Фотограф Уильям Юджин Смит умер в возрасте 59 лет (15 октября 1978 г.), причиной стал инсульт из-за употребления психоактивных веществ.
Дата и причины смерти
Уильям Юджин Смит (William Eugene Smith) – легендарный фотограф, известный документалист, один из основателей жанра «субъективной фотографии». Классик оставил после себя удивительное наследие, создав уникальный стиль: на стыке искусства и документалистики. Умер 15 октября 1978 г., в возрасте 59 лет, причина смерти – инсульт на фоне употребления психоактивных веществ.
Где похоронен
После смерти автор был кремирован, прах великого фотографа развеяли на сельском кладбище Крам-Элбоу, в нью-йоркском Гайд-парке.
«Делать не что иное, как записывать с помощью слов и фотографий состояние человека. Никто не мог действительно преуспеть в такой работе, но Смит почти добился успеха. За свою относительно короткую и часто болезненную жизнь он создал по крайней мере пятьдесят изображений, настолько мощных, что они изменили восприятие нашей истории».
Детство и юность, учеба
Будущий фотограф родился 15.10.1918 г. в городе Учито, штат Канзас. С 15 лет Уильям Смит увлекся фотографией: после того как сделал снимки самолетов. Отчасти в становлении ему помогла мать. Она сама была фотографом, имела хорошие камеры и комнату для проявления негативов.
Талант юноши был по достоинству оценен не только близкими людьми, но и местными газетами (Eagle и Beacon), которые сотрудничали с ним. Образование Уильям Смит получал в университете Нотр-Дама, где для него учредили специальную фотографическую стипендию и собственную программу обучения.
Однако заканчивать программу он не стал, бросил вуз и перебрался в Нью-Йорк. Ему удалось сразу устроиться в журнал Newsweek, где он работал с 1937 по 1938 гг. Здесь не в первый и не последний раз проявился его характер: из-за конфликта с редакцией Уильям Смит уволился – не захотел работать со среднеформатной плёнкой, которую ему навязывал наниматель.
Затем Смит трудился в Ziff-Davis Publishing (с 1942 г.) и Life Magazine, освещая события Второй мировой войны. Серьёзное ранение, полученное в Японии, вынудило его вернуться в США, он перенёс 32 операции. С 1954 г. фотограф остановил сотрудничество с Life, а с 1955 г. У. Смит работал с агентством «Магнум».
Популярность
Признание таланта настигло Смита довольно рано – в период его работы в Newsweek и Life. Главная причина популярности – стремление добиться совершенного кадра. Фотограф сформировал собственный стиль и стал узнаваемым. У него была своя идеология фотоснимка: никакого позирования, акцентирование внимание на субъекте. Зачастую ради эффектного кадра художнику приходилось жертвовать жизнью и здоровьем, не спать.
«Он был абсолютно невыносимым человеком, самоуверенным настолько, что зверел сразу же, как только ему пытались запрещать делать то, что он хочет»
Коллеги и поклонники уважали У. Смита за его крайнюю требовательность к себе и за неготовность идти на компромисс с тем, что не по душе. Многие кадры стали классикой, и по ним обучаются фотоискусству. Визитной карточкой считается снимок «Прогулка по райскому саду», который Смит сделал в период реабилитации после ранения в Японии. На изображении – его собственные дети, с которыми он гулял по парку.
Среди других популярных работ – циклы «Испанская деревня», «Медицинская сестра», «Доктор». В 1951 г., ещё во времена сегрегации, Смит опубликовал серию снимков о жизни и работе Мод Каллен, чернокожей медсестре, которая обслуживала огромную территорию в Южной Каролине. Репортаж вызвал огромный отклик и позволил собрать значительную сумму для ее работы.
В это же время (в 1975 г.) была представлена легендарная серия «Минамата, слова и фотографии У. Е. Смита и А. М. Смита».
«Великий Юджин Смит, славящийся своим перфекционизмом, был уверен, что хорошо сделанная работа важнее сроков ее сдачи»
Признание к корреспонденту пришло еще при жизни, но и по сей день наследие автора вызывает живой отклик. Фонд имени У. Смита ежегодно вручает престижную награду за «гуманистическую фотографию». По работам автора учатся в престижных университетах, а секрет его фирменного стиля до сих пор не раскрыт.
Друзья, знакомые
«Он исследует объект съемок столько времени, сколько ему нужно. Он потратит на это все физические силы, но не допустит оплошности. Все усилия он направляет на то, чтобы его кадры стали законченными фотографиями. Он не признавал власть редакторов и издателей, которые говорили, что снимать, какую фотографию ставить в номер, какую подпись делать».
Личная жизнь
Чем занимаются близкие родственники
Вторая жена фотографа, Эйлин Миоко Смит создала и возглавила организацию «Зелёное действие» (Green Action), которой она руководила в течение 26 лет. Активистка приняла участие в создании фильма «Минамото», главную роль в котором исполнил Джонни Депп. Кевин Смит владеет авторскими правами на фотоснимки отца и занимается их охраной. Потомки фотографа Aileen Smith, Kevin E. Smith, K. Patrick Smith, входят в состав Мемориального фонда им. У. Ю. Смита.
Книги о Уильяме Смите:
«Танец смерти» 30 лет уносил жизни людей, а убийцы хранили молчание
Жуткая история о том, как погоня за прибылью и циничность капиталистов сгубила тысячи жизней, случилась в середине прошлого века в Японии. Там местное предприятие отравило ртутью целый городок, при этом хозяева завода нагло отказывались принимать меры по исправлению ситуации. Помогли только массовые бунты и международная огласка.
Кошачий «танец смерти»
В начале пятидесятых годов в японском городе Минамате, расположенном в префектуре Кумамото, местные жители стали свидетелями необычного явления. Бродячие кошки, которые в большом количестве обитали в городе благодаря обилию рыбных отходов (именно выловом даров моря зарабатывали на жизнь большинство местных), вдруг заплясали. Именно на танец были похожи судорожные движения, которые совершали животные, пытаясь ходить. После этого у кошек начинались судороги, а заканчивалось всё их гибелью. Поначалу на кошачий «танец смерти» люди не обращали внимания – мало ли, дескать, какая эпидемия случилась у бродячих зверьков. Однако всё изменилось, когда такие же симптомы вдруг появились у самих жителей городка…
Сначала в апреле 1956 года в местную больницу поступила пятилетняя пациентка по имени Кумико, у которой были ярко выраженные симптомы поражения нервной системы. Ребёнок не мог ходить, страдал от мощных судорог и испытывал сильные затруднения с речью.
Вскоре на больничной койке с такими же симптомами оказалась младшая сестрёнка заболевшей Кумико, а потом – малолетняя девочка из семьи соседей. Дальше – больше: в короткие сроки врачи обнаружили в том же жилом квартале ещё 8 детей, которые страдали от той же загадочной болезни.
Главврач больницы забил тревогу и сообщил в районный департамент здравоохранения о том, что началась эпидемия странной болезни, которую врачи Минаматы никак не могут диагностировать своими силами.
Спустя годы историю Минаматы экранилизировали. Роль фотографа, снимавшего страдания людей, исполнил Джонни Депп. Фото: David Zorrakino Keystone Press Agency/Globallookpress.
Искали микроб – нашли ртуть
Сотрудники комитета были вынуждены двигаться буквально наугад, собирая все возможные сведения, которые могли бы помочь им найти причину загадочной эпидемии. Большинство таких сведений оказывались бесполезными и ненужными, но вскоре кто-то из жителей того самого квартала, где заболели первые дети, вспомнил о «танцующих» и умирающих кошках. Заинтересовавшись этим явлением, комитетчики выяснили, что кошки были не первыми жертвами странного недуга, поражающего теперь уже людей. За несколько лет до кошек от похожих симптомов умирали птицы на побережье; до этого отмечался массовый мор рыбы, которую выбрасывало на берег.
Поскольку тем временем в больницы попадали всё новые пациенты, в Минамату на помощь выехала группа учёных из Национального университета Кумамото.
По официальной статистике, к осени 1956 года загадочная болезнь была диагностирована у 40 человек, треть из которых спасти не удалось – они впали в кому и умерли.
Учёные и комитетчики обратили внимание на то, что заболевшие жили вдоль реки Минаматы (в честь которой, собственно, получил название и сам городок). Дары моря – рыба, моллюски и водоросли – были их привычной пищей, как и для «танцующих» кошек, и для птиц. Исследователи наконец двинулись в верном направлении, написав в своих отчётах: вероятно, именно в воде содержится некое отравляющее вещество, которое с морепродуктами попадает в организмы сухопутных существ и губит их.
За потенциальным отравителем далеко ходить, в принципе, не приходилось. В городе был расположен завод японской компании Chisso, который производил целый ассортимент «химии»: ацетилен, уксусный альдегид, уксусную кислоту и прочие товары. А отходы производства предприятие сливало в бухту Хяккэн, откуда они свободно попадали в море.
Проведённые тесты показали: в прибрежных водах Минаматы «благодаря» химзаводу растворена чуть ли не половина таблицы Менделеева: обнаружились марганец, медь, мышьяк, таллий, селен и другие тяжёлые металлы. Вскоре выяснилось, что конкретно болезнь Минаматы вызывают соли ртути. Ею буквально пропитались рыбы и моллюски, обитавшие в море. Это неудивительно: исследования показали, что в тонне донного осадка на побережье содержалось 2 кг ртути – по сути, этот металл уже можно было добывать из моря в промышленных масштабах. Что и сделали, нимало не теряясь, на заводе Chisso, открыв для этой задачи дочернюю компанию.
«Дикие капиталисты» против обычных людей
Убедившись в том, что именно сбросы отходов с химзавода убивают всё живое, учёные из университета Кумамото обнародовали своё открытие. Но реакцией руководства Chisso было не раскаяние и принятие каких-либо мер по исправлению устроенной ими техногенной катастрофы. Вместо этого двери химзавода закрылись для всех посторонних визитёров, а дирекция отказалась предоставлять любые данные о своём производстве. Это сильно осложнило расследование, открытое после обнародования учёными их выводов.
Владельцы завода цинично пробовали запутать следствие, попросту изменив точки сброса своих отходов производства. Вместо залива Хяккэн они начали сливать химотходы прямо в реку Минамату, чтобы их быстрее уносило в море. Итог был ужасающим: в устье реки тут же случился масштабный мор рыбы, а ртутные отравления людей начали регистрировать по всему побережью, а не только в городе Минамате.
Бизнесмены из Chisso не случайно вели себя столь нагло и не боялись ответственности. На тот момент в Японии был расцвет «дикого капитализма», и промышленники не без оснований полагали: раз на их стороне большие деньги, то им ничего не грозит. И это было верно: японские Министерство международной торговли и Ассоциация химической промышленности горой встали на защиту интересов Chisso. Была развёрнута широкомасштабная кампания, целью которой было выставить химзавод кормильцем местных жителей, а самих заболевших – угрозой благополучия всего района: дескать, если из-за них закроется завод, тысячи людей останутся без работы, и их ждёт нищета. Сейчас это кажется абсурдом, но в то время метод сработал: в итоге заболевшие по вине завода оказались изгоями в обществе!
Рыбаки и фотограф: борцы за справедливость
И неизвестно, сколько ещё продолжался бы этот абсурд, если бы не рыбацкий бунт. Как мы помним, химзавод был далеко не одним из экономических столпов города (хотя усердно пытался насадить такое мнение), и многие зарабатывали на жизнь рыболовством. Однако из-за сбросов отходов в море, залив и реку вскоре уловы катастрофически упали.
И в 1959 году разъярённая толпа местных рыбаков подняла бунт против химических промышленников и, поскольку те по привычке не желали реагировать на протесты, добились внимания от японского правительства: в Минамату прибыла парламентская делегация.
Не удовольствовавшись посулами помощи от политиков, рыбаки взяли штурмом сам завод, устроив там крупные погромы и причинив огромный ущерб. Вот такие методы руководство завода уже напугали, и они начали переговоры с недовольным населением, согласившись выплатить рыбакам почти два десятка миллионов иен.
А в 1972 году весь мир потрясла публикация в одном из международных журналов скандальных снимков, сделанных в Минамате и её окрестностях фотографом Юджином Смитом. Он сумел передать всю трагедию тех, кто страдал от отравления ртутью: на фотографиях были запечатлены люди в момент, когда у них случаются судороги, параличи и прочие страшные симптомы.
Одна из таких фотографий Смита «Томоко Уэмура в ванне» стала позже настоящим символом трагедии Минаматы – поскольку далее выяснилось, что ртуть вызывает в том числе уродства и врождённые недуги у младенцев. На снимке изображена Риоко Уэмура, она была беременна, когда пережила отравление ртутью. Дочь Томоко, которую она на снимке купает в ванне, родилась глухой, слепой и парализованной ниже пояса. Её руки всегда были сведены непроходящей судорогой. Томоко прожила всего 21 год.
Фотография «Томоко Уэмура в ванне» стала символом трагедии, разыгравшейся в приморском японском городке. Фото: William Eugene Smith.
За свои снимки Юджин Смит и сам поплатился здоровьем. На него напали бандиты, подкупленные хозяевами химзавода, и смелый фотограф получил такие серьёзные травмы, что последствия их остались с ним на всю оставшуюся жизнь.
Однако в результате того, что к экологической катастрофе в Минамате было привлечено внимание мировой общественности, владельцев завода Chisso удалось обязать признать вину и начать выплачивать компенсации тем, кто пострадал от их наплевательского отношения к окружающей среде. На тот момент пострадавших от отравления ртутью было уже более 10 тысяч человек.
Игра на публику
Впрочем, о том, что руководство Chisso было готово по-честному признавать ошибки и пытаться исправить сам корень зла – прекратить сброс ртути в море, – говорить не приходится. К примеру, после того как в Минамату зачастили журналисты и в прессе начали уничижительно отзываться о химзаводе, президент Chisso Кииши Йошиока поспешил громогласно объявить, что, дескать, на заводе установили английский чудо-фильтр «Циклатор», и на торжественной церемонии запуска даже выпил стакан воды, «прошедшей очистку» через этот фильтр. Только спустя много лет выяснилось, что всё это было просто спектаклем: фильтр запустили много позже, а Йошиока пил заранее подготовленную воду из-под крана.
Компания по сей день выплачивает компенсации жертвам отравлений.
Уже в 2013 году именно в Минамате была подписана Международная конвенция о ртути. Те страны, что поддержали соглашение, обязались регулировать использование этого опасного металла в промышленности, а также в медицинских и бытовых приборах. С 2020 года этот договор запрещает производство, экспорт и импорт ртутьсодержащих электрических батарей, электрических выключателей и реле, люминесцентных ламп, термометров и приборов измерения давления. К слову, Россия присоединилась к этой конвенции в 2014 году.
А много ли мы знаем о мировых глобальных катастрофах, ставших уроком для человечества? Учиться на чужих ошибках сложно, но необходимо. Иначе мы просто не выживем. Работу над ошибками Царьград предлагает проводить в рамках специального проекта, описывающего события в разных точках мира, как правило, объединённых одной цепью причин – алчностью и цинизмом виновных.
Все отзывы о фильме Великий
Лучшие отзывы о фильме «Великий»
В последние годы звезда некогда одного из главных актеров Голливуда по имени Джонни Дэпп порядком поугасла и его имя стало все больше появляться в заголовках желтой прессы по всяким нелицеприятным поводам. Вот и буквально на днях легендарного пирата Семи Морей, известного авантюриста Карибского Моря Джека Воробья (прошу прощения, Капитана Джека Воробья) уволили из третьей части «Фантастических тварей». Видимо те самые преступления Гриндевальда, которых так никто и не заметил во втором фильме франшизы, были совершены им в реальной жизни против своей бывшей жены Эмбер Хёрд, aka рыжей из «Аквамена». Но как бы печально это все не звучало, Дэпп по-прежнему остается замечательным актером, обладающим огромным талантом, что прекрасно видно во втором фильме американского художника и режиссера Эндрю Левитаса «Минамата».
Джонни Дэпп играет великого и непокорного американского фотожурналиста Юджина Смита, чьи лучшие годы и вместе с тем лучшие работы, казалось бы, уже позади. На дворе стоит 1971 год. Смит страдает от депрессии, безденежья, отсутствия мотивации, много пьет. Но и журнал «Life», в котором он еще иногда печатается, становится все менее и менее популярным, а главному редактору Роберту Хейсу (Билл Найи), приходится наполнять еженедельное издание на 60% рекламой. В то же самое время к Смиту приезжает японка Эйлин (Минами), которая рассказывает ему о так называемой болезни Минаматы — токсическом нервном заболевании, вызванным употреблением в еду морепродуктов, загрязненных соединениями метилртути, выделенной заводом компании «Chisso» в городе Минамата префектуры Кумамото — и просит поехать вместе с ней, сделать фоторепортаж и рассказать миру правду о чудовищном загрязнении окружающей среды и несчастных жертвах, брошенных на произвол судьбы.
«Минамата» увлекает зрителя с первых же кадров, не только благодаря отменной игре Дэппа, но и из-за виртуозного скрещивания жанра журналистского расследования (например, оскароносный «В центре внимания») с триллерами времен 80-х годов, рассказывающих о напряженной работе фотокорреспондентов в горячих точках (например, «Сальвадор» Оливера Стоуна). Эта картина действительно очень кинематографична и поэтична. Обычное повествование разбавляется, как фотографиями Смита, так и изображением с ручной черно-белой камеры местного активиста, принимающего участие в борьбе с компанией «Chisso», что добавляет нужного эффекта документальности, но не затмевает собой общую художественную целостность произведения. А еще «Минамата» шокирует своей ужасающей реальной историей, о которой скорее всего мало кто слышал, примерно также как и недавние впечатляющие «Темные воды», рассказывающие о вредном воздействии тефлона на организм человека, производимого компанией ‘DuPont».
Помимо злободневности и актуальности поднимаемого вопроса техногенных катастроф и наплевательского к ним отношения со стороны провинившихся больших корпораций, «Минамата», как и положено хорошему многослойному фильму, показывает (причем без прикрас) и выдающегося фотографа Юджина Смита, грезящего фотоискусством и выстраивающего идеальный кадр. Именно здесь, в Японии он сделает свою лучшую фотографию «Томоко Уэмура в её ванной комнате», которая впоследствии облетит весь мир. Это, конечно, не полноценный байопик о Смите, но после просмотра «Минаматы» хочется узнать об этом человеке и о его работах, как можно больше (поверьте, его творчество потрясает до глубины души) и самому взяться за фотоаппарат, причем не тот, что у каждого теперь в телефоне, а за настоящий, и может быть, даже пленочный!
Минамата большого фотографа: в кино выходит фильм «Великий» с Джонни Деппом в главной роли
На большие экраны выходит фильм прошлого года «Великий» – байопик об одном из мэтров репортажной фотографии Уильяме Юджине Смите, чьи работы повлияли на мир.
СЮЖЕТ
1970-е. Военный фотограф Уильям Юджин Смит по заданию журнала Life возвращается в Японию, где в небольшом прибрежном городке Минамата разворачивается экологическая катастрофа. После этого события появилось понятие «болезнь Минаматы», означающее отравление ртутью. Такая сильная интоксикация ртутьорганическими соединениями происходит в результате употребления в пищу рыбы или других продуктов моря, загрязненных ртутью. Явление описано среди населения побережья залива Минамата в Японии.
Именно из Минаматы Юджин Смит сделает репортаж, который потрясет весь мир, снимет величайшие кадры в истории фотографии и пройдет трудный путь преодоления и познания себя.
В 1972 году публика содрогнулась от публикации в журнале Time снимков, сделанных легендарным военным фотографом Юджином Смитом. Черно-белые снимки с японского побережья потрясли мир и во многом стали орудием против дикого капитализма, в котором нет места ценности человеческой жизни.
Слоган фильма – презентующий и интригующий: «Основано на реальном событии, которое потрясло мир»
Смит два года прожил в Минамате, делая свою работу, он фотографировал. Это было непростое время для него – он подвергался атаке якудза, которых наняли владельцы завода, отравлявшего море и людей, смог преодолеть непонимание руководства Life и местных властей. И его труд был вознагражден – только после его репортажей ситуация в Манамате изменилась. Компания Chisso по сей день выплачивает компенсации жертвам.
Кадры, снятые Смитом в Минамате, вошли в число величайших в истории фотографии. В 1980 году был создан фонд в его честь, который ежегодно награждает фотографов за достижения в области гуманистической фотографии.
СОЗДАТЕЛИ
Снял ленту «Великий» Эндрю Левитас, который наиболее известен по «Колыбельной». Исполнитель главной роли – Джонни Депп – изначально планировался на исполнение, был единственным актером, которого рассматривали на роль Юджина Смита. В результате он получил ее без прослушивания. Несомненно, это одна из его самых масштабных работ за последние годы. Имя Джонни Деппа в последние пару лет больше связано со скандалами, которые преследуют его после развода с Эмбер Херд.
Кстати, накануне Джонни Депп заговорил по-русски. Видео с голливудским актером появилось на YouTube-канале компании Exponenta Film.
Сценарий основан на книге «Минамата» Эйлин Миоко Смит и Юджина Смита. Вдова Юджина Смита Эйлин Миоко работала в тесной связке с режиссером Эндрю Левитасом и активно помогала в создании картины. Она не только была участницей событий, описанных в фильме, но и до сих пор поддерживает связь с жителями Минаматы и ведет активистскую работу.
Вопреки сообщениям в СМИ, в съемках картины не участвовали люди с реальным диагнозом «болезнь Минаматы». Все, что в кадре, – работа актеров. В ленте также снялись Хироюки Санада, Билл Найи, Таданобу Асано и Кэтрин Дженкинс.
ОЖИДАНИЯ
Фильм «Великий», который в оригинале называется «Минамата», вышел на мировые экраны еще в прошлом году, однако пандемия и другие обстоятельства внесли свои коррективы, и премьеру несколько раз переносили. В результате россияне увидят фильм позже. Мировая критика поставила не самые высокие оценки биографической драме, но выше среднего, отмечая правдивость изложения и прекрасную игру Деппа.
«Великий» – еще одна драма о том, как простой человек способен бороться за свою жизнь, даже если противник – огромная корпорация и ее невероятные доходы. В череде подобных фильмов, которые рассказывают похожие истории, основанные на реальных событиях, – «Эрин Брокович» Стивена Содерберга с Джулией Робертс и «Темные воды» Тодда Хейнса с Марком Руффало. Подобные сюжеты не только рассказывают познавательную и во многом полезную историю, которая может помочь в понимании состояния здоровья и экосистемы вокруг, но и воодушевляют.
Смотрите фильм «Великий» с 22 апреля в российских кинотеатрах.