Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?
Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».
У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.
С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.
В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).
Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.
Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.
Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.
Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».
После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.
В большой семье. Зачем астраханские казахи делают тусау кесу, а ногайцы изгоняют из младенцев глупость
Рождение ребенка – важнейшее событие в любой семье. Появление на свет нового человека, первые дни его жизни с глубочайшей древности были обставлены различными обрядами, ритуалами и таинствами. Предки верили, что их соблюдение принесет младенцу здоровье, благополучие, оградит от несчастий в будущем. Некоторые обычаи сохранились и по сей день.
Чтоб никто не догнал
Один из них – разрезание пут. Говорят, подобный обряд существовал у многих народов. Но если для кого-то это фольклор, то в казахских семьях он практикуется и сейчас.
Описание обряда тусау кесу хранится в архиве нематериального культурного наследия Астраханской области. О нем рассказали сотрудникам областного методического центра народной культуры старожилы астраханских сел Марпуга Маженовнысовна Бикмухамбетова (село Затон Камызякского района), Турдубике Уразовна Калиева (село Лебяжье Камызякского района) и Калимат Кайсалиевна Кабышева (село Рассвет Наримановского района).
Период, когда ребенок делает первые шаги, один из самых важных в его жизни. Казахи верят, что от него зависит не только умение ходить как таковое, но и будущая судьба человека.
Обряд разрезания пут проводил житель аула или родственник, качества которого родители хотели видеть в своем ребенке, с пожеланиями: «Жvрдек болсын, талтак боп оспесiн» , то есть чтобы был быстрый на подъем, вырос хорошим человеком.
Разрезание пут – праздник, на который приглашались родственники, гости.
Торжество сопровождалось общим угощением. После чего взрослые и дети участвовали в играх и шуточных развлечениях. Перед только что начавшим ходить ребенком клали различные предметы: ножницы, молоток, камчу, домбру, украшение и т.д. По предмету, который взял ребенок, угадывали его будущую профессию.
Прогнать глупость со двора
У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение. И большинство «детских» обрядов связаны с этим периодом.
Младенец, которому больше 40 дней, называется у ногайцев «кыркынаншыккан бала».
Тело младенца считается слабым, а чтобы оно поскорее стало здоровым, не подвергалось болезням, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде.
Первая рубашка ребенка называется «собачья». Она шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Так было раньше, говорит Эльвира Хасанова. Сейчас ее заменяет первая распашонка ребёнка, которую на него надели сразу после рождения.
Когда ребенку исполняется 40 дней, считается, что от него уходит «глупость» – то есть он начинает осознавать окружающий мир. В этот день пекут три хлеба с отверстиями посередине. Два из них отдают детям, которых приглашают в гости.
Первую «собачью» рубашку снимают с ребенка и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается на шею собаке. А затем дети начинают гонять ее, чтобы собака унесла глупость младенца, «йитакыл», и все плохое в нем. После обряда детей угощают сладостями, чаем.
Обряды разные, но объединяет их одно: желание, чтобы ребенок рос здоровый и счастливый, стремление дать ему все лучшее, защитить от бед и несчастий. Как бы мы ни отличались друг от друга, а любовь к детям у всех одна и не зависит от национальности.
Нам 1 годик: подробная инструкция для празднования Тусау Кесу.
Хотела поделиться с Мамочками опытом проведения Тусаукесер. Отдавая дань Традициям, мы решили провести обряд перерезания пут, в кругу друзей. Думаю, вторая часть для взрослых будет чуть позже)))
Начав поиски ресторана, отталкивались от месторасположения, кухни, и комфортабельности для гостей (молодые мамы). Должна сказать, поиски были долгими, и в конце концов выбрали ресторан «Zum», оставив там задаток и выбрав меню, мы расслабились на неделю (и зря).
Выдалась суетливая неделя, гости и родственники. Выбравшись на рынок, прикупили необходимые вещи: Акжол (ткань с надписью Тай-Тай!, 800тг.) и Алажип (сами путы соответственно, 200тг.), подарки на конкурсы (Фен, плойка, подушка, рамки, зонты, итого на 3000 тг.) и подарок почетному гостю (Набор полотенец, турецкий текстиль).
Заказав шары гелевые, розовые и белые (180тг за шт, 5500), банер отменили, так как в ресторане своей стойки не было, решили сделать цветочную Единичку (в инстаграме нашла за 9000тг), и вместо Тойбастара (традиционно юрта, или в форме «Бесик», в смысле Бесик Той, в которой гостям кладут различные подарки, от тканей до платочков и т.д.) решили бонбоньерки, 50 шт (в том же инстаграме нашла за штуку 200 тг. самая простая коробочка, итого 10000 тг).
В меню мне понравился стейк, я выбрала 3 салата, рыбное ассорти, традиционно казы, жая (с человека 5500тг). Алкоголь заказали там, напитки, соки закупили накануне. На сладкое решили пирожные и фрукты, и собственно гостям бонбоньерки с конфетами (накупили марсики, баунтики, сникерсики, в общем все мини). Фрукты, конфеты, пирожные, напитки обошлись в 15000тг.
Конкурсы были легкие, так как была одна молодежь. Вот пара из них: вызвать три молодые пары, желательно не женатых, раздать им комплекты (взрослый памперс, соска, желательно чепчик) и на скорость одеть свою пару. Из той ж серии раздать резиночки для волос, мы выбрали пары, у которых мальчики, и ырымдап, заставили жен на скорость напялить мужьям резиночки. Был еще конкурс на лучшее детское воспоминание. В общем, все зависит от приглашенных гостей, в интернете очень много идей.
Сам Тусаукесер мы провели в начале, расстелили Акжол, перевязали путы восьмеркой, и перерезали! Под Овации провели малышку три раза по Акжолу, и в конце отпустили, и она сделала сама свои почти первые шаги). Пошла за неделю до этого) Если вернуться к истокам, то путы должна перерезать женщина, красивая, с хорошей судьбой, замужняя и с детьми) Должен быть человек состоявшийся во всех сферах, как-то не сговариваясь, мы выбрали мою названную сестру Дану)))
Из плюсов, а они всегда есть!)) Моя любимая сестра сделала Единичку и бонбонерьки именные в подарок) Должна сказать у нее они намного красивее, чем я хотела заказать))) Так что оформление мое ограничилось в сумму 5500, шары принесли деткам столько радости, лично у нас они простояли 13 дней)
Айару любит праздники, ей нравится внимание, вела она себя сносно, для не спавшего ребенка) Под конец заснула на руках) Единственное но, она не станцевала «Камажай», она ручками выделывает все Па абсолютно правильно)
Разрезание пут: как казахи готовят ребенка к жизни
Несмотря на пандемию, в Казахстане проводят обряд тусау кесер, в переводе – «разрезание пут». Для казахов это особенный праздник и отмечают его широко. Что это за ритуал и в чем его особенность, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Гульмира Жанзакова.
Айсару ведут за руки папа и мама. Под ногами ак жол – белая ткань, символизирующая жизненный путь. Обряд тусау кесер, или перерезание пут, родители мечтали провести роскошно: пригласить родственников из других регионов и стран. На семейных праздниках у казахов обычно по 200-300 гостей.
«В этом году это невозможно, чтобы не подвергать опасности своих родных людей, провели его в узком кругу дома. Этот обряд очень важно провести для того, чтобы ребенок не спотыкался по жизни», – уверена мама Айсары Самал Кенжегарина.
Обряд проводят со времен тенгрианства. Тысячелетия назад младенческая смертность была очень высокой. Поэтому, когда ребенок благополучно переживал свой первый год, родные радовались и устраивали грандиозный праздник. Уважаемого гостя просили сделать тусау кесер.
«Для разрезания пут выбирают человека энергичного, успешного, который достиг чего-то в жизни. Чтобы у ребенка была такая же счастливая судьба. Завязывают путы восьмеркой, что символизирует бесконечность. Веревку берут, как правило, двух цветов: черного и белого – это добро и зло, светлые и темные полосы жизни», – указала мама Айгерим Молдракова.
На конце дорожки перед ребенком раскладывают разные предметы. По поверью, что он выберет, то и получит в жизни. Баурсаки или выпечка – достаток. Клубок шерсти – долголетие.
«Если ребенок выберет домбру, он будет музыкантом. А если книгу – значит, будет или писателем или кем-то великим», – считает бабушка Рахиля Молдракова.
«Все хотят, чтобы более богато выглядело. Вот такой дизайн у нас жемчуг. Полностью каждая бусинка выкладывается вручную», – говорит дизайнер.
Раньше атрибуты для тусау кесер шили мамы и бабушки. Теперь их заказывают в магазинах. Дизайнеры выполняют заказы на любой вкус и цену. Одежда для мальчиков и девочек, ак жол, расшитый бисером и камнями, и готовые боксы с предметами для ребенка. Алина Иманжанова в этот бизнес пришла несколько лет назад.
«Мой муж казахской национальности, я сама украинка. Я, получается, приняла ислам ради своих детей, ради себя. То есть у меня три мальчика, нужно было все это знать, вливаться в среду. Мы решили изготовить сначала для себя», – рассказала предприниматель Алина Иманжанова.
Клиенты есть всегда, но самые щедрые – отцы. Для детей они покупают полные комплекты аксессуаров. Не упал спрос и в карантин, хотя национальные обряды казахи сейчас проводят несколько скромнее.
К слову, тем, кто проводит обряды в кафе и зовет много гостей, грозит штраф. Физическим лицам 200 долларов, а вот юридическим или владельцам общепита – до 1400.
Как мы провели обряд «Тұсау кесу»
Месяц назад моей младшей исполнился годик. К этому случаю провели обряд «Тұсау кесу». Мы хотели отметить это событие в ресторане в кругу близких и родных, но, к сожалению, пришлось отменить. В семье случилось горе, у свекра умер младший брат от инфаркта, за месяц до нашего дня рождения(((
Конечно, мы решили все отменить. Спустя пару недель после похорон и 7 дней, папа позвал меня к себе. Почему-то он чувствовал себя виноватым, что отменился наш запланированный праздник, от этого мне было еще хуже. «Көріп тұрсың ғой, қызым» эту фразу он наверное повторял раз пять. «Пап, все нормально! Не переживайте, пожалуйста!» отвечала я столько же раз. «Может дома отметим, кішігірім, а доча? Ты столько готовилась…» то ли меня хотел утешить, то ли себя? Действительно, торт был заказан, тойбастар и все необходимые вещи куплены и сделаны. Не буду скрывать, пусть хоть маленького, но праздника для своего цветочка, я хотела. И с комом в горле я сказала «Пап, если вы не против». Так папа дал добро.
Были только родители и друзья. Никому не афишировали, праздник провели дома в тихой спокойной обстановке. Но мне этого было более чем достаточно.
Теперь немного о веселом и полезном. Говорят обряд «Тұсау кесу» казахи совершают трижды: ала жіппен, көк шөппен, тоқ ішекпен.
В основном современные казахи делают только один раз «полосатой нитью», но раз уж идет речь в целом о «Тұсау кесу» то немного расскажу об остальных двух.
На белой дорожке, ребенку на ноги завязывают восьмеркой полосатую нить. С двух сторон сопровождают два человека, которые будут направлять и держать.
Обрезает пут человек, на которого родители хотят чтобы их ребенок был похож, как бы)) Я считаю, это действительно честь, когда ты обрезаешь пут ребенку. Значит, тебя уважают, ценят и считают достойным.
С наилучшими пожеланиями и бата, наш семейный друг Даурен обрезал нить, и Амели по дорожке пошагала вперед. В конце дорожки мы поставили домбру, книгу и деньги. Опять таки, в разных регионах ставят разные вещи и это совсем не принципиально. Значения совершенно разные. Например: Домбыра – чтобы ребенок в будущем стал күйші или әнші, книга – чтобы был акыном, деньги – чтобы был богатым, ручку – чтобы был писателем и примеров очень много.
И в завершении обряда, конечно же, шашу! Потом застолье с пожеланиями и небольшой тойбастар. А человеку, который обрезал пут, дарят хороший подарок, в знак благодарности!
С двух сторон держали друзья, у которых сыновья, и выбрала я их не зря, пусть жұғысты болсын)) Ведь многие отцы хотят иметь принцесс))
Так мы отметили первый день рождения Амели! Наш цветочек!
Спасибо друзьям, что они всегда рядом! Спасибо родителям, без них мы просто никто! Спасибо родным, которые помогают!
Я никогда не забуду то, что вы делаете для нас!