Что такое благополучие подростка

natural history mini

book scienceforum mini

2003 image001

Znak natc konkurs

diplom ruk big

Spivak

image 2003 5 600

image 2003 4 200

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ

Понятие «психологическое благополучие» с каждым годом становиться все более востребованным в общественной жизни, и связано это с распространением позитивной психологии во всем мире. Например, большинство людей в нашем мире волнуют их социальное, физическое, экономическое и духовное благополучие. Особенно данные положения создают факторы риска для подрастающего поколения, которые могут привести к неблагоприятным рядам проблем [ 14 ].

Взаимодействие между учениками и учителями, их родителями или друзьями может складываться по-разному. В данной среде под постоянными ее изменениями соответственно будут и изменяться либо формулироваться новые особенности психологического благополучия подростков. Также состояние психологического благополучия в подростковом возрасте имеет ключевое значение для формирования личности в этом переходном возрасте, и обусловливает развитие личности в зрелом возрасте [5]. Согласно статистическим данным в нашей стране интернет-зависимости у российских подростков к 2018 году уже 56% детей постоянно находятся в Сет и. Статистика игромании показывает, что подростки отождествляют себя с игровым персонажем, заводят дружбу от его имени и даже влюбляются [ 14 ]. Данный феномен в современном мире может говорить о том, что возможно ребенок не может позитивно оценивать себя в жизни. По данным ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, у 60% подростков обнаруживаются «предболезненные психические расстройства» например, церебрастения – быстрая утомляемость, проблемы с памятью, сосредоточенностью, головные боли [ 3 ]. Также образование является наиболее общей формой заботы о психологическом благополучии школьников. Существующая структура проблем здоровья российских подростков показывает, что более 65% из них имеют ограничения в выборе профессии и профиля обучения в средней и высшей школе. В связи с чем многие осваивают профессию, которая была выбрана вынужденно и не вызывает большого интереса [ 3 ]. Также влияние экстремальных условий жизнедеятельности на психологическое благополучие неоднозначно. Такие исследователи, как О.С. Ширяева, Ю.А. Александровский, указывают на негативное влияние небезопасных мест на психологическое благополучие личности, например, на состояние тревожности, наличие страхов [3;4]. Таким образом, данные показатели доказывают, что в целом уровень психологического благополучия подростков достаточно низок и тема исследования является социально значимой.

В современной психологии изучению психологического благополучия посвящено много тем [3; 8; 15; 20]. Но исследование психологического благополучия подростков, в отличие от исследований взрослых, началось относительно недавно. Также в изучении психологических характеристик подростков есть несколько противоречий. На данный момент крайне мало исследований в этом направлении – с одной стороны, нет четкого, принятого большинством определения данного феномена, до сих пор имеется терминологическая путаница, с другой стороны, сама проблема психологического благополучия не имеет теоретической завершенности. Кроме того, есть проблема практического исследования – достаточно сложно изучать психологическое благополучие в подростковом возрасте, который является кризисным. Именно поэтому, следует изучить характеристики психологического благополучия подростков. В настоящее время изучены следующие характеристики психологического благополучия подростков: общительность; автономия; управление окружением; личностный рост; цель в жизни; самопринятие [33]. а остаются до конца не изученными, эмоциональная устойчивость, психическое здоровье.

В нашем исследовании психологическое благополучие рассматривается интегральное образование, отражающее удовлетворенность и смысловую наполненность жизни, принятие себя и окружающего мира, стремление к самореализации, общительность и автономию, так как оно является наиболее точным и обширным [19].

Цель нашего исследования – проанализировать и описать характеристики психологического благополучия подростков.

Результаты анализа психологами теоретических и эмпирических исследований проблемы психологического благополучия показывают, что в настоящее время данный феномен понимают как: позитивное функционирование личности и интегральный показатель степени направленности личности на реализацию основных компонентов позитивного функционирования человека [33]. Автором термина «психологическое благополучие» является Н. Бредберн (1969), который считал, что структура психологического благополучия состоит из 2 компонентов: позитивного и негативного аффекта) [30]. Э. Динер (1984) добавил к данной структуре ещё одну составляющую – «удовлетворенность жизнью», как более глобальный и когнитивный компонент и назвал благополучие субъективным, делая акцент на том, что для изучения благополучия только эмоционального компонента недостаточно. В позиции авторов привлекает рассмотрение психологического благополучия как некой субъективной реальности. Субъективная реальность, с позиций известного российского философа и психолога Д. И. Дубровского (2011), — это психическое состояние индивида, удостоверяющее для него факт его существования [7], включающее в себя как отдельные психические явления, так и целостное образование — «я», оно несет в себе когнитивное содержание, интенциональные и ценностные измерения. Основными проявлениями психологического благополучия, по мнению Н. К. Смирнова, являются открытость окружающему миру, способность эмоционально насыщено реагировать на него, способность к преодолению отчуждения и ощутить единение с окружающим миром, способность испытывать полную гаму чувств и эмоциональных переживаний [24]. В диссертации Я. И. Павлоцкой (2015), автор узазывает, что в основу концепта психологического благополучия положен тезис о постоянной потребности и способности человека к развитию, самореализации и самоактуализации, в зависимости от степени осуществления которых он и ощущает собственную психологическую целостность и удовлетворённость. Таким образом, множество подходов к психологическому благополучию определило потребность исследователей их систематизировать. Так, А.Е. Созонтов (2006) выделяет два основных подхода к пониманию психологического благополучия – гедонистический и эвдемонистический, получившие свое название благодаря основным концепциям счастья, зародившимся в античной философии. Гедонистическая сторона предполагает главной целью наслаждения, радость и позитивные чувства как главную цель человеческого существования. Эвдемонистическое направление определяло счастье как полноценное, осмысленное и целостное бытие [17]. Однако у современных исследователей есть тенденция к тому, чтобы психологическое благополучие рассматривать как интегральный феномен, включающий аспекты гедонистических и эвдемонистических представлений. Современные зарубежные исследования выделяют два похода к пониманию психологического благополучия: индивидуально-ориентированный и социальноориентированный, что в некоторых аспектах соотносится с гедонистическим и эвдемонистическим подходами [17]. Таким образом, возможно говорить о двух четко выделяющихся подходах к пониманию психологического благополучия. Первый – это определение психологического благополучия как переживания, проявляющегося в субъективном ощущении счастья, удовлетворѐнности жизнью, целостности личности. Второй подход определяет психологическое благополучие как ресурсное состояние личности, включающего совокупность компонентов, характеризующих степень позитивного и полноценного функционирования.

На основе анализа научного материала, мы выяснили, что единого положения о структуре психологического благополучия нет. Более востребованной в психологических исследованиях является структура К. Рифф (1995), которая включает в себя самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост [33]. Также были выделены уровни психологического благополучия, такие как психосоматическое здоровье как отражение взаимосвязи психической и соматической сферы человека; социальная адаптированность как состояние уравновешенности с социальной средой; психическое здоровье как проявление внутренней целостности и определённости, гармонии с окружающей средой, личной зрелости и согласия с самим собой; психологическое здоровье как способность к нахождению смысла своего существования. Также психологическое благополучие имеет компоненты, такие как аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный. В психологические характеристики благополучия входит средний уровень суверенности психологического пространства, высокая оценка значимости мира и своих возможностей, удовлетворение базовых психологических потребностей, реальные отношения с миром, самоэффективность. Таким образом, исследовав структуру, уровни и компоненты и характеристики психологического благополучия, мы выявили, что данный феномен является сложным комплексным понятием.

Таким образом, нами был выполнен теоретический анализ психологического благополучия подростков, его характеристик, уровней, компонентов, структуры и подходов к исследованиям данного феномена. Было выявлено, что данное понятие является достаточно сложным в психологии как науке, так и практике.

1 Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1.– С. 142-147.

2 Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. Результаты профилактических медицинских осмотров несо-вершеннолетних в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. – 2016. – № 5. – С. 287-293.

3 Водяха С.А. Психологическое благополучие современного человека // Уральский государтсвенный педагогический университет. – 2018. – 412 с.

4 Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в си-стеме профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. … на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук : 19.00.04 / [Место защиты : Том. госуд. ун – т.] – Томск, 2002. – 220 с.

5 Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыта структурно-уровневого анализа // СПЖ. – 2005. – № 21. – С. 142-147.

12 Панова Н.В. Роль психологического благополучия педагога на жизнен-ном пути // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2011. – № 3. – С. 99–105.

15 Прохоров О. А. Определение понятия «психологическое состояние»; Феноменология неравновесных состояний // Психология состояний : хрестоматия. СПб. – 2004. – № 4. – С. 34-39

16 Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психоло-гии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.

17 Смирнов Н.К, Валюжевич М.В Формирование пространства психологического благополучия как актуальная задача современной школы [Текст] // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. – Москва, 2012. – 86 с.

19 Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности [Текст]: автореферат дисс. … на соиск. канд. психолог. наук / [Место защиты: Дальневосточный госуд. ун-т путей сообщения]. Хабаровск. – 2008. – 26 с.

20 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис // М.: Прогресс. – 1996. – 197 с.

21 Bradburn, N. The Structure of Psychological well-being // Chicago : Aldine Pub. Co., 2069. ― 320 p.

23 Ryff C.D. The contours of positive human health // Psycho-logical Inquiry. – 1998. – Vol. 9. – P. 1-28.

Источник

Факторы психического благополучия подростков

Составляющие психического благополучия

Важным аспектом психического благополучия подростков является удовлетворенность жизнью, высокая оценка качества жизни, что тесно увязано с субъективным состоянием здоровья. Ощущение счастья в детстве связано с обладанием навыками социализации и способностью адаптироваться к условиям среды, что, в свою очередь, ведет к более позитивным результатам во взрослом периоде жизни.

В подростковом возрасте удовлетворенность жизнью в большой степени зависит от переживаемого опыта и отношений. В числе основных защитных факторов – чувство связанности с родителями/семьей, включая социальную поддержку, по меньшей мере, со стороны одного проявляющего заботу взрослого; гармоничное общение в семье и благожелательные сверстники, которые могут помочь приспособиться к новым ситуациям и противостоять жизненным стрессам. Удовлетворенность жизнью также связана со структурой семьи: дети и подростки, живущие с обоими родителями, выражают бόльшую удовлетворенность жизнью в сравнении с теми, кто живет с другими родственниками, с людьми, не состоящими с ними в родственных отношениях, и/или с опекунами.

По данным исследования поведения детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC), проведенного в 2009–2010 гг., в странах Европы и Северной Америки подавляющее большинство детей в возрасте 11–15 лет удовлетворены жизнью.

Самые высокие показатели удовлетворенности жизнью у 11-летних подростков зафиксированы в Армении (95% девочек и 96% мальчиков), Нидерландах (94% девочек и 96% мальчиков) и Греции (94% девочек и 95% мальчиков), а самые низкие – в России (82% девочек и 83% мальчиков), Украине (82% девочек и 82% мальчиков), Румынии (79% девочек и 79% мальчиков) и Турции (70% девочек и 74% мальчиков). С возрастом удовлетворенность жизнью снижается, особенно у девочек; у мальчиков это снижение менее выражено. Среди 15-летних подростков самый высокий показатель степени удовлетворенностью жизнью сохраняется в Нидерландах, Бельгии и Финляндии. По этому показателю Армения (81% девочек и 88% мальчиков) опускается с 1-го на 14-ое место, Украина (75% девочек и 77% мальчиков) сохраняет свое место среди стран с низким показателем, а в России (81% девочек и 86% мальчиков) показатели возрастают до среднеевропейских (79% девочек и 86% мальчиков). Гендерные различия невелики в 11 лет, но в некоторых странах они превышают 10% в 15-летнем возрасте.

Для мальчиков и девочек почти всех стран и областей существует прямая зависимость между высоким достатком семьи и высокой степенью удовлетворенности жизнью. Различие в распространенности высокой степени удовлетворенности жизнью между группами с низким и высоким достатком обычно было выше среди девочек, практически в половине стран и областей превышая 15%.

Общение с родителями

Общение с родителями является одним из важных ресурсов защиты психического и соматического здоровья подростков. Те из них, кто сообщают о легкости общения со своими родителями, с большей вероятностью сообщают о более высокой самооценке здоровья, более высокой удовлетворенности жизнью и у них меньше cоматических и психологических жалоб. Им также с меньшей вероятностью свойственны агрессивные формы поведения и использование психоактивных веществ.

По данным исследования HBSC (2009–2010 гг.), легко общаются с матерью 90% 11-летних девочек и 89% мальчиков. По мере взросления почти во всех странах обнаруживается значимое снижение легкости общения: в 13 лет доля девочек, легко общающихся с матерью, сокращается до 82%, а мальчиков – до 84%, а в 15 лет – до 77% среди девочек и до 78% среди мальчиков.

Легко общаться с отцом удается меньшему числу подростков всех возрастов и по мере взросления их доля значительно сокращается. Так, в 11 лет о легком общении с отцом сообщают 70% девочек и 82% мальчиков, в 13 лет – 56% девочек и 76% мальчиков, а в 15 лет – только 50% девочек и 69% мальчиков.

Если в общении подростков с матерью гендерные различия незначительны, то в общении с отцом они достигают 10% у 11-летних подростков и 19–20 процентов у подростков в 13 и 15 лет. Подростки проводят больше времени со своей матерью и неизменно воспринимают ее как человека, более доступного для того, чтобы поделиться своими чувствами и тревогами. С возрастом легкость общения с матерью и, особенно, с отцом значительно снижается, что отражает возрастающее влияние сверстников.

Общение со сверстниками

Формирование дружеских отношений со сверстниками является важнейшей задачей подросткового возраста и в долгосрочной перспективе влияет на их социальную адаптацию. Дружба позволяет приобретать основные навыки социализации, а друзья предлагают различные виды социальной поддержки и помогают преодолевать сложные ситуации и стрессовые события в жизни. Ощущение поддержки со стороны сверстников представляет собой защитный фактор против депрессивных настроений и ощущения изолированности. Прослеживается связь между дружбой и позитивным развитием, способствующим достижению более высоких уровней счастья, самооценки и адаптации к школе.

У подростков с небольшим количеством друзей может недоставать возможностей освоения социальных навыков, они могут испытывать затруднения в общении с другими ребятами, иметь низкое мнение о своей ценности как личности и удовлетворенности жизнью и чаще страдать от депрессивного настроения. У них также существует бόльшая вероятность стать жертвами причинения обид.

По данным исследования HBSC (2009–2010 гг.), в 11 лет трех и более друзей имеют 82% девочек и 84% мальчиков. С возрастом доля подростков с тремя и более друзьями сокращается. В 15 лет трех и более друзей имеют 75% девочек и 80% мальчиков. Меньше всего друзей в 15 лет у подростков в России (46% девочек и 68% мальчиков) и Греции (52% девочек и 60% мальчиков), больше всего в Англии, Шотландии и Ирландии (от 88 до 90 процентов и у девочек и у мальчиков).

Отношение к школе

Позитивное восприятие школьной жизни рассматривается как ресурс для обеспечения здоровья и благополучия, тогда как отрицательное ее восприятие может являться фактором риска, оказывающим воздействие на физическое и психическое здоровье учащихся. Позитивное отношение к школе защищает подростков от формирования рискованного поведения, такого как употребление алкоголя и наркотиков, курение, ранние сексуальные контакты и насильственные отношения. У учащихся, которым не нравится школа, или которые не чувствуют сопричастности, существует бόльшая вероятность плохой успеваемости, отчисления из школы и проблем с психическим здоровьем.

По данным исследования HBSC (2009–2010 гг.), в 11 лет школа нравится 81% девочек и 68% мальчиков в Армении, 50% девочек и 39% мальчиков на Украине и лишь 29% девочек и 24% мальчиков в России. По сравнению с 11-летними 15-летние подростки значительно реже сообщают о том, что им нравится школа. Так, в 15 лет школа нравится 63% девочек и 45% мальчиков в Армении, 29% девочек и 31% мальчиков на Украине и 21% девочек и 20% мальчиков в России. Российские показатели 15-летних максимально совпадают со средними показателями для стран Европы и Северной Америки в этой возрастной группе.

В целом, развитие социальных навыков общения, разрешения конфликтов, укрепление уверенности в себе благодаря поддержке родителей, друзей и школы способствует предотвращению таких проблем в области психического здоровья, как расстройства поведения, страхи, депрессия, а также рискованных форм поведения, связанных с ранними и множественными сексуальным контактами и употреблением наркотиков.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Эмоциональное благополучие подростка

rating star blankrating star blankrating star blankrating star blankrating star blank

Эмоциональное благополучие подростков – залог здоровья

Дубинина Нина Владимировна,
методист, заведующая музыкальным сектором
ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга

В жизни каждого народа происходят события, которые позитивно и негативно сказываются на эмоциональной окраске национального характера. Особенности его можно охарактеризовать, если принять за основу определение национального характера, как «элемент народного самосознании, представление народа о самом себе, набор предметов или идей, которые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций»[1]

Исторически национальной чертой культуры русского народа, как свидетельство эмоционального благополучия, выступает открытость и доброжелательность. Но в разных областях жизни российского общества последних десятилетий отмечаются кризисные состояния. Как показывает опыт повседневной жизни, наблюдается исчезновение близких доверительных отношений в семье, между друзьями, родственниками, соседями и коллегами по работе. Чаще всего страдают от этого именно подростки, находясь в возрасте психического неравновесия, неустойчивости, эмоционального неблагополучия и тревожности. Через понятие «эмоциональное неблагополучие» раскрываются затруднения в развитии эмоциональной сферы современного человека.

При этом именно психически здоровые люди дружелюбно относятся к окружающим, они отзывчивы и доброжелательны и вправе, рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны окружения. Это придает им уверенности и дает основание считать себя частью общества, свободно высказывать свои сокровенные мысли и чаяния, не бояться быть неправильно понятыми и не принятыми. Как следствие, у человека повышается самооценка и развивается чувство собственного достоинства.

Причины кризиса подросткового возраста 12-15 лет скрываются в переходе от «детства» к «взрослости», в приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых, в развитие духовности и интеллектуального потенциала, в выборе и подготовка к профессии. И, что не менее важно, придает особое значение общению. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом, обостренная потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников. Проблема состоит в закономерно возникающих кризисных состояний в период возрастного развития 12 – 15 летних подростков, в усугублении её эмоционально неблагополучным состоянием современного общества и в недостаточном внимании к этой проблеме со стороны взрослых в повседневной жизни.

Интерес специалистов различных профилей вызывает проблема здоровья нации. Одной из главных составляющих проблемы здоровья является эмоциональное благополучие. «Наблюдается возрастание нарушений эмоционального здоровья современного человека» [2].

Л. В. Тарабакина в своей диссертации пишет, что долгое время недооценивалось роль эмоционального состояния в развитии ребёнка, поэтому, при осмыслении закономерностей эмоционального развития детей, «появилась необходимость во введении нового психологического термина – «эмоциональное здоровье» как составляющей психологического здоровья»[3].

В современном обществе накапливается дефицит общения родителей и детей. Следовательно, создается у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. А у родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Безусловно, данными проблемами интересовались многие исследователи, но каждый рассматривал их только в своей области. Так, например, Л.С. Алексеева и О.И. Волжина рассматривали данный вопрос в теоретических основах воспитательного потенциала семьи, а Т.В. Лодкина, М.М. Прокопьева в рамках концепции социально-педагогической самоорганизации семьи.

Кроме того, анализ психологической, социологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время накоплен определенный исследовательский материал по проблеме взаимодействия образовательного учреждения с семьей и в нём затрагивается вопрос становления эмоционального благополучия подростка[4] (О.А.Щёкина).

Изучению воспитательного потенциала дополнительного образования посвящены работы Т.А. Антопольской, В.А. Березиной, А.К. Бруднова и др. К разработке теоретических аспектов взаимодействия в педагогическом и образовательном пространстве обращались Н.В. Бордовская, Б.С. Герпгунский, П.И. Пидкасистый, И.И. Подласый и другие.

В то же время, как показывает опыт, сотворчество семьи и музыкального коллектива, будь то оркестр, хоровая студия или вокальный ансамбль, может способствовать повышению эффективности воспитательного процесса, приобщению к ценностям мировой музыкальной культуры, развитию личности и способности к творческому самовыражению ребёнка, подростка.

Музыка глубоко воздействует на психику ребёнка, так как позволяет переживать положительные и отрицательные эмоции. В музыке творится духовность, раскрывается душа, утверждается нравственность, прививается не только любовь к национальной культуре, но и к мировой.

Очевидно, что в решении данных задач важную роль играют учреждения системы дополнительного образования детей. Именно эти учреждения на практике реализует идеи свободного развития, образования по выбору, наиболее полно учитывают интересы личности.

В связи с этим существует необходимость развивать отношения семьи и учреждений дополнительного образования, не только на уровне согласования позиций в воспитании и обучении ребенка, но также на уровне равноправного социального и педагогического партнерства в творчестве, которое может влиять на личностное отношение ребенка к своей деятельности и к деятельности своих родителей. Поэтому необходимо понять и выстроить алгоритм создания творческого пространства, в котором будет происходить становление эмоционального благополучия подростка.

Необходимо обращать внимание на особенности эмоционального развития личности в подростковом возрасте и создавать условия влияния совместного творчества семьи и музыкального коллектива на становление эмоционального благополучия подростков.

Становление эмоционального благополучия подростка может происходить в совместном творчестве семьи и музыкального коллектива, где создаётся единое творческое пространство исполнительского сотрудничества детей и взрослых, учитываются личностные интересы участников совместного творчества и удовлетворяются реальные жизненные потребности детей в соответствии с их возрастом, сотворчество семьи и педагогов учреждения дополнительного образования строится на согласования позиций в воспитании и обучении ребенка, на равноправном социальном и педагогическом партнерстве.

Эмоционального благополучия личности это интегральное свойство психики, составляющей эмоциональное здоровья и условия для личностного развития. И именно учреждения дополнительного образования могут создать комплекс средств обеспечения процесса становления эмоционального благополучия подростков.

Список литературы

[1] [ Касьянова К. О русском национальном характере. М.- Екатеринбург, 2003. С. 8, 35

[2] Холмогорова, А.Б. Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман –М.: ЧеРо, 2002. – 752 с. – С. 548–557

Источник

  • Что такое благополучие подростка в школе
  • Что такое благополучие определение
  • что такое благополучие в семье
  • Что такое благопожелание в речевом этикете
  • Что такое благообразное постоянство

  • Справочник номеров и подарков