Интонация — это способ достучаться до собеседника
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ИНТОНАЦИЯ.
Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.
Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.
Интонация – это.
Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.
Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.
Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.
Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.
Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.
Примеры
Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».
Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:
Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.
А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:
Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)
И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.
Виды интонаций
Все интонации делятся на три больших категории:
Повествовательная интонация
Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.
С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.
В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.
Вопросительная интонация
Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.
Почему ты не сделал домашнее задание?
В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.
Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)
Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.
Восклицательная интонация
Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.
Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!
Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.
Какие бывают предложения по интонации
По интонации предложения разделяют на:
Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
Мама, суп очень вкусный.
Наступила ночь, за окном засияли звезды.
Мама приготовила очень вкусный суп.
Если вы вспомните, какие бывают предложений по цели высказываний, то сложив их с интонационными вариантами мы получим следующую картину:
Вместо заключения
Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.
Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.
Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.
То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Без интонации даже самая умная речь будет казаться монотонной и скучной, да человек и не может говорить без интонаций, хотя читать с выражением стихи не каждому дано.
С помощью интонации можно передать даже больше информации, чем через слова. Но, важно чтоб собеседник был расположен воспринять посыл.
У родителей часто в общении с детьми и дома, и на улице одна интонация — крик. Это очень печально. Я вот вспоминаю, как повышала голос на сына, и мне стыдно(((
Чтобы интонация была, нужно точно понимать суть того о чем говоришь, ну и верить в то о чем говоришь.
Все о интонации
Валентина Тюнина
Все о интонации
Интонация и ее основные элементы
Интонация всегда присутствует в речи, без интонации устная речь невозможна. Нередко интонация во фразе служит единственным средством выражения определенных элементов значения.
Интонация речи, или голосовое поведение, — это форма несловесного общения. Несловесное общение на уровне интонаций голоса означает отделение голосовой информации от информации словесной. Конечно же, между этими двумя типами информации существует разница. Голосовая информация — та часть значения послания, которая теряется, когда речь записывается, а не произносится. Словесная и голосовая части посланий не всегда передают один и тот же смысл или чувство.
Дополнительные сведения могут быть извлечены из чужих слов и добавлены простым изменением интонаций. Такие перемены характеристик голоса могут полностью изменить значение или эмоциональный смысл одной и той же группы слов.
Некоторые люди говорят медленно, громко или отчетливо от природы. Когда эти люди изменяют свои обычные голосовые характеристики, они передают какую-то дополнительную информацию.
Вот основные голосовые характеристики:
1. Ударение – повышение или понижение голоса для передачи смысловых оттенков высказывания. Усиление на одном из слов высказывания (логическое или фразовое ударение) определяет смысл всего предложения (например, «сестра подарила ему книгу», логическое ударение, падая на разные слова, придает следующие оттенки данному высказыванию — «сестра (не брат) подарил ему книгу», «сестра подарила (не отобрала) ему книгу», «сестра подарила ему (не другому) книгу», «сестра подарила ему книгу (не что-либо другое)» и т. п.
2. Ритм — течение, темп и движение голоса. В основе ритмики человеческой речи лежит его природный ритм, который характеризует деятельность организма и в частности дыхание. Насколько процесс дыхания ритмичен, настолько ритмична и человеческая речь.
3. Высота тона — натяжение или расслабление голосовых связок (например, нервный смех); высокий или низкий звук.
4. Громкость — степень громкости или интенсивности голоса.
5. Чистота — четкость артикуляции и выговаривания слов (дикции).
Экстралингвистикой называют включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
Сам голос содержит в себе много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.
Что несет в себе интонация?
В разных ситуациях мы говорим по-разному (скороговорка — это одно, а чтение доклада — другое, но помимо этого, интонация каждого человека индивидуальна, почти как отпечаток пальца. Благодаря этому, а не только тембру, мы мгновенно узнаем в телефонной трубке голос позвонившего нам знакомого.
Но хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. То, как человек что-то произносит, может иметь большое влияние на то, какой смысл он вкладывает в слова. В качестве примера можно привести сарказм — прием, когда информация, передаваемая интонациями голоса, имеет далеко не тот смысл, который несут слова.
Очень тесная связь, которая существует между интонацией и смыслом предложения, делает ее одним из важнейших элементов коммуникации. Для понимания предложения не обязательно точное узнавание всех его слов. Контекст зачастую помогает восстановить в уме нерасслышанное слово, и если даже это «восстановление» не происходит, все равно понять предложение в целом вполне возможно. Безусловно, интонация играет в этом непоследнюю роль.
В интонации различаются два аспекта: первый можно определить как коммуникативный, поскольку интонация нам показывает, является ли высказывание, например, законченным или незаконченным, содержит ли оно вопрос, восклицание и т. д. Второй можно назвать эмоциональным, оно состоит в том, что в интонации заключено определенное чувство, которое отражает эмоциональное состояние говорящего, намерение определенным образом воздействовать на собеседника и т. п.
То, как в беседах человек изменяет любую из голосовых характеристик, может значительно изменять чувства или эмоциональный план послания. Далее приводится примерный анализ чувств и эмоций, которые могут передаваться простыми изменениями голосовых характеристик.
Раздражение — большая громкость, порывистость речи, неравномерная интонация. Скука — средняя или низкая громкость, тягучесть, немного замедленный темп, нисходящая интонация, отсутствие четкости. Нетерпение — повышенный тон, оживленность речи, быстрый темп. Радость — большая громкость, быстрый темп, восходящая интонация. Изумление — восходящая интонация. Печаль — малая громкость, плавность, небыстрый темп, нисходящая интонация, нечеткость, мягкий и приглушенный голос. Недоверие — высокий тон, протяжная речь.
Таким образом, интонация несет в себе огромную смысловую нагрузку, беря во внимание оба вышеизложенных аспекта. Чтобы распознавать значение интонаций собеседника чаще всего человек не прикладывает особых усилий, однако если тщательней прислушаться к ним, можно услышать изменения в голосе, на которые влияют психофизическое состояние человека и точнее понять его настроение, самочувствие, присутствие волнения и др.
Проблемы в исследовании интонации
«Вообще, интонация, может быть, самая загадочная область фонетики. Исследования интонации только-только начинаются. Поэтому здесь, скорее, мы можем делать какие-то предположения. Есть различные фонетические характеристики того, что, действительно, формирует звуковой образ собеседника, в частности, может быть, нам не очень приятного во время разговора, а может, наоборот, — сразу располагать. Владение этим аппаратом — почти всегда интуитивное — очень помогает человеку в коммуникации»
Некоторые исследования говорят о том, что формы и виды выражения эмоций являются общими для всех людей. Однако существуют факты, свидетельствующие о том, что интонация одних и тех же чувств может различаться у народов с разными языками. Когда мы слышим иноязычную речь (даже при хорошем знании нужного языка, от нас могут ускользать тонкие оттенки смысла, которые передаются нам незнакомыми интонационными средствами. Общеизвестно, как иногда бывает трудно, например, понять на чужом языке шутку или иронию, а также выразить оттенки таких чувств как удивление, раздражение, или же доверие, недоверие и т. д., которые чаще всего передаются только интонацией. Ни для кого не секрет, что труднее всего иностранцы улавливают именно интонацию.
Исследуя интонацию, противопоставляя ей лексико-грамматические средства, лингвисты приходят к весьма интересным выводам.
С одной стороны, по мнению А. М. Пешковского, между интонационными и грамматическими средствами существует такая зависимость: чем ярче какое-либо значение передается грамматически, тем слабее оно выражено интонационно, и наоборот, если нет никаких грамматических средств передачи значения, интонация, являясь единственным средством, выражена очень ярко. В качестве примера, сравнивая повествование и общий вопрос, отличающиеся друг от друга только интонационно («Он слушает музыку» и «Он слушает музыку?», видно, что они характеризуются максимальными интонационными различиями. А специальный вопрос, где значение вопросительности передается специальным вопросительным словом (Что он читает) будет отличаться от повествования значительно меньше. Это мнение получило в фонетике название «принцип компенсации Пешковского».
С другой стороны, многочисленные наблюдения говорят о том, что в языке есть группы слов, которые как бы обязательно определяют необходимую интонацию. Например, слова «вздрогнул», «испугался», «закричал» предполагают определенное интонационное оформление высказываний, содержащих эти и подобные им слова («Он испугался и закричал», тогда как слова «мечтательно», «нежно», «вежливо» предполагают совсем иное интонирование содержащих их высказываний («Он нежно коснулся ее щеки»).
Кроме этих трудностей, неизбежно встающих при исследовании интонации, нужно упомянуть еще и такие, как зависимость интонационных характеристик высказывания от индивидуальных особенностей говорящего, таких как его настроения, состояния здоровья, от того, в какой ситуации происходит разговор, какой тип речи — монолог или диалог — реализуется в данной конкретной ситуации.
Поэтому, принимая во внимание все эти проблемы, трудно классифицировать огромное количество голосовых колебаний и тонкостей в интонации, учитывая, что в каждой языковой среде они могут восприниматься по-разному, и трудно, чтобы все люди воспринимали одну и ту же интонацию однозначно.
Интонация – способ управления людьми?
Когда мы общаемся с людьми, чтобы передать им свое отношение к ним или к обсуждаемому вопросу, существует множество способов. Например, выразить свою признательность или неприязнь партнеру мы можем мимикой лица, жестом руки, позой, молчанием, словом, действием и, конечно, интонацией. Когда нам необходимо передать человеку свое настроение, мы не задумываемся, какой из этих способов выбрать. Подсознательно мы сами выбираем всегда понятное собеседнику действие. А когда мы говорим, наши слова сопровождает определенная интонация, которая способна выполнять последовательно или одновременно несколько функций. Например, интонацией можно выразить свою готовность к активным поступкам, можно продемонстрировать свое превосходство, а можно усыпить бдительность партнера.
Интересно, что нас с детства учат ходить, говорить, петь и рисовать, но совсем не учат управлять своими интонациями. Умение это как-то само приходит к нам, поэтому, возможно, мы не пытаемся его развивать и улучшать. Скорее всего, зря, ведь интонацию сегодня специалисты считают мощным коммуникативным средством.
Зная механизмы влияния интонаций на смыслы сообщений, можно, несмотря на свое психофизиологическое состояние, и вводя в заблуждение партнера, придавать сообщениям нужные именно вам смыслы.
Немногим нравится, когда другие люди на них кричат или унижают, говоря с ними соответствующим тоном. Резкость, раздражительность и обращение свысока — вот лишь некоторые из видов отношений, крайне легко передающиеся с помощью интонаций, и которые помимо нашей воли легко овладевают нами. Интонации вашего голоса должны быть приятными, радостными, дружескими и открытыми без каких-либо попыток подчинения или убеждения. Часто они оказывают большее воздействие, чем произнесенные вами слова. Хорошим примером является общение с животными. Животное примет пренебрежительное замечание, если оно произнесено дружественным тоном, но прореагирует отрицательно, если положительные замечания высказать недовольным тоном. Как ни удивительно, но люди мало отличаются в этом смысле от животных.
Чтобы добиться внимания слушателей и иметь убедительную силу в своих высказываниях, безусловно, нужно уметь говорить уверенным голосом. Для этого необходимо добиться сильного, глубокого голоса, говорить ясно и отчетливо, проявлять энтузиазм, выбрав соответствующие высоту тона, громкость и модуляцию, менять голосовые характеристики, делая так, чтобы слушать было интересно, то есть не говорить монотонным голосом, а также говорить в естественной манере и свободно.
Заключение
Речь без интонации абсолютно невозможна, интонация выражает психо-эмоциональный фон человека в момент произнесения слов и является незаменимым средством самовыражения, ибо даже некоторые средства словесности (такие как ирония например) потеряли всякий шанс на существование. Коммуникативность и эмоциональность интонации делает ее незаменимым инструментом в невербальном общении, оправдывая поговорку о том, что важно не то, что ты произнес, а то, как ты это сделал.
Речевая интонация являет собой очень сложную структуру различных голосовых инструментов, сочетающихся между собой во время произнесения словесных конструкций, которые человек сам субъективно и чаще всего неосознанно выбирает, выражая тем самым своё внутреннее отношение к произносимым словам или же к собеседнику, поэтому ее роль в системе коммуникаций между людьми очень велика, однако трудна в изучении. Интонационные колебания сложно классифицировать, ее особенности различны в разных языковых средах, однако люди без труда распознают по ней психические состояния собеседников, будто в подсознании у них есть невидимые подсказки. Безусловно, это помогает посылать и получать колоссальные потоки информации, значимость которых можно оценить, сравнив устную речь с той же, но записанной на бумаге. Из этого можно сделать вывод, что управляя интонацией голоса, возможно контролировать треть доносимой вами информации до слушателей, что не может не пригодиться в жизни каждого человека.
Интонация как важный элемент высказывания
Пименова Юлия
Интонация как важный элемент высказывания
Лингвистическое изучение интонации.
Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к партнеру.
Интонация трактуется как сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, интенсивность, темп, тембр, паузу и логическое ударение, служащих на уровне предложений для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных контрастностью.
Речевые паузы неодинаковы и различаются по продолжительности. Самые короткие связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. В среднем они длятся около 0,1 секунды. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Продолжительность их составляет в среднем 0,1-1,5 секунд. При этом паузы, которыми отделяются друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разделяющие самостоятельные законченные предложения.
Тембр определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека. В это понятие обычно вкладывается значение звонкости, звучности голоса. Имеется в виду чистота, яркость звучания. И если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является сугубо индивидуальным. С другой стороны тембр рассматривается как такое качество голоса, которое характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. В данном случае тембр служит изменениям окраски голоса человека при выражении различных эмоций.
Одним из компонентов интонации является темп. Темп (длительность) характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой. Темп произнесения обусловлен содержанием высказывания,функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие смысловую нагрузку. Помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие темпа речи.
Темп речи, являясь одной из индивидуальных характеристик говорящего, определяется стилем произношения, который обусловлен ситуацией общения. В таком случае темп речи рассматривается как скорость артикуляции и измеряется числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Так, Л. А. Чистович считает, что темп существует «как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы» и что «человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов, удерживать его на постоянном уровне».
Выделяют три основных вида речевого темпа: медленный, нормальный и быстрый. Являясь индивидуальной характеристикой говорящего, темп речи не постоянен. У одного и того же человека он может быть как стабильным, так и изменяющимся. Причем, стабильный темп речи может реализоваться только на коротких сообщениях. Ускорение или замедление темпа речи, характеризующееся резким отклонением от средних величин, мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Основным компонентом интонации принято считать мелодику, которая характеризуется относительным изменением высоты основного тона голоса, его понижением или повышением. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. Мелодика служит средством членения речевого потока, а также связующим элементом его отдельных частей. Более чем другие компоненты интонации,мелодика определяет коммуникативный тип предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное, незавершенного повествования.
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: А. Н. Гвоздев, Е. М. Хватцев, Н. Х. Швачкин и др.
Е. М. Хватцев в своих исследованиях выделяет, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т. п.Они вызываются всякого рода неприятными для организма младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение, боль.
Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии, умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются голосовые органы, в том числе и дыхательные, так как при крике, как и при речи, выдох длиннее вдоха.
К началу второго месяца младенец уже радостно «гукает», издавая невнятные, с кряхтением звуки, наподобие «гы», «кхы», а с третьего месяца в хорошем настроении начинают «гулить»: «агу», «бу»и позже: «мам, амм», «тль, дль». В гулении уже можно различить довольно ясные звуки речи.
С возрастом гуление сменяется лепетом, появляющимся в результате подражания речи взрослых. Ребенок как бы забавляется произносимыми звуками, наслаждается ими, а поэтому охотно повторяет одно и то же (ма-ма-ма, ба-ба-ба, на-на-на и т. п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые вполне правильные звуки и слоги речи.
Крик, гуление, лепет еще не является речью, то есть сознательным выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребенка и его потребностях.
Многократно повторяя звуки, ребенок упражняет свои органы речи и слух, а поэтому с каждым днем все чаще и лучше произносит эти звуки, их сочетания. Происходит тренировка, своеобразная подготовка к произнесению звуков будущей речи. Ребенок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первичное речевое общение ребенка с людьми.
Е. М. Хватцев отмечает, что ребенок все больше прислушивается к речи окружающих его взрослых, начинает понимать некоторые часто произносимые обращенные к нему слова, а затем, к концу первого года, не только понимать, но и, подражая, произносить отдельные, часто слышимые слова.
Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок внимателен к звучанию слов, и опирается в овладении звуками языка на слух и на артикуляцию. Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Таким образом, вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Затрагивая вопрос о функциях интонации, необходимо также отметить, что в выделении и характеристике этих функций больших разногласий у авторов нет.
Разные позиции отмечаются в решении вопроса о языковом статусе тех или иных функций. Интонациявыполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания; различает части высказывания в соответствии с их смысловой важностью, выделенностью; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.
Особенности интонационной выразительности речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследований, в которых подробно освещаются особенности интонационного оформления речи у детей с нарушениями речи в специальной литературе немного.
Отмечаются особенности психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после некоторых повторений. Наблюдаются склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.
Темп, и ритм речи взаимосвязан не только с речевой деятельностью, но и с общим мелкой моторикой; течение таких психических процессов, как память, внимание, мышление; процессами чтения и письма; эмоционально-волевой сферой.
Резко выражено нарушение ритма речи при дизартрии, так как при этой патологии нарушена не только произносительная, но и просодическая сторона речи, речевое дыхание, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
При дизартрии ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произношения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные, судорожные вдохи, активный выдох укорочен. Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и ритмоинтонационной стороны речи.
Нарушения просодической стороны речи чрезвычайно многообразны и специфичны для разных форм дизартрии. Чаще всего они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушение тембра голоса (глухой, назализированный, хриплый, монотонный, сдавленный) слабая выраженность голосовых модуляций (ребенок затрудняется менять высоту тона).
В. А. Ковшиков считает, что при таком нарушении речи как алалия, у некоторых детей наблюдаются особенности просодики, возникают остановки, замедление темпа речи, протягивание звуков. Такие нарушения ритма речи связаны с затруднением поиска звуковых единиц и правил их функционирования (слов, флексий, способов сочетаний). Нарушение структуры слога проявляется в ее упрочении, в сведении к конструкциям согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный.
Л. И. Белякова, И. З. Романчук отмечают, что у детей с речевыми расстройствами речь нарушается системно, в том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания. Для детей представляет значительную трудность выполнение заданий на преобразование повествовательных предложений в вопросительные; выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением, чтение сложных предложений; выделение интонацией заданного слова в предложении. Как отмечают авторы, у детей, страдающих общим недоразвитием речи, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации. У не говорящих детей эти нарушения касаются в основном коммуникативной функции интонации, которая выражает различное осмысление предложения в зависимости от контекста, ситуации общения и находится в единстве со словарным запасом и грамматическим строем речи.
У детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются отклонения в понимании интонации. У этих детей отмечались отдельные недочеты в произношении звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, в словах со стечение согласных.
Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.
Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка Деятельность творческой мастерской: «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ направленный на социализацию ребенка» Социальный.
Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного.
Игровая активность детей XXI века: квест-игра как элемент в системе развития ребенка Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.
Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание надо рассматривать как один из элементов воспитательного воздействия на детей.
Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области Пухова А. Н., воспитатель высшей категории, ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок» Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой.
Стихотворение о воспитании (зарифмованы высказывания детей — их ответ на вопрос: Как правильно воспитывать детей) Как надо воспитывать детей? (от лица ребёнка) Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем необычное родительское собрание! Родители, вам интересно.
Выставка результатов продуктивной деятельности детей и взрослых как элемент образовательной среды современного детского сада Дошкольный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест,.