Какое дуа прочитать, поздравляя человека с рождением ребенка?
Вопрос:
Есть ли какое-то специальное дуа, которое можно прочитать, поздравляя человека с рождением ребенка?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Желательно (мустахаб) поздравлять родителей и других родственников новорожденного с рождением ребенка и читать дуа за них и за ребенка, так как это умножает их счастье и помогает создать атмосферу любви и единения. В Благородном Коране упоминаются добрые вести (бишара) нашему господину Ибрахиму и нашему господину Закариййи (мир им обоим).
1) Всевышний Аллах говорит о нашем господине Ибрахиме (мир ему) (смысл): «И Мы обрадовали его [Ибрахима] доброй вестью о кротком мальчике» (Коран, 37:101).
2) А о нашем господине Закариййи (мир ему) Всевышний Аллах говорит (смысл): «О Закарийя, Мы радуем тебя доброй вестью о мальчике, чье имя – Яхья» (Коран, 19:7).
В вышеприведенных аятах говорится о том, как Всевышний Аллах радует двух Своих пророков (мир им обоим) добрыми вестями (бишара). Есть разница между бишара и поздравлением (тахни’а), поскольку первое относится к тому, кто сообщает кому-то нечто хорошее, о чем тот не знал, а поздравление – выражение радости по поводу хорошей новости (Ибн аль-Каййим, Тухфат аль-мавлюд, с. 33).
3) Абу Бурда передает от нашего господина Абу Мусы (да будет доволен им Аллах), что тот сказал: «У меня родился сын, и я отнес его к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Он назвал его Ибрахимом, разжевал немного финика и положил ему в рот (тахник), попросил у Аллаха благословения для него и потом отдал его мне…» («Сахих» аль-Бухари, № 5166).
В свете вышеприведенных доводов многие классические ученые, такие как имам ан-Навави и Ибн аль-Каййим (да помилует их Аллах), полагают, что желательно поздравлять с рождением ребенка и читать дуа в связи с его рождением. Имам Ибн аль-Каййим говорит: «Если человек не может сам принести добрую весть, желательно (мустахаб) поздравить [с хорошим событием]» (Тухфат аль-мавлюд, с. 33).
Таким образом, следует поздравлять родителей и семью (вне зависимости от того, мальчик родился или девочка) и просить у Аллаха благословения для ребенка, чтобы ребенок вырос праведным и радовал родителей, чтобы Аллах даровал ребенку крепкое здоровье и благополучие и чтобы Аллах сделал так, чтобы родители были благодарны.
В связи с этим были переданы некоторые конкретные мольбы:
1) Наш господин Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) посоветовал одному человеку поздравить родителей с рождением ребенка следующими словами:
بَارَكَ اللَّهُ لَكَ فِي الـمَوْهُوبِ لَكَ، وَشَكَرْتَ الوَاهِبَ، وبَلَغَ أشُدَّهُ، وَرُزِقْتَ بِرَّهُ
«Пусть Аллах благословит вас Своим подарком, и благодарите Того, Кто дал вам этот подарок, пусть ребенок достигнет совершеннолетия – и вы будете одарены его праведностью».
Имам ан-Навави в «Аль-Азкар» (с. 349) и имам Ибн аль-Каййим в «Тухфат аль-мавлюд» (с. 35) оба передают это дуа от Хасана аль-Басри (да помилует их Аллах). Изначально оно было передано Ибн аль-Джа’дом в его «Муснаде», Ибн Аби ад-Дунья, Абу Бакром аль-Мунзиром в «Аль-Авсат» и Ибн Ади в «Аль-Камиль». Некоторые считают цепочку передачи этого сообщения слабой, но такие ученые, как ан-Навави и Ибн аль-Каййим, советуют читать это дуа, так как это праведное дело, пока человек не считает, что такое дуа безусловно утверждено Шариатом.
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) говорит, что тем, кого поздравляют, то есть родителям, желательно ответить следующим или похожим дуа:
بَارَكَ اللَّهُ لَكَ، وبَارَكَ عَلَيْكَ، وجَزَاكَ اللَّهُ خَيْراً، ورَزَقَكَ اللَّهُ مِثْلَهُ، وأجْزَلَ ثَوَابَكَ
«Пусть Аллах благословит тебя и осыплет благодатью. И пусть Аллах вознаградит тебя благом, подарит тебе то же самое и увеличит твою награду»
2) Айюб ас-Сахтияни (да помилует его Аллах), великий имам и табиин, поздравлял с рождением ребенка такими словами:
جعله الله مباركاً عليك وعلى أمة محمد صلى الله عليه وسلم
«Пусть Аллах сделает этого ребенка благословением для вас и благословением для уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)» (передано имамом ат-Табарани (945) и другими от Айюба ас-Сахтияни; также Табарани передает это от Хасана аль-Басри (946)).
Подарки
Дарить подарки родителям новорожденного и ребенку – это хороший способ укрепить дружбу и умножить любовь. Однако следует помнить, что подарки по случаю рождения ребенка не должны возводиться в ранг почитаемого обычая. Их не стоит ждать и считать обязательными.
А Аллах знает лучше.
[Муфтий] Мухаммад ибн Адам
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
Какое дуа прочитать, поздравляя с рождением ребенка?
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Желательно (мустахаб) поздравлять родителей и других родственников новорожденного с рождением ребенка и читать дуа за них и за ребенка, так как это умножает их счастье и помогает создать атмосферу любви и единения. В Благородном Коране упоминаются добрые вести (бишара) нашему господину Ибрахиму и нашему господину Закариййи (мир им обоим).
1) Всевышний Аллах говорит о нашем господине Ибрахиме (мир ему) (смысл): «И Мы обрадовали его [Ибрахима] доброй вестью о кротком мальчике» (Коран, 37:101).
2) А о нашем господине Закариййи (мир ему) Всевышний Аллах говорит (смысл): «О Закарийя, Мы радуем тебя доброй вестью о мальчике, чье имя – Яхья» (Коран, 19:7).
В вышеприведенных аятах говорится о том, как Всевышний Аллах радует двух Своих пророков (мир им обоим) добрыми вестями (бишара). Есть разница между бишара и поздравлением (тахни’а), поскольку первое относится к тому, кто сообщает кому-то нечто хорошее, о чем тот не знал, а поздравление – выражение радости по поводу хорошей новости (Ибн аль-Каййим, Тухфат аль-мавлюд, с. 33).
3) Абу Бурда передает от нашего господина Абу Мусы (да будет доволен им Аллах), что тот сказал: «У меня родился сын, и я отнес его к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Он назвал его Ибрахимом, разжевал немного финика и положил ему в рот (тахник), попросил у Аллаха благословения для него и потом отдал его мне…» («Сахих» аль-Бухари, № 5166).
В свете вышеприведенных доводов многие классические ученые, такие как имам ан-Навави и Ибн аль-Каййим (да помилует их Аллах), полагают, что желательно поздравлять с рождением ребенка и читать дуа в связи с его рождением. Имам Ибн аль-Каййим говорит: «Если человек не может сам принести добрую весть, желательно (мустахаб) поздравить [с хорошим событием]» (Тухфат аль-мавлюд, с. 33).
Таким образом, следует поздравлять родителей и семью (вне зависимости от того, мальчик родился или девочка) и просить у Аллаха благословения для ребенка, чтобы ребенок вырос праведным и радовал родителей, чтобы Аллах даровал ребенку крепкое здоровье и благополучие и чтобы Аллах сделал так, чтобы родители были благодарны.
В связи с этим были переданы некоторые конкретные мольбы:
بِرَّهُ وَرُزِقْتَ أشُدَّهُ، وبَلَغَ الوَاهِبَ،وَشَكَرْتَ لَكَ،الـمَوْهُوبِ فِي لَكَ اللَّهُ بَارَكَ
«Пусть Аллах благословит вас Своим подарком, и благодарите Того, Кто дал вам этот подарок, пусть ребенок достигнет совершеннолетия – и вы будете одарены его праведностью».
Имам ан-Навави в «Аль-Азкар» (с. 349) и имам Ибн аль-Каййим в «Тухфат аль-мавлюд» (с. 35) оба передают это дуа от Хасана аль-Басри (да помилует их Аллах). Изначально оно было передано Ибн аль-Джа’дом в его «Муснаде», Ибн Аби ад-Дунья, Абу Бакром аль-Мунзиром в «Аль-Авсат» и Ибн Ади в «Аль-Камиль». Некоторые считают цепочку передачи этого сообщения слабой, но такие ученые, как ан-Навави и Ибн аль-Каййим, советуют читать это дуа, так как это праведное дело, пока человек не считает, что такое дуа безусловно утверждено Шариатом.
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) говорит, что тем, кого поздравляют, то есть родителям, желательно ответить следующим или похожим дуа:
ثَوَابَكَ وأجْزَلَ مِثْلَهُ،اللَّهُ ورَزَقَكَ خَيْراً،اللَّهُ وجَزَاكَ عَلَيْكَ،وبَارَكَ لَكَ، اللَّهُ بَارَكَ
«Пусть Аллах благословит тебя и осыплет благодатью. И пусть Аллах вознаградит тебя благом, подарит тебе то же самое и увеличит твою награду»
وسلم عليه الله صلى محمد أمة وعلى عليك مباركاً الله جعله
«Пусть Аллах сделает этого ребенка благословением для вас и благословением для уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)» (передано имамом ат-Табарани (945) и другими от Айюба ас-Сахтияни; также Табарани передает это от Хасана аль-Басри (946)).
Дарить подарки родителям новорожденного и ребенку – это хороший способ укрепить дружбу и умножить любовь. Однако следует помнить, что подарки по случаю рождения ребенка не должны возводиться в ранг почитаемого обычая. Их не стоит ждать и считать обязательными.
А Аллах знает лучше.
Муфтий, Мухаммад ибн Адам, Лестер, Великобритания
Что нужно говорить при рождении ребенка в исламе
Какие сунны нужно совершить после рождения ребенка? (Источник фото: unsplash.com)
Рождение ребенка и появление нового человека — одно из самых прекрасных чудес и благословений, дарованных нам Всевышний Аллахом. Сжимать в своих ладонях маленькие ручки, вдыхать сладкий запах своего малыша, держать его в руках — огромное счастье для родителей.
Аллах даровал его нам, после такого замечательного события родители-мусульмане в знак благодарности и в стремлении начать жизнь малыша в соответствии с исламом должны выполнить определенные сунны.
Первое, что должен услышать человек, рожденный для поклонения Аллаху, это азан, то есть возвеличивание Всевышнего и свидетельство о единобожии.
Эти слова должны с первого дня укрепиться в его маленьком сердечке и стать главным постулатом в жизни. Азан читается мужчиной после рождения ребенка. В правое ухо произносится азан, в левое — икамат. Наш Пророк (мир ему) делал также после рождения своих детей. Абу Рафи’а (р.а.) рассказывал:
«Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему) читал азан в ухо аль-Хасану ибн ‘Али, когда его родила Фатима» (Тирмизи).
Разжевать финик и протереть им небо новорожденного называется тахник и является сунной.
Первое, что ощутит малыш после рождения, должна быть сладость, в этом смысл тахника. Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
«Новорожденных детей обычно приносили Посланнику Аллаха (мир ему), и он призывал на них благословения Аллаха и протирал прожеванным фиником их небо» (Муслим).
Имянаречение совершается в течение 7 дней после рождения.
Имя дается ребенку мужчиной-мусульманином. Ребенка кладут в сторону Каабы, мужчина встает также в направлении Каабы и произносит азан, специальное дуа и в правое ухо 3 раза произносит имя малыша и совершается икамат. Имя также проговаривается в левое ухо 3 раза.
«Во времена джахилийи, когда у нас рождался ребенок, мы приносили в жертву барана и мазали голову ребенка его кровью. Когда же Аллах даровал нам ислам, мы резали барана и брили голову ребенку, и смазывали его голову шафраном» (Абу Дауд).
5. Бритье головы и раздача садака.
Сунной является бритье головы новорожденного на 7 день после рождения. Это могут сделать как мужчина, так и женщина.
В хадисе сказано:
«Посланник Аллаха (мир ему) зарезал акику за Хасана и сказал: «О, Фатима, побрей ему голову и раздай неимущим милостыню серебром по весу его волос» (Тирмизи).
Сунной в отношении новорожденных мальчиков является обрезание. Обрезание следует совершить до достижения периода полового созревания, а желательно на 7 день после рождения.
Рождение ребенка в мусульманской семье
Что происходит в мусульманской семье и общине в связи с рождением ребенка? Мы побеседовали на эту тему с имамом-хатыбом Шамилем АЛЯУТДИНОВЫМ.
Какое слово первым слышит любой мусульманский младенец? Что такое азан? Чем руководствуются мусульмане при выборе имени ребенку? Можно смело утверждать, что из читателей-немусульман на эти простейшие для приверженцев ислама вопросы ответят считанные единицы. А между тем, по разным оценкам, в России от 8-10 до 30-35 млн. мусульман. Причинами столь большого разброса статистических данных предоставим заниматься социологам и религиоведам, но ведь даже по самым скромным подсчетам число российских мусульман сопоставимо с населением, скажем, Финляндии!
Появление на свет каждого нового человека мусульмане считают великим даром Аллаха, одним из наиболее значительных событий в жизни семьи. В шариате оговорены положения, регламентирующие действия родителей и их родных в связи с рождением в семье ребенка.
ќтот обряд полон глубокого смысла. Согласно исламу, Сатана, враг людей, с нетерпением ожидает появления на свет каждого нового человека, дабы совратить его с пути истинного. Поэтому очень важно, чтобы призыв к Богу коснулся слуха младенца раньше, чем зов Сатаны. Слова веры в Бога и верности Ему будут сопровождать человека в жизни уже с первых глотков воздуха на этой земле.
2. СЛАДОСТЬ ПЕРВЫХ МГНОВЕНИЙ
После того как младенец услышал божественные слова, шариат рекомендует помазать ему губы и полость рта финиковой массой. Делается это следующим образом. Кто-то (как правило, мать младенца) тщательно прожевывает финик, после чего берет пальцем небольшую его часть и кладет в рот новорожденному. Затем легкими движениями пальца вправо и влево массируется полость рта малыша, так чтобы сладкая масса распределилась по всей ротовой полости. При отсутствии финика можно использовать любой сладкий продукт. Все эти действия сопровождаются чтением заздравных молитв и добрыми пожеланиями ребенку.
Считается, что подобный массаж полости рта укрепляет мышцы, участвующие в сосании, и способствует подготовке ребенка к принятию материнской груди. Согласно преданию, первый раз эту процедуру проделал сам Пророк Мухаммад над новорожденным сыном одного из своих последователей.
Через семь дней после рождения ребенка, по завету Пророка, желательно побрить ему голову и раздать нищим и страждущим серебро или золото, вес которого равен весу сбритых волос, или денежную сумму, соответствующую этому количеству драгоценного металла.
Что делают, если на голове только что родившегося малыша вовсе нет волос? Просто раздают милостыню (причем обычно весьма и весьма щедрую) тем, кто в ней нуждается.
4. «В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ВЫ БУДЕТЕ СОЗВАНЫ ВАШИМИ ИМЕНАМИ!»
Выбор имени необычайно важен для мусульманина.
Относительно срока наречения имени существуют некоторые разногласия. Одни настаивают на том, что имя дается ребенку на седьмой день после рождения. Другие утверждают, что имя может даваться и в день рождения ребенка.
Важен не столько день, сколько отношение к этому серьезнейшему в жизни человека событию. Известны, например, такие слова Пророка: «Поистине, в день Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!».
Мусульманам рекомендуется нарекать детей именами пророков и ангелов. Вполне естественно, что особым почетом пользуется имя первого (не по времени, а по значению) из пророков, Мухаммада. Говорят, что дом, где есть имя Мухаммад, наделяется особым уделом.
Девочек чаще всего нарекают именами женщин из семьи Пророка: Фатима, Хадиджа, Зайнаб и т.д.
5. ВОЗНЕСИ БЛАГОДАРНОСТЬ ГОСПОДУ
В современных условиях крупного города принести в жертву животное не так-то легко. Но выход есть: мусульмане ездят в пригороды, где разводят овец, и осуществляют обряд жертвоприношения там, а домой привозят мясо жертвенного животного.
Обрезание совершается человеком, имеющим медицинское образование и религиозно грамотным в этом вопросе. Обрезание может проводиться как на дому с выездом врача, так и в любой больнице, где работает хирург.
Относительно сроков обрезания единого мнения нет. Большинство специалистов в области исламского права считают, что обрезание лучше всего совершать в тот же день, что и бритье волос младенца, т.е. на седьмой день после рождения. В некоторых странах (например в Турции) обрезание по традиции совершается над 7-10-летними мальчиками. И уж во всяком случае, обряд обрезания должен быть выполнен до достижения ребенком совершеннолетия.
Рождение ребёнка. Обряды и сунна.
Рождение ребёнка — это праздник. В мир пришёл новый человек. Долг родителей — помочь своим детям в их становлении.
Сказал Всевышний в Коране:«И сказал твой Господь ангелам: ‘Я поставлю на земле наместника’».
«Наместник на земле» — серьёзный статус. Чтобы дитя стало осознанным человеком, необходимо с самого его рождения придерживаться сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Выполнение обрядов родителями по отношению к ребенку в будущем может стать причиной праведности ребёнка.
1. Поздравление.
Если вы узнали, что у кого-то родился ребёнок, обязательно поздравьте его. Также мужу следует поздравить жену с завершением её беременности. Побольше читайте дуа. Сунной считается чтение такой молитвы: «О Аллах, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка и дай им силы воспитать его, почитающим Ислам».
2. Азан и икамат.
Отцу следует почитать новорожденному в правое ухо азан, а в левое — икамат.
От аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у человека родился ребёнок, и он произнёс азан ему в правое ухо, а икъама – в левое, то ему не причинит вреда джинн по имени Умм ас-сабийят». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8254).
Также от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день, когда родился Хасан, прочитал в правое ухо своего внука азан, а в левое – икамат». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8255).
3. Тахник.
Тахник — это сунна, которая заключается в протирании дёсен новорожденного младенца спелым фиником. Если нет финика, то можно использовать любую другую сладость: мёд, сахар, конфету, варенье.
4. Бритьё головы.
Брить голову ребёнку следует на 7 день, после его рождения. Волосы собираются, а затем взвешиваются. На вес волос ребёнка раздаётся садака золотом или серебром.
«Посланник Аллаха ﷺ зарезал акику за Хасана и сказал: «О Фатима, побрей ему голову и раздай неимущим милостыню серебром по весу его волос»». (Тирмизи, 1519).
5. Имянаречение.
Имя — важная часть человеческой жизни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) уделял большое внимание выбору имени. Он рекомендовал давать только хорошие имена. Лучше всего называть ребёнка именами пророков или приближённых рабов Аллаха. Имя обычно даётся на седьмой день.
От ‘Абдуллаха бин ‘Амр бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся: «Пророк ﷺ велел давать имя младенцу, сбривать ему волосы и приносить жертву на седьмой день после рождения». (Тирмизи, 2832).
Также можно дать ребёнку имя в тот день, когда он появился на свет.
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) назвал своего сына в день его рождения: «Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его по имени моего отца Ибрахима (да благословит его Аллах и приветствует)». (Муслим, 2315).
6. Обрезание.
Обрезание — удаление крайней плоти. Обрезание для мальчиков по ханафитскому мазхабу является сунной. Совершается на 7 день. Если ребёнок слабенький или болезненный, то процедура обрезания откладывается до его выздоровления.
7. Акика.
Акика — это жертва за новорожденного. За мальчика режется два барана, а за девочку — один. Мясо жертвенного животного можно поделить на три части: одну часть родственникам, вторую — близким и друзьям, а третью следует раздать нуждающимся.
Передают со слов Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Каждый новорождённый ребёнок зависит от жертвоприношения (акики), которое совершается за него на седьмой день после рождения, когда ему следует также сбрить волосы и дать имя». (Ибн Маджах, 3165)
Также от Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) повелел принести в жертву (совершить акику) за мальчика двух баранов, а за девочку – одного». (Ибн Маджах, 3163).
Кости жертвенного животного нельзя разбивать. Разделывать мясо следует, отделяя суставы. Совершать акику можно не только на седьмой день, хотя желательно именно в седьмой. Человек, за которого не была сделана акика в детстве, может совершить её и в зрелом возрасте.
Животное, которое участвует в заклании, должно быть годовалым, не иметь изъянов и недостатков.
Акика — благодарность Всевышнему. Акика совершается, чтобы через этот вид поклонения, Всевышний уберёг ребёнка от зла, иншаАллах.