Задержка роста у детей
В первые годы жизни дети растут и развиваются гораздо быстрее, чем в последующее время. Однако, зачастую, прибавка в росте у детей происходит с отставанием от общепризнанных норм. Большинство детей растут без отклонений от индивидуального графика, однако находятся и те, которым ставят диагноз — задержка роста.
Данный термин является несколько обобщенным, существует множество различных причин задержки роста у детей. Зачастую, дети с задержкой роста так же отстают по набору веса в соответствии с возрастными нормами.
Диагностика и лечение детей с задержкой роста начинается с диагностики причины данного заболевания, после чего родители и педиатры работают в тандеме для того, чтобы ребенок вернулся к варианту прибавки роста в соответствии со здоровыми сверстниками.
О задержке роста.
Большинство случаев задержки роста у детей выявляется в первые годы жизни ребенка-в момент максимального физического и нервнопсихического развития ребенка. В первый год жизни ребенка его мозг вырастает настолько же, насколько он вырастет в последующие годы жизни. Недостаточное получение питательных веществ и микроэлементов в этот период жизни может привести к перманентным негативным изменениям в нейропсихическом развитии ребенка.
Большинство детей удваивают свой вес при рождении к 6 месяцам и утраивают его к концу первого года жизни, у детей с задержкой роста данная весовая динамика, как правило, не наблюдается. Зачастую дети с задержкой роста из-за недостаточного получения питательных веществ демонстрируют:
Причины.
Задержка роста может быть обусловлена различными причинами, среди которых основными являются:
Социальные. Не являются медицинскими,и как правило, связаны: с неправильным кормлением ребенка, специальными диетами, которыми пользуется мама из-за опасения что ребенок «потолстеет в более старшем возрасте». Так же родители могут ограничивать частоту кормления из-за повышенной занятости («даю больше, но реже»). Или в связи с другими неблагоприятными социально-бытовыми условиями в семье.
Заболевания желудочно-кишечного тракта. Включает в себя: болезнь гастроэзофагального рефлюкса (при которой происходит заброс пищи из желудка в пищевод и ребенок может отказываться от еды из-за болевых ощущений), хроническую диарею различного генеза, муковисцидоз, болезни печени и цилиакию — заболевания так или иначе влияющие на всасывание и переработку питательных веществ, поступающих с пищей. Ребенок может потреблять большое количество пищи, но процент ее усвояемости будет низким. Целиакия представляет собой болезнь с повышенной иммунной реактивностью к белкам злаковых растений. Неправильный ответ иммунной системы к данным белкам приводит к воспалительным повреждениям кишечника, что и препятствует нормальной усвояемости пищи.
Хронические заболевания. Дети, страдающие от многих эндокринных заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут отставать в росте и наборе веса от их здоровых сверстников.
Непереносимость белка молока как основного нутриента зачастую также ведетк нарушению роста и развития ребенка.
Метаболические расстройства. Данные болезни приводят к неспособности организма расщеплять, трансфоримровать, переносить или сохранять питательные вещества и получать с них энергию. В результате этого происходит накопление нерасщепленных веществ в организме или токсических продуктов их распада.
Диагностика
Многим детям свойственно кратковременное отставание в росте или весе. Однако, если данная динамика наблюдается более трех месяцев в течение первого года жизни ребенка, доктора, как правило, начинают искать причину данным нарушениям.
Отставание в росте\весе ребенка диагнстируется с помощью перцентильных таблиц при регулярных осмотрах педиатром. Доктор проводит детальный осмотр, консультирует по вопросам питания, кроме того направляет на лабораторные исследование крови (общий анализ, биохимический и электролитный анализ) и мочи. Если доктор подозревает определенную болезнь, дополнительные исследования крови будут также необходимы.
Лечение
Дети с задержкой по массо-ростовым показателям зачастую должны получать помощь не только от лечащего врача-педиатра, но и многих других специалистов, включая эндокринолога, диетолога, детского хирурга, невролога, гастроэнтеролога, психолога и др.
В случаях отставания роста в связи с банальным нарушением потребления достаточного количества питательных веществ, частый мониторинг и рекомендации педиатра помогут решить данную проблему. В таких случаях доктора обычно назначают искусственное вскармливание специальными смесями с большим количеством питательных веществ. При тяжелых случаях заболевания ребенок обычно получает питание через назогастральный зонд. В случае постановки зонда питание через него осуществляется преимущественно ночью для того чтобы не нарушать дневные кормления или другую активность ребенка в дневные часы. Как только адекватный вес набран, ребенок начинает более обильно питаться естественным путем и назогастральный зонд убирается. Данные дети обычно проходят комплекс лечебно-диагностических мероприятий в условиях стационара. Сроки госпитализации при этом сильно варьируются. Минимум времени пребывания в стационаре у детей с экстремально низкой массой тела 14 дней, но, как правило, сроки более длительны и составляют в среднем несколько месяцев.
Стоит ли опасаться за своего ребенка?
Если вы опасаетесь, что ваш ребенок недостаточно растет или набирает вес, помните, что многие факторы могут замедлять рост и вес ребенка. Например, дети, находящиеся на искусственном вскармливании в сравнении с детьми на грудном молоке, отличаются по динамике массо-ростовых показателей.
Генетика также играет большую роль. Если родители худощавые и невысокого роста, их дети также могут быть менее рослыми, чем их сверстники от высоких родителей.
Ваш педиатр сможет идентифицировать проблему недостаточного набора веса или замедленного роста при регулярных визитах в течение первого года жизни ребенка. Также родители могут периодически взвешивать ребенка дома для более детального мониторинга.
Когда стоит обратиться за помощью?
Если вы обратили внимание на то, что ребенок перестал набирать вес или у него значительно снизился аппетит — обратитесь за консультацией к вашему педиатру. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут отказываться от еды, но этого не должно наблюдаться у детей первого года жизни! Если вы испытываете трудности с кормлением вашего ребенка, обратитесь за советом к врачу. Когда ребенок первого года жизни отказывается от еды, родители могут прибегнуть к множеству различных средств, в том числе фармакологических, для повышения аппетита. Этого делать нельзя, так как данные действия могут усугубить проблему и стать дополнительным источником стресса для вас и вашего ребенка. Вместо этого обратитесь за консультацией к вашему педиатру.
Развитие зрения у ребенка с рождения до 1 года.
Автор статьи
Сразу после рождения, ребенок способен различать лишь оттенки черного и белого цветов. Нервные клетки сетчатки и зрительных центров мозга еще не окончательно сформированы. Также в это время еще не развита способность к фокусировке глаз на близко расположенном предмете (конвергенция и аккомодация). Поэтому может казаться, что малыш смотрит как бы «сквозь» предметы.
Однако, уже через несколько дней после рождения, дети способны отличить лицо матери от лица постороннего человека. Возможно, это происходит благодаря тому, что они ориентируются на контрастную границу роста волос (некоторые исследователи прятали этот участок лица под шапочкой и младенцы «теряли» свою маму). Чтобы малышу было легче, старайтесь не сильно менять прическу в первый месяц после родов. Другие исследования предполагают, что детям в этом возрасте легче различить двигающийся объект, чем статичный. Поэтому, уже через 2-3 дня после рождения, они способны реагировать на выражение лица матери, если оно расположено на расстоянии около 30 см от глаз младенца.
Некоторые дети рождаются с разными по цвету глазами. Это состояние называется гетерохромия, оно может передаваться по наследству, либо вызываться мутацией генов, которые отвечают за распределение меланина. Иногда оно может быть признаком воспаления, пигментного невуса радужки или синдрома Горнера. Если вы заметили разный цвет глаз у вашего ребенка, не откладывайте визит к офтальмологу.
Глаза ребенка на первом месяце жизни не слишком чувствительны к свету. На самом деле, количество света, которое требуется младенцу, чтобы вообще заметить, что свет есть (порог светочувствительности) в 50 раз больше, чем требуется взрослому человеку. Поэтому можно спокойно оставить свет в детской, это никак не помешает вашему малышу отдыхать, но вам станет легче наблюдать за ним во время сна. Способность различать цвета появляется у младенцев довольно быстро. Уже через неделю после рождения, они могут различать красный, оранжевый, желтый и зеленый. Чуть больше времени требуется на то, чтобы начать различать синий и фиолетовый. У синего цвета более короткая длина волны, для его восприятия в человеческом глазу отведено меньше рецепторов. Также в это время можно заметить периодическое отклонение глаз ребенка от оси. Они могут отклоняться как кнутри, так и кнаружи, вместе или по-отдельности. Это нормально, но если вы замечаете постоянное отклонение какого-либо глаза, нужно не откладывая обратиться к врачу.
В районе 1 месяца после рождения требуется пройти первичный осмотр офтальмолога, на котором врач сможет, в том числе, исключить серьезную врожденную патологию, например, врожденную катаракту, пороки развития глаз. Несмотря на то, что эти состояния очень редко встречаются, они должны быть диагностированы как можно раньше для минимизации их воздействия на развитие остроты зрения младенца.
На втором и третьем месяце жизни зрение ребенка продолжает активно развиваться. Острота зрения повышается, глаза перестают периодически косить и появляется способность фокусировки на близких предметах. В это время малыш уже хорошо следит за движущимся объектом и начинает тянуться к предметам, которые видит. Также расширяется их поле зрения, ребенок может переводить взгляд с одного предмета на другой не поворачивая головы. Их глаза становятся более чувствительными к свету, в возрасте 3 месяцев, порог световосприятия лишь в 10 раз превышает порог взрослого человека. Поэтому, на время сна и отдыха малыша лучше приглушать свет в его комнате. В это время следует почаще менять расположение кроватки ребенка в комнате, или игрушек, которые его окружают, чтобы он мог получить представление о различных формах предметов. В то время, пока он бодрствует, выкладывайте его на животик почаще, поощряйте его ползать, вкладывайте ему в ручку игрушки. Это стимулирует развитие бинокулярного зрения, даст ребенку возможность точнее определять взаимоудаленность объектов и развивает аккомодацию (настройку изображения на резкость).
Это возраст, когда ваш ребенок уже довольно подвижен. Он активно ползает и в день проползает расстояния, которое вы даже не можете себе представить. Ему лучше удается оценить удаленность предметов, лучше получается захватывать и кидать вещи. Это очень важный этап в развитии ребенка. В это время очень трудно уберечь его от возможного вреда. Шишки, синяки, повреждения глаз и другие возможные травмы появляются в результате освоения ребенком окружающего пространства. Поэтому очень важно убрать подальше все чистящие средства и острые предметы. Для развития зрения ребенка в этот период предложите ему игрушки, которые можно разобрать на детали и собрать обратно, сортируйте игрушки по форме и цвету, катайте друг другу небольшой мяч. В возрасте 1 года ребенку предстоит очередной осмотр офтальмолога. В это время врач сможет более точно определить возможные особенности рефракции малыша, сравнить полученные результаты с данными предыдущих осмотров и составить план дальнейших посещений. Ведь именно на первом году жизни ребенок растет быстрее, чем во все последующие года, а вместе с ним растет и меняется строение его глаз. К тому же, чем старше становится ребенок, тем легче удержать его внимание во время осмотра, тем точнее результаты осмотра. Большинство методов диагностики зрения требуют определенного положения глаз и взора маленького пациента. Поэтому, старайтесь запланировать посещение врача в такое время, которое не нарушало бы привычный режим ребенка. Малыш должен быть готов к игре, а не сонным или голодным. Если есть возможность, не совмещайте осмотр офтальмолога с осмотрами других врачей, взятием анализов или прививками или начните именно с проверки зрения.
Возрастные особенности зрения
С самого рождения организм человека непрерывно меняется, и орган зрения не исключение. Наиболее значимые изменения происходят у дошкольников, подростков и людей старшего возраста (от 40 лет и старше).
Зрение новорожденных и младенцев
Дети рождаются со «слабой» рефракцией (с гиперметропией), что обусловлено маленькими размерами глаз новорожденного.
По мере роста глазного яблока степень гиперметропии постепенно уменьшается, и к 7 годам острота зрения становится максимальной.
Чтобы убедиться, что зрительный аппарат ребёнка развивается нормально, необходимо проходить осмотры у врача-офтальмолога, для раннего выявления отклонений.
Зрение у дошкольников
Обследование ребенка с 2х лет позволяет более информативно оценить состояние глаз, особенно если ребенок уже умеет говорить. При необходимости, врач-офтальмолог назначает ребенку ношение очков, для полноценного и правильного дальнейшего развития органа зрения и профилактики амблиопии («ленивого глаза»).
На этом фоне часто развивается ложная близорукость, при которой человек хуже видит вдали. Такое нарушение зрения обратимо, и при своевременной диагностике и профилактике можно предотвратить возникновение истинной близорукости.
Особенности зрения у подростков
По статистике в возрасте 12-14 лет, в период полового созревания у подростков наблюдается прогрессирование имеющейся ранее близорукости, либо ее появление. На это влияет общее состояние организма, нарушение осанки, чрезмерные зрительные нагрузки, увлеченность гаджетами и компьютером, низкая физическая активность, несоблюдения зрительного режима и недостаточная освещённость рабочей зоны.
Зрение у молодых людей
Возраст от 20 до 40 лет считается расцветом жизненной энергии и сил человека. В этом возрасте у человека уже сформирован орган зрения и выявлены какие-либо его нарушения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Большинство людей, для компенсации этих нарушений, пользуются очками или контактными линзами. Этот возраст оптимальный для выполнения лазерной коррекции зрения, ввиду достижения максимального результата.
Особенности зрения людей среднего возраста
В этот период возникают трудности при рассматривании близко расположенных предметов, нарастает дискомфорт, появляются жалобы на двоение, покраснение и сухость глаз.
Для коррекции пресбиопии используются очки для чтения. При уже имеющихся нарушениях зрения могут использоваться бифокальные или мультифокальные очки, или же контактные линзы.
При выполнении лазерной коррекции в этом возрасте подход более взвешенный. Близорукий человек, привыкший прекрасно видеть вблизи без очков, должен понимать, что после операции ему потребуются очки для чтения. Окончательное решение принимается индивидуально, учитывая потребность пациента, его мотивацию и профессию.
Зрение у пожилых людей
В пожилом возрасте обменные процессы замедляются, ухудшается кровообращение, появляются сопутствующие заболевания (повышение артериального давления, сахарный диабет и др.). Все это отрицательно сказывается на глазах. Помимо пресбиопии, у людей в этом возрасте могут появиться следующие заболевания глаз:
Важно, что все эти болезни успешно поддаются лечению при своевременной диагностике.
Психотерапевт «СМ-Клиника» рассказала, как беременность влияет на мозг женщины
Рассеянность, забывчивость, плаксивость… Оказывается, эти «прелести» интересного положения контролировать практически невозможно.
«У женщин организм больше зависит от гормонов, чем у мужчин. Именно с изменениями гормонального фона связана цикличность настроения и поведения — так называемые гормональные качели. В первую фазу цикла растет уровень эстрогенов, как следствие, — нормализуется эмоциональный фон. В середине цикла их количество резко снижается, а уровень прогестерона, так же, как при беременности, растет. В конце цикла падает уровень прогестерона — настроение снижается, жизнь теряет краски».
Мышление
Организм во время вынашивания младенца переносит огромный стресс, именно поэтому меняются характер и привычки женщины. Но не только! Для многих становится открытием, что сонливость, токсикоз и перепады настроения — это далеко не все, что их ждет. Неожиданно дают о себе знать хроническая усталость, неспособность сконцентрироваться, провалы в памяти.
С момента зачатия уровень прогестерона растет. И главная причина этого — появление нового гормона — гормона беременности (хорионический гонадотропин), который вырабатывается плацентой плода. Уже на 6-8 день он сообщает всем органам и системам о новом состоянии. Именно прогестерон, концентрация которого повышается в десятки раз, формирует в головном мозге доминанту — установку на выполнение женщиной главной функции в этот период — продолжения жизни. И первыми в процесс перестройки включаются эндокринная и нервная системы. Благодаря прогестерону, беременные женщины сконцентрированы исключительно на том, что происходит с ними здесь и сейчас.
Появление ребенка — это двойное рождение. Женщина превращается в мать, и ее образ мыслей кардинально меняется. На первое место выходят инстинкты самосохранения, продолжения рода, альтруизма и гармонии, исследовательский, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Однако не каждая способна принять новую для себя роль. Причины такой ситуации разные: от завышенных требований к будущей маме со стороны близких до ее эмоциональной незрелости. Так возникают невротические расстройства, сопровождающиеся и после родов скачками давления, бессоницей, мигренями.
Психика
В первой половине беременности процессы возбуждения в нервной системе преобладают над процессами торможения. Будущей маме сложно угодить: желания меняются по пять раз на день, впрочем, как и настроение. Мужья списывают все на капризы (ну конечно, ей больше хочется внимания) и запасаются терпением в надежде, что скоро это закончится.
Но не так все однозначно! За девять месяцев в организме женщины вырабатывается больше эстрогенов, чем за всю жизнь, и пика достигают в третьем триместре. Они стимулируют рост матки, нормализуют сосудистый тонус и артериальное давление, способствуют родам. Кроме того, повышается функция щитовидной железы, как следствие, ускоряется обмен веществ, улучшается состояние кожи и волос. Также активизируется функция надпочечников как реакция на стресс, из-за чего может возникнуть пигментация.
Во вторую половину беременности процессы торможения в нервной системе доминируют над процессами возбуждения. В этот период эмоции перестают зашкаливать, женщина становится уравновешенной и спокойной, даже голос становится ниже и монотоннее. При этом появляется сонливость, ослабевают мыслительные функции, начинает подводить память.
Ученые-нейрофизиологи установили, что объем серого вещества у женщины во время беременности снижается на 6%. Таким образом решается задача «отсечения лишнего», что может сделать работу других отделов мозга более эффективной в плане освоения необходимых для материнства навыков. Возможно, этот процесс повышает продуктивность и специализированность отдельных участков мозга. Это помогает матери распознавать потребности младенца и опасности, грозящие ему.
Память
Под влиянием гормона окситоцина начинается родовая деятельность. После родов окситоцин запускает материнский инстинкт и позволяет женщине испытывать невероятную нежность к малышу. Прогестерон же после родов снижается до минимума, и молодые мамы сходят с ума от тревог и беспокойства. А еще от упреков супруга, недовольного забывчивостью любимой. Да, новая роль отодвигает на второй план выполнение задач, не связанных с ребенком. Но это проблема психологическая.
А есть и другая — перестройка гормонального фона и возвращение его к «добеременной» норме. Плюс вечное недосыпание. Отсюда — рассеянность, невозможность сконцентрироваться. Но не стоит паниковать! Во-первых, это временное явление. После родов размер мозга достигает прежнего состояния в течение двух лет, нормализуется и эмоциональный фон.
А во-вторых, изменения в головном мозге происходят на участках, отвечающих за кратковременную память. Так что волноваться о том, что после родов забудется имя суженого, не стоит. Кроме того, далеко не все женщины испытывают такие трудности. Считается, что чем меньше ребенок доставляет волнений маме (у него все в порядке со здоровьем, не плачет по ночам), тем лучше работает ее мозг. К тому же некоторые исследования доказывают, что роды после 35 лет (а это не такая уж и редкость) благотворно влияют на клетки мозга.
Как меняется новорожденный
Малыш родился, и мы ждем, что он будет похож на красивых и розовых младенцев с рекламных картинок. А он то какой-то красный, то вдруг пожелтел, на коже или сыпь, или шелушение. Да вдобавок еще вес нестабильный, стул непонятный – здоров ли ребенок? Здоров, а все эти изменения – это так называемые транзиторные (переходные) состояния. Откуда они берутся, как выглядят и что со всем этим делать?
Ребенок девять месяцев сидел в животе у мамы, плавал в воде и получал кислород через плаценту. Как только малыш родился, его мир сразу стал другим: вместо воды вокруг него воздух, температура окружающей среды упала с 36,6–37 °С до 22–25 °С, плюс гравитация, звуки, запахи, яркий свет. А еще теперь надо самому дышать (легкими), по-другому питаться, а потом еще и выводить продукты обмена. И вот так сразу перейти от одного образа жизни к другому новорожденному непросто, для этого нужно время. Именно поэтому с точки зрения физиологии в первый месяц жизни с детьми «все время что-то происходит», причем гораздо чаще и ярче, чем в последующей жизни. Это и есть транзиторные (переходные, пограничные) состояния. Все они удивляют и даже пугают молодых родителей, тем более что возникают и исчезают переходные состояния очень быстро. Но для новорожденных они совершенно естественны. Что мамы и папы видят чаще всего переходные состояния изменения кожи, стула, веса, плюс-минус еще парочка состояний.
Ребенок родился, и мы видим, что он весь какой-то синюшно-багровенький, а потом цвет его кожи сразу же становится красным. На вторые сутки после рождения малыш «краснеет» ярче всего. Эту красноту врачи называют «простая эритема», и появляется она из-за того, что кожа адаптируется к новой среде. Потом кожа ребенка бледнеет и к концу первой недели жизни становится привычного нам бледно-розового цвета.
Но это еще не все. На третий-пятый день жизни кожа ребенка может начать шелушиться, особенно на животе и груди. Что это? Ребенку не хватает витаминов, что-то с питанием, в доме слишком сухой воздух? Нет, это тоже переходное состояние – физиологическое шелушение, и оно тоже связано с тем, что кожа адаптируется к новой жизни. Шелушится кожа примерно неделю, и затем все проходит. Делать с этим ничего не надо. Конечно, можно обрабатывать кожу различными смягчающими лосьонами и кремами, но значительного эффекта от них не будет. Совсем скоро кожа ребенка сама по себе станет гладкой и мягкой.
Больше же всего родителей пугает сыпь на коже младенца, которая не часто, но иногда все же появляется в первую неделю жизни. Это так называемая токсическая эритема – пятна с серовато-желтыми уплотнениями в центре. Сыпь располагается чаще всего на разгибательных поверхностях ручек и ножек вокруг суставов, на груди. Реже такие пятна могут быть на всем теле (кроме ладоней, стоп и слизистых). «Может быть, это ветрянка, краснуха или еще какая-то болезнь?» – пугаются родители. Нет, это своеобразная реакция кожи только что родившегося ребенка на окружающую его среду, особенно на переохлаждение, перегревание, контакт с одеждой, питание. В течение одного-трех дней могут появляться новые пятна, но чаще через два-три дня после возникновения все они бесследно исчезают. Самочувствие ребенка при этом не нарушено, температура тела нормальная и никаких лекарств ему не требуется. Единственное – надо бережно относиться к пузырькам на коже: например, аккуратно промокать их после купания. А еще надо следить за тем, чтобы пузырьки не растереть и они не лопнули (иначе к ним может присоединиться инфекция).
На этом изменения, которые видны на коже, не заканчиваются. Очень часто (у 60–70% детей) на вторые-третьи сутки жизни кожа желтеет, максимум желтизны бывает на третий-четвертый день, а к концу первой недели она исчезает. Так проявляется физиологическая желтуха новорожденного – состояние, при котором у ребенка увеличивается количество желчного пигмента, билирубина. У одних детей желтуха похожа на легкий загар (родители могут ее и не заметить), а у других кожа станет ярко-желтого цвета. Очень быстро уровень билирубина приходит в норму и цвет кожи опять становится обычным. Если желтуха выражена неярко и быстро проходит, то никакого дополнительного лечения не нужно. Но если желтуха не исчезает или цвет кожи интенсивно-желтый – надо обратиться к врачу.
Думаете, малыш сразу родится упитанным, со складочками и милыми округлостями? Нет, сразу после рождения до этого еще далеко. В первые дни жизни и так не слишком упитанный новорожденный похудеет еще больше. Такое похудение – естественный процесс, так называемая физиологическая потеря массы тела. Вес снижается потому, что сразу после рождения ребенок через кожу теряет часть воды, усыхает его пуповинный остаток, выделяются меконий (первый кал) и моча, а также потому, что младенец пока еще ест небольшое количество молока. Максимальная потеря веса обычно происходит к третьему-пятому дню и в норме составляет не более 6–8% массы тела при рождении. В это время мама и малыш обычно выписываются из роддома, но волноваться не надо. Уже к седьмому-десятому дню жизни здоровый кроха восстановит свои прежние параметры.
В первый-второй день у всех новорожденных детей отходит первородный стул (меконий): он густой, вязкий и темно-зеленого цвета. Время идет, малыш начинает получать молозиво, и на третий-четвертый день жизни появляется переходный стул. Теперь участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми и желтыми, а еще в стуле видны какие-то комочки, слизь. Все это похоже на какое-то кишечное расстройство, но это не оно. Просто желудочно-кишечный тракт переходит на новую работу, теперь он готов к перевариванию пищи. Уже к концу первой недели жизни стул у большинства детей желтый, похож на кашицу, и таким он и будет дальше.
Типичный страх все бабушек –– ребенок мерзнет! Да, действительно, у новорожденных процессы регуляции температуры тела еще несовершенны, поэтому младенцы легко охлаждаются, но так же легко они и перегреваются. Например, если новорожденного слишком тепло одеть или расположить рядом с батареей отопления – он быстро перегреется, даже если это обычная температура в комнате. В то же время ребенок легко теряет тепло, когда его надолго раздели или он лежит в мокрой одежде. Поэтому в комнате, где есть новорожденный, температура воздуха должна быть адекватной – 20–22 °C. И если она поднимется выше, а ребенок тепло одет, то это тоже будет нехорошо.
Иногда, очень редко (у 1% родившихся детей), температура тела на третьи-пятые сутки может временно подняться до 38–39 °C. Никаких других симптомов болезни при этом нет, температура тела быстро возвращается в норму, но родители успевают испугаться. Самим разобраться, что это такое – временная гипертермия или все-таки болезнь – сложно, так что лучше вызвать врача.
Нечастое явление, но оно тоже иногда встречается. У некоторых детей на третий-четвертый день жизни нагрубают молочные железы (и у девочек, и у мальчиков). Максимально они увеличиваются к седьмому-восьмому дню, из них даже может появиться жидкое отделяемое. У некоторых девочек совсем недолго иногда бывают очень скудные кровяные выделения из влагалища. Это так называемый гормональный криз – он возникает из-за действия материнских гормонов – эстрогенов (они проникают во время родов через плаценту). На пике действия эстрогенов признаки гормонального криза максимальны, потом гормоны выводятся из организма и симптомы постепенно исчезают. Поэтому прикладывать к груди капустный лист, делать компрессы с камфарой или чем-то еще не надо: все пройдет само.
Обычно все эти переходные состояния ярко выражены на первой недели жизни, реже, но бывает, что они затягиваются до трех-четырех недель. Еще один момент – необязательно, что у ребенка проявятся все переходные состояния, но физиологическая потеря массы тела и переходный стул бывают практически у всех. А еще многие из переходных состояний родителям и вовсе незаметны, но они тоже есть, просто выявить их можно только лабораторными методами.
Так что не спешим пугаться, заметив, что у ребенка вдруг стала шелушиться кожа или он слегка пожелтел. Вспоминаем, что он должен адаптироваться к новой жизни, что в первое время после рождения малыш имеет право на некоторые изменения. Тем более если при всем этом малыш весел, спокоен и хорошо ест. Ну а если вам все равно как-то тревожно – задавайте вопросы своему педиатру. Он-то точно сумеет все расставить по местам.
Максимальная потеря веса у новорожденного обычно происходит к третьему-пятому дню и в норме составляет не более 6–8% массы тела при рождении.
С точки зрения физиологии в первый месяц жизни с детьми «все время что-то происходит», причем гораздо чаще и ярче, чем в последующей жизни. Это и есть транзиторные (переходные, пограничные) состояния.
У младенцев процессы регуляции температуры тела еще несовершенны, поэтому они легко переохлаждаются и перегреваются. В связи с этим в комнате, где есть новорожденный, температура воздуха должна быть порядка – 20–22 °C.
Физиологическая желтуха новорожденного:
– возникает на 2–3-й день жизни малыша, достигает максимума на 4–5-й день, а исчезает к 10-му дню;
– общее состояние ребенка не страдает;
– уровень билирубина в крови не превышает 180 мкмоль/л