Самые красивые храмы России (58 фото)
У каждого человека свое отношение к религии, выработанное жизненным опытом и обстоятельством, но так уж исторически сложилось, что на территории России существует множество христианских храмов. Многие приходят туда в поисках успокоения и установления связи с Богом. А некоторым интересны сами сооружения. В данной подборке собраны самые красивые храмы России.
Успенский собор в Омске
Успенский собор в Хабаровске
Свято-Михайловский собор в Ижевске
Казанский храм в Саранске
Красивый храм России
Красивый храм России
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Вознесенский Войсковой Кафедральный Собор город Новочеркасск
Войсковой Воскресенский Собор город Старочеркасск
Свято-Троицкий кафедральный собор
Собор Воскресения Христова на Крови
Троице-Измайловский собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга
Смольный Воскресения Христова
Свято-Троицкий собор в городе Муроме, на левом берегу реки Оки
Благовещенский кафедральный собор, расположенный в центре города Воронежа
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря
Владимирский собор в Санкт-Петербурге посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге
Софийский собор в Великом Новгороде
Благовещенский собор Казанского кремля (Казань)
Успенский собор во Владимире
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге
Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы город Ростов-на-Дону
Церковь Покрова на Нерли
Заброшенный российский храм
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Кафедральный собор России
Собор Покровского монастыря в Москве
Старообрядческая церковь (Москва, Турчанинов пер.)
Храм Василия Блаженного в Москве
Костомаровский женский монастырь — пещерный
Троицкая церковь в Санкт-Петербурге
Храм Благовещения Пресвятой Троицы
Вознесенский храм в Коломенском
Знаменская церковь в Дубровицах
Храм Христа Спасителя
храм Христа Спасителя
Церковь Ильи пророка в Ярославле
Кафедральный собор в Калининграде — переживший ужасы войны
Самые красивые храмы России (52 фото)
Подборка достояния России, самые красивые храмы РФ
Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы город Ростов-на-Дону.
Храм построен по типовому проекту архитектора К. А. Тона и внешне очень схож с другими его храмами, построенными по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве и несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Но говорить о том, что один является копией другого – неправильно.
Кроме того, в 1887 г. по проекту войскового архитектора-инженера А. А. Кампиони и художника-архитектора Д. В. Лебедева с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня с церковью Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских и звонницей, высотой 75 метров. Благовест ее 10-тонного колокола слышен на 42 версты по Задонью.
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, храм воинской славы, одно из великолепнейших храмовых сооружений Санкт-Петербурга.
Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма, задуманное архитектором А.Н. Воронихиным, несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма. Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.
Храм Христа Спасителя в Москве
Самый известный и самый главный собор страны.
Его воссоздали в 1990-х годах на месте одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм высотой в 105 метров построен в русско-византийском стиле. Купола собора изготовлены из нержавеющей стали и покрыты тонким слоем золота, а для защиты от атмосферных явлений были также покрыты слоем алмазной пыли. В храме имеются 12 наружных дверей, отлитых из бронзы. В арках и нишах храма помещены многочисленные фигуры святых. В настоящее время храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)
Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. Здание выстроено в стиле классицизма и увенчано пятью куполами на световых барабанах, составляющими главное украшение храма. На большой центральной ротонде высокие полукруглые окна с изящными росписи поверху, которые разделены парными колоннами. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Боковые входы в храм – очень большие, разделенные колоннами на три части; сверху расположены полукруглые окна. Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. В 1930 году храм стал патриаршим собором. Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте, построенное в 1658-1685 гг..
Собор был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Собор состоит из нескольких частей: в центре – четырехстолпный храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, с востока – подземная церковь св. Константина и Елены, а также сохранившиеся фрагменты колокольни.
Успенский собор во Владимире
Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира.
Успенский собор – прекраснейшее архитектурное сооружение Древней Руси, уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.
Благовещенский собор Казанского кремля (Казань)
Входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества.
Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Грозного. Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена. Благовещенский собор в Казанском Кремле Он остается самым древним сооружением в ансамбле Кремля.
Софийский собор в Великом Новгороде
Замечательный памятник архитектуры, который вобрал в себя не только черты русского, но и зарубежного зодчества.
Так, западный вход Софийского собора украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. В настоящее время он почти такой же, каким был в XI веке. Это пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами.
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге
Красивый храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный на Никольской площади.
Он был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек. Рядом с собором стоит четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня. Величественное здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками. При освящении собор назван морским, так как в нём отмечались победы российского флота.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон.
Этот пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает две церкви – верхнюю и нижнюю. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов.
Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря
Величественный двухстолпный храм, высотою более 40 метров, который не имеет аналогов в средневековой Руси
Его венчают пять глав. Барабан под центральной главой смещен к востоку и воспринимается как шатер. Высокие своды храма опираются на два массивных столпа, свет падает сверху от шатра-барабана, который как бы парит над иконостасом. История главного храма Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря насчитывает без малого шесть столетий. Здесь хранятся святые мощи первооснователей Соловецких – преподобных Зосимы и Савватия.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.
Построен в 1699—1710 годы, считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
Свято-Троицкий собор в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.
Возведен в 1643 году. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отлицающее его от других муромских храмов.
Смольный Воскресения Христова
Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.
В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Ф. Б. Растрелли.
Троице-Измайловский собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.
Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге
Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.
Свято-Троицкий кафедральный собор
Православный храм, входящий в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и являющийся главным его строением.
Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице.
Войсковой Воскресенский Собор город Старочеркасск.
Возле храма находится двухярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.
Вознесенский Войсковой Кафедральный Собор город Новочеркасск
Заложен в 1805г. Возведение его началось в 1811 году, при этом отметим, что более крупный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге начнут строить в 1818 году, а храм Христа Спасителя в Москве еще позже в 1832 году.
Седьмое по высоте купола соборное здание в России после Храма Христа-Спасителя, Исаакиевского собора, Смольного Воскресенского собора в Петербурге, Троице-Измайловского собора в Петербурге, Храма Спаса на Крови в Петербурге, Троицкого собора в Пскове.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.
Храмы России
Собираем фотографии и информацию о жемчужинах нашей страны, о православных храмах России.
Присылайте фото администратору группы.
Все фотографии найдены в интернете в свободном доступе, если Вы автор фотографии или знаете его, то напишите нам об этом, мы обязательно укажем авторство.
Храмы России запись закреплена
Храмы России запись закреплена
Храм в честь Святого апостола и евангелиста Луки, мужской монастырь, урочище Горянка, Верхореченское сельское поселение, Бахчисарайский район, Республика Крым.
В 25-ти километрах от Бахчисарая, в долине реки Бельбек, среди отвесных скал и горных полей, утопая в зелени, возвышается белоснежный греческий храм.
Показать полностью.
Несколько лет назад храм выглядел совсем по-другому: полуразрушенное здание, которое вот-вот окончательно развалится.
«Ни кровли, ни окон, ни дверей, свод в трещинах. В храме вьют гнезда птицы, в оконных проемах растет трава. Когда стоишь у алтаря под отрытым небом, создается необыкновенное ощущение – будто храм находится не на земле, а в воздухе…» – таким предстал перед нами Храм Святого евангелиста Луки в 2010 году.
Когда-то здесь была греческая деревушка Лаки – примерно в восемьдесят дворов. Несколько династий жили здесь с незапамятных времен – греки обосновались в Лаки еще во времена раннего средневековья. Люди выращивали табак и виноград, разводили скот. Каменный храм Святого евангелиста Луки построили в 1904 году на месте старого деревянного. Финансировал строительство купец из Бахчисарая Дмитрий Патиджи. Храм собран мастерами вручную из тесаного белого известняка. Правильно подобраны пропорции, объем и свет. На восходе солнца его лучи через колокольню освещали крест. Храм очень удачно расположен, считают священнослужители, абсидой на восток.
У греческой деревни Лаки трагичная история. Большинство ее жителей погибли мученической смертью. Во время Великой Отечественной войны местные жители помогали партизанам, снабжали их едой и одеждой, а в морозы устраивали на постой. В 1942 году в Лаки пришли немцы – часть людей расстреляли, часть сожгли в местном магазине. В живых оставили стариков и женщин с детьми. Их под конвоем пешком отправили в село Октябрьское Красногвардейского района. Деревню сожгли, уцелел лишь храм. Он выстоял, став свидетелем кровавых событий. Немцы храм не тронули, его в советские времена разрушили вандалы. Жители соседних сел растащили кровлю и часть стен, а в храме устроили кошару.
18 мая 1948 года село Лаки было переименовано в Горянку. В начале 1960-х годов село признали неперспективным, его жителей расселили.
. На месте магазина, в котором сжигали жителей деревни, стоит белый крест. Неподалеку от храма на пригорке – памятник с фамилиями погибших.
. Храм святого Луки восстановили насельники мужского монастыря, в основном на средства греческой общины и пожертвования неравнодушных. Внесли свою лепту в возрождении святыни и потомки жителей сгоревшей деревни Лаки. Сегодня среди пышной зелени окружающих холмов, одиноко и гордо возвышается небольшой белоснежный храм.
. В 2005 году на месте деревни разбили монашескую обитель и дали название в честь Апостола и Евангелиста Луки. Чуть позже здесь появились маленькие монастырские постройки. До сих пор ведутся восстановительные работы, на которые открыты денежные сборы.
В монастыре трудятся монахи и послушники, а по воскресным дням и по праздникам проходят богослужения. Благодаря трудам насельников восстанавливаются древние святыни, которые находятся поблизости. Например, памятник на горе св. Ильи, который видно с долины.
Храмы России запись закреплена
Дорогие братья и сестры сегодня день памяти Святого апостола и Евангелиста от 70-ти Лука!
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил.1,24; 2Тим.4,10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа.
Показать полностью. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк.10,1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2Тим.4,10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк.1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк.1,4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19, 51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян.15,6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.
Храмы России запись закреплена
Рядом с тем местом, где с 1935 по начало 1950-х годов совершались массовые расстрелы и захоронения жертв, был выстроен православный храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. В 1994 году, на Радоницу, на месте возведения будущего храма был воздвигнут деревянный крест, 5 мая 1994 года при большом стечении православного духовенства было освящено место расстрелов российских мучеников за веру.
В 1995 году территория захоронения площадью около 6 га была передана Русской Православной Церкви, и трудами общины, созданной из родственников пострадавших, здесь был построен небольшой деревянный храм и начато благоустройство захоронения. 15 мая 2004 года на месте закладки будущего собора Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым была совершена панихида. На богослужении присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с ее Первоиерархом митрополитом Лавром (Шкурлой), находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004 года. За год был завершен основной этап капитального строительства храма, и 28 мая 2005 года Патриарх Алексий Второй освятил крест, который был установлен на главном куполе храма. 11 декабря 2006 года было совершено малое освящение храма, совпавшее с днем памяти новомученика митрополита Серафима (Чичагова). Освящение соборного каменного храма в Бутове состоялось на 19 мая 2007 года, через два дня после подписания акта о воссоединении Русской Зарубежной Церкви с матерью Церковью.
Первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. На двух витринах под снимками находятся вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года — обувь, детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).
. Храм Воскресения Христова и святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне выстроен в традиции шатровой архитектуры.
. Архитектором М. Ю. Кеслером было предложено оригинальное решение: несколько углубить фундамент храма и обсыпать западную часть храма землей, чтобы создать впечатления холма. Теперь, чтобы попасть в реликварий, нужно спуститься вниз по лестнице, как это обычно делается при спуске в крипту, где в греческих храмах хранятся останки святых.
. На колокольне храма установлен большой набор колоколов, отлитых на Тутаевском колокольном заводе. На колоколах также изображены лики Новомучеников и Исповедников Российских, в том числе Царственных страстотерпцев.
. Бутовский полигон – это настоящая рака с мощами: из числа более 20 тысяч здесь погибших к лику святых причислены 330 бутовских Новомучеников. Сонм священнослужителей, пострадавших здесь за веру, возглавляют семь архиереев: митрополит, два архиепископа и четыре епископа. Вместе с ними расстреляно множество архимандритов, протоиереев, игуменов, иеромонахов, священников, диаконов и иеродиаконов, монашествующих и простых служащих Церкви.
Покровитель Храма – священномученик Серафим Чичагов. С первых дней строительства храма было замечено особое покровительство к этому деланию владыки Серафима (Чичагова) – митрополита Петроградского, расстрелянного на полигоне в Бутово 11 декабря 1937 года. К тому времени митрополит ещё не был канонизирован, но его святая помощь ощущалась теми, кто был причастен к возведению храма на месте захоронения.
11 декабря 1995 года над храмом был водружён крест, а ровно через год, в день расстрела митрополита Серафима и ещё 126 людей, приговоренных к смерти Тройкой УНКВД, был освящён деревянный храм. Активной устроительницей храма была внучка митрополита, игуменья воссоздаваемого в то время Новодевичьего монастыря – матушка Серафима (в миру Варвара Васильевна Чичагова-Чёрная, известный химик, доктор наук, профессор).
В приходе работает экскурсионная служба, есть воскресная школа, ведется социальная деятельность.
Храмы России запись закреплена
Дорогие братья и сестры, сегодня день особого поминовения жертв политических репрессий.
Священный Синод благословил ежегодно 30 октября совершать на территории России заупокойные богослужения обо всех православных христианах, безвинно погибших в годы советских репрессий или находившихся в заключении без вины.
Показать полностью.
. В тоже время, к дополнению к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову, Синод благословил на территории России 30 октября «совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении».
. Этот день в Церкви — день совершенно особый. Он посвящен воспоминанию о миллионах наших соотечественников, пострадавших за веру в период открытых гонений на Церковь, на Православие, — оклеветанных, невинно осужденных, вычеркнутых из жизни. «Вина» большинства из них состояла лишь в том, что они были «слишком хорошими людьми».
Священнослужители, архиереи Русской Православной Церкви, прихожане храмов… И среди них – известные ученые, писатели, юристы, врачи, деятели культуры, военные и самые обычные люди. Но, сколько бы ни превозносилась сила, она оказалась не властной победить Дух, уничтожить молитву, сломить Церковь Русскую.
Несмотря ни на что, наши мужественные соотечественники остались христианами, помня о том, что Господь особенно близок к страдающим: где Крест, там и Христос. Как выражение исповедания целого поколения прозвучали в те годы слова сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского: «Сила не в силе, а сила в любви».
Храмы России запись закреплена
Храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, город Нижний Новгород.
Храм был заложен 6 мая 2016 года. 11 октября 2018 года, в день обретения святых мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы, состоялось освящение храма в честь этой святой.
Богослужения в церкви начались с 2017 года. 18 июля нынешнего года на приходе отметили первый престольный праздник.
Нужна поддержка каналу. Помогаю пенсионерам:
Храмы России запись закреплена
Дорогие братья и сестры, сегодня день обретения мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны!
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Еще одна дочь этой четы – Алиса станет впоследствии императрицей Российской Александрой Феодоровной.
Показать полностью.
Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елисавета Феодоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.
Родители Елисаветы Феодоровны раздали большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов.
. Когда Елизавете было 11 лет, заигравшись, упал с балкона на каменные плиты ее трехлетний брат Фридрих. Он был болен гемофилией и умер в мучениях от полученных ушибов. Она первая его окровавленного подняла и внесла в дом. В этот день она дала обет Богу – не выходить замуж, чтобы никогда не иметь детей, никогда так страшно не страдать. В 14 лет она похоронила мать, безвременно ушедшую в 35 лет от дифтерита. В тот год закончилась для Елисаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле — путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.
. На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Великий князь, вступая на пост генерал-губернатора Москвы, обязан был жениться, и сделал предложение Элле, которую знал еще с детства, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ. Однако к русскому князю, человеку глубокой веры и верности Христу-Спасителю, она сразу почувствовала расположение. Он был высококультурным человеком, любил чтение и музыку, очень многим помогал, не афишируя этого. Она сказала ему о своем обете, а он: «Вот и хорошо. Я и сам решил не жениться». Так состоялся этот (нужный России из политических соображений) брак, в котором супруги обещали Богу хранить девство.
. Великая Княгиня занималась изучением русского языка, культуры и истории России. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость.
. Несмотря на свой успех в обществе и частые выезды, св. Елисавета чувствовала в себе стремление к уединению и размышлениям. Она любила гулять в одиночестве на природе, предаваясь созерцанию ее красоты и размышляя о Боге. Великая княгиня также начала втайне творить дела благотворительности, о чем знали только ее муж и немногие близкие люди.
В 1888 году Великой Княгине представилась возможность поехать на Святую Землю. Там, у подножья Елеонской горы, Великая княгиня произнесла пророческие слова: «Я бы хотела быть похороненной здесь». У Гроба Господня Спаситель открыл ей Свою волю, и у неё окончательно созрело решение перейти в православие.
Она писала отцу, который с острой болью воспринял этот ее шаг: «Ты называешь меня несерьезной и говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня… Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».
. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились за швейными машинами и рабочими столами. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, который сама постоянно посещала.
. На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Великая княгиня передала убийце прощение от Сергея Александровича, Евангелие и икону, надеясь на чудо раскаяния, а также просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.
. На месте убийства мужа Елисавета Феодоровна воздвигла памятник — крест по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова Спасителя со Креста: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят». Ныне этот Крест находится на территории Новоспасского монастыря в Москве, где также покоится тело великого князя Сергея Александровича в родовой усыпальнице Романовых.
. Великая княгиня Елизавета попросила вынести всю роскошную мебель из своей спальни в Никольском дворце, стены перекрасить в белый цвет, на стенах она оставила только иконы и картины духовного содержания, таким образом, ее спальня стала напоминать монашескую келью. Елизавета Феодоровна продала все свои драгоценности и часть, принадлежащую семье Романовых, передала в казну, а на оставшуюся сумму основала обитель Милосердия в Москве на Большой Ордынке. Не сохранила себе на память и обручального кольца.
. 10 февраля 1909 года великая княгиня, собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в белое монашеское одеяние и взошла в мир бедных и страдающих: «Я приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея».
Обитель была создана в честь святых сестер Марфы и Марии. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы — служение Господу через ближнего своего.
Были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский (архитектор А.В. Щусев, росписи М.В. Нестерова), а также больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
. В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы. Все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались другие врачи. В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных и всеми силами стремилась облегчить их страдания.
. В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных и всеми силами стремилась облегчить их страдания.
. Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок, где буйным цветом расцветали разгул, нищета и преступность. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой».
. В годы Первой мировой войны трудов у св.Елисаветы прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Первое время Елисавета Феодоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев. По Москве стали распространяться дикие вымыслы о Марфо-Мариинской обители, как о центре немецкого шпионажа.
После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд Великой Княгини Елисаветы Феодоровны за границу. Посол Германии граф Мирбах дважды пытался увидеться с Великой Княгиней, но она не приняла его и категорически отказалась уехать из России. Она говорила: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»..
. В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г., в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.
. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.