Шиповник так благоухал что

97b7c6e87dАнна Ахматова

(По той дороге, где Донской)

А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко; 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Творчество великого художника — реалиста ли, модерниста — заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах.
Пожалуй, для меня Ахматова, прежде всего, певец любви — того “высокого и огненного чувства”, которое Анна Андреевна считала властелином мира (некогда еще Шекспир сказал: “Любовь и голод правят миром”). Тему любви Ахматова разрабатывает по-своему, не так, как ее великие современники. У нее нет ни мистических прозрений, ни социальной обусловленности любовных конфликтов: первое характерно для поэзии Блока, второе — для творчества Маяковского. В лирике же Ахматовой драматизм страсти основывается на отношениях двух характеров, психологическом подходе. Воссоздавая в стихах женскую сущность, она избегает абстракций, символичности, философских и социальных обобщений: любовная лирика Ахматовой реалистична и психологична в лучших традициях русской классической литературы. Любовь — чувство, которое определяет для героини смысл жизни, ее ход; оно — естественное состояние человеческого сердца. Оно — “роковое душ слиянье” и их “поединок роковой”, говоря словами Тютчева. Оно — боль и мука, для описания которых поэт прибегает к почти натуралистическим деталям:

Источник

Шиповник так благоухал что

«Она мифологизировала свою судьбу, но это были ее, ею в самом деле проживаемые, мифы, а не берущиеся напрокат одежды общей эрудиции. Она утверждала, что ее встреча осенью 1945 года с известным английским философом и филологом Исайей Берлином (официально, разумеется, подозреваемом во всех грехах, присущих иностранцу) послужила причиной Постановления ЦК 1946 года, а также «холодной войны» между Востоком и Западом. Одно из центральных стихотворений цикла, обращенного к этому человеку, «Ты стихи мои требуешь прямо», открывается тщательно завуалированной цитатой из Данте («Чистилище», XXX, 46—48). В свою очередь, последняя строка этой дантовской терцины – перевод слов Дидоны из «Энеиды» Вергилия (IV, 23), что возвращает читателя к предшествующему стихотворению ахматовского цикла, «Говорит Дидона». Указание на Данте в стихах Ахматовой – это, как правило, знак темы травли, изгнанничества, одиночества. Однако привлечение мифа Дидона – Эней как бы помещает эту тему в пространство, обладающее дополнительным измерением. Эней, предпочитающий любви – единственно подлинному содержанию жизни – дело, пусть и самое великое, для Ахматовой, еще в 1917 году оставленной уплывшим в Англию другом, был символом не только мужской измены, но и неизбежности ее. «Ромео не было, Эней, конечно, был»,– этот к случаю употреблявшийся в беседах стих Ахматовой она первоначально поставила эпиграфом к «Говорит Дидона». Брошенность, оставленность на гибель связалась у нее с английской темой уже в ранних стихах, и эта связь подтверждалась последовательно на протяжении всего ее творчества, прежде всего через ссылки на «Гамлета», на «Макбета», другие драмы Шекспира. Так что и в этом стихотворении «создан Рим» – это привычное ахматовское указание на Античность, то есть на время, а не на место; а «плывут стада флотилий» – на место, на Англию, «владычицу морей».

Ахматова говорила, что «не встретила в жизни ни одного человека, который не помнил бы день Постановления ЦК 46-го года так же отчетливо, как день объявления войны». В ее видении мира это и был день объявления войны – «холодной войны». В таком представлении о своей роли в происходящем можно усмотреть преувеличение, но никак не романтический вымысел. Ее стихи писала ее судьба, которую она осознавала общей с судьбой Дидоны. Дидона, как и многие другие герои ее стихов, как она сама, была для нее не персонажем древней басни, а реальной фигурой, зарегистрированной документально Вергилием, Данте, ею самой».

Источник

ДЕНЬ ШИПОВНИКА

6 июня по народному календарю День шиповника, с этого дня начиналось настоящее лето.
В поэзии всех времён и народов царица цветов – роза, но и шиповнику посвящено немало строк.

«По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел таким влажным и алым огнем, что даже ранний солнечный свет, падавший на листву, рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным. Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя».
К.Г.Паустовский

240439 900

«Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпало с самыми короткими ночами — нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. ».
К.Г.Паустовский

Сборник рассказов «Тёмные аллеи» Ивана Алексеевича Бунина получил своё название от двух строк стихотворения Николая Огарёва «Обыкновенная повесть»:
«Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея».

Шиповнику посвящена поэтическая миниатюра М. М. Пришвина «Расцвет шиповника» («Зелёный шум»)
«Шиповник, наверное, с весны ещё пробрался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда пришло время осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчёлы и осы, басят шмели, все летят поздравлять и на именинах роски попить и медку домой захватить».

67669 300
М. А. Врубель «Шиповник», 1884

В русской поэзии XIX века к образу шиповника обращались А.С.Пушкин, А. А. Дельвиг, Н. А. Холодковский:

«. Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдем туда, где ручеек
Виясь бежит зеленым лугом
К реке сквозь липовый лесок.
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь поет; цветет шиповник,
И слышен говор ключевой. »

А.С.Пушкин

«На всей красе на береге
Растёт, цветёт шиповничек:
В шиповничке — душа моя;
Тоска — шипы, любовь — цветы,
Из слёз моих роса на них»

А. А. Дельвиг, «Сон», 1828

«Во дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Шиповник, милый вестник лета,
Пленяет нас своей красой»

Н. А. Холодковский

240687 900

И в XX веке шиповник вдохновлял поэтов и писателей.

Анна Ахматова написала цикл стихотворений под названием «Шиповник цветёт. Из сожжённой тетради». Шиповник в этом цикле — символ вечной разлуки и тоски.

4. Первая песенка
«. Шиповник Подмосковья,
Увы! при чем-то тут.
И это все любовью
Бессмертной назовут»

5. Другая песенка
«Несказанные речи
Я больше не твержу.
Но в память той невстречи
Шиповник посажу»

7.
«По той дороге, где Донской
Вел рать великую когда-то,
Где ветер помнит супостата,
Где месяц желтый и рогатый, —
Я шла, как в глубине морской.
Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал»

В цикле стихотворений «Армения» (1930) Осип Мандельштам написал
«Руку платком обмотай и в венценосный шиповник,
В самую гущу его целлулоидных терний
Смело, до хруста, её погрузи. Добудем розу без ножниц.
Но смотри, чтобы он не осыпался сразу —
Розовый мусор — муслин — лепесток соломоновый —
И для шербета негодный дичок, не дающий ни масла, ни запаха»

В стихотворении Николая Заболоцкого «Гомборский лес» (1957)
«Меж клёном и буком ютился шиповник,
Был клён в озаренье и в зареве бук,
И каждый из них оказался виновник
Моих откровений, восторгов и мук»

Вадим Шефнер (1943) в стихотворении «Шиповник»
«Ни домов, ни травы, ни заборов, ни улицы нет,
И кусты и деревья снарядами сбриты с размаху,
Но шиповника куст — не с того ль, что он крови под цвет,—
Уцелел — и цветет среди мусора, щебня и праха»

Иосиф Бродский писал о шиповнике в апреле («Шиповник в апреле», 1970)
«Шиповник каждую весну
пытается припомнить точно
свой прежний вид:
свою окраску, кривизну
изогнутых ветвей — и то, что
их там кривит»

240903 900

Стихи о шиповнике переводили Константин Бальмонт и Самуил Маршак

Стихотворение Перси Биши Шелли «Вино шиповника» (1819)
«Шиповник раскрылся под нежной луною,
Я сладко упился медовым вином,
Которое феи вливают волною
В цветочные чаши, сбирая на нём»

Перевод Константина Бальмонта, 1907

Стихотворение Роберта Бернса «Зима пронеслась»
«Шиповник расцвёл для проснувшихся пчёл.
Поют коноплянки в честь вешнего дня.
Их в гнёздышке двое, сердца их в покое.
Моя же любовь разлюбила меня»

Перевод Самуила Маршака, 1969

Арсений Тарковский в 1962 году написал:

«Я завещаю вам шиповник,
Весь полный света, как фонарь,
Июньских бабочек письмовник,
Задворков праздничный словарь.
Едва калитку отворяли,
В его корзине сам собой,
Как струны в запертом рояле,
Гудел и звякал разнобой»

Источник

Шиповник цветет

Из сожженной тетради
And thou art distant in humanity.

Keats1
Вместо праздничного поздравленья

Этот ветер, жесткий и сухой,

Принесет вам только запах тленья,

Привкус дыма и стихотворенья,

Что моей написаны рукой.
24 декабря 1959
1. СОЖЖЕННАЯ ТЕТРАДЬ
Уже красуется на книжной полке

Твоя благополучная сестра,

А над тобою звездных стай осколки

И под тобою угольки костра.

Как ты молила, как ты жить хотела,

Как ты боялась едкого огня!

Но вдруг твое затрепетало тело,

А голос, улетая, клял меня.

И сразу все зашелестели сосны

И отразились в недрах лунных вод.

А вкруг костра священнейшие весны

Уже вели надгробный хоровод.
1961
2. НАЯВУ
И время прочь, и пространство прочь,

Я все разглядела сквозь белую ночь:

И нарцисс в хрустале у тебя на столе,

И сигары синий дымок,

И то зеркало, где, как в чистой воде,

Ты сейчас отразиться мог.

И время прочь, и пространство прочь.

Но и ты мне не можешь помочь.
13 июня 1946
3. ВО СНЕ
Черную и прочную разлуку

Я несу с тобою наравне.

Что ж ты плачешь? Дай мне лучше руку,

Обещай опять прийти во сне.

Мне с тобою как горе с горою.

Мне с тобой на свете встречи нет.

Только б ты полночною порою

Через звезды мне прислал привет.
15 февраля 1946
4
И увидел месяц лукавый,

Притаившийся у ворот,

Как свою посмертную славу

Я меняла на вечер тот.

Теперь меня позабудут,

И книги сгниют в шкафу.

Ахматовской звать не будут

Ни улицу, ни строфу.
27 января 1946, Ленинград
5
Дорогою ценой и нежданной

Я узнала, что помнишь и ждешь.

А быть может, и место найдешь

Ты — могилы моей безымянной.
Август 1946, Фонтанный Дом
6. ПЕРВАЯ ПЕСЕНКА
Таинственной невстречи

Не знают, где им лечь.

И только слезы рады,

Что можно долго течь.

Бессмертной назовут.
5 декабря 1956
7. ДРУГАЯ ПЕСЕНКА
Несказанные речи

Я больше не твержу.

Но в память той невстречи

Шиповник посажу.
Как сияло там и пело

Нашей встречи чудо,

Я вернуться не хотела

Горькой было мне усладой

Счастье вместо долга,

Говорила с кем не надо,

Пусть влюбленных страсти душат,

Мы же, милый, только души

У предела света.
Лето 1957, Комарово
8. СОН
Сладко ль видеть неземные сны?

А. Блок2
Был вещим этот сон или не вещим.

Марс воссиял среди небесных звезд,

Он алым стал, искрящимся, зловещим,—

А мне в ту ночь приснился твоей приезд.
Он был во всем. И в баховской Чаконе,

И в розах, что напрасно расцвели,

И в деревенском колокольном звоне

Над чернотой распаханной земли.
И в осени, что подошла вплотную

И вдруг, раздумав, спряталась опять.

О август мой, как мог ты весть такую

Мне в годовщину страшную отдать!
Чем отплачу за царственный подарок?

Куда идти и с кем торжествовать?

И вот пишу, как прежде без помарок,

Мои стихи в сожженную тетрадь.
14 августа 1956, Старки—Москва
9
По той дороге, где Донской

Вел рать великую когда-то,

Где ветер помнит супостата,

Где месяц желтый и рогатый,—

Я шла, как в глубине морской.

Шиповник так благоухал,

Что даже превратился в слово,

И встретить я была готова

Моей судьбы девятый вал.
1956
10
Ты выдумал меня. Такой на свете нет,

Такой на свете быть не может.

Ни врач не исцелит, не утолит поэт,—

Тень призрака тебя и день и ночь тревожит.

Мы встретились с тобой в невероятный год,

Когда уже иссякли мира силы,

Все было в трауре, все никло от невзгод,

И были свежи лишь могилы.

Без фонарей как смоль был черен невский вал,

Глухонемая ночь вокруг стеной стояла.

Так вот когда тебя мой голос вызывал!

Что делала — сама еще не понимала.

И ты пришел ко мне, как бы звездой ведом,

По осени трагической ступая,

В тот навсегда опустошенный дом,

Откуда унеслась стихов казненных стая.
18 августа 1956, Старки
11. В РАЗБИТОМ ЗЕРКАЛЕ
Непоправимые слова

Я слушала в тот вечер звездный,

И закружилась голова,

Как над пылающею бездной.

И гибель выла у дверей,

И ухал черный сад, как филин,

И город, смертно обессилен,

Был Трои в этот час древней.

Тот час был нестерпимо ярок

И, кажется, звенел до слез.

Ты отдал мне не тот подарок,

Который издалека вез.

Казался он пустой забавой

В тот вечер огненный тебе.

А он был мировою славой

И грозным вызовом Судьбе.

И он всех бед моих предтеча,—

Не будем вспоминать о нем.

Еще рыдает за углом.
1956
12
Ты опять со мной, подруга осень!

Ин. Анненский3
Пусть кто-то еще отдыхает на юге

И нежится в райском саду.

Здесь северно очень — и осень в подруги

Я выбрала в этом году.
Живу, как в чужом, мне приснившемся доме,

Где, может быть, я умерла,

И, кажется, тайно глядится Суоми

В пустые свои зеркала.
Иду между черных приземистых елок,

Там вереск на ветер похож,

И светится месяца тусклый осколок,

Последней невстречи с тобой —

Холодное, чистое, легкое пламя

Победы моей над судьбой.
1956, Комарово
13
Вижу я, лебедь тешится моя.

Пушкин4
Ты напрасно мне под ноги мечешь

И величье, и славу, и власть.

Знаешь сам, что не этим излечишь

Песнопения светлую страсть.
Разве этим развеешь обиду?

Или золотом лечат тоску?

Может быть, я и сдамся для виду.

Не притронусь я дулом к виску.
Смерть стоит всё равно у порога,

Ты гони ее или зови.

А за нею темнеет дорога,

По которой ползла я в крови,
А за нею десятилетья

Скуки, страха и той пустоты,

О которой могла бы пропеть я,

Да боюсь, что расплачешься ты.
Что ж, прощай. Я живу не в пустыне.

Ночь со мной и всегдашняя Русь.

Так спаси же меня от гордыни,

В остальном я сама разберусь.
9 апреля 1958, Москва
14
Против воли я твой, царица, берег покинул.

«Энеида», песнь 6
Ромео не было, Эней, конечно, был.

А. Ахматова
Не пугайся,— я еще похожей

Нас теперь изобразить могу.

Призрак ты — иль человек прохожий,

Тень твою зачем-то берегу.
Был недолго ты моим Энеем,—

Я тогда отделалась костром.

Друг о друге мы молчать умеем.

И забыл ты мой проклятый дом.
Ты забыл те, в ужасе и в муке,

Сквозь огонь протянутые руки

И надежды окаянной весть.
Ты не знаешь, что тебе простили.

Создан Рим, плывут стада флотилий,

И победу славословит лесть.
2 августа 1962, Комарово
15. ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ
Последнее слово
Men che dramma

Di sangue m’e rimaso, che non tremi

Purg. XXX5
Ты стихи мои требуешь прямо.

Как-нибудь проживешь и без них.

Пусть в крови не осталось ни грамма,

Не впитавшего горечи их.
Мы сжигаем несбыточной жизни

Золотые и пышные дни,

И о встрече в небесной отчизне

Нам ночные не шепчут огни.
Но от наших великолепий

Холодочка струится волна.

Словно мы на таинственном склепе

Чьи-то, вздрогнув, прочли имена.
Не придумать разлуки бездонней,

Лучше б сразу тогда — наповал.

И, ты знаешь, что нас разлученней

В этом мире никто не бывал.
1962, Москва
16
И это станет для людей

Как времена Веспасиана,

А было это — только рана

И муки облачко над ней.
Ночь, 18 декабря 1964, Рим

Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно😌

Источник

Шиповник так благоухал что

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ЦВЕТОК СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ – ШИПОВНИК

0 113fb0 2bf44ec1 L

Пусть я не роза, но шиповник,
Расцвётший в мае у дорог,
Весны пылающий любовник,
Оплётший ветками чертог.
И в тайне ночи соловьиной,
Роняя тихо лепестки,
Я устилаю путь любимой,
Ловя последнее: «Прости!»
0 1090af c3a29774 L

У королевы цветов – розы есть бедный родственник шиповник. И не какой-нибудь дальний, а самый близкий, если так можно выразиться относительно растений. Шиповник – отец розы. Да, да, когда-то из шиповника была выведена первая роза. Только никто не может ни назвать имя садовника, который это сделал, ни сообщить, когда это произошло. Не менее 4000 лет назад – вот и всё, что можно сказать… Так что все красавицы розы произошли от более чем скромного шиповника, у которого существует другое название – «дикая роза».

0 11baf3 25fbce73 L

Когда ещё не было на земле царицы цветов – красавицы розы, шиповник повсюду ценился дороже всех других творений Флоры. Им украшали хижины в древнем Китае и в Индии, его обожествляли в Египте и Вавилоне, о нём слагали оды в Риме и Греции. И вовсе не за красоту, которую затмит потом божественная роза – он утолял боль раненым воинам, из него делали масло для благовоний, древние повара готовили из ягод и лепестков изысканные блюда и напитки.

Растение, имеющее мифологическое значение красоты, молодости, любви. В мифопоэтической традиции Древнего Египта, Персии и Рима шиповник сравнивали с невестой в подвенечном платье. Одновременно шиповник — это и знак мужской стати, молодцеватости. С ним ассоциировалась легенда о несчастной любви, в результате которой девушка превращалась в шиповник.

0 9b582 c9088c22 L

0 11b43a 9250cec4 L

О происхождении загнутых книзу шипов рассказывала особая легенда. Свергнутый с Небес Сатана вознамерился вернуться обратно, используя в качестве лестницы дикую розу с прямыми стеблями и большими шипами. Господь узрел замыслы Сатаны и свернул стебли шиповника. В ответ рассерженный Сатана согнул шипы.

. Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдём туда, где ручеёк,
Виясь, бежит зелёным лугом
К реке сквозь липовый лесок.
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь поёт; цветёт шиповник… (Александр Пушкин)

И не случайно растение имеет столь мощную защиту. Красиво оно и в пору цветения, и в пору созревания плодов. Яркие плоды шиповника и послужили другим основанием для народных названий таких, как петушьи ягоды: мол, такие же красные как украшение петушка – гребень, бородка и серёжки. Последние по форме напоминают ягоды шиповника.

0 f7047 abf7adf0 1 L

Научное название рода Rosa семейство розоцветные. По предположениям учёных, название рода происходит от древнеперсидского наименования растения «wrodon», у греков оно изменилось в «rhodon», у римлян — в «rosa». Существуют и другие предположения. Согласно одной версии, оно дано по названию острова Родос, откуда будто бы произошла роза. По другой версии, оно произошло от кельтского слова rhodd — красный, из-за яркой окраски цветков и плодов. «Стоит колючка на вилах, одета в багрец.
Кто подойдёт – того кольнёт». Смысл же русского названия понятен каждому, кто хоть раз в жизни приближался к этому растению. «Лик пахучий, а хвост колючий».

0 879ed 2de1c6bb L

Плоды ложные, состоят из сочного разросшегося цветоложа, внутри которого размещены настоящие плодики — каменистые орешки. Это о них говорят в России: «Сидит на палочке в красной рубашечке, брюшко сыто — камнями набито», а в Армении: «Красный горшочек, на нём чёрная крышка».

В этиологической легенде, записанной у кубанских казаков, шиповник вырос из крови девушки, которая, не желая выходить замуж за нелюбимого, заколола себя кинжалом. И было это так. Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным её богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла уже над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала красавица на все домогательства атамана, но это не остановило злодея. И в одну из тёмных ночей его слуги выкрали девушку из родительского дома. Долго держал он её в темнице, но в день свадьбы удалось ей бежать в ближайший лес. Вспомнились ей счастливые встречи с любимым, не выдержала она сердечных мук и лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел однажды атаман красивый куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. Злодей исколол ими все руки, однако сорвать цветок так и не смог. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Остановилась около него хворая старушка и вдруг услышала тихий голос:
— Сорви мои ягоды, бабушка, и приготовь из них чай. Не бойся острых щипов, они предназначены для злых людей.
Набрала старушка плодов, выпила приготовленный из них настой и почувствовала, будто на десять лет помолодела. С тех пор и стали употреблять шиповник в лечебных целях. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье.

Но вернёмся к нашей заколовшейся невесте, которая превратилась в куст шиповника. Весной дикая роза покрывается нежно-белыми цветами, как невеста в подвенечном наряде, а осенью куст одевается в наряд из красных ягод.
В дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Шиповник, милый вестник лета,
Пленяет нас своей красой. (Н.А.Холодковский)

У славянских народов шиповник — символ красоты, молодости, любви. Одновременно он символизирует и крепкую мужскую стать. Близкие нам по славянскому братству чехи (Моравия) считают, благоухание цветущего куста шиповника объясняется тем, что Богородица сушила на нём пелёнки маленького Христа.

Шиповник древнее роз, поэтому человечество создало большое количество сказаний об этом цветке. В одном древнегреческом мифе повествуется о любви нимфы к простому человеку. Узнав об этом, Афина бросила несчастную в терновый куст. Когда к этому кусту подошёл человек, среди ветвей и шипов распустился бледно-розовый цветок шиповника.

0 86e7a 4ac4808f L

Древние греки считали розу шиповника символом нравственности и посвящали богине красоты и любовного очарования Афродите. У них существует миф, объясняющий розовый цвет шиповника. Афродита, узнав о смерти своего возлюбленного Адониса, убитого на охоте вепрем, бросилась к нему через густые заросли шиповника. Горе её было так велико, что она не замечала, как колючие шипы ранили нежную кожу. А
каждая капля крови, упавшая на зелёные ветви, превратилась в красную розу. Прекрасный юноша, по преданию, был превращён богиней в анемон. И с тех самых пор, когда в лесу зацветают анемоны, а по-нашему ветреницы, иглы шиповника тонут в прелестном розовом цвете.

В Древней Греции бутон цветка шиповника считали символом бесконечности, выраженным в его округлой форме, и вместе с тем — символом кратковременности человеческой жизни, которая проходит так же быстро, как быстро отцветает прекрасная роза. Сохранился греческий миф, будто бы ученики философа Сократа соревновались на самый краткий и остроумный ответ. На вопрос учителя, что в природе является одновременно прекрасным и полезным, один из учеников сорвал розу шиповника и, молча, протянул её философу. Ему и присуждена была победа. Было ли это на самом деле или, как говорится, это из области сказок – народного фольклора, не столь важно. Прав был ученик Сократа в том, что шиповник – полезное растение. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства и краски, красивые цветки и плоды служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты.

Певец спросил, как помочь ей, он хотел видеть и слышать её постоянно. И девушка сказала, если утром он узнает её среди других цветов шиповника, то злые чары рассеются, и она навсегда останется человеком. Взошло солнце. Юноша подошёл к кусту шиповника, на котором распустились несколько совершенно одинаковых роз. Долго смотрел он на них, боясь ошибиться, но вдруг увидел, что на одной из роз не было капелек росы. Вспомнил он слова девушки, сказанные ночью, и уверенно указал на неё: это ты! Лепестки розы осыпались, и из куста появилась прекрасная девушка.

0 9b535 30b9269b L

Никакого happy end. Тем не менее эта история послужит прототипом существующим сказкам на тему «Спящей красавицы», а шиповник стали называть «Цветок спящей красавицы».

0 11c135 b0327d90 L

Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал. (Анна Ахматова)

У многих народов шиповник — любимое бытовое, ритуальное и священное растение: из его цветков плели гирлянды для невест, поэтов, героев и правителей, женщины и девушки украшали себя бусами из ярких плодов, был он участником общественных мероприятий, похоронных обрядов. Из шиповников создают колючие изгороди, их высаживают на склонах гор и оврагов для защиты почвы от эрозии.
И ограда в саду, и закуска дрозду,
И от хвори настой – душистый, густой.

Действительно, цветки шиповника охотно посещаются пчёлами, а плоды — любимый корм многих птиц.

Шиповник распространён по всему северному полушарию. На юге, где ему жарко, он поднимается высоко в горы. В экваториальной зоне и южном полушарии нет ни одного дикорастущего вида шиповника. Причём существует одна его биологическая особенность. В северной зоне и высокогорных районах растут преимущественно высоковитаминные виды, а чем дальше на юг, тем меньше витаминов.

Среди цветов малокровных,
Теряющих к осени краски,
Пылает поздний шиповник,
Шипящий, закатно-красный. (Илья Сельвинский)

В разных странах плоды шиповника используют в пищу по-разному. Из лепестков цветков варят ароматное варенье, сушёные лепестки добавляют в чай. На Кавказе употребляют в пищу молодые побеги. В Швеции из плодов шиповника даже варят сладкий суп. В Словении очень популярен газированный сладкий напиток, приготовленный на основе ягод шиповника. А ещё, на сгущённом водном экстракте плодов шиповника готовится желчегонная настойка – холосас, который продаётся в аптеке, как лекарство.

О лекарственном применении плодов, листьев, цветков, корней шиповника известно давно. О противоцинготных свойствах плодов знали врачи многих стран. Для поддержания сил истощённым больным и раненым давали «патоку свороборинную», а сами раны промывали и накладывали на них повязки, пропитанные розовой водой. В чём же сила шиповника? В составе его ягод такой набор витаминов, микро- и макро-элементов, что даже в сухом виде он превосходит свежие фрукты и овощи. В царской России со времён Владимира Мономаха шиповник долгое время входил в ежедневное питание воинов. По указанию Ивана Грозного за казённый счёт содержались специальные сборщики шиповника. Собранные ягоды наказывалось хранить для воинов, дабы те были здоровы и боеспособны.

А сушёными плодами шиповника торговали с другими странами за золото наравне с мёдом, пенькой и натуральным мехом. Квас из ягод шиповника был не менее знаменит, чем национальный хмельной напиток медовуха. Русские лекари первыми стали употреблять пасту из шиповника для лечения открытых ран.

Шиповником лечили самые разные заболевания: от простуды до бешенства, и, как это часто бывает, период безоглядного увлечения сменился периодом разочарования. Былая слава вернулась к шиповнику с открытием витаминов. Плоды шиповника оказались природным поливитаминным концентратом, в котором содержатся практически все витамины — С, В1, В2, Е, К, Р и РР, каротин. Его плоды оказались настоящей их сокровищницей: по содержанию аскорбиновой кислоты (витамина С) плодам шиповника нет равных. Они содержат в 50 раз больше аскорбиновой кислоты, чем лимоны. Чёрная смородина уступает рекордсмену в 10 раз. Поэтому и в народной, и в научной медицине они используются прежде всего как поливитаминное средство при весенних гиповитаминозах, для профилактики инфекционных заболеваний, для поддержания сил у истощённых больных, а также в качестве мочегонного, желчегонного, ранозаживляющего средства.
Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешены на ветке.

Шиповник – целебный эликсир, помогающий людям сохранить две самые главные вещи в жизни – здоровье и любовь. Про шиповник иногда говорят: «Шиповник лучше семи докторов», «Кто шиповник пьёт, 100 лет живёт».

0 952d5 57121483 L

Сербы для оберега ребёнка от нечистой силы плод шиповника зашивали в его одежду. Считалось, что его плоды дают плодоносную силу, поэтому шиповник часто выступал в славянских обрядах. Например, в Словакии на Рождество ягодами шиповника угощали овцу. В рождественский хлеб запекали столько плодов шиповника, сколько голов крупного рогатого скота было у хозяина, полагая, животные не будут болеть, а коровы будут давать больше молока (Словакия, Польша). В Чехии скот кормили шиповником на Пасху.

0 99e97 d2b479a1 L

Символика шиповника связана с молодостью. Это весна, простота и поэтичность. Человек, который дарит цветок шиповника, признаётся в том, что он – романтик. «Я уверен, что смогу сделать тебя счастливой!»

Белые и жёлтые цветы шиповника любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил подарить букет любимой женщине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Он хотел извиниться, но женщина с улыбкой заметила: «Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова». Чем женщина оказалась не поэтичнее, чем сам поэт?

Пылая яркими цветами,
Глядит горящими глазами,
Раскрыв ресницы-лепестки,
А на ветвях, вертя усами,
Блестят жуки-бронзовики.
Нектар сосущая пчела
Колышет розовое ложе,
И два сверкающих крыла
На две больших слезы похожи.
У шиповника розовый цвет
И густы у шиповника ветки.
Но цветов его в вазочках нет
И в руках у людей они редки.
Ты попробуй его оборви —
Будут руки твои в крови… (Юрий Галансков)

Источник

  • шиничиро токийские мстители дата рождения
  • шиничиро сано день рождение
  • шин юна дата рождения
  • шиммер и шайн день рождения в стиле
  • шило кровосток дата рождения

  • Справочник номеров и подарков