Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 8. Что такое почва
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Почва – верхний слой земной коры.
Почвоведение – наука о почве.
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
2. Соедините изображения и названия животных.
Почва, ее состав и свойства. 3-й класс
Класс: 3
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер,
ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений, карточки с планом описания полезного ископаемого, презентация «Почва».
Литература:
1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир» Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель»
2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, изд-во «Астрель»
3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»
1. Организационный момент
– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.
2. Проверка домашнего задания
– Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему «Полезные ископаемые».
К доске вызываются учащиеся, получают образец полезного ископаемого и карточку с планом описания. Три ученика рассказывают о полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по плану (Приложение 3)
План:
1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.
3. Объявление темы урока. Введение в тему
1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
Приложение 1, слайд 5
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
Приложение 1, слайд 6
3) Это моя родная земля! (Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.)
Приложение 1, слайд 7
4) – Вспомните сказку “Репка”
– Где выросла репка? (В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется – почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы)
– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы детей)
Приложение 1, слайд 8
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
Приложение 1, слайд 9
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
Приложение 1, слайд 10
– Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
– Сделайте вывод:
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?
4. Изучение нового материала
– Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с.68.
– Что такое почва?
– Найдите определение в тексте. (Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.)
– Сможете ли вы назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы? (Там растут растения)
– Что такое перегной? (Отмершие растения и животные, самый плодородный слой земли.)
– Чем отличается почва от горной породы? (Только почва обладает плодородием.)
Приложение 1, слайд 12
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.
– Почему же почва плодородна?
(Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.)
Приложение 1, слайд 13
5. Практическая работа
– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит в состав почвы?
– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока:“Исследование почвы”
– Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений.
1. Названия предмета исследования …
2. Цвет …
3. Слой земли …
4. Состав …
– Заполните 1 строку листа наблюдений
Приложение 1, слайд 15
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный)
Приложение 1, слайд 16
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)
Приложение 1, слайд 17
Опыт 1.
– Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
Приложение 1, слайд 18
– Запишите в таблице (воздух)
Приложение 1, слайд 19
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
Опыт 2.
– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
Приложение 1, слайд 20
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
Приложение 1, слайд 21
Опыт 3.
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
Приложение 1, слайд 22
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду.
Приложение 1, слайд 23
Опыт 4.
– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
Приложение 1, слайд 24
– Запишите в таблицу.
Приложение 1, слайд 25
Круговорот веществ
Приложение 1, слайд 26
– Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.
Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
Приложение 1, слайд 27
– Запишите в таблицу. слайд 28
(Дети представляют и изображают, что происходило с растением)
Игра на внимание
– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.
(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.)
– Докажем, что в почве есть минеральные соли.
Опыт 5.
– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
Приложение 1, слайд 30
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы).
Приложение 1, слайд 31
6. Сообщение о Докучаеве
– Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)
1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)
– Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
– Это главное свойство почвы.
8. Итог урока
– Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.
Приложение 1, слайд 33
– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Что такое почва? стр. 64 – 68
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое почва и почему она нуждается в охране.
Рассмотри рисунок. Подумай, что такое почва. Какое значение она имеет для растений и животных? Какие животные живут в ней?
Почва — это самый верхний слой земли.
На нём растут растения и живут различные животные.
Земля даёт им жизнь и является для них домом.
В ней живут такие животные, как кроты, медведка, дождевой червь, мыши, личинки жука, сверчки, многоножки.
Практическая работа «Почва»
Определи цель каждого опыта, опиши его ход, сделай вывод.
Опыт 1. Цель определить есть ли в почве воздух.
Ход опыта: бросим кусочек земли в воду. Из него начнут выходить пузырьки газа.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Цель: определить, есть ли в почве вода.
Ход опыта: положим кусочек земли на тарелочку и будем её нагревать. Сверху поместим стекло. На стекле выступят капельки влаги.
Вывод: в почве есть влага.
Опыт 3. Цель: определить из чего состоит почва.
Ход опыта: продолжим нагревать землю. Появился неприятный запах. Это сгорает перегной, остатки растений и животных.
Вывод: почва состоит из перегноя.
Опыт 4. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: прокалённую землю бросим в стакан с водой и размешаем. Она оседает в виде песка и глины.
Вывод: кроме перегноя в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Цель: определить из чего ещё состоит почва.
Ход опыта: профильтруем воду, в которой некоторое время находилась земля. Воду нагреем и испарим. На месте воды останется белый налёт, это минеральные соли.
Вывод: в почве есть минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проверь себя
1. Что такое почва?
Это верхний плодородный слой земли.
2. Какой состав она имеет?
Она состоит из перегноя, песка, глины и минеральных солей.
3. Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, соли?
4. Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на её плодородие?
В земле обитают многие животные. Это млекопитающие — кроты и мыши, насекомые — личинки жуков, медведки, многоножки, черви.
Все эти животные улучшают плодородие, рыхлят землю и перерабатывают органические останки.
В почве также обитают бактерии, которые превращают органические останки в минеральные соли, ведь они нужны для роста растений. Бактерии тоже улучшают плодородие.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик главное свойство почвы.
2. Дома рассмотри почву в цветочных горшках. Найди в ней отмершие остатки растений. Прорыхли почву, чтобы воздух лучше поступал к корням. Не забывай поливать растения.
У меня дома есть несколько горшков с цветами. Растения роняют на землю лепестки цветков, засохшие листья, веточки. Всё это становится отмершими останками. Чтобы воздух лучше поступал к корням, землю в горшках нужно часто рыхлить. И, конечно, растения нужно регулярно поливать.
3. На основе схемы на с. 66 изготовь модель и с её помощью расскажи, что растения получают из почвы.
Для изготовления схемы возьмём растение из гербария, у которого есть надземная часть с листьями и корневая система.
Наклеим растение на лист бумаги. Обозначим границу раздела почвы и воздуха. Ниже границы раздела, в земле изобразим схематично кислород, который поступает к корням растения; воду, поступающую к корням; перегной, превращающийся в соли; и растворение солей в воде.
4. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя». Что нового о нём тебе удалось узнать из рассказа? Как ты относишься к дождевым червям?
Из рассказа я узнала, что черви выползают на поверхность после дождя не для того, чтобы искупаться, а потому, что им нечем дышать, в залитых водой норках.
Я узнала, что по ночам червь высовывает головы и ощупывает землю в поисках пищи. Он ест гниющие листья и травинки.
Дождевые черви роют огромное количество норок, в которых скапливается воздух. А воздух нужен растениям для дыхания. Поэтому эти неказистые животные очень полезны, они улучшают плодородие.
Я хорошо отношусь к дождевым червям и никогда не стану их обижать. Они живут своей жизнью и нужны природе, и пусть они не красивые, зато очень полезные.