Что такое благословение у казахов

Благословления и пожелания у казахов

24082017102442 bt2

Бата (благословление) – это религиозная традиция. Слово бата означает намерение, пожелания, благословление. У казахов бывает два вида благословления: традиционный и религиозный. Есть между ними отличие. Религиозное благословление дают когда бывают траурные события, например на похоронах, после того как умершему человеку прочитали Коран. Традиционное «бата» дают на торжественных событиях, праздниках, мероприятиях, посиделках. 24082017102411 f3b0e796e64a0087a3eec52269ffad77Например, на свадьбах, обряде обрезания пут (тұсаукесер), укладывания в колыбель (бессіке салу) и т.д Несмотря на их различие, суть благословления заключается в пожелании добра, счастья, благополучия и т. д. Согласно казахским обычаям «бата» должен давать уважаемый аксакал(пожилой человек).Если на мероприятиях отсутствуют аксакалы, то это право предоставляется бабушкам. Если нет ни бабушек, ни дедушек, то благословление должен давать человек, являющийся самым старшим и авторитетным из людей. Согласно исламским канонам, чтобы давать благословление нужно соблюдать определенные правила. Во-первых, во время «бата» все присутствующие должны поднять свои ладони вверх, и ладони должны быть напротив лица. Во вторых, все должны сохранять тишину и слушать аксакала. В третьих, после окончания все должны проводить обеими ладонями по лицу.

Бывают несколько видов бата, исходя из порядка слов, произношения. Например, некоторые произносят бата в виде стиха, а некоторые обычными фразами без рифм. Есть люди, которые заучивают его, и произносят заученный текст на праздниках, мероприятиях.

На свадьбах помимо бата, люди говорят простые пожелания. Например, на свадьбах, после благословления, произнесенного аксакалом, другие люди говорят обычные пожелания: желают молодоженам счастье, благополучие и т.д. Различие обыкновенных пожеланий и бата заключается в том, что когда говорят пожелания, никто не поднимает ладони, то есть это не религиозный обряд. Также пожелания говорят в виде стиха или обычными фразами. Если на свадьбе кому то обратились за благословлением, а он не знает что сказать, то он должен выучить готовый текст «бата». Например, такой:

Сұрасан бата берейін, үстем болсын мерейін

Ықыласпен қол жайсан, ақ тілекті төгейін

Дастархандарын мол болсын абыройларын зор болсын

Көк жайлауды жайласан, тай құлынды байласан

Келін тұрсын керіліп, салтанаты көрініп

Ыдыс толсын қымызға, шаран толсын уызға

Өрісіне мал толсын, ақ тілеуін жар болсын

Қара ниет жауларын, ит пен құсқа жем болсын

Уайымдарын жоқ болсын, қарындарын тоқ болсын

Шүпірлеген үйінде, балаларын көп болсын

Өрісіне мал толсын, ақ тілеуін жар болсын

Балаларын сән өссін,

Қорған болсын халқына, ел қарасын даңқына

Достарын көбейе берсін, жауларын азая берсін

Жас баланың күлкісін берсін, жас ананың ұйқысын берсін

Жомарт адамның қолын берсін; судың тұнығын берсін

Түнгі оттың жарығын берсін, асқар таудың таңдығын берсін

Сәкеннің сәнің берсін, Жамбылдың жасын берсін, Күләштің әнің берсін

Даланың жазықтығын берсін, гүлдің нәзіктігін берсін

Это благословление предназначено для молодженов. Также есть готовые пожелания в виде стиха, для праздника тұсаукесер:

Источник

Что такое благословение у казахов

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz»

Контент журнала ориентирован на студентов, магистрантов, докторантов, соискателей, молодых специалистов, преподавателей и научных работников различных стран, занимающихся проблемами истории Казахстана и Центральной Азии, Евразийского пространства.

Калыш А.Б., Г.А. Мейрманова

Основные виды благословения в культуре общения у казахов

Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 1(05), 2016

Благословление – это молитва в виде пожелания, процветания, плодородия и благополучия. Это у казахов является священным. Благословение произносят когда начинается новое дело и когда благополучно заканчивается начатое. Если кого-то благословляешь, то нужно обязательно чтобы перед тобой была еда. Издревле благословление совершали при людях и для одного человека. При людях благословляли уважаемого человека, и старший благословлял хозяина дома или виновников торжества от имени всех присутствующих, и благословлял тех, кто там присутствует. А одного человека благословлял один человек и ему желали всего хорошого, говорили только хорошие слова. В сюжетах традиционной эпической поэзии можно ясно увидеть, как отец благословляет своего сына.

Благословление считалось почетным и при его совершении соблюдаются ритуалы. И поэтому прежде чем произносить благословление, человек который благословляет и те, кто сидит с ним рядом должны поднять руки и сказать «Аминь». И тогда тот кто благословляет начинает выразительно и последовательно произносить свое благословление. Когда благословление произнесено все люди вместе говорят: «Аминь. Пусть сбудутся все ваши пожелания!», после этого проведем ладонями по лицу.

В языке казахов проживающих в Шу, Сыр, Мангыстау слово «Бата» звучит как бәте и пәте. Это может быть потому, что Коран начинается с суры «Фатиха».

Иногда благословляющий говорил от имени уважаемых людей, обнадеживал всех присутствуюших, и гарантировал то, что сбудутся все пожелания:

Это не наше благословение, а Бога

И не скроется лисица от собаки

О, Бог, благодетельствуй и прими

Помоги при благословлении

Это не мое благословление

А от прошлых пророков.

Благословитель благословляющий назиданиям великих жырау (жырау – представитель жанра казахского поэтического творчества) устанавливает связь между простым народом и представителями мифической эпохи. При этом благословитель становится более авторитетным, а его слова священными.

Да будет изобилие молочного,

И пусть станет твоим гостем Кыдыр.

Кыдыр – святой человек, приносящий встретившимся с ним людям счастье, помогает и терпящим бедствие. Не зря удачливого человека называют «человеком, которому покровительствует Кыдыр».

Часто казахских благословениях встречаются имена Зенги баба, Камбар ата, Шопан ата. Благословляющий просит у них от них богатства и счастья. В таких благословлениях характеризуется качество духовного руководителя. Например, тест благословения связанная с Зенги бабой начинается так:

Духовный руководитель четырех хозяйств Зенги баба

Если вздумал дать скот, то посмотри на меня.

Если ты скажешь аминь,

То я благословляю тебя.

Пусть будет воротник твой из золота.

А подкова из серебра.

Пусть у тебя будет много верблюдов

Чтоб не поместились в Каратау.

Пусть у тебя будет много овец

Чтоб не поместились в Алатау.

Пусть у тебя будет много скакунов,

Чтоб не поместились в Кокшетау.

В благословление гипербола (способ преувеличение) применяется очень часто. Известно, что кочевой народ не сможет изготовить подкову из серебра, точнее не в состоянии этого сделать, но говоря «пусть будет подкова твоя из серебра» благословление получается красиво и поэтично. В благословлении имеется много заветов о воспитании, добродеятельности, нравственности. Например:

Не сдавайся трудностям,

Борись с тяжестями.

Бери пример со старших.

В казахской степи с появлением Ислама благословление стало применять шире сегодняшнего дня благословление совершенствуется. И в этом, конечно, есть и вклад благословителя. Потому что благословитель не повторяет сказанного ранее, а сочиняет нечто новое. И это подтверждают слова Жамбыла Жабаева:

Пусть даст Господь в этот дом всего доброго,

И пусть завяжет язык всех врагов.

Итак, благословление – древний источник казахского фольклора. По смыслу выполнения благословление бывает разнообразным: благословление новорожденному, благословление путнику, благословление еды, благословление в честь праздника Наурыз и т.д.

Пусть будут зубы твои желтые

Пусть будут волосы твои белые

И жизнь будет длинной

Видов благословлений для новорожденного очень много. Например:

Пусть звезды будут ярче

И сердце в радости

Различие между благословлением для новорожденного и благословлением старшего в значений и смысле. Там ребенку желается долгая и счастливая жизнь. Также благословление для ребенка:

Тулак оставшееся у народа

Пусть придет к тебе как стригун

Будет как стригун и бушевать

Спросит твой ровесник

Пусть спросит и не даст

Сохранилась благословление к спутыванию веревки:

Развязался веревки и пусть не упадет

И не ранить свой колений

Если прыгнет со скалы то не спаткнется

И не сгибай колени при поднятий на скалу

Пусть скакун будет завязвнным к поясу

Пусть казан будет всегда готовым

Двери будет открыты

И веки всегда будет открытым

Тогда твой родственники не покинет тебя

Дай чиновника правильно

И тогда весь народ не уйдет от тебя

Пусть даст тебе нескончяемое богатство

И придет то что ушло

И наполнет то что недостаточно

Пусть будет все хорошо и все живы

И пусть будет принятым этои пожелания

Пусть будет дорога у героя

И будет у него смелые руки

И лицо у него холодное

И дело у него будет градой.

Благословление для переселений.

Пусть будет переселение дорожной

И путь будет красивой

И переселение желанным

Пуст порог будет крепким

Увидел знамение судного дня.

Пусть в новом месяце все будет хорошо,

А в старом все плохое останется.

Благословление согым. Это благословление когда готовится к зимнему убою. Например,

Пусть будет убой питательным,

И пусть будет твой казан полным.

И не будет недостатки.

И будет дастархан богатым.

Благословление Наурыз – выполняется в честь праздника Наурыз. В этот день женщины приготовят «наурыз коже»и после торжества самый уважаемый гость благословлял. В этом благословение говорится о благополучие страны, об изобилии, о достатке всего хорошего. Например,

Пусть будет праздник совершенным,

Пусть исчезнет недостатки.

И будет скоты молочными,

Благословление Айт – выполняется после поста Рамазан и во время курбан-айта. Оно длится три праздником Айт». А также в этих днях дети читает «жарапазан».

Благословление молодоженам – выполняется когда молодожены сыграют свадьбу. Например,

Пусть муж и жена стареют вместе,

И у них будет много детишек.

И дом наполнится любовью,

И вырастут дети от ласки.

Благословение к родственникам умершего – выполняется когда близкие умершего горевают над ним. Это – выражение участливого отношения к переживаниям, несчастью других. Например,

Место коня к стригуну,

Место верблюдя к верблюженку.

Место дедушки к внуку.

Пусть земля будет прахом.

Благословление в кладбище – выполняется после Корана читавшего к умершим. Например,

Пусть Бог окажет милость усопшему,

Пусть будет земля пухом его праху.

И оставшиеся после него дети

Пусть доживет до старости.

Благословение поминки это вид обряда в ритуале выноса покойника. В писменных образцах Голяховская пишет что если покойника похоронят через 3-4 дня, то этот обряд выполняется на первом же дне. Потом все мужчины отпевают покойника. Это у мусульман называется «жаназа». После прибытии мужчин в ауле начинается поминка, в этом же поминке мулла который отпевал покойника читает Коран. А нашушение благословения бывает (нарушать обет) – в брачном обряде отказывание молодежов от женитьбы после двустороннего соглашение родителей. При этом такое нарушение было очень редко. Во втором случае нарушание клятвы – уклонение от своих слов данное клятвой. Таких людей народ отделял от среды, если понодобился строго наказывал.

Обряд благословении выполняется после съедание еды в поминках. Здесь благословлял уважаемый человек. Он благословлял хозяина дома или виновников торжества от имени всех присутствующих.

Багословитель – в наше время самый уважаемый в своем среде. Благословитель благодаря назидания великих человеков устанавливает связь между простым народом и великими человеками. При этом благословитель становится более авторитетным, а его слова священными.

В заключение хочется отметить что авторы в данной рассмотрели благословение – как основной атрибут казахского этикета. Статья основана на письменных источниках и полевых материалах авторов связанные с разными видами благовенных форм. На сегодняшний день традиция бласловение ценное духовное достояние казахского народа. Приводятся несколько видов балогословении: товарещесское, благословение для попутщика, для новоселов, благословение новой луне, благословение на согым, благословение наурыза жарапазана, балагословение дому после похорон и.т.д. Крометого благословение молодоженов благословляют и их родителей. Благословение дается в самом конце свадьбы уважаемым родственником жениха. Перед тем, как уйти, родственников жениха благодарят, за устроенный ими праздник. После трапезы старший рода дает благословение присутствующие, сидя за дастарханом. Только после завершения бата разрешается вставать из-за стола. Перед свадебным застольем, после обряда беташар (открывание лица невесты), свекровь благословляет свою будущую невестку. В благопожелании, произносимом свекровью, фигурируют традиционные символы плодородия. Свадебные благопожелания представляют собой своеобразный свод традиций, этикета и древнего быта казахов. По этой причине в благопожеланиях устойчиво сохранились этнографические свидетельства о жизни народа, в первую очередь, женщины. Благословение дает сташий аксакал рода.

2. Қазақ халқының дәстүрлері мен әдет-ғұрыптары. 2 том. Дүниеге келгеннен өмірден озғанға дейін (отбасылық әдет-ғұрыптар ертеректегі авторлардың еңбектері бойынша). Құрастырған С.Е. Әжғали. Алматы: «Арыс» 2006. 416 бет;

3. Сайдахметов Б.С. Жеті ата шежіресі – ұлттық тәрбиенің құралы // Білім Образование. Ғылыми-педагогикалық журнал. – 2008. – №1 (37).

5. Негимов С., Қазиұлы Т. Ақ бата. – Алматы: Жазушы, 1992. 102 бет;

6. Баллюзек Л.Ф. Народные обычаи, имевшие, в Малой Киргизской Орде // ТС. Т.76. СПб., 1865;

7. Васильев А.В. Образцы киргизской народной словесности. Молитвенных благопожеланий «Бата сөз». ХІІ. – Оренбург, 1905;

8. Радлов В.В. Народные образцы литературы тюркских народов. – Т. 3. –СПб., 1865. – 225 с.;

10. Назарбаев Н.Ә. http://akorda.kz;

11. АЕАЖМ- ІАлматы облысы, 2012-2015 жж.

12. АЕАЖМ-ІІ Қызылорда облысы, 2012-2015 жж.

13. АЕАЖМ-ІІІ Оңтүстік Қазақстан облысы, 2014 жыл.

Түйін сөздер: рухани өмір,Қыдыр ата, мифтік кейіпкер,әдет-ғұрып, ақ бата, ақсақал.

Traditions of Kazakh bata as an expression of good wishes

Keywords: spiritual life, Kydyr ata, characters of myth, rites and customs, good wish, aksakal.

Источник

Бата беру – древнейший и важнейший обычай казахов

Одним из самых древних и важных обычаев казахского народа является «Бата беру — Благословение».

Одна из народных пословиц гласит:

Жаңбырменен жер көгерер,

Батаменен ел көгерер.

Благодаря дождю земля зеленеет,

Благословением процветает страна.

Зачастую благословение дается в стихах. Обычно это делают старшие по возрасту мужчины и женщины. Это происходит в следующих случаях:

Бывает мастера просят благословить своих учителей, батыров. Благословляют святые старцы.

Как дается благословение?

благословляют, слегка раскрыв обе ладони на уровне сердца

Все вокруг, стар и млад, тоже подобным образом держат руки. После того как заканчивается благословение, все проводят ладонями по лицу.

Бата может совершаться как стоя, так и сидя, в любое время суток. Например, мать батыра Райымбека Ханкельдиулы перед походом благословила своего сына глубокой ночью.

Исторически значимые благословения

Казахскую историю вообще можно назвать историей бата. До наших дней сохранились тексты множества благословений исторических личностей. В эциклопедии «Абай» можно прочесть: «Жанибек Кошкарулы (1693-1752). Он был прозван народом Шакшак Жанибек атанған. Шакшак — так звали его прадеда в третьем поколении. Он принял благословение от 126-летнего абыза Каракерея Сары и 90-летнего старца Тойгана. В 17 лет в поединке победил главного калмыцкого батыра».

Именитый би Толе так благословил батыра Койгельды, прославившегося во время знаменитой Аныракайской битвы:

Аталы ұлдың сөзі баян-ды,

Атасыз ұлдың сөзі шаян-ды.

Аталы ұл Қойгелдім,

Ел үшін неден аянды?!

Желкесін үзді сұм жаудың,

Дегенде қатер таянды.

Олжа әперген еріңе

Саялат елім саяңды!

Қойгелдім, жай қолыңды,

Алла оңғарсын жолыңды!…

Ата жолын қуған ұл

Алашқа әмсе пана бол!

Ұлдарына аға бол!

Қыздарына пана бол!

Қойгелдім мсе қыран бол,

Ел-жұртыңа ұран бол!

Сын отца скажет правду,

Слово безотцовщины, как скорпиона укус.

Сын достойного отца Койгельды

За страну пожалеет ли жизнь свою?!

Он шею сломал подлому врагу,

Защитив от опасности страну.

Принесшего победу герою

Земля, не жалей добра!

Раскрой свои ладони, Койгельды,

Создатель раздвинет преграды пусть!…

По стопам отца идущий сын

Для всего Алаша опорой будь!

Младшим старшим братом ты будь!

Для девушек защитой стань!

И взлети, как сокол, высоко, Койгельды!

Пусть имя твое станет клич народа!

В книге Ж. К. Оразалинова приведены разные бата. Одно из наиболее ярких — бата, данное матерью батыру Райымбеку, пока он собирался на битву с джунгарскими захватчиками:

Қолыңды жай құлыным,

Жәрдем болсын құдайым.

Медет тілеп пірлерден,

Жаратқанға жылайын.

Ғайып ерен, қырық шілтен,

Адасса жолға салып жүр,

Сыртыңнан қорғап бағып жүр…

Жауға аттанып барасың,

Анаңның құрттың шарасын.

Қалмақтан кекті алдырып,

Жазғайсың көңіл жарасын.

Сескенбей жүр шырағым,

Атаңа жетіп барасың.

Жаратқан ие қолдасын,

Жолбарыс болсын жолдасың!

Сын мой, ты раскрой ладони,

Пусть поддержит тебя наш бог.

От духов наших поддержки жду,

Чтоб создатель увидел, лью слезу.

Если заблудится, покажите путь,

За спиной поддержите, укажите суть…

Сын мой, ты идешь на врага,

Что матери делать, если б знала она.

Калмыкам отомсти за все,

Наших душ раны вылечи все,

Не бойся никого, мой сын,

И встретишься с отцом, мой сын,

Пусть поддержит сам создатель тебя,

И бесстрашный тигр будет другом всегда!

Благословение врагам

Бывало благословляли и врагов. Однажды в аул пришли неприятели. Нурила Мактыагзамкызы, прозванная народом за мудрость Домалак Ана, заметила всадников, направляющихся к аулу. Мужчин в ауле не было, поэтому Домалак Ана оделась как старуха. Вооруженным неприятелям она сказала, что им не следует трогать табуны лошадей, ничего путного не выйдет. Но они не обратили внимания на ее слова и погнали лошадей в сторону реки Боралдай. Полноводная река не давала им перейти на другую сторону. Тогда они нашли мелкое место и начали переход. Но и здесь усилившиеся волны мешали угонщикам. Чудом оставшись в живых, грабители поняли, что их предупредила не простая женщина. Возвратились они в аул и попросили прощения у нее. Тогда Домалак ана простила их:

– Ендеше қолдарыңды жайыңдар!

Құдай оңдасын, аруақ қолдасын!

Адал жүріп, адал тұрыңдар

Алдарыңнан жарылқасын! –

– Поднимите руки свои!

Пусть бог укажет вам правильный путь,

И предки поддержат отныне честными быть.

И тогда удача выйдет навстречу вам! –

Благословение Тайжана

Известный казахский писатель Сабит Муканулы в книге «Школа жизни» приводит интересный случай об авторе и поныне знаменитой песни «Гакку», певце и композиторе Ибрае Сандыбайулы:

«Я много слышал стихов и песен Тайжана. Оказывается его мать Бопыш была родной сестрой Ибрая. Тайжан лицом и наружностью очень похож на Ибрая… Он был большой шутник, мог играючи сочинять стихи, смешливый человек. Характером Тайжан пошел в дядю… Он с детства своими шутливыми стихами поддевал многих. В 15 лет вовсю распоясался и так надоел окружающим, что люди решили, он «сошел с ума» и связали. Через некоторое время к ним домой в гости приехал один уважаемый человек. Он-то и сказал:

– Парень здоров, это у него от дяди Ибрая. Пусть он получит от дяди бата и все пройдет.

Было начало зимы… Ибрай в то время жил в местности «Жаман жалгызтау – Неказистая одинокая гора». Как бы Тайжан не упирался «не поеду», отец завернул его в белую кошму и повез к дяде.

После благословения Ибрая Тайжан действительно остепенился и стал хорошим акыном. Родной дядя племяннику оказал большие почести, да и представители рода Караул, выходцем которого был сам Ибрай, тоже очень хорошо отнеслись к молодому таланту. И тогда Тайжан, прощаясь, в благодарность сочинил и в их честь стихи:

– Халқым сүйіп атымды қойған Тайжан,

Егіз туған анадан Арғын, Найман.

Осы арадан бөтен еш жұмысым жоқ,

Бата алғалы келіп ем Ыбырайдан.

Бірің емес, бәрің де нағашымсың,

Саздай жерге өрбіген ағашымсың.

Осы жолы Тайжанды сыйлап жібер,

Бұдан былай Тайжанның бағы ашылсын.

– Меня назвали любя Тайжаном,

Близнецами родились Арыгыны и Найманы.

Здесь у меня не было дел никаких,

Приехал я, чтобы дядя Ибрай меня благословил.

Все родичи мои, как деревья,

Выросшие на хорошей почве.

В этот раз вы хорошо приняли меня,

Тайжан доброту не забудет никогда».

Бата на Наурыз

Есть благословения, которые даются во время праздников. Например, бата на празднике «Наурыз» звучат так:

Ниеттерің ақ болсын,

Наурыздың ақша қарындай.

Бастарыңа бақ қонсын,

Шаштарыңның барлық талындай!

Санасы асыл адамның,

Көңілде кірі қалмасын.

Құты қашып жаманның,

Жақсы тапсын жалғасын!

Тыныш болсын даламыз,

Түгел болсын нуымыз.

Таза болсын ауамыз,

Тұнық болсын суымыз.

Қайғы-уайым жоқ болсын,

Оралмасын кез өгей.

Ырысымыз көп болсын

Бүгінгі наурыз көжедей.

Пусть ваши намерения будут светлы,

Как Наурыза белый снег.

Пусть к вам прилетят много птиц,

Столько, сколько у вас волос на голове!

У кого помыслы чисты

В душе пусть не останется пятен.

Пусть черные мысли исчезнут плохих людей

И доброта найдет свое продолжение!

Пусть мир будет в степи,

Пусть много будет нас всегда.

И чистым будет воздух наш,

И прозрачной будет вода.

Да не возвратятся трудностей времена,

Исчезнут пусть горести все.

Пусть будет много счастья вновь,

Как наурыз коже в казане.

Старшие также в благодарность благословляют приготовивших Наурыз-коже:

Көже істеген келіндер,

Көпке жақын елші бол,

Бозторғайдай төлшіл бол,

Ор қояндай көзді бол,

Адам таппас сөзді бол!

Снохи, вы приготовили вкусно,

Будьте как послы хороших дел,

Желаем вам много птенцов, как у жаворонка,

Пусть будут глаза ваши зорки, как у зайца,

И будьте находчивы в словах, как никто!

Казахи знали цену природы и благословляли каждый новый месяц:

Өткен ай өзімен кетсін,

Туған ай жарылқасын,

Аяз әлін біліп,

Күнекей күн жарлықасын!

Пусть уходит с добром прошлый месяц,

Пусть новый месяц принесет покой,

Пусть мороз знает свое место,

Пусть солнце краса обогреет всех нас!

Мне посчастливилось пить чай из рук супруги великого казахского художника Абильхана Кастейулы. После чаепития Сакыш апа прочла такое благословление:

Құдай жолды оңдасын,

Еш жамандық болмасын.

Денсаулығымыз зор болсын,

Дастарханымыз мол болсын!

Да справит бог дорогу.

Да не случится плохое.

Пусть будет хорошим наше здоровье

И пусть будет полным дастархан.

Бывает и так, когда младшие возрастом дают бата старшим. Известная поэтесса Фариза Онгарсынкызы так благословила старейшин:

Түндерің тыныш болсын,

Үйлеріңе ырыс толсын.

Келіндерің есті болсын,

Ұлдарың сесті болсын.

Балаларың қуаныш әкелсін,

Немерелер жұбаныш әкелсін.

Орындарың төр болсын,

Дастарқандарың мол болсын.

Қатарларың көп болсын,

Уайым қайғыларың жоқ болсын.

Жастардың қазасын көрмеңдер,

Зұлымдардың жазасын көрмеңдер!

Еліңде бірлік болсын,

Жарасты тірлік болсын!

Пусть ночи ваши будут тихи,

Пусть чаши в доме будут полны.

Пусть снохи будут послушны,

А сыновья будут умны.

Пусть дети радуют вас,

Пусть внуки счастье даруют,

Ваше место пусть будет высоко

И на дастархане будет полным полно.

Пусть ровесников будет много вокруг,

И переживания, и горести изчезнут вдруг,

Чтобы не видели вы похорон молодых,

Чтобы злые слова миновали ваш слух,

Пусть в стране будет единение

И радуют мирных дел творения!

Современные бата

Бата всегда находится рядом. Казахи благословляют и незнакомых людей, которых видят в первый раз. Однажды у автобусной остановки я увидел одиноко сидящего аксакала. Со мной был маленький сын. Аксакал посмотрел на моего сына и сказал:

– Я живу в городе Туркестан, сейчас я пенсионер. Хочу благословить твоего сына.

Я взял в руки сына и сел рядом с аксакалом, раскрыв ладони. Старец от души благословил моего сына, высказал много хороших пожеланий. Когда я пришел домой, записал в свой дневник все как было. Сейчас моему сыну двадцать четыре года, он нашел свое место в обществе и работает во благо нашей страны. Все хорошее, что случилось с моим сыном, я связываю с бата того самого аксакала.

Казахские бата-благословения способствуют правильному развитию общества. Эта традиция продолжается и по сей день. В благословениях отражаются черты и сегодняшнего дня. Некоторое время назад на одном мероприятии я услышал из уст известного современного поэта Оразакына Аскара сочиненное им вот такое бата:

Елбасымыз алысты көрсін,

Ел-жұртымыз табысты болсын.

Қыздарымыз сұлу,

Ұлдарымыз намысты болсын!

Көршілеріміз тыныш болсын,

Таңдағанымыз жұмыс болсын.

Малымыз төлдеп, егіні із көктеп,

Дастарханымызға ырыс толсын!

Нарық қалтаны қақпайтын болсын,

Теңгеміз теңдік сақтайтын болсын.

Қазақстанның барлық азаматтары

Қазақша сөйлеп, алға аттайтын болсын!

Соғыстың беті болсыншы әрі,

Ренжімесін өміріне кәрі.

Бауыр етіміз балалар түгі,

Сатылмасын құс балапандары!

Мәдениетіміз мәнді болсын,

Тұрмысыз сәнді болсын.

Бәрін айт та, бірін айт,

Дербестігіміз мәңгі болсын!

Пусть Елбасы наш будет мудрым,

Народ пусть успешным будет,

Девушки будут красивыми,

А парни наши будут честными!

Пусть соседи будут мирными,

Мы выбираем честный труд.

Пусть пастбища полны, и пшеница густо растет

Дастарханы пусть полные дома нас ждут!

Пусть экономика не бьет по карману,

И тенге наш будет равным средь валют,

Пусть все казахстанцы говорят на казахском

И вместе в будущее шагнут!

Пусть культура наша будет содержательной,

Пусть жизнь наша будет созидательной,

А самое главное счастье сейчас,

Пусть независимость будет вечной для нас!

Казахи всегда придерживались своих обычаев и традиций. И нет сомнения в том, что бата-благословения как средство воспитания подрастающего поколения будут передаваться из поколения в поколение.

Источник

  • Что такое благословение у казахов на казахском языке
  • что такое благословение у батюшки
  • Что такое благословение священника
  • Что такое благословение родителей
  • что такое благословение родителей перед свадьбой

  • Справочник номеров и подарков