успенский собор во владимире телефон

Содержание

Успенский собор Владимира

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

60 45 blur

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

60 45 blur

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

60 45 blur

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

60 45 blur

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

60 45 blur

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

60 38 blur

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

В храме находятся иконы:

60 45 blur

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

60 45 blur

Режим работы

Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

60 45 blur

Что посмотреть рядом

Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс.Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Источник

Успенский собор во Владимире: режим работы 2021 и стоимость билетов, история и официальный сайт

TripGuide.ru 139733mid2

Успенский собор — это главный кафедральный собор Владимирской епархии. Его история началась более 850 лет назад, когда он стал главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор был свидетелем многих исторических событий.

Здесь великие князья венчались на княжество, а в трагические дни 1238 года жители прятались от воинов Батыя. В храме похоронены великие князья, в том числе Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, а также погибшие во время нашествия монголо-татар епископ Митрофан, великий князь Георгий и другие князья и княгини.

В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.

Архитектура Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм стал примером сооружения многих московских построек, в том числе Успенского собора, созданного архитектором Аристотелем Фьораванти.

Адрес

Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15–20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

Режим работы в 2021 г.

Храм находится в совместном ведении русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Во время проведения служб вход в храм свободный. Храм открывается с утренней службой — обычно около 7 утра и закрывается с окончанием вечерней службы, обычно в 20:00.

Часы работы музея:

Стоимость билетов в 2021 г.

В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:

Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее.

История

В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.

Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.

Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» — Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.

Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.

Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления — на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней. «

Храм при Андрее Боголюбском

Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора — 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.

Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:

Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.

Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.

Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.

Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы — драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.

Перестройка здания

Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара — сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.

К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.

В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.

В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.

Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).

В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.

В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.

Фрески

Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.

После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.

В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.

После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.

Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.

Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.

В 1773–1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.

Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.

С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.

Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Дальнейшая история

В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.

В 1888–1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.

Официальный сайт

Храм находится в совместном ведении:

В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.

Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, это одна из главных достопримечательностей Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.

Источник

Успенский собор

Успенский кафедральный собор был крупнейшим зданием в рамках грандиозного строительства, которое развернул Андрей Боголюбский в новой русской столице – Владимире. Он занял наиболее выгодную точку города – на самом высоком холме. Его золотой купол был виден с далеких подступов к Владимиру и как бы утверждал самостийность владимирского князя и его политические притязания на главенство в феодальной Руси. Собор был заложен в 1158 г. одновременно с Золотыми воротами и городской крепостью. А в 1160 г. главный и самый величественный храм княжества был уже построен. Андрей дал в кормление новому храму княжескую десятину (десятая часть доходов) и большие земельные владения, подражая своему прославленному предку, «крестителю» Руси Владимиру Святославичу, который покровительствовал Десятинной церкви в Киеве.

Для такого крупного строительства были присланы к Андрею Боголюбскому даже мастера белокаменной кладки из империи Фридриха Барбароссы. Это было демонстрацией отказа от киевской помощи и установлению господства владимирского князя на Русской земле. Но и без местных умельцев было не обойтись. Они добывали известковый камень в подмосковных каменоломнях, привозили и тесали его, закладывали трехслойные стены… В 1164 г. в построенный храм была перенесена из Боголюбова икона Божьей Матери, названной впоследствии Владимирской (хранится ныне в Третьяковской галерее). Андрей Боголюбский в свое время привез ее из Вышгорода под Киевом, когда «без отчей воли» уехал в Суздальскую землю. Эта икона – произведение гениального византийского художника – и теперь поражает глубоким лиризмом, теплотой любви матери к ребенку и человечностью.

Однако существующий ныне храм – памятник двух княжений. Собор Андрея Боголюбского сильно пострадал от пожара 1185 г., так что восстановить его в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие Всеволода III Большое Гнездо, брата князя Андрея, в 1185-1189 гг. окружили его новыми стенами («галереями») с четырьмя малыми главами – и старый собор оказался как бы в футляре, внутри нового здания. Стены старого собора были прорезаны большими арочными проемами, превратившись в своеобразные внутренние столбы нового, более обширного храма.

Страшное бедствие снова обрушилось на собор в феврале 1238 г., когда полчища хана Батыя взяли Владимир, несмотря на героическое сопротивление жителей. Татары завалили собор изнутри и снаружи деревом и подожгли: на хорах собора погибла княжеская семья, епископ и часть горожан. Однако здание устояло, и осталась невредима его главная святыня – дважды спасенная от пожара чудотворная икона Божьей Матери.

На протяжении веков Успенский собор еще неоднократно подвергался пожарам и разграблению, а затем – реставрациям, внесшим много искажений в его древний облик. В первой половине XIX в. к собору были пристроены колокольня и невысокая Георгиевская церковь.

А что же осталось от древних стен храма? Со стороны колокольни на одной из закомар можно разглядеть резные фигурки библейского сюжета «Три отрока в пещи огненной» – рельефы, вынутые из старых стен и положенные в наружную облицовку галерей. Женские маски (символ посвящения храма богородице) и звериные маски (символ княжеской власти) по сторонам окон – такого же происхождения.

Пострадавшую от пожаров роспись собора восстанавливал присланный из Москвы в 1408 г. великий живописец Андрей Рублёв вместе с Даниилом Черным и учениками. По сути, они расписывали собор заново и лишь придерживались старых подходов в размещении сюжетов.

В Успенском соборе сохранилось до 300 кв. м легендарных фресок дружины А. Рублёва. Наиболее значительна композиция Страшного суда на своде под хорами – «Второе и страшное Христово пришествие». После разгрома татарских полчищ на Куликовом поле страна входила в пору нового подъема, мрак уступал перед светом надежд. Поэтому на рублёвских фресках, изображающих ожидание конца света, – умиротворенность. Образы судьи-Христа, апостолов и ангелов лишены суровости. Их лики не пугают, а наполнены душевной теплотой, напоминая лица обычных людей. Фрески притягивают и утешают зрителя, утверждая ценность справедливости.

Из других фрагментов рублёвской росписи следует отметить «Шествие праведников». Рай на соседнем своде символически рисует композиция «Лоно Авраамово»: праотцы Авраам, Исаак, Иаков в цветущем саду. Во всех изображениях проступает внутреннее благородство и искренность гения.

Созданное А. Рублёвым и его сотоварищами живописное убранство Успенского собора завершалось органично вписанным в пространство храма иконостасом, иконы которого составляют ныне гордость Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Петербурге.

Успенский собор – это еще и грандиозный древний некрополь. В северо-восточный угол галерей был перенесен саркофаг с останками первого строителя собора – Андрея Боголюбского. Неподалеку – гробница его брата и наследника, второго строителя собора – Всеволода III Большое гнездо. В некрополе собора с 1923 г. хранится рака с частицей мощей князя Александра Невского, внука Всеволода III (в 1723 г., по указу Петра I, полностью его мощи были перенесены из Рождественского собора Богородице-Рождественского монастыря Владимира в Александро-Невскую лавру Петербурга). Десятки великокняжеских персон покоятся в священных недрах Успенского собора, наполняя его сумрачной и торжественной атмосферой гигантского мавзолея «владимирских самовластцев».

Успенский собор до сих пор поражает своей величественностью и красотой. Недаром итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, который в конце XV в. был приглашен в Москву на строительство зданий Московского Кремля, было предписано осмотреть владимирский Успенский собор. Именно по его «образу и подобию» был сооружен грандиозный Успенский кремлевский собор для великого князя Ивана III.

Ныне кафедральный Успенский собор во Владимире – памятник архитектуры, веры и духовной красоты – используется совместно Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником: свое время – для молитвы, свое время – для экскурсий (вторник-воскресенье: с 13:00 до 16:45).

Успенский собор, как и другие белокаменные памятники средневекового владимирского зодчества, внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Святыни собора:

Время работы с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года:

Источник

Успенский собор во Владимире

Храм открыт для посетителей шесть дней в неделю: с 7-00 до 20-00. Нерабочим днём является понедельник. Групповые экскурсии проводятся с 13-00 до 16-45 в перерыве между дневными и вечерними службами. Их расписание зависит от церковного календаря.

Собор находится в шаговой доступности от авто и железнодорожного вокзалов. Следует спуститься по Коммунальному спуску и повернуть налево. Время в пути составит 15-20 минут.

История Успенского собора

Главный храм времён Владимиро-Суздальской Руси, в котором на княжение венчались московские и владимирские князья, включён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот уникальный памятник XII в., в котором сохранились подлинные работы Андрея Рублёва, ныне является государственным музеем – заповедником.

Первоначальный храм 1158-1169 года

Успенский собор во Владимире строился при Андрее Боголюбском, мечтавшем сделать его главным храмом Руси. Церковь возводили не только мастера со всех русских земель, но и иноземцы. Немецкие строители были присланы лично Фридрихом Барбароссой. Из Киева прибыли специалисты по кирпичной кладке, из Приднепровья — мастера белокаменной техники, из Греции и Галича — золотильщики. Место было выбрано в южной части города, на Клязьме.

Строительство началось в 1158 году, 5 апреля. Здание из известняка, украшенное белокаменной резьбой, поднялось на 5 метров выше Софийского храма в Киеве. Уже к 1160 году здание церкви было полностью отстроено, в 1161-м — расписано. Вверх устремился четверик, обшитый листами из золочёной меди. Высота центральной главы составляла 32,3 метра. С трёх сторон были устроены входные порталы, фасад декорирован сложными пилястрами и по горизонтали расчленён арочным фризом на два яруса.

Попавшие внутрь сравнивали великолепие собора с храмом Соломона в Иерусалиме. Золотые и серебряные люстры отражались в плитах из мозаики, которые покрывали пол. Они были сделаны из меди и цветной майолики. Своды и стены храма были расписаны фресками, а над алтарём возвышалась площадка для чтения проповедей, выполненная из золота и серебра.

2019 04 06 035 03 002

Перестройка собора в 1186-1189 годах

В 1185 году в городе случился пожар, и Успенский собор серьёзно пострадал. Зодчие отреставрировали здание, укрепив его пилонами и обнеся вторым рядом каменных стен. Новый «футляр» с южной, северной и западной сторон был присоединен с помощью арок. Помимо образовавшихся боковых галерей, была увеличена площадь алтаря, собор стал более вместительным (30,8 х 30 м) и пятинефным.

Реставрацией на протяжении 4 лет занимался младший брат Андрея Боголюбского, князь Всеволод по прозвищу Большое Гнездо. Годом создания собора считается 1158-й, но в северной галерее захоронены оба брата, которых почитают как создателей святыни.

Дальнейшая история собора

Храм во Владимире выстоял, однако серьёзно пострадали стены и особенно живопись. Были разграблены и уничтожены святые реликвии. Восстановление церквей и величия Руси началось после победы на Куликовом поле. Князь Василий, сын Дмитрия Донского, в 1408-м пригласил двух известных мастеров — Даниила Чёрного и Андрея Рублёва, которые вновь расписали стены собора фресками.

Во 2-й половине XVIII в. Владимир посетила Екатерина II, выделившая деньги на обновление собора. 14 тысяч рублей были потрачены на иконостас, выполненный в стиле барокко. На протяжении XVIII–XIX вв. внешний вид храма также претерпел серьёзные изменения. Была построена колокольня с золочёным шпилем, которая соединялась с собором приделом в честь Георгия Победоносца.

В конце XIX–XX вв. в соборе осуществлялась научная реставрация, в результате которой восстановлены фрески Рублёва, покрыты позолотой купола, очищен белый камень. Последний раз работы проводились в 70-80-е гг. XX столетия.

Современное состояние собора

Сегодня крестово-купольный пятиглавый храм соединяет в своём облике два строительных этапа: древнее трёхнефное ядро и равные ему по площади двухъярусные галереи, образовавшие два дополнительных нефа.

pict0035

Архитектура и убранство собора

Объёмно-пространственное решение святыни — четверик с хорами, которые имеют позакомарное покрытие. Завершаются они шлемовидными главами. Полукруглые апсиды находятся на одном уровне с четвериком, внутреннее пространство которых заполнено шестнадцатью столпами.

Фасады разделены на прясла полуколоннами, каждый участок стены также имеет позакомарное завершение. Окна щелевидной формы и умеренное украшение двухъярусного фасада рельефами лишь подчёркивают красоту белого камня. Он использовался и для фундамента, в основе которого положены несколько рядов булыжников. В архитектуре собора можно видеть сочетание элементов классики (спаренные колонны колокольни) и псевдоготики (стрельчатые арки). Общий стиль храма носит название русской романики.

Что расположено внутри

Собор поражает своим великолепием. Молельня украшена скульптурами людей и животных. В хоры храма путь лежит через лестничную башню, которая примыкает к западному пряслу. Стены гладкие, но их лаконичность разбавляют рельефы из святилища Андрея Боголюбского. С юго-западной стороны можно видеть фигуры двух святых — Артемия и Авраамия. Они расположены на заиконостасных столпах.

Внутри восхищает буквально всё: обилие золота и серебра, мозаичные полы, деревянные двери с декоративными элементами, вычурный барочный стиль.

Иконостас

Это архитектурное сооружение впечатляет своими грандиозными размерами — его высота более 20 метров. Имеющий пирамидальное построение, иконостас выполнен в три яруса: местный, деисусный и праздничный. Он включает 123 иконы, написанные на липовых досках масляными красками. Каждая является произведением искусства. Деисусный ярус представлен пятнадцатью трёхметровыми иконами, разделёнными профилированными поясами (по горизонтали) и колонками с пилястрами (по вертикали).

Завершением иконостаса служит горельефное изображение Саваофа с восемью скульптурами ангелов, которые увенчивают композицию с разных сторон. Художественную ценность представляет также изображение «Благовещенья» с резными царскими вратами. Резьба в виде цветочных гирлянд, листьев аканфа, плодов винограда и граната очень объёмна, из-за чего создаётся игра света, дополняемая бликами золота.

uspenskiy sobor vo vladimire 21

Святыни, реликвии

Почти 90% настенных росписей выполнены в XIX в., однако в результате реставрации были обнаружены и восстановлены фрагменты композиции, принадлежащей Андрею Рублёву. Это «Страшный суд» 1408 года.

Важно. Храм долгое время оставался местом хранения Владимирской иконы Божией матери, привезённой ещё Андреем Боголюбским к открытию святыни из Вышгорода. Икона руки евангелиста Луки, на которой Богородица изображена за трапезой вместе с Иосифом Обручником и сыном Иисусом, находилась в соборе до 1395 года. Сегодня её можно увидеть в храме при Третьяковской галерее.

В отдельной раке хранятся святые мощи Андрея Боголюбского, а в некрополе Успенского собора можно также обнаружить высохшие останки других великих князей — младшего брата Всеволода, Юрия Всеволодовича, Глеба Муромского и других. Здесь же погребения более 40 представителей княжеского и архиерейского сословий. Для этих целей в галерее оборудованы специальные ниши. Среди погребённых митрополит Максим, известный тем, что перенёс во Владимир кафедру из Киева. Это произошло в 1299 году.

Интересные факты об Успенском соборе

Православный храм был действующим всегда, исключение составляет послереволюционный период. С 1917 по 1944 год службы не проводились, однако прихожане и священники успели отличиться в годы Великой Отечественной и получить награду от И. Сталина. Им удалось собрать огромное количество ценностей, которых хватило на целую танковую колонну.

Интересные факты связаны также с иконой Владимирской Божией матери, у которой на княжение венчались Дмитрий Донской и Александр Невский — два выдающихся русских полководца. По легенде, святыню подняли в воздух и облетели с ней на самолёте вокруг Москвы накануне решающих сражений за столицу. И сделано это было по приказу Сталина.

Полезные советы для посетителей

Поклониться святым мощам во Владимире, побывать в уникальном памятнике белокаменного зодчества XII в. и отстоять службу в город стекается огромное количество паломников и туристов. Учитывая, что храм является не только музеем-заповедником, но и действующей церковью, следует соблюдать ряд правил:

Вход в музей-заповедник платный, фотографирование запрещено.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Колокольня на территории храма считается географическим центром города Владимира, хотя никто не считал расстояние специально. Адрес Успенского собора: ул. Большая Московская, 56. Это в шаговой доступности от авто и железнодорожного вокзалов. Следует спуститься по Коммунальному спуску и повернуть налево. Время в пути составит 15-20 минут.

Режим посещения

Храм открыт для посетителей шесть дней в неделю: с 7-00 до 20-00. Нерабочим днём является понедельник. Групповые экскурсии проводятся с 13-00 до 16-45 в перерыве между дневными и вечерними службами. Их расписание зависит от церковного календаря.

Успенский собор за свою историю пережил многое. При этом продолжает духовно напитывать прихожан через Слово Божие. Любой посетитель имеет здесь возможность проникнуться не только историей русской земли, но и прикоснуться к истокам православия.

Источник

  • Кто сильнее, AnTuTu тест SNAPDRAGON 855+ против APPLE A13 BIONIC
  • Как обновить версию Android на китайском iPhone
  • Обзор копии Samsung Galaxy S7
  • Как выбирать смартфон или телефон с высокой степенью защиты
  • Характеристики и плюсы копии iPhone X

  • Справочник номеров и подарков