Обзор флагманского смартфона Samsung Galaxy S10+
Оглавление
Смартфон Samsung Galaxy S10+ не стал революционным: все реализованные в нем технологии уже знакомы нам и опробованы «на людях». Корейский гигант просто собрал в своем очередном флагмане топовые технические решения, приправил их фирменным стилем и преподнес рынку практически эталонный смартфон, очень дорогой, но почти без изъянов.
Основные характеристики Samsung Galaxy S10+ (модель SM-G975F)
Внешний вид и удобство использования
Samsung Galaxy S10+ стал, быть может, немного ближе к смартфонам Galaxy Note с их более прямоугольными формами, нежели к своим прошлогодним родственникам из отряда S9. А так в целом это все тот же симпатичный стеклянный смартфон с металлической рамкой сложной формы, сужающейся по бокам и расширяющейся на верхнем и нижнем торцах.
Рамка хоть и отполирована до блеска, но в руках совершенно не скользит, тут Samsung можно только похвалить. Недавно вышедший флагман Xiaomi Mi 9, например, очень похож по конструкции корпуса, но из рук выскальзывает, словно кусок мыла.
Здесь же настолько хорошо продумано сочетание габаритов, массы и материалов, что смартфон и надежно удерживается в руках, и не слишком тяжел для карманов, и стильно смотрится. Качественное олеофобное покрытие обеих стеклянных панелей позволяет подолгу сохранять смартфон в презентабельном виде. Одним словом, претензий к дизайну нет никаких.
К тому же, сканер отпечатков наконец убрали с задней стенки, где ему никак не могли найти место так, чтобы не залапывалась камера. Теперь камерам ничто не грозит, хотя их центральное расположение само по себе располагает к перекрыванию пальцем во время съемки. В общем, в погоне за «непохожестью на айфон» корейцам явно приходится жертвовать эргономикой.
Выреза-«челки» на передней панели нет, но и достаточно толстой рамки вокруг экрана, чтобы там можно было уместить фронтальные камеры, у смартфона тоже нет. В итоге блок камер установлен прямо в дисплее, для него прорезано продолговатое отверстие. Называется этот дизайн Infinity-O, где «О» — вырез под фронтальную камеру. Сразу вспоминается советская киноклассика: «Почему «Ы»? — Чтобы никто не догадался!» Дело в том, что младшие модели нового семейства (S10 и S10e) имеют спереди лишь одну камеру, так что под них в экране действительно прорезается круглое отверстие, вполне соответствующее по виду букве «О».
Несмотря на все эти ухищрения, экран не является, строго говоря, безрамочным, рамка тут есть, причем несимметричная: верхний сегмент получился даже более узким, чем нижний. На практике это не слишком раздражает, да и опускать виртуальную клавиатуру очень низко неудобно. Углы экрана сильно закруглены, так что цифры диагонали дисплея, приводимые в спецификациях, на несколько миллиметров (0,1”-0,2”) превышают реальное диагональное расстояние между краями экрана.
С боковыми аппаратными кнопками тут перемудрили. Сами клавиши крупные, с хорошим ходом, к этому претензий нет.
Но ради установки третьей кнопки, для вызова помощника Bixby, противолежащую клавишу питания пришлось задрать так высоко, что до нее не достает палец.
Теперь каждый раз для ее нажатия приходится сдвигать руку по корпусу, это совершенно неудобно. Ни один человек не держит столь длинный смартфон ни в правой, ни в левой руке так, чтобы палец доставал до этой кнопки питания — она приблизительно на два сантиметра выше, чем нужно. Ну, разве что звездам NBA будет впору.
Лоток для двух карточек Nano-SIM гибридный, для установки карты памяти придется жертвовать одной из них. Поддерживается горячая замена карточек. В новом сезоне производители вдруг подхватили новую моду: врезать разъем не сбоку, а в верхнем торце. Ничем это, вроде бы, не обусловлено, но вот так.
В нижнем торце есть решетка, прикрывающая динамик, а также разъем USB Type-C посередине и 3,5-миллиметровый выход на наушники. Стоит ли упоминать, что все разъемы опять не отцентрованы относительно продольной оси? Почему о таком «фэншуе» всегда заботится только Apple, а остальные просто плюют на столь очевидные вещи? Ну некрасиво же!
Смартфон защищен от воды и пыли по самому высокому стандарту защиты IP68, то есть не боится погружения в пресную воду на глубину 1,5 м на 30 минут. Впрочем, Samsung все равно предупреждает, что «Урон от воды или пыли не подлежит гарантии».
Samsung Galaxy S10+ предлагается в нескольких цветовых вариантах: белом («Перламутр»), черном («Оникс») и зеленом («Аквамарин»). Также есть премиальные и гораздо более дорогие модификации в керамическом корпусе белого и черного цвета. Они, кстати, потяжелее: 195 г.
Согласно последним сводкам, именно перламутровый S10+ покупают больше всего. Трудно говорить за всех, но хуавеевские «блестяшки» с градиентными розово-голубыми переходами явно подходят не каждому, а тут все действительно стильно, строго, дорого — в общем, посерьезнее, и это хорошо.
Экран
Samsung Galaxy S10+ оснащен AMOLED-дисплеем (Dynamic AMOLED) с диагональю 6,4 дюйма и разрешением 3040×1440. Дисплей прикрыт 3D-стеклом Gorilla Glass 6, загнутым с двух боковых сторон. Физические размеры экрана составляют 70×148 мм, соотношение сторон — 19:9, плотность точек — 522 ppi. Рамка вокруг экрана имеет ширину по бокам менее 2 мм, снизу — 5 мм, сверху — 4 мм.
Подробную экспертизу с использованием измерительных приборов провел редактор разделов «Мониторы» и «Проекторы и ТВ» Алексей Кудрявцев. Приводим его экспертное мнение об экране исследуемого образца.
Лицевая поверхность экрана выполнена в виде стеклянной пластины с зеркально-гладкой поверхностью, устойчивой к появлению царапин. Судя по отражению объектов, антибликовые свойства экрана лучше, чем у экрана Google Nexus 7 (2013) (далее просто Nexus 7). Для наглядности приведем фотографию, на которой в выключенных экранах отражается белая поверхность (слева — Nexus 7, справа — Samsung Galaxy S10+, далее их можно различать по размеру):
Экран у Samsung Galaxy S10+ заметно темнее (яркость по фотографиям 109 против 120 у Nexus 7) и не имеет выраженного оттенка. Двоение отраженных объектов в экране Samsung Galaxy S10+ очень слабое, это свидетельствует о том, что между слоями экрана нет воздушного промежутка. За счет меньшего числа границ (типа стекло/воздух) с сильно различающимися коэффициентами преломления экраны без воздушного промежутка лучше смотрятся в условиях интенсивной внешней засветки, но вот их ремонт в случае потрескавшегося внешнего стекла обходится гораздо дороже, так как менять приходится экран целиком. На внешней поверхности экрана Samsung Galaxy S10+ есть специальное олеофобное (жироотталкивающее) покрытие (очень эффективное, гораздо лучше, чем у Nexus 7), поэтому следы от пальцев удаляются существенно легче, а появляются с меньшей скоростью, чем в случае обычного стекла.
При выводе белого поля во весь экран и при ручном управлении яркостью ее максимальное значение составило всего 335 кд/м² в обычных условиях, но на очень ярком свету оно повышается до 715 кд/м². Также нужно учитывать тот факт, что в данном случае чем меньше площадь белого на экране, тем он светлее, то есть фактическая максимальная яркость белых участков почти всегда будет выше указанного значения. В итоге читаемость экрана днем на солнце должна быть на отличном уровне. Минимальное значение — 1,5 кд/м², то есть пониженный уровень яркости без проблем позволяет использовать устройство даже в полной темноте. Работает автоматическая регулировка яркости по датчику освещенности (он расположен под плоскостью экрана левее и ниже отверстия под фронтальную камеру, увидеть сам датчик практически невозможно). Работа этой функции зависит от положения ползунка регулировки яркости, им пользователь может попытаться выставить желаемый уровень яркости в текущих условиях. Если оставить все по умолчанию, то в полной темноте функция автояркости уменьшает яркость до 30-40 кд/м² (нормально), в условиях освещенного искусственным светом офиса (примерно 550 лк) устанавливает на 130 кд/м² (сойдет), в очень ярком окружении (соответствует освещению ясным днем вне помещения, но без прямого солнечного света — 20000 лк или немного больше) повышает до 530 кд/м² (достаточно), а условно под прямыми солнечными лучами — до 715 кд/м². Результат нас устроил, но для эксперимента мы чуть уменьшили яркость в полной темноте, получив для этих условий 10 кд/м² (что и требовалось), а для офиса — 60 кд/м² (темновато). На второй итерации мы увеличили яркость уже в условиях офиса, и получили для темноты 30 кд/м² (вернулись к тому, что было), а для офиса — 200 кд/м² (нормально). На третьей итерации снова уменьшили яркость в темноте, получив 5 и 40 кд/м² — в офисе опять слишком темно. Получается, что, в принципе, функция автоподстройки яркости работает адекватно, но возможности ее настройки под индивидуальные требования очень ограничены. На любом уровне яркости присутствует значимая модуляция с частотой примерно 60 или 240 Гц. На рисунке ниже приведены зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) для нескольких значений настройки яркости:
Видно, что на максимальной (как «100%++» мы обозначили режим с дополнительной засветкой датчика освещенности ярким светом) и близкой к ней яркости амплитуда модуляции не очень большая, в итоге видимого мерцания нет. Однако при понижении яркости появляется модуляция с большой относительной амплитудой, ее наличие уже можно увидеть в тесте на присутствие стробоскопического эффекта или просто при быстром движении глаз. В зависимости от индивидуальной чувствительности такое мерцание может вызывать повышенную утомляемость. Впрочем, фаза модуляции различается по зонам, поэтому негативный эффект от мерцания снижен.
В этом экране используется матрица AMOLED (Dynamic AMOLED) — активная матрица на органических светодиодах. Полноцветное изображение создается с помощью субпикселей трех цветов — красного (R), зеленого (G) и синего (B), но красных и синих субпикселей в два раза меньше, что можно обозначить как RGBG. Это подтверждается фрагментом микрофотографии:
Для сравнения можно ознакомиться с галереей микрофотографий экранов, используемых в мобильной технике.
На фрагменте выше можно насчитать 4 зеленых субпикселя, 2 красных (4 половинки) и 2 синих (1 целый и 4 четвертушки), при этом, повторяя эти фрагменты, можно выложить весь экран без разрывов и перехлеста. Для таких матриц компания Samsung ввела наименование PenTile RGBG. Разрешение экрана производитель считает по зеленым субпикселям, по двум другим оно будет в два раза ниже. Присутствуют некоторая неровность контрастных границ и другие артефакты, но из-за очень высокого разрешения они лишь минимально сказываются на качестве изображения.
Экран характеризуется великолепными углами обзора. Правда, белый цвет при отклонении даже на небольшие углы приобретает поочередно легкий сине-зеленый или розоватый оттенок, но черный цвет остается просто черным под любыми углами. Он настолько черный, что параметр контрастности в данном случае неприменим. Для сравнения приведем фотографии, на которых на экраны Samsung Galaxy S10+ (профиль Насыщенные цвета) и второго участника сравнения выведены одинаковые изображения, при этом яркость экранов по белому полю изначально установлена примерно на 200 кд/м², а цветовой баланс на фотоаппарате принудительно переключен на 6500 К.
Отметим хорошую равномерность яркости и цветового тона белого поля (за исключением едва видимого затемнения и изменения оттенка к загнутым краям).
И тестовая картинка (профиль Естественные цвета):
Цветопередача хорошая, цвета в меру насыщенные, цветовой баланс у экранов немного различается. Напомним, что фотография не может служить надежным источником сведений о качестве цветопередачи и приводится только для условной наглядной иллюстрации. В частности, выраженный красноватый оттенок белого и серого полей, присутствующий на фотографиях экрана Samsung Galaxy S10+, при перпендикулярном взгляде визуально отсутствует, что подтверждается аппаратными тестами с помощью спектрофотометра. Причина в том, что спектральная чувствительность матрицы фотоаппарата неточно совпадает с этой характеристикой человеческого зрения. Заметим, что в данном случае картинка занимает в высоту (при ландшафтной ориентации экрана) всю доступную для вывода изображения область и заходит на загнутые края экрана, что приводит к легкому затемнению и искажению цвета. Также на свету эти области почти всегда бликуют, что еще больше мешает при просмотре изображений, выведенных на весь экран. И даже картинка фильмов с соотношением сторон 16:9 заходит на загибы, что мешает при просмотре кино.
Фотография выше получена после выбора профиля Естественные цвета в настройках экрана, всего их два:
Это прогресс! Компания Samsung перестала путать пользователя кучей профилей со странными названиями и оставила два, названия которых соответствуют их особенностям. Теперь любому ясно, что первым делом стоит включить профиль Естественные цвета и забыть про существование второго. Все же посмотрим, что будет, если выбрать профиль Насыщенные цвета:
Насыщенность сильно увеличена, выглядит ужасно.
Теперь под углом примерно 45 градусов к плоскости и к стороне экрана (профиль Насыщенные цвета).
Яркость под углом у обоих экранов заметно уменьшилась (чтобы избежать сильного затемнения, выдержка увеличена в сравнении с предыдущими фотографиями), но в случае Samsung падение яркости выражено гораздо меньше. В итоге при формально одинаковой яркости экран Samsung Galaxy S10+ визуально выглядит гораздо более ярким (в сравнении с ЖК-экранами), так как на экран мобильного устройства часто приходится смотреть как минимум под небольшим углом.
И тестовая картинка:
Видно, что цвета не сильно изменились у обоих экранов и яркость у смартфона Samsung под углом заметно выше. Переключение состояния элементов матрицы выполняется практически мгновенно, но на фронте включения может присутствовать ступенька шириной примерно 17 мс (что соответствует частоте обновления экрана в 60 Гц). Например, так выглядит зависимость яркости от времени при переходе от черного к белому и обратно:
В некоторых условиях наличие такой ступеньки может приводить (и приводит) к шлейфам, тянущимся за движущимися объектами. Впрочем, динамичные сцены в фильмах на экранах OLED все равно отличаются высокой четкостью и даже некоторой «дерганностью» движений. На графике выше видно, как через несколько десятков миллисекунд начинает снижаться яркость при выводе белого во весь экран.
Построенная по 32 точкам с равным интервалом по численному значению оттенка серого гамма-кривая показала, что существенного завала нет ни в светах, ни в тенях. Показатель аппроксимирующей степенной функции равен 2,06, что немного меньше стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая немного отклоняется от степенной зависимости:
Напомним, что в случае OLED-экранов яркость фрагментов изображения динамично меняется в соответствии с характером выводимого изображения — уменьшается для светлых в целом изображений. В итоге полученная зависимость яркости от оттенка (гамма-кривая), скорее всего, немного не соответствует гамма-кривой статичного изображения, так как измерения проводились при последовательном выводе оттенков серого почти на весь экран.
Цветовой охват в случае профиля Насыщенные цвета очень широкий — шире, чем DCI-P3:
При выборе профиля Естественные цвета охват сжимается до границ sRGB:
Без коррекции (профиль Насыщенные цвета) спектры компонент очень хорошо разделены:
В случае профиля Естественные цвета компоненты цветов уже заметно подмешиваются друг к другу:
Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом (без соответствующей коррекции) цвета́ обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Отсюда и рекомендация: в большинстве случаев смотреть кино, фотографии и все естественное лучше при выборе профиля Естественные цвета, и только если фотография или видеоматериал сделаны с охватом DCI, принятым в цифровом кинематографе, имеет смысл переключить профиль на Насыщенные цвета.
Баланс оттенков на шкале серого приемлемый. Цветовая температура, особенно после выбора профиля Естественные цвета близка к 6500 К, при этом на значимом участке шкалы серого этот параметр изменяется не очень сильно, что улучшает визуальное восприятие баланса цветов. Отклонение от спектра абсолютно черного тела (ΔE) на большей части шкалы серого остается ниже 10 единиц, что для потребительского устройства считается хорошим показателем (но разброс все же великоват):
(Самые темные области шкалы серого в большинстве случаев можно не учитывать, так как там баланс цветов не имеет большого значения, да и погрешность измерений цветовых характеристик на низкой яркости большая.)
Почему-то только при выборе профиля Насыщенные цвета появляется возможность настройки цветового баланса регулировкой цветовой температуры и тремя регулировками интенсивности основных цветов, но из-за слишком широкого цветового охвата как раз в этом профиле нет смысла исправлять именно баланс.
Есть модная функция Фильтр синего света, для которой в настройках даже приведено белее-менее корректное описание (в меню уровня выше написана ерунда про «снижение напряжения», ну да ладно):
Почему такая коррекция может быть полезной, рассказано в статье про iPad Pro 9,7”. В любом случае, при развлечении с планшетом или смартфоном на ночь глядя лучше снизить яркость экрана до минимального, но еще комфортного уровня. Желтить экран настройкой Фильтр синего света нет никакого смысла.
Подведем итоги. Экран имеет очень высокую максимальную яркость и обладает отличными антибликовыми свойствами, поэтому устройством без особых проблем можно пользоваться вне помещения даже летним солнечным днем. В полной темноте яркость можно понизить до комфортного значения. Допустимо использовать режим с автоматической подстройкой яркости, работающий адекватно, но имеющий ограниченные возможности по настройке. К достоинствам экрана нужно отнести эффективное олеофобное покрытие, а также близкий к sRGB цветовой охват (при выборе правильного профиля) и приемлемый цветовой баланс. Заодно напомним про общие достоинства OLED-экранов: истинный черный цвет (если в экране ничего не отражается), заметно меньшее, чем у ЖК, падение яркости изображения при взгляде под углом. К недостаткам можно отнести модуляцию яркости экрана. У пользователей, особо чувствительных к мерцанию, из-за этого может возникать повышенная утомляемость. Тем не менее, в целом качество экрана очень высокое. Отдельно отметим, что с точки зрения качества изображения, от загнутых краев только вред, так как эта дизайнерская находка вносит искажения цветового тона и уменьшает яркость на краях картинки, а в условиях внешней освещенности приводит к неизбежным бликам как минимум вдоль одной длинной стороны экрана. Сложно приветствовать и скругленные углы, и отверстия там, где должна выводиться информация, но все это дань следования современным тенденциям.
Камера
Фронтальная камера двойная. Основной модуль с матрицей на 10 Мп и технологией Dual Pixel имеет широкоугольный объектив (80°) с диафрагмой f/1,9 и автофокусировку. Второй модуль (8 Мп, f/1,9) используется для анализа глубины резкости сцены. Сочетание двух камер позволяет снимать панорамные селфи, а также программно размывать фон с умопомрачительными эффектами. Есть возможность делать широкоугольные снимки для групповых селфи.
Основной объект вырезается вполне адекватно, снимки четкие, светлые, резкие, динамический диапазон широкий, и светлые, и темные участки прорабатываются в полной мере. В общем, камера просто превосходная, это с гарантией одна из лучших мобильных селфи-камер современности, большинство смартфонов не имеют ничего похожего даже в качестве основной, тыльной камеры.
Тыльная камера состоит из трех модулей. Один имеет сенсор 12 Мп и телеобъектив (45°) с диафрагмой f/2,4, он снабжен PDAF-автофокусом и оптической стабилизацией изображения, обеспечивает двойной оптический зум. Основной (де-факто широкоугольный) модуль тоже имеет сенсор 12 Мп, его объектив (77°) имеет двойную апертуру f/1,5 или f/2,4, также имеет OIS и снабжен DualPixel-автофокусом. Третий модуль, с ультрашироким углом обзора (123°) имеет объектив с диафрагмой f/2,2, фиксированный фокус и сенсор на 16 Мп.
Вспышка максимально яркая. Есть поддержка ИИ, который распознает до 30 различных сцен, управляя настройками, эту оптимизацию можно отключить. Также имеется ручной режим с возможностью сохранения снимков в RAW и режим портретного размытия фона, называемый «живой фокус».
Для переключения между тремя камерами на экране видоискателя есть виртуальный переключатель — трехпозиционный ползунок с наглядными и понятными пиктограммами (широкий угол — нормальный — телеобъектив). «Главным» в этой тройке, безусловно, должен считаться модуль со средним фокусным расстоянием, у него и сенсор больше (размер пикселя — 1,4 мкм против 1,0 мкм у двух других модулей). Однако снимки имеют специфическую неодинаковую обработку, из-за чего кадры, снятые на «центральный» модуль иногда в деталях выглядят хуже, чем кадры с телемодуля.