Что такое благоверные это

Значение слова «благоверный»

android bar znachenije

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

К числу русских благоверных относятся:

БЛАГОВЕ’РНЫЙ, ая, ое. Только в шутл. выражениях в знач. сущ.: благове́рный, ого, м. — муж, и благове́рная, ой, ж. — жена. Мой б. болен. Он все рассказал своей благоверной. [Первонач. церк. эпитет царей в знач. «православный, правоверный».]

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

благове́рный (существительное)

2. религ. святой из числа монархов, прославленный Церковью за праведную жизнь

благове́рный (прилагательное)

1. устар. религ. исповедующий истинную веру; благочестивый

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: полнить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Благоверный

Смотреть что такое «Благоверный» в других словарях:

благоверный — См … Словарь синонимов

БЛАГОВЕРНЫЙ — БЛАГОВЕРНЫЙ, благоверная, благоверное. Только в шутл. выражениях в знач. сущ.: благоверный, благоверного, муж. муж, и благоверная, благоверной, жен. жена. Мой благоверный болен. Он все рассказал своей благоверной. (первонач. церк. эпитет царей в… … Толковый словарь Ушакова

БЛАГОВЕРНЫЙ — БЛАГОВЕРНЫЙ, ого, муж. (разг. шутл.). Муж, супруг. Мой б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Благоверный — Благоверные (греч. εὐσεβής, лат. pius) лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам. Изначально этот лик святости возник в Константинопольской церкви в… … Википедия

благоверный — I см. благоверный; ого; м. II ая, ое.; книжн. см. тж. благоверный, благоверная 1) Исповедующий истинную веру; православный, правоверный. Б ые прихожане. 2) В христианстве: святой, бывший монархом (князем, царём), прославившийся своей заботой об… … Словарь многих выражений

Благоверный — царь или князь, много способствовавший укреплению православной веры и причисленный Церковью к лику святых; например, благоверный князь Александр Невский. См. Чины святости … Православие. Словарь-справочник

Благоверный — то же, что и правоверный, т. е. исповедующий истинную веру. Употребляется у нас при церковном богослужении как титул членов императорской фамилии, исповедующих православную веру. Император же Всероссийский, как верховный защитник и хранитель… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Благоверный — I м. разг. Мужчина по отношению к женщине, состоящей с ним в браке; супруг, муж I. II прил. 1. Почитающий Бога [Бог I], соблюдающий предписания церкви; благочестивый. 2. Употребляется как постоянный эпитет епископов, князей, государей… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Благоверный — I м. разг. Мужчина по отношению к женщине, состоящей с ним в браке; супруг, муж I. II прил. 1. Почитающий Бога [Бог I], соблюдающий предписания церкви; благочестивый. 2. Употребляется как постоянный эпитет епископов, князей, государей… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

благоверный — 1. благоверный, благоверная, благоверное, благоверные, благоверного, благоверной, благоверного, благоверных, благоверному, благоверной, благоверному, благоверным, благоверный, благоверную, благоверное, благоверные, благоверного, благоверную,… … Формы слов

Источник

БЛАГОВЕРНЫЙ

Смотреть что такое «БЛАГОВЕРНЫЙ» в других словарях:

благоверный — См … Словарь синонимов

БЛАГОВЕРНЫЙ — БЛАГОВЕРНЫЙ, благоверная, благоверное. Только в шутл. выражениях в знач. сущ.: благоверный, благоверного, муж. муж, и благоверная, благоверной, жен. жена. Мой благоверный болен. Он все рассказал своей благоверной. (первонач. церк. эпитет царей в… … Толковый словарь Ушакова

Благоверный — Благоверные (греч. εὐσεβής, лат. pius) лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам. Изначально этот лик святости возник в Константинопольской церкви в… … Википедия

благоверный — I см. благоверный; ого; м. II ая, ое.; книжн. см. тж. благоверный, благоверная 1) Исповедующий истинную веру; православный, правоверный. Б ые прихожане. 2) В христианстве: святой, бывший монархом (князем, царём), прославившийся своей заботой об… … Словарь многих выражений

Благоверный — (ц. слав.) – так в древней Руси называли князя, позже царя, способствующего укреплению православия и причисленные к лику святых. Некоторые из них причислялись к лику святых. Термин перешел в разговорную бытовую речь: так супруги стали называть… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Благоверный — царь или князь, много способствовавший укреплению православной веры и причисленный Церковью к лику святых; например, благоверный князь Александр Невский. См. Чины святости … Православие. Словарь-справочник

Благоверный — то же, что и правоверный, т. е. исповедующий истинную веру. Употребляется у нас при церковном богослужении как титул членов императорской фамилии, исповедующих православную веру. Император же Всероссийский, как верховный защитник и хранитель… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Благоверный — I м. разг. Мужчина по отношению к женщине, состоящей с ним в браке; супруг, муж I. II прил. 1. Почитающий Бога [Бог I], соблюдающий предписания церкви; благочестивый. 2. Употребляется как постоянный эпитет епископов, князей, государей… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Благоверный — I м. разг. Мужчина по отношению к женщине, состоящей с ним в браке; супруг, муж I. II прил. 1. Почитающий Бога [Бог I], соблюдающий предписания церкви; благочестивый. 2. Употребляется как постоянный эпитет епископов, князей, государей… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

благоверный — 1. благоверный, благоверная, благоверное, благоверные, благоверного, благоверной, благоверного, благоверных, благоверному, благоверной, благоверному, благоверным, благоверный, благоверную, благоверное, благоверные, благоверного, благоверную,… … Формы слов

Источник

БЛАГОВЕРНЫЙ

1i400

Св. блгв. Юстиниан I, имп. визант., со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Фрагмент

Св. блгв. Юстиниан I, имп. визант., со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Фрагмент

3. Именование лика (чина) святых из императоров, царей, князей.

1i400

Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в.

Св. имп. Феодора со свитой. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в.

Многие из Б. правителей правосл. гос-в и их дети прославлены в Поместных Церквах одновременно и в др. ликах (равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, преподобных, блаженных, праведных и др.).

К лику святых Б. причислен ряд визант. императоров и императриц. Из них в совр. календарь РПЦ внесены памяти равноапостольных Константина I Великого († 337, пам. 21 мая) и его матери Елены († 327, пам. 21 мая); Пульхерии († 453, пам. 10 сент.); супругов Юстиниана I († 565, пам. 14 нояб.) и Феодоры († 548, пам. 14 нояб.); Феодоры († ок. 867, пам. 11 февр.) и Феофании (Феофано) († 893/94, пам. 16 дек.). В греч. рукописных месяцесловах содержится значительное число памятей Б. визант. царей, местночтимых в К-поле, но не вошедших в печатные богослужебные книги (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2): супруги Феодосий I Великий († 395, пам. 17 янв.) и Плакилла (Элия Флацилла) († 386, пам. 14 сент.), Феодосий II Младший († 450, пам. 29 июля) и Евдокия († 460, пам. 13 авг.); Маркиан († 457, пам. 17 февр.), Лев I Великий († 474, пам. 20 янв.), Маврикий († 602, пам. 28 нояб.), Константин III Новый († 641, пам. 28 нояб.), Юстиниан II († 695, пам. 15 июля), Ирина († 802, пам. 7 авг.), Никифор II Фока († 969, пам. 11 дек.), Ирина, в монашестве Ксения († 1124, пам. 13 авг.), и др.

Лик святых Б. государей выделяется в Грузинской Церкви, среди к-рых: мц. Шушаника († 475, пам. 28 авг.), мч. Константин († 842, пам. 10 нояб.), Давид III Возобновитель († 1125, пам. 26 янв.), Тамара († 1207 или 1213, пам. 1 мая) и др.

1i400

Св. князья Глеб, Владимир, Борис и кнг. Ольга. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Никифор Савин (Музей-квартира П. Д. Корина)

Св. князья Глеб, Владимир, Борис и кнг. Ольга. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Никифор Савин (Музей-квартира П. Д. Корина)

Первоначальная история Болгарской и Чешской Церквей также тесно связана с деяниями царей и князей, среди к-рых в лике Б. прославлены: мч. Воин, кн. болг. († ок. 830, пам. 28 марта); равноап. кн. Борис-Михаил, креститель Болгарии († 907, пам. 2 мая); Петр, царь болг. († 967, пам. 30 янв.); мц. Людмила, кнг. чеш. († 927, пам. 16 сент.); Вячеслав (Вацлав), кн. чеш. († 936, пам. 28 сент.).

Тесные династические узы связывают святых Б. князей, деспотов, царей и королей Сербии, многие из к-рых почитаются в др. ликах, напр.: мч. Иоанн-Владимир († 1016, пам. 22 мая); супруги прп. Симеон Мироточивый (в миру жупан Стефан Неманя; † ок. 1199, пам. 13 февр.) и прп. Анастасия (в миру Анна; ок. 1200, пам. серб. 22 июня); монах Симон (в миру кор. Стефан Первовенчанный, сын Стефана Немани; † 1224, пам. серб. 24 сент.), король Владислав (сын Стефана Первовенчанного; † 1239, пам. 24 сент.), прп. Давид (в миру Димитрий, племянник Стефана Первовенчанного; XIII в., пам. серб. 24 сент.) и др.

Лик святых Б. Русской Церкви, к-рый включает ок. 50 князей (княгинь) и царей (цариц), прославленных к общецерковному или местному почитанию, возглавляют св. равноапостольные вел. кн. Владимир († 1015, пам. 15 июля) и вел. кнг. Ольга († 969, пам. 11 июля). Равноапостольство святых Владимира и Ольги во многом было определено их единодержавным княжением. В житии Владимира выводится образ Б. князя как покровителя Церкви, просветителя Русской земли, храмоздателя, смиренного, милостивого к нищим правителя. Образ рус. Б. княгинь наследовал существенные черты св. Ольги: целомудрие, супружескую верность, мудрость, милосердие.

1i400

Св. блгв. кн. Михаил Черниговский. Икона. XVIII в.

Св. блгв. кн. Михаил Черниговский. Икона. XVIII в.

К лику рус. святых Б. правителей, многие из к-рых почитаются и в др. ликах, относятся: Всеволод († 1138, пам. 11 февр.), кн. новгородский и псковский; кн. Петр (в иночестве Давид) и кнг. Феврония (в иночестве Евфросиния) муромские († 1228, пам. 25 июня); Александр Ярославич Невский (в иночестве Алексий; † 1263, пам. 23 нояб.), вел. кн. владимирский; кн. Довмонт († 1299, пам. 20 мая) и кнг. Мария (в иночестве Марфа; † 1300, пам. в Соборе псковских святых) псковские; кнг. Анна Кашинская (в иночестве Евфросиния; † 1368, пам. 2 окт.); вел. кн. Димитрий Иоаннович Донской († 1389, пам. 19 мая) и прп. Евдокия (в иночестве Евфросиния; † 1407, пам. 7 июля), вел. кнг. московская, и др.

В оценке мученического и страстотерпческого подвигов Б. государей Русская Церковь едина в духовном опыте с др. Поместными Церквами.

К лику Б. цариц примыкает также ряд святых жен, чей подвиг не был связан с возглавлением народа Божия, но к-рые являлись царицами в языческих гос-вах. Таковы Есфирь (V в. до Р. Х., пам. в Неделю праотец), супруга персид. царя Артаксеркса; мц. Дросида, (II в., пам. 22 марта), дочь имп. Траяна; мц. Александра царица (IV в., пам. 23 или 21 апр.) и др.

Лит.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903; Минея (МП): Май. Ч. 3. С. 360-363; Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990. С. 89-108; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992.

Игум. Андроник (Трубачёв)

Источник

БЛАГОВЕРНЫЙ

Богословское обоснование почитания отдельных монархов как святых составляют особые отношения между Богом и монархом как поставленным от Бога устроителем земной жизни, судьей и хранителем закона. Христианская мысль опирается при этом на ветхозаветную традицию. В Св. Писании установление царской власти в Израиле описывается как акт богоизбрания. Самуил говорит Саулу (первому царю): “И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать. и сделаешься иным человеком” (1 Цар. 10, 6). Неоднократно подчеркивается и особая избранность царя Давида. В то же время Св. Писание дает множество примеров царей, отвергнувших волю Божию, поклонявшихся языческим идолам и не творивших праведного суда. Таким образом, благодатные дары царства не даются безусловно – неправедный царь лишается своего богоизбранничества. Ветхозаветное понимание царской власти отличается в этом отношении от тех представлений о царе как о харизматическом вожде, наделенном божественными полномочиями, которые были свойственны религиозным системам Древнего Востока.

Тема царской святости становится актуальной для христианской церкви после того, как христианство делается государственной религией Римской империи, а император официально становится защитником церкви и охранителем веры. Византийские императоры получают существенные полномочия в церковной сфере и могут именоваться ее “внешними епископами”. Императоры могут созывать Вселенские соборы, возбуждать дискуссию по важным догматическим проблемам (например, император Юстиниан в так наз. вопросе о “трех главах”, т.е. о православности учения Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского), осуществлять определенную религиозную политику, издавая указы о преследовании еретиков и т.п. В титул византийского императора входит наименование “святой” (άγιος), и формы воздаваемых императору почестей, продолжая в значительной мере языческие традиции, могут ассоциироваться с определенными формами христианского культа (например, иконопочитатели, защищая употребление икон, могут ссылаться на почести, воздаваемые портрету императора). Тем не менее, царская святость отнюдь не является автоматической, но обусловлена теми требованиями праведности, которые сформировались в библейской традиции.

В силу этого почитание императоров как святых является выборочным и возникает обычно, как и в случае других святых, в результате прославления их даром чудотворения. Так, например, причисленная к лику святых вскоре после смерти императрица Феофано (+ 894), первая жена императора Льва Мудрого, была прославлена чудотворениями уже через несколько дней после кончины, что и обусловило ее почитание. Из византийских императоров и императриц святыми почитаются Константин Великий и мать его Елена; Феодосий Великий; Феодосий Малый; Маркиан и Пульхерия; Евдокия, жена Феодосия Малого; Лев Великий; Юстиниан и Феодора; Феодора, восстановительница иконопочитания; уже упомянутая Феофано; Ирина, жена Иоанна Комнина. Легко видеть, что большая часть византийских правителей в качестве святых не почиталась.

Понимание царской святости как условной и зависимой от праведности правителя было усвоено и русской церковью. При этом ни русские великие князья, ни русские цари не располагали теми полномочиями в церковной сфере, которыми пользовались византийские императоры (положение меняется лишь в синодальный период, когда императоры, ориентируясь на протестантские образцы, пытаются приписать себе статус главы церкви, этот статус декларирован Павлом I в Акте о престолонаследии 1797 г.). Поэтому русская церковь знает лишь относительно незначительное число княжеских канонизаций (встречающееся иногда утверждение, что русские князья после кончины более или менее автоматически признавались святыми, основано на данных поздних и малодостоверных источников, которые свидетельствует лишь о пристрастиях редактора текста, а не о народном почитании). В качестве святых правителей почитаются лишь немногие князья (св. Ольга, св. Владимир, св. Александр Невский и некоторые другие), основное же число княжеских канонизаций приходится на князей-мучеников и князей-страстотерпцев, таких как свв. Борис и Глеб, св. Игорь Черниговский, св. Андрей Боголюбский, св. Михаил Черниговский и др.

Источник

  • Что такое благо это
  • Что такое благо экономика
  • Что такое благо своими словами
  • Что такое благо с экономической точки зрения
  • Что такое благо примеры

  • Справочник номеров и подарков