Что такое семейное благополучие определение

Как достичь семейного благополучия

5e4ff95b84f37a403b328b1be6c2e5e6Известно, что любой брачный союз в процессе развития переживает не только счастливые периоды, но и этапы кризисов. Нет семьи, которая бы не сталкивалась с различными проблемами или непониманием в конкретных ситуациях, и это не является исключением из правил: скорее, закономерностью. Просто важно понимать, что для достижения семейного благополучия необходимо бороться с такими кризисами совместными усилиями, как и строить гармоничные отношения в брачном союзе. В данной статье мы рассмотрим основные факторы и условия, способствующие взаимопониманию в супружеской паре и укрепляющие брак.

Факторы семейного благополучия

Первым условием семейного благополучия, естественно, считается любовь и привязанность супругов. И важность таких чувств в данном вопросе вряд ли кто-то станет отрицать. Вместе с этим, следует отметить, что только на любви брак не сможет продержаться в течение продолжительного времени. Ведь обоюдная страсть и романтический настрой, которыми характеризуется начальный период отношений, длятся не так долго, как хотелось бы.

Это объясняется силой привычки, поскольку рано или поздно человек привыкает к своему партнеру и больше не стремится к завоеванию его любви с прежней силой. Ошибочно полагать, что на данном этапе чувства угасают и начинается суровый быт. Ведь для достижения семейного благополучия необходимо подходить к такому повороту событий с пониманием и уверенностью, что он не выступит помехой настоящим чувствам.

Если же супруги рассчитывают, что взаимной увлеченности в начале отношений им хватит на долгие годы совместной счастливой жизни, они очень скоро усомнятся в своих убеждениях. Ведь брачный союз является не только романтическими прогулками по вечерам и красивыми признаниями в любви: семья предполагает также общий быт, а, следовательно, заботы и проблемы. Не каждый готов на такое испытание, именно поэтому многие пары разводятся, не прожив вместе и несколько лет.

Специалисты выявили основные факторы семейного благополучия, которые следует принять во внимание всем, кто собирается начать совместную жизнь с любимым человеком:

Направленность на супруга является важнейшим условием семейного благополучия, поскольку выступает основой взаимопонимания. Она предполагает внимательное отношение к интересам, предпочтениям, привычкам любимого человека. В идеале супруги должны предпринимать свои действия только с учетом желаний и потребностей друг друга.

Симпатия и доверие также являются необходимыми факторами семейного благополучия, ведь если не испытывать симпатии к человеку, с которым собираешься жить, брачный союз обречен на провал. А когда в отношениях нет доверия, любовь постепенно сходит на нет, поскольку ее место занимают вечные подозрения, ревность и недовольства.

Нормальное общение без постоянных ссор и конфликтов должно присутствовать в каждой хорошей семье. Людям необходимо делиться своими эмоциями, впечатлениями и переживаниями с близкими, поэтому нужно создать дома такую атмосферу, которая располагает супругов к взаимной откровенности и доверительным отношениям.

Взаимопонимание выступает одним из важнейших условий семейного благополучия. Для того чтобы его достичь, супругам понадобится немало времени и испытаний. Но ключевым моментом здесь можно назвать снисходительность и терпимость по отношению друг к другу, которые являются прекрасными качествами для создания прочной семьи.

Сексуальная удовлетворенность также очень часто приходит с годами совместной жизни, поскольку партнеры не сразу узнают предпочтения друг друга: на это нужно время и желание. Когда людей связывает взаимное сильное чувство, практически все проблемы сексуального характера оказываются разрешимыми. Это обусловлено сильным стремлением обоих доставить удовольствие своему супругу.

Немаловажным фактором семейного благополучия является также материальная обеспеченность семьи. Ни для кого не секрет, что финансовые трудности, которые носят хронический характер, очень быстро влияют на взаимоотношения супружеской пары. Бытовые проблемы, которые не удается решить, долги и нервные стрессы, вызванные всем этим, мешают людям наслаждаться своим чувством и жить в гармонии. Ведь львиная доля семейных конфликтов связана с темой денег.

Символы семейного благополучия

В последнее время широкое распространение получило учение Фен Шуй, с помощью которого многие люди призывают материальную обеспеченность, гармонию в отношениях и любовь в свой дом. Для этого нужно просто знать, какие основные символы семейного благополучия существуют в данном учении:

Аквариум является одним из главных символов семейного благополучия в материальном плане. Считается, что он привлекает деньги в дом, поэтому лучше всего поместить в него золотых рыбок и, конечно, не забывать вовремя кормить их и чистить аквариум.

5fa22ba59d812060a7259a29a1b9cc61Черепаха также выступает символом материального достатка и здоровья, поэтому советуется обзавестись живой водной черепахой, которая будет жить в аквариуме: такое сочетание должно обеспечить двойной эффект.

Дракон является символом семейного благополучия, успеха в делах и карьерном росте. Кроме того, специалисты считают, что он наделяет обитателей дома особой энергией, развивающей такие качества, как целеустремленность и выносливость.

Феникс выступает как бы дополнением дракона, поскольку в китайской мифологии они считаются супругами. Он обеспечивает семье славу, успех и прочные отношения. Кроме того, если его разместить в южной части дома, то такой талисман будет защищать членов семьи от всяческого негативного влияния извне.

Вместе с этим следует помнить, что лучшими символами семейного благополучия в первую очередь являются любовь и взаимопонимание в брачном союзе.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

«Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия»

«Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия»

Идея о том, что ничто не может заменить ребенку семью, общепринята. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

М.А. Галагузовой, Л.В. Мардаханова, Т.И. Шульги и М.В. Шакурова выделяют четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Асоциальные семьи–семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия.

Для социально-педагогического понимания проблемы семьи особо важно изучение педагогически несостоятельных семей, часто ошибочно называемых «неблагополучными». В их основе не финансовая несостоятельность, а неспособность родителей к социально-половому и социально-педагогическому воспитанию. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи. Духовные потребности здесь второстепенны. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Часто это приводит к развитию еще одного типа семьи – криминогенного.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Признаки здоровой семьи:

— наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;

— отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

— удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными;

— единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

— здоровый семейный образ жизни.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Сухогузова И.Г. выделяет типы неблагополучных семей по типу воспитательных ошибок:

— семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», что «мы сами такими же были». Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка;

— семьи с позицией круговой обороны воспитания, строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию;

— семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что он растет «бандитом» и т.п. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, вызывает озлобление по отношению к взрослым, родителям;

— семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения;

— семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родителям присуще злоупотребление физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – жестокая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных;

— семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову»;

— семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания. Данный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери;

— семьи с воспитанием по типу «кумир семьи». Данное отношение часто возникает по отношению к поздним детям, когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, в результате у него формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители;

— семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей.

К семьям со скрытыми формами семейного неблагополучия относятся следующие: семьи, ориентированные на успех ребенка; псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи.

Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать.

Подобная форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.

Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретные формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи.

Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет.

Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, для него является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма.

Мнимое сотрудничество. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи (чаще жена), после длительного периода занятий только домашними делами, решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы.

В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам.

Специалистом СППС школы было проведено анкетирование среди учащихся 2-х классов (в 2-х случайно выбранных классах). Целью данного анкетирования было определить, насколько учащиеся удовлетворены психологическим климатом в своей семье. Методика предназначена для изучения общего фона переживаний ребенка, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье. Ниже мы приводим результаты анкетирования.

2

Расшифровка в случае, если тревожность повышена (по шкалам):

Искренне надеемся, что наша лекция была вам полезна. Предлагаем вам пройти простой тест (для себя), данные теста отправлять не нужно. Задача теста определить, придерживаетесь ли вы правильных принципов в воспитании ваших детей.

Источник

s8431 1378273045 1Есть ряд особенностей, присущих благополучным семьям. Самые разные (иногда весьма нездоровые и очень проблемные) дети в этих семьях нормально социализируются, и никогда или почти никогда не проявляют значимых асоциальных расстройств.

Что же это за особенности? Попробуем выделить и проанализировать их.

Безусловное принятие личности ребенка

Во-первых, в этих семьях уважают и безусловно принимают личность ребенка. Хочется подчеркнуть, принимают именно личность в целом. И речь здесь вовсе не идет о том, что этой самой личности все позволено. Поступки ребенка и его отдельные качества не приветствуются и при необходимости жестоко осуждаются. Причем дифференциация иногда идет очень тонкая.

Например, в одной из моих знакомых семей двенадцатилетний мальчик, болезненный и физически слабый, но очень интеллектуально развитый, никогда не имел особо тесных отношений со сверстниками. При этом у него были хорошие и очень доверительные отношения с некоторыми ребятами постарше его, с которыми он вместе занимался в компьютерном клубе и менялся лазерными дисками с играми и музыкой. Мальчик высоко ценил эти отношения, и его старшие друзья тоже, так как Дружок (такова была кличка мальчика) всегда готов был выслушать, умел хранить секреты и иногда мог дать неожиданный, но полезный совет. Отношения с родителями у Дружка были ровные и сдержанные. Мать очень переживала слабость его здоровья и боялась за его жизнь (в раннем детстве мальчика ситуация несколько раз становилась критической), но скрывала от сына свои чувства, не желая травмировать его, отец же считал теперешнее здоровье вполне нормальным, уважал его за сильный интеллект и держался с сыном практически на равных.

Однажды в этой семье единовременно исчезла довольно значительная сумма денег. Деньги в этом доме никогда не прятали, и сначала родители полагали, что произошло какое-то недоразумение. Но потом, уточнив детали между собой, поняли, что деньги, отложенные на летнюю поездку в Прибалтику, взял сын.

Родители стали строить различные гипотезы. Никаких новых дорогих вещей у Дружка в ближайшее время не появлялось, тем более что раньше он всегда сообщал о своих нуждах (так было заведено в этой семье). В ближайшие дни он никуда не ездил, да вообще редко выходил из дома. Его собственные потребности были весьма невелики и ограничивались книгами и компьютерными принадлежностями (которые всегда покупались вместе с папой). В конце концов, подозрение пало на старших друзей Дружка. Потребности подростков почти всегда больше их возможностей, они и могли подбить младшего приятеля на кражу. Но как же они его уговорили? Может быть, чем-то запугали?

Поговорить с мальчиком вызвался отец. Дружок почти сразу признался в том, что деньги взял он, но причину, по которой он это сделал, назвать категорически отказался. На что он истратил деньги, тоже оставалось непонятным. Все это еще более укрепило родителей в их подозрениях. «Давить» на Дружка было явно бесполезно, так как он с детства был стоек и упрям. Посовещавшись, родители сообщили сыну свой вердикт:

— Так как ты отказываешься объяснить, что именно стало с деньгами, надо полагать, что ты истратил их не на себя. Ты отказываешься также назвать имя человека, который, по-видимому, склонил тебя на этот бесчестный поступок. Поэтому мы вынуждены подозревать сразу всех твоих друзей. Это очень неприятно для нас, однако сумма, которую ты украл, столь велика и значительна для бюджета нашей семьи, что мы решили принять самые серьезные меры для того, чтобы это не повторилось. Поэтому отныне мы «отказываем от дома» всем твоим друзьям и требуем, чтобы ваши отношения ограничивались только общением в клубе. Среди них, скорее всего, только один нечестный человек, но из-за того, что ты молчишь, мы не можем поступить более разумно и справедливо. Если ты изменишь свою позицию, мы готовы пересмотреть свою.

— Для одного из моих одноклассников. Я все равно не скажу вам его фамилию, но скажу, что деньги были ему нужны вовсе не на то, чтобы развлекаться или что-то покупать. Он попал в дурацкую историю, ему угрожали, и если бы он не отдал их…

— Почему ты не сказал об этой ситуации мне или маме? Наверняка можно было бы что-то придумать. И почему деньги были украдены из нашего дома? Ты считаешь это разумным, помогать кому-то, воруя деньги из собственного дома?

— Нет, я так не считаю. Но у него в доме ничего нет, у него одна мать, она работает уборщицей в универсаме… А вам я не сказал потому, что вы бы пошли в школу, в милицию… А его предупреждали…

— Ты уверен, что теперь, после кражи и отдачи денег, ситуация разрешилась?

— Тебе нужны рабы? Это для нас новость…

— Мне не нужны рабы! Но он так сказал, и… я не знаю, что с этим делать…

— Потому что тебе кажется, что в этой ситуации речь шла не об отдыхе, а о жизни и здоровье. Так?

— Ну что ж. Я склонен полагать, что тебя, Дружок, слегка надули. И нас заодно с тобой. Ты верный и честный, хотя и очень наивный еще человек, и я рад, что мне не пришлось в тебе разочаровываться. Но ты необыкновенно погано поступил со мной и мамой. Два дня мы жили в одном доме с вором, и наш отпуск, скорее всего, безвозвратно испорчен. Можно ли считать это уроком?

— Да, папа. Да, мама. Я должен был сказать вам.

— Другие люди доверяют тебе, почему же ты сам не умеешь доверять? Это странно.

Уважение к выбору друзей

Второй особенностью благополучных в рассматриваемом отношении семей является то, что в них никто не пытается напрямую отговорить ребенка от каких бы то ни было коммуникаций, или дискредитировать какие бы то ни было взаимоотношения. Ребенку в такой семье никогда не говорят: «Не дружи с Васей! Он дурак (или «из плохой семьи», или «тебе не пара», или «плохо на тебя влияет»)!» Ребенок, а особенно подросток склонен в таких случаях поступать наперекор и уделять особое внимание именно отношениям с Васей.

Если отношения с Васей вас действительно не устраивают, то в первую очередь отнеситесь к ним получше и повнимательней. Доброжелательно и заинтересованно поговорите с ребенком о Васе, о его достоинствах, пристрастиях и увлечениях, о его чертах характера. Постарайтесь понять, что именно привлекает в Васе вашего ребенка. Если это возможно, постарайтесь познакомиться с Васей поближе. Пусть он побывает у вас в доме. Поговорите с ним о семье, о школе, о чем-то, что ему интересно. Сами расскажите пару историй и понаблюдайте Васину реакцию. Понаблюдайте за взаимоотношениями Васи и вашего ребенка. Кто здесь лидер, кто ведомый? Что каждый вносит в эту дружбу? Кто что ждет от другого? Вполне возможно, что в процессе этого исследования вы полюбите Васю или, по крайней мере, вполне примиритесь с ним и его дружбой с вашим сыном (или дочерью). Но если предпринятое исследование только углубило вашу тревогу или подтвердило худшие ваши опасения… Что же делать тогда?

Тогда ищите ту щель в характере вашего ребенка, в которой укрепились корни столь неконструктивных отношений. Неудовлетворенное тщеславие? Трусость? Отсутствие интересов? Низкая самооценка? Что-то другое? Найдя ответ, немедленно начинайте работать именно с этим недостатком. «Работать» с Васей бесполезно. Даже если вам удастся его «отпугнуть», то через месяц-другой появится Петя или Сережа, которые вам будут нравиться ничуть не больше.

Среди моих клиентов был мальчик Витя, который начиная с детского сада выбирал себе в друзья самых «отпетых» детей сначала группы, а потом класса и школы. Родители, милые и тихие интеллигентные люди, просто не знали, что с этим делать, и видели причину такого положения в неврологическом нездоровье мальчика (врачи поставили Вите диагноз «гиперкинетическое расстройство»). Из-за своих друзей Витя (сам по себе мальчик легкий, незлобивый и простодушный) постоянно попадал в какие-то опасные, а позже – социально недопустимые ситуации. Последний случай – кража химреактивов из кабинета химии (через окно, с хождением по карнизу на высоте третьего этажа и спуском по веревке, привязанной к водосточной трубе) – переполнил чашу терпения учителей и родителей. Витю привели ко мне.

На приеме родители рассказали, что за много лет перепробовали абсолютно все способы, чтобы отвадить Витю от «нежелательных» знакомств. Ругали, запрещали, пытались «приручить» диковатых отпрысков дворовых алкоголиков и одно время устроили в доме что-то вроде клуба (в результате не досчитались многих мелочей, а в завершение из дома исчез плейер). Пытались доказать Вите бесперспективность таких отношений, демонстрировали круг своих друзей. Витя заявил, что через полчаса сдох бы с ними от скуки, чем очень обидел родителей, весьма привязанных к своей референтной группе. По совету невропатолога пытались занять Витю спортом, он с воодушевлением начинал, но ему быстро становилось скучно и он бросал.

После рассказа родителей мы долго беседовали, пытаясь определить, что же именно привлекает Витю в его неблагополучных друзьях- товарищах. Родители понимали, что дальше тянуть нельзя, и старались вовсю. Проблема требовала неотложного решения, так как уже балансировала на грани криминала.

Расчет оказался верным. Витя не на шутку увлекся скаутингом, в котором счастливо сочеталось все, что он искал в «дурных» дворовых компаниях. Скаутинг перевесил, так как давал организацию, руководство и осмысленность происходящему. (И здесь нам с родителями Вити очень повезло, так как полукриминальная деятельность дворовых компаний, в которых ошивался Витя, еще не давала значимой для мальчика материальной выгоды. Если бы это было не так, наша задача здорово усложнилась бы.) Недавно я видела Витю в поликлинике. Он вырос, сделал карьеру, и уже командир скаутской бригады. Собирается расти дальше.

Крепкий тыл

Третьей особенностью рассматриваемых нами благополучных семей является то, что они – тот самый «крепкий тыл», который так необходим в жизни любому человеку, а ребенку в особенности. В таких семьях ребенок всегда может рассчитывать на поддержку и защиту. Это не баловство и не всепрощение – это именно поддержка в трудную минуту, одобрение в минуту слабости и раздумий, толчок в момент сомнений, и солидарность со здоровой частью личности, когда теневая часть (а она есть у каждого из нас) готова взбунтоваться и выйти из повиновения.

В одной из семей, с которыми я работала, старший ребенок имел очень низкие учебные способности, плохо учился в школе, был замкнут и физически субтилен, а потому – тяжело сходился с детьми. При этом, к моему удивлению, у мальчика была вполне адекватная самооценка, развитое чувство собственного достоинства и никаких патологий характера. По-настоящему хорошие отношения складывались у него лишь с младшим братом и его друзьями. Он мог часами возиться с ними, изобретал различные игры и занятия, разнимал дерущихся, улаживал ссоры, выступал арбитром в конфликтах. Когда я была у них дома, меня по-настоящему поразила одна вещь: над кроватью у родителей висел список, в котором было написано буквально следующее:
честен,
порядочен,
всегда готов помочь,
добр,
справедлив,
ответственный,
любит детей и животных.

— Что это такое? – с удивлением спросила я.

— Гм… да… это прекрасно, но почему он здесь висит? – На самом деле мне хотелось спросить, где висит список достоинств младшего сына, но я как-то не сумела сформулировать вопрос.

— Понимаете, мне и мужу в школе все время говорили про Мишу всякие гадости. Ну, что он глупый, неспособный, невнимательный, угрюмый, ни на что не реагирует и все такое… Мы, конечно, знаем, какой наш ребенок на самом деле. Но вот мы стали боятся, что как-нибудь нечаянно это забудем и станем как бы заодно с учителями. И тогда Мише будет совсем негде отдыхать. И он совсем ничего не сможет и станет действительно хуже. И виноваты в это будем мы. Понимаете?

Я понимала. И как мне хотелось, что бы все родители это понимали! И не только понимали, но и делали. «Дом поросенка должен быть крепостью!» А в крепости всегда должен быть горящий камин, горячий чай и ласковое слово…

Источник

  • Что такое свидетельство о рождении с юридической точки зрения
  • Что такое свидетельство о рождении ребенка
  • Что такое санитарно эпидемиологическое благополучие
  • Что такое санитарно эпидемиологическое благополучие населения
  • Что такое рок судьбы по дате рождения

  • Справочник номеров и подарков