что такое благой нрав в исламе

Что такое благой нрав в исламе

241600 INNERRESIZED600 600 1

Признаки благого нрава

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Благой нрав – это «мешочек» духовного богатства верующего. В хадисах сказано, что это одно из «приобретений», за которое большинство верующих попадут в Рай. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил, что наиболее любимым перед Всевышним является тот, кто отличается более благим нравом. Но что можно считать благим нравом, какие черты в него входят? Опираясь на Сунну и Коран, можно выделить некоторые качества, которые уместно отнести к проявлениям благонравия.

От Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет заразы и нет тайры (усматривание дурного знака в каком-либо явлении)! Но нравится мне оптимизм!» Его спросили: «А что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Доброе слово». В версии, переданной от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет тайры! Оптимизм – лучше неё!» Его спросили: «Посланник Аллаха, а что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Годное слово, которое слышит один из вас (в своей душе)».

Также в хадисе, переданном от имама Ахмада, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пессимизм является проявлением дурного нрава» (Ахмад).

Оптимизм связан не только с позитивным взглядом на жизнь, но и с готовностью преодолевать трудности, мужеством и решительностью в достижении целей, верой в себя и окружение. Пессимизм же наоборот заставляет человека мириться с худшим, опускать руки перед трудностями и принимать страдания и неудобства как должное.

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает, а ее отсутствие, в чем бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)». (Муслим) В хадисе от Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, также говорится, что мягкие люди – одни из тех, кому запрещен Ад: «Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)». (Тирмизи).

Мягкость не подразумевает наивность или глупость. Это более адекватная форма взаимодействия с другими людьми. Быть мягким также не значит быть лицемерным или «прогибаться». Можно быть твердым в своих убеждениях, но при этом доносить это в более приемлемой форме – проявляя мягкость и снисходительность.

Передают со слов Хариса ибн Вахби аль-Хузаъи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал людям: «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? Это — каждый грубый, жадный и горделивый». (Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ткже сказал: «Щедрость – это дерево рая, ветки которого доходят до этого мира. Того, кто держится за ветку дерева щедрости, эта ветка приведёт в рай. Скупость – это дерево ада, ветки которого доходят до этого мира. Того, кто держится за ветку дерева скупости, эта ветка приведёт в ад».

Но что значит «держаться» за щедрость? Некоторые мудрецы понимали под этим готовность пожертвовать чем-либо при появлении первой же мысли об этом. Щедрость противоположна скупости, малодушию и даже расчету. Потому что предполагает бескорыстное самоотверженное жертвование чем-либо. Подобно тому как делали это первые мусульмане. Хузайфа аль-Адави, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «В день битвы при Ярмуке я отправился на поиски двоюродного брата. У меня с собой было немного воды, чтобы напоить его.

Дойдя до него, я сказал: «Я напою тебя», и он кивнул головой в знак согласия. Тогда до нас донесся стон умирающего от жажды. Мой двоюродный брат сделал жест, чтобы я напоил этого человека. Им оказался Хишам ибн Ас, да будет доволен им Аллах. Я спросил, напоить ли его, и он кивнул утвердительно. Тут Хишам, да будет доволен им Аллах, услышал стон другого умирающего от жажды человека и сделал жест, чтобы я отправился к нему. Когда я дошёл до него, тот человек уже умер. Тогда я вернулся к Хишаму, да будет доволен им Аллах. Но и он тоже успел покинуть этот мир. Тогда я возвратился к двоюродному брату, но и его тоже я нашёл мёртвым».

Щедрость – это способность отдавать не торгуясь о цене. Но к ней относится способность делиться не только материальным богатством, но и духовным: знаниями, добротой, поддержкой, позитивными эмоциями, любовью.

Источник

Благой нрав – ключ от Рая

blagoy nrav

Следует знать, что сутью Пророчества Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) является облагораживание наших нравов, сам Посланник Аллаха (мир ему и благословление) в хадисе сказал: «Воистину, я ниспослан для восполнения наилучших нравов». Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) обладал среди всех пророков самым совершенным нравом, о чём говорит сам Всевышний Аллах в Священном Коране, обращаясь к Мухаммаду (мир ему и благословение) (смысл): «Воистину, ты – обладатель великих нравов». Суть послания Пророчества Мухаммада (мир ему и благословление) заключается в возвышении и улучшении наших нравов.

В изречениях Посланника Аллаха (мир ему и благословление) очень много сказано о наилучших нравах. Никакая идеология, никакие общественные системы не принесли человечеству столь совершенную систему нравственных ценностей, как это сделала наша религия, как это сделал Пророк Мухаммад (мир ему и благословление). Пророк (мир ему и благословление) каждому человеку оставил из своей жизни наилучший пример, на который нам нужно равняться.

Мы должны знать, что все предписания, веления и запреты религии нацелены на то, чтобы мы обладали наилучшим нравом и знали, что среди наших поступков самым ценным, самым превосходящим в Судный день будет благой нрав, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Нет ничего более тяжёлого на весах деяний раба в Судный день, чем благой нрав». Это – чёткое руководство для нас.

Посланник Аллаха (мир ему и благословление) говорит: «Не твои ночные молитвы, не многочисленные посты, а благой нрав» будет самым тяжёлым из твоих благих деяний на чаше весов в Судный день. Наша вера не может быть полноценной, пока мы не будем обладать благим нравам, в хадисе Пророка (мир ему и благословление) сказано: «Совершенным иманом из рабов Аллаха обладают те из уверовавших, кто обладает наилучшим нравом». Также в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословление) сказано: «Наилучший Ислам проповедует тот, кто обладает наилучшим нравом». Чем больше мы следуем Пророку (мир ему и благословление) в его нравах, тем больше Посланник Аллаха (мир ему и благословление) любит нас, а любовь Пророка (мир ему и благословление) – это спасение в Вечном мире.

Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «И самые близкие ко мне в Судный день – это те из вас, кто обладает наилучшим нравом».

Нужно знать, что первый шаг на пути облагораживания нрава начинается с признания собственных недостатков, собственных пороков, но мало кто среди нас признаёт их, все мы считаем себя совершенными людьми относительно нравов Ислама, а что касается отношения к мирскому богатству, то его нам всегда не хватает – мы всегда смотрим на тех, у кого больше, чем у нас мирского, но не смотрим на тех, у кого больше ахиратского.

Согласно хадису Посланника Аллаха (мир ему и благословление) «Наибольшее, что приводит людей в Рай, – это богобоязненность и благой нрав». Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословление) пришла делегация и спросили люди: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление), кто из рабов наиболее дорог Всевышнему Аллаху?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Из рабов наиболее дороги Всевышнему Аллаху те, кто обладает наилучшим нравом». Также Посланник Аллаха (мир ему и благословление) спросил у своих сподвижников: «Рассказать ли вам, кто из вас мне более дорог?», сподвижники ответили: «Расскажи, о Посланник Аллаха (мир ему и благословление)», Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Те из вас, кто обладает наилучшим нравом». Также Пророк (мир ему и благословление) сказал в хадисе «Я гарантирую дом на наилучшем месте в Раю тому человеку, кто облагородил свой нрав».

Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословление) обращался ко Всевышнему Аллаху с таким дуа: «О Аллах, наставь меня к наилучшему нраву, воистину, к наилучшим нравам наставляешь только Ты». Людям, которые желают изменить свой нрав к лучшему, желательно почаще обращаться ко Всевышнему, ибо именно Он способен повернуть наши сердца, изменить человека. Пусть Всевышний Аллах поможет нам облагородить наши нравы. Аминь.

zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

БЛАГОЙ НРАВ? ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

IMG 3584

Об этом наиважнейшем качестве мусульманина рассказывает имам г.Владикавказа Батраз Аршиев.

Хвала Аллах – Господу миров, мир и благословение Его пророку Мухаммаду, его семье и всем тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня.
Благой нрав — это когда человек соблюдает правила взаимоотношений со своим Господом и со всеми окружающими его людьми. Когда он выполняет свои обязанности по отношению к ним, проявляя доброту, мягкость и кротость.
Благой нрав – это когда говоришь там, где надо говорить, и молчишь, когда надо молчать. И если говоришь, то говоришь только благое, подбирая наилучшие слова. Не спрашиваешь о том, что тебя не касается. Побуждаешь к одобряемому, а, видя порицаемое, порицаешь это наилучшим образом.
Благой нрав – это когда уважаешь старших, жалеешь младших, проявляешь доброту и снисходительность к каждому живому существу.
Благой нрав – это не только совершение большого количества поклонений, а когда люди находятся в безопасности от твоего языка и твоих рук. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками …».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «Знаете ли вы, кто такой настоящий банкрот?». Они сказали: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама и ни динара». Он сказал: «Банкрот в моей умме тот, кто придет в Судный день, имея намазы, посты и закят, и в то же время обругав того-то, опорочив такого-то, съев незаконно имущество другого, пролив кровь третьего, ударив еще кого-то, и он отдает из своих благих поступков тому и другому, а когда закончатся его хорошие поступки до того, как закончится его отчет, будут взяты их грехи и брошены ему, и потом он будет брошен в Ад».
Некоторые мусульмане совершают очень много усилий для того, чтобы заслужить довольство Аллаха. Они молятся, постятся, совершают дополнительные намазы, дают добровольную милостыню, но мало кто понимает, что ничего не сравнится в Судный День с благим нравом.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, ибо, поистине, Аллах Всевышний ненавидит произносящего непристойности и оскорбляющего!». Кроме того, оно равняется молитве и посту, которые являются двумя великими столпами ислама. Об этом сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не положат на Весы ничего тяжелее благонравия, и, поистине, благонравие приводит придерживающегося его к степени (соблюдающего) пост и (совершающего) молитву».
В другой версии этого хадиса сообщается: «Поистине, благонравием раб достигает ступени постящегося и молящегося». Более того, ислам объявил благонравие признаком совершенства веры: «Наиболее совершенной верой из верующих обладает самый благонравный из них».
Несмотря на это, люди меньше всего работают над своим нравом. Ведь для этого нужно очистить свою душу от разных пороков: алчности, зависти, грубости, вспыльчивости и т.д. А это очень сложно. Иногда кажется, почти невозможно. Именно этого очищения требует от нас Аллах. Именно этому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил своих сподвижников на протяжении многих лет, создавая общество, фундаментом которого стали высокие нравственные принципы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) на собственном примере показывал, как мусульманин должен относиться к своему брату в исламе, устанавливая для них те нормы, которые должны главенствовать в мусульманском обществе. Он (мир ему и благословение Аллаха) постоянно подчёркивал важность благонравия, побуждал своих сподвижников придерживаться его и внушал им любовь к нему, пользуясь самыми разными методами, прибегая как к словам, так и к делам. Он хорошо понимал, какую большую роль играет благонравие в деле исправления характера, очищения души и совершенствования людей. В связи с этим он однажды спросил Абу Зарра: «О Абу Зарр, не указать ли тебе на два качества, придерживаться которых легко, а на Весах они окажутся тяжелыми?» Он сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Будь благонравным и сохраняй молчание, ибо клянусь Тем, в чьей длани душа моя, ничто не украшает людей так, как это!»
Множество примеров проявления благого нрава мы видим в жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда я шел куда-то вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на котором был плащ из Наджрана с грубой оторочкой, его до¬гнал какой-то бедуин, который так сильно потянул его за край плаща, что из-за этого на плече Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, остался след, а потом сказал: “Вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!” Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему и рас¬смеялся, а потом велел дать ему что-то».
Это удивительный пример сдержанности, крото¬сти и совершенства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его благонравия и великодушия, терпеливого снесения личных обид и прощения грубого обраще¬ния с ним тем людям, чье сердце он хотел привлечь к исламу и укрепить в нем. Людям, призывающим к Аллаху, и тем, кто руково¬дит другими, следует подражать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в его благоразумии, сдержанности, таких прекрасных нравственных качествах, как великодушие, снисходительность, способность прощать и оттал¬кивать зло тем, что лучше.
Имам аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) какой-то бедуин принялся мочиться в мечети, и все присутствующие поднялись со своих мест, чтобы наброситься на него, однако Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро воды, ибо, поистине, посланы вы только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения! Пророк, конечно же, мягко объяснил ему, что это мечеть, и что здесь не подобает справлять нужду. Позже, когда этот бедуин уже познал религию, говорил: «Да будут отец мой и мать выкупом за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Он встал и подошел ко мне, и не поругал меня, и не упрекнул, и не ударил!»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих сподвижников нести добро всегда и везде, даже когда они порицают порицаемое. Он говорил им: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте» ( Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил за Аллаха Всевышнего (Аль-Бухари, Муслим).
От Му’авии ибн аль-Хакама ас-Сулями сообщается: «Однажды, когда мы совершали намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, один из молящихся чихнул, и я сказал ему: “Да смилостивится над тобой Аллах!” Люди стали смотреть на меня, и тогда я воскликнул: “Да что же это! Чего вы смотрите на меня?!” Люди стали ударять ладонями по бедрам, и когда я по¬нял, что они хотят, чтобы я замолчал, я смолк. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завершил намаз. Да бу¬дут отец мой и мать выкупом за него! Ни до него, ни после я не видел столь прекрасного учителя. Клянусь Аллахом, он не обидел меня, не ударил и не стал бранить. Он сказал: “Совершая намаз, не годится разговаривать с людьми, потому что (намаз) это — вос¬хваление и возвеличивание Аллаха, и чтение Корана”.
Сообщается, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Лишённый доброты, полностью лишён и блага» ( Аль-Бухари, Муслим).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Улыбнуться своему брату – есть милостыня».
Джарир ибн Абдуллах сказал: «С тех пор, как я принял ислам, я не видел Пророка без улыбки. Я всегда видел его улыбающимся».
Многие люди были не согласны с той истиной, с которой пришел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но даже враги не могли упрекнуть его в чем-либо непристойном или коварном, так как он был справедливым, благонравным и великодушным. Никто не мог его ненавидеть. От одного его вида люди понимали, что такой человек не может лгать, и что он пришел с истиной. А чего стоит отношение с человеком, который никогда не обманывает, не предает, не подводит, не злословит, не сквернословит. С таким человеком, от языка и рук которого ты находишься в безопасности, который проявляет терпение. Когда ты в чем-то ошибся, мягко и деликатно укажет тебе на ошибки. Человек, который не высокомерен, не завистлив и не держит на тебя зла.
Есть в нашей общине люди, общение с которыми для нас всегда легко. Какое бы ты дело с ним ни совершал, всегда получаешь моральное удовлетворение, не говоря уже о пользе совершенного дела. За одно это доброе отношение они получат такую награду, о которой мы можем только мечтать. Именно таких братьев мы любим больше всего, и не удивительно, что и Аллах их любит, и что награда их будет велика.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах помилует человека, который проявит снисходительность (великодушие) во время продажи, во время покупки и во время требования долга» ( Аль-Бухари, Муслим). Он также сказал: Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для огня (или: … о том, для кого огонь станет запретным)? Запретным (для огня) станет каждый близкий, мягкий и лёгкий”. То есть, человек, ставший близким к людям благодаря хорошему обхождению с ними и отличающийся мягкостью и лёгкостью характера.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также подчеркнул: «Поистине, Аллах добр, Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное» ( Аль-Бухари, Муслим).

*
Мы очень часто забываем о своем нраве. Забываем исправлять и очищать его. Просто живем по инерции, плывем по течению. В суете мирских дел не работаем над своим нравом и душой, откладывая это на второй план, не понимая, что рискуем оказаться в Судный День на месте того банкрота, который усердствовал, совершая благие дела, но забыл исправлять свой нрав, и все, что он совершал, не принесло для него большой пользы.
Если мы не очистим наш нрав, двери ко всем достижениям для нас будут закрыты. Даже, если преуспеем в каких-то делах, не обладая нравом, в этом для нас не будет блага. Если нам удастся построить большое количество мечетей и медресе, призвать в ислам толпы людей, то это еще не достижение. Может оказаться так, что те же самые мусульмане в тех же, построенных нами мечетях, будут сеять смуту среди верующих по причине своего невежества и дурного нрава. Те же самые новоиспеченные мусульмане будут своим поведением, своей грубостью и черствостью отвращать других людей от ислама. И тогда тщетными окажутся наши старания и усердия.
Наша главная цель сегодня – воспитать здоровое поколение верующих, несущих добро и порядок каждым своим словом, делом и даже жестом.

Источник

Благонравие и его достоинства

moral08

Благонравие – самое ценное качество человека, благодаря которому проявляется сущность по настоящему мужественных людей. Всевышний Аллах наделил Пророка (мир ему и благословение) многими достоинствами, но более других восхвалил Господь благой нрав Посланника (мир ему и благословение). Всемогущий сказал (смысл): «Поистине, ты, о Пророк (мир ему и благословение), обладатель великого нрава» (сура «Аль-Калам», аят 4).

«Великий нрав – это такой нрав, обладатель которого ни с кем не враждует и ни у кого не вызывает враждебность, и всё это –благодаря высокой степени познания Всевышнего Аллаха».

Другие учёные говорят: «Великий нрав – это осознание того, что всякое грубое поведение людей по отношению к тебе предначертано Всевышним».

Есть и такое мнение учёных: «Великий нрав – внимание, прикованное лишь к Всевышнему Аллаху».

Также учёные богословы подробно прокомментировали вышеупомянутый аят Корана: «Ты, о Пророк, обладатель великого нрава. Такой степени нрава не достигнет ни одно творение. Поэтому ты так терпеливо переносишь вред народа, как не может этого сделать кто-либо из людей».

Один из учёных разъяснил этот аят так: «По причине того, что ты украшен нравами Аллаха, на тебя не оказывают отрицательного влияния наговоры людей и ты не испытываешь мучения от их зла. Ибо ты терпишь с помощью Аллаха, а не своими силами. Как сказал Всевышний: (смысл) «Прояви терпение, а твоё терпение только с помощью Аллаха» (сура «Ан-Нахль», аят 127). Ведь никого более терпеливого, чем Аллах, нет.

Также слова аята «обладатель великого нрава» указывают на превосходство Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и означают, что Пророк (мир ему и благословение) заключает в себе только похвальные качества и обладает деяниями, вызывающими лишь довольство Аллаха, так как всё это для Посланника Аллаха (мир ему и благословение) естественно. Поэтому Всевышним Аллахом сказано (смысл): «Скажи, о Пророк: «Я не требую у вас за то, что принёс вам Коран, никакого вознаграждения, и не стараюсь показать вам тот характер, который мне не присущ» (сура «Сад», аят 86). Другими словами, я не притворяюсь в проявлении доброго нрава, потому что дело притворяющегося долго не просуществует, и рано или поздно оно возвращается к своему исконному состоянию».

Учёными-богословами также было сказано, что нрав человека меняется в зависимости от того, с кем он дружит и поддерживает какие-либо взаимоотношения.

Как сказано в хадисе: «Человек в религии своего друга. Поэтому пусть каждый внимательно смотрит, с кем он дружит».

В другом хадисе говорится: «Не пребывайте с теми, кто впал в какое-либо заблуждение и следует порицаемым новшествам в религии. Поистине, это заразно, как чесотка».

Именно нрав Пророка (мир ему и благословение) был отмечен Всевышним и описан словом «великий», этим же словом Всевышний Аллах назвал и Коран.

Нрав Пророка (мир ему и благословение) вобрал в себя благородные качества всех предшествующих пророков: благодарность пророка Нуха (мир ему), дружба пророка Ибрахима (мир ему) с Господом, искренность пророка Мусы (мир ему), преданность обещаниям пророка Исмаила (мир ему), терпение пророков Аюба (мир ему) и Якуба (мир ему), умение пророка Давуда (мир ему) находить оправдание людям, скромность пророков Сулеймана (мир ему) и Исы (мир ему), а также нравственные качества всех остальных пророков.

Об этом Всевышний сказал (смысл): «О Мухаммад (мир ему и благословение), следуй правильному пути за предшествующими пророками». Под правильным путём подразумевается не познание Всевышнего Аллаха, так как познание опирается на следование за другим человеком. А это не подобает нашему Пророку (мир ему и благословение). Также речь идёт не о шариатах, ибо закон Посланника Аллаха (мир ему и благословение) аннулировал все заповеди предыдущих пророков. Действительным значением слов «следуй правильному пути» является следование за выдающимися нравственными качествами предшествующих пророков. И когда Господь велит Пророку (мир ему и благословение) следовать правильному пути, тем самым Он велит Посланнику (мир ему и благословение) объединить в себе все похвальные качества предшествующих пророков. Такую высочайшую степень не достиг ни один из предшествующих пророков и посланников. Поэтому Всевышний Аллах выделил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) как обладателя великого нрава.

Один из познавших Аллаха сказал об этом так:

«Достоинство каждый имеет пророк,

Но лучшее собрано всё в Мухаммаде (мир ему и благословение)».

Всё вышесказанное обобщено в ответе Айши на вопрос о нраве Пророка (мир ему и благословение): «Его нравом был Коран». Под этим она подразумевала то, что Пророк (мир ему и благословение) был украшен всеми благими нравами и похвальными качествами, упомянутыми в Коране, а также был чист от запрещённых Священным Писанием деяний и порицаемых качеств.

В другом хадисе говорится, что Айша ответила так: «Разве ты не читал аяты Корана?! (смысл): «Преуспели верующие, которые смиренны в намазе, избегают бесполезных, суетных разговоров, исправно выплачивают закят, берегут свои половые органы, за исключением своих жён и наложниц, за что им нет упрёка. А кто стремится удовлетворить свои желания иначе (с недозволенными женщинами), тот переходит границы дозволенного. Преуспели верующие, которые берегут врученное им на хранение, исполняют договоры и настойчивы в своевременном совершении предписанных молитв. Они унаследуют рай Фирдавс (Аль-Куртуби пишет, что это является высшим уровнем Рая. – Ред ), в котором они пребудут навечно» (сура «Аль-Муминун», аяты 1–11). Это и есть нрав Пророка (мир ему и благословение)».

В этих аятах есть также напоминания слушающим о величии нрава Пророка (мир ему и благословение): вера, которая является основой качеств сердца; намаз – опора телесных качеств; закят – основа имущественных качеств; целомудрие по отношению к посторонним женщинам; сохранение доверенного и преданность договорам. В этих аятах Всевышний повторно упоминает «тех, кто оберегает предписанные молитвы», обращая внимание слушающих на их важность и великое значение.

Джунайд аль-Багдади (да будет свята его душа) сказал: «Пророк (мир ему и благословение) был обладателем великого нрава, он пожелал для своей общины блага обоих миров, но не стремился обрести их для себя».

Праведник Хусайн ан-Нури сказал: «Как же нрав Пророка (мир ему и благословение) не будет великим, когда Аллах осветил его душу (внутренний мир) нуром Своих качеств?!» (Душа Пророка (мир ему и благословение) переняла от качеств Аллаха нур, который украшает собой нрав (в соответствии с качествами Всевышнего), как об этом сказано и в хадисе: «Перенимайте нравы Аллаха»)

В книге Величайшего шейха (Это прозвище шейха__ Мухийддина аль-Араби (да освятит Аллах его чистейшую душу). – Ред.) «Тальких аль-азхан» сказано:

«Пророк (мир ему и благословение) был наделён способностью говорить кратко, словами, имеющими глубокий и мудрый смысл, ибо он был послан для того, чтобы довести благонравие людей до совершенства. Поэтому Всевышний сказал: «Поистине, ты обладаешь великим нравом». Это указывает на то, что путь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) является самым правильным путём.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Всевышний обладает тремястами шестьюдесятью качествами. И тот, кто встретит Аллаха будучи единобожником, обладая хотя бы одним из этих качеств, войдёт в Рай». Тогда сподвижник Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Послан ник Аллаха (мир ему и благословение), есть ли у меня хоть одно из этих качеств?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Все они есть у тебя, о Абу Бакр. И самое любимое из них для Аллаха – это щедрость».

Самыми лучшими качествами человека для Всевышнего являются полная покорность (таслим) Создателю и довольство своим Господом, а во взаимоотношениях между людьми – снисходительность и щедрость.

В словах «будучи единобожником» заложен следующий смысл: иногда благонравие может быть без веры, как и вера без благонравия. Так, если бы с верой приходило благонравие, то верующему не велели бы совершать или оставлять что-либо.

Источник

  • что такое благой мат
  • Что такое благозвучие речи
  • Что такое благозвучие в русском языке
  • что такое благожелательное отношение к людям
  • что такое благое произволение

  • Справочник номеров и подарков