Что такое благодать божья православие

Содержание

Благодать даруется не всякому, а лишь тому, кто способен ее восприять

Что такое благодать? Какой христианский поддекст имеет это понятие? Кто такой благочестивый христианин? Об этом Вы можете узнать, прочитав нашу статью.

Благодать

Обновление человека, новотворение

Но и благодать не даруется всякому, а лишь способному и сделавшемуся достойным восприять ее. В этом смысле страшная угроза предречена Господом в той же притче: один уже вошел на вечерю, не получив брачной одежды, и сел за стол.

— Ты как сюда вошел, не имый брачныя одежды? — спросил Господь… И повелел бросить его в геенну (Мф. 22).

Благодать же (брачная одежда) не могла быть ему дана оттого, что он был недостоин ее (сравните: недостойное Причащение — в суд и осуждение; 1 Кор. 11).

Посему была нужда в том, чтобы и самая природа человека была восстановлена, обновлена достойно благодати. Нужно было изменение в человеке. О сем «обновлении» и поет Церковь: «Обогатити бо грядеши обнищавшее естество человеческое» (22 декабря, стихира на «Господи воззвах»). Ныне Христос «благоутробно» дарует «странное (дивное, непостижимое возрождение» (20 декабря, тропарь первой песни канона повечерия). Адам обновляется co Евою, зовуще на земли благоволение явиися спасти род наш» (Царские часы час первый тропарь), что же делается с человеком, с человеческим существом и естеством? Оно вновь творится Спасителем. Эта мысль выражается ясно и решительно. Прежде тварь гнила, обветшала; ныне утварь обветшание все отвержи, Зиждителя зиждема (Творца творимаго) и обновляюща тя видяши, Младенца бывша и к первой тя доброте возводяща» (24 декабря, тропарь четвертой песни канона утрени). И не один лишь человек, но и «вся тварь» вновь созидается и обновляется: «Ты, Пречистая … грядеши родити в вертепе Хотящаго тварь всю, истлевшую преступлением первее (прежде) обновити воистинну (действительно)» (23 декабря, тропарь девятой песни канона утрени). И ныне, самым уже Воплощением, как начатком, «тварь вся новосотворися» (24 декабря, икос). «Рождением Твоим Божественным возрождение» даруешь «ми и к первому (до грехопадения) благородию» возводишь меня, «Господи Боже мой» (24 декабря, тропарь первой песни канона повечерия). Как это происходит, о сем речь дальше, но Божественное воплощение изменяет и самую природу человека. И изменяет до такой степени существенно, что это называется (ибо и есть на деле) новым творением.

Обожение

И то, о чем мы только что говорили, и внутреннее (в самом человеке) изменение, и одеяние возвращенной благодатью возводит человека в первое состояние:

богоподобное или обожение

«Помощнике, Христе, человеком, Ты пришел, богатство обожения носяй, воображся (приняв образ человека, проявившись через это) ныне» (25 декабря, тропарь седьмой песни канона утрени). Первоначальный обожити приятие … ищет» (22 декабря, тропарь седьмой песни канона утрени). Сие совершается, а также приводит к общению с Божеством.

За милосердие Он делает нас «божественными храмами». И хотя все это еще в будущем, еще лишь в «уповании» (надежде; 25 декабря тропарь седьмой песни канона утрени), еще лишь цель, — но уже «Радуется днесь Церковь, поет, красится», ибо «всесвятое… совершается торжество и (она) во Господню славу облачился» (23 декабря, седален на утрени по кафизме). В ту «славу», которою просиял Господь на Фаворе, обожив и тело, и даже одежды вещественные. И это обожение уже началось тем, что мы с момента рождения Господа «вписались» Уже в «Божественное» гражданство. «Написашася людие повелением кесаревым, написахомся, вернии, именем Божества, Тебе, вогеловегшагося Boza нашего» (25 декабря, стихира вечерни, на «Господи воззвах»).

Своим Воплощением Сын Божий «перстнаго (земного, то есть человека) от самаго единения и общения богосоделал» (убогом сделал») (25 декабря, тропарь пятой песни канона утрени).

Здесь уже указывается и путь… Но об этом после.

resize of vertep domik 2

Бессмертие

«Благодать на благодать грядеши подати и cnacmu образ и обезтлити» (22 декабря, тропарь четвертой песни канона повечерия) «Божий Сын раждается, … весь род человечь обезсмертствуя» (22 декабря, седален по кафизме).

И притом это бессмертие лучше прежнего, ибо оно уже не может измениться, как было в Адаме; кто будет спасен, тот уже не падет больше. В этом и есть, между прочим, «благодать на благодать». В других службах говорится, что Господь восстановил «первое состояние с растворением», то есть с улучшением.

Будущая общая жизнь с Господом

Наконец, все это закончится будущим нескончаемым блаженством в будущем веке под главою или «начальством» Господа же Иисуса Христа. Сделавшись совершенным человеком, Он «неразлучно» соединился с родом человеческим и посему «во всем будет с ним», лишь «первенствуя». И посему Он не только готовит для меня обители на небе, но и Сам возглавит нас:«Вертеп, якоже небо, обитель сотворил еси (Себе), обители ми благоуготовляя тамошния, Щедре, Многомилостиве» (24 декабря, тропарь третьей песни канона утрени).

Но Сие «юно … Отрога» — «будущаго века Сей есть Отец и Начальник… Сей крепок Бог есть и держай областию всю тварь» (25 декабря, тропарь шестой песни канона утрени).

Заключение сей главы

Вот для чего воплотился Господь, Сын Божий! Вот каковы плоды Его рождения. И понимаем ли мы или не понимаем — не все ли это равно? И дети принимают пищу, не понимая… Да и мы, старшие, тоже ничего не понимаем, — а опытно знаем, что пища питает, сохраняет жизнь…

Так и в сем вопросе. Важно, что эти плоды есть. Но Церковь старается и объяснить: как они получились?

Кто же спас?

Когда поешь или слушаешь службу Божественную, то самый этот вопрос кажется странным, почти бессмысленным или даже близким к дерзкому маловерию и кощунству. Как «Кто» спас? Конечно, Спаситель. Ведь самое имя Его, данное Ангелом (Иисус, то есть Спаситель; см.: Мф. 1, 21), говорит, что Он спасает. Конечно, и утопленнику нужно хвататься за спасательный круг, но все же главное — в спасателе.

Ну какое может быть сомнение? Так ясно! И в церковных песнопениях до такой степени очевидно устанавливается эта мысль, точнее, не мысль, а факт, истина, — что не хочется и писать.

И знаете, почему не хочется? Когда участвуешь непосредственно в службе или хотя бы молишься в церкви, — то все это переживаешь сердцем ярко, зримо, ощущаемо.

Вот так и я переживал это, особенно в дни предрождественские. А когда начнешь писать, то будто бы все остывает. Голова убеждена, а сердце молчит. Да! Христианство есть не знание, а жизнь. И истинный философ (недавно прочитали мы в житиях святых) есть исполнитель за

кона, живущий по вере, или проще — благочестивый христианин. для меня совершенно очевидно, что почти все в деле спасения принадлежит Самому Богу. Вот послушайте.

«На земли благоволение явися (явилось) спасти род наш» (Царские Часы, час первый, тропарь; ср. там же, час шестой). Слышите, уже «явилось» благоволение. То есть родился Сын по благоволению к людям. Правда, цель еще в будущем — «спасти»; но Спасатель уже явился. И уже бесспорно меньшее дело, «как» спасать. Важно: Спасатель есть, «явися».

Но довольно; если же вспомнить самое главное содержание службы— сплошное благодарение и славословие за спасение — то очевидно, что все дело именно в Том, Кого славословят. Одно, постоянно повторяемое «Слава в вышних Богу» яснее ясного говорит, Кто Виновник спасения. Вышний Бог.

Вот написал, и думается: скажете (или кто-нибудь другой скажет), что все это каждому известно. Да, но если известно глубоко, то должны быть соответствующие следствия в душе. Какие же? Упование на Него Самого неизмеримо больше, чем на себя. Мир вследствие этой надежды на Него. Благодарение опять Ему же. И уж — после всего — «наши дела», да и то в особом их значении (о чем ниже речь будет).

Источник

Благодать

Благода́ть (древ­не­греч. χάρις) — 1) Боже­ствен­ное дей­ствие вообще; 2) Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на сохра­не­ние и раз­ви­тие мира; 3) Боже­ствен­ное дей­ствие (энер­гия, сила — δύναμις), направ­лен­ное на спа­се­ние чело­века.

blagodat 1

Само слово «бла­го­дать» озна­чает благой, добрый дар, потому что только Бог явля­ется источ­ни­ком выс­шего блага.

Можно ли име­но­вать бла­го­дать Богом, Боже­ствен­но­стью?

Помимо того, что Цер­ковь раз­ли­чает в Боге сущ­ность и Лица, она при­знаёт и дей­стви­тель­ность про­яв­ле­ния Божьей сущ­но­сти. В прин­ципе, любая сущ­ность про­яв­ляет себя в той или иной форме: не про­яв­ля­е­мой сущ­но­сти не бывает по опре­де­ле­нию, ведь само суще­ство­ва­ние сущ­но­сти — это уже её про­яв­ле­ние. И конечно же, непре­станно про­яв­ля­ется и сущ­ность Того, Кто явля­ется Сущим ( Исх.3:14 ) в самом точном и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова.

Про­яв­ле­ние сущ­но­сти Отца и Сына и Свя­того Духа име­ну­ется в Пра­во­слав­ной Дог­ма­тике Боже­ствен­ной энер­гией или Боже­ствен­ным дей­ствием. Ввиду того, что Боже­ствен­ная энер­гия неот­де­лима от сущ­но­сти, а сущ­ность неот­де­лима от своего про­яв­ле­ния или энер­гии, её име­нуют Богом (см. подроб­нее: Что такое Божья бла­го­дать, и как она «изоб­ра­жа­ется» на пра­во­слав­ных иконах?; Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция»).

Равным обра­зом про­яв­ле­ние или дей­ствие при­роды огня — рас­ка­лен­ное, сия­ю­щее дви­же­ние газов, созер­ца­е­мое в форме языков, — мы назы­ваем не только горе­нием, но и огнём. Как при­ка­са­ясь к огню, мы при­об­ща­емся не к его сущ­но­сти, а к его дей­ствию (обжи­гает ведь именно дей­ствие), так и при­част­ность Боже­ствен­ному про­яв­ле­нию или энер­гии, при­част­ность бла­го­дати, есть при­част­ность Самому Богу.

В этом отно­ше­нии бла­го­дать Божья нередко име­ну­ется так же, как и третье Лицо Пре­свя­той Троицы — Святым Духом, хотя её можно обо­зна­чить и более раз­вёр­ну­тым выра­же­нием: бла­го­да­тью Свя­того Духа или бла­го­да­тью Отца и Сына и Свя­того Духа. Святым Духом она назы­ва­ется потому, что Боже­ствен­ное дей­ствие всегда про­ис­те­кает от Отца через Сына и про­яв­ля­ется в Духе Святом.

Что значит стя­жать Свя­того Духа?

Стя­жа­ние Свя­того Духа есть стя­жа­ние Божьей бла­го­дати. Под стя­жа­нием нельзя под­ра­зу­ме­вать накап­ли­ва­ние по подо­бию того, как накап­ли­ва­ются мате­ри­аль­ные или даже нема­те­ри­аль­ные цен­но­сти, такие как тру­до­вые навыки или знания.

Стя­жа­ние бла­го­дати озна­чает нечто другое. По мере духовно-нрав­ствен­ного пре­об­ра­же­ния чело­века, кото­рое совер­ша­ется не иначе как при содей­ствии Божьем, чело­век не просто ста­но­вится лучше и совер­шен­ней; он упо­доб­ля­ется Богу и духовно сбли­жа­ется с Ним. Чем выше сте­пень упо­доб­ле­ния и еди­не­ния чело­века и Бога, тем ярче про­яв­ля­ется и выра­зи­тель­ней сияет в нём Божья бла­го­дать. Соб­ственно, весь этот бла­го­дат­ный спа­си­тель­ный про­цесс и назы­ва­ется стя­жа­нием бла­го­дати или освя­ще­нием, обо­же­нием (см: Синер­гия; Обо́жение).

Как сле­дует отно­ситься к поло­же­нию о пре­по­да­нии бла­го­дати посред­ством свя­щен­ных пред­ме­тов, свя­тынь, таких как иконы и мощи Божьих угод­ни­ков?

Низ­ве­де­ние бла­го­дати может осу­ществ­ляться Богом как непо­сред­ственно, так и посред­ством пред­ста­ви­те­лей или пред­ме­тов сотво­рен­ного мира. В слу­чаях нис­по­сла­ния бла­го­дати посред­ством святых икон и мощей они служат сред­ством обще­ния с Богом и Его свя­тыми (см: Икона; Мощи святых).

В отли­чие от маги­че­ских средств, где акцент ста­вится на риту­алы и закли­на­ния, бла­го­дать Божия дей­ствует не меха­ни­че­ски, а пре­по­да­ётся чело­веку по его вере. Спо­соб­ность же вос­при­ни­мать бла­го­дать зави­сит от внут­рен­него состо­я­ния чело­века, от его сер­деч­ного настроя. В этом отно­ше­нии молитва пони­ма­ется свя­тыми отцами не так, будто молясь, чело­век пре­кло­няет к себе Бога, а так, что молясь, он сам воз­вы­ша­ется и рас­кры­ва­ется для вза­и­мо­дей­ствия с Ним.

При моле­нии же перед иконой или мощами, бого­мольцу легче настро­иться на обра­ще­ние, легче сосре­до­то­читься и воз­не­сти свой дух (разум и сердце) к тому пер­во­об­разу, чей образ запе­чат­лен на иконе, или к тому свя­тому, к чьим мощам он желает при­пасть. Всту­пая в молит­вен­ную связь со свя­тыми угод­ни­ками, мы просим у них хода­тай­ства перед Твор­цом, а Он отве­чает — в той мере, в какой это необ­хо­димо для пользы моля­ще­гося, — Своим бла­го­сло­ве­нием (дей­ствием).

Неверно счи­тать, будто пра­во­слав­ные иконы или святые мощи явля­ются само­сто­я­тель­ными источ­ни­ками Божьей бла­го­дати, Божьих энер­гий. Такое отно­ше­ние сродни отно­ше­нию языч­ни­ков к талис­ма­нам и обе­ре­гам, и должно при­зна­ваться чуждым хри­сти­ан­скому созна­нию.

Если бла­го­дать, пода­ва­е­мая веру­ю­щему при посред­стве свя­того или свя­тыни, не излу­ча­ется ими как её непо­сред­ствен­ными источ­ни­ками, то почему Сера­фим Саров­ский явился Мото­ви­лову в блеске бла­го­дат­ного света?

Бла­го­дать Божия есть не что иное как Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное в мир; в более узком зна­че­нии — Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на спа­се­ние чело­века.

В обыч­ных для греш­ного чело­века усло­виях бла­го­дать, как пра­вило, бывает неви­дима. В свою оче­редь под­линно веру­ю­щий чело­век спо­со­бен, при содей­ствии Божьем, созер­цать её духов­ными очами веры.

Между тем, по осо­бому усмот­ре­нию Все­дер­жи­теля сияние бла­го­дати может быть явлено даже и греш­ному чело­веку, причём даже чув­ствен­ным обра­зом. Для чего? — В каждом кон­крет­ном случае бывает особая Про­мыс­ли­тель­ная цель (см.: Про­мысл Божий).

По усмот­ре­нию Божьему сияние бла­го­дати бывает видимо и тогда, когда она (бла­го­дать) почи­вает на Божьих святых.

Так, свет, исхо­див­ший от лица Моисея ( Исх. 34:29 ), служил сви­де­тель­ством для сынов Изра­иля о его бли­зо­сти к Богу, о том, что Гос­подь бла­го­во­лит к их зако­но­по­лож­нику и вождю. Это сви­де­тель­ство укреп­ляло авто­ри­тет Моисея, удер­жи­вало его сопле­мен­ни­ков от чрез­мер­ного ропота и, веро­ятно, от потен­ци­ально воз­мож­ного бунта.

В случае с пре­по­доб­ным Сера­фи­мом Саров­ским сияние также сви­де­тель­ство­вало о его бли­зо­сти к Богу.

Кроме того его обна­ру­же­ние было свя­зано с жела­нием свя­того при­от­крыть Мото­ви­лову, в доступ­ной для него мере и ясной форме, непо­нят­ную ему, как греш­нику, тайну о том, что значит, пре­бы­вать во Святом Духе.

Увидев вокруг пре­по­доб­ного необык­но­вен­ное све­че­ние, почув­ство­вав исхо­див­шее при этом бла­го­уха­ние и теп­лоту, Мото­ви­лов, конечно же, испол­нился изум­ле­ния. Вместе с тем он испол­нился радо­сти и вос­торга.

Зримый свет служил для него под­твер­жде­нием обла­го­дат­ство­ван­но­сти пре­по­доб­ного Сера­фима, а необыч­ное внут­рен­нее ощу­ще­ние (пусть даже он и не испы­ты­вал тех ощу­ще­ний, кото­рые испы­ты­вал сам святой), поз­во­лили ему про­чув­ство­вать, что значит быть при­част­ни­ком Боже­ствен­ной бла­го­дати. Ведь по при­зна­нию Сера­фима Саров­ского, и он (Мото­ви­лов) пре­бы­вал тогда в Духе.

Воз­можно ли при­ча­стие бла­го­дати для нехри­стиан?

Стя­жа­ние бла­го­дати спа­се­ния явля­ется одной из важ­ней­ших целей хри­сти­ан­ской жизни. В то же время, бла­го­дать содей­ствует духов­ному пре­об­ра­же­нию, обо­же­нию хри­стиан, в резуль­тате чего воз­рас­тает их спо­соб­ность к даль­ней­шему стя­жа­нию бла­го­дати.

Пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам бла­го­дать спа­се­ния пода­ётся посред­ством Цер­ков­ных Таинств, во время уча­стия в хра­мо­вом бого­слу­же­нии, посред­ством част­ных молитв (и т. д.), нако­нец, по осо­бому усмот­ре­нию Божьему, в целях общего и част­ного Про­мысла.

Как ино­верцы, так и неве­ру­ю­щие лишены воз­мож­но­сти при­об­ще­ния к тем бла­го­дат­ным Дарам, кото­рые пре­по­да­ются исклю­чи­тельно членам Церкви (разу­ме­ется, лишены не без­условно, а лишь до тех пор, пока они не всту­пят в ряды хри­стиан).

Однако, ска­зан­ное не озна­чает, что они пол­но­стью лишены воз­мож­но­сти при­ча­стия Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Во-первых, спа­си­тель­ная бла­го­дать дей­ствует на них при­зы­ва­ю­щим обра­зом (этому соот­вет­ствует поня­тие «при­зы­ва­ю­щее дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати»). Ещё перед Своими Стра­да­ниям Гос­подь воз­ве­стил: «Когда Я воз­не­сен буду от земли, всех при­влеку к Себе» ( Ин.12:32 ).

Вспом­ним, как был при­зван в Цер­ковь Савл, буду­щий апо­стол Павел, причём, при­зван тогда, когда высту­пал в роли ярого гони­теля Церкви ( Деян.9:1-18 ). Да и разве могли бы апо­столы, не содей­ствуй их про­по­веди Боже­ствен­ная бла­го­дать, «напол­нить» Цер­ковь (быв­шими) языч­ни­ками?

Во-вторых, особое бла­го­дат­ное воз­дей­ствие на неве­ру­ю­щих и ино­вер­цев может ока­зы­ваться посред­ством хри­сти­ан­ских молитв, согласно обе­то­ва­нию Гос­пода: «всё, чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите» ( Мф.21:22 ).

По учению Церкви, бла­го­дать есть выше­есте­ствен­ный дар Бога чело­веку. «Все бла­го­дат­ные дары нахо­дят на достой­ных сверх при­роды, – ука­зы­вает св. Марк Ефес­ский, – и они иные в срав­не­нии с нахо­дя­щи­мися в нас при­род­ными дарами и обра­зу­ю­щи­мися в резуль­тате нашего усилия. И также всякая жизнь живу­щих по Богу – иная в срав­не­нии с жизнью при­род­ной, будучи духов­ной и бого­вид­ной».

Боже­ствен­ная бла­го­дать явля­ется несо­здан­ной, нерож­ден­ной и личной (ипо­стас­ной). В Свя­щен­ном Писа­нии она часто назы­ва­ется силой («…вы при­мете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» ( Деян.1:8 ), «…Гос­подь сказал мне: «Довольно для тебя бла­го­дати Моей, ибо сила Моя совер­ша­ется в немощи»» ( 2Кор.12:9 )).

Святые отцы назы­вают бла­го­дать «лучами Боже­ства», «Боже­ствен­ной славой», «нетвар­ным светом»… Дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати обла­дают все три Лица Святой Троицы. «Дей­ствие несо­здан­ной сущ­но­сти, – пишет св. Кирилл Алек­сан­дрий­ский, – есть нечто общее, хотя оно и свой­ственно каж­дому Лицу». Св. Ириней Лион­ский, раз­мыш­ляя о домо­стро­и­тель­ном про­яв­ле­нии Святой Троицы, отме­чает, что бла­го­дать исхо­дит от Отца и сооб­ща­ется через Сына во Святом Духе. По слову св. Гри­го­рия Паламы, бла­го­дать есть «энер­гия общая и Боже­ствен­ная сила и дей­ствие Трии­по­стас­ного Бога».

Дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати откры­ва­ется воз­мож­ность позна­ния Бога. «…Без бла­го­дати ум наш не может позна­вать Бога, – учит св. Силуан Афон­ский, – …каждый из нас может рас­суж­дать о Боге настолько, насколько познал бла­го­дати Свя­того Духа». Дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати дает чело­веку воз­мож­ность испол­не­ния запо­ве­дей, спа­се­ния и духов­ного пре­об­ра­же­ния. «Дей­ствуя в себе и вокруг себя, хри­сти­а­нин вносит в подвиги всю свою лич­ность, но делает это, и может успешно делать, только при непре­рыв­ном содей­ствии Боже­ствен­ной силы – бла­го­дати, – учит св. Иустин Попо­вич. – Нет мысли, кото­рую хри­сти­а­нин может по-еван­гель­ски мыс­лить, нет чув­ства, кото­рое он может по-еван­гель­ски ощу­щать, нет дела, кото­рое он может по-еван­гель­ски сде­лать без бла­го­дат­ной помощи Божьей». Дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати сооб­щает чело­веку неоце­ни­мый дар соеди­не­ния с Богом – обо­же­ние. В этом бла­го­дат­ном состо­я­нии чело­век, по слову св. Мака­рия Вели­кого, упо­доб­ля­ется Христу и ста­но­вится выше пер­вого Адама.

Дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати осу­ществ­ля­ется в сотруд­ни­че­стве (в синер­гизме) со сво­бод­ной волей чело­века. «Бого­че­ло­ве­че­ский синер­гизм явля­ется суще­ствен­ным отли­чием хри­сти­ан­ской дея­тель­но­сти в мире. Здесь чело­век сора­бо­тает Богу и Бог сора­бо­тает чело­веку, – разъ­яс­няет св. Иустин Попо­вич. – … Чело­век со своей сто­роны изъ­яв­ляет волю, а Бог – бла­го­дать; из сов­мест­ного их дей­ствия созда­ется хри­сти­ан­ская лич­ность». По учению св. Мака­рия Вели­кого, сози­дая нового чело­века, бла­го­дать дей­ствует таин­ственно и посте­пенно. Бла­го­дать испы­ты­вает чело­ве­че­ское про­из­во­ле­ние, сохра­няет ли он все­це­лую любовь к Богу, заме­чая в нем согла­сие со своими дей­стви­ями. Если в духов­ном подвиге душа ока­зы­ва­ется бла­го­ис­кус­ной, ничем не огор­чая и не оскорб­ляя бла­го­дать, то она про­ни­кает «до глу­бо­чай­ших ее соста­вов и помыш­ле­ний», пока вся душа не будет объята бла­го­да­тью.

Поня­тие «Бла­го­дать Божия» в Свя­щен­ном Писа­нии

Слово «бла­го­дать» весьма часто встре­ча­ется в Свя­щен­ном Писа­нии, как Вет­хого, так и Нового Завета, и упо­треб­ля­ется в раз­лич­ных смыс­лах:

Дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния о бла­го­дати

(Из кн.: «Каноны или Книга Правил». Пра­вила святых собо­ров Помест­ных . Пра­вила свя­таго помест­наго собора Кар­фа­ген­скаго (393–419))

125. Опре­де­лено также: если кто речет, что бла­го­дать Божия, кото­рою оправ­ды­ва­ются в Иисусе Христе, Гос­поде нашем, дей­стви­тельна к одному только отпу­ще­нию грехов, уже соде­ян­ных, а не подает сверх того помощи, да не соде­ва­ются иные грехи, — тако­вой да будет ана­фема, так как бла­го­дать Божия не только подает знание, что подо­бает тво­рить, но еще вды­хает в нас любовь, да воз­мо­жем и испол­нить, что познаем.

126. Также, если кто речет, что та же бла­го­дать Божия, кото­рая о Иисусе Христе Гос­поде нашем, вспо­мо­ще­ствует нам к тому только, чтобы не согре­шать, поскольку ею откры­ва­ется и явля­ется нам позна­ние грехов, да знаем, чего должно искать и от чего укло­няться, но что ею не пода­ется нам любовь и сила к дела­нию того, что мы познали долж­ным тво­рить: тако­вой да будет ана­фема. Ибо когда Апо­стол гла­го­лет: разум делает гордым, а любовь сози­дает ( 1Кор.8:1 ): то весьма нече­стиво было бы верить, что к киче­нию нашему имеем бла­го­дать Божию, а к сози­да­нию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подо­бает тво­рить, и любовь к добру, кото­рое подо­бает тво­рить, дабы при сози­да­ю­щей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога напи­сано: учай чело­века разуму ( Пс.93:10 ): так же напи­сано и сие: любовь от Бога есть ( 1Ин. 4:7 ).

127. Опре­де­лено также: если кто речет, что бла­го­дать оправ­да­ния нам дана ради того, дабы воз­мож­ное к испол­не­нию по сво­бод­ному про­из­во­ле­нию удоб­нее испол­няли мы чрез бла­го­дать, словно бы и не приняв бла­го­дати Божией, мы хотя с неудоб­ством, однако могли и без нее испол­нить Боже­ствен­ные запо­веди, — тако­вой да будет ана­фема. Ибо о плодах запо­ве­дей не сказал Гос­подь: без Мене неудобно можете тво­рить, но сказал: без Меня ничего не можете тво­рить ( Ин. 15:5 ).

Бог гордым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать ( Иак.4:6 ).

«Всякой бого­бо­яз­нен­ной душе пред­ле­жат два вели­кие подвига: первый, чтобы полу­чить бла­го­дать Свя­того Духа, потому что и воз­мож­но­сти нет всту­пить кому-нибудь на путь спа­се­ния и тем паче шество­вать по нему, если не полу­чит он напе­ред таин­ствен­ной бла­го­дати Все­свя­того Духа, второй более тяжкий, чтобы не лишиться сей бла­го­дати, полу­ча­е­мой со мно­гими потами и тру­дами… И этот-то вели­кий подвиг, чтоб не лишиться Божьей бла­го­дати, полу­чен­ной уже, пред­ле­жит душе до послед­него нашего изды­ха­ния».
пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов

Источник

О благодати Божией

Павел, волею Божиею апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1: 1).

Святой апостол Павел употребляет два важных термина – благодать и мир, естественно, от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Хотелось бы немого поговорить о благодати (а тема эта неисчерпаема): слово благодать часто встречается в Церкви.

Благодать так называется, потому что это харизма, дар; она не то, что можно купить, не то, что продается, – это ниспосылаемая Богом милость. Благодать есть сила Божия, и, как верим мы, православные, – это нетварная Божественная энергия. Есть сущность и есть энергия, и это не одно и то же.

Возьмем для примера солнце. Сущность солнца – это огненная масса, которую мы видим. А энергия солнца – это свет и тепло, доходящие до нас. Мы не можем соприкасаться с той огненной лавой, что представляет собой солнце, но чувствуем его энергию – свет, подающий нам день, и тепло, греющее нас.

Человек не может стать частью Божией сущности. Только Святая Троица являет собой Свою сущность – три Лица одной сущности, а не три сущности. А Пресвятая Богородица, ангелы, святые и все прочие создания приобщены Божественной энергии. Это очень важно (и святой Григорий Палама богословски обосновал это, отстаивая православную веру), ведь человек спасается, будучи приобщен Божественной энергии.

Невозможно соединиться с Божией сущностью. Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, мы причащаемся не сущности Бога, а Божественной и боготворящей энергии, которой обладают Тело и Кровь Христовы святой Евхаристии. Если бы мы становились частью Божией сущности, тогда у нас был бы политеизм – мы все были бы такими же богами, как Отец, Сын и Святой Дух.

Человек приобщается не сущности, а энергиям Бога, которые многообразны: есть боготворящая энергия, которая делает человека богом по благодати, обоживает человека, освящает его; есть освящающая энергия, просвещающая энергия, очищающая энергия, которая нас очищает, просвещает, освящает, обоживает. Есть Божественные энергии, которые поддерживают наше существование: мир продолжает существовать, потому что Бог поддерживает творение Своей энергией, и твари приобщены этой энергии – и животные, и камни, и материя. Но они не причастны боготворящей благодати Божией, животные не обоживаются, как это возможно человеку, – один только человек соучаствует в освящающей и боготворящей благодати Божией.

Различие между сущностью Бога и Божественными энергиями неизвестно Западу. Западные люди не приняли этого учения Церкви, одного из наиважнейших, и для них – римо-католиков и протестантов – Бог является чистой энергией или же чистой сущностью и человек не участвует в Божием бытии через нетварные энергии. Поэтому между Богом и человеком оказывается бездна. Божественные энергии – это мост, они помогают человеку и ведут его к Богу.

Если нет Божественной энергии, Божией благодати, между Богом и человеком – бездна. Мы, православные, потому поклоняемся святым мощам, святым иконам, всем этим освящающим средствам Церкви, что верим: все это помогает нам приобщаться к освящающим энергиям Бога. Святые мощи – носители благодати Божией, в то время как на Западе, к сожалению, об этом не знают, и я не осуждаю их за это, но не могу и скрывать того, чем мы, православные христиане, живем и что видим.

– Где мощи святого апостола Петра?

А там – престол высотой метров 5–6, и наверху его покоилась глава святого апостола Петра.

– Вот там, наверху, – ответили нам.

– Зачем же поместили ее так высоко? Как мы приложимся к ней, сын мой?

– Вы не сможете приложиться к ней.

Так что же нам делать? Мы на нее смотрим! Ну хорошо, а она что, археологический экспонат?

Идем в другую церковь – смотреть на Святой Крест, что обрела равноапостольная Елена, – тоже в какой-то витрине, издалека. Вы знаете, сколько у них святых мощей? Страшное дело! Они их забрали все из Константинополя – и хорошо сделали: спасли от мусульман. Изобилие святых мощей. Частицы Святого Креста, мощи, чрезвычайно много, из Константинополя, но все хранится в витринах. И мы смотрели на них издалека. С фонариком. А мы, православные, выносим свои святые мощи, чтобы поклониться им, прикоснуться к ним, приложиться, потому что так мы участвуем в благодати Божией.

Когда благодать Божия сходит к нам, тогда все изменяется, все преображается, человек умиляется, он молится, ум его задерживается на молитве, он не чувствует усталости, не чувствует трудностей, легко выстаивает бдения, подвизается усердно, и то, что до благодати было для него трудно, сейчас кажется ему очень легким, Бог присутствует в его сердце и благодать действует в нем, человек заряжен этим присутствием благодати Божией. Она – мощная энергия, она – самое сильное опытное переживание, какое только может быть у человека; не существует более великого опыта, чем опыт благодати Божией, и это то, что переживают не только великие святые.

Благодать Божия посещает душу человека многими способами – и осязаемо, сильно, но зачастую неосязаемо, тем не менее она – благодать, она то, что действует в нас. Она то, что изменяет человека, то есть из волка превращает его в агнца, убеляет всю душу погрязшего в грехах человека, делает ее легкой и исполненной радости. Эта благодать активирует нас, животворит и придает нам силу подвизаться в духовной жизни. Поэтому критерием для оценки своих дел было у отцов следующее: была ли с ними благодать или же она оставила их. Они смотрели – если благодать была в них, они знали, что это от благодати, что сейчас присутствует благодать Божия, а если она их покидала – по причине ли их падений или немощей, – они понимали это; они знали также, какое слово шло от них, а какое – от благодати, потому что слово благодати было словом Бога в их сердце. А их слово было словом, родившимся в их разуме, в процессе логического мышления, как у всех нас.

Как стяжается благодать? Где этот кабель, соединяющий нас с энергией? Допустим, что мы электрический прибор, например мобильный телефон; мы мобильный телефон, а в контакте – электрическая энергия. Кабель, который свяжет нас с этой электрической энергией, который свяжет нас с Богом, – это заповеди Божии. Точное соблюдение заповедей Божиих. А почему? Не потому, что они представляют собой какой-то кодекс законов, а потому, что соблюдение заповедей Божиих подтверждает течение в нас целительного процесса – смирения, послушания Богу, из которого рождаются все остальные харизмы.

Соблюдение заповедей Божиих связывает нас с благодатью Божией. Поэтому всякий раз, когда мы преступаем заповедь Божию, мы повреждаем нашу связь с Богом, ухудшаем эту связь, портим свое здоровье; когда мы здоровы, мы чувствуем благодать, но когда теряем (духовное) здоровье, тогда теряем и ощущение благодати Божией. Итак, соблюдение заповедей Божиих связывает нас с Божественной энергией, и мы активируемся Святым Духом, Который есть Божия сила, данная Богом нам в Церкви, – Он Утешитель, Дух истины, совершающий тайны спасения людей и всецелую тайну Церкви.

Человек может стяжать благодать одним благим своим помыслом, всего лишь одним благим помыслом. Так же как и лишиться ее из-за одного только дурного помысла. Если вы обратитесь к житиям святых, то увидите, как внимательны были святые к этому, потому что много раз Бог наказывал их, воспитывая, и благодать покидала их на целые месяцы из-за одного только осуждения другого, одного презрения, из-за одного дурного помысла о брате своем, о другом человеке. За это Бог, воспитывая их, так наказывал. И сколько раз благодаря одному только помыслу, одному своему воздыханию человек полностью менялся.

В «Патерике» есть хороший рассказ о некоем авве, который стоял у дверей церкви, смотрел на братий, входящих в церковь, и увидел одного монаха черным, как арап. Это я не к тому, будто черная кожа – что-то плохое. Если бы мы с вами были в Африке, то я сказал бы вам, что вошел один брат, который был белым, как белокожие люди, или белым, как бес, ведь там, в Африке, бесов видят белыми.

Как бы там ни было, но этот человек вошел в храм, а душа его была черна. Святой увидел это, заплакал и начал молиться. Конечно, если бы там были мы с вами, мы бы сказали:

– Этот человек злой! Посмотрим, что он такое сделал…

Или сказали бы стоящему рядом с нами:

– Ты только взгляни на него! Кто его знает, где он был и что он такое натворил!

А если бы это произошло в нашу эпоху, мы сообщили бы о нем журналистам, пусть напишут о нем в газетах.

Но святой поступил не так, как сделали бы мы, а заплакал о брате, стал молиться и просить: «Боже мой, посети эту душу, за которую Ты пролил Свою кровь непорочную на Кресте!»

И вот, когда тот выходил из храма, святой увидел, как душа этого брата светится от благодати, пребывающей в нем. Он подошел к нему и спросил:

– Брат, а что ты сделал в храме? Я видел, что, когда ты входил, с тобой не все было в порядке, а сейчас вижу тебя переменившимся.

– Авва, да что я мог такого сделать? Я, нерадивый, грешный человек, полный мерзости, войдя в храм, услышал чтение: «Станьте ближе ко Мне, и если грехи ваши многи и черны, Я убелю вас; придете ко Мне, и Я упокою вас» [1] , – и все, что сказал Бог в Писании. И я стал воздыхать, заплакал и сказал: «Боже, пожалей же и меня, грешного!» [2]

Всего-то он и сказал, что это, и благодать тут же посетила его, и душа его засияла.

Почему бы нам не посмотреть в Евангелие, что говорил мытарь и что – фарисей? Фарисей – это нравственный, безупречный, справедливый, добрый человек, у которого было доброе имя и который был благочестивым. То же самое происходит и с нами, благочестивыми, то же самое. Как воздыхать фарисею, если он все делал точно как надо, если был хорошим человеком? Как сказала мне одна бабушка:

– Что это значит, старче? Все, что я ни делаю, – хорошо! Если что-то делают другие – это плохо! Все свое я считаю хорошим, а что другие делают – то для меня плохо! Что это значит? Возможно ли такое, чтобы я всегда была права, возможно ли, чтобы мои дела были хорошими, а чужие – плохими? Что-то тут происходит!

– Да, ты права, бабушка, что-то тут происходит!

– Я видел ад, он был полон горделивых святых.

В аду были только горделивые святые! Что он хотел этим сказать? Все хорошие люди, но они эгоистичны, горделивы, считают, что что-то собой представляют, что они нечто. Один писатель (Достоевский) пишет, что Бог возьмет в рай тех, кто по грехам своим никогда не думал, что попадет в рай, то есть тех, кто считал себя недостойным Царства Божия, и за одно только это Бог возьмет их в Свое Царство.

Я говорю это, чтобы вы поняли: благодать, эта сила, эта Божия энергия, входит в человека через соблюдение заповедей Божиих, через борьбу, но не только через это.

98549.p

Потому что эти люди, сознавая свои грехи, могут смириться и покаяться, совершив их. Тогда как другой, думающий, что он в полном порядке, что он ничего не совершил, забыл, что нужно каяться пред Богом, забыл, что нужно плакать пред Богом, что нужно сказать: «Боже, помилуй меня, грешного!»

Фарисей думал, что спасется своими делами, но – как я уже говорил вам о благодати – она потому и называется благодатью, что не покупается, Бог не продает благодать, и если мы делаем дела, то делаем их не для того, чтобы купить благодать, а чтобы стать (духовно) здоровыми и приобщиться благодати.

Как человек, который идет к врачу и следует прописанному им лечению, чтобы выздороветь, чтобы функционировать правильно и здоровым образом, а не чтобы купить себе здоровье, – так и с заповедями Божиими, которые исцеляюще действуют в человеке.

Поэтому никто никогда не может и не должен отчаиваться, поэтому и нам никогда нельзя осуждать никакого человека. Потому что Бог есть Спаситель всех, всех людей, всего мира.

В «Патерике» рассказывается об одном великом авве в пустыне, который, услышав, что какой-то брат впал в плотский грех, возмутился и сказал:

То есть если ты услышишь нечто подобное, ты говоришь: «Пресвятая Богородице, что же это такое?» А он сказал только так и ушел с собрания отцов в свою келью.

Придя туда, он увидел ангела Господня с мечом в руках, который проговорил:

– Я не позволю войти тебе. Бог послал меня узнать твое решение о брате сем, спросить тебя, где поместить этого брата – в раю или в аду?

– Да кто я такой, чтобы решать?

– Ты, взявший у Бога право судить и ставший судьей мира, скажи: куда следует отправиться этому брату? [7]

Поэтому осуждение – большой грех. Почему? Потому что оно означает отсутствие смирения. Горделивый осуждает другого, а смиренный не осуждает, потому что знает: все мы виновны пред Богом. Нет безвинных пред Богом, все мы нечисты, окаянны, скверны, замараны. Кого мне осуждать, если все мы – одинаковы: один с одной скверной, другой с другой? Может, у меня нет такого-то греха, зато есть тысячи других! Разве это не грехи тоже? Разве и это не раны тоже? Разве и это не оскверняет также образ Божий в нас? Пусть я не лжец, но я же вор, а если я и не вор, то зато несправедлив и все прочее. Грех есть грех, то есть и то и другое грех.

В горделивом человеке благодать не может пребывать. Сколько бы хороших качеств в нем ни было, но если есть эгоизм, то благодать Божия не может с ним быть. Смиренный и кающийся человек, сколько бы плохих качеств у него ни было, получит благодать Божию, потому что Бог почивает в сердцах смиренных людей, которые каются, а покаяние всегда привлекает благодать Божию.

Сила благодати. Вспоминаю, как я тоже спрашивал себя, слыша: «Благодать, благодать…». Я спрашивал себя: «А что такое благодать в конце концов? У меня, может, есть благодать, а я и не знаю, что это такое» А есть ли у нас благодать? Это вопрос, и многие люди задают его себе. Есть ли у нас благодать?

Это один из самых очевидных плодов благодати Божией, и человек, имеющий благодать, знает об этом, он чувствует: благодать действует в нем. Отцы говорят: как женщина, когда она беременна, понимает, что в ней есть другой человек, потому что чувствует в себе младенца по его движениям, то же и с благодатью в человеке – он понимает, что благодать в нем, что это не что-то его собственное, а дар, это Божественная энергия.

Точно так же он понимает и когда Бог его оставляет – но это не Бог нас оставил, а мы Его оставляем, вот так будет правильно говорить. Мы оставляем Бога своими грехами, преступлениями, которые совершаем, своими поступками мы оставляем Бога, отходим от благодати, и она не действует. Бог всегда близ нас, но мы Его не чувствуем, потому что закрываем свои глаза под воздействием греха.

Итак, мы чувствуем это, и вот часто многие спрашивают:

– Отче, а курение – это грех? А ходить на дискотеку грех? А носить эту одежду грех? А делать вот это грех?

Грех – это не юридический факт, чтобы мы могли сесть и написать книгу, в которой было бы отмечено: вот это грех, а это не грех, – и проверяли бы каждый раз, грех ли то или другое. Как говорится в одном нелепом анекдоте: написали законы, в которых было сказано: «Если совершишь то-то три раза, то получишь такое-то наказание, а если пять раз, то такое». Ну а если ты сделаешь это четыре раза? Об этом ничего не сказано. Так будем же тогда делать это по четыре раза, если за три и пять будет наказание!

Но поступки не преодолеваются таким образом, мы не можем оценивать их словно бы по своду законов. Так как же ориентироваться тогда? Ты понимаешь сам, когда совершишь какой-либо поступок, что благодать Божия оставляет тебя: совесть гложет тебя, и ты чувствуешь, что Бог не с тобой.

Один юноша спросил меня:

– Грешно ли ходить в такое-то место?

– Знаешь, я никогда не ходил по подобным местам и не знаю, грешно ли это. Но давай-ка я спрошу у тебя: когда ты идешь в это место, ты чувствуешь, что Бог с тобой?

– Не думаю, чтобы Он был со мной в том месте.

– Ну а если не думаешь, что Он с тобой, так и не ходи туда!

Если это место, куда Бог не может пойти, куда, как ты чувствуешь, Бог не идет с тобой, то это значит, что там нет Бога, что Бог не почивает в том месте. Так мы и понимаем: когда видим, что благодать оставляет нас, тогда не ищи чего-то еще, не ищи, записано ли это в документах. Бога нет в этом твоем деле, в этом твоем действии, в этом твоем отношении к другому.

Прежде всего, знайте, что одна из самых коварных ступенек, с которой мы все падаем (особенно мы, «христиане»), – это осуждение. Человек, который осуждает, падает вниз стремглав, как свинец, он ни на миг не задерживается. Боже, сохрани нас от этого. К сожалению, этим страдаем все мы, в осуждение легко соскользнуть, но последствия у него трагические. Человек совсем лишается благодати. Ты осудил другого человека? Бог тут же оставляет тебя. Бог не может находиться там, где имеет место осуждение.

Потому что осуждение – первое чадо эгоизма; эгоист с легкостью осуждает. Оно сродни хуле на Бога, потому что только Бог может судить человека, ибо только Он безгрешен. Создатель человека и Бог в Своей бескрайней любви ожидает человека до последнего его вздоха, и ты не знаешь, что происходит в сердце другого человека. Ты судишь другого, а знаешь ли ты, что у него в сердце?

Знаете ли вы, какая это великая тайна, сколько нежности у благодати? От одной улыбки, которую ты подаришь страждущему человеку с любовью, от одного благого помысла, который у тебя появится о каком-то человеке, ты тут же можешь почувствовать такую благодать, что реально ощутишь себя пред престолом Божиим. Так много благодати может стяжать человек одним своим простым движением и помыслом! И так сильно может пасть, буквально разбиться и совлечься благодати из-за одного своего осуждающего жеста и отвержения другого человека.

Отец Ефрем Катунакский [10] приводил нам много примеров этого. В Катунаки жил один подвижник, у которого была такая особенность: в своей келье в пустыне, где он пребывал, он повесил несколько жестяных банок, и когда подходило время вечерни или других последований, он бил по ним. Там, в пустыне, нет колоколов; колокола есть в монастырях. Другие не обращали на это внимания, а один брат осудил, услышав, как он по ним стучит.

98548.p

– Оком души (то есть чувством своей души, через благодать, которую он имел в себе) я увидел, как душа этого человека стремглав падает камнем из-за осуждения.

Брат тут же пал. Он отпал от Бога. Сколько же трудиться надо было ему потом, чтобы снова получить благодать! Поэтому давайте будем с вами осторожны в этом.

Мы можем не совершать грубых грехов, не воровать; у нас нет больших грехов, но есть другие, и хотя мы и полны их, но мы внимательны; а поскольку мы внимательны, то может возникнуть мысль, что мы хорошие люди и в нас нет никакой скверны:

– Моя совесть чиста, – говорят некоторые из приходящих на исповедь, – отче, моя совесть чиста!

И кто же тебе это сказал, сын мой, что твоя совесть чиста? Ты спрашиваешь об этом Бога, чтобы узнать, каково Его мнение?

Расскажу вам об одном случае, произошедшем, когда я был на Святой Горе, чтобы вы посмеялись и увидели человеческое неблагоразумие. Когда я жил в монастыре на Святой Горе, пришел однажды некий человек и говорит:

– Мне нужен духовник, чтобы исповедаться!

– Иди, пришел человек на исповедь!

Но я не успел, дело уже было к вечеру, я служил вечерню, и было еще много других дел. Это был человек средних лет. Я сказал ему:

– Вы хотите исповедаться?

– Да, отче, я пришел на Святую Гору исповедаться.

– Хорошо, но сейчас я не могу. Завтра утром увидимся во время службы.

Утром в три часа мы вошли в церковь, мы обычно исповедовали тогда в одном храме, но этот господин не проснулся и не исповедался. Во время трапезы он предстал передо мной. Я спросил его:

– Где же ты был, благословенный человек? Я искал тебя!

– Извини, отче, сон одолел меня, я не смог прийти, но непременно хочу исповедаться.

– Так что же мы будем делать?

– Я останусь тут, я не поеду домой. Останусь и на сегодня!

– Хорошо, оставайся и на сегодня, сейчас садись, поедим, а через час-другой увидимся.

Днем у нас был молебен, у меня произошло еще что-то, и я опять не успел. Послал другого брата сказать ему, чтобы он пришел на вечерню. Он возмутился, но в конце концов мы договорились, что он исповедуется на вечерне. Я говорю себе: «Человек ехал из такой дали, у него такая жажда исповедоваться, как же так!» Нашел, кто отслужит вечерню, вошел в храм; меня ждала куча дел, которые я должен был сделать, но я пошел к нему и сказал:

– Поскольку ты приехал, чтобы исповедаться, расскажи мне, что у тебя.

Я говорю себе: да он сведет меня с ума!

– Что ты хотел исповедать?

– Да мне нечего исповедовать! Я просто хотел, чтобы ты прочитал надо мной молитву, чтобы совершилось таинство, но я не чувствую, чтобы у меня было что-нибудь!

– Ну хорошо. Так у тебя что, совсем нет ничего?

– Ты не совершил ни одного греха?

– Нет, меня ничего не гнетет!

– И никого не обидел?

– И не сказал ни одного слова ни о ком?

– И ни одной мысли у тебя не было?

– Да нет же! Ничего на мне нет!

– Но ты же безгрешен, зачем же ты тогда пришел на исповедь? Ты в ней не нуждаешься. Ты совершил ошибку и зря потратил время. Вот мы и нашли еще одного безгрешного.

Но в нем не проснулось никакого чувства. Никакого.

Видите, до чего может дойти человек? У него все в порядке!

И я говорю это не для того, чтобы судить и осуждать других людей, а чтобы мы видели себя, когда идем пред Бога, и до чего мы иногда доходим, когда не чувствуем своего состояния: все у нас в порядке, мы чисты!

Иногда человек доходит и до такого безумия, духовного безумия, что начинает описывать себя и плачет. Не от раскаяния, а:

– А ты знаешь, какой я человек?

И рассказывает тебе:

– Я сделал то-то, сделал то-то!

И расстраивается, описывая свою доброту и свои добрые дела, и какой-де он хороший и значительный человек. И он так сильно верит в то, о чем говорит, что, расчувствовавшись, начинает плакать, стоит ему только подумать о том, какой же он хороший человек.

Конечно, я верю, что и Бог плачет в этот момент, но от других чувств – видя, до чего может дойти человек в своем падении. Тогда как ты видишь и других людей, которые приходят действительно сокрушенные, смиренные, в покаянных чувствах, и понимаешь, как много Бог действует в них и как благодать действует в них и изменяет их.

98547.p

Основная цель нашей борьбы – стяжать благодать через соблюдение заповедей Божиих, но более всего – через смирение и рождающееся от него покаяние. Смиренный человек кается, а кто кается, тот привлекает благодать Божию, так же как и наоборот: горделивый никогда не кается и вместо того, чтобы привлечь Божественную энергию, привлекает энергию нечистых духов и реально делается мрачным и чуждым благодати Божией.

Какое это великое дело – человеку иметь мир в себе. Мирный человек действительно очень счастлив; счастлив не сильный, богатый, прославленный, образованный, знаменитый, а тот человек, у которого мир в сердце. Что бы ни происходило вокруг него, Божий мир, превосходящий всякий ум, в нем, потому что Бог есть мир. Христос – это мир наш. Он наш мир, и когда Он в нас, тогда всё внутри нас пребывает в мире. Поэтому Церковь постоянно молится: «Миром Господу помолимся», «О свышнем мире и спасении душ наших», «Мир всем», «Мир Божий», «С миром изыдем»! Мы постоянно слышим это слово – «мир» и «источник мира».

Итак, мир – это Христос; когда Он присутствует, в человеке пребывает мир. В человеке пребывает гармония, равновесие, полнота, у него нет никакого страха, тревоги, фобий, неуверенности, стресса, боязни смерти: «Мы заразимся птичьим гриппом, заразимся еще каким-то гриппом, попадем на операцию…» Мы лишаемся мира и расстраиваемся.

Чего-то нам не хватает. Почему внутри у нас такая неразбериха и беспокойство? Возьми Христа и вложи Его в свое сердце. Когда Он присутствует, все остальное бледнеет, и человек чувствует полноту, он мирен, у него нет страхов, тревог, никто не может нас напугать. Когда присутствует Бог, кто же меня напугает? Когда я теряю Бога, да, мне страшно, я задыхаюсь, когда теряю Бога; тогда я попадаю в стрессовую ситуацию и воображаю, что сам все сделаю, все решу и улажу. Но это не так. Бог – Тот, Кто сделает все. Бог устроит все. Держи Бога в своем сердце, и если Ты его задержишь смирением, молитвой, покаянием, хранением Его заповедей, чтением слова Божия, тогда мир будет царить в тебе. И как говорил один великий старец, стяжи мир, и тысячи человек вокруг тебя обретут мир.

Источник

  • что такое благодать божья определение
  • что такое благодать божья в христианстве
  • что такое благодать божья в православии
  • Что такое благодать божия
  • Что такое благодатный огонь

  • Справочник номеров и подарков