Что такое благословение история

Благословение

Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал – во всем этом уже видно священника.

90464.p Фото: Православие.Ru/Иером. Игнатий (Шестаков) Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.

Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)

Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав – настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это – исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.

Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:

«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.

Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.

Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться – замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно – освящающего действия благодати при призывании Господа.

Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая история встречи Зосимы с Марией в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он – священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение», а не просто священная жестикуляция.

Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.

Источник

Благословение

spring 276014 960 720

Благословение

Мы часто говорим о благословении, не задумываясь про смысл этого слова. Провожая человека в долгую дорогу, даем ему напутствие — «благословит тебя, Господь», представляем родителям избранницу — «мы решили пожениться, благословите нас». Для христианина слово «благословение» имеет особый смысл — это одобрение, помощь и напутствие от самого Господа. Зачем христиане просят благословения? Можно ли вступать в брак без благословения родителей? Кого мы можем просить о благословении?

У понятия «благословение» несколько определений. Именно так принято называть, в первую очередь, действие Господа, посылающего Свою благодать на человека или целый народ. Но благословением может считаться и:

Если мы внимательно прочитаем слово «благословение», то увидим, что оно составлено из частей «благо» и «слово». Слово, дарующее благо и добро тому, кто его просит. Верующий человек всегда жаждет одобрения от Бога и в минуты сомнений может обратиться за советом, с просьбой о благословении к своему духовнику. Иногда мы благословляем друг друга, говорим «благослови тебя Господь», желая человеку самого лучшего, призывая Бога помочь кому-то в благом деле или умоляем помочь пережить тяжелое испытание.
Это воззвание о помощи свидетельствует об истиной вере, ведь человек не будет просить защиты у того, кому не доверяет.

Формы благословения

Благословение от священника

Священники регулярно получают просьбы о благословении и с радостью отвечают на них. Важно помнить только о том, что получить благословение от духовника — не значит снять с себя ответственность. Кроме того, священник не может принять решение за самого человека. Правильно и хорошо просить благословения, если вы приходите в храм, попросить благословения с твердым намерением:

Но в храме вам вряд ли дадут благословения на греховные поступки. В фильме «Остров» есть эпизод, где молодая девушка просит благословения у монаха, не сообщая, на что именно ее нужно благословить. Прозорливый монах сурово прерывает ее, так как она просит благословения на аборт.

Если говорить о примирении, то Бог может благословить человека, но не действовать за него. Чтобы примириться с близким нужно искренне раскаяться и попросить прощения или же найти в себе силы простить обидчика самому.

Благословение принимают с особым чувством трепета и благоговения, ведь через священника нас благословляет сам Христос. Недаром для благословения руки складывают особым образом: пальцы изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.

Чтобы попросить благословения надо сложить руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, отец … (имя) (или Владыка – епископу)». Получив благословение, надо поцеловать руку священнику, так мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник благословляет словами «Бог благословит!».

hand 506754 960 720

Благословение родителей

Родители традиционно благословляют молодых перед Таинством венчания, осеняя их иконой. Благословение при этом, конечно, дают не сами родители, а Господь.

Просить благословения можно не только в такие важные моменты жизни, как венчание, но и в обычных житейских делах. Можно попросить родителей благословить:

Во всех благих начинаниях.

Родительская любовь вместе с благословением от Господа хранит нас от бед. Но как быть, если родители не дают благословения на венчание? Здесь каждый принимает решение сам. Иногда мы понимаем, что родители несправедливы к будущему супругу или супруге. Если мы осознаем, что согрешим против невиновного человека, отменив процесс бракосочетания из-за отсутствия родительского благословения, не стоит идти на этот шаг.

temple 3393838 960 720

Ведь сам Господь Иисус Христос сказал: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6).

И все же лучше поговорить и попробовать найти общий язык с родителями, чтобы получить от них доброе напутствие в будущую семейную жизнь.

Источник

Освящение или благословение?

«Освя­ще­ние или бла­го­сло­ве­ние?» «Что Цер­ковь бла­го­слов­ляет, а что освя­щает?» Для про­стого обы­ва­теля вопросы, каза­лось бы, совсем не прин­ци­пи­аль­ные и мало­важ­ные. И мало кто из нево­цер­ко­в­лен­ных людей при­дает этому хоть какое-то зна­че­ние. Как пра­вило, все име­ну­ется освя­ще­нием — освя­ще­ние дома, машины, офиса, икон, натель­ных кре­сти­ков и т.д. Но можно ли освя­тить офис? Можно ли назвать дей­ствие, совер­ша­е­мое свя­щен­ни­ком, освя­ще­нием? Вопрос этот может быть довольно инте­рес­ным для чело­века, кото­рый хотя бы немного погру­жен в цер­ков­ную жизнь и имеет пред­став­ле­ние об осно­вах пра­во­слав­ной веры. Попро­буем разо­браться в том, что в совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тике име­ну­ется освя­ще­нием и бла­го­сло­ве­нием.

Бла­го­сло­ве­ние в Ветхом и Новом Завете

Обра­тимся к Свя­щен­ному Писа­нию. Впер­вые «бла­го­сло­ве­ние» упо­ми­на­ется в книге Бытия и опи­сы­вает отно­ше­ние Божие к чело­веку и сотво­рен­ному миру в целом: «И сотво­рил Бог чело­века по образу Своему, по образу Божию сотво­рил его; муж­чину и жен­щину сотво­рил их. И бла­го­сло­вил их Бог, и сказал им Бог: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няйте землю, и обла­дайте ею, и вла­ды­че­ствуйте над рыбами мор­скими, и над пти­цами небес­ными, и над всяким живот­ным, пре­смы­ка­ю­щимся по земле» ( Быт.1:27-28 ). Ана­ло­гич­ное бла­го­сло­ве­ние было дано людям после потопа: «бла­го­сло­вил Бог Ноя и сынов его и сказал им: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няйте землю; да стра­шатся и да тре­пе­щут вас все звери земные, и все птицы небес­ные, всё, что дви­жется на земле, и все рыбы мор­ские: в ваши руки отданы они» ( Быт.9:1-2 ). Эти древ­ней­шие бла­го­сло­ве­ния явля­ется сви­де­тель­ством осо­бого Божьего про­мысла по отно­ше­нию к тво­ре­нию.

Бог, про­мыш­ляя о чело­веке, бла­го­слов­ляет Авра­ама и через него все чело­ве­че­ство: «Я про­из­веду от тебя вели­кий народ, и бла­го­словлю тебя, и воз­ве­личу имя твоё, и будешь ты в бла­го­сло­ве­ние; Я бла­го­словлю бла­го­слов­ля­ю­щих тебя, и зло­сло­вя­щих тебя про­кляну; и бла­го­сло­вятся в тебе все пле­мена земные» ( Быт.12:2-3 ).

В книгах Вет­хого Завета встре­ча­ются бла­го­сло­ве­ния Божьи как отдель­ным людям, так и целым наро­дам. Во многих слу­чаях они свя­заны с повсе­днев­ной жизнью людей, содер­жат поже­ла­ния мира, бла­го­ден­ствия, земных благ. Бла­го­сло­ве­ние Божие отнюдь не без­условно, оно пре­по­да­ется людям, соблю­да­ю­щим Его запо­веди: «Если будешь слу­шать запо­веди Гос­пода, Бога твоего, кото­рые я запо­ве­дую тебе сего­дня — любить Гос­пода, Бога твоего, ходить по путям Его и испол­нять запо­веди Его, и поста­нов­ле­ния Его, и законы Его, то будешь жить и раз­мно­жишься, и бла­го­сло­вит тебя Гос­подь, Бог твой» ( Втор.30:16 ).

Бла­го­сло­ве­ние про­из­но­си­лось не только Богом по отно­ше­нию к людям, но и было выра­же­нием пре­кло­не­ния чело­века перед Богом, бла­го­дар­но­сти за Его мило­сти. Такое бла­го­сло­ве­ние часто при­об­ре­тает харак­тер сла­во­сло­вия. Так, псал­мо­пе­вец Давид вос­кли­цает: «Бла­го­словлю Гос­пода во всякое время; хвала Ему непре­станно в устах моих. Гос­по­дом будет хва­литься душа моя; услы­шат крот­кие и воз­ве­се­лятся. Вели­чайте Гос­пода со мною, и пре­воз­не­сем имя Его вместе. Я взыс­кал Гос­пода, и Он услы­шал меня, и от всех опас­но­стей моих изба­вил меня» ( Пс.33:2-5 ).

Хри­стос не только пре­по­дает бла­го­сло­ве­ние Сам, но и учит этому уче­ни­ков, при­зы­вая бла­го­слов­лять даже врагов: «любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного» ( Мф.5:44-45 ).

Свя­щен­ни­че­ское бла­го­сло­ве­ние

Особо необ­хо­димо кос­нуться вопроса свя­щен­ни­че­ского бла­го­сло­ве­ния и бого­слу­жеб­ного упо­треб­ле­ния бла­го­сло­ве­ния. Свое начало оно берет из Вет­хого Завета, и было свя­зано с устрой­ством и функ­ци­о­ни­ро­ва­нием пер­вого храма, посвя­щен­ного Еди­ному и Истин­ному Богу, – скинии собра­ния, кото­рую изра­иль­ский народ пере­но­сил с собой и уста­нав­ли­вал во время сто­я­нок на про­тя­же­нии 40-лет­него стран­ство­ва­ния по пустыне. Библия повест­вует об особом посвя­ще­нии целого колена (рода) из народа в слу­же­ние при храме: «В то время отде­лил Гос­подь колено Леви­ино, чтобы носить ковчег завета Гос­подня, пред­сто­ять пред Гос­по­дом, слу­жить Ему и бла­го­слов­лять именем Его» ( Втор.10:8 ). Пер­во­свя­щен­ни­ком Бог назна­чил Аарона, брата Моисея. Именно ему и его сыно­вьям-свя­щен­ни­кам было пору­чено бла­го­слов­лять народ именем Божьим: «И сказал Гос­подь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так бла­го­слов­ляйте сынов Изра­и­ле­вых, говоря им: «Да бла­го­сло­вит тебя Гос­подь и сохра­нит тебя!» «Да при­з­рит на тебя Гос­подь свет­лым лицом Своим и поми­лует тебя!» «Да обра­тит Гос­подь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!». Так пусть при­зы­вают имя Моё на сынов Изра­и­ле­вых, и Я бла­го­словлю их» ( Числ.6:22-27 ). Из дан­ного отрывка Свя­щен­ного Писа­ния ясно, что свя­щен­ник, про­из­но­ся­щий бла­го­сло­ве­ние, явля­ется выра­зи­те­лем Божьего бла­го­сло­ве­ния, право же бла­го­сло­ве­ния при­над­ле­жит исклю­чи­тельно Самому Богу, поскольку именно Он – Пода­тель всех благ. Содер­жа­нием свя­щен­ни­че­ского, или Ааро­нова, бла­го­сло­ве­ния явля­ется при­зва­ние Имени Божьего на бла­го­слов­ля­е­мого, а целью – даро­ва­ние мира и раз­лич­ных благ. Такое же пони­ма­ние свя­щен­ни­че­ского бла­го­сло­ве­ния сохра­ня­ется в ново­за­вет­ной Церкви. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст писал: «Не чело­век бла­го­слов­ляет, а Бог его рукою и устами». И сам свя­щен­ник, пре­по­да­вая бла­го­сло­ве­ние, делает это со сло­вами «Бог бла­го­сло­вит!».

В более позд­ний период в вет­хо­за­вет­ном хра­мо­вом бого­слу­же­нии бла­го­сло­ве­ние про­из­но­сил черед­ной (слу­жа­щий) свя­щен­ник после при­не­се­ния утрен­ней жертвы. При про­из­не­се­нии бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ник «сойдя, под­ни­мал руки свои на все собра­ние сынов Изра­и­ле­вых, чтобы устами своими пре­по­дать бла­го­сло­ве­ние Гос­пода и похва­литься именем Его; народ повто­рял покло­не­ние, чтобы при­нять бла­го­сло­ве­ние от Все­выш­него» ( Сир. 50, 19-23 ). В трое­крат­ном про­из­не­се­нии Ааро­нова бла­го­сло­ве­ния можно видеть про­ро­че­ское пред­вос­хи­ще­ние хри­сти­ан­ского откро­ве­ния о Боге, Едином в Святой Троице. В пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии Ааро­нову бла­го­сло­ве­нию соот­вет­ствует гла­во­пре­клон­ная молитва, пред­ва­ря­е­мая пре­по­да­нием мира воз­гла­сом свя­щен­ника «Мир всем».

В Ветхом Завете бла­го­сло­ве­нию сопут­ство­вали жесты, наи­бо­лее частыми из кото­рых были под­ня­тие и воз­ло­же­ние рук. Из Еван­ге­лия известно, что Свои бла­го­сло­ве­ния Гос­подь Иисус Хри­стос сопро­вож­дал воз­ло­же­нием, при­кос­но­ве­нием или воз­де­я­нием рук. Сим­во­лизм жестов сохра­нен и в хри­сти­ан­стве. Через воз­ло­же­ние рук епи­скопа на голову став­лен­ника на свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние и при­зва­ние бла­го­дати Свя­того Духа совер­ша­ется Таин­ство свя­щен­ства. Крест (крест­ное зна­ме­ние) явля­ется одним из глав­ных сим­во­лов и жестов в Церкви. Начер­тан­ный рукой свя­щен­ника, образ Креста сопут­ствует бла­го­сло­ве­нию. Для пре­по­да­ния бла­го­сло­ве­ния также могут исполь­зо­ваться раз­лич­ные пред­меты – кресты, еван­ге­лия, иконы, Чаша со Свя­тыми Дарами и др.

Исто­ри­че­ски зна­че­ние тер­мина «бла­го­сло­ве­ние» в хри­сти­ан­стве варьи­ро­ва­лось. Так, в сочи­не­ниях хри­сти­ан­ских авто­ров I‑IV вв. этот термин при­ме­ня­ется по отно­ше­нию к чино­по­сле­до­ва­ниям Таинств Евха­ри­стии, Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния, Свя­щен­ства. К бла­го­сло­ве­нию были отне­сены и молитвы над хлебом, вином, елеем, начат­ками плодов и др. С тече­нием вре­мени на Востоке бла­го­сло­ве­ние стало также упо­треб­ляться в более узком зна­че­нии, опи­сы­вая фор­мулы, в опре­де­лен­ных слу­чаях про­из­но­си­мых свя­щен­но­слу­жи­те­лем над пред­ме­тами или людьми. Как пра­вило, такое бла­го­сло­ве­ние сопро­вож­да­лось опре­де­лен­ным жестом или дей­ствием. Со вре­ме­нем среди хри­стиан утвер­ди­лось поня­тие «свя­щен­ни­че­ское бла­го­сло­ве­ние», что, впро­чем, не исклю­чало прак­тики бла­го­сло­ве­ния мирян со сто­роны других мирян (напри­мер, прак­тики бла­го­сло­ве­ния роди­те­лями детей на женитьбу).

Сейчас в цер­ков­ном бого­слу­же­нии под бла­го­сло­ве­нием пони­ма­ется сло­вес­ная фор­мула, свя­зан­ная с жестом или литур­ги­че­ским знаком, содер­жа­щая про­ше­ние об освя­ща­ю­щем дей­ствии или поже­ла­ние Божиих бла­го­де­я­ний. Либо свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые в соот­вет­ствии с опре­де­лен­ными чино­по­сле­до­ва­ни­ями над людьми, пред­ме­тами, живот­ными, пред­ме­тами быта и т.д. Также утвер­ди­лась тра­ди­ция пони­мать бла­го­сло­ве­ние как раз­ре­ше­ние духов­ника на тот или иной посту­пок. Тра­ди­ци­онно испра­ши­вают бла­го­сло­ве­ние у свя­щен­ника при встрече. В целом, термин «бла­го­сло­ве­ние» в совре­мен­но­сти имеет особое хри­сти­ан­ское осмыс­ле­ние и более широ­кую трак­товку по срав­не­нию с тем, что он пред­став­лял в вет­хо­за­вет­ные вре­мена. Именно поэтому его часто путают с освя­ще­нием.

Освя­ще­ние в Ветхом и Новом Завете

Термин «освя­ще­ние» впер­вые упо­ми­на­ется в книге Бытия: «И бла­го­сло­вил Бог седь­мой день, и освя­тил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, кото­рые Бог творил и сози­дал» ( Быт.2:3 ). Свт. Фила­рет (Дроз­дов) так пояс­няет освя­ще­ние седь­мого дня: «Освя­ще­ние вообще зна­ме­нует отде­ле­ние к выс­шему назна­че­нию ( Нав.20:7 ; Чис.3:13 ), и при­пи­сы­ва­ется иногда тому, что само по себе свято ( Ин.10:36 ; Ин.17:19 ), в осо­бен­но­сти же освя­ще­ние времен есть назна­че­ние их для бого­слу­же­ния ( 4Цар.10:2 ; Неем.8:9 ; Иоил.1:14,2:15-16 ). Итак, Бог, бла­го­слов­ляя и освя­щая седь­мой день, делает его неза­бвен­ным памят­ни­ком Своей славы и весе­лия о тво­ре­нии ( Пс.103:31 ) и вре­ме­нем, по пре­вос­ход­ству, свя­щен­ным для чело­века». Свя­щен­ная осо­бен­ность седь­мого дня, хотя и полу­чила харак­тер запо­веди лишь в зако­но­да­тель­стве Моисея ( Исх.20:8 ; Втор.5:12 ), имела место и раннее. Про­фес­сор Лопу­хин пишет, что «суще­ствует целый ряд силь­ных дока­за­тельств, из кото­рых видно, что в форме бла­го­че­сти­вого обычая она прак­ти­ко­ва­лась гораздо раньше Моисея и что про­ис­хож­де­ние ее в этом смысле чуть ли не совре­менно самому началу чело­ве­че­ской исто­рии». В этом убеж­дает и сед­мич­ность исчис­ле­ния вре­мени, бывшее в упо­треб­ле­нии еще до потопа ( Быт.8:4,10,12 ) и у пат­ри­ар­хов ( Быт.29:27 ).

Далее в текстах Вет­хого Завета термин «освя­ще­ние» упо­треб­ля­ется в смысле осо­бого посвя­ще­ния Богу. Освя­ще­ние, как и бла­го­сло­ве­ние, свя­зано с устро­е­нием скинии – пер­вого храма. Для освя­ще­ния храма Моисей, по пове­ле­нию Божьему, исполь­зо­вал елей пома­за­ния: «И взял Моисей елей пома­за­ния, и пома­зал скинию и все, что в ней, и освя­тил это; и покро­пил им на жерт­вен­ник семь раз, и пома­зал жерт­вен­ник и все при­над­леж­но­сти его, и умы­валь­ницу, и под­но­жие её, чтобы освя­тить их; и возлил елей пома­за­ния на голову Аарона, и пома­зал его, чтоб освя­тить его» ( Лев.8:10-12 ). Также для освя­ще­ния исполь­зо­ва­лась кровь жерт­вен­ного живот­ного: «взял Моисей елея пома­за­ния и крови, кото­рая на жерт­вен­нике, и покро­пил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним; и так освя­тил Аарона и одежды его, и сынов его, и одежды сынов его с ним» ( Лев.8,30 ). Таким обра­зом, освя­ще­ние, будучи посвя­ще­нием Богу, каса­лось не только самого храма, но и свя­щен­ни­ков. Освя­ще­ние лиц или пред­ме­тов могло быть свя­зано с их пред­ва­ри­тель­ным или одно­вре­мен­ным риту­аль­ным очи­ще­нием ( Лев.8:15 ), ( Лев.8:33-34 ). Освя­щены были храм Соло­мона ( 3Цар.8:63 ), второй храм ( Езд.6:16 ), стены и ворота Иеру­са­лима ( Неем.12:27 ).

В Ветхом Завете освя­ще­ние имело в основ­ном обря­дово-бого­слу­жеб­ное зна­че­ние. Через освя­ще­ние про­ис­хо­дило постав­ле­ние людей и посвя­ще­ние пред­ме­тов на слу­же­ние Богу. Но уже тогда Бог, при­об­щая избран­ный народ к Своей свя­то­сти, дает запо­веди – тре­бо­ва­ния нрав­ствен­ного закона. «Святы будьте, ибо свят Я Гос­подь, Бог ваш», – так обра­ща­ется Гос­подь к веру­ю­щим в Него ( Лев.19:2 ). Соблю­де­ние обря­до­вой и нрав­ствен­ной чистоты было обя­зан­но­стью члена изра­иль­ского обще­ства. Однако, на прак­тике обря­до­вая чистота во многих слу­чаях ста­ви­лась во главу угла, что пори­ца­лось Спа­си­те­лем.

Особое осмыс­ле­ние освя­ще­ние при­об­ре­тает в Новом Завете. Гос­подь Иисус Хри­стос Своими стра­да­ни­ями, Своим послу­ша­нием вплоть до смерти крест­ной спо­соб­ство­вал освя­ще­нию людей. Теперь и мы освя­щены исти­ною ( Ин.17:19 ), Хри­стос сде­лался для нас «освя­ще­нием и искуп­ле­нием» пред Богом ( 1Кор.1:30 ). Апо­стол Павел пишет: «истина во Иисусе, – отло­жить преж­ний образ жизни вет­хого чело­века, истле­ва­ю­щего в обо­льсти­тель­ных похо­тях, а обно­виться духом ума вашего и облечься в нового чело­века, создан­ного по Богу, в пра­вед­но­сти и свя­то­сти истины» ( Еф.4:21-24 ). Поэтому наи­важ­ней­шим делом для хри­сти­а­нина ста­но­вится свя­тость, под­ра­жа­ние своему Небес­ному Учи­телю. Бог спа­сает чело­века, но не без его уча­стия. Освя­ще­ние, будучи все­цело дея­нием Божьим, Его даром чело­веку, тре­бует пол­ного уча­стия хри­сти­а­нина. «Ста­рай­тесь иметь мир со всеми и свя­тость, без кото­рой никто не увидит Гос­пода», — при­зы­вает апо­стол Павел ( Евр.12:14 ).

Освя­ще­ние чело­века, упо­доб­ле­ние его Богу невоз­можно без Церкви и уча­стия в ее Таин­ствах. Освя­ще­ние жизни хри­сти­а­нина – основ­ной смысл и цель Таинств. Но если с освя­ще­нием рели­ги­оз­ной сто­роны жизни чело­века все в целом понятно, то как же стоит посту­пать с бытом хри­сти­а­нина, его повсе­днев­но­стью? Цер­ковь пред­ла­гает бла­го­слов­лять и освя­щать быт и повсе­днев­ность, дабы исполь­зу­е­мые хри­сти­а­ни­ном вещи или упо­треб­ля­е­мая пища были полезны для души и тела. Для этого в Треб­нике и иных бого­слу­жеб­ных книгах содер­жится мно­же­ство чинов и молитв.

Раз­ли­чия между освя­ще­нием и бла­го­сло­ве­нием

Разо­брав­шись с исто­ри­че­скими аспек­тами поня­тий освя­ще­ния и бла­го­сло­ве­ния, мы подо­шли к основ­ной цели пуб­ли­ка­ции – ука­зать раз­ли­чия между ними в совре­мен­ной прак­тике. Что освя­ща­ется, а что бла­го­слов­ля­ется? Если гово­рить кратко, то освя­ща­ются пред­меты и вещи, име­ю­щие сакраль­ную зна­чи­мость, отде­лен­ные от прочих и посвя­щен­ные Богу, а бла­го­слов­ля­ются те, что имеют упо­треб­ле­ние в обыч­ной повсе­днев­ной жизни. Храмы, иконы, кресты, бого­слу­жеб­ные пред­меты и др. – освя­ща­ются (иногда исполь­зу­ется фор­мула «бла­го­слов­ля­ется и освя­ща­ется»). А дома, машины, разные пред­меты быта (коло­дец, печь и т.д.) – бла­го­слов­ля­ются. Бла­го­слов­ля­ется также любая пища (напри­мер, «Молитва на бла­го­сло­ве­ние сыра и яиц в первый день Святой Пасхи»). Бла­го­сло­ве­ние посред­ством особых молит­вен­ных после­до­ва­ний полу­чают и люди (напри­мер, «Молеб­ное пение о при­зы­ва­нии помощи Свя­таго Духа перед нача­лом вся­кого дела» или «Чин бла­го­сло­ве­ния в путь»).

В целом, поня­тие «бла­го­сло­ве­ние» в совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тике гораздо шире, чем во вре­мена Вет­хого Завета и ран­него хри­сти­ан­ства. Бла­го­сло­ве­ние испра­ши­вают у свя­щен­ника при встрече и про­ща­ясь с ним. Под бла­го­сло­ве­нием пони­мают раз­ре­ше­ние духов­ника или свя­щен­ника на некое важное дей­ствие или заня­тие (напри­мер, бла­го­сло­ве­ние на помощь при храме), молитву (напри­мер, бла­го­сло­ве­ние на добав­ле­ние молитв к домаш­нему молит­вен­ному пра­вилу) и т.д.

Выше было ука­зано, что источ­ни­ком освя­ще­ния и бла­го­сло­ве­ния явля­ется Бог. Поэтому к любому акту бла­го­сло­ве­ния или освя­ще­ния необ­хо­димо отно­ситься со всей серьез­но­стью. Очень часто в цер­ков­ной среде слово «бла­го­сло­вите» исполь­зу­ется не вполне обду­манно, на авто­мате, почти как при­сказка. Напри­мер, цер­ков­ный работ­ник по какому-либо при­ход­скому вопросу хочет войти в рабо­чий каби­нет к насто­я­телю, и, посту­чав­шись, про­из­но­сит «бла­го­сло­вите, отец … » для того, чтобы полу­чить раз­ре­ше­ние на это дей­ствие. Выгля­дит чинно, по-цер­ков­ному, но если вду­маться, то это обес­це­ни­вает суть полу­че­ния бла­го­сло­ве­ния. Чело­веку не нужно особое Божье бла­го­сло­ве­ние на то, чтобы просто войти в каби­нет, да и свя­щен­ник вряд ли вста­нет с места, осенит чело­века крест­ным зна­ме­нием со сло­вами «Бог бла­го­сло­вит!», если он уже деся­тый раз на дню видит его. Раз­ре­ше­ние войти можно спро­сить у свя­щен­ника обще­при­ня­тым и вполне умест­ным «раз­ре­шите войти». К сожа­ле­нию, испра­ши­ва­ние бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника на всякую мелочь стало обы­ден­но­стью на многих при­хо­дах. Как было ска­зано выше, это обес­це­ни­вает саму суть бла­го­сло­ве­ния – просьба и полу­че­ние Боже­ствен­ной помощи в том или ином деле. Дабы не ума­лять сути, было бы вполне логич­ным при­дер­жи­ваться логики, про­сле­жи­ва­е­мой в Треб­нике – испра­ши­вать бла­го­сло­ве­ние только на важные дела посред­ством совер­ша­е­мых чинов и после­до­ва­ний. Либо, если нет нужды в молит­вен­ных после­до­ва­ниях, просто полу­чать бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника на важные дела.

С долж­ным бла­го­го­ве­нием должно отно­ситься к освя­ще­нию и бла­го­сло­ве­нию раз­лич­ных вещей и пред­ме­тов. В Треб­нике есть «Молитва на освя­ще­ние всякой вещи», кото­рая, как мы думаем, лишь по некому недо­ра­зу­ме­нию сейчас печа­та­ется во многих молит­во­сло­вах для мирян. Пред­по­ла­га­ется, что миря­нин, может само­сто­я­тельно освя­тить ту или иную вещь, про­чи­тав эту молитву и покро­пив вещь святой водой. Непо­ни­ма­ние сути освя­ще­ния в этом случае зача­стую при­во­дит к тому, что люди, про­яв­ляя нера­зум­ное усер­дие, начи­нают освя­щать все вокруг себя – пред­меты быта, новую одежду, мебель и т.д. Стоит вдум­чиво про­чи­тать слова молитвы: «Созда­тель и Устро­и­тель чело­ве­че­ского рода, дару­ю­щий духов­ную бла­го­дать и пода­ю­щий вечное спа­се­ние! Ты Сам, Гос­поди, пошли Твоего Свя­того Духа с небес­ным бла­го­сло­ве­нием на эту вещь, чтобы для жела­ю­щих ее упо­треб­лять она, воору­жен­ная силой небес­ной защиты послу­жила для телес­ного и духов­ного спа­се­ния, защиты и помощи во Христе Иисусе, Гос­поде нашем. Аминь». Оче­видно, что ни новым джин­сам, ни пыле­сосу после ремонта, ни пода­рен­ному сосе­дом табу­рету не тре­бу­ется такого при­зва­ния Свя­того Духа и бла­го­сло­ве­ния Божия. Но вполне уместно будет окро­пить святой водой, напри­мер, рабо­чий инстру­мент, испро­сив помощи Божией в работе. Чтение же этой молитвы лучше оста­вить свя­щен­ни­кам, чтобы они, про­яв­ляя разу­ме­ние, освя­щали и бла­го­слов­ляли то, что уместно.

Таким обра­зом, рас­смот­рев поня­тия освя­ще­ния и бла­го­сло­ве­ния, при­хо­дим к выводу, что они исто­ри­че­ски и прак­ти­че­ски имеют раз­ли­чия, и не явля­ются вза­и­мо­за­ме­ня­е­мыми. В совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тике они часто допол­няют друг друга, при этом все же не теряя своей смыс­ло­вой раз­ницы.

Ниже будут при­ве­дены наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные при­меры из при­ход­ской жизни, в кото­рых будет наглядно пока­зано раз­ли­чие освя­ще­ния и бла­го­сло­ве­ния.

Бла­го­сло­ве­ние пищи

Особо стоит кос­нуться вопроса бла­го­сло­ве­ния пищи. Всякая еже­днев­ная пища бла­го­слов­ля­ется и свя­щен­ни­ком, и миря­ни­ном оди­на­ково – чте­нием поло­жен­ной молитвы и осе­не­нием крест­ным зна­ме­нием. Особым чином свя­щен­ни­ком бла­го­слов­ля­ется только пища на неко­то­рые празд­ники. Напри­мер, на Пасху бла­го­слов­ля­ются яйца, выпечка, мясо и т.д. На празд­ники Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, Изне­се­ния Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня и Пере­не­се­ния из Едессы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­тво­рен­ного Образа Гос­пода Иисуса Христа тра­ди­ци­онно бла­го­слов­ля­ются плоды нового урожая – яблоки, вино­град, орехи, мед и т.д. Причем, тра­ди­ции такого бла­го­сло­ве­ния сильно зави­сят от мест­но­сти. Так, на юге, где яблоки поспе­вают намного раньше празд­ника Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, новый урожай бла­го­слов­ляют уже на празд­ник апо­сто­лов Петра и Павла. Важно отме­тить, что для бла­го­сло­ве­ния всю эту пищу не вносят в храм, на это есть прямое ука­за­ние в Уставе. Так, напри­мер, в Триоди цвет­ной (бого­слу­жеб­ная книга на пас­халь­ный период) ска­зано о бла­го­сло­ве­нии яиц: «Яица же и сыр при­не­сен­ныя постав­ля­ются в при­творе, в цер­ковь же отнюд не подо­бает вно­сити». А о мясе: «Ведомо же буди и се, яко мяс пра­во­слав­нии хри­сти­ане к церкви не при­но­сят, но в дом ко иерею». Раньше свя­щен­ник, кото­рый жил рядом с храмом, мог бла­го­слов­лять при­но­ше­ния рядом с домом, но сейчас жизнь совсем иная и порой свя­щен­ник живет далеко, иногда в другом городе. Поэтому совре­мен­ная прак­тика пред­по­ла­гает бла­го­сло­ве­ние при­но­ше­ний в цер­ков­ной ограде.

Порой люди, про­яв­ляя излиш­нее и нера­зум­ное бла­го­че­стие, пыта­ются особым обра­зом ути­ли­зи­ро­вать остатки бла­го­слов­лен­ной свя­щен­ни­ком пищи. Напри­мер, на Пасху не ред­ко­стью бывает вопрос «что делать со скор­лу­пой освя­щен­ных яиц?». Усу­губ­ля­ется ситу­а­ция тем, что сейчас в про­даже пред­ла­га­ется мно­же­ство раз­лич­ных наклеек на пас­халь­ные яйца, на кото­рых изоб­ра­жены иконы. И если в случае с про­стыми кра­шен­ными яйцами ответ оче­ви­ден – «скор­лупу просто выкиньте, не надо ее ни сжи­гать, ни в реке топить», то реше­ние вопроса как посту­пать с ико­нами-наклей­ками ста­но­вится целой про­бле­мой. Их как раз при­дется сжи­гать. Поэтому лучше не гоняться за подоб­ной «кра­со­той» и не делать из про­стых яиц, кото­рые нужно съесть, яйца Фаб­ерже. Любые же остатки бла­го­слов­лен­ной пищи нужно ути­ли­зи­ро­вать как обыч­ные быто­вые отходы.

«Освя­ще­ние» верб

Инте­ресно обстоит дело с так назы­ва­е­мым освя­ще­нием верб на празд­ник Входа Гос­подня в Иеру­са­лим. Вербы настолько глу­боко про­никли в тра­ди­цию, что даже сам празд­ник стали име­но­вать Верб­ным вос­кре­се­ньем. Хотя, на самом деле, ника­ких верб в Иеру­са­лиме в тот момент, когда Гос­подь Иисус Хри­стос тор­же­ственно въез­жал в него, сидя на ослике, и в помине не было. Они там просто не растут. Но растут пальмы и другие дере­вья, ветви кото­рых люди сре­зали с дере­вьев и пости­лали на пути перед Спа­си­те­лем. Неко­то­рые люди пости­лали свои одежды. Это дей­ствие в древ­нем мире счи­та­лось вели­кой честью для того, кого при­вет­ствуют таким обра­зом. Как пишет свт. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, «пости­ла­ние одежд выра­жает вели­кую честь, а ноше­ние сре­зан­ных ветвей — про­яв­ле­ние тор­же­ства». Так жители Иеру­са­лима при­вет­ство­вали и Христа, кото­рый нака­нуне вос­кре­сил своего друга Лазаря, чет­ве­ро­днев­ного мерт­веца. Многие в тот момент почи­тали Его за вели­кого про­рока, воз­можно, даже не подо­зре­вая, что перед ними Спа­си­тель мира.

Что же каса­ется верб, то все очень просто – в России пальмы не растут, но растут вербы, кото­рые как раз начи­нают давать кра­си­вые пуши­стые почки ко вре­мени празд­ника. И люди, согласно древ­ней цер­ков­ной тра­ди­ции при­но­сят на празд­ник в храм веточки верб, под­ра­жая в этот день жите­лям Иеру­са­лима, тор­же­ственно встре­чав­ших Спа­си­теля. Это дей­ствие напол­нено глу­бо­ким хри­сти­ан­ским смыс­лом и не имеет ничего общего с тем, что зача­стую про­ис­хо­дит в храмах – люди в тече­ние всего дня несут в храм вербы, чтобы их им освя­тили, окро­пив святой водой. Многие люди и поня­тия не имеют, для чего, на самом деле, стоит при­но­сить веточки верб в храм, им просто хочется унести домой нечто освя­щен­ное. Удру­ча­юще выгля­дит зре­лище – люди стоят в цер­ков­ном дворе и ждут освя­ще­ния верб, а в храме в этот момент совер­ша­ется празд­нич­ное бого­слу­же­ние. К сожа­ле­нию, также про­ис­хо­дит и с пас­халь­ным бла­го­сло­ве­нием яиц и кули­чей и бла­го­сло­ве­нием плодов нового урожая на Пре­об­ра­же­ние Гос­подне.

Что же гово­рит цер­ков­ный устав по поводу освя­ще­ния верб? Стоит отме­тить, что в цер­ков­ном кален­даре име­ну­ется Неде­лей Ваий, то есть, Паль­мо­вым вос­кре­се­ньем. Вайи – это орган папо­рот­ни­ко­вых и паль­мо­вых рас­те­ний, похо­жий на листья. То есть то, что обычно в оби­ходе име­ну­ется паль­мо­выми листьями и есть вайи. В цер­ков­ном же оби­ходе вайями име­ну­ются паль­мо­вые ветви, о кото­рых уже было ска­зано выше. Во время бого­слу­же­ния же ника­кого освя­ще­ния верб или даже паль­мо­вых ветвей не про­ис­хо­дит. Устав пред­пи­сы­вает свя­щен­нику, кре­сто­об­разно пока­див (окурив лада­ном) пред­ло­жен­ные паль­мо­вые или иные ветви, про­из­не­сти молитву, в кото­рой нет ни еди­ного слова об освя­ще­нии или бла­го­сло­ве­нии верб, но смысл кото­рой сво­дится к словам: «… и нас, по под­ра­жа­нию онех (т.е. нас, в под­ра­жа­ние людей, встре­чав­ших Гос­пода вет­ками), в пред­праздн­ствен­ный сей день, ваия и ветви древес в руках нося­щих, соблюди и сохрани». Таким обра­зом, Цер­ковь видит в этом дей­ствии бла­го­сло­ве­ние в, первую оче­редь, людей, несу­щих в руках ветви дере­вьев, а вовсе не самих ветвей. Инте­ресно, что кроп­ле­ние святой водой, кото­рое совер­ша­ется после про­чте­ния молитвы, явля­ется позд­ней тра­ди­цией, отра­жа­ю­щей уже уста­но­вив­шу­юся прак­тику. Прак­тика эта отра­жена в бого­слу­жеб­ных книгах и без окроп­ле­ния святой водой сейчас бла­го­сло­ве­ние верб не обхо­дится. Видимо, это дей­ствие и вносит вос­при­я­тие бла­го­сло­ве­ния людей через чита­е­мую свя­щен­ни­ком молитву как некого освя­ще­ния верб. Тем не менее, эта тра­ди­ция окроп­ле­ния святой водой ни в коем случае не отме­няет самой сути бла­го­сло­ве­ния людей, в под­ра­жа­нии древним жите­лям Иеру­са­лима при­шед­ших при­вет­ство­вать Христа вет­вями дере­вьев.

Бла­го­сло­ве­ние жилища и средств пере­дви­же­ния.

Часто свя­щен­ни­кам при­хо­дится слы­шать просьбы освя­тить дом или машину. Оче­видно, что в полном смысле освя­тить, то есть отде­лить от прочих и посвя­тить Богу, нельзя ни жилище, ни машину. В молит­вах, чита­е­мых во время «Чина бла­го­сло­ве­ния нового дома», свя­щен­ник просит Бога бла­го­сло­вить жилище и живу­щих в нем, просит сохра­нить домо­чад­цев невре­ди­мыми от вся­кого зла, и умно­жить всякое благо в их доме. На стены дома нано­сятся изоб­ра­же­ния кре­стов – сим­вола все­по­беж­да­ю­щей силы Божией. Также свя­щен­ник пома­зы­вает стены дома освя­щен­ным елеем (маслом), про­из­нося крат­кую молитву: «Бла­го­слов­ля­ется дом сей пома­за­нием свя­того елея сего, во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа, Аминь». Дей­ствие это, также как и окроп­ле­ние святой водой, несет в себе опре­де­лен­ный смысл – «про­гна­ние всякой сопро­тив­ной силы и сата­нин­ских наве­тов», чтобы «в бег­ство обра­ти­лось всякое лука­вое и бесов­ское дей­ство». Все эти раз­но­об­раз­ные молитвы и дей­ствия авто­ма­ти­че­ски не пре­вра­щают дом в кре­пость, непри­ступ­ную для лука­вых духов и не явля­ются созда­нием некого обе­рега. К испро­шен­ному у Бога бла­го­сло­ве­нию должно отно­ситься со вся­че­ским бла­го­го­ве­нием и не осквер­нять дом непри­стой­ными и недо­пу­сти­мыми для хри­сти­а­нина заня­ти­ями. А такое порой про­ис­хо­дит: люди увле­ка­ются несов­ме­сти­мыми с хри­сти­ан­ством уче­ни­ями – аст­ро­ло­гией, магией, фен-шуем, спи­ри­тиз­мом и т.д., при­но­сят в дом раз­лич­ную атри­бу­тику, лите­ра­туру. Все это как магнит при­тя­ги­вает злых духов и осквер­няет не только дом, но и душу, явля­ясь отступ­ле­нием от Бога. В доме, и в жизни в целом, начи­на­ются про­блемы, кото­рые могут закон­читься весьма пла­чевно. Поэтому дом хри­сти­а­нина, его душа и разум, должны быть чисты от всякой бесов­щины и оккульт­ных учений.

Что же каса­ется бла­го­сло­ве­ния транс­порт­ных средств, то Цер­ковь знает совре­мен­ные чины бла­го­сло­ве­ния колес­ницы, т.е. колес­ного сред­ства пере­дви­же­ния, ладьи, т.е. корабля или лодки, и само­лета. Все они схожи и содер­жат в себе молитвы на бла­го­сло­ве­ние транс­порт­ного сред­ства и путе­ше­ству­ю­щих с его помо­щью, и окроп­ле­ние святой водой. Также суще­ствуют спе­ци­аль­ные чины бла­го­сло­ве­ния в путе­ше­ствия по суше, морю и воз­духу.

Освя­ще­ние кре­стов и икон

В случае с ико­нами и кре­стами все довольно просто и логично – они освя­ща­ются, т.е. в полной мере посвя­ща­ются Богу, будучи сакраль­ными пред­ме­тами. Причем почти все чино­по­сле­до­ва­ния содер­жат фор­му­ли­ровку «бла­го­сло­ве­ние и освя­ще­ние», чем под­чер­ки­ва­ется особая важ­ность освя­ще­ния данных пред­ме­тов. Отли­ча­ется от прочих лишь чин «Бла­го­сло­ве­ния креста для ноше­ния на груди» — натель­ного кре­стика. Молитвы этого чина не содер­жат про­ше­ний на освя­ще­ние кре­стика, в них испра­ши­ва­ется: «призри мило­стиво на это зна­ме­ние Крест­ное, и нис­по­шли Боже­ствен­ное Твое бла­го­сло­ве­ние и бла­го­дать, и подай ему силу и кре­пость, чтобы всякий, кто в вос­по­ми­на­ние спа­си­тель­ных Твоих стра­да­ний, и живо­твор­ной Твоей смерти, и для сохра­не­ния и защиты души и тела на себе его будет носить, полу­чил чрез него Небес­ное бла­го­сло­ве­ние и помощи удо­сто­ился. И как жезл Ааро­нов для отра­же­ния неве­рия про­тив­ни­ков и упразд­не­ния вол­шеб­ных меч­та­ний Ты бла­го­сло­вил, так и это зна­ме­ние Крест­ное бла­го­слови, и Твоего заступ­ле­ния помощь против всех козней диа­воль­ских в него влей, чтобы вся­кому, на себе нося­щему его, оно защи­тою и сохра­не­нием спа­си­тель­ным от вся­кого зла души и тела, и ко умно­же­нию в нем духов­ных Твоих даро­ва­ний и хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей по бла­го­дати Твоей послу­жило». Таким обра­зом, сло­вами этой молитвы Цер­ковь испра­ши­вает бла­го­сло­ве­ние Божие, в первую оче­редь для чело­века, кото­рый хочет носить на груди крест, и кре­стом бла­го­слов­ляет его.

При­ме­ча­ния

1 Пра­во­слав­ная Энцик­ло­пе­дия / Под редак­цией Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Кирилла [Элек­трон­ный ресурс] (дата обра­ще­ния: 02.07.21)

2 При­ме­ча­тельно, что Библия при­во­дит и факт бла­го­сло­ве­ния народа Божия волх­вом, Вала­а­мом ( Чис.23:16-21 )

3 В данном случае под бла­го­сло­ве­нием под­ра­зу­ме­ва­ется дей­ствие Божие, направ­лен­ное на дости­же­ние особых целей Боже­ствен­ного Про­мысла.

Источник

  • Что такое благословение история 6 класс
  • Что такое благословение в геншин
  • Что такое благословение божье
  • Что такое благословение божие
  • Что такое благословение батюшки

  • Справочник номеров и подарков