Урок обществознания «Труд и трудовое право». 9-й класс
Разделы: Экономика
Класс: 9
Цель урока: сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.
Задачи урока:
Оформление доски: Тема урока, план изучения новой темы, задачи для учащихся, основные понятия, домашнее задание.
Основные понятия: Труд, трудовое право, трудовые отношения, трудовой договор, рабочее время.
Оборудование: Конституция РФ, учебники, трудовой кодекс Российской Федерации.
Тип урока: изучение нового материала (лекция с элементами беседы).
Ход урока
I. Орг. момент.
Приветствие, подготовка к уроку.
II. Вводное слово учителя.
Объявление темы урока, его целей.
III. Изучение нового материала.
Задачи для учащихся: Выяснить, характеризует ли человека его отношение к труду.
Почему право на труд является одним из важнейших прав человека в современном обществе?
Как поступить на работу?
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
IV. Роль труда в жизни человека.
Урок начинается с фронтальной беседы:
В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда – серьезный и ответственный шаг. От того, какую работу ты выберешь, будет зависеть рост благосостояния твой и твоей семьи, возможности реализации твоих интересов, перспективы творческого роста, новые дружеские и деловые контакты.
В отношении к труду проявляется сущность человека, его нравственные позиции. Трудолюбие признано народом одним из самых ценных моральных качеств людей. С другой стороны – в мотивах труда, в желании или нежелании работать, в готовности трудиться на совесть отражаются особенности экономической системы.
Труд – как лакмусовая бумажка. Отношение к труду лучше многих слов говорит о человеке и обществе.
V. Трудовое право.
Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения. В Конституции РФ закреплены основные принципы трудовых отношений. Главным трудовым актом трудового права является Кодекс законов о труде РФ (Трудовой кодекс).
Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. Они устанавливают правила приема на работу и увольнения, продолжительность труда и отдыха, санкции за нарушения трудовой дисциплины, поощрения за хороший труд. Если рабочая сила является товаром, то нормы трудового права защищают тружеников от эксплуатации со стороны хозяина-предпринимателя, государства, совета директоров и т.д. оно стоит на страже интересов добросовестных тружеников, которые не требуют невозможного, но твердо добиваются главного: справедливой оплаты труда, гарантий от незаконных увольнений, создания нормальных условий труда.
Трудовые правоотношения.
Трудовой договор.
Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством… (ст. 15 ТК РФ)
Собравшись продавать свою рабочую силу, свои умения и талант работодателю, проще говоря, поступая на работу, вы должны заключить трудовой договор. (Показ фрагмента видеоурока «Трудовые отношения», в котором рассматриваются порядок и правила заключения трудового договора).
В трудовом договоре непременно указываются все существенные условия работы: размер и сроки выдачи зарплаты, продолжительность трудового дня, ежегодного отпуска, оснащенность рабочего места, различные льготы, в частности, женщинам, людям со слабым здоровьем. На вас трудовой договор возлагает обязанности выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовой договор заключается лично, он выражает ваше и работодателя взаимное добровольное соглашение. По общему правилу трудовой договор заключается с 16-летнего возраста. В исключительных случаях по согласованию с соответствующими органами с 15-летнего возраста. Договор может быть заключен на определенный срок или бессрочно.
Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах.
Прежде чем приступить к работе, нужно основательно взвесить, договор, какого вида заключить.
VI. Закрепление (решение задач по теме урока).
Решение задач.
Согласны ли вы с этим перечнем документов? Если нужно, внесите свои коррективы.
Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свой ответ обоснуйте.
VII. Домашнее задание: §. 39.
VIII. Итоги урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
Таким образом, каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы можете свободно выбирать профессию, место работы.
В трудовых правоотношениях все равны: и работник, и работодатель. Закон регулирует их поведение и защищает права работников. Если гражданин считает, что права нарушены, можно обратиться в суд за их защитой.
В заключение хочется сказать, что трудовой кодекс Российской Федерации должен стать настольной книгой в каждой семье.
Всем спасибо! Урок закончен!
Труд в обществе
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Труд — основа жизни
Труд — это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным. Он всегда приводит к результату.
Благодаря труду человек приобретает все жизненные блага: пищу, одежду, предметы быта, жилье. Благодаря труду создаются различные вещи, изделия, услуги. Учебник — это изделие, но поход в больницу или к парикмахеру — это уже услуга.
Результаты труда человек использует либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, который производится для продажи, называется товаром. Товары, приобретенные для собственных нужд, являются результатом труда.
Труд является не только основой жизнедеятельности человека, важнейшей его потребностью, но и условием его благополучия.
Содержание и сложность труда
Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
Результаты труда. Заработная плата
Труд людей чаще всего оценивается по конечному результату. Но как оценить труд учёного или воспитателя? Огромную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд обычно поощряется. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.
Труд — условие благополучия человека
Что такое богатство? Для одних это деньги, драгоценности, богато обставленный дом, для других — здоровье, понимание близких, верные друзья, для третьих — книги, музыка, возможность путешествовать, узнавать новое. Для каждого из нас понятие «богатство» весьма различно.
В стремлении к богатству нет ничего предосудительного. Важно различать, на какие цели оно употребляется. Не безразличны обществу средства достижения богатства: добыть его честным трудом, талантом или получить хитростью или обманом. Первый путь является законным и вызывает восхищение, второй — в обществе неприемлем.
Источниками богатства человека могут служить природные ресурсы: земля, лес, полезные ископаемые. Ещё один источник богатства — результаты трудовой деятельности (например, построенный дом, посаженный сад, написанная книга, сочинённая музыка). Важный источник богатства — приобретённые человеком знания и умения, признанные и оценённые другими людьми.
Благотворительность и меценатство
Богатым человеком считается тот, у кого много имущества. От бедного человека его так же отличает то, что он имеет возможность сделать лучше не только собственную жизнь и жизнь своих близких, но и помочь другим людям.
Благотворительность — состоит из двух слов: «благо» и «творить».
«Раньше соперничали, кто лучше церковь выстроит, кто лучше её украсит… С конца XIX века главное соперничество между именитыми родами пошло в том, кто больше для народа сделает».
Большое количество богатых людей тратят свои деньги на строительство больниц, школ, собирание коллекций картин. Богатых людей, отдающих часть своих денег на развитие искусства, науки, называют меценатами. Промышленник К.С. Алексеев создал в Москве Художественный театр и стал его актёром и режиссёром. Он вошёл в историю под именем К.С. Станиславского.
Бахрушиных в Москве называли профессиональными благотворителями — они оплатили и содержали: Бахрушинскую городскую больницу, дом бесплатных квартир, приют и колонию для беспризорных, ремесленное училище для мальчиков, дом престарелых и др. Благодаря материальному богатству подобных людей удается сохранить духовное богатство.
Конспект урока по обществознанию по теме: «Основы трудового права»,9 класс
Тема: «Основы трудового права» 9 кл
Цели урока: формировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве.
Задачи : Продолжить формирование основы правовой культуры.
Готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
Продолжить содействовать воспитанию гражданственности, уважения к социальным и правовым нормам.
Продолжать воспитывать уважение к закону.
Тип урока: Сообщение новых знаний
Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь! Новый день в разгаре! Но мы с вами так, же спокойны и добры, приветливы и дружны как утром! Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.
— Ребята, я вам предлагаю прочитать пословицы:
Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.
Труд человека кормит, а лень портит.
— Скажите, пожалуйста, о чем идет речь в пословицах? Конечно, о труде и лености. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
— Да, вы совершенно правы. И тема нашего урока такова: Основы трудового права
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое “труд”, познакомимся с основными документами, касающимися права граждан на труд. Узнаем, какие документы нужны при поступлении на работу.
Изучение нового материала
2. Зачем надо трудиться?
3. Что мы приобретаем или теряем благодаря труду?
4. Может ли человек прожить без работы?
5. Что такое трудолюбие? ( зачитать стр.144.)
Трудовое право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. (записывают в тетрадь)
Физминутка Комплексы упражнений для снижения утомления глаз
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабить лоб.
И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Нахмуриться- расслабить брови.
И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Расширить глаза – расслабить веки.
4. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Зажмуриться – расслабить веки.
5. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Сузить глаза – расслабиться.
6. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабиться.
7. И.п. – сидя. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
8. II.п. – сидя. Закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой и амплитудой. И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите веки, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови.
9. И.п. – сидя. Разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончиками пальцев небольшими крупными движениями помассируйте виски. Прикрытые веки должны оставаться расслабленными. Этот комплекс воздействует на мышцы и сосуды глаз.
Работа с учебником «Обществознание» 9кл.стр146
Закрепление нового материала
Что такое труд? Примерные варианты ответов: Средство для поддержания жизненных потребностей человека; Средство для развития творческого потенциала человека; Способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; Участие в развитии общества;
2.Зачем нужно трудиться?
3.Может ли человек прожить без работы?
4. Что отмечено в Конституции РФ о праве на труд? Конституция закрепляет право каждого на труд, который он свободно выбирает или свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий. Принудительный труд запрещен (статья 37).
5.Право на труд. Право или обязанность?
новные понятия и термины:
трудовое право, трудовые отношения, работник, работодатель, трудовой договор, рабочее время, время отдыха.
Всеобщая Декларация прав человека, Конституция РБ, Трудовой кодекс РБ, конспект, учебник, презентация.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое “труд”, познакомимся с основными документами, касающимися права граждан на труд. Узнаем, какие документы нужны при поступлении на работу.
1. Роль труда в жизни человека.
2. Трудовые правоотношения.
3. Трудовой договор. Работник и работодатель.
5. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье найти в жизни свое назначение, свое призвание.
Каждая группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих ответов.
Сообщение «Категории трудоспособных граждан».
В недалеком будущем вы все начнете свою трудовую деятельность. Трудовые отношения работника с предприятием и учреждением регулируется законодательством о труде. Это соответствующие статьи Конституции РБ, Трудовой кодекс РБ.
Беседа о роли труда в жизни человека.
Беседа по вопросам:
1.Что такое труд? Примерные варианты ответов: Средство для поддержания жизненных потребностей человека; Средство для развития творческого потенциала человека; Способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; Участие в развитии общества; 2.Зачем нужно трудиться? 3.Может ли человек прожить без работы? 4. Что отмечено в Конституции РФ о праве на труд? Конституция закрепляет право каждого на труд, который он свободно выбирает или свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий. Принудительный труд запрещен (статья 37).5.Право на труд. Право или обязанность?
Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска, учета трудового стажа (оформления трудовой книжки) и т. д. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защитить свои права. Сегодня мы будем учиться заключать трудовой договор, узнаем о наших трудовых правах.
Класс разделен на 9 групп. Каждая группа получает отдельное задание. Для работы каждая группа получает документы: Конституцию РФ, статьи из Трудового кодекса РФ, Закон «Об образовании РФ» ст.19 с дополнениями, внесенными в марте 2006 г., тексты правовых задач по данной тематике, материалы СМИ.
Познакомить учащихся с основными документами, касающимися права граждан на труд.
Рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда.
Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и людям труда, уважение к закону.
Трудовой Кодекс РФ.
Основные понятия: работник, работодатель, трудовой договор, заработная плата.
— Сегодня на уроке мы узнаем, что такое “труд”, познакомимся с основными документами, касающимися права граждан на труд. Узнаем, какие документы нужны при поступлении на работу.
Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. Теперь в России труд свободен никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать. У человека есть право на труд.
Комплексы упражнений для снижения утомления глаз
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Сморщить лоб, поднять брови. Расслабить лоб.
И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Нахмуриться- расслабить брови.
И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Расширить глаза – расслабить веки.
4. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Зажмуриться – расслабить веки.
5. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Сузить глаза – расслабиться.
6. И.п.- сидя, откинувшись на спинку стула. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабиться.
7. И.п. – сидя. Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.
8. II.п. – сидя. Закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой и амплитудой. И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите веки, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови.
9. И.п. – сидя. Разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончиками пальцев небольшими крупными движениями помассируйте виски. Прикрытые веки должны оставаться расслабленными. Этот комплекс воздействует на мышцы и сосуды глаз.
Ребята, скажите, пожалуйста, так что же обозначает слово “труд”?
— Мы с вами говорили, что каждый человек имеет право на труд, что это обозначает?
Правильно, это значит, что люди могут свободно выбирать работу, иметь справедливые и благоприятные условия труда.
— В современной России действует много законов, регулирующих труд человека. Это отражается в правовых документах:
Всеобщая декларация прав человека.
Трудовой Кодекс РФ.
— Сейчас мы с вами с данными документами познакомимся более подробно.
Всеобщая декларация прав человека
Данный документ имеет статус международного документа, декларация была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций. Данный документ провозглашает право на труд для каждого человека.
В статье 37 Конституции РФ закреплено право граждан на труд.
— Особое внимание хочется обратить на пункт 3 статьи 37 Конституции РФ, где говорится о том, что государство гарантирует защиту от безработицы.
— Что такое безработица? Когда человека можно считать безработным?
Безработным согласно закону признается трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы и готов приступить к работе.
Трудовой Кодекс РФ
В данном документе законодатели более подробно описали права и обязанности работников и работодателей.
Данный Кодекс (свод законов) был принят в 2001 году и состоит он из 424 статей.
— трудоустройство подростков с 16 лет;
— трудовую деятельность подростков с 14 лет в свободное от учебы время (необходимо согласие родителей (законных представителей)).
Закон определяет продолжительность рабочего дня для подростков:
— 14-16 лет (учащиеся) – 2,5 часа;
— 15–16 лет (работники) – 5 часов;
Закон запрещает привлекать подростков до 18 лет:
— к тяжелым, вредным и опасным работам;
— к работам в ночное время.
При устройстве на работу между работодателем и работником заключается Трудовой договор. Это письменный документ, заполняется в двух экземплярах: один остается у работника, второй – у работодателя. В данном документе определены права и обязанности сторон, также рассмотрены причины и правила расторжения трудового договора (при увольнении сотрудника).
В данном документе прописывается дата приема на работу, место работы, должность, номер приказа о принятии на работу, увольнении.
так, давайте, подумает, какие документы необходимы человеку при поступлении на работу?
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Военный билет (при наличии).
Документ об образовании.
Место действия – кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входитподросток.
Подросток – Здравствуйте. Я прочёл объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.
Работодатель – Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?
Подросток – Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.
Работодатель – Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?
Подросток – Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?
Работодатель – О чём ты? Ты, что, не доверяешь нам?
— Какие аспекты законодательства нарушены работодателем?
Соотнесение понятий с темой урока:
— Ребята, на доске записаны слова. Сотрите те слова, которые не относятся к теме нашего урока:
Содержание трудового договора.
Группа №4. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний. Урок №12.
Тема урока: Трудовое право
Цель урока: рассмотреть о роль труда в жизни человека и основы трудового права.
1. Роль труда в жизни человека.
3. Трудовые правоотношения.
4. Трудовой договор.
Притча: Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
О чем эта притча? Как вы ее понимаете?
В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда – серьезный и ответственный шаг. От того, какую работу ты выберешь, будет зависеть рост благосостояния твой и твоей семьи, возможности реализации твоих интересов, перспективы творческого роста, новые дружеские и деловые контакты.
В отношении к труду проявляется сущность человека, его нравственные позиции. Трудолюбие признано народом одним из самых ценных моральных качеств людей. С другой стороны – в мотивах труда, в желании или нежелании работать, в готовности трудиться на совесть отражаются особенности экономической системы.
Труд – как лакмусовая бумажка. Отношение к труду лучше многих слов говорит о человеке и обществе.
Трудовое право.
Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения. В Конституции РФ закреплены основные принципы трудовых отношений. Главным трудовым актом трудового права является Кодекс законов о труде (Трудовой кодекс).
Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. Они устанавливают правила приема на работу и увольнения, продолжительность труда и отдыха, санкции за нарушения трудовой дисциплины, поощрения за хороший труд. Если рабочая сила является товаром, то нормы трудового права защищают тружеников от эксплуатации со стороны хозяина-предпринимателя, государства, совета директоров и т.д. оно стоит на страже интересов добросовестных тружеников, которые не требуют невозможного, но твердо добиваются главного: справедливой оплаты труда, гарантий от незаконных увольнений, создания нормальных условий труда.
Трудовые правоотношения.
Работа с источниками: статьи 23, 24 Всеобщей декларации прав человека
Статья 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск
Работа с источниками: статья 37 Конституции РФ
Статья 37.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Трудовой договор.
Трудовые отношения –отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством… (ст. 15 ТК )
Собравшись продавать свою рабочую силу, свои умения и талант работодателю, проще говоря, поступая на работу, вы должны заключить трудовой договор. В трудовом договоре непременно указываются все существенные условия работы: размер и сроки выдачи зарплаты, продолжительность трудового дня, ежегодного отпуска, оснащенность рабочего места, различные льготы, в частности, женщинам, людям со слабым здоровьем. На вас трудовой договор возлагает обязанности выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовой договор заключается лично, он выражает ваше и работодателя взаимное добровольное соглашение. По общему правилу трудовой договор заключается с 16-летнего возраста. В исключительных случаях по согласованию с соответствующими органами с 15-летнего возраста. Договор может быть заключен на определенный срок или бессрочно.
Основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах.
Прежде чем приступить к работе, нужно основательно взвесить, договор, какого вида заключить.
Виды трудовых договоров.
Продемонстрировать и прокомментировать образец трудового договора, обратить внимание на структуру документа, основные реквизиты (подписи, печать и т.п.), на отличительные признаки бессрочного и срочного трудовых договоров.
а) по длительности действия:
— бессрочные (заключаются на неопределенный срок);
— срочные (заключаются на срок до 5 лет или на время выполнения определенной работы; если по окончании срока трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон не потребовала расторжения договора, то он считается продолженным (пролонгированным) на неопределенный срок;
— договор на время выполнения определенной работы.
б) по характеру проверки работника:
— без испытательного срока;
— с испытательным сроком (не может превышать 3 месяцев, в исключительных случаях – 6 месяцев).
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. Не допускает установление испытательного срока в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, и лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.
Выделяют также трудовые договора отдельных категорий работников (сезонных, временных, надомников, руководителей предприятий, лиц, обслуживающих денежные и товарные ценности), которые предусматривают либо упрощенный порядок заключения и расторжения, либо дополнительные условия прекращения действия.
Трудовой договор составляется в 2-х экземплярах для каждой из сторон и имеет одинаковую юридическую силу, скрепляется подписями на каждой странице, в последнем разделе договора проставляется дата подписания и печать организации.
Содержание трудового договора.
Существенные (обязательные) условия трудового договора:
· дата начала работы;
· режим труда и отдыха;
· условия оплаты труда;
Отсутствие в договоре какого-либо обязательного сведения или условия не является основанием для признания трудового договора незаключенным. В таких случаях достаточно дополнить трудовой договор недостающими сведениями или условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Иные (дополнительные) условия трудового договора:
· условие об испытании;
· о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
· об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет работодателя и т.д.
Типичные ошибки при составлении трудового договора:
При заключении трудового договора каждому документу присваивается индивидуальный учетный номер, который фиксируется в журнале (книге) учета трудовых договоров.
При заключении трудового договора работник предъявляет следующие документы (ст.70):
1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
2) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
Прием на работу оформляется приказом работодателя, с которым работодатель (отдел кадров) обязан ознакомить работника в 3-х-дневный срок под роспись (ст. 74). Приказы, как и трудовые договора, регистрируются в журнале (книге) учета приказов по кадровому составу. Отдел кадров обязан после заключения трудового договора внести запись в трудовую книжку о приеме работника на работу (службу), а трудовую книжку поставить на учет в книгу учет движения трудовых книжек и вкладышей к ним.
Таким образом, трудовой договор является, во-первых, основанием возникновения трудовых отношений между физическим лицом и работодателем и, во-вторых, он определяет индивидуальные условия, на которых физическое лицо будет трудиться у работодателя.
Заключение трудового договора.
Процедура заключения трудового договора и оформления трудовых отношений
Предоставление работником документов,
необходимых для приема на работу
Направление на обязательный
первичный медицинский осмотр и представление мед. заключения об отсутствии медицинских противопоказаний
Ознакомление с Правилами ВТР, коллективным договором,
должностной (рабочей) инструкцией и др. под роспись
Подписание трудового договора
П роцедура допуска к Издание приказа
самостоятельной работе
(прохождение инструктажей, обучения
в области охраны труда, стажировка на рабочем
месте, проверка знаний по охране труда, т.п.) Внесение записи в трудовую
книжку
Ознакомление с приказом с записью в трудовой книжке.
Юридический практикум.
Юридическая задача:
При поступлении на работу у Лебедева (наладчика по специальности) в отделе кадров потребовали справку о состоянии здоровья, справку о наличии жилой площади и характеристику по прежнему месту работы.
1. Раскройте понятие и содержание трудового договора.
2. Какие документы администрация вправе потребовать от гражданина при поступлении на работу?
3.Какие категории работников проходят обязательное медицинское освидетельствование при приеме на работу?
1) Проработать материал лекции.
1. Если вы решили во время каникул поработать, куда вы обратитесь? Какие документы подготовите для приема на работу?
2. Какие условия должны быть соблюдены при приёме на работу учащихся?
3. Должен ли гражданин, впервые ищущий работу и не имеющий профессии, представить в службу занятости следующие документы:
· Справку о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы;
· Документ об образовании;
· Справку о состоянии здоровья.
Согласны ли вы с этим перечнем документов? Если нужно, внесите свои коррективы.
4. Научно-производственное объединение опубликовало объявление с приглашением на работу нескольких специалистов. При этом были указаны требования к желающим поступить на работу. Среди них были:
· Возраст – не старше 30-40 лет;
· Не принадлежащий к каким-либо партиям.
Законны ли условия, выдвинутые объединением? Свой ответ обоснуйте.
Уважаемый студент, сфотографируйте выполненное задание и пришлите на электронный адрес: nadejdaurutina@yandex.ua
Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 108 ; Мы поможем в написании вашей работы!