Что такое благость божья

Что такое благость Божья

Мы знаем, что Бог всемогущий, то есть что Он обладает полнотой могущества. Это означает, что нет большей силы, чем Его сила, и что Он может делать все, что Его воле угодно. Его власть не ограничена.

Однако иногда и диктатор или гангстер может обладать неограниченной властью и тогда он становится тираном. Но является ли Бог тираном? Он мог бы им быть, если бы всемогущество было единственным свойством Бога. Однако Библия, которая является подлинным откровением Бога людям, говорит, что Бог благ. Что это значит?

Определение благости

Сократ утверждал, что благом можно считать все, что служит определенной цели. Греки говорили, что доброй можно считать такую вещь, которой все желают обладать. Ницше считал, что все хорошее должно быть важным, сильным, здоровым и красивым. Мы говорим о хорошем доме или о хорошем друге, потому что дом надежный и добротный, а друг — верный. Доброта или благость означает то, что само по себе имеет моральную ценность, независимо от того, выгодно нам это или невыгодно. Бог в этом смысле обладает полнотой совершенства.

Поэтому для того, чтобы определить и описать благость Божью, нам следует рассмотреть различные свойства Бога. В книге Псалмов говорится: «Как благ Бог» /Пс.72:1/. «Ибо Ты Господи благ» /Пс.85:5/. «Благ Господь ко всем» /Пс.144:9/. А в книге Исход сказано, что Бог изобилует благостью /Исх.34:6/.

Бог совершенен

Когда Христос в Мф.5:48 говорит, что Бог совершенен, Он говорит о благости Божьей и призывает нас быть совершенными, как совершенен Отец наш небесный. Христос имел в виду, что Богу нет нужды чего-то достигать. В Нем обитает полнота могущества, мудрости, справедливости, праведности, любви, благости и других совершенных свойств. Он абсолютный во всем, полнота совершенства и благости.

Бог благой, потому что Он святой

Благость Божья вытекает из Его святости. Ангелы на небе склоняются пред Богом и взывают: «…свят, свят, свят Господь Саваоф» /Ис.6:3/. В Исх.15:11 сказано, что Бог величественен святостью. В Пс.46:9 говорится, что «Бог воссел на святом престоле Своем», а в Пс.144:17 сказано, что Бог свят во всех делах Своих. Слово «святость» происходит от древнееврсйского слова «qdsh». Корень этого слов» «qd» означает «отсекать» или «отделять», следовательно, слово «святость» означаст обособленность, уединенность. Таким образом, Бог святой, потому что Он отделен и удален от греха и от грешных людей. Святость Божья превозносит Его над всеми людьми. Поэтому мы говорим о Божьем славном величестве. В Ос.11:9 Бог говорит: «..Я — Бог, а не человек, среди тебя Святый». Божья святость равнозначна Его божественности. Божья святость ставит Его превыше людей, потому что Он превосходит людей, Он свят, Он-наш идеал. Он хочет, чтобы мы были подобны Ему. Поэтому в Писании сказано: «Будьте святы, ибо Я свят» /Лев.11:44/. А в Евр.12:14 сказано, что без святости никто не увидит Господа.

Бог есть благой, потому что Он праведный и справедливый

Святость и благость Божья могут быть объяснены также Его праведностью и справедливостью. Во Вт132:4 сказано, что «Бог верен и нет неправды в Нем, Он праведен и истинен». А в Пс.35:7 говорится: «Правда Твоя, как горы Божии».

Когда говорится, что Бог праведный, то это значит, что все Его действия правильны, что в Нем обитает совершенная справедливость, что Он верен закону. Он не колеблется и не отклоняется, но действует в соответствии с истиной. Он всегда делает только то, что правильно.

Невозможно говорить о Божьей справедливости, не говоря о Его праведности. — Это два нераздельные качества Божьи. Вот почему во Вт.32:4 сказано, что «Он праведен и истинен». Когда говорится, что Бог справедливый, то это означает, что Он посылает всем — и добрым, и злым — все то, в чем они имеют нужду. Он подкрепляет /Пс.7:10/, отвечает/Ис.65:24/, слышит /Пс.142:1/, избавляет /Пс.142:9/, животворит /Пс.118:40/ и дарует праведным обилие благословений. Он является прибежищем угнетенному /Пс.9:10/, избавляет нищего /Пс.71:12/, слышит стенание угнетенных /Иов.34:28/, вступается за вдову /Ис.1:17/, защищает сироту /Пс.81:3/, успокаивает обремененных /Мф.11:28/, снимает вину греха с кающегося /Пс.31:5/, оправдывает правого /Вт.25:1/.

Праведность и справедливость требуют наказания

Однако праведность и справедливость Божьи требуют от Него, чтобы зло было наказано. В Рим.2:8,9 сказано, что всякий, кто делает зло, вызывает гнев Божий и навлекает на себя скорбь и страдание. Бог не был бы справедливым, если бы Он не воздал дьяволу по делам его. В Писании Божьем наказание описывается как страшное /Пс. 75:8/, яростное /Иер.42:18/ и печальное /Евр.12:11/. Таким образом, Божья праведность и наказание злых выступают как две стороны Его справедливости. В Пс.95:13 говорится, что «Он будет судить вселенную по правде и народы — по истине Своей». А в Неем.9:33 сказано: «Во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны».

Цель наказания — исправление

Божий суд над злыми людьми и их наказание совершаются не для их гибели, а для их исправления, чтобы они обратились от злых дел своих к истине и были спасены. В Евр.12:11 говорится: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». В 1Кор.5:5 говорится об измождении плоти, чтобы дух был спасен.

Полная справедливость требует воздаяния

Если люди, делающие зло, не останавливаются на своих путях, то их ожидает ярость Божьего гнева в конце времени. В 2Фес,1:б — 9 говорится:

«Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явлении Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа».

Для того чтобы Бог был справедливым и праведным, Он должен сделать это, потому что зло и грех не могут быть не наказанными. Библия говорит: «Что человек посеет, то и пожнет» /Гал.б:7/. Часто может казаться, что люди злые и виновные могут оставаться без наказания в этом мире, но Бог воздаст им справедливое воздаяние в день суда. В Рим.2:5 говорится о праведном суде Божьем, Который воздаст каждому по делам его.

Божья благость многоразличима

Благость Божья видоизменяется в зависимости от того, к кому она относится. Иногда эта благость проявляется в виде терпения по отношению к тем, кто достоин наказания, и тогда она определяется как долготерпение. В Чис.14:18 сказано, что «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления…» А в 1Пар.16:34 говорится: «Славьте Господа, ибо вовек милость Его». В других случаях благость Божья по отношению к тем, кто переносит страдания и притеснения, определяется как сострадание и сожаление. В Иак.5:11 сказано, что «Господь весьма милосерд и сострадателен». А в Пс.102:8-14 говорится:

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть».

Божья благость выражается в благодати

Наиболее ярко благость Божья проявляется тогда, когда она относится к тем, кто не заслужил ничего, кроме наказания и смерти. В этом случае она называется благодатью. Божья благодать — это добровольная, безграничная и незаслуженная милость к виновным, дарующая им жизнь, оправдание и спасение вместо наказания и смерти, которые они заслужили. Об этой благодати Божьей говорится в Тит.3:5-7 в следующих замечательных словах:

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».

О как велика, прекрасна и удивительна благость Божья!

Отис Гейтвуд, Есть Бог на небесах

Источник

БЛАГОСТЬ (GOODNESS)

Благость – таинственное понятие, в котором подразумеваются чувство восхищения в сочетании с неизмеримой глубиной тайны. Обзор употребления слов благость и благой в Библии быстро раскрывает причину такого понимания: благость в Библии связывается с Самим Богом. Отец, Сын и Святой Дух сами по себе благие и творят благо. Божьи люди по сути своей не благие, но способны совершать благие поступки благодаря наделению силой Божьего Духа и присутствию в своей жизни Бога через Иисуса Христа. Что же такое благость? Как в красоте библейских образов раскрывается богатство определений благой и благость, встречающихся в Библии более шестисот раз?

Благость Бога. Благость присуща самой природе Бога. Как природа воды выражается в ее влажности, а природа огня в горении, так и природа Бога выражается в благости. Это качество неизменно, оно не может ослабнуть, и у него нет ни начала, ни конца. Когда Моисей попросил показать ему славу Божью, Бог ответил: «Я проведу пред тобою всю благость Мою» <«славу»>, но «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:19–20 ). Здесь Божья благость представлена тайной, выходящей за рамки человеческого понимания. Во время той же встречи Бог прошел перед Моисеем и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» ( Исх. 34:6–7 ). Благость Бога выражается в названных здесь качествах – милости, благодати, любви, верности, готовности прощать и праведности.

Благое творение. Нет, пожалуй, более известного библейского отрывка на тему о благих делах, чем шесть заявлений в рассказе о творении ( Быт. 1 ) «и увидел Бог, что это хорошо», за которыми следует кульминационное заявление: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Здесь мы видим еще одну группу библейских образов добра – творение, вызванное к жизни Богом и продолжающее приносить благословение роду человеческому. В Божьем творении, в том числе в людях, созданных по образу Его, отражается Его собственная благость; не удивительно поэтому, что в принципе оно хорошее. Павел заявил, что «всякое творение Божие хорошо» ( 1Тим. 4:4 ).

Учитывая связь между Богом и Его творением, человеческая жизнь в этом мире рассматривается в Библии как по сути хорошая. В качестве примеров краткого выражения этой мысли можно привести два отрывка из Книги Иеремии. Искупленные «придут. и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа» ( Иер. 31:12 ), а следующая за этим утверждением картина благости Бога включает в себя образы пшеницы, вина, елея, агнцев и волов, и жизни настолько полной, что она выглядит как «напоенный водою сад» с людьми, веселящимися в хороводе ( Иер. 31:12–13 ). Получивший такое благословение народ «насытится благами Моими, говорит Господь» ( Иер. 31:14 ). Здесь благость Бога распространяется на благие вещи в этой жизни и находят выражение образы человеческой удовлетворенности наряду с внутренне присущей Богу благостью.

Аналогичная группа образов добра, исходящего из Божьих благословений Своих созданий встречается через главу: «Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его», и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем» ( Иер. 33:11 ). Это воистину образ легендарной благой жизни с гармоничными отношениями между Богом и людьми, восхваляющими Бога и радующимися благословениям, которые Он дает. Благость Бога не отделена от жизни, а, напротив, служит основанием всех ее благ.

Плод Духа. Люди, созданные по образу Божьему и восстановленные в этом образе через искупление, тоже способны действовать на благо. Их дела, как и Божьи, объявляются «хорошими». «Деяния и добродетели» Езекии были настолько известными, что удостоились письменного упоминания ( 2Пар. 32:32 ). Автор Притчей заявил, что «добрый приобретает благоволение от Господа» ( Притч. 12:2 ) и насыщается от путей своих ( Притч. 14:14 ). Иосиф из Аримафеи был «человек добрый и правдивый» ( Лк. 23:50 ), а Варнава «был муж добрый и исполненный Духа Святого» ( Деян. 11:24 ). Здесь мы видим в Библии иную категорию благости – относящуюся к персонажам, демонстрирующим богоподобные качества, которые в Библии изображаются выразителями наивысшего добра.

Благость прославляется как один из плодов Духа, характеризующих тех, кто принадлежит Христу ( Гал. 5:22–24 ). Выше мы отметили, что источник всей благости есть Бог; следовательно, «кто делает добро, тот от Бога» ( 3Ин. 1:11 ). Благость человека не исходит от него самого: «Нет делающего добро, нет ни одного» ( Рим. 3:12 ), – пишет Павел. Или еще: «Не живет во мне. доброе» ( Рим. 7:18 ). Вместе с тем, Павел призывает имеющих Духа «делать добро всем» ( Гал. 6:10 ), как и Иисус, заповедовавший Своим последователям «любить врагов ваших, и благотворить» ( Лк. 6:35 ). Иисус учил также, что «дерево доброе приносит и плоды добрые» ( Мф. 7:17 ).

Вселенский конфликт. Важным аспектом библейского образа благости является то обстоятельство, что он изображается на фоне своей противоположности. Задним планом служит предпосылка о великом духовном конфликте между добром и злом. Вариация на эту тему содержится практически в каждом библейском рассказе. Конфликт начался в раю, где было дерево познания добра и зла ( Быт. 2:9, 17 ). Вкусив плодов запретного дерева, Адам и Ева познали добро и зло ( Быт. 3:22 ). С того времени добро и зло переплелись, и такое положение стало уделом живущих в падшем мире.

Первейшая обязанность живущих в таком мире заключается в различении добра и зла ( 2Цар. 14:17 ; 3Цар. 3:9 ; Евр. 5:14 ). Другая – в том, чтобы делать добро, а не зло, решительно отвергать зло и избирать добро ( Пс. 33:15, 36:27 ; Притч. 14:22 ; Ис. 7:15–16 ; Ам. 5:14–15 ; 1Пет. 3:11 ; Рим. 12:9 ). К добру надо всеми силами стремиться ( Притч. 11:27 ).

Еще одна вариация на тему – разделение рода человеческого на две категории: добрых и злых ( Притч. 15:3 ; Еккл. 9:2 ; Мф. 5:45, 12:35 ; Ин. 5:29 ), как и дела человеческие считаются либо добрыми, либо злыми ( Еккл. 12:14 ; 2Кор. 5:10 ). Разрешение вселенский конфликт получит в эсхатоне, и хотя в современных переводах Книги Откровение слова добро и благость не встречаются, основной смысл книги сводится к неизбежности конечной и решающей победы добра над злом.

Образы благости. Благость наряду с обыденным прилагательным хороший – самый распространенный библейский образ, используемый для выражения положительных сторон человеческой жизни. Содержательность этого образа станет в какой-то мере ясной, если мы просто обратим внимание на широкую гамму понятий, которые разные библейские авторы называют хорошими. Под одну из таких категорий, естественно, подпадают нравственные и духовные ценности. Нас призывают: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» ( Пс. 33:9 ). Прославление Бога есть благо ( Пс. 53:8, 91:2 ), также как и приближение к Богу ( Пс. 72:28 ). То же самое относится к «благодеявшей руке Бога» ( Неем. 2:18 ), к «уставам и заповедям добрым» ( Неем. 9:13 ), к благим словам Бога ( 3Цар. 8:56 ), к «доброму пути» ( 2Пар. 6:27 ), к справедливости, любви к делам милосердия и к смиренномудренному хождению пред Богом ( Мих. 6:8 ).

Но благость может относиться и к менее «духовным» сферам жизни. Например, хорошими могут выглядеть пастбища ( 1Пар. 4:40 ; Иез. 34:14 ), или работы по возведению стены ( Неем. 2:18 ), или поиски доброй жены ( Притч. 18:22 ). Совместная жизнь верующих – благо ( Пс. 132:1 ). То же самое относится к «слову во время» ( Притч. 15:23 ); к еде, питью и радости от работы ( Еккл. 5:17 ); к мудрости ( Еккл. 7:11 ) и к совести, свободной от чувства вины ( Деян. 23:1 ; 1Тим. 1:5 ). Добрыми могут быть плоды дерева ( Мф. 7:17 ), даяния родителей детям ( Мф. 7:11 ) и учение мудреца ( Притч. 4:2 ). Благими могут быть даже страдания ( Пс. 118:71 ).

Заключение. Образы благости в Библии показывают, что Бог благ и что через Его присутствие в нашей жизни мы возрастаем в благости и подобии Ему. Размышления о благости Господа порождают ощущение подлинной добродетели, обращающейся к самому лучшему, что есть в каждом верующем. Будучи созданиями, сотворенными по образу Божьему, мы можем стремиться к благости в окружении мира и общества, в которых есть много хорошего.

См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ, БОГ, ЗЛО, KPACOТА, МИР, МУДРОСТЬ, ТВОРЕНИЕ.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Благость Божия

Благ и праведен Бог. и по благости Своей дарует нам всякое благо, когда благоразумно пользуемся им, как праведно полученным, ради благодарения; но если оказываемся неблагодарными, то лишаемся благого по правосудию Божию; так что благость Божия и правда Его по естеству подают нам всякое благо, а за злоупотребление его – вечное мучение (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 163).

Все доброе и спасительное, соделанное для людей Богом, совершено по благодати и благости, а нами не подано никакой причины к оказанию нам добра. Напротив того, мы пребываем во всяком пороке; Бог же не отступает от собственного Своего естества, но что Он есть, то и творит, так как благому по естеству неестественно было бы соделать что-либо иное, кроме свойственного Ему (свт. Григорий Нисский, 19, 41).

Признательному рабу свойственно смотреть на благодеяния, оказанные всем вместе, как на собственные, и пещись и заботиться так, как бы сам был должником за все (свт. Иоанн Златоуст, 45, 161). Источник.

Заботясь о нашем спасении, Господь являет нам много таких благодеяний, о которых мы и не знаем, – часто избавляет нас от опасностей, и другие оказывает нам милости (свт. Иоанн Златоуст, 48, 266).

. так многочисленны, что ум наш не в состоянии и исчислить Божии щедроты к нам (свт. Иоанн Златоуст, 48, 268).

. Памятование о благодеяниях сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека презирать все настоящее, прилепляться к столь великому Благодетелю и ежедневно выказывать живую любовь к Нему (свт. Иоанн Златоуст, 48, 270).

. Сколько бы мы ни старались, мы не можем однако ж изобразить и малейшей части ни тех благ, которые нам уже дарованы (от Бога), ни тех, которые ежедневно ниспосылаются, ни тех, которые еще уготованы нам (в будущей жизни), если мы захотим исполнить Его заповеди (свт. Иоанн Златоуст, 48, 284).

Если Он благодетельствует недостойным и оказывает человеколюбие к согрешившим, то чего мы не получим, когда отстанем от греха и будем творить добродетель (свт. Иоанн Златоуст, 48, 289).

Если будет благоволить к нам Бог, тогда все будет для нас удобно и легко, и ничто не сможет опечалить нас в настоящей жизни, хотя бы и казалось что-нибудь прискорбным (свт. Иоанн Златоуст, 48, 624).

. Ничто нам не доставляет такой пользы, как всегдашнее памятование о благодеяниях Божиих, как общих, так и частных (свт. Иоанн Златоуст, 56, 621).

Чем более мы получили благодеяний, тем тяжелее мы примем наказание, если окажемся недостойными благодеяния (свт. Иоанн Златоуст, 56, 800). Источник.

Мы говорили так много о благости не для того, чтобы, уповая на нее, нам дозволять себе все, но чтобы не отчаиваться во грехах, а каяться. Благость Божия ведет тебя к покаянию, а не к большей неправде. Если же ты становишься чрез благость порочным, ты возводишь на нее особенную клевету пред людьми, – потому что многие. обвиняют долготерпение Божие, – так что понесешь наказание за то, что не воспользовался ею на должное. Бог милосерд, но Он и правый Судия: прощая грехи, Он однако каждому воздает по делам его. Он оставляет неправду, уничтожает беззаконие, но Он же и испытывает (свт. Иоанн Златоуст, 56, 832).

Высочайшей благости дело есть, что она не только божественные и бестелесные естества мысленных тварей соделала отображениями неизреченной Божеской славы, как способные сообразно с своею приемлемостью воспринимать все недомыслимое благолепие неприступной красоты, но и в тварях чувственных, во многом недостаточествующих пред существами мысленными, отпечатлела явные следы своего величия, могущие ум человеческий, в них углубляющийся, переносить прямо к Богу, восторгая его выше всего видимого, как бы вводя в область верховного блаженства (прп. Максим Исповедник, 87, 271).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Благость божия

Солнце на все вещи равно теплоту испускает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает, но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, – подобное и ныне в мире делается. О человек! Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию ( Рим. 2, 4 )? Берегись, человек, благостью Божией ожесточиться, но лучше подвигнись к покаянию и помышляй о долготерпении Божием во спасение твое!

Помни, христианин, сколько ты сверх того Господу Богу должен! Рассуди, сколько раз от юности твоей перед Господом Богом согрешил ты; сколько раз после Крещения закон Его святой нарушил ты; сколько раз обеты свои, которые при вступлении в христианство давал, нарушил ты; сколько раз от Господа твоего сердцем уклонился! Всякое преступление совершал ты перед лицом Божиим, и всевидящее Его око смотрело на преступления твои. Бог везде есть, и что ни делаем – перед Богом делаем. Грешил ты, и Бог смотрел на тебя; смотрел и видел, но терпел тебя по богатству благости Своей ( Рим. 2, 4 ).

Какой царь может быть так благ, так кроток, так милостив, что видел бы раба своего перед глазами своими преступающим закон свой и кротко терпел бы его? Скоро человеческая кротость в гнев обращается и терпение в негодование претворяется. Но царь – такой же человек, как подданные его, часто и сам закон преступает как человек, однако не терпит, когда видит закон свой, подданным нарушаемым. Но не так Бог, один Безгрешный, Бог, Царь неба и земли, один Праведный и вечная Правда. Хотя и видит грех человека, но по богатству благости Своей терпит его, не казнит его, не воздает ему тогда по делам его, и не только терпит, но и хранит согрешившего, дабы не погиб, ожидая покаяния его.

Помни апостольское слово, что противник наш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет. 5, 8 ). Этот враг наш, сколько раз от юности твоей согрешил ты, столько раз готов был погубить тебя, столько раз, как исполин, устремлялся на тебя, как лев, бросающийся на добычу ( Пс. 16, 12 ), хотел похитить душу твою и свести во ад. Но благость Божия возбраняла ему это.

Ты заповедь Божию разорял, но Бог милости Своей не разорил на тебе. Ты Бога прогневлял, но благость Божия защищала тебя от врага твоего, который стоял при тебе, согрешающем, и хотел погубить тебя. Ты от Бога отступал сердцем своим и приступал к врагу твоему, но благость Божия возбраняла ему и запрещала, дабы не похитил душу твою. Сколько времени, согрешив, в непокаянии пребывал ты, все это время подкладывал он сети под ноги твои, искал способа умертвить тебя и вечной погибели предать душу твою, но благость Божия пресекала злые умыслы его.

Помни, сколько таких, которые в любодеяние, в разбой, в хищение, воровство, в пьянство и сон погруженные, похищены без покаяния, но тебя благость Божия сохранила от этого. О, сколько в этой части благости Божией должен ты! Что живешь, что еще не погиб, что не низринут во ад, что можешь покаяться и спастись, – все это благости Божией благодарно приписать должен ты. В чувство ли пришел ты и пребываешь в истинном покаянии? Это дело благодати Божией. Пребываешь ли в нераскаянии и неисправлении? Благость Божия в том, что ты еще не погиб. Сатана наблюдает за всеми путями твоими, входами и исходами твоими, хочет поставить тебе преграду и душу твою неисправную похитить у тебя и свести во ад, но благость Божия еще не дозволяет ему погубить тебя, еще терпит тебя, еще ожидает обращения твоего, ведет тебя на покаяние. Но слушай, что апостол нерадивому и неисправному говорит: или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаян ному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим. 2, 4–5 ).

Видишь ли, возлюбленный христианин, сколь удивительна благость Божия к нам, которая не только создала нас, и создала не так, как прочие вещи, несмысленными и бесчувственными, но чувствами и разумом почтила нас, созданных питает, одевает, согревает, сохраняет и освещает; не только нас, согрешивших, помиловала, но и согрешающих терпит нас, и не только терпит, но и сохраняет нас от козней врага нашего, погибели нашей ищущего, как выше видел ты.

Но сколь велика Божия благость к нам, сколь велика любовь Его к нам, – столько мы обязаны Ему. Ум наш не в состоянии как постигнуть этой Божией к нам любви, о люди, так и изобрести, чем бы воздать за нее. Одно только можем знать и признать от сердца, что ничего не можем воздать, что бы ради Него ни делали мы. Что воздадим Господу за все, что даровал нам ( Пс. 115, 3 )? Так всегда с пророком исповедаться со смирением должно. Все, что ни делал или ни делает нам Господь наш, – даром, от одной любви делает. Но хотя и недостает в нас сил к достойному благодарению, однако должны мы, сколько сил наших есть, в этом стараться, чтобы всегда сердцем и устами благодарными Ему быть.

Пусть подвигнет нас, христианин, к уклонению от греха и покаянию бесконечная и неизреченная благость Божия, о которой святой Павел говорит так: или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию ( Рим. 2, 4 )?

Благость Божия в том, что мы еще не погибли, что мы еще живем на свете и можем благодатью Его спастись, ибо так благость Его ведет нас к покаянию. От этой благости Его происходит, что Он так любезно и благоприятно нас на покаяние зовет и так хочет благость Свою на нас излить и вечного блаженства участниками нас сотворить: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодвать ( Иер. 3, 12 )…

Сколько есть идолопоклонников, хулителей, разбойников, грабителей, насильников, хищников, льстецов, лукавцев, блудников, прелюбодеев, осквернителей и прочих беззаконников, но Бог их не погубляет, хотя они – враги Божии. Что это, как не благость Божия, которая ведет их на покаяние? И не только терпит и не погубляет их, но и хранит их от навета вражьего, хотя они того и не чувствуют. Не попустил бы им и минуты жить противник наш диавол, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет. 5, 8 ), но тотчас восхитил бы души их и низверг бы в ад; но благость Божия не дает ему, ибо не хочет Бог смерти грешника, но обращения ожидает ( Иез. 33, 11; 18, 23, 32 ).

О, непостижимая благость Божия к грешникам! Грешник оставляет Бога, но Бог его не оставляет. Грешник, отступив от Бога, Творца и Промыслителя своего, пристал ко врагу Божьему – диаволу, но Бог не велит ему погубить грешника, врага Своего.

Кто такой благости Божией не удивится, кто может ее словом изобразить! Так благость Божия ведет грешника на покаяние. Не только долготерпением, но и самими теми благами, которые изливает повседневно на всякую плоть, ведет нас Бог на покаяние. Как чадолюбивый отец, желая сына своего сотворить участником наследия, не только словами учит его чинному и постоянному житию, но и любовью и ласками привлекает к тому, чтобы всяким образом исправным его сделать и так сотворить его наследником своим, так и человеколюбивый и милосердный Отец наш Небесный, желая нас вечного блаженства и Небесного Царствия участниками сотворить, не только словами Своими, но и благами чувственными привлекает к истинному покаянию и благочестию.

Блага Божии, например, солнце, луна, звезды, воздух, различные плоды земные, рыбы, птицы, скоты и прочее, как ручьи, от источника проистекающие. Как ручьи ведут и указывают нам источник, чтобы от него черпали воду и пили, так созданные Божии блага ведут нас к Богу, Источнику благ, и указывают на Него, чтобы Его любили и вкусили, как благ Господь, Который это сотворил. Солнце, луна и звезды указывают и без гласа проповедуют нам:

«Смотрите, как благ Господь, Который нас для света вам создал». Плоды земные, птицы, рыбы и скоты указывают и говорят: «вкусите и увидите, как благ Господь ( Пс. 33, 9 ), Который нас в пищу вам сотворил», и прочее.

Но как Отец, видя сына неисправным, вынуждается грозить ему наказанием и отлучением от наследия и на деле налагает ему раны, чтобы исправить его, так благоутробный Отец Небесный поступает с сынами человеческими: грозит им наказанием временным и вечным. Грозит нам милосердый Бог наказанием, дабы не постигло нас наказание; грозит геенной, дабы не впали в геенну; наказывает нас, дабы исправились. И сие-то значат напасти и беды, на нас посылаемые, которые, как посланники, молча вопиют и без гласа увещевают, да сотворим плоды, достойные покаяния.

Так благость Божия не только словами пророческими и апостольскими, но и долготерпением, излиянием временных благ и насыланием временного зла, то есть бед и напастей, ведет нас на покаяние, призывает и ожидает. А сколь любезно призывает и долготерпеливо ожидает грешника на покаяние, сколь любезно и благоприятно обратившегося его приемлет, как в притче о блудном сыне изобразил Христос: когда он (блудный сын) был еще далеко. Увидел его отец его и сжалился; и, по бежав, пал ему на шею и цело вал его ( Лк. 15, 20 ). Так Отец Небесный смотрит на грешника, возвратившегося из страны дальней, в которую от Него удалился; видит приходящего к Нему, от Которого беззаконным житием отлучился; смотрит любезно, и мил Ему бывает обратившийся и приходящий, и объемлет его объятиями благости Своей, и лобызает лобзанием Божественной любви Своей.

О, премилосердные очи Небесного Отца, милосердно зрящие на обращение грешника! О, благоутробные объятия отеческие, объемлющие грешника! О, святейшее и сладчайшее лобзание, которого сподобляется грешник!

Не гнушается и не отвращается грешника, грехами, как мерзким рубищем, одетого, бесконечная Святыня. Не отгоняет от Себя пришедшего, которого и отлучившегося не оставлял; приемлет с любовью того, чьего обращения усердно желал; не делает никакого выговора ему за то, что самовольно отлучился от Него, что богатство, данное ему, расточил. Нет ничего этого! Но одевается [обратившийся] в лучшую одежду, и приемлет перстень на руку свою, и обувь на ноги свои, и так причисляется к святой семье Его (см. Лк. 15, 22 ). Слышится отеческий голос радости: сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся ( Лк. 15, 24 ). Веселятся о том небесные Его Ангелы: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15, 10 ). Кто не подивится такой благости Божией, которой и в отвращении, и в отлучении, и в обращении сподобляется грешник? Каменное воистину человеческое сердце, которое такой благостью не умягчается.

Возненавидим, христиане, грех, диавольское дело, которым благой и благоутробный Бог наш оскорбляется, и покажем нашу благодарность Ему, Который нашего спасения так усердно желает. Человека-благодетеля, который какое-нибудь нам добро делает, не хотим оскорбить, тем более Бога, Которого бесчисленные блага на себе познаем, не должно оскорблять. Если же пренебрежем тем, то узнаем на себе дело правды Его, которая воздаст каждому по делам его ( Рим. 2, 6 ).

Человек когда грешит, сатана рядом с ним и хочет душу восхитить и на дно адово низвергнуть, но Бог милосердный не дозволяет ему. И пока в нераскаянии и развращении пребывает человек, тот же душевный враг все пути его наблюдает и хочет его погубить, ибо этот завистливый и злобный дух алчет и жаждет погибели нашей, как пес крови, но Бог запрещает ему и держит его силою Своею. Видишь, человек, каковы благость и человеколюбие Божие к грешнику! Грешник прогневляет и огорчает Бога, но Бог не оставляет его и не предает в руки врагу его. Грешник отступает от Бога и предает себя врагу своему диаволу, но Бог запрещает тому погубить его.

О, благость Божия, непобедимая грехами нашими! О, неразумие и бесчувствие грешников. Кто может эту благость Божию к нам, грешным, постигнуть? Грешная и заблудшая душа сего не разумеет и ни во что не ставит!

Нам, любезный христианин, сподобившимся такой милости Божией, должно:

1. Всегда поминать великую эту благость и от искреннего сердца благодарить Благодетеля.

2. Жить в новом духовном рождении, то есть жить не по плоти, но по духу; помнить обещания свои, данные при Крещении святом, которыми обязались мы Богу верою и правдою служить, святое послушание Ему показывать, без чего истинное благодарение быть не может и Крещение ничего полезного не дает.

3. Тем, которые бесстрашием и нерадением погубили дар святого Крещения, обратиться всем сердцем к Богу, каяться и молить Его, чтобы снова в высокую Свою принял милость – дабы, во власти диавола оставшись, с ним вместе в вечном огне не страдать.

Благость Божию почти все Святое Писание нам проповедует, и почти нет такой главы, в которой бы о ней не поминалось. Ибо знает сердцеведец Бог слабость сердец наших, и удобное к отчаянию поползновение, и хитрость лукавых духов, потому везде о благости Своей и человеколюбии к нам напоминает.

Благость Божия показывается от дел Его.

1. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5, 45 ).

2. Грешника Он не тотчас казнит, но ожидает на покаяние, как говорит апостол: благость Божия ведет тебя к покаянию ( Рим. 2, 4 ).

3. Кающегося удобно принимает и отпускает грехи ему ( Лк. 15, 4 ).

4. Согрешившего наказывает, но милостиво и человеколюбиво.

5. Не гнушается молитвой нашей и пением и хвалением Тот, Которого со страхом поют и хвалят Ангелы, но даже призывает и велит молиться и просить у Него всего, что воле Его угодно.

6. Сам удивительно и любезно в Слове Своем святом с нами беседует. Читай Писание и увидишь: ни один царь с подданными своими так не поступает, как Бог наш с нами. Нет и не было такого еще на свете. Вкусите и увидите, как благ Господь ( Пс. 33, 9 ).

7. Более всего открылась благость Божия к нам в воплощении Единородного Сына Божия. Здесь все сокровище благости Его открылось, чего и постигнуть не можем. Об этом Спаситель наш Сам проповедует: так воз любил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы вся кий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 16 ). Это есть Евангелие, это есть радостная весть, это есть надежда наша и жизнь вечная. Об этом дерзаем и хвалимся, этим заграждаем уста клеветникам нашим: Сын Божий Единородный ради нас в мир пришел, пострадал и умер. Если Бог за нас, кто против нас ( Рим. 8, 31 )? Слава благоволившему Отцу и пострадавшему Сыну и Святому Утешителю Духу. Будет слава Господня вовеки.

8. Хотя здесь вкушаем и видим благость Божию, но преизобильно вкушать и видеть и наслаждаться будем в вечной жизни, по неложному Его обещанию: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ).

Рассуждение и вкушение благости Божией:

1. Воспламеняет любовь к Богу в сердце нашем. Ибо сама совесть убеждает любить Того, Кто нас любит и благотворит нам.

2. Производит в сердце истинное благодарение Благодетелю.

3. Производит неизреченную духовную радость и восклицание.

4. Производит в грешнике кающемся истинную печаль по Богу и на себя самого негодование, потому что Бог грешнику благотворил, но он Благотворителя оскорблял, и прогневлял, и благость Его безумно презирал. Об этом рассуждая, уязвится он, как стрелой, печалью по Богу, Благодетелю своему, им презренному.

5. Оттуда последует стыд за неблагодарность, который в покаянии нужен, как пророк исповедуется: У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд ( Дан. 9, 7 ). Воистину стыд и срам нам подобает за то, что мы, будучи тварью, землею и пеплом, оскорбляем Творца своего, и по ничтожной своей подлости не осознаем величия Его, и к тому же, благодеяниями Его всегда насыщаемые, Благодетеля своего не благодарим. Бог нам благотворит, но мы не любим Его. Стыд и срам человеку, который человека, благодетеля своего, не почитает и не любит. Тем более стыдиться подобает нам, что мы Бога, Создателя, Промыслителя и Отца своего, не любим и не почитаем. Вся тварь обличает нас в этом, ибо со всяким усердием служит Ему как Творцу своему. Поэтому у Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд ( Дан. 9, 7 ).

6. Последует терпение в наказании, так как признавать будет человек, что он достойно страждет наказание как неблагодарный. Рассуждая о том, сколько благости Божией на него излито, и о своей к Нему неблагодарности, признает себя достойным всякого наказания.

7. Последует уничижение самого себя и смирение, так как никаких благодеяний Божиих недостойным признает себя, хотя и все это признавать должны. Ибо Бог даром блага Свои всем подает.

8. Рассуждением благости Божией утверждаемся в надежде, когда сатаной искушаемся и побуждаемся к отчаянию. Прилежное рассуждение о благости Божией не позволит отчаяться, ибо Бог, будучи благим, хочет всем спасения и не хочет смерти грешника.

9. Кто ощущает на себе благость Божию, тот к ближним своим благ бывает. От благ Божиих, ему данных, уделяет братии своей, алчущих питает, нагих одевает и прочее, ибо ведает, что все добро – Божие. Получая от Бога отпущение грехов и познавая на себе Его милосердие, сам милосердным к согрешившим бывает и отпускает им согрешения. Воистину, если человек в рассуждение войдет, сколького он милосердия от Бога каждый день сподобляется, то не сможет немилосердным быть к ближнему, а особенно в прощении грехов.

Рассуждай же и вкушай благость Божию, но при том и вездесущие, и всеведение, и правда Его да обращается перед душевными очами твоими.

Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

  • Что такое благосостояние человека
  • что такое благосостояние человека определение
  • Что такое благосостояние страны
  • Что такое благосостояние семьи
  • что такое благосостояние семьи кратко

  • Справочник номеров и подарков