Что такое благородные история 6 класс

Содержание

I. Благородное сословие

I. Благородное сословие

Дворянство — «благородное сословие», как оно официально именовалось в России с середины XVIII века, — состояло из служилых людей, получавших за свою службу государству пожалования землей, чином, какой-то статьей дохода и при этом унаследовавшее определенные права и привилегии, в том числе и самое главное: владение землями вместе с живущими на них крестьянами. В военной и гражданской (статской) службе дворянство видело и свое главное занятие, и свое служение — государю, отечеству, обществу.

Вместе с тем ни внешний облик, ни положение, ни образ жизни дворянства не были едины для всех. Дворянство подразделялось на высшую аристократию, допущенную ко двору, непридворную аристократию, родовитую и достаточно высоко стоящую на социальной лестнице, но при дворе не бывавшую, средний круг и мелкопоместных, и эти группы были достаточно изолированы и мало смешивались между собою, всегда давая понять друг другу о разделяющей их границе. «Мы были ведь не Чумичкины какие-нибудь или Доримедонтовы, а Римские-Корсаковы, одного племени с Милославскими, из рода которых была первая супруга царя Алексея Михайловича», — хвасталась московская барыня Е. П. Янькова, урожденная Римская-Корсакова.

Особой прослойкой было мелкое чиновничество, которое получало дворянство по выслуге, но тоже составляло совсем отдельное общество, дружно презираемое всеми, кто претендовал хоть на какую-нибудь родовитость. В дворянском обиходе даже практиковалось деление на «барский» и «чиновничий» круги. Естественно, наличие или отсутствие семейных преданий, позволявших гордиться славными предками, разница в социальном положении и финансовом состоянии влияли и на образ жизни, и на карьерные перспективы, и в конечном счете на то, чему и как учили и воспитывали дворянских детей.

Принадлежность к тому или иному слою дворянства далеко не в первую очередь зависела от Табели о рангах. Даже очень высокое социальное положение и личная дружба императора не могли поднять человека на соответствующую ступень в глазах общества, если не дополнялись другими факторами. (Так, не сделались своими в среде аристократии ни А. А. Аракчеев, ни М. М. Сперанский, несмотря на их большую близость к императору Александру I.) При определении «истинного места» дворянина заслуги, конечно, учитывались, но отнюдь не играли главную роль. Зато очень важным считались происхождение («порода»), место службы, родственные связи, а главное — внешний лоск, то, что принято было называть «хорошим тоном»: бытовой уклад, образ жизни, знание французского языка и хороший выговор, манера себя держать, покрой платья, владение светским жаргоном, гигиенические привычки (чистое белье, ухоженные руки и т. п.). В то же время приобрести такой внешний лоск можно было лишь в соответствующем окружении, и ни одна, даже самая искусная, гувернантка не способна была превратить неотесанного деревенского барчука в маленького вельможу, если его родные и соседи не могли похвастаться утонченными манерами.

Дальше мы будем говорить в основном о средних и высших слоях дворянства, воспитание и образование которых в наибольшей степени выражали все особенности сложившейся в этом сословии воспитательной модели.

Читайте также

52. СОСЛОВИЕ?

52. СОСЛОВИЕ? Николай I, царь-воин, казаков любил. Уважал их особенности. Впрочем, и эти особенности старался использовать с пользой для государства и династии. И в 1827 г. провозгласил своего 9-летнего наследника Августейшим атаманом Казачьих Войск. Великий князь Александр

Аксель Ферсен и Мария-Антуанетта – благородное сердце

Аксель Ферсен и Мария-Антуанетта – благородное сердце Вечером 16 мая 1770 г., в Версале, двое детей, девочка четырнадцати и толстячок пятнадцати лет, лежали в постели за тяжелыми занавесями. Месье дофин и мадам дофина – будущий Луи XVI и будущая королева Мария-Антуанетта –

Дружинное сословие

Дружинное сословие Существенный вклад в начавшийся процесс интеграции славянских племен, расселившихся на Восточно-Европейской равнине, внесли сложившиеся в X в. древнерусская дружина и военно-дружинное сословие. Военная дружина — организация воинов-профессионалов,

Благородное пьянство Модильяни

Благородное пьянство Модильяни Фаланстер на улице Дельта, тесно связанный с судьбой Модильяни, единственный в своем роде, ведь это заведение на полвека предвосхитило создание домов культуры. Прибыв на Монмартр в 1906 году и съехав отсюда на Монпарнас в 1909-м, в течение трех

Крестьянское сословие

Крестьянское сословие Сельское население включало прежде всего крестьян и их семьи, которые имели свой двор. Количество дворов, если не считать периферийные части страны, было, насколько известно, практически неизменным в XV—XVII столетиях. Хотя численность прочих групп

Крестьянское сословие

Крестьянское сословие Основной сельскохозяйственной единицей являлся крестьянский двор. В королевстве их насчитывалось 75 — 80 тысяч. За ними к 1550 г. было закреплено около 95% всех использовавшихся земель. В XVII в. за типичным крестьянским хозяйством числилось примерно 30

Крестьяне и граждане, военные и «благородное» сословие

Крестьяне и граждане, военные и «благородное» сословие Оставленные турками территории относительно быстро вышли из того состояния, когда все, что о них было известно, заключалось в имени правителя и того, кто непосредственно владел земельными угодьями и иными объектами.

Благородное сословие на пороге XXI в.

Благородное сословие на пороге XXI в. Общественные перемены 1980-х гг. вызвали к жизни и возрождение монархической и дворянской идеи. Представители дворянских родов, уцелевших после репрессий, смогли заявить о своем существовании, чем вызвали немалый ажиотаж перестроечной

Славянское сословие витязей

Славянское сословие витязей С детства каждый из нас знает, что витязь — это славный воин, защитник Отечества, богатырь. От имени этого веет эпической мощью и красотой. Не случайно на Руси великих полководцев называют витязями, вкладывая в это слово особый смысл. Александр

ГЛАВА 4. КЛАСС И СОСЛОВИЕ[50]

ГЛАВА 4. КЛАСС И СОСЛОВИЕ[50] Слово «приписывать» в одном из толкований, предлагаемых нам Оксфордским словарем, означает «вносить в список, записывать, зачислять». Марксистские «классы» не имеют с процедурой зачисления ничего общего. Класс в марксистском понимании — некая

Служилое сословие

Служилое сословие Именные и сенатские указы, регламентирующие порядок службы высшего сословия, сохраняли однотипное содержание и неизменную идеологическую направленность на протяжении всего царствования Екатерины, и до, и после издания Жалованной грамоты дворянству.

2. Сословие благородных, сословие сеньоров

2. Сословие благородных, сословие сеньоров Называли ли когда-нибудь господствующий класс классом землевладельцев? Если под классом землевладельцев подразумевать класс, члены которого получают все свои доходы с обработки земли, то называли. А какой еще источник доходов

Источник

3278380 thumb

С зарождением знати и появлением государственных институтов началось разделение людей на различные социальные группы со своими правами и обязанностями по самым разным признакам. Европейское общество долгое время было поделено на сословия.

3278356

Хотя были и социальные группы, фактически не относящиеся ни к одному из этих трех сословий. Поэтому часто представителей первых двух сословий называли благородными, а всех остальных простолюдинами.

Рассмотрим подробнее, какие бывают сословия и их особенности.

Дворяне

3278352

На высшей ступени этой лестницы находился король, а в самом низу обычные рыцари. Сложился кодекс, регулирующий отношения между дворянами. Широко стали использовать такие понятия, как сеньор и вассал, т. е. хозяин и подчиненный. Каждый феодал подчинялся своему сеньору и имел своих вассалов. При этом существовало правило «вассал моего вассала мне не вассал» что означало буквально следующее – сеньор мог отдавать приказы своему вассалу, но его вассалам нет.

В России выходцев из первого сословия в ранние времена называли боярами, а позднее помещиками. Их основное отличие заключались в том, что бояре были потомками знати, вышедшей из Киевской Руси, а помещики представляли собой новую нарождавшуюся знать. Боярские земли считались их наследственными владениями, а помещичьи нет. К концу XVIII века различия между ними практически исчезли, и они стали представлять единый правящий класс России – дворянство.

Духовенство

3278345

Третье сословие

У большинства представителей третьего сословия была тяжелая жизнь, сопровождавшаяся физическим трудом и нехваткой пищи. Большинство из них рождались и умирали в таком состоянии. Для людей этого сословия был крайне редким переход в другое сословие.

Сословия уходят в прошлое

Кроме вышеуказанных сословий в разные времена, особенно в позднее Средневековье и раннее Новое время, выделялись такие крупные социальные группы, как горожане (или бюргеры, как их называли в Германии) и купцы. Однако в Европе в эпоху расцвета городов эти понятия иногда обозначали одно и то же. В России сложилась феодальная система со своими особенностями. Феодализм здесь начал формироваться значительно позже, чем в Западной Европе, но и просуществовал до начала XX века. В самый расцвет этой системы при императрице Екатерине II в стране существовало шесть основных сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство и казачество.

3278343

Горожане и купцы стали основой зарождавшихся в Европе в XVIII веке новых общественно-экономических отношений. На смену сословиям постепенно стали приходить классы. Причинами тому стали промышленная революция и последовавшие за ней перемены во всех сферах жизни общества. Люди теперь стали делиться не по происхождению, а по своему финансовому и экономическому положению.

Образовалось два основных класса – буржуазия, большинство представителей которой были выходцами из богатых торговцев и горожан, и пролетариат – большинство бывших крестьян и бедных горожан.

Представители первого класса владели средствами производства (т. е. фактически были работодателями) а представители второго класса были наемными рабочими у них. Значительная часть первого сословия также влилась в класс буржуа.

Сословия в Европе потеряли свою значимость в первой четверти XIX века. Только в России сословная система держалась вплоть до революции 1917 года.

Источник

2. Различные смыслы слова «благородный» в начале феодального периода

2. Различные смыслы слова «благородный» в начале феодального периода

Однако, несмотря на вышесказанное, нельзя сказать, что с IX по XI век слово «благородный* (по-латыни nobilis) редко встречается в документах. Но употребляется оно не в точном юридическом смысле, а как оценка какого-либо события или мнения, как критерий с очень подвижным смыслом. Чаще всего оно означает хорошее происхождение, иногда богатство. Павел Диакон (VIII век), обычно очень ясно комментируя «Правило» святого Бенедикта, колеблется, какое из двух этих значений выбрать, и запутывается в них <206>. Эти употребления, слишком еще неустоявшиеся, отражают те устремления, которыми жили люди на начальной стадии феодализма, и изменения смысла этого слова сами по себе весьма интересны и поучительны.

Во времена, когда подавляющее большинство людей соглашалось на то, чтобы получить землю из рук господина, возможность обойтись без этой зависимости воспринималась как знак превосходства. Не стоит удивляться, что владение аллодом, — хотя его хозяин мог быть простым крестьянином — оказывалось иногда тем положением, которое заслуживало названия «благородный» или «edel». Знаменательно, что в большинстве текстов, где это определение встречается по отношению к мелким аллодистам, его дают только для того, чтобы тут же отнять, поскольку они превращаются в держателей или сервов хозяина и господина. Если с конца XI века определение «благородные люди», относящееся в реальности к весьма бедным и бесправным, больше не встречается в документах, то причина не только в том, что «благородство» стало пониматься по-иному, причина в том, что к этому времени мелкие аллодисты как социальная группа почти по всему Западу перестали существовать.

В эпоху франков огромное количество рабов было отпущено на свободу. Естественно, что отпущенники не были приняты как равные теми, кто на протяжении всего этого времени был избавлен от ущемлений рабства. Понятию «libre», которое могло относиться и к недавно отпущенному на свободу рабу, и к потомкам отпущенника, римляне когда-то противопоставляли понятие «ing?nu» (прирожденно, имеется в виду, свободный), но в латыни эпохи упадка эти два слова стали почти что синонимами. Разве подлинное благородство не подразумевало породу без единого пятна? Подобное неотчетливое представление сохранилось в общественном сознании. «Быть благородным значит не иметь среди своих предков рабов» — такое толкование дает итальянская глосса начала XI века, отливая в формулу то употребление, какое неоднократно встречается в текстах <207>. Это употребление тоже не переживет социальных перемен: очень скоро, как мы уже видели, старинные отпущенники снова превратятся в подобие рабов и будут называться сервами.

Но среди слабых и малоимущих встречались люди, которые, будучи слугами сеньора, тем не менее умудрялись сохранить свою личную «свободу». И повсеместно это качество, ставшее такой редкостью, вызывало глубокое почтение, так что, не противореча общим представлениям, таких людей стали называть «благородными». Несколько текстов, по крайней мере, дают такое словоупотребление. Но оно не могло получить всеобщего распространения. Могла ли именоваться благородной масса людей, только называемых свободными, но на деле в качестве держателей отягощенных тяжелыми и унизительными работами? Подобное понимание не могло стать всеобщим, так как нарушало систему социальных ценностей. Промелькнувшая синонимия между словами «благородный» и «свободный» оставит длительный след в словаре, относящемся к особому сословию, — словаре военного вассалитета. В отличие от основной части зависимых: домашних слуг или крестьян, верность вассалов-воинов не передавалась по наследству, и их служба была совместима с самым придирчивым пониманием свободы; среди всех «людей сеньора» они были его «вольные люди», и их феоды, как мы знаем, были помещены выше всех и заслужили название «вольных феодов». И поскольку в пестром окружении сеньора роль вооруженной свиты и советчиков господина была почетной, вассалы воспринимались как аристократы, поэтому их и отличали от остальной толпы, именуя высоким титулом «благородных». Монахи аббатства Сен-Рикье в середине IX века, отведя специальную церковь для вассалов монастыря, назвали ее «часовней для благородных» в отличие от другой, также расположенной на территории аббатства, куда слушать мессу ходил простой народ и низшие чины. Освобождая от службы в королевском войске держателей земли монастыря Кемптен, Людовик Благочестивый уточнил, что это освобождение не касается «более благородных», которых аббатство щедро оделяет всевозможными благодеяниями <208>. Из всех употреблений слова «благородный» тому, где сливаются понятия «знать» и «вассалитет», суждена наиболее долгая жизнь.

На более высокой социальной ступени это слово-пароль выделяло среди людей, у которых все предки были свободнорожденными и которые не ведали унижающих связей зависимости, наиболее могущественные, наиболее древние и пользующиеся самым большим авторитетом семьи. «Разве нет больше благородных в королевстве?» — вопрошали, по свидетельству одного хрониста, магнаты Западной Франции, видя, как Карл Простоватый во всем полагается на советы своего фаворита Аганона <209>. Хотя удачливый парвеню, как бы ни было неудовлетворительно его происхождение для представителен крупных графских родов, был из того же слоя, что и личные охранники, для которых в Сен-Рикье была построена «капелла для благородных». Но разве выражал этот эпитет когда-нибудь абсолютную величину? Знаменательно, что чаще всего его употребляли в сравнительной степени: nobilior, «благороднее, чем сосед».

Однако на протяжении первого периода феодализма определение «благородный» по отношению к средним слоям постепенно исчезло, зато сохранилось по отношению к той группе власть имущих с более широкими возможностями, которой государственные потрясения и сильные покровители позволили возвыситься. Безусловно, пока еще в очень приблизительном смысле, без уточнения статуса и привилегий, но зато с ощущением явного превосходства по отношению к другим слоям и группам. Нет сомнения, что образ жесткой общественной иерархии уже закрепился в сознании тех, кто подписывал договор о мире в 1023 году, обязываясь не прикасаться к «благородным женщинам», речь о других, разумеется, не шла <210>. Словом, дела обстояли следующим образом: если аристократия как юридически оформленный класс по-прежнему не существовала, то с некоторого момента стало возможным говорить о социальном сословии благородных, а еще точнее, о благородном образе жизни, так как нравы и обычаи этого сословия определялись как наличием богатства, так и возможностью распоряжаться другими.

Читайте также

Благородный бандит

Благородный бандит Славная судьба сэра Френсиса Дрейка вдохновила тысячи англичан, содействовала популярности мореходства и превращению Великобритании в морскую державу.Одним из подражателей Дрейка стал Генри Мейнуэринг. Он был, что называется, из хорошей семьи и

Глава V Мифы и смыслы

Глава V Мифы и смыслы После смерти исторической личности ее образ продолжает жить, воздействовать на общество. Люди продолжают «общаться» с «великими», соотносить свое поведение с опытом истории. Жизнь человека во многом зависит от того, какой исторический миф

СМЫСЛЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

СМЫСЛЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» «Холодная война» была абсолютно неизбежна не только в силу закономерностей мировой политики и политической географии тем более в период, когда весь мир стал единой ареной, куда вышли США с их вездесущими интересами. Ее психологический тон

Благородный Саладин

Благородный Саладин Султан Саладин был вне себя от гнева. С уст того, для кого произнести резкое слово даже в адрес неверного было едва ли не святотатством, летели такие проклятия, что приближенные боялись пошевелиться. И было от чего впасть в неистовство – на этот раз

Негодные смыслы прошлого В нашем цикле мы много рассуждали о навязанной России Западом судьбе, о ролях «дойной коровы», штрафного батальона истории и контура внешнего управления. Однако наше место в социодинамике есть лишь конкретно-историческое воплощение структурно

Глава 7. КОРЕЯ В XV — НАЧАЛЕ XVI ВЕКА: ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ЧОСОН РАННЕГО ПЕРИОДА

Глава 7. КОРЕЯ В XV — НАЧАЛЕ XVI ВЕКА: ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ЧОСОН РАННЕГО ПЕРИОДА XV-XVI вв. в южнокорейской историографии принято называть «ранним периодом Чосон». К «позднему периоду» государства Чосон относят XVII-XIX вв. Чем характерна история Кореи XV-XVI вв., что нового дало

Глава IV. Военно-политическая обстановка в начале новоассирийского периода

Глава IV. Военно-политическая обстановка в начале новоассирийского периода С X века до христианской эры начинается следующий этап истории Ассирии — новоассирийский, который был ознаменован максимальным подъемом ее могущества. Ассирия становится первой империей в

Глава IV. В НАЧАЛЕ НОВОАССИРИЙСКОГО ПЕРИОДА

Глава IV. В НАЧАЛЕ НОВОАССИРИЙСКОГО ПЕРИОДА С X века до христианской эры начинается следующий этап истории Ассирии — новоассирийский, который был ознаменован максимальным подъёмом её могущества. Ассирия становится первой империей в мировой истории. Причём весьма

Заключение. Смыслы по-прежнему неясны…

Заключение. Смыслы по-прежнему неясны… Отделенная от наших дней тысячами лет, Та-Кем, Черная Земля фараонов по-прежнему остается сплошной тайной, туманной пеленой, на которой едва просматриваются контуры событий. Да и те весьма и весьма нечеткие, при более близком

Аттика в начале архаического периода

Аттика в начале архаического периода Вследствие состояния исторических источников наиболее рельефно процесс становления греческого полиса прослеживается в одной из юго-восточной областей Средней Греции – древней Аттике, с центром в Афинах. Покрытая скалистыми горами

Царства и княжества Чжунго в начале периода Чуньцю

Царства и княжества Чжунго в начале периода Чуньцю Панорама событий в различных царствах и княжествах Чжунго, как она изображена в источниках, особенно в «Цзо-чжуань», — объемна и красочна. В самых общих чертах она убедительно свидетельствует о том, что пусть слабое, но

Благородный по натуре

Благородный по натуре Михаил Александрович был младшим сыном в семье Александра III. Дети императора воспитывались в строгости и жили скромно. Спали на простых солдатских койках. Самым роскошным предметом обстановки была усыпанная жемчугом икона Божьей Матери. Утром им

5. Экономическая революция второго феодального периода

5. Экономическая революция второго феодального периода Во второй части этой книги мы постараемся описать движение народонаселения, которое с 1050 до 1250 г. преобразило облик Европы.На рубежах западного мира происходила колонизация иберийских плато и великой равнины за

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХИМИКОВ В НАЧАЛЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХИМИКОВ В НАЧАЛЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА Основанное Шталем флогистическое учение по духу и содержанию вполне соответствовало переходному периоду, который переживала химия во второй половине XVII и в начале XVIII в. Это учение не отвергало старых традиционных

Источник

6 класс. Всеобщая история. Термины.

%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F%D1%8F 6 %D0%BA%D0%BB

Аббат — настоятель мужского католического монастыря, в церковной иерархии занимал место после епископа.

Аллах — единый и единственный Бог, создатель мира в мусульманской религии (исламе).

Алтарь — сооружение в восточной части христианского храма (или вся восточная часть храма, отделённая от остального помещения перегородкой), символизирующее жертвенник.

Арабески — европейское название сложного восточного средневекового орнамента из геометрических, каллиграфических и растительных элементов.

Архиепископ — сап или титул епископа.

Аутодафе — торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора (главным образом, публичное сожжение еретиков).

Ацтеки — индейский народ, создатели государства в Центральной Мексике в ХIII—XVI веках.

Барщина — принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.

Бедуины — кочевые арабы-скотоводы Передней Азии и Северной Африки.

Бургомистр — глава городского самоуправления (обычно в немецких городах, во французских он назывался мэр).

Бюргерство — полноправные жители средневекового города, платившие налоги и участвовавшие в городском ополчении.

Ваганты — студенты средневековых университетов, школяры, создатели оригинальных поэтических произведений.

Вассал — феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву.

Викинги — участники морских походов и военных экспедиций скандинавских народов в конце VIII — середине XI века.

Витраж — орнамент или рисунок из цветного стекла, обычно помещавшийся в окнах храмов и дворцов.

Возрождение (иначе Ренессанс) — название эпохи в истории западноевропейской культуры, началось в Италии в XIV веке.

Гвельфы — политическая партия в Италии XII—XV веков, поддерживавшая папскую власть в её борьбе с германскими императорами за господство в Италии.

Генеральные штаты — орган сословно-представительной монархии во Франции, впервые созванный в 1302 году.

Геральдика — средневековое искусство составления и описания гербов.

Герб — отличительный родовой знак феодала.

Герцог — крупный земельный собственник, следующий после короля в феодальной лестнице; один из высших дворянских титулов.

Гибеллины — политическая партия в Италии XII—XV веков, поддерживавшая германских императоров в их борьбе с папством за господство в Италии.

Гильдия — объединение купцов одного города, созданное для защиты их интересов.

Городской совет — орган самоуправления средневекового города-коммуны, на заседании которого решались важнейшие вопросы внутренней жизни города и его внешней политики.

Госпитальеры (они же иоанниты) — члены одного из духовно-рыцарских орденов крестоносцев, старейшее монашеское объединение в Палестине.

Готика — архитектурный стиль, зародившийся в XII веке на севере Франции. Отличался применением стрельчатых арок и дуг, устремлённостью зданий вверх, обилием скульптур.

Граф — в раннем Средневековье — должностное лицо, представлявшее короля в округе (графстве), позже — один из высших дворянских титулов.

Гуманизм — новое мировоззрение эпохи Возрождения, ставившее в центр мира человека.

Гуситы — последователи учения Яна Гуса, участники массового общественного движения в Чехии в первой половине XV века за реформу католической церкви и улучшение жизни народа.

Десятина — десятая часть дохода, которую население должно было выплачивать в пользу церкви.

Доминиканцы — члены нищенствующего монашеского ордена, основанного Домиником Гусманом; своей главной целью члены ордена считали борьбу с ересями.

Духовенство — общее название всех служителей церкви, составлявших привилегированное первое сословие средневекового общества.

Духовно-рыцарские ордены — военно-монашеские объединения западноевропейских рыцарей, созданные католической церковью в период Крестовых походов для защиты и расширения владений на Востоке.

Епископ — священнослужитель высокого ранга. Из епископов выбирали архиепископа.

Ересь — религиозное учение, противоречащее основным положениям господствующей католической церкви, отступление от «истинной веры».

Еретик — приверженец ереси.

Замок — укреплённое жилище феодала (сеньора), преимущественно из камня. Во время набегов неприятеля служил убежищем местному населению.

Император — титул монарха, главы огромного государства (империи).

Индульгенция — полное или частичное отпущение грехов; грамота об отпущении грехов, выдаваемая за деньги католической церковью от имени папы римского, также называлось индульгенцией.

Инквизиция — общее название ряда учреждений (специальных судов) католической церкви по делам веры, занимавшихся преследованием еретиков.

Инки — индейское племя, создавшее обширную империю с центром в перуанских Андах.

Инкунабулы — печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания Гутенбергом до 1 января 1501 года.

Ислам — одна из мировых религий, возникшая в первой половине VII века среди арабов. Главный догмат ислама — вера в единого бога Аллаха.

Кардинал — второй по значимости ранг в иерархии западнохристианской церкви после папы римского; с XI века пап римских выбирает собрание кардиналов.

Католическая церковь — христианская церковь Западной Европы после разделения церквей в 1054 г., возглавляемая папой римским.

Кириллица — славянская азбука, созданная византийскими богословами и просветителями братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.

Книгопечатание — способ изготовления книг с помощью оттисков. В Европе распространился благодаря изобретениям Иоганна Гутенберга в середине XV века.

Коммуна — городская община, добившаяся самоуправления. Управлялась городским советом и выборным правителем города (мэром, бургомистром, дожем).

Коран — главная священная книга мусульман, собрание божественных откровений, ниспосланных пророку Мухаммеду, обращений Аллаха к людям.

Кортесы — сословно-представительные региональные собрания в государствах Пиренейского полуострова.

Крестовые походы — военные походы па Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные католической церковью в 1096—1270 годах для борьбы против «неверных», освобождения Святой земли и Гроба Господня.

Крестьяне — сельские жители, основным занятием которых являлась обработка земли. К началу IX века находились в поземельной или личной зависимости от владельцев земли. Принадлежали к третьему сословию.

Куртуазность — правила хорошего тона, светские манеры, ставшие основой рыцарского поведения в XII—XIII веках.

Курфюрсты — в Священной Римской империи — семь духовных и светских правителей (имперских князей), за которыми с XIII века было закреплено право избрания императора.

Майордомы — управляющие королевским домом во Франкском королевстве, с ссрсдипы VII века ставшие фактическими правителями государства.

Майя — индейский народ, создавший высокоразвитую цивилизацию в Центральной Америке, просуществовавшую около двух тысяч лет.

Мастер — полноправный, самостоятельный ремесленник, владелец собственной мастерской, член цеха.

Медресе — мусульманское учебное заведение, в Средние века являвшееся духовным, культурным и научным центром.

Мечеть — мусульмапское богослужебное сооружение, часто с башнями-минаретами.

Миряне — название лиц, не имеющих духовного сана.

Монастырь — община монахов, живущих совместно и соблюдающих данные ими обеты, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих этой общине.

Мусульманин — приверженец ислама.

Надел крестьянский — часть пахотной земли в поместье феодала, выделяемой крестьянину, за пользование которой он нёс повинности в пользу феодала.

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.

Норманны — «северные люди» (норвежцы, шведы, исландцы, датчане), которые с конца VIII до середины XI века нападали на государства Европы.

Обет — добровольное обязательство совершения какого-либо выдающегося поступка во славу веры, христианского подвига, какого-либо доброго дела.

Оброк — плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами. В раннем Средневековье при господстве натурального хозяйства преобладал натуральный оброк, после возникновения городов с ростом мелкотоварного хозяйства сменился денежным.

Община крестьянская — объединение крестьян одной деревни в Средние века.

Оруженосец — вторая после пажа ступень воспитания рыцаря, примерно с 14—15 лет. Для дворян заканчивалась обрядом посвящения в рыцари в возрасте 18—20 лет. В отличие от дворян простолюдины, как правило, служили оруженосцами пожизненно.

Отлучение от церкви (иначе анафема) — форма церковного наказания, в результате которого член Церкви временно исключается из церковного общества.

Отцы церкви — название ранних христианских деятелей и писателей, которые в своих трудах, опираясь на Священное Писание, формировали догматы, обряды и традиции церкви.

Паж — первая ступень воспитания рыцаря, начинавшаяся с 7—10 лет обычно при дворе сеньора.

Нана римский — глава христианской церкви на большинстве территорий Западной Римской империи в раннем Средневековье, после раскола христианской церкви в 1054 году — глава католической церкви. Также епископ города Рима. Избирался пожизненно собранием кардиналов.

Парламент — собрание представителей разных сословий (феодалов, духовенства, горожан) в Англии, орган сословно-представительной монархии. Состоял из верхней палаты — палаты лордов и нижней — палаты общин.

Патриарх — титул главы некоторых православных церквей.

Повинности — обязанности зависимого крестьянина по отношению к владельцу земли. Выражались в форме работы в поместье сеньора (барщины) и различных форм оброка (плата продуктами, ремесленными изделиями или деньгами).

Подмастерье — средневековый ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший как наёмный рабочий у мастера цеха.

Поместье — хозяйство феодала, включающее землю, постройки, инвентарь.

Православная церковь — христианская церковь, сложившаяся в Средневековье преимущественно в Южной и Восточной Европе и на Руси и возглавляемая патриархами. После раскола 1056 года — вся восточно-христианская церковь.

Ратуша — здание городского совета в средневековых городах (коммунах), символ городской независимости.

Реконкиста — освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова с VIII по XV век.

Ректор — глава средневекового университета, которого избирали магистры.

Романский стиль — стиль средневекового искусства X XII веков, использовавший элементы римского зодчества.

Рыцарь — тяжеловооружённый воин в средневековом войске, сражавшийся верхом на коне. Получал от своего сеньора феоды, за что был обязан нести в его войске военную службу. Относился ко второму сословию. Также средневековый дворянский почётный титул в Европе.

Самурай — военно-феодальное сословие в средневековой Японии, обладавшее особым моральным кодексом бусидо.

Семь свободных искусств — система учебных предметов в средневековых школах и университетах. Разделялись на две группы: тривиум — словесные науки (латинская грамматика, диалектика, риторика) и квадривиум — числовые предметы (знания о природе, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Сеньор — крупный земельный собственник, имевший в подчинении зависимых крестьян; в системе феодальной лестницы покровитель вассала.

Сёгун — титул военных правителей Японии в 1192—1867 годах, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Опору сёгуна составляло сословие самураев.

Сословие — социальная группа, обладающая определёнными нравами и обязанностями, закреплёнными за пей обычаем или законом и передававшимися но наследству. Средневековое европейское общество делилось на три главных сословия — молящихся, воюющих, трудящихся.

Сословно-представительная

монархия — форма феодального государства, в котором наряду с королевской властью существует сословное представительство. Сложилась в Европе в XIII—XIV веках в ходе объединения земель и централизации государств.

Старшина — выборный руководитель цеха, представлявший свою организацию в городском совете.

Схоластика — средневековое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений, опирающихся на незыблемый авторитет Священного Писания.

Табориты — одно из направлений среди последователей учения Яна Гуса, сторонники решительных действий и глубоких изменений в католической церкви и чешском обществе.

Тамплиеры — члены самого влиятельного духовно-рыцарского ордена, основанного французскими рыцарями в Иерусалиме во время Крестовых походов в начале XII века.

Тевтонцы — члены духовно-рыцарского ордена, возникшего во время Крестовых походов, в основном из немецкоговорящих рыцарей.

Трёхполье — способ обработки пашни, при котором иоле каждый год делится на три части: засеянная озимыми культурами, засеянная яровыми культурами и земля под паром (необрабатываемое в этот год поле).

Трубадуры — поэты рыцарской эпохи, воспевавшие идеалы куртуазной любви, воинские подвиги.

Турнир — военное состязание рыцарей в средневековой Европе, проводившееся для демонстрации боевых качеств рыцарей.

Университет — высшее учебное заведение Средневековья, возникшее из объединений преподавателей и студентов, отделившихся от церковных и монастырских школ.

Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности ремесленного цеха.

Ученик — работник в средневековом цехе, проходящий обучение ремеслу. В дальнейшем становился подмастерьем или мастером.

Факультет — объединение преподавателей одного предмета в средневековом университете.

Фарфор — материал для изготовления посуды, отличается от керамики звонкостью, белизной. Производство достигло высочайшего мастерства в Китае при династии Сун.

Феод — наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службы (военной либо придворно-административной).

Феодал — владелец наследственного земельного владения — феода.

Францисканцы — члены нищенствующего монашеского ордена, основанного Франциском Ассизским.

Фреска — техника монументальной живописи — росписи красками по свежей штукатурке.

Халиф — духовный глава мусульман и светский правитель арабского исламского государства (халифата).

Хиджра — переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622 года, ставшее началом мусульманского летосчисления.

Централизация — сосредоточение власти в одном центре, подчинение одному центру. Централизованное государство — государство, объединившее вокруг сильной центральной власти (короля, императора) ранее разрозненные земли.

Цех — объединение средневековых ремесленников одной профессии для защиты своих членов от конкуренции и создания равных условий труда.

Шедевр — образцовое ремесленное изделие, которое должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать своё профессиональное мастерство, получить звание мастера и быть принятым в члены цеха.

Эмират — владение или государство в странах мусульманского Востока, возглавляемое эмиром мусульманским правителем, осуществлявшим государственную и духовную власть.

Южные славяне — болгары, сербы, македонцы, черногорцы, хорваты, находившиеся под влиянием Византии, принявшие христианство в его византийском варианте и кириллическую письменность.

Ярмарка — периодически повторяющаяся распродажа товаров, происходившая в городах на пересечении торговых путей. В Средневековье была одним из важнейших событий в обществе, местом обмена новостями, развлечений.

Источник

  • Что такое благородные истины
  • что такое благородные газы
  • Что такое благородность сочинение
  • Что такое благородное увеселение в романе дубровский
  • Что такое благородное сословие

  • Справочник номеров и подарков