что такое благовещение кто и кому принес благую весть о чем сообщил

Благовещение Пресвятой Богородицы — история и обычаи праздника

annunciation

Благовещение Пресвятой Богородицы считается одним из главных церковных праздников. Православным известно, что именно в этот день перед Девой Марией явился Архангел Гавриил и сказал Ей о том, что в Ней зародится жизнь Спасителя рода человеческого.

Праздник этот всегда очень почитали на Руси, с особым трепетом вознося молитвы Богородице, взрастившей в душах веру в вечную жизнь и надежду на спасение.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона, посвященная светлому празднику Благовещения, очень интересна своим содержанием.

8140399

На ней мы видим Деву Марию, которая общается с Архангелом Гавриилом, принесшим Ей радостную новость о том, что именно Ей предстоит стать родительницей Сына Божьего. За основу взят сюжет одной из глав Евангелия от Луки.

Есть история, которая является неоспоримым фактом о помощи Заступницы. В годы правления Ивана Грозного одного воеводу заперли в башне Кремля. Несчастного обвиняли в преступлении, которого он не совершал.

По искренним молитвам мужчины на сооружении проявилась икона Благовещения. Храм, к сожалению, не дожил до современности, не осталось ничего от придела, но башня сегодня именуется Благовещенской, напоминая нам о событиях того времени.

Описание церковного праздника

Благовещение по традиции празднуют 7 апреля. По православным канонам человек появляется на свет в момент зачатия, поэтому Благовещение начинают отмечать заблаговременно — за девять месяцев до появления на свет Спасителя. Благовещение по-другому звучит как Евангелие — «благая весть».

996755dcdde0d4fb88d2f4bb0c254cfe

В праздник православные верующие приходят в храм, чтобы побыть на службе, вознести молитву Господу Иисусу Христу и Деве Марии. На Литургии православные христиане исповедуются, причащаются Святых Христовых Тайн, подают записки о здравии и упокоении близких, молятся.

История праздника Благовещение

Упоминания о Благовещении можно найти в древних летописях II века нашей эры. Этот день считали первым праздником в календаре: наступало долгожданное равноденствие, когда природа оживала и радовала своим пробуждением.

Blagoveshhene 7 aprelya 2016

Радостная весть Архангела Гавриила возвещала и о других важных событиях — Рождестве Христовом и Светлом Воскресении. С Благовещения все начиналось, поэтому праздник особо почитают и стараются соблюсти все важные традиции.

Кто принес благую весть Деве Марии

Деве Марии едва исполнилось четырнадцать лет, когда Её обручили с плотником Иосифом, которому на тот момент было 80 лет. До замужества Мария была сиротой, находилась при Храме, трудилась, соблюдая пост и молитву. После обручения семье пришлось переехать в Назарет, где Мария вела такую же благопристойную христианскую жизнь, усердно молилась, а ее «настольной» книгой было пророчество Исаии «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…».

p1bcsbi6ck104vfjh11i01qink74

Однажды к ней спустился Архангел Гавриил, который обескуражил Деву, сообщив, что вскоре Она произведет на свет Божий Спасителя. С этими словами Ангел протянул белоснежные лилии — символ всего чистого и непорочного. Давшая девственный обет, Мария со смирением приняла пророчество Гавриила. В тот же миг произошло чудо — непорочное зарождение Сына Божьего.

Со временем внешность Марии претерпевала изменения, и Иосиф решил, что Она ему изменяет. Но во сне плотник увидел Ангела, который поведал ему о непорочном зачатии. С той поры Иосиф очень бережно относился к женщине, которая носила в чреве будущего Спасителя рода человеческого.

Как рассказать о Благовещении детям

Чтобы деткам был понятен праздник Благовещения, нужно говорить на понятном им языке. Образ девы Марии проще представить, если рассказать малышам о том, что Богородица была такой же маленькой девочкой, как и они, жила рядом с храмом, очень любила Господа и много молилась.

45364665

Дети должны понять, почему Мария была избрана Богом для непорочного зачатия. А, чтобы им был понятен смысл праздника, необходимо чаще бывать в церкви, учить простым молитвам, рассказывать о жизни святых, исповедовать и причащать.

Когда малыши видят, что в доме царит любовь и уважение, а взрослые встают и ложатся с молитвой в устах, они и сами приобщаются к такому образу жизни.

Обычаи и традиции на Благовещенье

В старину большое значение придавали различным обычаям, хотя некоторые из них являются отголосками язычества. Люди верили, что на Благовещение даже грешников на время освобождают от мук. В этот день многое нельзя было делать.

Так, было табу на работу, а любое начинание было напрасным, а то и вовсе шло во вред. Даже свечей по вечерам не зажигали — боялись небесной кары.

0 a8dee f5435c34 XL

Благовещение — символ пробуждения весны. В это время возвращались в родные места птицы, зимовавшие в дальних краях, и, чтобы задобрить природу, было принято выпускать в небо голубей. Такая добрая традиция эта живет и сегодня.

В предраздничный день также старались уничтожить старый ненужный хлам. Его сжигали в кострах, между которыми обычно прогоняли скот, чтобы избавить его от болезней и порчи.

На Благовещение брали соль и пережигали ее в печах. Соль добавляли в выпечку, которой потом лечили больных животных.

Утром выпекали просфоры, которые потом освящали на службе в церкви. Просфоры можно было хранить круглый год: когда кто-то заболевал, ему давали кусочек выпечки, смоченный в воде, и хворь отступала. Крошки подмешивали в корм скоту, добавляли в семена перед тем, как посеять, чтобы урожай был знатным, скармливали с медом пчелам и ждали, что соты будут полными.

Этот обычай является пережитком языческой веры, но из него мы видим то, что люди хотели всю свою жизнь освятить светом Христовой веры. Праздник дарил людям ощущение радости и надежды.

В чем помогает икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Стоя перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы молятся об отпущении грехов. Рядом с образом находят утешение люди, не способные самостоятельно избавиться от пагубных привычек, выйти из сект и отказаться от магии.

Женщины просят Божию Матерь о счастливом браке и рождении здоровых детишек. Немощные при усердной молитве исцеляются, страждущие находят утешение в скорбях.

Все, кто подходит к образу с верой, получают помощь, начинают смотреть на жизнь в новом ракурсе, учатся любить и прощать и обязательно получают «благую весть».

Благовещение — самый светлый праздник. Его нужно провести в молитве и с благодарностью. В нем — и яркое обновление природы, и надежда на спасение, и ожидание «благой вести», которая обязательно придет в тот дом, где живет вера и любовь.

Источник

Благовещение. Началось!

55 1

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует», – так начинается тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородице (русский вариант названия допускает и даже просит дательный падеж): «Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий – Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует».

16220

Протоиерей Игорь Прекуп

Эти слова располагают к трепетному молчанию. Глубина смысла, особенно когда форма предельно лаконична, всегда ошеломляет и требует погрузиться в нее, вникнуть, вдуматься. Но тут глубина особая: началось!

Началось то, о чем святитель Иоанн Златоуст спустя несколько веков скажет в толковании на Послание к евреям: «…Поистине принять плоть и претерпеть то, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие». Бог, перед тем, как удалить наших прародителей из рая, укрепил их благовестием о Семени жены, которое будет поражать началозлобного змия в голову (Быт. 3:15), то есть сокрушит его полностью, тогда как тот будет жалить Его в пяту (причинит скорби).

Комментируя этот фрагмент, который традиционно называется «первоевангелием», священномученик Ириней Лионский говорит:

«…С этого времени проповедовалось об Имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о «блюдущем главу змея», то есть о семени…»

Красной нитью сквозь всю историю Домостроительства спасения рода человеческого проходит это пророчество. И вот – начальная точка его исполнения: Архангел благовествует Деве о том, что она призвана стать матерью поколениями чаемого Спасителя – Того самого обетованного Семени жены.

Само по себе это словосочетание указывает на бессеменное зачатие: «…Ибо Он один стал семенем жены от жены, без посредства семени мужского» (преподобный Исидор Пелусиот), хотя в широком смысле можно понимать под «семенем жены» всех, кто, стремясь к праведной жизни, старается хранить верность Богу и борется со злом, а под семенем змия – тех, кто являются чадами диавола по духу, по своему неприятию святости, истины, добродетели – иными словами, первые – те, кто един в Семени, вторые – те, кто един в змие (что бы они о себе ни воображали).

Благовещение (Εὐαγγελισμός ) – сообщение благой, хорошей, радостной вести (Εὐαγγέλιον – от εὔхорошо, благо и ἀγγελίαизвестие, весть, послание). Мы знаем, что Апостолы понесли миру Благую весть о победе над смертью, о Воскресении, но задолго до того, как они узнали об этом, начинающее совершаться спасение было благовещено Архангелом Гавриилом девушке-подростку, «первоевангелие» о вражде которой со змием даровал Бог человечеству в начале его истории.

12966484 598205413678115 1042607894 n

«…Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), – произносит Мария, выслушав ответ Благовестника на ее вопрос о том, как возможно рождение, если она хранит девство. И вот, только после ее свободного волеизъявления, происходит возвещаемое нисхождение Духа и воплощение Сына Божия.

Это и благовестие нашего спасения, и образ его: девушку не ставят перед фактом, что она уже «понесла». Архангел сообщает радостную весть о ее избрании Богом, о том, что она может стать «Вместилищем Невместимого», но ей при этом оставляется возможность свободно принять или отвергнуть волю Божию о себе. И только после этого Дух Святой «осеняет» Отроковицу, ветхозаветным прообразом чего было схождение облака, в котором Господь являл Свое присутствие, на скинию, сооруженную во время спасительного пути богоизбранного народа к земле обетованной (Исх. 40:34).

Благовещение – это встреча любви: Божией любви к человеку, являющей пример трепетного уважения к его свободе, с любовью человеческой к Богу, благоговеющей перед Его Промыслом и в смиренном доверии преклоняющей главу.

Источник

Храм Иверской иконы Пресвятой Богородицы пгт. Смоляниново

2020%D0%B3

Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника

0 de1a0 eb85ed26 L 7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

0 de1a6 a9728b2 LСпустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть.

0 de1a2 1e5e2c90 LИ тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

С этого праздника, «главизны нашего спасения,» зачинается тот родник «воды живой,» который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа,» так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение — праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение — «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы — подснежники и фиалки; ночью — голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.0 a0f8e 32a96ed XL

По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, возвещая об одном из самых великих христианских праздников — Благовещении, после Литургии, со ступеней православных храмов взлетят в небо стайки голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом.

История установления праздника

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

0 a0f7f 1692c8f6 XL Источник, возле которого произошло Благовещение

У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, мит­рополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

Смысл праздника

Митрополит Сурожский Антоний: «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть.

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Тропарь, глас 4-й
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак, глас 8-й
Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Источник

Праздник Благовещения. Начало нашего спасения

Содержание

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная,” – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой,” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

Событие Благовещения

О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (смотри Евангелие от Луки, 1-ю главу, стихи 26–38 Лк.1:26–38 ).

Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел – высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: “К деве, вышедшей замуж,” но к “обрученной мужу” потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14-ть, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж. Однако, Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником ( Мф.13:55–56 ). Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” “Благодатная” значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (В противоположность Богу, дьявол стремиться лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактически, даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца, до дня Его рождения в Вифлееме (По милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе).

Значение Благовещения

В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог ( Ис. 7:14 ). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере ( 1Тим. 3:16 ). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит “Спасения нашего главизну” – т.е. начало нашего спасения. Благовещение это – первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.” ( Лк.2:14 ) “Славу Богу” – несла в своем сердце Дева Мария и – “мир земле” за это обещал Ей Спаситель.

В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой “рассудительностью” (или “рассуждением”). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии, легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения, св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: “Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего,” и затем прибавляет – “и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!” ( Лк. 1:42–43 ). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: “Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших.”

Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе “Умиления.” На ней Дева Мария – без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: “Радуйся Невесто неневестная.” Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – “Радуйся.” И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной, радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

С этого праздника, “главизны нашего спасения,” зачинается тот родник “воды живой,” который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, “не мерою дающий Духа,” так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение – праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – “голубой” праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы – подснежники и фиалки; ночью – голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

“Я стал доступен утешению” – (пишет Пушкин, отпустив птицу) – “зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!” Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: “она исчезла утопая в сиянии голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня.”

Богослужение праздника

Б лаговещение празднуется 7-го апреля (25-го марта по церковному календарю). У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: “Зачатие Христа,” “Благовещение о Христе,” “Начало искупления,” “Благовещение Ангела Марии” и только с 7 века получил окончательное название: “Благовещение Пресвятой Богородицы.” Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще св. Афанасий Великий, в 4 веке, называл его “первым в ряду праздников,” началом домостроительства спасения людей. В 5–6 веках, в противовес несторианской ереси, унижавшей Деву Марию, значительно увеличилась торжественность этого праздника (Несторий неправильно учил, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения. Наименование “Богородица” по отношению к Деве Марии означает, что Иисус Христос в момент Своего зачатия в Ее утробе Девы был истинным Сыном Божиим. Поэтому, Дева Мария носила в Своей утробе и позже родила Богочеловека. Обе природы – Божественная и Человеческая – в момент зачатия соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности).

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (Смотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие.

Тропарь

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Сегодня начало нашего спасения и осуществление тайны, предопределенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

В каноне на всенощной (канон – часть богослужения, составленная по определенному образцу, смотри ниже) говорится о снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на величие пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. Упоминается также о пророчествах и различных указаниях Ветхого Завета о воплощении Сына Божия от Жены, говорится о силе Всесвятого Духа, осенившего Матерь Божию Своим сошествием и разъясняются краткие, но многознаменательные слова Архангела Гавриила пресвятой Деве Марии.

Перед чтением Апостола на литургии поется следующий прокимен: Благовествуйте день от дне (ежедневно) спасение Бога нашего. В Апостоле ( Евр. 2:11–18 ) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. Евангелие ( Лк. 1:24–38 ) повествует о явлении Ангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Следующая молитва поется в конце канона и также на литургии вместо песни “Достойно есть” (почему и называется “за (т.е. вместо) достойника”).

Задостойник

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу.

Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Земля, возвещай радость великую, небеса хвалите славу Божию.

Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться Тебя, Одушевленного Кивота Божия. Уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

На литургии перед причащением поется

Причастен

Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе.

Господь избрал Сион и возжелал его в жилище для Себя.

В установившейся богослужебной практике, когда Благовещение совпадает с Пасхой, свет праздника Благой вести не меркнет даже в ослепительном море света св. Пасхи и музыка архангельского гласа не заглушается ликующим морем звуков симфонии Воскресения Христова. Это объясняется тем, что природа праздников Благовещения (“главизна” – начало спасения) и праздника Воскресения Христова (завершающего события в спасении мира) – та же!

Канон Благовещения

Канон празднику Благовещения написан в 8 веке святым Иоанном Дамаскином и Феофаном, Митрополитом Никейским. Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальной, разъясняющей ее службой – каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником.

Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и изреку слово Царице-Матери, явлюсь светло торжествующим и в радости воспою Ее чудеса ( Пс. 44:2–10 ).

Давид, праотец Твой, Владычица, да поет Тебе, ударяя в лиру духовную: услышь, дочь, радостный голос Ангела; ибо он возвещает Тебе веселие неизреченное ( Пс. 44:11 ).

Ангел: В радости взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать пред Богом, какой еще ни одна жена не удостоилась ( Лк. 1:30 ).

Богородица : Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я – Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? ( Лк. 1:34 )

Ангел: Кажется, Ты думаешь, что мои слова коварны; радуюсь, видя Твою осторожность. Дерзай, Владычица, ибо, когда угодно Богу, то необычайное легко совершается ( Лк. 1:29, 37 ).

Ирмос : Богородица, живой и неоскудевающий источник! Певцов Твоих, создавших (это) торжество, духовно утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.

Богородица: Не стало князя от племени Иуды, и уже настало время, когда явится чаяние народов – Христос. Объясни же, как могу я родить Его, будучи девою? ( Быт. 49:1 ; Лк. 1:34 )

Ангел: Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой ( Лк. 1:35 ).

Богородица: Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия.

Ангел : Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию. Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою?

Ирмос: Сидящий в славе на престоле Божества, пребожественный Иисус пришел на легком облаке, носимый нетленною дланью, и спас взывающих. Слава, Христе, силе Твоей ( Ис. 19:1 ; Пс. 46:9 ).

Богородица : Я слышала слова пророка, в древности предсказавшего, что некоторая священная Дева родит Эммануила. Но желаю знать, как естество смертных может выдержать соединение с Божеством? ( Ис. 7:14 )

Ангел: Купина, объятая пламенем и пребывшая несгораемой, предуказывала на совершающееся в Тебе чудное таинство, Благодатная, всеми прославленная; ибо и по рождении Ты, чистая, пребудешь всегда девой ( Исх. 3:2 ).

Богородица: Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденной?

Ангел : Со страхом, как раб пред госпожой, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взираю на тебя, Отроковица. Ибо, как дождь на луг, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению ( Пс. 71:6 ).

Ирмос: Все изумляется божественной славе Твоей. Ибо Ты, Дева, непознавшая брака, имела во чреве всевышнего Бога и родила безлетного (вечного) Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя.

Богородица: Не могу вполне постигнуть значения слов твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона. Но дева без мужа еще не рождала никогда ( Евр. 10:1 ).

Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо зачатия Твоего – дивно. Ибо Ты только одна воспримешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и знамения закона ( 1Тим. 3:16 ).

Богородица : Ни в чем Невместимый и никем Невидимый, как может вселиться в чрево Девы, которое Он Сам создал? И как Я зачну Бога-Слово, собезначальное (Слово – Сын Божий. Он со-без-начальный, т.е. не имеет начала, как Бог Отец и Святой Дух). Отцу и Духу? ( 1Тим. 6:16 ).

Ангел : Тот, Кто обещал праотцу Твоему Давиду возвести Плод чрева Твоего на престол царства Его, Тебя, красоту Иакова, одну избрал Себе в разумное селение ( Пс. 131:11, 46, 5 ; Лк. 1:32 ).

Ирмос: Преобразующий тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал: избавь меня от тления, Иисус, Царь сил!

Богородица: Приняв радостный голос слов твоих, Гавриил, Я исполнилась божественного веселия, ибо ты возвещаешь радость и блаженство бесконечное ( Лк. 1:47–48 ).

Ангел: Тебе дана божественная радость, Богоматерь. Тебе, Богоневеста, вся тварь восклицает: радуйся! Ибо Ты одна, чистая, предопределена быть Материю Сына Божия ( Лк. 1:28 ).

Богородица : Чрез Меня ныне да уничтожится осуждение Евы, чрез Меня да погасится ныне долг ее; чрез Меня этот древний долг да возвратится с прибытком ( Быт. 3 ).

Ангел: Бог обещал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы. Ныне чрез Тебя это обетование получает исполнение ( Быт. 22:18 ; Гал. 3:16 ).

Ирмос: Богомудрые отроки не послужили твари вместо Творца, но мужественно поправ угрожавший огонь, радовались, воспевая: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцов.

Богородица: Возвещая, что Свет невещественный, по великому милосердию, соединяется с вещественною плотью, ты возглашаешь Мне ныне радостное благовестие, божественную проповедь: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева ( Лк. 1:42 ).

Ангел: Радуйся, Владычица Дева, радуйся, всечистая, радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора святая, светлое святилище и чертог бессмертия ( Лк. 1:28 ).

Богородица: Наитие всесвятаго Духа очистило мою душу, освятило тело, сотворило Меня храмом, вмещающим Бога, Богом украшенной скинией, одушевленным святилищем и чистой Матерью Жизни ( Лк. 1:35 ).

Ангел: Я взираю на Тебя, как на пресветлую свечу и благоустроенный чертог. Ты, Богоневеста, как золотой кивот, прими ныне Подателя закона, благоволившего через Тебя избавить тленное существо человеческое ( Евр. 9:4 ).

Ирмос: Внемли отроковица, Дева чистая. Да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего. Будь готова к восприятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить с смертными. Посему в радости я восклицаю: все творения Господни благословите Господа ( Ис. 25:1 ; Варух. 3:37 ).

Всякий ум смертных, – отвечала Дева, – изнемогает, стараясь постичь слова которые ты вещаешь Мне. Внимаю речам твоим, но в изумлении страшусь, чтобы обольщением, подобно Еве, ты не удалил Меня от Бога. Впрочем же, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки ( Быт. 3:2 ).

Вот, недоумение Твое уже разрешено, – говорит на то Гавриил. – Ибо Ты справедливо словами уст Твоих назвала это дело непостижимым. Повинуйся же и не сомневайся в том, как о вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Таков от Бога закон смертным, – отвечает Непорочная, – чтобы рождение происходило от взаимной любви. Но Я совершенно не знаю удовольствий супружества: как же ты утверждаешь, что Я рожу? Боюсь, не обманываешь ли ты. Впрочем, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки ( Лк. 1:34 ).

Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, – взывает опять Ангел, – относятся к обыкновенному рождению людей смертных. Я возвещаю Тебе, что истинный Бог неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя, посему в радости я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки ( Лк. 1:35 ).

Ты являешься Мне вещателем истины, – отвечала Дева. – Ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и, так как Я очищена в душе вместе с телом, то да будет Мне согласно слову твоему. Да вселится в Меня Бог, Которому Я вместе с тобою восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Ирмос: Рука непосвященных (нечистых) да не касается одушевленного кивота Божия (кивот, или ковчег откровения, был местом явления Бога Моисею; Чис.7:89 ), уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: Благодатная, Господь с Тобою.

Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества: ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою ( Иез. 44:2 ).

Язык человеческий не может изъяснить, как Ты источаешь молоко, Дева чистая. Ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою ( Лк. 2:7 ).

В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: Это – путь Божий, посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою ( Быт. 28:13–19 ).

Купина и огонь предуказали священнозрителю Моисею дивное знамение. Ища исполнения его в последствии времени, он сказал: Вижу это в чистой Деве, которой, как Богородице, да будет сказано: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою ( Исх. 3:3 ).

Даниил называет Тебя мысленною горою; Исаия – Родительницею Бога; Гедеон видит Тебя в образе руна (овечьей шкуры, чудесно орошенной, Суд. 6:36–40 ), Давид именует Тебя Святынею; еще некто – вратами; а Гавриил восклицает Тебе: Радуйся благодатная, Господь с Тобою ( Дан. 2:35 ; Ис. 7:14 ; Пс. 95:6 ; Иез. 44:2 ; Лк. 1:30 ).

И так, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радостным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стремление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвящали Пресвятой Богородице и называли свое отечество “Домом Пресвятой Богородицы.” Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.

Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причастниками Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стремиться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.

В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его милости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного.

Источник: Александр (Милеант) еп. Праздник Благовещения. Начало нашего спасения. [Электронный ресурс] // Правмир

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

  • Что такое благовещение 7 апреля
  • Что такое благовещение 7 апреля что
  • что такое благовещение 7 апреля традиции
  • Что такое благовест определение
  • Что такое благовест в церкви

  • Справочник номеров и подарков