Тест по окружающему миру «Почва»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбери из предложенных ответов один правильный.
Почву можно отнести к …
б) к неживой природе;
в) неживая и живая природа в почве соединяются;
г) только к неживой природе.
а) верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью;
б) пучки трав, небольшие кусты;
г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;
г) из песка, глины, солей.
Один сантиметр почвы в природе образуется за …
Главное свойство почвы – это …
б) содержание влаги в почве;
г) способность удерживать влагу.
На плодородие почвы влияет…
а) наличие в почве перегноя;
б) наличие в почве воды;
в) наличие в почве песка и глины;
г) наличие остатков растений и мелких животных.
Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
Остатки погибших растений и животных превращаются в перегной благодаря…
а) животным, обитающим в почве;
б) воде и воздуху, содержащимся в почве;
в) бактериям, живущим в почве;
г) воздуху, содержащемуся в почве.
Растения из почвы получают…
а) перегной, песок, глину;
б) воздух, воду, питательные вещества;
в) остатки растений и животных;
г) питательные вещества.
В почве обитают живые существа: …
а) муравьи, мухи, тараканы;
б) бабочки, жуки, мыши;
в) кроты, медведи, дождевые черви;
г) дождевые черви, кроты, медведки.
Животные почвы питаются…
а) остатками живых организмов, корнями растений;
г) живыми организмами.
Для защиты почвы на полях необходимо…
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание;
г) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и удобрять.
а) живые существа, связанные между собой;
б) цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего;
в) пищевая зависимость;
г) цепочки разных живых организмов.
В пищевой цепи звенья расположены так:
а) растения – хищные животные – растительноядные животные;
б) растения – растительноядные животные – хищные животные;
в) растительноядные животные – растения – хищные животные;
г) хищные животные – растительноядные животные – растения.
Почву ежегодно перекапывают и рыхлят, чтобы…
а) почва хорошо пропускала воздух;
б) почва хорошо удерживала влагу;
в) снег быстрее растаял;
г) почва хорошо пропускала воздух и удерживала влагу.
Перед посевом в почву вносят…
Врагами почвы считаются:
в) сильные ветры и вода;
Почва питает все живое, значит она – …
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по окружающему миру «Почва» разработан для обучающихся 3-х классов по УМК «Перспективная начальная школа». Проводится согласно Рабочей программе по окружающему миру в 3 четверти: раздел «Почва», тема урока «Обобщение по теме «Почва».
Данный тест составлен в соответствии с требованиями тестовых технологий. Задания закрытой формы альтернативного варианта. Обучающимся предлагается ответить на 18 вопросов, выбрав один правильный ответ из 4 предложенных вариантов ответов. На проведение теста отводится 20 минут (3 минуты для знакомства с инструкцией). В помощь учителю к заданиям даются правильные ответы.
Тема: Почва
Выбери из предложенных ответов один правильный.
Ответы:
1. в
2. а
3. в
4. б
5. а
6. а
7. в
8. в
9. б
10. г
11. а
12. г
13. б
14. б
15. г
16. а
17. в
18. б
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва»
Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Текст-загадка (читает учитель).
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.
– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)
– Вы готовы приступить к работе?
– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).
– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)
Опыт 1. Возьмите кусочек почвы и положите в воду. Что вы заметили? (Пузырьки воздуха). Сделайте вывод. Вывод: В почве есть воздух. (Слайд 3)
Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.
Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)
Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)
Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)
Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)
– Ребята, что мы обнаружили в почве?
– Какой состав имеет почва?
– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)
Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.
6. Обобщение изученного.
Слайд 9. Круговорот веществ
Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:
– К какой природе отнесете почву? (. )
– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.
Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)
Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (. ) (Слайд 11)
Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.
(Слайд 12. Карта почв Пермского края)
– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.
7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)
– Ребята, что нового узнали на уроке?
– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)
Разработка урока по окружающему миру на тему «Обитатели почвы»(3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цел и: сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений; сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве; развивать умение устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы; развивать воображение и творческие способности; воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.
Оборудовани е: иллюстрации (обитатели почвы,) кроссворд, таблички с названиями, схема « к руговорот веществ».
I. Организационный момент.
– Сегодня у нас необычный урок. Урок-встреча. А вот с кем нам предстоит встретиться, узнаете по ходу уроку.
II. Проверка домашнего задания.
– Отгадайте загадк у:
Зимой хоть бела, но черна,
Весной зелена, но черна,
Летом и осенью пестра, но все же черна.
– Ответьте на вопрос ы:
1) Из чего образуется почва?
2) Что входит в состав почвы?
– Расскажите об опытах с почвой, которые вы делали на прошлом уроке. (Ответы на задание 87: почва, пчела, вода, чернозем, воздух, глина, песок.)
Кроссворд «Состав почвы».
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)
2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)
4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)
7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)
– Назовите ключевое слово в выделенной строчке. (Плодородие.)
– Что такое плодородие?
III. Постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадк у. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.
– Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной. Рассмотрите рисунок (с. 91). Предположите, о чем будем говорить на уроке.
IV. Объявление темы урока. Введение в тему.
– На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений.
– Послушайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.
Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве.
Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. Но Кузя не обращал внимания, он работал и пропускал через себя количество земли, равное массе его собственного тела.
Был у местных дождевых червей вождь по имени Аполлон. Он считал себя очень ученым, потому что знал о книге английского биолога Чарльза Дарвина, в которой говорится о большой пользе дождевых червей. Аполлон грозно сказал: «Я и 100 000 моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли. Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»
Кузя хотел уже было испугаться, но тут раздалось чье-то угрюмое ворчание, и голос произнес: «Аполлон! Я хоть и плохо вижу, но не позволю тебе обижать одинокого беззащитного червяка». Это был голос старого крота. Он тоже жил здесь. «А ты, сынок, – продолжил крот, – ползи ко мне в мою кротовину, гостем будешь».
Кузя обрадовался приглашению и через полдня был уже в гостях у крота. Дом у крота был чудесный. Он находился глубоко под землей. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками.
– Я так и знал, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 000 плесневых грибов и на 1 гектаре обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь одинок!
– Дядюшка, не сердитесь, – пропищала юная зеленая водоросль по имени Эстела, – мы тоже хотим узнать побольше о вашем новом друге.
Кузя начал свой рассказ.
– Я приполз издалека. Жил раньше в почве, в которой было достаточно влаги, воздуха, песка, глины. Много химических элементов, особенно кремния, железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в такую почву удобрения. Тогда жизнь становилась лучше и веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо.
Здесь почва плодороднее, в ней больше темного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах. Я забыл, как он называется, – закончил свой рассказ Кузя. – И как, скажите, называется такая замечательная почва?
Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух, и всем от этого лучше. А ребята расскажут тебе о почве все, что они знают».
б есед а после прослушивания сказки по вопросам :
– Как называется самая плодородная почва? (Чернозем.)
– Что за темный слой, из которого выделяется неприятный запах при горении? (Перегной.)
– Из чего состоит почва? (Пять главных компонентов.)
– Какие живые организмы живут в почве?
V. Изучение нового материала.
Работа с тексто м (с. 91–92).
– Какие еще обитатели почвы не были названы при чтении сказки? (Многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы.)
– Выберите обитателей почвы. Расскажите, как эти организмы влияют на почву.
Учитель на доске моделирует «многоэтажный дом», обитатели которого живут на разных глубинах, с помощью рисунков, изображаюших животных. В ходе работы дополняет элементами.
– Каких почвенных животных наблюдали? Когда?
– Расскажите о правилах работы с почвой. (Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии.)
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки выпрямил, согнул,
И тихонько – раз – шагнул.
– Отгадайте загадк у:
Нога одна, а рук много. (Дерево.)
Рисунок дополняет модель «Круговорот веществ».
– Как деревья «дружат» с почвой?
– Как дерево дает пищу живущим в почве организмам? (Учитель ставит стрелку.)
– Кто и как в почве перерабатывает растительные и животные остатки?
– Какую роль при этом играют насекомые? Бактерии?
– Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязанно.
– Как можно назвать этот процесс? (Круговорот.)
Учитель прикрепляет табличку «Круговорот веществ в природе».
Главная часть почвы – перегной, он самый плодородный ее слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения. Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву, и под действием бактерий, а также благодаря работе почвенных животных превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву.
– Вообразите, что было бы на Земле без переработчиков останков растений и животных. (Не было бы почвы.)
Выво д: без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна.
VI. Закрепление и обобщение.
– За что Кузя из сказки про дождевого червя говорил человеку «спасибо»? (За внесение в почву удобрений.)
– А может внесение удобрений навредить почве? (Да, если вносить больше нормы, удобрения накапливаются и загрязняют почву. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы. Почва теряет плодородие.)
Работа по группа м.
Учитель делит класс на группы для выполнения заданий на карточках.
Задание : исправить ошибки, допущенные в тексте, доказать правильность своего ответа.
(Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворенными в ней солями.)
Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной, и т. д.
(Все процессы в почве происходит постоянно и одновременно, а не последовательно.)
Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.
Вставить пропущенные слова.
Из остатков растений и _____ ( животных ) образуется ______ ( перегной ), из которого под действием ______ ( микробов ) образуются ______ ( соли ), растения корнями всасывают из почвы _______ ( воду ) с растворенными в ней _______ ( солями ), животные питаются _______ ( растениями ); из отмерших _______ ( растений и животных ) вновь образуется _______ ( перегной ).
– Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему? (Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы из-под деревьев означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.)
– Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему? (Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания.)
– Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему? (Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы.)
Домашнее задание: рабочая тетрадь (задание 88).
Рассказ о том, какие изменения происходят в почве в разные времена года.
Учебник (с. 91–93), подобрать пословицы и поговорки о почве.
Что образуется в почве благодаря растениям и животным?
Что образуется в почве благодаря растениям и животным?
Напишите характеристику тропическому и экваториальному поясам?
Напишите характеристику тропическому и экваториальному поясам.
Напишите растения, животные, почву и основные занятия населения.
Выскажите своё предположение, какое значение имеет снег для животных, растений, почв?
Выскажите своё предположение, какое значение имеет снег для животных, растений, почв.
Арктическая пустыня : характер сезонов года, тип почвы, растения и животные?
Арктическая пустыня : характер сезонов года, тип почвы, растения и животные.
ТОЛЬКО ДЛИННЫЕ ТЕКСТИКИ С ИНТЕРНЕТА НЕ КОПИРУЙТЕ!
Какое значение имеет снег для животных, растений, почв?
Какое значение имеет снег для животных, растений, почв.
Кордильера это : а) животное б)растение в) кратер вулкана г)почва?
Кордильера это : а) животное б)растение в) кратер вулкана г)почва.
Растения эндемики, животные эндемики, культурные растения?
Растения эндемики, животные эндемики, культурные растения.
Значение слов сельва, льянос, кампос, пампа, патагония.
Природные зоны Южной Америки, климат Природных зон, почва, растения и животные.
Степи и лесостепи Евразии воды, животный мир, почва, растения, рельеф и горные породы, климат?
Степи и лесостепи Евразии воды, животный мир, почва, растения, рельеф и горные породы, климат.
Почву называют особым природным телом, потому что ; а) её образуют обломочные горные породы ; б) благодаря гумусу она обладает плодородием ; в) в ней оюитают различные животные?
Почву называют особым природным телом, потому что ; а) её образуют обломочные горные породы ; б) благодаря гумусу она обладает плодородием ; в) в ней оюитают различные животные.
Каким образом животные и растения приспособились к дефициту влаги и высоким летним температурам?
Каким образом животные и растения приспособились к дефициту влаги и высоким летним температурам?
Что образуется в почве благодаря растениям и животным?
Что образуется в почве благодаря растениям и животным.
В почве благодаря растениям и животным образуется перегной.
Солнца растения производят из углекислого газа воздуха, воды и минеральных веществ почвы органические вещества.
Органических веществ, содержащихся в растениях.
Осадки осенью выпадают сначала в виде _________________, а затем и в виде _________________.
Почва и водоемы ___________________________________.
Жизнь растений и животных ___________________________________.
Соедини стрелками звенья круговорота веществ : ель белка мертвые растения и животные микробы питательные вещества почвы?
Соедини стрелками звенья круговорота веществ : ель белка мертвые растения и животные микробы питательные вещества почвы.
Была ли почва когда не было людей и растений?
Была ли почва когда не было людей и растений.
Пятьсот миллионов лет назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни людей?
Пятьсот миллионов лет назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни людей.
А была ли тогда почва?
Какое значение для экономики имеет водо, полезные ископаемые, почва, растения и животные?
Какое значение для экономики имеет водо, полезные ископаемые, почва, растения и животные.
Продолжи мысль?
Если воздух, вода и почва загрязнены, то растения и животные.
Если будешь экономить бумагу, то.
Пятьсот миллионов лте назад на Земле не было ни растений ни животных ни людей а была ли тогда почва?
Пятьсот миллионов лте назад на Земле не было ни растений ни животных ни людей а была ли тогда почва.
Вид местности который образует рельеф, водоёмы, растения, животные это?
Вид местности который образует рельеф, водоёмы, растения, животные это.
1. Кавголовский форум 2. Здание Государственных структур.