Женское образование в Царской России: как был устроен институт благородных девиц
Современное общество не так давно пришло к идее совместного образования для мальчиков и девочек. А ведь всего сто лет назад девушки обучались отдельно, либо получали домашнее образование. Смольный институт благородных девиц был первым женским учебным заведением России.
Новаторство в сфере образования принадлежало Екатерине II. В 1764 году вышел указ об основании первого учебного заведения в Санкт Петербурге. Знаменитый Смольный положил начало так называемым женским институтам. Кроме того, Смольный стал первым в Европе высшим учебным заведением для девушек.
Ожидание и реальность
Императрица была поклонницей прогрессивных идей того времени. Смольный должен был дать России женщин образованных, способных стать полезными членами общества и семьи. Однако, невежественный народ невзлюбил выпускниц женских институтов. Их называли кисейными барышнями, белоручками. Воспитанницы Смольного были оторваны от реальности. Учащихся презрительно называли «институтками».
Чтобы понять причину неудачи учебного заведения, нужно пристально взглянуть на процесс обучения. В то далекое время существовали совершенно другие стандарты образования, нежели сейчас. Девушки занимались по специальной программе с четким перечнем предметов. В институте благородных девиц были приняты не совсем благородные методы влияния.
«Хорошие» и «плохие» ученицы
Преподаватели стремились привести всех воспитанниц к единому стандарту. Индивидуальность и личные склонности порицались. Барышни, которым не удавалось «вписаться» в институтские порядки, попадали в категорию «плохих» учениц. Они получали нарицательное прозвище «мовешка». Так на французском языке звучало «дурной» — mauvaise. Чтобы стать «мовешкой», было достаточно разговаривать громче остальных или иметь непослушные пряди в прическе.
Образцовые ученицы назывались парфетками. В переводе с французского parfaite означает «совершенный». Предвзятое отношение сказывалось на качестве образования и отношении воспитанниц к учебе в институте.
Особый подход к подбору преподавателей
Далеко не каждый преподаватель мог работать в Смольном институте. При выборе персонала отдавали предпочтение незамужним женщинам. В Царской России незамужняя дама считалась явлением исключительным, порицаемым обществом. Классные дамы отличались скверным характером. Они жестоко наказывали воспитанниц, отыгрываясь на них за личные жизненные неудачи.
Преподаватели-мужчины были большой редкостью в институте благородных девиц. Считалось, что присутствие мужчины будет отвлекать девушек от учебы. Потому отдавали предпочтение женатым или пожилым мужчинам. Преподаватель с физическим недостатком имел больше шансов поступить на службу в Смольный.
Нереализованные потребности
Воспитанницы были лишены каких-либо развлечений. Они жили и учились, не видя внешнего мира. Благородные девицы испытывали острую необходимость в эмоциях. Дружба и любовь принимали абсурдные формы. Девушки находили предмет обожания среди педагогов, реализуя невостребованные чувства.
Объекту восхищения дарили подарки, старались всячески услужить. Девушки молились за здоровье обожаемого человека. Такие чувства носили возвышенный характер. Воспитанницы обожали не только преподавателя, но и всех членов его семьи.
Система наказаний
Благородных девиц не наказывали физически. Провинившиеся девушки подвергались унижениям. Преподаватели проявляли изобретательность, чтобы отучить девиц от непристойных манер. Например, сквернословие каралось подвешиванием на шею большого языка из красного картона. Неряшливая институтка рисковала украсить платье рваным чулком.
Воспитанниц не лишали еды, как это было принято в мужских заведениях. Им попросту запрещали сидеть за столом. Конечно, девушка могла утолить голод стоя. Важно учесть, что в то время только падшие женщины ели стоя. Потому провинившаяся ученица оставалась голодной, чтобы не унизиться еще больше. Самым грозным наказанием было ношение тикового передника. Грубая ткань была уделом простолюдинок.
Суровый быт и скромные развлечения
«Кисейных» барышень воспитывали в суровых условиях. Воспитанницы жили в неотапливаемых помещениях. В спальнях воздух никогда не прогревался выше 16°С. Девушки просыпались в шесть утра, умывались холодной водой, молились, завтракали и отправлялись в церковь.
Иногда их выводили на прогулку в местный парк. Территорию закрывали для других посетителей, чтобы девушки не общались с мирянами. Воспитанницы заведения жили в полной изоляции. Чтение ограничивалось узким перечнем литературы. Книги подвергались строгой цензуре. Во многих произведениях не хватало страниц.
Свидания с родственниками не поощрялись
Руководство института контролировало переписку девушек и их встречи с родственниками. Разговоры о доме считались проявлением слабости. Девушки покидали отчий дом в шестилетнем возрасте. Предварительно институт заключал с родителями контракт, который запрещал прерывать обучение.
Екатерина II считала изоляцию важным моментом образования. Девушек намеренно лишали невежественного окружения. Императрица намеревалась облагородить российское общество, воспитав новую «породу» людей. Развитая и облагороженная выпускница учебного заведения должна была смягчить нрав и воспитать новое, просвещенное поколение.
Уровень образования «институток»
Громкое название учебного заведения не подразумевало преподавание наук. Уровень образования соответствовал гимназическому. В самом начале своего существования институты благородных девиц предлагали сильную программу. Впоследствии преподавание ограничилось танцами, вокалом, этикетом.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Институт благородных девиц: история основания, правила, занимательные факты
Замысел создания
Инициатором основания первого института для женщин в Российской империи был личный секретарь императрицы Иван Бецкий. Имея европейское образование, этот общественный деятель всячески поддерживал желание Екатерины II прививать русскому народу устои западной жизни. Он считал, что представители мужского и женского пола должны воспитываться в одинаковых условиях.
Институт благородных девиц, размещавшийся в Смольном монастыре, являлся учебным заведением закрытого типа для барышень, принадлежавших к дворянскому сословию. Закрытость института являлась основной идеей, на которую опирался Бецкий, и должна была способствовать воспитанию «новой породы» представительниц прекрасного пола.
Просветитель, трудясь над проектом института, рисовал в своем воображении радужные картины. Юные прелестницы воспитываются в изолированной среде, за долгие годы обучения в Смольном институте (как воспитывали благородных девиц в его стенах, будет рассказано далее). Они превращаются во взрослых благонравных дам. Далее, воспитывая своих детей, они передают им весь свой опыт и знания. Таким образом, через некоторое время все общество становится добропорядочным и высокообразованным. Екатерина II полностью поддерживала замыслы И. Бецкого.
Условия поступления
В высшее учебное заведение, Смольный институт благородных девиц, могли поступить девушки из благородных и не очень богатых семей. В нем проходили обучение русские дворянки и аристократки из других стран. Девочек принимали с шести лет, а покидали они стены института уже восемнадцатилетними взрослыми барышнями.
За время обучения девицам не разрешалось покидать институт ни по собственной воле, ни по желанию родственников. Опекуны девушек оформляли соответствующие расписки, в которых давали официальное согласие на обучение детей в течение двенадцати лет без предоставления встреч с ними.
Поступать в институты благородных девиц (а они впоследствии стали открываться и в других городах Российской империи) было сложно: девочкам для этого надо было продемонстрировать свои религиозные устои и владение русским и французским языками. Но самым основным критерием для поступления считалось благородное происхождение.
Программа обучения
В данном привилегированном институте барышень обучали большому количеству научных дисциплин: арифметике, грамоте, истории, географии, кулинарии, рисованию, вокальному пению и прочим предметам. Однако знания по определенным дисциплинам институтки получали довольно поверхностные. Например, на занятиях по кулинарии барышни жарили котлеты из зараннее приготовленного фарша.
Основной уклон в программе обучения благородных девиц делался на правила этикета и религиоведение. Бытовало мнение, что барышни непременно должны грамотно поддерживать беседу на религиозную тему и сдержанно и изысканно вести себя в обществе.
Форма институток
Свод правил
В правилах института благородных девиц, зафиксированных в его уставе, подробно рассказывалось, как учителя должны вести себя по отношению к своим подопечным и как девушкам положено было общаться между собой.
В институте работало около двадцати незамужних учительниц и почти все они были старше сорока лет. Наказывать телесно в его стенах было нельзя, но преподавательницы нередко повышали голос на институток, нарушавших правила. Учителей мужского пола в это учебное заведение брали только семейных, преклонного возраста или весьма непривлекательной наружности, нередко с физическими изъянами, чтобы они не могли ввести в искушение благонравных барышень.
Институтки подразделялись на парфеток, демонстрирующих примерное поведение, и мовешек, способных проявить шаловливый и строптивый нрав. Если смолянка совершала проступок, с ней особенно не церемонились. Девицу могли наказать различными способами: перевести за определенный стол, где есть приходилось стоя, оставить стоять посреди обеденного зала без обеда, приколоть порванный чулок к форме или заменить ей передник.
Условия проживания
Температура воздуха в институте благородных девиц варьировалась в пределах 12-16 градусов. Поэтому в зимнее время, укрытые лишь тонкими одеялами, девицы всегда страдали от холода. Укрыться дополнительными покрывалами им разрешали крайне редко.
Институтки спали на жестких матрасах, вставали в шесть часов утра. Приветствовалось ежедневное утреннее купание по пояс в холодной воде. Отогреться и выспаться воспитанницам можно было только в лазарете. В нем было тепло, кормили лучше, и большое количество институток, наделенных талантом искусно изображать мнимый обморок, чтобы очутиться в лазарете, прикидывались больными.
Питание в институте
Дальнейшая судьба выпускниц
Первый выпуск Смольного института благородных девиц стал наиболее известен. Некоторых барышень Екатерина II лично определила ко двору. С течением времени эта традиция продолжилась, лучшие выпускницы дворянского происхождения становились фрейлинами. Они вращались в обществе самых завидных женихов и могли найти себе «блестящую партию». Бывшие институтки, которые не имели столь благородной родословной, устраивались на работу гувернантками и преподавательницами.
Представительницы прекрасного пола, окончившие институты благородных девиц, сыграли немаловажную роль в просвещении российского общества. Среди них было немало талантливых учителей, великолепных матерей, отзывчивых сестер милосердия.
Институт осуществлял свою деятельность в Санкт-Петербурге на протяжении более 150 лет. В 1917 году с приходом к власти большевиков он прекратил свое существование.
На учебу в «пансион благородных девиц»
Никита Петров, специально для «РИА Новости».
1 сентября открывается первое в нашей стране государственное общеобразовательное учреждение «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Это единственное после Октябрьской революции общеобразовательное заведение, где будут воспитывать дочерей офицеров из закрытых военных городков и дальних гарнизонов, а так же детей воинов, погибших в ходе боевых действий, кавалеров боевых орденов и многодетных. Пока в пансион принято 184 воспитанницы, ученицы 7-8-9 классов. Но в перспективе, когда он заработает в полную силу, как заявил нам статс-секретарь – заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков, там будет учиться 480 девушек. Начиная с 5-го класса и заканчивая 11-м.
Наоборот, как говорит советник Министра обороны Екатерина Приезжева, девушки-пансионерки получат сугубо женское воспитание и очень хорошее, даже по меркам сегодняшнего дня, образование. А свою судьбу после окончания учебы они выберут сами. Никто ничего им навязывать не собирается. Хотя Приезжева и не скрывает, что опека над воспитанницами не прекратится даже после их выпуска. Им помогут поступить в самые престижные высшие учебные заведения, постараются помочь и поддержать в самых сложных жизненных ситуациях.
Интересно, что презентация пансиона, рассказ о нем проходили в историческом дворце на Суворовской площади, перестроенном после пожара 1812 года архитекторами Жилярди и Григорьевым, ныне Культурном центре Вооруженных сил России. С 1928 года он назывался Центральным домом Советской армии имени Михаила Фрунзе. А прежде в этом здании находилось Московское училище ордена Святой Екатерины. Оно было одним из столичных институтов благородных девиц, где учились дочери потомственных дворян, офицеров и лиц «прочих сословий», как свидетельствуют об этом московские путеводители. За домом огромный пейзажный парк с прудом, образованным от реки Неглинной. Там когда-то гуляли воспитанницы Екатерининского института, приглашали к себе на баллы молодых людей из элитных московских семей …
Пансион на улице Поликарпова пока не обещает светских баллов, его ученицы для них слишком юны, но благородное воспитание ставит на одно из первых мест. Правда, как говорят основатели и руководители пансиона, его открытие – не благотворительность. Это своеобразный социальный бонус для семей офицеров, которые проходят службу в отдаленных местностях, возвращение им долгов государства. С семьями, которым повезло отправить своих дочерей на учебу в Москву, заключены контракты, где стороны взяли на себя определенные обязательства.
Ответственность за жизнь и здоровье девушек, которые учатся на улице Поликарпова, берет на себя военное ведомство. Отсюда и определенные строгости, которые ожидают девчонок в пансионе, жесткий режим дня, подъем в семь утра, отбой – в десять, летом – в одиннадцать. Увольнение в город – только группой, не меньше двух человек. Москва для многих наших воспитанниц, сказала нам советник Министра обороны и руководитель проекта Тамара Фральцева, незнакомая среда. Они никогда в таких мегаполисах не жили, и есть большой риск, чтобы они здесь не заблудились, не попали в какую-нибудь неприятную историю. Потому и будем стараться их от всего этого оградить, обеспечить мобильными телефонами, чтобы они всегда были с нами на связи. Но и родители, со своей стороны, взяли на себя обязательство – всемерно поддерживать стремление дочерей прилежно учиться, выполнять все требования воспитателей. Отсюда и сложности с подбором девушек для учебы, проверка их способности жить в коллективе, уметь приспособиться, если не к военной, но все равно к достаточно жесткой требовательности педагогов и воспитателей.
Подростковый возраст – психологически очень сложное время, и нужно найти свой подход к каждой из воспитанниц пансиона, помочь им вжиться в коллектив. Этим будут заниматься лучшие педагоги столицы. Их тоже подбирали по конкурсу. А стимулом для хорошей работы для них стала высокая заработная плата – процентов на 15–20 больше, чем в других учебных заведениях Москвы, и, конечно, определенный моральный престиж – работать в таком учебном заведении, как пансион благородных девиц, не только ответственно, но и почетно, это возможность для профессионального роста.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Новое в блогах
Правила «Института благородных девиц»
Появлению женского образования в России мы обязаны Екатерине II. По ее указу и проекту Ивана Бецкого в 1764 году был основан Смольный институт благородных девиц. Как любое учебное заведение, Смольный имел свой устав. Обучение девочек в «Смольном» длилось 12 лет…
Девочки поступали в заведение в 6-летнем возрасте и оставались там до 18-ти лет. Родственники подписывали соглашение, обязуясь не требовать её возвращения в семью раньше этого времени. В противном случае никто не гарантировал, что девочка получила сообразное с ожиданиями образование и воспитание.
Устав института был строг — девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы.
Набор воспитанниц осуществлялся каждые 3 года. Если по каким-то причинам освобождалось место, Уставом было запрещено принимать учениц со стороны — что не позволяло чуждому духу потревожить сложившийся в Училище уклад.
Существовало четыре класса по возрастам, для каждого из которых была своя форма. С 6 до 9 лет носили коричневую, с 9 до 12 — голубую, с 12 до 15 — серую, а с 15 лет и до выпуска носили белую форму.
Первый класс делился на четыре части (каждой давалась своя учительница). Девочки-малышки учились танцевать, вязать и шить. Изучали Закон Божий и катехизис, правила хорошего тона, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку вокальную и инструментальную. Во втором классе к числу изучаемых предметов прибавляется география, история и домоводство.
Также полагалось научиться навыкам самообслуживания, таким как содержание в порядке своих волос и одежды.
Третий класс делился на две части. В программу обучения добавляется, говоря современным языком, литература («чтение исторических и нравоучительных книг»), основы архитектуры и геральдики. Девочки приступают к ведению хозяйства (наблюдение на кухне, составление смет, самостоятельное шитьё для себя белья и платья из предоставленной материи). Начальство поощряет воспитанниц к написанию пьес для постановки их своими силами.
И, наконец, в выпускном классе завершается изучение Закона Божия и остальных наук, через повторение и закрепление.
Особое внимание уделяется практической деятельности по ведению хозяйства — девушки ведут запись расходов, ведут переговоры с поставщиками товаров, оценивают качество последних и производят расчёты и помогают учительницам в воспитании младших детей. Всё это призвано дать девушкам навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, «в каком бы состоянии им жить ни случилось»…
Питание в Смольном было скудным, дабы избежать «излишеств». Пример меню Института благородных девиц во второй половине XIX века: утренний чай с булкой, на завтрак кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон, в обед жидкий суп без мяса, на второе — мясо из этого супа, на третье — маленький пирожок и вечерний чай с булкой.
В посты рацион становился еще скуднее: на завтрак давали шесть маленьких картофелин, или три средних, с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, прозванной голодными институтками «мертвечиной», и постный пирожок.
К личности учительницы Устав предъявляет чрезвычайно высокие требования. Именно педагогу надлежит «подавать примеры отличной добродетели, превосходного достоинства», действовать более благоразумием, кротостью и «непринуждённой весёлостью», чем строгостью. Всеми силами учительница стремится не допустить в воспитанницах и вида «всего того, что скукою, грустию или задумчивостью назваться может»!
Главным врагом детского развития Екатерининский Устав справедливо объявляет праздность и побуждает учителей прививать воспитанницам охоту к чтению полезных книг, в том числе на иностранных языках. С первых лет предлагается задавать для выучивания наизусть краткие истории, которые детки могли бы пересказывать потом друг другу.
Учителя мужского пола или мастера, привлекаемые в случае нужды к преподаванию в Училище, ведут уроки строго в присутствии учительницы или надзирательницы, не отклоняясь от темы занятий. Интересно отметить, что в «штатном расписании» Училища числятся по 5 священников и дьяконов.
Не стоит думать, что воспитанницы закрытого учебного заведения вели замкнутый образ жизни и не смели рта раскрыть без приказ. По воскресеньям в институт приезжали дамы из общества и молодые люди.
Воспитанницы давали концерт, разыгрывали спектакль, или же время посвящалось просто приятному разговору.
Выступление воспитанниц в колонном зале.
Иногда устраивались балы, на которые приглашали кадетов. Воспитанницы старших классов должны были уметь играть роль учтивых хозяек. Устав требовал от них приветливости и благородства не только в обращении с равными себе людьми, но и самыми низшими.
Даже такой строгий ритуал, как приём пищи в молчании, не обходился без исключений. Иногда дозволялось перекинуться словом, а «буде которая девица сделает какое остроумное замечание», то ей было позволено сообщить свою мысль всему классу для назидания.
Чаепитие с гостями дома
Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. При Екатерине II «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы — получали шесть лучших учениц, при Марии Фёдоровне — десять. Лучшие воспитанницы получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами.
Экзамен на знание хороших манер
Прославляемая в Уставе Училища правая вера, радостный осмысленный труд, всестороннее практическое образование и доброжелательное отношение к людям без разбора их достоинств — это те уроки жизни, которые дали целую плеяду русских женщин — носительниц высоких идеалов чистоты, благородства, человеческого достоинства, веривших в то, что эти идеалы осуществимы, несмотря на все тяготы жизни.
Ведь не случайно, что потом именно из «смолянок» вышли жены декабристов, без колебаний отравившиеся за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Возник образ русской женщины, в котором находили потом свое вдохновение Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой.