Возникновение импрессионизма: как рождалось впечатление
Импрессионисты отказались от Салона и устроили свою первую отдельную выставку в 1874 году. Их стиль, вызвавший бурную реакцию общества, формировался постепенно.
Художники-импрессионисты: в чем особенности их стиля?
Цель художника-импрессиониста — не изображение самой действительности, в своей работе он передает собственное впечатление от того, что видит, атмосферу происходящего в определенный момент. Он всегда обращает внимание на игру света и движение воздуха, отказывается от чёрного и белого цветов, ведь в реальности они никогда не встречаются в чистом виде. Для импрессионистов было важно писать свои полотна с натуры, на открытом воздухе. Они использовали короткие отдельные мазки, что придавало их картинам вибрацию и движение.
Название течения родилось благодаря попытке журналиста Луи Леруа иронизировать над стилем импрессионистов в своём фельетоне в газете «Le Charivari». Поводом употребить это слово стала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от фр. «Impression, soleil levant»). Постепенно пренебрежение Леруа забыли, и слово «импрессионизм» превратилось в термин, точно передающий суть творчества его представителей.
Черты импрессионизма: от Веласкеса до Делакруа и Коро
Посетители выставки 1874 года восприняли стиль импрессионистов как революцию, но на самом деле его возникновение вовсе не было резким. Черты этого течения встречаются еще у Эль Греко и Диего Веласкеса в XVI-XVII веках: они пытались передать освещение в определенный момент и изобразить движение с помощью пробелов между мазками. Тем не менее, они любили использовать открытый чёрный цвет. В одно время с Веласкесом творил Питер Пауль Рубенс, тонко передававший свет и тень. Чистого чёрного цвета на его полотнах нет.
Однако гораздо более сильно на импрессионистов повлияли художники XIX века. Здесь стоит говорить о вкладе представителей барбизонской школы, особенно Шарля-Франсуа Добиньи, и близких к ней художников: Камиля Коро, Гюстава Курбе и Эжена Будена. Черты импрессионизма в их работах появились примерно в середине века. Барбизонскую школу окрестили по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где жили несколько её представителей. В окрестностях деревни работали многие художники (не только из этой школы), создавая свои пейзажи на пленэре.
Барбизонец Добиньи известен лирическими равнинными пейзажами. Ему нравилось изображать воду и небо, ему была важна работа с натуры, и для нее он даже устроил себе плавучую мастерскую, в которой писал, поднимаясь по течению реки Уазы. Добиньи усердно работал со светом и добился больших успехов в воспроизведении изменчивого воздуха, улавливал мельчайшие оттенки цвета.
Много внимания освещению уделял и Коро. Он старался передать его как можно более естественно, перенеся на полотно атмосферу происходящего так, чтобы не потерять материальность предметов. Коро несколько раз мог переписывать один этюд ради того, чтобы свет и оттенки получились наиболее натурально. Для него очень много значила близость человека к природе. В его работах много серых тонов, которые он получал не из чёрного и белого цветов (их он не использовал), а с помощью смешения многих ярких красок. Коро стал любимым живописцем Альфреда Сислея.
Гюстав Курбе, мастер пейзажа, прошел путь от романтизма к реализму. Он никогда не работал на пленэре, но умел изображать открытое пространство с помощью цветовых пятен, а также контраста между яркими красками и затемненными фрагментами. Курбе преподавал и говорил своим ученикам, что они должны изображать то, что видят и чувствуют — это главная идея импрессионизма. Наибольшее влияние он оказал на Эдуарда Мане.
В отличие от Курбе, Эжен Буден не представлял своего творчества без работы на открытом воздухе. Небо и море — его любимые сюжеты. На своих полотнах ему удавалось удивительно точно передавать реальные соотношения цветов. Буден часто рисовал пастели и акварели, а не только писал маслом по холсту. Этот художник был дружен с импрессионистами и принял участие в их первой выставке в 1874 году. Именно привил Клоду Моне любовь к работе на открытом воздухе.
Более того, во время франко-прусской войны 1870−1871 годов Моне, Сислей и Писарро были в Англии, где изучали творчество Констебла, Тёрнера и Крома. Потом импрессионисты вспоминали, что эти великие английские пейзажисты сильно повлияли на их стиль.
Эжен Делакруа создал свои первые акварели с импрессионистским чертами еще в 30-е годы XIX века. Поэтому, если следовать строгой хронологии, о нём стоило бы говорить еще перед упоминанием барбизонской школы. Однако многие исследователи считают Делакруа наиболее близким к импрессионистам среди всех предшественников этого течения, и из-за этого мы описываем его творчество последним. Действительно, уже во времена работы над акварелями 30-х годов этот художник понимал различие между естественным цветом предметов и теми красками, которые им придает освещение. Он, можно сказать, предвосхитил картину Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), написав своё полотно «Море в Дьеппе». Журналист Жюль Лафорг сравнил мазки Делакруа и Моне, заметив, что оба художника передают движение в своих работах вибрирующими мазками.
Мане, Ренуар и другие
Среди самих импрессионистов главную роль в формировании этого стиля сыграл тот человек, который всегда называл себя «независимым» художником, и имя ему Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» шокировали публику еще в 1863 году в Салоне Отверженных, где были выставлены картины, не принятые официальным салоном. Эти две работы Мане можно назвать программными. Он, как и все импрессионисты, имел классическое образование и обучался академической живописи, но в этих двух картинах отошел от её стандартов, и именно это шокировало зрителей. Мане называли сумасшедшим, например, из-за того, что в работе «Завтрак на траве» он изобразил обнаженную даму среди парадно одетых мужчин. «Олимпию» возмущенные зрители несколько раз повреждали. Эти полотна поняли, пожалуй, только Эмиль Золя и Шарль Бодлер. Другая поразительная картина Мане, более ранняя «Музыка в Тюильри», тоже подверглась жесткой критике. Публика не поняла тонкую градацию цвета, назвав её «мешаниной красок», в то время как именно она вместе с обобщением форм создала взаимосвязь изображенных людей и предметов со средой, в которой они находились, и это прекрасно послужило передаче атмосферы схваченного Мане момента. Он писал то, что видел, работая с натуры, придавая огромное значение естественному освещению, выражая своё впечатление от увиденного на холсте, и Мане можно назвать главой течения импрессионистов, пусть он и не хотел связывать себя с их группой.
Пьер Огюст Ренуар достиг необычайного мастерства в жанре портрета. Он прекрасно отражал настроение модели, особенно это касается картин, изображающих женщин и детей. Этот художник больше других импрессионистов заботился о технике своей работы. Он писал то мелкими, плотными мазками, то длинными, полупрозрачными, положенными с пробелами. Часто эти приёмы соседствуют на одном полотне. Его картины запоминаются своей жизнерадостностью. Ренуар очень любил работать на открытом воздухе и творил до последних дней своей жизни, несмотря на сковавший его тело ревматизм, поразивший, в том числе, кисти рук.
Золотым временем импрессионизма в творчестве Клода Моне стали 1870-е годы. Именно он добился наибольшего успеха в передаче изменчивого естественного освещения. Этот мастер работал практически только на пленэре, создавая пейзажи, и с течением времени он всё реже изображал на них людей. Моне одним из первых начал писать серии картин, показывающих одно и то же место, но в разное время суток или года, после смены погоды. Так появились циклы изображений Руанского собора, вокзала Сан-Лазар в Париже, мостов Лондона. Такие серии помогли Моне научиться передавать свежие, яркие, естественные краски и тончайшие нюансы освещения.
Среди импрессионистов-пейзажистов стоит выделить Альфреда Сислея с его целостностью и тонким лиризмом творчества. Он любил изображать гармонию природы, очень большое значение на своих полотнах придавая небу, глубоко разрабатывая его оттенки и освещение: небеса никогда не были для этого мастера только фоном и даже могли служить главным выразителем настроения всего полотна. Постоянно работая на пленэре, художник научился переносить на полотно всю глубину открытого пространства с его струящимся воздухом. С развитием стиля Сислея спокойствие его пейзажей стало сменяться энергичностью, а цвета становились более контрастными.
К сожалению, расцвет импрессионизма не был долгим: громко заявив о себе в 1870-е годы, к началу 1890-х это течение сошло со сцены, уступив место постимпрессионизму, представители которого были заняты поисками нового в искусстве.
Импрессионизм – как художественное течение XIX – XX века
Импрессионизм – направление в живописи XIX – XX века, в котором выразились попытки художников в принципиально новой манере передать сюжет картины через призму собственных ощущений. Несмотря на короткую продолжительность, течение оставило яркий след в мировом изобразительном искусстве.
История возникновения
Происхождением импрессионизм обязан кризису, наступившему в живописи середины XIX века. Несмотря на обилие стилей, изобразительному искусству не хватало свежих веяний и легкости, недоступной классицизму.
Символисты пытались найти новые методы и приемы, позволяющие не только изобразить осязаемый мир, но и дать намек на существование чего-то невидимого за гранью восприятия. Но импрессионизм ушел еще дальше от классики, отступив как от техники изображения, так и от транслируемых идей.
Основателями нового изобразительного жанра принято считать творческую компанию, сложившуюся вокруг Эдуарда Мане, в которой присутствовали Моне, Сезанн, Дега, Базиль, Ренуар, Писсарро, Моризо.
Самые первые картины импрессионистов выставлялись в «Салоне Отверженных». Эта выставка была создана приказом Наполеона III для работ, которые не были приняты Парижским Салоном. Сперва они подвергались резкой критике, но постепенно получили общественное признание и доступ к главной галерее Парижа.
Позже импрессионисты устраивали собственные выставки, всего их было проведено восемь. Идея проведения первой принадлежит Ренуару.
Происхождение названия и критика стиля
В 1872 году в Париже состоялась первая выставка картин нового течения, среди которых была представлена работа Клода Моне «Impression, soleil levant» («Импрессия. Восходящее солнце»).
Картины выставки были разобраны до мельчайших деталей. Осуждению и высмеиванию подвергся стиль живописцев, подразумевающий нечеткую манеру передачи изображения и размытие контуров.
Особенно досталось полотнам Моне, поэтому название именно его картины с пренебрежительным оттенком было использовано для описания всей выставки, но неожиданно для всех, стало именем целого направления в живописи, распространившегося далеко за пределы Франции.
Специфика и характерные черты
Импрессионизм во многом почерпнул свои идеи в Возрождении, но привнес новое, в частности, в видение перспективы. Художники пытались запечатлеть мимолетное ускользающее мгновение, изобразить то, что остается в памяти. В этом наблюдается отличие от романтического символизма, где главным объектом оставалась идея за пределами видимого.
Философский смысл течения
Импрессионисты стремились продемонстрировать значимость субъективного восприятия. Взгляд каждого человека важен и заслуживает внимания, даже если он не вписывается в установленные классические каноны.
Именно поэтому восприятие картин данного периода у зрителей тоже различное. Более того, художники создавали свои творения таким образом, чтобы с каждой точки обзора картина казалась другой.
Техника письма и жанры
Мастера импрессионизма первыми отказались от контурного изображения в пользу коротких мазков, лишь символически очерчивающих границы. Разноцветные мазки должны были создавать игру света и иллюзию движения. Цвет здесь имеет большее значение, чем прорисовка деталей, которой внимание почти не уделялось.
Характерным является совмещение нескольких техник живописи, эффект отражения одними объектами других.
Важным новшеством было изобретение красок в тубе и отказ от палитры для смешивания цветов. Необходимые оттенки получались при смешивании красок непосредственно на холсте. Зачастую новый слой краски наносился на еще не просохший старый.
Для передачи оттенков использовался весь спектр цветов радуги и все тонкости их удачного совмещения.
Чтобы понять, что изображено на картине импрессиониста, часто следует отдалиться на определенное расстояние, поскольку вблизи обилие оттенков сливается в беспорядочную мозаику.
Отсутствие необходимости в палитре и особых приспособлениях делало художника свободным от мастерской, поэтому импрессионисты часто писали на пленэре, запечатлевая всё увиденное. Это несколько объясняет частый выбор жанра пейзажа, в том числе городского.
Не избегали импрессионисты и портретов, зачастую изображая людей на фоне природы или урбанистических объектов. Натюрморты в импрессионизме встречаются, но реже.
Развитие и закат
Импрессионизм достиг своего расцвета в период с 1874 по 1881 гг. Это короткое время, ставшее для него золотым, еще называют «Высоким импрессионизмом». В это время к новому течению было приковано наибольшее внимание, и реакция публики прошла путь от полного неприятия до очарования.
Но с 80-х гг. интерес угасал, чему способствовало редкое проведение выставок. Причины крылись в расколе среди художников. Многие разочаровавшись в новом течении вернулись к более традиционным канонам.
Несмотря на то, что появились новые молодые импрессионисты, им не удалось вывести направление на прежний уровень популярности. Постепенно импрессионизм сменился новыми течениями.
Основные представители
Клод Моне (1840-1926)
Клода Моне нередко называют первым импрессионистом. Это связано с тем, что именно его картина дала название всему направлению. Хронологически это может быть не совсем верно, но неоспоримо, что Моне входил в число первых импрессионистов.
Родился художник в Париже, но жить приходилось в других городах и странах. Юность ему выпало провести в местечке под названием Гавр. Это там он вдохновился морским пейзажем и написал свою знаковую картину, изображающую восход солнца в порту.
С младых лет юноша был увлечен рисованием. Его остроумные карикатуры с успехом продавались в художественной лавке. Там же продавались пейзажи Эжена Будена, живописца, ставшего первым учителем Моне. Именно Буден направил талант юного дарования в сторону импрессионизма.
В последствии, Моне переехал в Париж, где свел дружбу с Ренуаром, Сислеем, Базилем и прочими зачинателями нового изобразительного стиля.
Написанный в 1866 г. Портрет Камиллы Донсье («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье») принес художнику популярность. Через несколько лет Клод Моне женился на Камилле, с тех пор её часто можно встретить в работах мужа.
Для творчества Моне характерно объединение картин в циклы, подчиненные одной теме. Так наиболее известны циклы:
Последние годы своей жизни Моне провел в усадьбе в Живерни. Все это время преобладающей, а позже единственной темой его картин были водяные лилии, которые художник самостоятельно выращивал в своем пруду.
В настоящий момент картины Моне входят в число самых дорогих. Коллекционеры на аукционах отдают за полотна десятки миллионов долларов.
Полюбоваться на оригинальные произведения живописца можно во многих музеях мира. Наиболее широко они представлены во Франции, России, США и Великобритании.
Эдуард Мане (1832-1883)
Эдуард Мане – художник, имеющий высокое, благородное происхождение. Его родители желали сыну карьеру юриста и возражали против обучения несерьезному мастерству живописца. Однако талант мальчика разглядел его дядя Эдмон и поспособствовал дальнейшему его развитию.
Во время обучения в мореходной школе Мане выпала возможность отправиться в плавание и посетить Бразилию. Экзотическая жаркая страна стала мощным источником вдохновения для художника, поездка ознаменовалась появлением множества рисунков, набросков и творческих идей.
С огромным интересом Эдуард Мане посещал также европейские страны, знакомился с искусством мастеров Возрождения.
В поисках своего жанра Мане увлекается идеей изображения обнаженной натуры, но его картину «Завтрак на траве» высмеивают посетители салона и критики.
Картина «Олимпия» с откровенным изображением женского тела вызывает еще большую волну негатива и приводит к скандалу.
В сложный период неприятия и непонимания своего творчества общественностью, художник знакомится с Клодом Моне, Полем Сезанном и Эльдаром Дега, обретая в них друзей и соратников. Они становятся первыми импрессионистами, пока того не осознавая.
Первыми работами, благосклонно принятыми обществом, становятся картины, выставленные в отдельном павильоне на Всемирной выставке в Париже.
Подлинное же признание живописец получает в последние годы своей жизни. В его поздних работах преобладают портреты и натюрморты, которые вызывают восторженные отзывы у бывших противников творчества Мане.
К наиболее известным картинам Эдуарда Мане относятся:
Огюст Ренуар (1841-1919)
Ренуар Родился в многодетной семье портного. У его родителей не было возможности предоставить детям хорошее образование, поэтому с младых лет юноша сам зарабатывал на хлеб. Расписывая фарфор, Ренуару удалось уже в детстве зарабатывать немалые деньги и оказывать существенную помощь отцу.
Мальчик оказался талантлив не только в рисовании. Он обладал прекрасным голосом и пел в церковном хоре. Многие пророчили ему карьеру оперного певца. Но Ренуар предпочел выбрать то занятие, которое приносило ему истинное удовольствие. Его сердце принадлежало живописи.
В самом начале творческого пути художник выбрал для себя портретный жанр, который оставался его любимым на протяжении всей жизни. Ренуар – редкий импрессионист, который почти никогда не работал на пленэре, поскольку не питал страсти к пейзажам.
Его интересовали люди, во всем их многообразии. Интерес к свету и солнечным лучам у живописца проявлялся в наблюдении за отражением их человеческой кожей.
Помимо написания картин с натуры, Ренуар часто воссоздавал образы людей по памяти. Он никогда не писал абстрактных персонажей, всегда это был знакомый или хотя бы раз повстречавшийся художнику человек.
Назвать Ренуара только импрессионистом будет неправильно. Он не придерживался одного стиля и направления. Художник смело использовал самые разные, иногда противоположные, техники живописи. Неизменными оставались лишь сюжеты. Поэтому из восьми выставок импрессионистов работы Ренуара были представлены лишь на четырех.
Ренуара первым из импрессионистов приняла широкая публика, отдавая дань таланту мастера. Любовь к изображению женщин и детей привела к популярности портретов, принадлежащих его перу, у состоятельных граждан.
Огюст Ренуар – один из немногих художников, кто при жизни имел возможность лицезреть свои полотна в музеях, наряду с картинами известных художников Эпохи Возрождения.
Эдгар Дега (1834-1917)
Эльдар Дега родился в семье банкира. Высокое положение отца и отсутствие материальных проблем позволили ему всю жизнь провести в творческом поиске, не думая о хлебе насущном.
Дега начинал учиться на юриста, но со временем понял, что хочет заниматься исключительно живописью.
Изначально вдохновение живописец брал из античных сюжетов, безуспешно пытаясь дать им новую жизнь в современном искусстве. Но сделать более современным то, что давно не актуально, не получилось.
Дальнейшее внимание было направлено на живопись Эпохи Возрождения и попытку найти вдохновение в ней.
В результате, наибольшее количество идей Дега позаимствовал в реальной жизни. Его воодушевляла динамика города: студии, театры, бурлящая общественная жизнь. Не удивительно, что знаменательными сюжетами художника стали портреты танцовщиц в балетных студиях.
Художник видел наибольшую эстетику в движении хрупких фигур, в их подготовке к выступлению, в волнительных эмоциях.
Любовь к грации наблюдается и в обращении живописцем пристального внимания на лошадей. Целая серия картин Дега посвящена скачкам.
К импрессионизму Дега привело знакомство с Эдуардом Мане. Их сблизило критическое отношение к закостеневшим правилам и канонам живописи. Общий взгляд на мир сделал двух талантливых молодых людей друзьями. Теплые отношения между ними сохранились до конца жизни.
В работе Эдгара Дега явно прослеживается перфекционизм, неустанное стремление к доведению творений до совершенства. Любовь к четким контурам ничуть не препятствует иллюзии легкого и плавного движения. Вместе с тем на картинах изображены самые реалистичные сюжеты, часто лишенные лирики.
Художнику удалось прославиться при жизни, его картины с успехом продавались, но не имея большой нужды в деньгах Дега сам был волен диктовать условия продажи.
Камиль Писсарро (1830-1903)
Камиль Писсарро родился в Вест-Индии. Во Францию его семья попала, когда мальчику было 12 лет. После окончания школы он пять лет отработал в лавке отца, но в возрасте 22 лет сбежал и уехал в Венесуэлу, где обучался искусству живописи.
По возвращению во Францию, Писсарро знакомится в Париже с молодыми художниками в лице Моне, Дега и Ренуара. Будучи их старшим товарищем, Писсарро становится их учителем и главным создателем общества «Отверженных». Он же вырабатывает многие классические каноны будущего импрессионизма, которым остается верен до конца жизни (за исключением короткого времени увлечения пуантализмом в 1890 г.).
В живописи Камиля Писсарро преобладают пейзажные сцены. Художника вдохновляет земля и воздух, он играет с интенсивностью света. Погружаясь в импрессионизм, живописец убирает нейтральные и серые тона из своих произведений, добавляя туда светлые оттенки и цветные детали.
Камиля Писсарро многие художники могут назвать своим учителем. Является учителем он и для собственных детей, многие из которых также стали художниками.
Альфред Сислей (1839-1899)
Альфред Сислей происходит из семьи английских торговцев, обосновавшихся во Франции. Участь торговца была уготована и будущему художнику. Однако он нашел в себе силы отказаться от сытой жизни и отправиться на творческие поиски.
Изначально родители смирились с выбором сына и оказывали ему содействие. Но второй этап его жизни прошел в крайней бедности. В результате очередной ссоры отец навсегда лишил сына содержания.
С тех пор художник прилагал максимальные усилия, чтобы построить карьеру на творческом поприще.
Несмотря на то, что Альфред Сислей находился в среде импрессионистов от зарождения и расцвета течения до самого его затухания, присутствуя на всех выставках и не отступая от сформировавшихся канонов, Сислея почти не замечали. Его работы не производили впечатления на публику и не продавались. Только спустя год после смерти художника, его картина «Наводнение в Пор-Марли» (1876) была куплена за ту сумму, которую он не получил за все проданные при жизни картины.
Берта Моризо (1841-1895)
Берта Моризо происходит из семьи французского чиновника. В возрасте десяти лет она с родителями и сестрой переехала в Париж из маленького городка.
Родившись в семье с богатыми культурными традициями, имея среди родственников много творческих деятелей, сестры тоже увлеклись живописью. Несмотря на то, что для девочек обучение искусствам было закрыто, родители поспособствовали тому, чтобы их дочери смогли обучаться у настоящих художников полюбившемуся мастерству.
Работы Берты не раз проходили отбор в Парижском салоне и с успехом там выставлялись.
Со временем Моризо отошла от традиционной барбизонской школы и примкнула к обществу «отверженных». Таким образом она стала единственной женщиной-художником первой выставки импрессионистов.
В творчестве Моризо прослеживаются спокойные женские сюжеты. Это картины изображающие семейные сцены и почти не содержащие пейзажей. Художница любила писать с натуры членов своей семьи: сестру, дочку.
На полотнах преобладают светлые цвета, много белого, часто остальные оттенки накладываются поверх него. Несмотря на использование ограниченной гаммы оттенков, её мастерство с ними играть вызывало восхищение у современников.
Культурное значение импрессионизма в мире
Влияние импрессионизма на мировую культуру неоценимо. Его веяния, пусть и претерпев изменения, коснулись не только живописи разных стран, но и проникли в другие области искусств.
Импрессионизм за пределами Франции
Интеграция культурных течений затрагивала всё прогрессивное общество разных стран и континентов. Не удивительно, что новые направления и идеи довольно быстро распространялись. В каждой местности они претерпевали изменения, но приобретали характерные особенности.
Европа
Искусство остальной Европы не обошлось без влияния импрессионистов. Творческая среда Италии, Испании, Великобритании вступает на путь французских художников.
Получает развитие новое направление и в Скандинавии. Норвежский художник Нильс Кройгер пишет картины, отражающие нордический характер северной Европы, при этом оставаясь в рамках традиций импрессионизма, чем покоряет публику.
Тем не менее ни одной стране не удается повторить короткий, но ощутимый успех импрессионизма во Франции.
Публика США познакомилась с импрессионизмом благодаря выставкам европейских художников. Новое направление переняли для себя американские живописцы, разделявшие эстетику французских мастеров. Многие из них отправились во Францию для обучения у именитых творцов в академиях искусств. Такие поездки спонсировались ассоциацией американских художников, поддерживающей молодые дарования.
Сюжеты американского импрессионизма часто лиричны и пасторальны. На картинах изображают женщин и детей на фоне природы, часто это городские пейзажи, пейзажи с ферм. Импрессионизм, в первую очередь, здесь используется, как способ изображения сюжета, и уже многим позже проявляются его философские смыслы.
Художники: Уильям Мерритт Чейз, Фредерик Чайльд Хассам, Теодор Робинсон, Лила Перри, Мэри Кассат.
Россия
Многие культурные веяния XIX века Россия перенимала из Франции. Не остался в стороне и импрессионизм. Он оказал заметное влияние на творчество Левитана, Коровина, Серова, Рылова, Серебряковой и прочих художников.
В отличие от французской живописи здесь заметно большее внимание сюжету, который отражает национальные особенности. Для картин характерна этюдность, мастера также предпочитали работать на пленэре.
Русский импрессионизм переплетается с реализмом и некоторые картины относят сразу к двум художественным течениям.
Постимпрессионизм
Термин «постимпрессионизм» содержит в себе целую совокупность направлений в изобразительном искусстве XIX века. Объединяет их то, что изначально основные идеи были взяты из классического импрессионизма. Однако теперь художники старались передать не впечатление от увиденного, а состояние происходящего. Важно было запечатлеть природу или людей в том состоянии, в котором они на данный момент пребывают, отметить все характерные черты. Более того, картины выражали и отношение художника к тому, что он изображает.
Постимпрессионизм появился, когда его предшественник еще не ушел из салонов Парижа. Как и все новое, на ранних порах он был принят настороженно. Выход за установленные рамки в поисках новых средств выразительности вызывал неоднозначную реакцию.
Но с течением времени, разные направления постимпрессионизма приобретали своих ценителей.
Одним из основоположников постимпрессионизма считается Поль Сезанн. Не менее известен и одинокий гений – Ван Гог.
Неоимпрессионизм
Неоимпрессионисты заявили о себе уже на последней, восьмой выставке импрессионистов. Их картины отличались от прочих манерой изображения, представляющей собой большое количество разноцветных точек, равномерно покрывающих холст. Каждый мазок строго одного цвета. Складывание целой картины обуславливается эффектом оптической иллюзии, при восприятии картины целиком – цвета сливаются. Такой стиль живописи получил название пуантилизм.
Многие восприняли подобную манеру письма, как пародию на остальные работы. Ведь полотна отличались иной техникой и совершенно непривычным стилем.
Но некоторые импрессионисты, например, Камиль Писсаро, вдохновились новым течением и примкнули к нему.
Также известными представителями течения являются Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Кросс.
Синтетизм радикально отличается от точечной манеры изображения, которой придерживались неоимпрессионисты. Здесь важным было передать собственные ощущения, при этом вызывая эмоциональный отклик у зрителя. Картины писались в упрощенной манере, зачастую объекты изображались схематически. Но все было выполнено в самых ярких радужных красках, способных повлиять на настроение и восприятие. Немалое внимание уделялось эстетике изображения.
В синтетизме можно увидеть слияние идей символизма (недосказанность) и клуазонизма (яркие, цветные, очерченные фигуры). Но это идеи, вышедшие на новый уровень их понимания и передачи.
В стиле синтетизма творили Поль Гоген, Луи Анкетен, Эмиль Бернар.
Импрессионизм сегодня
В настоящее время немало художников во всем мире определяют стиль своего творчества, как импрессионизм. Но под ним мы уже не понимаем то течение, которое заслужило мировую славу во времена Мане.
Современные творцы переняли манеру и технику письма, но они отражают дух своего времени. Сейчас перед искусством стоят новые задачи и живопись диктует ответы на другие вопросы.
Тем не менее импрессионизм сходит в число самых популярных направлений современного искусства.
Но все же неугасимый интерес к произведениям классиков способствует регулярному проведению выставок работ французских мастеров. Несмотря на сложности, связанные с транспортировкой картин, их выставляют во многих известных музеях, и жители многих стран имеют возможность созерцать мировые шедевры.