Почему на фотографиях мы выглядим не так, как в зеркале
Все люди замечали, что на фотографиях собственный образ часто оказывается непривычным и не столь симпатичным. Можно винить фотовспышку, неправильно осветившую лицо, найти другие огрехи. Но даже идеальные снимки будут сильно отличаться от личного восприятия самого себя в зеркале. Почему же так происходит?
Отзеркаленный образ
С самого раннего детства, когда ребенок начинает исследовать и воспринимать собственное я, он обращается к зеркалу. В течении всей своей жизни мы наблюдаем за собой, за изменениями во внешности, и делаем это при помощи зеркала. Так происходит каждый день — человек умывается, чистит зубы, надевает одежду и при этом он обязательно смотрит на свое отражение. Известный американский психолог польского происхождения, обладатель премии Американской психологической организации за выдающийся научный вклад в психологию, Роберт Зайонц, при помощи разных экспериментов доказал, что люди положительно реагируют и верят только тому, что им больше всего знакомо и привычно. Поэтому, когда человек смотрит на собственную фотографию, он невольно сравнивает себя с тем образом, который прочно сформирован у него в голове, а это — его отражение в зеркале. Только оно совсем не такое, каким привыкли видеть данного человека окружающие его люди.
Зеркальный образ имеет определенное отличие — он неправильный. Изображение любого предмета, передаваемое плоским зеркалом, формируется за счет лучей, отраженных от его поверхности. Образ формируется пересечением не самих отраженных лучей, а их продолжением в «зазеркалье» и свет в нем делает своего рода изгиб. Но человеческий мозг устроен таким образом, что кажется будто луч света попадает прямо в глаза по определенному направлению. Изгибы лучей мозговые центры вовсе игнорируют, поэтому при разглядывании себя в зеркале человеку кажется, что он стоит от него на некотором расстоянии и свет огибает части его тела. То есть, мы все привыкли видеть себя, во-первых, отстранено и сглажено, а во-вторых, таким образом, что левая часть тела заменена правой, поскольку она отражается зеркально. А лица у всех людей далеки от симметрии. И если человек привык смотреть на себя слева, где часть лица, например, наиболее узкая и глаза кажутся вытянутыми, то когда он видит свой образ на фотографии, то ему кажется, что он также разглядывает свое изображение слева, но только в реальности перед ним его правая часть тела и лица. А она ведь — другая! И мозг дает сбой — этот образ непривычный, а значит, отталкивающий.
Психолог Роберт Зайонц предлагает своим пациентам, не воспринимающим свою внешность позитивно, изучать себя именно при помощи фотографий, но сделанных не селфи, а другими людьми. И при этом фотографироваться как можно чаще. Таким образом, можно увидеть себя максимально близко к действительности, привыкнуть к этому облику и найти в нем множество привлекательных черт.
Изображение через призму техники
Поскольку технический прогресс позволил всем людям обладать фотоаппаратами, стало понятно, что камера тоже способна искажать изображение и один и тот же индивид может выглядеть по-разному. Доктор Николас Эпли, профессор кафедры психологии личности в Школе бизнеса Бута Чикагского университета, США, утверждает, что человек никогда не знает, какой он на самом деле, и собственный образ в его сознании не соответствует действительности. Этому способствует и зеркало, которым все пользуются в быту, и фотокамера, и компьютер, позволяющий любой готовый снимок подправить и сделать лучше.
Рассматривая себя в зеркале, человек видит не статическую картинку, а динамическое изображение. Ведь двигаются не только его глаза, а него их два, и каждый посылает в мозг свое видение, но и сам индивид, который вряд ли неподвижно застывает перед зеркалом. И поэтому запоминает он себя в трехмерном, динамическом изображении. Любая камера преобразует увиденную картинку через сложную оптическую систему объектива, а его фокусное расстояние и наличие световых эффектов визуально искажает и даже отчасти меняет видение предмета. Из-за этого часто пропорции лица на фотографиях выглядят не так, как в действительности, они могут быть уменьшенными, увеличенными или асимметричными. А еще это — статичное и плоское изображение, которое, конечно, отличается от видения себя через зеркало. Но даже если человек запечатлен на видео, то и этот портрет далеко не правдивый.
Доктор Николас Эпли приводит массу визуальных примеров, когда один и тот же индивид на плоской фотографии и в динамичном видеокадре выглядит по-разному. Видеоизображение часто увеличивает пропорции и лица, и фигуры, добавляя человеку несуществующего в реальности объема. Именно поэтому профессиональные киноактеры в жизни часто выглядят худощавыми и хрупкими людьми, в то время как на экране они предстают крепкими и полными сил героями. Профессионалы видеотехники это отлично знают и используют недостатки оптики в свою пользу. И выходит, что ни в зеркале, ни на видео, ни на фотографиях мы, зачастую не выглядим так, как на самом деле нас видят окружающие люди.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Каждому из нас, рассматривая себя на снимках с какой-нибудь вечеринки, приходилось удивляться: «Неужели я и в самом деле так выгляжу?» И, как не прискорбно, чаще всего это далеко не приятное удивление.
Однако у феномена есть научное объяснение.
Разумеется, все мы прекрасно знакомы с тем, как наши лица выглядят в зеркале. Проблема в том, что мы привыкли воспринимать собственные образы «перевёрнутыми».
Психологический эффект, о котором идёт речь, называется «привязанность к просмотренному». Этот термин в 1968 году сформулировал психолог Роберт Зайонц. Суть феномена состоит в том, что человек подсознательно отдаёт предпочтение тому, что видит наиболее часто. Зайонц проверил это на самых разных вещах, от форм до выражений лиц и даже, как ни странно, слов.
Поскольку чаще всего мы видим себя любимых в зеркальном отражении, то это изображение становится для нас предпочтительным. Однако идеально симметричных лиц практически нет. И когда левая и правая сторона наших лиц меняются местами, они начинают представляться нам чужими и непривлекательными.
Вам кажется это объяснение слишком простым и неправдоподобным? У вас есть прекрасный шанс убедиться в его справедливости. Просто взгляните на свой снимок в зеркальном отражении.
Да, зеркало лжёт, и вы можете быть гораздо привлекательней, чем вам кажется. Но маловероятно. В ходе другого исследования (2008 года) выяснилось, что люди имеют тенденцию видеть себя несколько более симпатичными, чем они есть на самом деле.
В ходе одного из экспериментов исследователи использовали реальные снимки мужского и женского лиц (в середине), с компьютерными искажениями разной степени (справа и слева), придававшими им привлекательности или непривлекательности
Для этого эксперимента исследователи при помощи Фотошопа «соединили» реальные фотографии участников с лицами двоих человек того же пола – одного более, а другого менее привлекательного. Затем они перемеша реальные фотографии с разными версиями «комбинированных» лиц и попросили участников выбрать свои собственные, реальные фотографии. Подавляющее большинство выбрали узнали себя в «улучшенных версиях».
Стало быть, в том, что мы не видим себя такими, какие есть на самом деле, виноват не только феномен «привязанность к просмотренному». Тенденция принимать желаемое за действительность тоже играет здесь немалую роль.
Привычное зеркало обладает коварным свойством: оно выворачивает реальный мир наизнанку.Причесываясь правой рукой, обратите внимание на то в какой руке держит расческу ваше отражение. Если вы правша, то он левша. У вас сердце расположено в груди слева, а у вашего зазеркального двойника оно «бьется» справа.
С детства нам говорят что себя можно увидеть только в зеркале, но на самом деле в зеркале мы видим не себя, а своего антипода. Что же делать нам, чтобы увидеть себя, свой истиный а не вывернутый образ? Можно ли увидеть себя таким какие мы есть на самом деле, таким каким видят нас окружающие?
Оказывается увидеть самого себя можно и довольно просто. Прямое зеркало, которое не выворачивает наш образ, показано на рисунке. Надо взять два плоских зеркала и поставить их рядом, как развернутую книгу под углом в 90 градусов. Встаньте по центру их общей грани, и вы увидите, как правая рука отраженная в этом зеркале опять остается правой. Напишите свое имя и взглянув в это зеркало легко прочтете его как обычно справа на лево, убедившись что теперь вы видите себя. В этом зеркале наш образ не вывернут. Сердце у нас слева и у нашего образа тоже слева. И хотя пользоваться этим зеркалом на первый взгляд неудобно, но это всего лишь дело привычки.
У многих в доме стоит такой предмет мебели, как трельяж. Он имеет одно большое главное зеркало в центре и два меньших зеркала по сторонам. Если такое боковое зеркало поставить под прямым углом к среднему, то можно увидеть себя именно в том виде, в каком вас видят окружающие. Зажмурьте левый глаз, и ваше отражение во втором зеркале повторит ваше движение левым глазом. Перед трельяжем вы можете выбирать, хотите ли вы увидеть себя в зеркальном или в прямом отражении.
Оказывается, эту теорию уже протестировали, причем в далеком 1977-м году. Исследование называлось «Reversed Facial Images and the Mere-Exposure Hypothesis,» которое проводилось психологами Теодором Мита, Маршаллом Дермером и Джеффри Найтом, и оно показало, что «индивиды предпочитали фотографии, которые соотносились с их отражениями в зеркале, а не реальные снимки.» Но что самое любопытное в этом исследовании, это то, что оно объясняет почему вид в зеркале более привлекателен. И как можно понять из названия исследования (Реверсивные изображения лиц и гипотеза присутствия – прим. Cohen), это как-то связано с эффектом присутствия.
Впервые, эффект присутствия был предложен в 60-х годах прошлого века психологом Робертом Зайонцем. Проще говоря, эффект присутствия – это психологический феномен, когда личность развивает предпочтение к стимулу основанное исключительно на многократном воздействии или присутствии оного. Этот эффект был продемонстрирован с множеством различных стимулов (слова, картины, звуки) и в различных культурах. Его даже наблюдали среди других видов.
Так что когда кто-то не любит свою фотографию, то во всем виноват эффект присутствия. Но что самое отличное в этом эффекте – что это не индивидуальное ощущение, поэтому в следующий раз, когда вам попадется фотка, где вы изображены не так как вам хотелось бы, то можете расслабится.
расслабится.
расслабится. [ источники ] источники http://www.wired.com/2015/01/whats-up-with-pictures-yourself/, http://shazoo.ru/2012/07/29/9418/pochemu-my-ne-lyubim-svoi-fotografii, http://class-fizika.narod.ru/serk4.htm
8 научных объяснений, почему мы плохо получаемся на фото
Нам часто не нравится, как мы выглядим на фотографиях. Всегда ли это связано с дилетантством фотографа, плохим освещением или нефотогеничностью модели? «Афиша Daily» разобралась в этом феномене с помощью науки.
Мы привыкли видеть себя в зеркале, а не на фото
Известный портретный фотограф Ким Эйрс в своей колонке в прошлом году писал, что около 90% фотографируемых не устраивает, как они выглядят на снимках, — и большинство считают себя нефотогеничными. Статистика впечатляющая! Чтобы понять, в чем же дело, Ким провел эксперимент: он сделал обычные и зеркально отраженные фото людей, а затем предложил выбрать понравившуюся фотографию. Большинство участников эксперимента предпочли зеркально отраженную.
Факт объясняется просто: в своей жизни мы видим себя преимущественно в зеркале, а камера фиксирует наше реальное изображение — то, как нас видят окружающие. За счет того, что наши лица несимметричны, лицо в зеркале и на фотографии для нас самих — это два разных лица. Держа в руках свою фотографию и ее зеркальное отражение, нам самим кажется симпатичнее (или попросту привычнее) второе изображение. В то же время окружающие скорее выберут обычное фото. Чаще всего этот эффект мы можем заметить во время обсуждения групповой фотографии: каждому из участников будет казаться, что все на фотографии получились хорошо, кроме него.
«Каждый день — начиная с самого детства — мы смотрим в зеркало. Мы чистим зубы, бреемся, делаем макияж. Со временем мы привыкаем к изображению в зеркале, а привычка порождает симпатию. Именно поэтому нам больше нравится наше изображение в зеркале, чем фото», — говорит Памела Рутледж, директор Центра изучения медиапсихологии.
Эксперимент Эйрса ранее уже проводился учеными из Висконсинского университета в Мадисоне в 1977 году. Тогда участники исследования выбирали зеркальное отражение своей фотографии в качестве наиболее симпатичного, в то время как близкие люди выбирали реальное изображение. Когда участников попросили объяснить свой выбор, они в качестве причин называли ракурс, свет, наклон головы и т. д., хотя обе фотографии были сделаны с одного и того же негатива.
Так что если вы так не уверены в своем портрете и хотите это исправить, попробуйте просто его отзеркалить в любом фоторедакторе или хотя бы с помощью этого примитивного онлайн-сервиса.
Нам кажется, что мы выглядим красивее, чем есть в реальности
Николас Эпли, поведенческий психолог из Чикаго, говорит, что мы не знаем, как мы выглядим: «Образ в нашем сознании действительно не соответствует тому, какие мы на самом деле». Свое утверждение Эпли сумел доказать в рамках эксперимента, опубликованного в 2008 году в журнале Personality and Social Psychology Bulletin. Ученые сделали несколько фотографий респондентов, изменив их привлекательность в фотошопе с шагом в 10%, опираясь на снимки общепризнанно красивых людей. Далее участникам исследования необходимо было выбрать из нескольких изображений свою реальную фотографию. Большинство участников останавливали свой выбор на фотографии, которая на 20% более привлекательная, чем реальное изображение. При этом, когда необходимо было выбрать фотографии исследователей, устраивающих эксперимент, участники были более объективны.
Наше реальное изображение искажает оптика
Камера тоже способна искажать изображение: во-первых, оно преобразуется через сложную оптическую систему объектива, а во-вторых, разное фокусное расстояние объектива по-разному отражает наше лицо. Каждый фотограф знаком с понятием «перспективное искажение» — чем ближе снимаемый объект к камере и чем меньше фокусное расстояние, тем больше отличаются в размерах объекты, находящиеся на разном расстоянии от камеры, то есть близко расположенные объекты будут визуально искажаться и увеличиваться по сравнению с удаленными. Все это, как правило, ведет к изменению пропорций лица. Преподаватель психологии Йоркского университета Дэниел Бейкер объясняет этот эффект у себя в блоге на примере селфи: элементы лица, которые находятся ближе к камере, выглядят крупнее, искажая общую картину. Очевидно, что при коротких фокусных расстояниях лицо кажется шире, поэтому чем дальше камера находится от вашего лица, тем естественнее оно выглядит.
Памела Рутледж считает, что на самом деле никакого секрета, как сделать идеальное селфи, нет, кроме как делать больше снимков. «Люди, которые делают много селфи, в конечном итоге чувствуют себя намного комфортнее, когда видят свои фотографии», — говорит она. Постарайтесь привыкнуть к своему изображению на фотографиях так же, как вы привыкли к изображению в зеркале, и тогда все встанет на свои места.
И еще 6 научных советов, как сделать селфи лучше
Ученые смогли установить, что левая часть лица более привлекательна, чем правая. Авторы исследования, опубликованного в журнале Experimental Brain Research, провели опрос студентов Университета Уэйк-Форест, предложив выбрать наиболее привлекательные фото мужчин и женщин. В итоге женские портреты с левой половиной лица оказались привлекательны в 78% случаев, а мужские портреты с левой половиной лица в 56% случаев. Среди них были как реальные изображения, так и зеркальные отражения лиц.
При этом психологи говорят, что левая сторона лица больше связана с эмоциями, а правая отражает такие качества, как уверенность в себе и лидерство. Так что для тиндера точно лучше загрузить фото с левой стороной лица, а для сайта вакансий — с правой.
Открытые глаза и большие зрачки — еще один секрет привлекательности на фотографиях. Голландские ученые установили, что величина зрачка напрямую связана с доверием к человеку. Они показали участникам эксперимента несколько видеороликов с людьми в главной роли: в некоторых роликах исследователи увеличили размер зрачков главных героев, а участники исследования отметили, что таким героям они верят охотнее.
Глаза могут реагировать на яркое освещение или вспышку и не дать эффекта крупных зрачков. Поэтому постарайтесь привыкнуть к освещению или сделать несколько тестовых фото со вспышкой.
Вы наверняка попадали в ситуацию, когда фотограф направлял ваш взгляд в сторону от камеры. Но такие приемы не всегда хороши. Исследователи из Великобритании и Австралии обнаружили, что прямой взгляд в камеру более привлекателен для зрителя.
Авторы исследования отобрали портретные фотографии и показали их респондентам. В итоге участникам опроса больше приглянулись те персонажи, которых смотрели прямо в камеру. Ученые связывают прямой взгляд с желанием войти в контакт со зрителем. Если вы хотите выглядеть более привлекательно на портрете, возьмите это на заметку.
Ученые из Бристольского университета провели эксперимент, который доказал, что умеренная доза алкоголя в крови делает человека более привлекательным на фото. Они сфотографировали участников три раза: в трезвом состоянии, после одного напитка и после большой дозы алкоголя. Серии фотографий показали группе респондентов, которые никогда ранее не видели участников исследования. Самыми привлекательными были признаны фото, сделанные после небольшой дозы алкоголя.
Ученые объясняют этот любопытный факт тем, что под действием алкоголя люди, как правило, становятся более расслабленными, а изменение артериального давления делает лицо слегка румяным.
Однако не переусердствуйте. Другое исследование говорит, что трезвые люди выглядят умнее, чем под действием алкоголя.
Впечатление о человеке складывается в первые миллисекунды, когда мы видим его лицо. При этом исследование показывает, что небольшая улыбка на нем способна вызывать наше доверие. Посмотрите на три типа лица: третий из них, у которого слегка приподняты уголки рта и немного удивленные брови, согласно опросам, кажется более надежным, чем хмурый и индифферентный.
Другое исследование подтверждает, что улыбающийся человек даже выглядит умнее. Странное открытие состоит в том, что наблюдатель предсказывает интеллект мужчины по его внешности (среди женщин таких корреляций почему-то нет). Лица, которые воспринимаются умными, чаще всего более удлиненные и имеют большое расстояние между глаз, крупный нос, слегка приподнятые уголки рта, заостренный подбородок. Конечно, форму подбородка и величину носа вряд ли можно подделать без хирургических вмешательств, а в том, чтобы изобразить улыбку на фото, проблем нет. Но, разумеется, это субъективное восприятие, и реальной связи между интеллектом и формой лица не существует.
Но также наука говорит нам, что если мужчина хочет понравиться женщине, то улыбаться ему не стоит. Американские исследователи сделали серию снимков мужчин и женщин, выражающих различные эмоции, и попросили добровольцев оценить привлекательность каждой фотографии. В итоге мужчины отмечали, что самыми привлекательными казались фото женщин, выражающих счастье, в то время как та же самая эмоция на фотографиях мужчин была совершенно непривлекательна для женщин. Женщины посчитали привлекательными фотографии, выражающие другие эмоции — жалость и гордость.
Обмануть зеркального обманщика
Они есть в каждом доме. Мы настолько к ним привыкли, что порой забываем, что они могут с лёгкостью нас обмануть и постоянно делают это— А мы прощаем им всё. Более того, мы им бесконечно благодарны. За что же?
Зеркала к тому, что находится перед ними, ничего не добавляют и не убавляют. Коварство их кроется в другом. Они показывают нам не сами предметы, а их антиподы, противоположности. В том числе и антиподы нас самих. Конечно, мы со своим зеркальным отражением очень похожи, но. с точностью до наоборот.
Но, сроднившись с детства со своим отражением, мы беззаветно верим ему. А зря! Кстати, не стоит верить автопортретам художников, которые рисовали, глядя на себя в обычное зеркало. И возникает вопрос: нельзя ли увидеть себя такими, какими видят нас окружающие? Оказывается, можно.
Этим приёмом давно пользуются актёры в театральных гримёрках. Поначалу будет трудно расчёсывать волосы, поправлять одежду: и рука не та поднимается, и причёска не на тот бок уложена, и брошь не с той стороны. Но именно это изображение соответствует действительности, именно так нас видят со стороны.
Разве что для удобства настройки изображения конструкция имеет специальный регулятор, который позволяет выдерживать строго прямоугольный раствор зеркал. Сегодня правдивые зеркала производят в Америке. Не отстают и японцы. Секрет их зеркал заключается в том, что в образованную перпендикулярными зеркалами треугольную призму заливается вода, которая уменьшает искажения.
Была. Всё изменили сенсационные открытия последних десятилетий.
Нервные клетки не восстанавливаются
Долгое время учёным не давало покоя досадное исключение: в мозге человека таких «животворящих» клеток обнаружить никак не могли. Выдающийся специалист по нейроанатомии, лауреат Нобелевской премии Сантьяго Рамон-и-Кахаль в 1913 году с горечью писал: «В [мозговых] центрах взрослого человека нервные пути — это нечто фиксированное, конечное, неизменное. Всё может умереть, ничего не может регенерировать. Только наука будущего изменит, если такое возможно, этот суровый приговор». Именно с тех пор в обиход и вошло пессимистичное «нервные клетки не восстанавливаются».
Однако это революционное открытие тогда, полвека назад, широкой огласки не получило. Уж слишком оно противоречило укоренившейся догме.
Мозг не только деградирует
Древние греки утверждали, что природа — это огромный живой организм, постоянно развивающийся и совершенствующийся. И были уверены, что это относится и к неотъемлемой части природы — человеку и его мозгу. В своей «Республике» Сократ (470—399 до н.э.) заявлял, что человек способен тренировать своё сознание подобно тому, как гимнасты тренируют свои мышцы.
Такая точка зрения просуществовала до XVII века, пока Галилей (1564-1642) не открыл законы движения планет и не заложил фундамент классической механики. Именно с этого времени в науке стала набирать силу идея, что природа — всего лишь сложный механизм, который функционирует подобно большим космическим часам. Такой же подход распространился на человека. Декарт (1596-1650) одним из первых уподобил человеческий мозг сложному техническому устройству.
Эту мысль подхватили психологи и начали рассматривать мозг как механизм, состоящий из частей, каждая из которых расположена в заранее определённом месте и выполняет лишь одну предписанную ей функцию. Отсюда и вполне логическое заключение: поскольку машины сами не умеют отращивать новые детали, то и большинство повреждений мозга неизлечимы. В XX веке эти идеи достигли своей кульминации в фактическом отождествлении мозга с компьютером: мол, мозг — это не более чем своеобразная чудо-машина, способная выполнять множество сложных функций, но при этом сама изменяться и развиваться не может.
Подобные взгляды со временем стали господствовать и в психологии. На рубеже XVIII и XIX веков возникла идея, что психические функции локализованы в разных местах мозга человека. Была даже составлена своего рода «карта мозга»: каждому органу чувств или психической функции на поверхности коры мозга была отведена своя зона. Идея проста. Каждому из наших чувств — зрению, слуху, вкусу, осязанию, обонянию, равновесию и пр. соответствуют сугубо специализированные сенсорные клетки (рецепторы).
При их стимуляции электрический сигнал по специальному нерву поступает в соответствующий участок мозга, где и происходит обработка ощущения. Причём один участок не может выполнять работу другого. Другими словами, мозг жёстко запрограммирован и неизменен. Такой взгляд устраивал нейрофизиологов, тем более что наличие специализированных зон мозга подтверждалось практикой.
Стройную картину портили необъяснимые случаи, когда даже при полностью разрушенной зоне мозга, например зрительной или слуховой, человек продолжал видеть или слышать. Эти отклонения от теории объяснить не могли и потому попросту игнорировали. Работал принцип: «Если факты не вписываются в теорию, тем хуже для фактов».
Но растущее количество исключений заставило глубже взглянуть на деятельность мозга. Крамольную идею высказал в 1932 году И.П. Павлов (1849-1936): «. наша система в высшей степени саморегулирующаяся — она сама себя поддерживает, исправляет, перенастраивает и даже совершенствует. Самое главное, сильное и всепоглощающее впечатление. это её невероятная пластичность, её колоссальные возможности: ничто не остаётся неизменным, незыблемым; и всё всегда достижимо, всё может быть изменено к лучшему, были бы только созданы соответствующие условия».
Но голос великого учёного в те годы затерялся в потоке «механистических» публикаций. Лишь на рубеже 60-70-х годов его идеи получили весомые подтверждения. Выяснилось, что мозг —динамичный орган, способный в случае необходимости перепрограммировать себя, перестроить свою структуру, видоизменить нейронные цепи.
Обнаружилось, что мозг способен распознавать характер своего повреждения, передавать функции повреждённых участков другим, при блокировании основных проводящих путей создавать обходные, заменять погибшие клетки другими, «включать» и «выключать» определённые гены, оттачивая и модифицируя свою анатомию, «карту мозга» и наше поведение.
Это фундаментальное свойство мозга назвали нейропластичностью. Знаменитый психиатр и исследователь мозга Норман Дойдж в своей книге «Пластичность мозга» описал целый ряд случаев, когда люди изменяли свой мозг силой мысли, благодаря чему излечивались от «неизлечимых» проблем и страшных травм.
Ещё одно открытие, перевернувшее прежние представления. Выяснилось, что мозг работает не столько с телом, сколько с его виртуальным образом, который формируется из разнообразных ощущений, приходящих от всех органов чувств. Этот виртуальный образ называют по-разному: образ тела, телесный образ. Кибернетикам ближе названия «информационная модель тела», «информационное тело», «виртуальное тело». Эзотерики издавна говорили о некой тонком теле, содержащем программу развития «плотного тела» — программу, которая может корректироваться в зависимости от возраста или обстоятельств жизни.
Названия разные, но смысл один: у каждого из нас есть некая информационная структура, которая, в сущности, и управляет нашим организмом. Наличие этой структуры подтверждается самыми разными фактами. Так, долгое время было принято считать, что мозг — всего лишь пассивный получатель информации о боли. Полагали, что при повреждениях рецепторы боли посылают сигнал непосредственно в болевые центры мозга. Интенсивность сигнала напрямую связана с серьёзностью травмы.
Теория телесного образа или информационного тела позволяет объяснить фантомные боли. Дело в том, что виртуальный образ тела не всегда соответствует реальному физическому телу. Так, после ампутации конечности или изъятия органа из физического (плотного) тела память о них часто остаётся в виртуальном теле, и тогда фантомный образ отсутствующей конечности и бывшей боли воспринимается мозгом как реальность. Причём виртуальная боль порой сильнее и невыносимее реальной. Как полагают специалисты, именно в виртуальном теле гнездятся фантомные боли.
Теория «контроля ворот» позволила разработать новые методы блокирования боли и более внимательно отнестись к старым, «ненаучным». Например, к акупунктуре, когда с помощью иглоукалывания, прижигания или точечного массажа стимулируются определённые точки на теле, как правило, находящиеся вдали от того места, где человек чувствует боль. Сегодня высказывается мнение, что акупунктура активирует те самые нейроны, которые подавляют боль, закрывая «ворота» и блокируя её восприятие.
Полагают, что эти же механизмы обезболивания работают в ИСС — изменённых состояниях сознания (транс, гипноз и пр.), а также при эффекте плацебо, когда пациенту дают «пустышку», не содержащую никаких лекарственных веществ, а он на самом деле перестаёт остро чувствовать боль.
Это подтверждается объективными данными: магнитно-резонансная томография мозга показывает, что как в ИСС, так и во время действия эффекта плацебо мозг ослабляет функционирование своих участков, отвечающих за боль. По сути, подтвердилось, что наше сознание способно воздействовать на наше информационное тело и через него закрывать виртуальные болевые «ворота».
И тогда у учёных возникла дерзкая мысль: если наше сознание столь могущественно, то нельзя ли с его помощью «подкорректировать» виртуальный образ тела, так чтобы он не только избавил человека от нестерпимых фантомных болей, разного рода параличей и других проблем, но и запустил программу самовосстановления организма.
Иллюзия против иллюзии
Поиск ответа привёл к тем самым «правдивым» зеркалам, о которых мы говорили в начале статьи. Уникальный метод получил название зеркальной терапии. Цель его проста — обмануть мозг пациента. Например, «показать» ему отражение здоровой правой руки и заставить его поверить в то, что он видит больную левую. Учёные надеялись, что в мозге пациента создастся впечатление, что повреждённая рука может свободно двигаться без боли.
Пациентов с частичным параличом конечностей, развившимся после инсульта, просили двигать перед зеркалом здоровой рукой или ногой по 10-15 минут несколько раз в день в течение нескольких недель. «Вывернутое» отражение в «честном» зеркале создавало иллюзию движения парализованной конечности. Обманутый мозг должен был начать восстанавливать нарушенные нейронные связи, лечить повреждённую конечность.
В первую очередь методику проверили на людях, страдающих фантомными болями.
Предполагалось, мозг «сообразит», что защита от боли уже не нужна, и внесёт коррекцию в виртуальный образ тела, а тот, в свою очередь, снимет блокировку и начнёт восстанавливать утраченные функции физического тела. Наилучшие результаты зафиксировали у пациентов, страдавших от болевого синдрома менее двух-пяти месяцев. Боль уменьшалась уже в первый день тренировок, а облегчение продолжалось даже после окончания «зеркальных» сеансов.
Через два-три месяца пациенты полностью избавились от фантомных болей. Несколько слабее был результат у тех, кто страдал фантомными болями от пяти месяцев до года. Но и они избавились от скованности в конечностях и смогли вернуться к работе. Пока особых улучшений не зафиксировано у пациентов, которых боль не отпускала более двух лет. Но учёные не теряют надежды.
Приборные обследования показали, что нередко функции поражённого отдела берёт на себя другой отдел мозга, а в ряде случаев в поражённом отделе нарождаются и начинают активно действовать новые клетки и нейронные связи. Учёные полагают, что важнейшую роль в подобных исцелениях (часто даже большую, чем медикаменты) играют наши мысли и эмоции.
Ведь именно они во многом определяют структуру и функционирование тела.
То, что сознание человека способно влиять на такую высокоорганизованную материю, как наше тело, уже начинает признавать и официальная медицина. Всё чаще говорят, что наш разум сам создаёт ту или иную болезнь, что пессимизм и негативные эмоции способны вызвать серьёзные заболевания у здоровых людей. И наоборот, положительные эмоции, вера в успех лечения творят настоящие чудеса: укрепляется иммунная система, появляются новые клетки и нейронные связи, быстрее идёт исцеление.
Виталий Правдивцев, научный руководитель научно-аналитического центра «Непознанное»