что такое благое произволение

ПРОИЗВОЛЕНИЕ

Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое.

DiZa 5

a9

Самовластие произволения

Так и всякий человек бывает смиренным и удобосокрушительным или жестокосердым и бесчувственным не по естеству, но от доброго или злого произволения своего.

DiZa 5

a6

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Произволение

Бог смотрит на произволение человека. От нас зависит иметь благое произволение. Бог даст средства и силу привести благие намерения в исполнение, если Ему угодно, чтобы благое намерение человека было осуществлено самым делом.

Не достаточно, чтобы хотели: надо, чтобы воле Божией сообразно было наше хотение. Мы хотим теперь, а Бог уготовляет иногда это же самое чрез многие годы.

Таковы мои собственные действия, в которых явствует мое произволение и суждение, но это произволение, это суждение, эти действия вручаю воле Божией, моля Ее руководить мною и располагать по Ее премудрым и всеблагим целям.

Мнози суть звани, мало же избранных (Лк. 14:24). Всех призывает милосердный Бог ко спасению, но весьма немногие повинуются Ему. Все мы принадлежим к числу званных по неизреченной любви Божией к нам, но весьма немногие из нас включаются в число избранных: потому что включение в число избранных предоставлено нашему собственному произволению.

DiZa 5

Спасение зависит и от нашего произволения

С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу, тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое.

DiZa 5

Преподобный Макарий Оптинский

Где произволение, там и помощь Божия

Где произволение, там и помощь Божия будет, хотя враг и не престанет воздвигать бурю страстей ваших, но это искус вашему произволению, тут-то и вопийте ко Господу: «Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8:25), и сами употребите старание самоукорения и смирения, и увидите укрощающуюся бурю, и тишина велия водворится в сердцах ваших.

Благое произволение

При всяком благом произволении к добру надобно ожидать искушения от противной силы, ненавидящей сего. Вы это знаете довольно и знаете, что нужно к отражению оной и побеждению: познание своей немощи, самоукорение, смирение и к Богу взывание.

Источник

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 20 по Пятидесятнице

hram 2017 09 20

827abeac9c342b6d9a1e942209fd4971

Крестильный малый храм

IMG 6201 mod

Великое освящение храма

Проповедь «БЛАГОЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ.»

Венчание

Ефесянам, гл. 5, ст. 20-33

От Иоанна, гл. 2, ст. 1-11

63028e8a7fa3ba1bad19a85443153606

Проповеди священника Сергия Ганьковского

БЛАГОЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Перед тем как провозгласить предначинательный возглас Таинства венчания, священник, как это было и сегодня, задаёт и жениху, и невесте чрезвычайно важный вопрос: «Имеешь ли ты, чадо, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жену сию девицу, которую здесь пред тобою видишь?» В этом вопросе значимо каждое слово. Этим вопрошанием брачующиеся ещё и ещё раз ставятся перед необходимостью задуматься о мотивах, побудивших их вступить в брак, ещё и ещё раз подумать о смысле своего брачного союза, о том, чего они ждут от будущей совместной жизни. При этом священник указывает на три условия, без соблюдения которых Таинство брака совершиться не может.

Условия эти таковы: доброе и искреннее желание быть вместе; непринужденность, то есть невынужденность этого брачного союза никакими посторонними обстоятельствами; и наконец неколебимая решимость пройти этот путь до конца. Иначе говоря, браковенчание не может совершаться, если жених и невеста попросту не влюблены друг в друга, не одержимы желанием быть неразлучно вместе в горе и в радости, в счастье и несчастье, в богатстве и бедности, в болезни и здоровье. Это благое произволение, этот сердечный выбор, эта добрая решимость предпочесть «лёгкое бремя» (Мф.11.30) брака внезапно опостылевшей свободе девства необходимы для семейной жизни, ибо влюблённость друг в друга – это то самое «зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4.31,32). Именно так: и «птицы небесные», и малые дети, и одинокие странники смогут укрываться в благой сени вашей любви, которая со временем вырастет из малого зёрнышка влюблённости, созидая тот самый домашний очаг, который станет приютом, покровом и образцом не только чадам и ближним вашим, но и чуждым, и окрестным, и всем православным христианам, давая им пример жертвенной любви «в союзе мира» (Еф.4.3).

Брак не может быть вынужден никакими соображениями и никакими расчётами кроме соображений радости, кроме расчётов надежды, кроме выгод любви. Увы, слишком часто в наше взбалмошное время вступающие в брак руководствуются неверно понятым долгом или так называемой житейской мудростью: стерпится – слюбится! Но ведь всё с точностью до наоборот! Сначала «слюбится», а уже потом по причине любви стерпится! Потому что семья – не испытательный полигон, и ставить опыты над живым человеком – грех. Всякий вступающий в брак с целью решить какие бы то ни было житейские проблемы обречён на неудачу, потому что единственной целью брака может быть только желание «положить душу свою» (Ин.15.13) за того, кого любишь. В этом – смысл брачной жертвы!

Только для этого «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф.19.5), ибо в браке муж спасает душу свою и обретает залог Вечной Жизни тем, что жертвует собой для жены, а жена – тем, что жертвует собой для мужа. Собравшийся принести себя в жертву едва ли будет рассчитывать на вознаграждение, а вознамерившийся душу свою положить за любимого не станет вычислять выгод. Ищущий одних лишь брачных утех будет разочарован, а любящий не устрашится скорбей и не удивится испытаниям.

Но для того, чтобы пожертвовать собой, для того, чтобы отдать свою жизнь другому, нужна решимость. Брак – это не разовое мероприятие, а целожизненный подвиг. Брак – как Вечность, в нём нет и не может быть прошедшего или будущего времени, в нём есть только «всегда», ибо разлюбить – невозможно. Можно лишь – ошибиться, в самом начале приняв за любовь совсем иное, мимолётное чувство.

Сегодня ты, Димитрий, и ты, Ия, совершили свой выбор. Сегодня перед Богом и Церковью вы принесли друг другу в жертву свою чистоту, свою решимость и свою любовь. Теперь вам предстоит трудный совместный путь не в сказочную страну, где исполняются все желания, не в фантастический мир блаженных удовольствий, а в Царство Божие, потому что цель и смысл любого Таинства Церкви в том и заключается, чтобы каждый из нас обрёл возможность Вечной Жизни.

Ваш путь, я знаю, будет труден. Ваш путь, я надеюсь, будет долог. Ваш путь, я верю, завершится победой. Только не устрашитесь и не убойтесь! Только не откажитесь от подвига брака, от подвига любви, от подвига жертвы! Только не уставайте проходить этот подвиг в терпении. И тогда – «претерпевший до конца спасется» (Мф.24.13)! И тогда «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1.Фес.5.23,24). Аминь.

Источник

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 20 по Пятидесятнице

hram 2017 09 20

827abeac9c342b6d9a1e942209fd4971

Крестильный малый храм

IMG 6201 mod

Великое освящение храма

Проповедь «БЛАГОЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ.»

Венчание

Ефесянам, гл. 5, ст. 20-33

От Иоанна, гл. 2, ст. 1-11

63028e8a7fa3ba1bad19a85443153606

Проповеди священника Сергия Ганьковского

БЛАГОЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Перед тем как провозгласить предначинательный возглас Таинства венчания, священник, как это было и сегодня, задаёт и жениху, и невесте чрезвычайно важный вопрос: «Имеешь ли ты, чадо, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жену сию девицу, которую здесь пред тобою видишь?» В этом вопросе значимо каждое слово. Этим вопрошанием брачующиеся ещё и ещё раз ставятся перед необходимостью задуматься о мотивах, побудивших их вступить в брак, ещё и ещё раз подумать о смысле своего брачного союза, о том, чего они ждут от будущей совместной жизни. При этом священник указывает на три условия, без соблюдения которых Таинство брака совершиться не может.

Условия эти таковы: доброе и искреннее желание быть вместе; непринужденность, то есть невынужденность этого брачного союза никакими посторонними обстоятельствами; и наконец неколебимая решимость пройти этот путь до конца. Иначе говоря, браковенчание не может совершаться, если жених и невеста попросту не влюблены друг в друга, не одержимы желанием быть неразлучно вместе в горе и в радости, в счастье и несчастье, в богатстве и бедности, в болезни и здоровье. Это благое произволение, этот сердечный выбор, эта добрая решимость предпочесть «лёгкое бремя» (Мф.11.30) брака внезапно опостылевшей свободе девства необходимы для семейной жизни, ибо влюблённость друг в друга – это то самое «зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4.31,32). Именно так: и «птицы небесные», и малые дети, и одинокие странники смогут укрываться в благой сени вашей любви, которая со временем вырастет из малого зёрнышка влюблённости, созидая тот самый домашний очаг, который станет приютом, покровом и образцом не только чадам и ближним вашим, но и чуждым, и окрестным, и всем православным христианам, давая им пример жертвенной любви «в союзе мира» (Еф.4.3).

Брак не может быть вынужден никакими соображениями и никакими расчётами кроме соображений радости, кроме расчётов надежды, кроме выгод любви. Увы, слишком часто в наше взбалмошное время вступающие в брак руководствуются неверно понятым долгом или так называемой житейской мудростью: стерпится – слюбится! Но ведь всё с точностью до наоборот! Сначала «слюбится», а уже потом по причине любви стерпится! Потому что семья – не испытательный полигон, и ставить опыты над живым человеком – грех. Всякий вступающий в брак с целью решить какие бы то ни было житейские проблемы обречён на неудачу, потому что единственной целью брака может быть только желание «положить душу свою» (Ин.15.13) за того, кого любишь. В этом – смысл брачной жертвы!

Только для этого «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф.19.5), ибо в браке муж спасает душу свою и обретает залог Вечной Жизни тем, что жертвует собой для жены, а жена – тем, что жертвует собой для мужа. Собравшийся принести себя в жертву едва ли будет рассчитывать на вознаграждение, а вознамерившийся душу свою положить за любимого не станет вычислять выгод. Ищущий одних лишь брачных утех будет разочарован, а любящий не устрашится скорбей и не удивится испытаниям.

Но для того, чтобы пожертвовать собой, для того, чтобы отдать свою жизнь другому, нужна решимость. Брак – это не разовое мероприятие, а целожизненный подвиг. Брак – как Вечность, в нём нет и не может быть прошедшего или будущего времени, в нём есть только «всегда», ибо разлюбить – невозможно. Можно лишь – ошибиться, в самом начале приняв за любовь совсем иное, мимолётное чувство.

Сегодня ты, Димитрий, и ты, Ия, совершили свой выбор. Сегодня перед Богом и Церковью вы принесли друг другу в жертву свою чистоту, свою решимость и свою любовь. Теперь вам предстоит трудный совместный путь не в сказочную страну, где исполняются все желания, не в фантастический мир блаженных удовольствий, а в Царство Божие, потому что цель и смысл любого Таинства Церкви в том и заключается, чтобы каждый из нас обрёл возможность Вечной Жизни.

Ваш путь, я знаю, будет труден. Ваш путь, я надеюсь, будет долог. Ваш путь, я верю, завершится победой. Только не устрашитесь и не убойтесь! Только не откажитесь от подвига брака, от подвига любви, от подвига жертвы! Только не уставайте проходить этот подвиг в терпении. И тогда – «претерпевший до конца спасется» (Мф.24.13)! И тогда «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1.Фес.5.23,24). Аминь.

Источник

Произволение

Произволение, будучи свободно, есть как бы земледелатель какой, прививающий к природе нашей и худые, и добрые навыки, какие ему угодно. Худые навыки прививает следующим образом: голодом – чревоугодие, жаждою – многопитие, сном – изнеженность, воззрением – худую мысль, истиною – ложь. Благие добродетели прививает следующим образом: нищею – воздержание, жаждою – терпение, сном – неусыпность, ложью – истину, воззрением – целомудрие. Произволение наше. как земледелатель, во мгновение ока искореняет худые навыки, прививает же доброе, преодолевая природу (прп. Ефрем Сирин, 30, 88–89).

Что принято землею, на том земледелец ищет плода: и что одобрило произволение, в том Бог требует отчета (прп. Ефрем Сирин, 30, 263). Источник.

. Соизволение ценится как самое дело, потому что основа делу полагается произволением (прп. Ефрем Сирин, 30, 265). Источник.

. Если произволение одолевается естеством, то взыскивает за ненасытность и за нарушение устава Божия (прп. Ефрем Сирин, 30, 265).

Бог требует от нас только совершенной решимости, и Сам подает нам силы и дарует победу. (прп. Ефрем Сирин, 31, 123). Источник.

Намерение есть уже дело; потому что в нем, как все производящем, водружено основание нашей свободы (прп. Ефрем Сирин, 31, 461). Источник.

Подлинно, не красота причина блудодеяния и не безобразие причина целомудрия. Не природа тела, а произволение души бывает причиной того и другого (свт. Иоанн Златоуст, 46, 235).

. Всегда намерение, когда оно исходит из добродетели, получает полный венец (свт. Иоанн Златоуст, 46, 541). Источник.

. Так как все, после вышней благодати, зависит от нашего произволения, поэтому и согрешающим уготованы наказания, и живущим добродетельно воздаяния и награды (свт. Иоанн Златоуст, 47, 202). Источник.

Прекрасно богатство для того, кто делает из него доброе употребление и хорошо им распоряжается. Прекрасна бедность для того, кто умеет переносить ее великодушно. Прекрасна и слава для того, кто пользуется ею для покровительства угнетенных. Прекрасно и бесславие для того, кто решился быть любомудрым. Прекрасно и начальство для того, кто начальствует по справедливости и прав начальнических не употребляет к обиде низших. Прекрасна и сила для того, кто расточает ее на защиту слабейших. Источник.

Посему будем винить не самые вещи, которые могут быть орудиями и добродетели, и порока, но собственное свое произволение, которое, по преизбытку нерадения, предает поруганию и красоту оружий (прп. Исидор Пелусиот, 61, 212–213). Источник.

В устремлениях произволений вся сила. Горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, нежели труды долгого времени без него. Произволение вялое и ленивое бездейственно (прп. Зосима, 91, 106). Источник.

. Желающий, с помощию Божиею, достигнуть. благого устроения не должен говорить, что добродетели велики и он не может достигнуть их, ибо, кто так говорит, тот или не уповает на помощь Божию, или ленится посвятить себя чему-либо доброму. Назовите какую хотите добродетель. и вы увидите, что от нас зависит исполнить ее, если хотим. Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от сей добродетели, чтобы не начать ужасаться. Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неудобоисполнима, но положи только начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели (прп. авва Дорофей, 29, 162 163). Источник.

. Каждый получает вред или пользу от своего (душевного) устроения, и никто другой не может повредить ему; но если мы и получаем вред, то вред сей происходит. от устроения души нашей; ибо мы можем от всякого дела. получить и пользу, и вред. И скажу вам пример, дабы вы узнали, что это действительно так. Положим, что кому-нибудь случилось стоять ночью на некотором месте, – не говорю, чтобы то был монах, но кто-нибудь из городских жителей. И (вот) мимо него идут три человека. Один думает о нем, что он ждет кого-нибудь, дабы пойти и соделать блуд; другой думает, что он вор; а третий думает, что он позвал из ближнего дома некоего друга своего и дожидается, чтобы вместе с ним пойти куда-нибудь в церковь помолиться. Вот трое видели одного и того же человека, на одном и том же месте, однако не составили о нем сии трое одного и того же помысла; но один подумал одно, другой другое, третий еще иное, и очевидно, что каждый сообразно с своим устроением (прп. авва Дорофей, 29, 178–179). Источник.

Душа по естеству и сущности своей неизменна; вместе с нею равным образом неизменным создан от Творца Бога и ум. Они водятся произволением и по своей воле упражняются или в добродетелях, или в пороках, и за то наследуют на всю вечность или свет, или тьму. По своей воле. и по своему произволению прилепляются они или к добру и бывают добрыми, или ко злу и бывают злыми (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 350).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

О важности произволения человека

Проповедь в Неделю О расслабленном

georgievskii

Проповедь была произнесена в храме вмч.Георгия Победоносца в Ендове Подворья Соловецкого монастыря в Москве 19 мая 2019 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие чада Божии, сегодня мы слышали евангельское повествование об исцелении Спасителем нашим во Иерусалиме у Овчей купели расслабленного, который 38 лет находился в расслаблении (Ин. V, 1-15).

Недуг расслабления весьма тяжел. Тело человека парализовано и не может совершать какие-либо действия.

Часто в жизни происходит следующее. Человек, допуская действие в себе какой-либо страсти, совершает грех. Когда его убеждают оставить грех, то он говорит, что не может этого сделать. Но не может что-либо сделать тот человек, тело которого парализовано. Мы же все призваны различать помыслы, не допуская помыслов пустых и греховных, призваны обладать своими чувствами и жительствовать по святой воле Божией, храня себя от страстей и греха.

Господь даровал человеку свободное произволение, над которым не совершает насилия, хотя всегда призывает человека к Себе и, если не противится тому человек, то отвращает его от греха и зла. Посредством произволения (соизволяя или не соизволяя) человек совершает выбор помыслов, действие словом или делом, выбор образа жизни. Господь не отнимает это свободное произволение у человека в течение жизни, но по исходе души строго спросит, к чему было обращено в жизни его произволение, к каким делам и к какому образу жизни приводило. Поэтому главный вопрос состоит в следующем: к Богу ли, к Его воле, заповедям, к добру ли обращено и устремлено произволение? Имеет ли оно в этом постоянство? Утверждено ли в таком благом состоянии? Или же оно непостоянно, слáбо, а то и вовсе противится Богу, тяготеет ко злу, и уже порабощено сопротивником Божиим, то есть таковое произволение уже утратило данную Богом свободу.

В книге пророка Ионы (Иона III, 5-10) повествуется о том, что пророк послан был Господом предвозвестить жителям города Ниневии о скорой погибели за нечестие. После того, как неневитяне покаялись, наказания Божия не последовало.

Многое решает наше произволение, наш выбор, наше устремление. Для жизни человека и спасения души состояние его произволения имеет перво­степенное значение. Это состояние формируется ежедневно и определяет образ жизни. Господь, взирая на духовно-нравственное состояние народа, его веру, произволение человеков, составляющих народ, благословляет и вспомо­ще­ствует благому желанию, благоразумному выбору, благоустремленной жизни человека и определяет время бытия мiра сего.

Разумеется, для того чтобы сохранить свое произволение свободным, нужно сохранять себя от воздействия средств массового внушения (СМИ). Если человек сохранит свое произволение свободным, он не допустит того, чтобы его превратили в программируемый и управляемый цифровой биообъект.

Таким образом, рассуждения политобозревателей, публицистов, комментаторов о текущих политических событиях не будут иметь верной оценки и относительно верного прогноза, если не учитывать произволение людей и духовно нравственное состояние народа и всего мiра. Во всех вопросах о будущем и при рассмотрении пророчеств всегда нужно учитывать это обстоятельство: что преобладает в народе, в мiре? Сколько ещё есть человеков, которые желают быть верными Богу, жить по Его святой воле и заповедям, по православным традициям, «во всяком благочестии и чистоте» в Царстве Русском во главе с Царем православным? Сколько ещё тех, кто хочет сохранить в себе образ и подобие Божие. От этого зависят и дальнейшие судьбы России и мiра.

Если люди будут иметь доброе к соподчинению воле Божией произволение и православное самосознание, то смогут сопротивляться действующей уже тайне беззакония (2 Фес. II,7), и Дух Святой будет совершать действие Удерживающего силы мiрового зла, отчего будет зависеть время бытия мiра сего.

Источник

  • Что такое благодеяние простыми словами
  • Что такое благодеяние определение
  • Что такое благоденствие определение
  • что такое благоденствие в православии
  • что такое благоденствие в буддизме

  • Справочник номеров и подарков