Благовест
Слово «благовест» церковно-славянского происхождения. Оно означает «радостная, благая весть».
В зависимости от церковного календаря, благовест регламентируется по продолжительности, темпу и употреблению того или иного колокола.
Аналог благовеста в римско-католической церкви именуется анджелюсом.
Отрывок из сказки Владимира Од о евского «Необойдённый дом»
Красное солнышко на восходе играет по прогалинам, птицы очнулись и кормят детёнышей, медвяная роса каплет с ветвей; старушка идёт да идёт… Идёт она час, идёт и другой, а всё не видать конца леса; вот и благовест перестал…
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Значение слова благовест
Словарь Ушакова
бл а говест, благовеста, муж. (церк.). Удары в один колокол перед началом богослужения.
Православие. Словарь-справочник
в богослужении византийского обряда вид церковного звона:
1) звон в один церковный колокол или ударение в било;
2) сигнал, призывающий к богослужению или возвещающий о времени совершения его важных разделов;
3) в монастырском обиходе – призыв к трапезе.
См. также Колокольный звон.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Колокольный звон перед началом церковной службы.
* ► В Кремле раздавался благовест к вечерне. // Лев Толстой. Война и мир // *
Православный энциклопедический словарь
один из видов церковного колокольного звона, отличающийся от перезвона и трезвона тем, что производится в один колокол. Благовестом верующие призываются на богослужение. Назван так потому, что уже и сам призыв в церковь есть добрая, радостная весть.
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
мерные удары в большой колокол. Таким колокольным звоном верующих оповещают о начале церковной службы.
Энциклопедический словарь
праздничный церковный колокольный звон, совершаемый одним колоколом.
Словарь Ожегова
БЛАГОВЕСТ, а, м. Колокольный звон перед началом церковной службы, а также перед началом важнейшей части литургии. Пасхальный б.
Словарь Ефремовой
м.
Колокольный звон перед началом церковной службы.
Благовест
Бла́говест – вид колокольного звона, представляющий собой серию мерных, последовательно совершаемых ударов в один из наибольших церковных колоколов или клепал (бил).
Благовестом Церковь призывает верующих к началу богослужения, а также оповещает о начале совершения Таинства Евхаристии, после слов «Достойно и праведно есть…».
В Типиконе для обозначения этого вида звона употребляются выражения: бить, клепать, знаменать, ударять.
Почему благовест называется благовестом?
Причина столь выразительного наименования объясняется из самого названия этого уставного звона: обычно посредством благовеста распространяется весть о начале храмового богослужения. Это, конечно же, радостная, благая весть, ведь во время службы происходит особое личностное общение человека и Бога.
Кроме того данным церковным звоном сопровождаются важные этапы совершения службы. Так, например, во время Божественной Литургии благовест может звучать при начале Евхаристического канона, начиная от времени произнесения слов «Достойно и праведно…» и до слов «Достойно есть яко воистину…». В данном случае звон возвещает о времени освящения и пресуществления Святых Даров.
Во время всенощного бдения на «Честнейшую» может производиться краткий благовест, состоящий из нескольких ударов, точное количество которых или время звучания которого как правило обусловливается местными традициями (см.: Всенощное бдение, или Всенощная).
Звонница Православного храма может включать несколько больших колоколов. Эти колокола используются в зависимости от дня недели и вида богослужения. На практике у них могут быть собственные названия — или общепринятые (скажем, праздничный, воскресный, простодневный) или особые, данные по благословению настоятеля (например, связанные с особенностью звучания колокола или именем благодетеля, дарителя).
В самый большой благовестник принято бить перед началом всенощного бдения; перед началом Божественной Литургии, совершаемой в воскресные дни, великие и храмовые праздники; в особых случаях по указанию настоятеля. В самый малый благовестник бьют, скажем, в период Великого поста в дни с понедельника по пятницу включительно, к вечерне и утрене, если только на эти дни не приходится праздник Благовещения, храмовый или святого с полиелеем (см.: Посты Православной Церкви).
Традиционно в великие праздники благовест исполняется наиболее торжественно, с использованием самого крупного церковного колокола, в форме более частых и громких ударов, в продолжении большего времени.
Что такое валовой благовест?
Валовой (или большой) благовест представляет собой звон, производимый ударами в самый большой колокол в сочетании с ударами в другой большой колокол.
БлАговест, а не благовЕст. Как на самом деле нужно произносить церковные термины
Церковная лексика в русском языке особенная. И мы очень часто произносим эти слова неправильно, хотя литературная норма предписывает только одно ударение. Филолог, учитель и видеоблогер Татьяна Гартман объясняет, как говорить по-русски правильно, в книге «Речь как меч», которая этой осенью вышла в издательстве «Бомбора».
От двух до пяти
«Воцерковленный послушник и его духовник христианского вероисповедания любят древнюю иконопись и постоянно читают Апокалипсис».
Попробуйте прочесть это простое предложение. А теперь, не подглядывая через абзац, посчитайте ошибки.
Нужно так: «ВоцеркОвленный пОслушник и его духовнИк христианского вероисповЕдания любят древнюю Иконопись и постоянно читают АпокАлипсис».
Этот тест я проводила у ста человек, и все участники прочитали его с ошибками. Количество неправильных ударений было разное: от двух до пяти, как у Корнея Чуковского. А все потому, что церковная лексика в русском языке особенная. Слова этой тематики часто произносятся не так, как, на наш взгляд, должны бы произноситься. Не так, как удобно языку и приятно уху. А что самое интересное, именно в этих словах, как правило, нет вариантов: литературная норма всегда предписывает только одно ударение.
Евангелие от…
Одно из главных слов христианской тематики — Евангелие, часть Библии, содержащая повествование о жизни и учении Иисуса Христа. Хотя и нечасто, но все-таки в этом слове несколько раз была замечена ошибка: некоторые говорят ЕвангЕлие. Конечно, это неверно, а правильный вариант звучит с ударением на А — ЕвАнгелие. Это слово пришло в наш язык из древнегреческого, где оно означает «благая весть, благовестие, воздаяние за добрую весть».
Еще одна часть Библии называется АпокАлипсис (а не АпокалИпсис) — единственная пророческая книга Нового Завета, в которой предсказывается конец мира. В переводе с греческого это слово означает «откровение». Сейчас АпокАлипсис (с прописной буквы) чаще употребляется в переносном значении — конец света.
Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И АпокАлипсис был здесь написан,
И умер Пан.
(Н. Гумилев, «Стансы»)
Всех благ!
Благо, благой — это ключевые слова в христианстве, именно на них основываются многие религиозные термины, через них объясняется большинство церковных понятий. В самом слове «благо» уже очень часто встречается неправильное ударение: когда оно стоит во множественном числе, часто говорят «благА», «благАми», «благАх». На самом деле ударение здесь неподвижное, и во всех падежах и числах ударной сохраняется А в корне: блАга, блАге, блАгам, блАгах.
БлАговест — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения, — означает «благая весть». Ключевой частью этого определения является слово «благая», именно поэтому ударение и падает на первый слог — блАговест, а не благовЕст, как говорят многие. БлАговест — звон особенный — начинается тремя редкими, медленными и протяжными ударами, после которых следуют более короткие мерные удары.
День православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой блАговест широко
И всю Россию им одень!
(Ф. Тютчев)
А теперь разберем проблему, уже не связанную с ударением: часто говорят «получить благословЛение», а не благословение. И, в принципе, понятно, почему хочется добавить эту Л: ведь слово образовано от глагола «благословить», который в несовершенном виде имеет форму «благословлять». Но «благословение» пишем и говорим без Л!
С «благими» словами есть множество пословиц, поговорок и популярных устойчивых выражений, которые тоже могут помочь запомнить сложные ударения:
То и блАго, у кого есть кисель да брага.
Собственное блАго и дурак поймет.
На БлаговЕщенье дождь — родится рожь.
За неблагодарных Бог благодарит.
Тишь, да гладь, да Божья благодать.
Вера + исповедь
Слово «вера» восходит к древнему корню, означающему «истинный, правдоподобный», но более близкое к современному пониманию определение дал Владимир Даль: вера — это отсутствие сомнения.
Слово «исповедь» произошло от греческого корня со значением «покаяние, признание». В современном понимании исповеди как церковного термина заложено раскрытие своих грехов перед Богом через священнослужителя. В родственных словах ударение разноместное, оно может оказаться где угодно: Исповедь, исповЕдовать, исповедАльня.
Нас больше всего интересует глагол «исповедать». Мы сложим два слова и посмотрим, что получится: вера + исповедать = вероисповедание.
И вот здесь как раз и кроется подвох — многие не могут правильно поставить ударение в получившемся слове. Очень популярная ошибка — вероисповедАние! Но делая ударение в этом слове, вспоминаем о глаголе и его ударении «без веры», и тогда все встает на свои места — вероисповЕдание (веру исповЕдать).
Воцерковление
ВоцерковлЕние — с ударением этого слова проблем обычно не возникает. Но если образовать прилагательное, то сразу появляется затруднение — ударение переносится на О в корне: воцеркОвленный.
ВоцеркОвленный христианин — тот, кто ясно понимает цель христианской жизни во спасении, тот, кто ощущает себя сыном Церкви.
Монахи, и не только
Чтобы стать монахом (или монАхиней), нужно сначала доказать, что ты к этому готов. И промежуточный этап — послушничество. Это слово кажется очень близким к слову «послушаться», где ударение сомнений не вызывает. А вот «послушничество» уже имеет варианты ударения — О и У: пОслУшничество, первое из которых (пОслушничество) считается литературной нормой. А дальше еще интереснее: «послушник» и «послушница» имеют ударение на О, уже без каких-либо вариантов. Задача пОслушника и пОслушницы — помогать, исполнять послушАния по благословению настоятеля.
Это может показаться невероятным, но такое ударение — факт. На каких-либо лояльных интернет-ресурсах можно найти варианты «пОслУшник» или даже «послУшник», но во всех серьезных словарях, от Ожегова до самых современных грамматик, рекомендованных Министерством просвещения, зафиксирован единственный вариант ударения — пОслушник (пОслушница). Слово дается как исключение из правила, по которому образуются подобные слова: работать — работник, наследовать — наследник. Я бы поспорила с тем, что слово «пОслушник» образовалось от глагола «послушать», но не сейчас.
Вероятно, ударение на О еще связано с устаревшим словом «пОслух» (свидетель, тот, кто что-то слышал), и, кстати, сразу вспоминается «нЕслух». То есть изначально в существительных, образованных от «слушать», ударение падало не на корень, а на приставки по-, не- (в словаре Даля также — пОслушничество).
Продолжаем погружаться в монашество. Не менее интересный с точки зрения языка экземпляр — слово «инок». Инок — монах, живущий в одиночестве (от греческого monahos — одинокий). Само слово «инок» заимствовано из старославянского, где было образовано суффиксальным способом от корня инъ- — один.
Что интересно, ударение на первый слог (Инок) сохраняется во всех однокоренных словах: Иноческий, Инокиня. Сколько раз я слышала последнее слово с другим ударением — инОкиня, инокИня (вероятно, по аналогии с богИня, графИня)! Однако правильным будет все-таки Инокиня, и, кстати, монАхиня, а не монахИня.
А теперь о других церковнослужителях. Духовник — священник, принимающий исповедь, обязанный хранить ее тайну. И хотя очевидно, что слово образовано от прилагательного «духОвный», с ударением на О, в существительном ударение перекочевало на последний слог — духовнИк (духовникА, духовникУ, духовникОм и т. п.). И это же ударение закрепилось в слове «духовнИчество».
Церковная жизнь
Распорядок церковной жизни для непосвященных кажется чем-то таинственным и непонятным. Однако в жизни любого человека, мирского или воцеркОвленного, большое значение имеет питание, без него не обойтись даже самым фанатичным приверженцам веры. В Церкви существует свой режим питания, и называются приемы пищи трапезами. Основных трапез две — обеденная и вечерняя, причем вечерняя имеет в православии большее значение и отменяется только в дни особо строгого поста. Есть немало дней в году, когда по уставу вечерняя монастырская трапеза — единственная за целый день. Так вот называется этот, попросту говоря, ужин — вЕчеря, и я не раз слышала, что это слово ошибочно произносят как с ударением на второй слог, так и на третий.
Если вспомнить знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вЕчеря», то на ней явно виден хлеб. Вокруг других яств, составлявших трапезу Иисуса и апостолов, ведутся споры, но в отношении хлеба вопросов не возникает — он там есть точно. Но это не просфора — вот и подобрались к еще одному интересному слову.
ПросфорА — освященный хлеб, чаще пшеничный, опреснок, приношение, подношение, употребляемый на православной литургии для таинства причащения.
ПросфорА (с ударением на окончание, а не просфОра, как говорят многие!) имеет множество вариантов названий — просвирА, просворА, проскурА, просквирА, и во всех ударение на последний слог. А готовит этот хлеб просвИрня — женщина, приставленная специально для печенья просвир, обычно вдова человека, имевшего духовное звание.
Но вернемся к вЕчере. Проходит эта трапеза сразу после вечЕрни — вечернего богослужения, а в праздничные дни вечЕрня соединяется вместе с Утреней в составе всЕнощной. ВсЕнощная (обращаем внимание на проблемное ударение на Е) — имя существительное, означает церковную службу, продолжающуюся целую ночь.
Заунывным карком
В тишину болот
Черная глухарка
К всЕнощной зовет.
(С. Есенин)
А теперь самое сложное: мы помним, что всЕнощная — существительное, но есть и прилагательное «всенощный», и оно с недавнего времени имеет другое ударение. ВсенОщный — эта норма новая, а раньше было правильно говорить всЕнощный.
А теперь перейдем к самому богослужению. В православии клИрос (нечасто, но слышала альтернативный вариант ударения) — место, где во время службы находятся певчие и чтецы. На клИросе в юношестве пели такие люди, как Суворов, Шаляпин, Чехов, Ломоносов.
По образу и подобию
Образ, или икона, считается одним из главных феноменов православной культуры. Слово «икона» пришло из греческого языка, где означало картину, подобие, образ, изображение, а на Руси уже получило более конкретное значение — изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой. А ряд однокоренных слов получается такой: иконостАс, икОнный, иконопИсец, иконопИсный, но Иконопись. Обратите внимание! В последнем слове ударение на первую И, и больше нигде эта И не «ударяется». Если раньше вы говорили икОнопись, срочно переучиваемся на Иконопись.
Одной из самых древних икон на Руси является образ Божьей Матери «ЗнАмение». Эта новгородская икона написана в середине XII века. Отмечается день этой иконы 27 ноября (10 декабря по новому стилю), и, похоже, праздновать стали еще до явления ею чуда новгородцам в феврале 1170 года. А про чудо рассказывается следующее. При осаде города новгородцы решили принести на крепостную стену образ Богоматери, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из ее глаз заструились слезы, а на врагов напали ужас и смятение, из-за чего они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы не упустили момент, бросились в атаку и одержали победу. После этого икону стали называть «ЗнАмение».
Вы наверняка обратили внимание, что ударение в этом слове ставится на первый слог. Этимология «знАмения» изначально напрямую связана с глаголом «знать», и это может являться шпаргалкой для запоминания. А уже по Далю слово «знАмение» трактуется как знак, признак, примета, явление природы или чудо для знаменования, доказательства или предвещения чего-либо.
Земля обетованная
ОбетовАнный (а не обетОванный) значит «обещанный», «желанный»; слово произошло от глагола «обетовАть» и существительного «обет» (не путать с обедом и обитанием!). Земля обетовАнная или край обетовАнный — место, куда хочется попасть, так как оно представляется воплощением комфорта, изобилия, этакий рай на земле. По библейскому сказанию Бог привел евреев из Египта в Палестину, страну обетовАнную, выполняя Свое обещание — обет.
Благовест
Православие всегда ассоциировалось с храмами особой архитектуры и колокольным звоном. При этом в России к нему отношение особое.
Именно поэтому на Руси всегда существовала традиция снимать шапку, когда слышен колокольный звон. Дело в том, что он представляет по своей сути особый вид молитвы.
Часто колокольный перезвон начинается до начала богослужения и слышать его можно по всей округе.
Колокола стали применяться в христианских богослужениях примерно с VII века.
Колокола известны с глубокой древности, например, их использовали в Древнем Египте, Риме, Израиле, а также в Китае и Японии.
Стоит при этом отметить, что с древних времён устройство колокола осталось в неизменном виде:
Естественно, что из-за несовершенства техники, в древние времена колокола были маленькими.
Способов отливки их ещё не изобрели, поэтому они клепались из листового железа. Позже их стали изготовлять из бронзы и листовой меди.
К сожалению, история не сохранила сведений о том, когда колокола стали употребляться при христианских богослужениях.
Во времена гонения на христиан они использоваться не могли по вполне понятным причинам.
На богослужение тогда верующих созывали лаосинакты или народособирателями. Они относились к низшему клиру и через них прихожане узнавали о тех или иных событиях в церковной жизни.
Святой Павлин Милостивый, епископ Ноланский. Историки церкви приписывают ему введение в церковный обиход колоколов
Согласно церковному преданию, святой Павлин, епископ Ноланский, который жил в 353-431 год, первым начал использовать колокола при богослужении.
Ему во сне явился ангел с колокольчиками, которые издавали дивные звуки. Непосредственно же форму для колоколов ему подсказали полевые цветы-колокольчики.
Западные исторические памятники свидетельствуют о том, что здесь они появились всего лишь в VII веке. Так их можно было встретить в Риме и Орлеане.
Дальнейшее их распространение произошло благодаря Карлу Великому. Из-за его деятельности уже к VII веку колокола в церквях считались обычным явлением.
Повсеместное же их распространение относиться к середине IX века, при этом изготовлялись они из сплава меди олова. Позже в сплав стали добавлять железо и иногда серебро.
Именно тогда император Византии Василий Македонянин попросил венецианского дожа Орса прислать в Константинополь 12 колоколов для установки их во вновь сооружаемой церкви.
Несмотря на это, колокола в Византии не прижились и только после того, как крестоносцы в 1204 году захватили Константинополь, они стали появляться в местных храмах.
В России колокола в летописи впервые были упомянуты в 988 году.
Например, в Москве они были установлены в Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях.
В Новгороде колокола имелись в храме святой Софии. В конце XII века их можно было услышать во Владимире на Клязьме, Полоцке, Новгород-Северском.
Большой колокол у Софийской звонницы в Кремле Новгорода Великого. Отлит в 1659 софийским домовым мастером Ермолаем Васильевым. Он показывает что на Руси изготовление колоколов было освоено давно
Появление особого чина освящения вновь отлитых колоколов относиться к 1530 году. Именно тогда на них стали наносить надписи.
При этом языки были разными: латинский, старославянский, голландский. Они имели религиозное содержание и для прочтения некоторых из них необходимо было использовать специальный шифр.
Именно поэтому, когда православный слышит колокольный звон, он обычно снимает головной убор и креститься.
Кроме того, в некоторых случаях церковных колокола используют для игры на них, например, это могут быть дни больших праздников.
Церковный колокол воспевает Божье величие
По свидетельству святых отцов, колокол в христианстве является символом архангельской трубы.
Её задача — воспевать Божье величие, побуждать верующих к молитве и бодрствованию духа.
Никакой другой инструмент не может справиться с такой важной миссией.
Колокольный церковный звон:
В Русской Православной церкви используется три основных группы колоколов: большие (благовестники), средние и малые.
В отличие от западных колоколов, язык в них свободно качается внутри колокола, который неподвижен.
Это влияет на звучание колокола, которое русский народ сравнивает с человеческим языком или же ангельской трубой.
Набор церковных колоколов. Обычно для установки на звонницах в Храмах используют от 6 до 8 колоколов
Главная символическая задача колокольного перезвона — благовествовать славу имени Христова днём и ночью.
Он напоминает слова Господа, переданные через пророка Исаии:
«На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью…, напоминая о Господе».
Так как в православии колокольный звон может служить не только для указания времени Богослужения, но и для выражения таких чувств, как грусть, радость и торжество, были разработаны разные виды звонов, каждый из которых имеет своё название и значение.
Благовест – это часть богослужения
В русском православии церковный колокольный звон весьма отличается от колокольных звонов, принятых в других конфессиях.
Так, например, в Западной Европе звоны строятся на гармонической основе карелиона и колокольного органа, в России же они практически полностью отсутствуют.
Звон колоколов Московского Костела на малой Грузинской. Ритмический ряд явно отличается от ритмического ряда колокольного звона в православии.
Звонари используют несколько видов звона:
Так звучит благовестный колокольный звон.
Праздничный колокольный звон (трезвон) Храма.
Звук колокольного звона, при котором задействованы все колокола церкви.
Благовестный звон предназначен для того, чтобы возвестить верующим о начале богослужения.
При этом профессор Михаил Скабалланович в Толковом Типиконе говорит о том, что он уже есть Богослужение, а не только сигнал к началу службы.
Совершается он в великие праздники и перед воскресными службами. Таким образом, он звучит очень часто, поэтому обычно ассоциируется у верующих с Богослужением.
Типикон. Киев: Киево-Печерская лавра, 1871 год. В нём описываются правила использования церковных колоколов в Богослужении
Типикон говорит о том, что звонарь должен взять у предстаятеля, то есть того священника, который должен будет совершать богослужение, благословение на этот звон.
Обязанности звонаря, таким образом, исполняет пономарь по благословению священника. Кроме того, их может так же исполнять алтарник или же чтец.
Во время звона звонарю необходимо читать 17-ю кафизму или же 12 раз 50-ый псалом.
Из него же следует, что сам звон длиться примерно двадцать минут. Так как он в настоящее время носит символический, а не практический смысл, время, отводимое на него, уменьшилось, и теперь оно составляет где-то 10 минут.
Этого вполне достаточно для того, чтобы перезвон выполнил свою функцию для Богослужения.
В начале благовестного звона совершают два удара в колокол до полного затухания звука в нём.
С третьего удара начинают выполнять мерные удары. Интервал между ними выбирается такой, который позволяет соответствовать голосу колокола.
Если этого не сделать, звон может выйти заунывный в том случае, когда они будут слишком редкими. Если же удары будут слишком частыми — звон получиться тревожным.
Так как не существует «нот» для колокольного звона, звонарь обычно исполняет звон, руководствуясь внутренним чутьём.
При этом, для того, чтобы он вышел идеально, пономарь должен:
Кроме того, несмотря на распространившуюся практику допуска на звонницы мирян, звонарь должен быть воцерковлённым человеком.
Он так же должен быть прилежным христианином, знать молитвы и соблюдать посты, только в этом случае он может выполнять все звоны правильно, в соответствии с церковными канонами.
Каждый звон у православных имеет своё значение
Церковный колокол — это не музыкальный инструмент и на нём просто так не играют.
Обычно все перезвоны соответствуют определённым церковным праздникам или же этапам богослужений.
Чем значительнее событие в церковной жизни, тем больше выбирается колокол.
Ташлыков Александр Звонарь (федосинская шкатулка). 2011 год
Благовестный звон обычно звучит на Пасху или же по особым праздникам, при этом для того, чтобы он зазвучал, необходимо отдельное благословение настоятеля Храма. По собственной инициативе зазвонить его пономарь не может.
По воскресеньям звучит воскресный звон, а при проведении отдельных служений – полиелейный.
Ежедневная служба начинается с будничного благовестного звона, в Великий же пост звучит благостный звон.
Что же касается других перезвонов, то их могут звонить в случае различных христианских праздников и литургий.
Кстати, благовестный звон может накануне праздничных и воскресных дней перейти в трезвон, который выражает собой славу Божию. Кроме того, по окончании названных Богослужений совершается трезвон.
Два кратких трезвона совершается на всенощном бдении. Этому предшествует процедура чтения шестопсалмия.
Совершаются они с промежуточной паузой, образуя тем самым двузвон. Он говорит о том, что одна часть литургии, а другая заканчивается.
Примером этого может служить быть переход от вечерни к утрени. Подобно тому, как шестипсаломие, которое предваряет утреню, делиться «Славой» на две части, так и звон является в этом случае таким делителем надвое и поэтому именуется двузвон.
Перед чтением Евангелия, во время полиелея, должен звучать полиелейный звон. Его исполняют в виде трезвона.
Он представляет собой радость Благой Вести. Услышать её и зовёт колокол со звонницы.
Его звук слышен далеко и поэтому может позвать в Храм большое количество прихожан.
Вынос Креста Господня. В этот день в Храмах звучит погребальный звон
Существуют особые дни в году, например, вынос Креста Господня. В этом случае звучит погребальный звон.
Он начинается с перезвона, который состоит в поочерёдных ударов во все колокола, начиная от большого и заканчивая малым. Таким образом, перезвон напоминает нам о том, для спасения нашего Господь наш Иисус Христос сошёл на землю.
Кроме того, он сообщает о том, что Он при этом родился от Пресвятой Девы, приняв на время земной жизни «образ раба».
Погребальный звон оканчивается трезвоном в знак того, победы над смертью и радости по поводу всеобщего воскресения.
Звон колоколов целебный
Кроме роли в богослужении, церковные колокола и перезвоны выполняют так же сугубо практическую функцию.
Дело в том, что давно замечено, что их звон оказывает целительное воздействие на организм человека.
Данное обстоятельство объясняется как теми воздействиями на тело человека, которые производят на него вибрации от колоколов, так и Божественным чудом.
Многие болезни вылечиваются с его помощью, и, в первую очередь, это расстройство нервной системы.
Религиозная традиция указывает на то, что колокольный звон может отгонять болезни и несчастья, нечистую силу, прекращать стихийные бедствия.
Именно поэтому с после того, как колокол будет водружён на колокольню, можно будет говорить о том, что Храм окончательно возведён.
Так было всегда, ведь в России не мыслят Храма без колокольного звона.