Что такое благополучие подростка в школе

Факторы психического благополучия подростков

Составляющие психического благополучия

Важным аспектом психического благополучия подростков является удовлетворенность жизнью, высокая оценка качества жизни, что тесно увязано с субъективным состоянием здоровья. Ощущение счастья в детстве связано с обладанием навыками социализации и способностью адаптироваться к условиям среды, что, в свою очередь, ведет к более позитивным результатам во взрослом периоде жизни.

В подростковом возрасте удовлетворенность жизнью в большой степени зависит от переживаемого опыта и отношений. В числе основных защитных факторов – чувство связанности с родителями/семьей, включая социальную поддержку, по меньшей мере, со стороны одного проявляющего заботу взрослого; гармоничное общение в семье и благожелательные сверстники, которые могут помочь приспособиться к новым ситуациям и противостоять жизненным стрессам. Удовлетворенность жизнью также связана со структурой семьи: дети и подростки, живущие с обоими родителями, выражают бόльшую удовлетворенность жизнью в сравнении с теми, кто живет с другими родственниками, с людьми, не состоящими с ними в родственных отношениях, и/или с опекунами.

По данным исследования поведения детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC), проведенного в 2009–2010 гг., в странах Европы и Северной Америки подавляющее большинство детей в возрасте 11–15 лет удовлетворены жизнью.

Самые высокие показатели удовлетворенности жизнью у 11-летних подростков зафиксированы в Армении (95% девочек и 96% мальчиков), Нидерландах (94% девочек и 96% мальчиков) и Греции (94% девочек и 95% мальчиков), а самые низкие – в России (82% девочек и 83% мальчиков), Украине (82% девочек и 82% мальчиков), Румынии (79% девочек и 79% мальчиков) и Турции (70% девочек и 74% мальчиков). С возрастом удовлетворенность жизнью снижается, особенно у девочек; у мальчиков это снижение менее выражено. Среди 15-летних подростков самый высокий показатель степени удовлетворенностью жизнью сохраняется в Нидерландах, Бельгии и Финляндии. По этому показателю Армения (81% девочек и 88% мальчиков) опускается с 1-го на 14-ое место, Украина (75% девочек и 77% мальчиков) сохраняет свое место среди стран с низким показателем, а в России (81% девочек и 86% мальчиков) показатели возрастают до среднеевропейских (79% девочек и 86% мальчиков). Гендерные различия невелики в 11 лет, но в некоторых странах они превышают 10% в 15-летнем возрасте.

Для мальчиков и девочек почти всех стран и областей существует прямая зависимость между высоким достатком семьи и высокой степенью удовлетворенности жизнью. Различие в распространенности высокой степени удовлетворенности жизнью между группами с низким и высоким достатком обычно было выше среди девочек, практически в половине стран и областей превышая 15%.

Общение с родителями

Общение с родителями является одним из важных ресурсов защиты психического и соматического здоровья подростков. Те из них, кто сообщают о легкости общения со своими родителями, с большей вероятностью сообщают о более высокой самооценке здоровья, более высокой удовлетворенности жизнью и у них меньше cоматических и психологических жалоб. Им также с меньшей вероятностью свойственны агрессивные формы поведения и использование психоактивных веществ.

По данным исследования HBSC (2009–2010 гг.), легко общаются с матерью 90% 11-летних девочек и 89% мальчиков. По мере взросления почти во всех странах обнаруживается значимое снижение легкости общения: в 13 лет доля девочек, легко общающихся с матерью, сокращается до 82%, а мальчиков – до 84%, а в 15 лет – до 77% среди девочек и до 78% среди мальчиков.

Легко общаться с отцом удается меньшему числу подростков всех возрастов и по мере взросления их доля значительно сокращается. Так, в 11 лет о легком общении с отцом сообщают 70% девочек и 82% мальчиков, в 13 лет – 56% девочек и 76% мальчиков, а в 15 лет – только 50% девочек и 69% мальчиков.

Если в общении подростков с матерью гендерные различия незначительны, то в общении с отцом они достигают 10% у 11-летних подростков и 19–20 процентов у подростков в 13 и 15 лет. Подростки проводят больше времени со своей матерью и неизменно воспринимают ее как человека, более доступного для того, чтобы поделиться своими чувствами и тревогами. С возрастом легкость общения с матерью и, особенно, с отцом значительно снижается, что отражает возрастающее влияние сверстников.

Общение со сверстниками

Формирование дружеских отношений со сверстниками является важнейшей задачей подросткового возраста и в долгосрочной перспективе влияет на их социальную адаптацию. Дружба позволяет приобретать основные навыки социализации, а друзья предлагают различные виды социальной поддержки и помогают преодолевать сложные ситуации и стрессовые события в жизни. Ощущение поддержки со стороны сверстников представляет собой защитный фактор против депрессивных настроений и ощущения изолированности. Прослеживается связь между дружбой и позитивным развитием, способствующим достижению более высоких уровней счастья, самооценки и адаптации к школе.

У подростков с небольшим количеством друзей может недоставать возможностей освоения социальных навыков, они могут испытывать затруднения в общении с другими ребятами, иметь низкое мнение о своей ценности как личности и удовлетворенности жизнью и чаще страдать от депрессивного настроения. У них также существует бόльшая вероятность стать жертвами причинения обид.

По данным исследования HBSC (2009–2010 гг.), в 11 лет трех и более друзей имеют 82% девочек и 84% мальчиков. С возрастом доля подростков с тремя и более друзьями сокращается. В 15 лет трех и более друзей имеют 75% девочек и 80% мальчиков. Меньше всего друзей в 15 лет у подростков в России (46% девочек и 68% мальчиков) и Греции (52% девочек и 60% мальчиков), больше всего в Англии, Шотландии и Ирландии (от 88 до 90 процентов и у девочек и у мальчиков).

Отношение к школе

Позитивное восприятие школьной жизни рассматривается как ресурс для обеспечения здоровья и благополучия, тогда как отрицательное ее восприятие может являться фактором риска, оказывающим воздействие на физическое и психическое здоровье учащихся. Позитивное отношение к школе защищает подростков от формирования рискованного поведения, такого как употребление алкоголя и наркотиков, курение, ранние сексуальные контакты и насильственные отношения. У учащихся, которым не нравится школа, или которые не чувствуют сопричастности, существует бόльшая вероятность плохой успеваемости, отчисления из школы и проблем с психическим здоровьем.

По данным исследования HBSC (2009–2010 гг.), в 11 лет школа нравится 81% девочек и 68% мальчиков в Армении, 50% девочек и 39% мальчиков на Украине и лишь 29% девочек и 24% мальчиков в России. По сравнению с 11-летними 15-летние подростки значительно реже сообщают о том, что им нравится школа. Так, в 15 лет школа нравится 63% девочек и 45% мальчиков в Армении, 29% девочек и 31% мальчиков на Украине и 21% девочек и 20% мальчиков в России. Российские показатели 15-летних максимально совпадают со средними показателями для стран Европы и Северной Америки в этой возрастной группе.

В целом, развитие социальных навыков общения, разрешения конфликтов, укрепление уверенности в себе благодаря поддержке родителей, друзей и школы способствует предотвращению таких проблем в области психического здоровья, как расстройства поведения, страхи, депрессия, а также рискованных форм поведения, связанных с ранними и множественными сексуальным контактами и употреблением наркотиков.

Источник

Психологическое благополучие в образовательном пространстве 1675

Водяха С.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института психологии, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Екатеринбург, Россия
e-mail: svodyakha@yandex.ru

Водяха Ю.Е.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Уральский государственный педа¬гогический университет (ФГБОУ ВО УрГПУ), Екатеринбург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6795-9174
e-mail: jullyaa@ya.ru

В настоящее время разрабатывается ряд подходов к пониманию психологического благополучия, базирующихся на различных представлениях о благе, жизненных добродетелях, здоровом обществе.

В основу базового элемента психологического процветания личности М. Селигмана, положена категория «увлеченность». Увлеченность проявляется у детей до прихода в школу. Несколько лет спустя, у этих же детей находятся интересы вне школы, так не формируется внутренняя мотивация учения при выраженности высокой познавательной мотивации. Школа становится прибежищем скуки. Около двух третей школьников, не являются субъектами учебной деятельности [6]. Ученическое восприятие школы варьируется в диапазоне от апатии к раздражению [2]. Эти данные подтверждаются для школьников как на выборке отдельных стран, так в кросскультурных исследованиях [1].

Обучающиеся чувствуют себя пассивными участниками образовательного процесса, личностно не включенными и отторгаемыми внешне мотивированным процессом [4]. Скука порождает разочарование, отчаяние, выученную беспомощность и тревожность. Содействие мотивации обучающихся и культивирование чувства удовольствия от процесса обучения возможно через повышение вовлеченности.

Существуют различные способы повышения увлеченности посредством формирования чувства самоэффективности, самодетерминации и целеориентацией. Тем не менее, многие обучающиеся остаются безразличным к школе. Современная позитивная психологии акцентирует внимание на оптимальном здоровом функционировании человека.

Для достижения чувства потока, необходимо чтобы избранная личностью для решения задача создавала не просто трудность, а находилась в зоне его ближайшего развития. Чувство потока является процессом психологического отбора, играющего решающую роль в определении собственных интересов, целей и талантов на протяжении своей жизни.

Основываясь на теории потока, можно концептуализировать понятие «увлеченности обучаемого» как особого мотивационного состояния характеризуемое высокой концентрацией внимания, чувством удовольствия и интереса к учебной деятельности [4]. Концентрация внимания, которая является центральным элементом состояния потока, составляет основу сознательности учения, познавательного функционирования и академической успешности.

Удовольствие связано с демонстрацией собственной компетенции, творческих достижений и академических достижений. Интерес способствует концентрации внимания на объектах, отвечающих внутренней мотивации, стимулирует стремление продолжать деятельность и связан с академическими достижениями.

Наиболее высоким учебное сотрудничество является, когда концентрация, удовольствие, и интерес одновременно высоки. В тоже время, состояние потока является редкостью во время пребывания в школе. Исследования Д. Шерноффом особенностей взаимодействия учащихся выявили, что старшеклассники менее всего были увлечены учебной деятельностью, чем какой-либо другой. Концентрация внимания у школьников была выше, чем за пределами класса, но уровень их интереса и удовольствия был низок. Старшеклассники чаще думают о темах совершенно не связанных с учением примерно 40% времени своего пребывания в классе [5].

Учащиеся, проводящие много времени в классе, считают малопривлекательными такие виды деятельности, такие как прослушивание лекций, выступления с докладами и выполнение домашней работы или самообучение. Учебная деятельность порождает повышенную концентрацию во время занятий, проводимых в активной форме. Активная позиция в учении необходима для обеспечения того, что больше всего не хватает: удовольствия, внутренней мотивации и возможности для активно действовать в процессе учения [3]. Увлеченность учащихся будет существенно выше, когда задача воспринимается как сложная и посильная.

Психологическое благополучие учащегося является важным предиктором восприятия своих способностей справляться с учебными проблемами. При низкой субъективной значимости решения задачи и слабых способностях разрешения проблемной ситуации ведущим эмоциональным состоянием была апатия. Когда субъективная значимость проблемной ситуации была высока, при низком уровне уверенности в своей способности ее разрешения возникает тревожность. При низком уровне субъективной значимости и уверенности в своей способности решить проблему наступает релаксация [1]. Концентрация внимание в классах оптимизируется при надлежащем балансе между задачей и навыками, т.е. при реалистических ожиданиях успеха с самоэфффективостью. Увлечение деятельностью посредством простых и тривиальных заданий невозможно. Оптимальный уровень трудности задачи и наличие навыков решения проблем приводит к повышению качества обучения. Чтобы повысить внутреннюю мотивацию, настроение и самооценку необходимо трудное, но посильное задание.

Обучающиеся активнее участвуют в групповой и индивидуальной работе, чем прослушивая лекции или просматривая телепередач или видео. Во время экзамена обучающиеся проявляют очень высокую концентрацию внимания, но низкий уровень удовольствия. В целом, обучающиеся были более активное участие в учебных видах деятельности, которые предоставляют возможности для действий и продемонстрировать свое мастерство, но такая деятельность довольно редка, поэтому она сходит на нет.

М. Чиксентмихай и Хантер выявили, что колебания в потоке решения от увлеченности к скуке зависят во многом от личностных предпочтений. Личность, обладающая высоким уровнем оптимизма и чувством собственного достоинства, испытывает чаще состояние увлеченности [1]. Семья также играет положительную подкрепляющую роль в формировании установки на увлеченность.

Состояние потока в основном образует основу базового элемента психологического процветания по М. Селигману, названного им увлеченность. Увлеченность проявляется у детей до прихода в школу. Несколько лет спустя, у этих же детей находятся интересы вне школы, так не формируется внутренняя мотивация учения при выраженности высокой познавательной мотивации. Школа становится прибежищем скуки. Около двух третей школьников классификации издание, не являются субъектами учебной деятельности [6]. Ученическое восприятие школы варьируется в диапазоне от апатии к раздражению [6]. Эти данные подтверждаются для школьников как на выборке отдельных стран, так в кросскультурных исследованиях.

Целью исследования послужило исследование особенностей психологического благополучия креативных старшеклассников. Задачи исследования: 1. Исследование школьного благополучия и креативности старшеклассников. 2. Сравнительный анализ уровня психологического благополучия креативных и нонкреативных старшеклассников. Объект исследования: психологическое благополучие старшеклассников. Предмет исследования: креативность как предиктор психологического благополучия старшекласников.

Для исследования проявления благополучия у креативных школьников были обследованы 215 учащихся 9-11 классов г. Екатеринбурга. Для исследования психологического благополучия была использована шкала опросник психологического благополучия школьников (ОПБШ). Для исследования креативности использовался опросник Ф. Вильямса.

Многомерная шкала школьного благополучия содержит следующие шкалы: 1. Отношения с друзьями – удовлетворенность отношениями с друзьями и одноклассниками. Выражается в наличии тесных и дружеских отношений, позитивном отношении к сверстникам. 2. Отношение к школе – позитивное отношение к школе как социальному институту. Выражается в положительной оценке атмосферы класса и заинтересованность в учебной деятельности. 3. Отношение к педагогам – позитивное отношение к педагогам. Выражается в наличии представителей педагогического сообщества вызывающих уважение, симпатию и пользующихся авторитетом. 4. Отношения с родителями – позитивное отношение к родителям. Выражается в наличии доверительных и теплых отношений с родителями. 5. Отношение к себе- позитивное самоотношение. Выражается в самоуважении и чувстве собственной самоценности.

Опросник Вильямса состоит из следующих шкал: 1. Любознательность – стремление к надситуативной познавательной активности, не стимулированной извне. 2. Воображение – яркое продуктивное воображение. 3. Сложность – склонность решать сложные проблемы и проблематизировать действительность. 4. Склонность к риску – стремление рассматривать познавательную ситуацию как диалектического единства противоречий, принятия противоположных точек зрения.

В результате выяснилось, что наиболее существенным различием по критерию Стьюдента между креативами и нонкреативами является в отношении к школе (18,108 против 13,5). Т-критерий равен 2,776 (р Скопировать

Источник

natural history mini

book scienceforum mini

2003 image001

Znak natc konkurs

diplom ruk big

Spivak

image 2003 5 600

image 2003 4 200

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ

Понятие «психологическое благополучие» с каждым годом становиться все более востребованным в общественной жизни, и связано это с распространением позитивной психологии во всем мире. Например, большинство людей в нашем мире волнуют их социальное, физическое, экономическое и духовное благополучие. Особенно данные положения создают факторы риска для подрастающего поколения, которые могут привести к неблагоприятным рядам проблем [ 14 ].

Взаимодействие между учениками и учителями, их родителями или друзьями может складываться по-разному. В данной среде под постоянными ее изменениями соответственно будут и изменяться либо формулироваться новые особенности психологического благополучия подростков. Также состояние психологического благополучия в подростковом возрасте имеет ключевое значение для формирования личности в этом переходном возрасте, и обусловливает развитие личности в зрелом возрасте [5]. Согласно статистическим данным в нашей стране интернет-зависимости у российских подростков к 2018 году уже 56% детей постоянно находятся в Сет и. Статистика игромании показывает, что подростки отождествляют себя с игровым персонажем, заводят дружбу от его имени и даже влюбляются [ 14 ]. Данный феномен в современном мире может говорить о том, что возможно ребенок не может позитивно оценивать себя в жизни. По данным ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, у 60% подростков обнаруживаются «предболезненные психические расстройства» например, церебрастения – быстрая утомляемость, проблемы с памятью, сосредоточенностью, головные боли [ 3 ]. Также образование является наиболее общей формой заботы о психологическом благополучии школьников. Существующая структура проблем здоровья российских подростков показывает, что более 65% из них имеют ограничения в выборе профессии и профиля обучения в средней и высшей школе. В связи с чем многие осваивают профессию, которая была выбрана вынужденно и не вызывает большого интереса [ 3 ]. Также влияние экстремальных условий жизнедеятельности на психологическое благополучие неоднозначно. Такие исследователи, как О.С. Ширяева, Ю.А. Александровский, указывают на негативное влияние небезопасных мест на психологическое благополучие личности, например, на состояние тревожности, наличие страхов [3;4]. Таким образом, данные показатели доказывают, что в целом уровень психологического благополучия подростков достаточно низок и тема исследования является социально значимой.

В современной психологии изучению психологического благополучия посвящено много тем [3; 8; 15; 20]. Но исследование психологического благополучия подростков, в отличие от исследований взрослых, началось относительно недавно. Также в изучении психологических характеристик подростков есть несколько противоречий. На данный момент крайне мало исследований в этом направлении – с одной стороны, нет четкого, принятого большинством определения данного феномена, до сих пор имеется терминологическая путаница, с другой стороны, сама проблема психологического благополучия не имеет теоретической завершенности. Кроме того, есть проблема практического исследования – достаточно сложно изучать психологическое благополучие в подростковом возрасте, который является кризисным. Именно поэтому, следует изучить характеристики психологического благополучия подростков. В настоящее время изучены следующие характеристики психологического благополучия подростков: общительность; автономия; управление окружением; личностный рост; цель в жизни; самопринятие [33]. а остаются до конца не изученными, эмоциональная устойчивость, психическое здоровье.

В нашем исследовании психологическое благополучие рассматривается интегральное образование, отражающее удовлетворенность и смысловую наполненность жизни, принятие себя и окружающего мира, стремление к самореализации, общительность и автономию, так как оно является наиболее точным и обширным [19].

Цель нашего исследования – проанализировать и описать характеристики психологического благополучия подростков.

Результаты анализа психологами теоретических и эмпирических исследований проблемы психологического благополучия показывают, что в настоящее время данный феномен понимают как: позитивное функционирование личности и интегральный показатель степени направленности личности на реализацию основных компонентов позитивного функционирования человека [33]. Автором термина «психологическое благополучие» является Н. Бредберн (1969), который считал, что структура психологического благополучия состоит из 2 компонентов: позитивного и негативного аффекта) [30]. Э. Динер (1984) добавил к данной структуре ещё одну составляющую – «удовлетворенность жизнью», как более глобальный и когнитивный компонент и назвал благополучие субъективным, делая акцент на том, что для изучения благополучия только эмоционального компонента недостаточно. В позиции авторов привлекает рассмотрение психологического благополучия как некой субъективной реальности. Субъективная реальность, с позиций известного российского философа и психолога Д. И. Дубровского (2011), — это психическое состояние индивида, удостоверяющее для него факт его существования [7], включающее в себя как отдельные психические явления, так и целостное образование — «я», оно несет в себе когнитивное содержание, интенциональные и ценностные измерения. Основными проявлениями психологического благополучия, по мнению Н. К. Смирнова, являются открытость окружающему миру, способность эмоционально насыщено реагировать на него, способность к преодолению отчуждения и ощутить единение с окружающим миром, способность испытывать полную гаму чувств и эмоциональных переживаний [24]. В диссертации Я. И. Павлоцкой (2015), автор узазывает, что в основу концепта психологического благополучия положен тезис о постоянной потребности и способности человека к развитию, самореализации и самоактуализации, в зависимости от степени осуществления которых он и ощущает собственную психологическую целостность и удовлетворённость. Таким образом, множество подходов к психологическому благополучию определило потребность исследователей их систематизировать. Так, А.Е. Созонтов (2006) выделяет два основных подхода к пониманию психологического благополучия – гедонистический и эвдемонистический, получившие свое название благодаря основным концепциям счастья, зародившимся в античной философии. Гедонистическая сторона предполагает главной целью наслаждения, радость и позитивные чувства как главную цель человеческого существования. Эвдемонистическое направление определяло счастье как полноценное, осмысленное и целостное бытие [17]. Однако у современных исследователей есть тенденция к тому, чтобы психологическое благополучие рассматривать как интегральный феномен, включающий аспекты гедонистических и эвдемонистических представлений. Современные зарубежные исследования выделяют два похода к пониманию психологического благополучия: индивидуально-ориентированный и социальноориентированный, что в некоторых аспектах соотносится с гедонистическим и эвдемонистическим подходами [17]. Таким образом, возможно говорить о двух четко выделяющихся подходах к пониманию психологического благополучия. Первый – это определение психологического благополучия как переживания, проявляющегося в субъективном ощущении счастья, удовлетворѐнности жизнью, целостности личности. Второй подход определяет психологическое благополучие как ресурсное состояние личности, включающего совокупность компонентов, характеризующих степень позитивного и полноценного функционирования.

На основе анализа научного материала, мы выяснили, что единого положения о структуре психологического благополучия нет. Более востребованной в психологических исследованиях является структура К. Рифф (1995), которая включает в себя самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни и личностный рост [33]. Также были выделены уровни психологического благополучия, такие как психосоматическое здоровье как отражение взаимосвязи психической и соматической сферы человека; социальная адаптированность как состояние уравновешенности с социальной средой; психическое здоровье как проявление внутренней целостности и определённости, гармонии с окружающей средой, личной зрелости и согласия с самим собой; психологическое здоровье как способность к нахождению смысла своего существования. Также психологическое благополучие имеет компоненты, такие как аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный. В психологические характеристики благополучия входит средний уровень суверенности психологического пространства, высокая оценка значимости мира и своих возможностей, удовлетворение базовых психологических потребностей, реальные отношения с миром, самоэффективность. Таким образом, исследовав структуру, уровни и компоненты и характеристики психологического благополучия, мы выявили, что данный феномен является сложным комплексным понятием.

Таким образом, нами был выполнен теоретический анализ психологического благополучия подростков, его характеристик, уровней, компонентов, структуры и подходов к исследованиям данного феномена. Было выявлено, что данное понятие является достаточно сложным в психологии как науке, так и практике.

1 Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1.– С. 142-147.

2 Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. Результаты профилактических медицинских осмотров несо-вершеннолетних в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. – 2016. – № 5. – С. 287-293.

3 Водяха С.А. Психологическое благополучие современного человека // Уральский государтсвенный педагогический университет. – 2018. – 412 с.

4 Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в си-стеме профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. … на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук : 19.00.04 / [Место защиты : Том. госуд. ун – т.] – Томск, 2002. – 220 с.

5 Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыта структурно-уровневого анализа // СПЖ. – 2005. – № 21. – С. 142-147.

12 Панова Н.В. Роль психологического благополучия педагога на жизнен-ном пути // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2011. – № 3. – С. 99–105.

15 Прохоров О. А. Определение понятия «психологическое состояние»; Феноменология неравновесных состояний // Психология состояний : хрестоматия. СПб. – 2004. – № 4. – С. 34-39

16 Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психоло-гии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.

17 Смирнов Н.К, Валюжевич М.В Формирование пространства психологического благополучия как актуальная задача современной школы [Текст] // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. – Москва, 2012. – 86 с.

19 Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности [Текст]: автореферат дисс. … на соиск. канд. психолог. наук / [Место защиты: Дальневосточный госуд. ун-т путей сообщения]. Хабаровск. – 2008. – 26 с.

20 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис // М.: Прогресс. – 1996. – 197 с.

21 Bradburn, N. The Structure of Psychological well-being // Chicago : Aldine Pub. Co., 2069. ― 320 p.

23 Ryff C.D. The contours of positive human health // Psycho-logical Inquiry. – 1998. – Vol. 9. – P. 1-28.

Источник

  • Что такое благополучие определение
  • что такое благополучие в семье
  • Что такое благопожелание в речевом этикете
  • Что такое благообразное постоянство
  • что такое благонравие в исламе

  • Справочник номеров и подарков