Что хранит человеческая память изложение текст сжатое
Текст, начинающийся словами «Что хранит человеческая память?» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.
Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяженность.
А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом.
Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
1. Мы не всегда можем объяснить, почему в нашей памяти живут те или иные воспоминания.
2. Прошлое не станет безжизненным, если оно наполнено ощущениями и переживаниями.
3. Через воспоминания наша жизнь связана с жизнью других людей.
4. Благодаря способности помнить жизнь наполняется смыслом.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
ИК1: Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все
важные для его восприятия микротемы
2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
упустил или добавил 1 микротему.
1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
упустил или добавил более 1 микротемы.
0
ИК2: Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на
протяжении всего текста.
3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для
сжатия 2 микротем текста.
2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для
сжатия 1 микротемы текста.
1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.
0
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
— в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и
допущена 1 логическая ошибка,
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Что хранит человеческая память изложение текст сжатое
Текст, начинающийся словами «Что хранит человеческая память?» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.
Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяженность.
А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом.
Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
1. Мы не всегда можем объяснить, почему в нашей памяти живут те или иные воспоминания.
2. Прошлое не станет безжизненным, если оно наполнено ощущениями и переживаниями.
3. Через воспоминания наша жизнь связана с жизнью других людей.
4. Благодаря способности помнить жизнь наполняется смыслом.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
ИК1: Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все
важные для его восприятия микротемы
2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
упустил или добавил 1 микротему.
1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
упустил или добавил более 1 микротемы.
0
ИК2: Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на
протяжении всего текста.
3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для
сжатия 2 микротем текста.
2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для
сжатия 1 микротемы текста.
1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.
0
ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
— в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и
допущена 1 логическая ошибка,
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.
Шаблоны для сочинения части 3. С2.1
1. Зачем нужны запятые?
Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении : («:») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении : («:») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)
2. Зачем нужно двоеточие?
Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.
Также оно может отделять прямую речь от слов автора.
Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.
3. Зачем нужно тире?
Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.
Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.
Также оно может отделять прямую речь от слов автора.
Тире используется в бессоюзном сложно предложении.
Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.
4. Зачем нужна пунктуация?
Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.
Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении : («:») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении : («:»)
Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.
5. Зачем нужна орфография?
Без орфографии в языке не обойтись.
Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении : слово «:» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной :,) А если бы мы написали это слово «:», то предложением получило бы совсем другой смысл. :
Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.
«Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.
Вот предложение 8 текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда.
Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения.
Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29).
Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении 12, например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении 3 запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст.
Так что знаки препинания на письме необходимы, прав Антон».
В работе дан анализ функций знаков препинания, свидетельствующий о довольно высоком уровне филологической подготовки экзаменуемого. Здесь не только указаны смысловая и интонационная функции пунктуации, но и приводится структурно-грамматическая дифференциация знаков (выделяющие и разделительные знаки). Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено.
Логика нигде не нарушена, речевые связки между предложениями и абзацами текста есть, абзацное членение соответствует микротемам.
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)»Зарабатываю на скрипку».
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку. «
Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения
Написание экзаменуемым сочинения-рассуждения проверяет прежде всего умение
создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.
Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам.
При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.
Писать сочинение по следующей схеме:
О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Музыка также обладает особенностью оказывать заметное воздействие на эмоциональное состояние человека. Именно этим вопросам посвящен отрывок из произведения В.П.Крапивина «Бронзовый мальчик» 1994г. Музыка еще с первобытных времен была одной из мощнейших причин, побуждающих человека к тем или иным действиям: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку. «
2 вариант вступления.
Тезис (основная мысль,)
Во-первых, мне кажется, потому, что «девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое».
Во-вторых, Кинтель «был способен на душевные порывы».
Мальчик побрел домой, унося в душе что-то теплое, щемящее, доселе неизвестное. Не случайно автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка».Такая форма слова говорит о серьёзном и уважительном к скрипачке. Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной и глубокой. Завороженный, восхищенный Кинтель долго ещё слышал скрипку.
Я думаю, что когда Кинтелю было грустно без причины, он всегда вспоминал эту музыку и девочку, которая от музыки была неотделима. И девочка со скрипкой осталась в памяти как что-то волшебное, полусон какой-то или сказка о Дюймовочке.
Например: трава, папоротник, понятие, в отношении к другому понятию выражающее подвид, более конкретное понятие. В отношении некоторого множества объектов, гипонимом является понятие, отражающее подмножество к исходному.
Рекомендации по квалификации ошибок
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Прочитав текст, мне многое стало ясно; Ознакомившись с рассказом, меня взволновала мысль; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный ) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен (см. примеры выше). Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, как-будто, полапельсина.
Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочетов, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы.
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующее место из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни ( Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
— Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже ).
Подготовка к ГИА. Тренировочные изложения и образцы ученических работ. Информация для экспертов.
Текст для изложения.
Что хранит человеческая память? Вообще, зачем помнить о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его первая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая её объёмной, глубокой, осмысленной.
Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое – это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь – не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяжённость.
А ещё через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни как будто дополняется объёмом: я не один в моём прошлом.
Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя её частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.
Проверка и оценивание задания С1.
Мы помним то, что наполняет нашу жизнь, делая её более объёмной, глубокой, осмысленной.
Память оживляет прошлое и даёт ощущение протяжённости жизни.
Эта протяжённость дополняется объёмом за счёт того, что воспоминания связывают жизнь человека с жизнью других людей.
Через личные воспоминания, связанные с историей страны, человек ощущает свою причастность к течению жизни, что наполняет его существование смыслом.
Образцы ученических работ для проверки задания С1.
Что хранит человеческая память? Зачем помнить о том, чего уже нет? Память хранит детали, лица, картины, поскольку их нет и вернуть их невозможно. Живут и незаметно наполняют наши жизни, делает её объёмной, глубокой, осмысленной.
Я помню всё что когда-то было и в моих ощущениях это не унылый перечень дат. Следовательно я живу не только сейчас но и в прошлом, моя жизнь не мгновение, она обретает протяжённость.
А ещё через воспоминания моя жизнь связывает других людей. Я помю лица, храню разговоры и встречи. И протяжённость моей жизни наполняется объёмом. Я не один в своей жизни.
Но в моих воспоминаниях несут на себе отпечаток уходящей эпохи. А это значит я стал причастен к истории. Я чувствую себя их частью благодаря способности помнить, моя жизнь наполнилась смыслом.
Что хранит человеческая память? Вообще, зачем помнить то, чего нет? Разве кому-то важно как научился писать, в каком платье была его любимая учительница. Наша память хранит множество вещей, лица друзей и близких, которые уже лишены смысла и вернуть их уже невозможно. Воспоминания живут и делают нашу жизнь объёмной и упорной.
Я помню то, что было когда-то. Жизнь не мгновение. Следовательно я живу не только сейчас, но и в прошлом.
Через воспоминания моя жизнь связана с лицами других людей. Я помню лица, жесты, разговоры. Я не один в моём прошлом.
Я причастен к истории через личные воспоминания, отпечаток прошедшего времени уходящей эпохи. Я не Иван, не помнящий родственность течении общей жизни. Я помню, и в моей жизни есть смысл.
Что хранит человеческая память, зачем мы помним то, чего уже нет, что нельзя вернуть? Врятли кто-то помнит, как учился писать, в каком платье ходила его любимая учительница, какой дом стоял на месте торгового центра. Наша память хранит множество картин, которых нет, но они наполняют нашу жизнь.
Я помню прошлое, значит, оно не безжизненное, это череда жизненных ситуаций. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом сейчас. Он обретает протяжённость.
Я помню лица своих друзей, а значит, я не один в своём прошлом. Но мои личные воспоменания несут на себе оттенок прошлого, связанного с историей моей страны.
Благодаря моей способности помнить моя жизнь яркая и красочная. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, причастный к жизни народа.
Текст для выполнения задания С2.
(4) Я прошёлся по комнатам, вышел во двор. (5) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги. (6) Когда-то эта узкая полоска между сараем и огородом служила нам футбольным полем, тут мы проводили и нашу дворовую олимпиаду. (7) Теперь она заросла высокими ромашками, одуванчиками.
(8) По одну сторону дорожки – кусты малины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. (9) А на другом конце, у сараев, стояли два шиферных вигвама могикан. (10) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала. (11) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю, и стало светло. (12) Мы кинулись к окну, а рябины нет.
(15) Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли. Пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет. (16) В этом тёмном уголке – самодельные качели.
(17) К амбару пристроен курятник. (18) Кур, правда, тут давно нет.
(19) При игре в прятки это было самым укромным местом. А вечером туда вообще заходить боялись.
(20) Налево от дорожки – огород. (21) Вернее, это был сад-огород.
(22) Тут росли семь яблонь, чёрная смородина, крыжовник, клубника, огурцы, помидоры, картошка, лилии, гладиолусы, флоксы, тюльпаны и, может быть, что-нибудь и ещё. (23) В углу сада стояла беседка.
(24) Как счастливо жили мы в этом доме! (25) Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26) Но с течением времени всё сильнее вкладывается мысль: было ли это в яви или когда-то приснилось?
(27) Конечно, дом – это воспоминание. (28) Это – детство.
(29) теперь дом сломали – детство кончилось.
(30) Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло детство. (31) И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.
Образцы ученических работ для проверки задания С2.2.
Задание: Как вы понимаете смысл последних предложений текста «Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло детство. (31) И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же»?
Последние предложения в тексте говорят нам о том, как они дорожат своим домом, помнят все мгновения, проведённые в нём и хотя, чтобы всё было, как раньше.
Дом, в котором автор провёл своё детство ему запомнился на всю жизнь «Конечно дом – это воспоминание». Потеряв дом, он потерял единственное, что связывало его с детством «Теперь дом сломали – детство кончилось…» Но несмотря ни на что нужно стараться сохранить свои воспоминания.
Смысл последнего предложения, что этому человеку хотелось бы вернуться в свои счастливые моменты жизни – в детство.
Он хотел бы сделать свой будущий дом таким же как и в детстве. (5-6) Чтобы его сарай и двор, и даже деревья, были те же самые. (8-10) Для него и для его брата это были лучшие моменты их жизни. (24-26)
Смысл последних предложений текста я понимаю так, что ребята любят те места, где они родились и выросли, где прошли лучшие годы их детства.
Рассказчик с радость рассказывает о родных местах. «По одну сторону дорожки – кусты малины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов». Он сожалеет, что детство закончилось, а на месте дома, в котором они жили, построили многоэтажные дома. «Конечно, дом – это воспоминание. Это детство. Теперь дом сломали – детство кончилось». Им пришлось уехать.
Уезжая братья дали обещание, что когда вырастут обязательно построят дом, похожий на тот, в котором они жили. И чтоб сад, и сарай был. Ведь только здесь они чувствуют себя детьми.
Классификация ошибок, исправляемых и учитываемых в системе оценивания заданий
Грамматические ошибки
Вид ошибки
Трудолю бим ый, над смехаться
Ошибочное образование формы существительного
Многие чуд а техники, не хватает врем я
Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее, красивше
Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями
Ошибочное образование формы местоимения
Ошибочное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.
Нужно сделать свою природу более красивую.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества.
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Речевые ошибки
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства ).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма: движет);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
6) Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
3) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
3) ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься. Антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явления).
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Есть работы, в которых были допущены грубые логические ошибки. Эти логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:
1) сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
2) в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.
Завершение работы (концовка) не служило выводом из сказанного, не подводило итог, часто было совсем не мотивировано исходным текстом.
Ошибки фактические (фоновые)
В работе выпускника могут встречаться ошибки в фоновом материале:
– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п., то есть приводятся факты, противоречащие действительности, напр. «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»); «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии»;
— неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского), Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.
Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».
Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
Когда ошибка не должна влиять на оценку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах ( рэкет, пленэр ) и после гласных в собственных именах ( Мариетта ).
Прописная / строчная буквы
— При переносном употреблении собственных имен ( Обломовы и обломовы ).
Слитное / дефисное / раздельное написание
— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум ( ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант ).
— На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную ).
— Тире в неполном предложении.
— Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
— Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
— Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
— В передаче авторской пунктуации.
Открытый урок по теме «Имя числительное» в 6 классе.
(повторительно-обобщающий)
Цель : обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; повторить грамматические признаки имени числительного; учить школьников правильно употреблять числительные в устной и письменной речи; обогащать словарный запас учащихся, воспитывать интерес к изучению родного языка через ознакомление с новыми сведениями о числительных.
1. Вступительное слово и постановка цели урока перед учащимися.
Доклад хорошо подготовленного ученика о роли цифр в нашей жизни.
(учитель может рассказать сам).
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра говорит с нами об очень многом: она знает, сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она знает, сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки выпивают в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни.
Мы постоянно сталкиваемся со счётом. Сегодня урок будет посвящён числительным. Наряду с повторением ранее изученного об этой части речи мы узнаем много нового.
— Что такое имя числительное?
— Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
— На какие 2 группы делятся числительные?
— Назовите разряды количественных числительных.
— Как склоняются порядковые числительные?
— Как склоняются составные количественные числительные?
— Какие числительные имеют только 2 падежные формы?
— В каких числительных пишется мягкий знак в середине?
3.Определите,к какой части речи относятся данные слова.