так что родители, получая массу различных биометрических данных, нуждаются в медицинской энциклопедии для ее интерпретации.
Все эти устройства выполняют две главные функции, выбирая приоритетом или одну, или другую: собирают физиологические данные и отслеживают перемещения пользователя. Соответственно, детские мониторы и трекеры занимают сегмент рынка где-то между медицинскими устройствами и модными гаджетами.
Производятся они и лидерами цифрового рынка, и малоизвестными стартапами, и разработчиками медицинской техники. При этом объем продаж носимой электроники растет. По данным аналитической компании Gartner в конце 2018 года продажи носимых устройств составили 178,91 млн единиц, а в следующем планируется рост до 225,12 млн.
В России за 2018 год объем продаж носимой электроники вырос на 200 %, что составило 2,5 млн устройств, а 19 % от общего объема занимают устройства, определяющие местонахождение пользователя.
Производители заявляют о планах по наращиванию объемов носимой электроники, в том числе и детской, продавцы цифровой техники фиксируют рост спроса на эти устройства перед началом учебного года.
Контроль — часть «особого ухода» и тюремного заключения
Множество моделей носимой электроники разработаны родителями детей, нуждающихся в особом уходе.
Курт Воркман, студент Университета Бригама Янга (США), опасаясь за жизнь своего будущего ребенка из-за наследственного заболевания сердца, стал разрабатывать детский монитор, который смог бы постоянно передавать ему информацию о состоянии здоровья младенца. Так появился «умный» носок — носимый монитор, позволяющий сократить время личного наблюдения за особым ребенком.
Дорон Сомер, генеральный директор AngelSense и отец сына с синдромом Дауна, хотел поддерживать контакт с сыном, пока тот в школе, потому что ребенок с особенностями развития может стать объектом для издевательств или дезориентироваться даже в знакомом месте. Разработка Сомером устройства, которое отслеживало перемещения и устанавливало телефонную связь с ребенком, позволила ему меньше беспокоиться и оперативно реагировать на особые потребности сына:
«Теперь, посадив сына на школьный автобус, я захожу домой, сажусь за свой кухонный стол с утренним кофе и открываю приложение AngelSense на телефоне. Я точно вижу, где Итамар находится в реальном времени по пути в школу.
С кофе в руке я звоню ему на устройство AngelSense. Оно автоматически подхватывает звонок, Итамару не нужно ничего делать, чтобы ответить. Независимо от того, насколько спешным и напряженным было наше утро, у меня есть несколько благословенно спокойных моментов, чтобы провести их с моим сыном. Я говорю ему, что люблю его. Я моделирую его будущее поведение, подсказываю ему…
Я получаю уведомление о том, что Итамар прибыл в школу, и снова звоню ему, чтобы подготовить его к выходу из автобуса и переходу в большой холл, ведущий в специальный учебный класс».
В трекерах и упрощенной телефонной связи нуждаются дети и взрослые, имеющие ментальные расстройства, в силу которых они могут потеряться в городе, забыть дорогу домой, или заболевания, при которых им может понадобиться экстренная помощь, о которой они не могут попросить самостоятельно.
Но и совершенно здоровым детям приходилось носить GPS-трекер, принц Гарри носил носил такой трекер на ноге до 17 лет. В пенитенциарных системах многих стран такие браслеты на ногу с GPS-трекером довольно давно используются для мониторинга передвижений преступников, осужденных по «легким» статьям, бывших заключенных или находящихся под домашним арестом.
С 2010 года эта система введена и в России.
Средства смарт-наблюдения, проникшие в сферу ухода за детьми, воплощают расцвет идеи уязвимости детей. Если на заре развития средств технического контроля особое отношение применялось к «особым» детям, то с распространением следящих гаджетов «особым» становится каждый ребенок.
Способствует этому и медикализация темы детства: проникновение медицинского дискурса и медицинских понятий в область ухода за ребенком, а также доместикация медицинских приборов.
Детские мониторы фиксации изменения температуры тела, сердечного ритма, дыхания, обслуживающие недоношенных младенцев и малышей с патологиями рождений, адаптировались под совершенно здоровых детей и стали домашними устройствами.
Технологии смарт-контроля перемещений и детские мониторы укрепляют идею необходимости особого отношения к детям — прежде всего с помощью постоянного наблюдения за ними.
Постоянный контроль изменяет детскую психику
До появления умных часов родители не знали, каким маршрутом идет их ребенок из школы домой, теперь школьная система sms-оповещения сообщает, что ребенок покинул детское учреждение, умные часы рисуют маршрут ребенка в смартфоне родителей, и они узнают, что он идет два часа там, где можно пройти пятнадцать минут. Два часа ему нужно, чтобы рассмотреть витрины магазинов, городские афиши, помечтать, поговорить с приятелем.
Отзывы родителей — пользователей смарт-часов полны историями о том, что, обнаружив такие «отклонения от маршрута», они указали ребенку на обнаруженное преступление, и тот стал приходить на полтора часа раньше.
Осознав все тонкости своего нового положения, дети (часто получающие такие часы по собственному большому желанию) начинают вести себя как «подконтрольные». Это роднит их с узниками бентамовского паноптикона, в котором заключенный никогда не знает точно, в какой момент времени за ним наблюдают, его «надзиратель» скрыт от глаз.
На этом основана практика наблюдения с помощью умных технологий: в городских местах, где находятся камеры видеонаблюдения, совершается меньше преступлений, а водители под камерами снижают скорость.
Но что, если наблюдение за человеком происходит постоянно?
С точки зрения психологии личности приватность (как баланс закрытости и открытости всех видов информации о человеке) — один из важных аспектов психического здоровья личности.
Мама про 12-летнего сына: «Младший сказал: „Ты что, теперь будешь следить, где я есть?“ Сам факт того, что они под контролем, — вот это его настораживало».
В исследованиях детства прослеживается идея ценности приватности детского мира, она рассматривается как ключевой фактор в развитии автономии ребенка. Она формируется через самостоятельность в отношениях с родителями, сверстниками и другими взрослыми. Способность выстраивать и регулировать личные границы появляется, когда с раннего детства ребенок встречает уважение к своему личному пространству.
Зарегулированность детского времени, отсутствие свободного и самостоятельного времяпрепровождения, постоянный мониторинг сказываются на психическом и социальном самочувствии детей. Эда Ле Шан в своей книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» пишет, что дети, лишенные приватности, чувствуют, что им не доверяют, они вырастают скрытными и учатся подавлять свои чувства.
Возможность побыть в одиночестве — тем более свободно передвигаться — оценивается специалистами в области детства как один из самых сильных социализационных механизмов, имеющих основополагающее значение для детского физического, социального, познавательного и эмоционального развития.
Самостоятельное блуждание по городским тротуарам, стихийные дворовые игры, рассматривание витрин, пустая болтовня со случайно встреченным приятелем — все те занятия, что возникают стихийно, ради которых противоестественно идти куда-то и заниматься ими по плану, — это та активность, благодаря которой ребенок учится устанавливать социальные связи, взаимодействовать с окружающей его средой, исследовать пространство города.
Наблюдение за детьми меняет городское пространство
По мнению урбанистов и социологов (Ромеро, Джекобс, Хиллман), дети должны иметь возможность без страха находиться в окрестностях своего квартала, чтобы проверять свои навыки и удовлетворять свой исследовательский интерес и любопытство. Именно это позволяет им научиться распознавать, с кем можно общаться и с кем не следует, какие места пригодны для прогулок, а какие — опасные, и, казалось бы, элементарное: что далеко и что близко. Этому невозможно научить целенаправленно, родители могут только сообщить общие правила, но отсутствие такого навыка не позволит в дальнейшем ребенку без опасений оперировать пространством города.
Согласно исследованиям, обратная сторона заботы о детской безопасности — изменение пространства города. Традиционно детские места — дворы и тротуары — становятся менее людными, что усиливает подозрение к ним, встретить гуляющих детей можно все реже.
Опасения родителей возрастают, а дети получают «прививку недоверия» к незнакомым взрослым, которая сказывается в дальнейшем не только на их индивидуальном поведении, но и на правилах взаимодействия в городе.
«По мере того как улицы становятся исключительной прерогативой моторизованных транспортных средств, опасность на дорогах возрастает, и объем пешеходного движения сокращается. Из-за отсутствия других людей улица воспринимается как область опасных или необщительных лиц, с неблагоприятными последствиями для детей, родителей и всех, кто там оказывается».
Наблюдателю делегируют ответственность за жизнь ребенка
Использование следящих гаджетов порождает проблему границ ответственности: где заканчивается сфера ответственности ребенка, и в каких ситуациях контроль делегируется родителям и другим наблюдателям? Это одновременно увеличивает социально-психологическую нагрузку на родителей: их ответственности за жизнь и благополучие ребенка всё больше.
Рекламные тексты этих умных устройств для детей вне зависимости от марки и производителя часто обращаются к теме детской безопасности, в этих текстах они позиционируются как помогающие родителям осуществить контроль поведения ребенка и обеспечить его безопасность.
Забота о безопасности ребенка в этом контексте связывается с возможностью родителя в любой момент времени узнать, где находится ребенок, связаться с ним по голосовой связи и даже услышать, что происходит вокруг него с помощью функции прослушки, кроме того, ребенок может нажать на устройстве кнопку SOS и отправить родителям свои координаты и сигнал о помощи.
Но безопасность ребенка связывается с простым знанием о месте его нахождения, а наблюдение выдается за контроль. На деле родители не способны повлиять на перемещения ребенка или его состояние с помощью технологического устройства, они могут только фиксировать его.
Слежка нарушает права детей (и не только)
В 2017 году Федеральное сетевое агентство Германии запретило продажи в стране детских умных часов, признав их незаконным подслушивающим устройством. Функция прослушки в устройстве нарушает права окружающих ребенка людей, чьи разговоры рядом с ребенком-пользователем могут быть услышанными без их ведома и согласия. Эта функция часто используется родителями для прослушивания школьных учителей и воспитателей.
При этом вопрос о нарушении прав самого ребенка не поднимается: мало кто вспоминает, что Конвенция о правах ребенка защищает его от незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь и тайну корреспонденции.
В России запрет на часы с прослушкой действует в отдельных школах и детских садах, потому что воспитатели и учителя не хотят, чтобы их прослушивали. При этом многие дети не знают, что в их часах есть функция прослушки и трекер, родители предпочитают им не сообщать.
Мама про 7-летнего сына: «Про телефон я сказала, что он для звонка, о контроле перемещения умолчала».
Родители не рассматривают слежение за 7—8-летними детьми как этическую проблему, но замалчивание некоторых функций детских гаджетов говорит о том, что наблюдение на расстоянии квалифицируется как «подглядывание» и «подслушивание» — и очевидно поднимает вопрос о доверии в детско-родительских отношениях.
Проблема доверия становится особенно актуальной в ситуации, когда гаджет дает сбой и показывает неверную информацию о месте нахождения ребенка:
«Я начинала переживать, потому что она [программа] показывала, что у меня ребенок в другом конце города от школы находится и целый день „висит“ там. Я ему звоню: „Ты где?“, он: „Я в школе“, „А мне программа показывает, что ты на улице *** находишься“. „И ты запереживала? Нет, я в школе“.
Был еще случай: в конце лета он пошел гулять, они возле школы гуляют со своими одноклассниками. Думаю, посмотрю-ка я, где он. Сначала, действительно, в школе, потом где-то возле нашего дома, потом опять эта улица, на которую он не ходил. Минус в том, что есть зависания программы, и она тебя, по сути, обманывает, и ты начинаешь переживать — это не совсем хорошо. Мы создаем себе дополнительные проблемы, можно себе такое придумать!»
Технически грамотные дети и подростки учатся обходить одни функции и блокировать другие, оставлять «правильные» цифровые следы на карте своих перемещений, защищая свое частное пространство. Возможность обхода цифрового слежения снижает его эффективность, а возможность взлома детского устройства злоумышленниками делает его опасным.
Норвежский совет потребителей (NCC) и Европейская комиссия в 2019 году проанализировали работу нескольких моделей умных часов и обнаружили, что к данным, непрерывно собираемым ими, легко получить доступ с другого устройства и использовать их во вред ребенку, так как некоторые из протестированных гаджетов передают информацию на сервер в незашифрованном виде.
Следовательно, возможно получить и фальсифицировать информацию о месте пользователя, связаться с ребенком по телефонной связи или получить доступ к прослушке, отследить типичные для ребенка места пребывания, получить его фотографию, номер телефона родителей.
Уже был взломан сервер, где хранилась информация, собираемая умными детскими игрушками Spiral Toys, а умные куклы My Friend Cayla и сами собирают сообщения пользователей для разработки целевой рекламы.
Некоторые технически подкованные родители самостоятельно проверяют эти устройства на предмет защищенности информации о ребенке от взлома и приходят к тем же выводам. Устройства, призванные защищать детей от злоумышленников, делают их еще более уязвимыми, не защищая информацию о них.
При этом собираемые данные практически невозможно удалить: одни устройства позволяют удалять только имя пользователя, но не историю местоположений, другие предполагают автоматическое удаление истории, но этого не происходит, часто невозможно удалить учетную запись пользователя после прекращения использования сервиса, например, перед продажей устройства другому владельцу.
Еще одним узким местом в работе детских гаджетов является неопределенность ответчика. Рынок умных вещей неоднороден, состоит из продуктов, которые импортируются из разных стран через специализированные веб-сайты, перепродаются мелкими компаниями, в дополнение к крупным розничным торговцам. Многие товары проходят ребрендинг и продаются под разными именами, что еще больше усложняет путь от производителя до пользователя. В такой ситуации ответственность снова переходит к родителю, выбирающему устройство.
Современные детские мониторы и следящие устройства как технологии находятся на этапе становления. Они пока имеют слабую укорененность в жизни простых горожан, но идеология детства и родительства меняется, и новые привычки детско-родительских отношений закрепляются в практике использования технических устройств.
На протяжении XX века в руководствах для родителей по воспитанию детей доминировала идея развития самостоятельности ребенка, воспитания в нем ответственности за себя и других. Реклама умных устройств для детей сконцентрирована на ответственности родителей и укреплении в них страха за ребенка.
При этом использование умных вещей для отслеживания состояния и перемещений ребенка в ситуации, когда он здоров и не требует особого ухода, не снижает беспокойства родителей. Ложные сигналы, которые часто продуцируют устройства, создают поводы для беспокойства о жизни ребенка (если вас «обманывает» монитор для младенца) и для подозрения (если устройство неправильно показывает местонахождение).
Сосредоточенность на интерпретации большого массива ненужных электронных данных о ребенке отвлекает внимание родителей от его естественных сигналов, а личный родительский контроль перемещений школьника не только снижает его способность заботиться о себе, выбирать и организовывать свои маршруты, но и затрагивает фундаментальные принципы организации городского пространства.
Это снимает обязанность с каждого прохожего, если речь идет о детях на улице, контролировать общественный порядок в зоне собственной досягаемости.
В новой цифровой реальности родители обречены на балансирование между необходимостью интерпретации новой информации о ребенке и моральностью ее разглашения, между погруженностью в мир ребенка благодаря постоянному цифровому присутствию и собственной автономией, между контролем и заботой.