Что такое гос во благосостояния

Государство благосостояния

Полезное

Смотреть что такое «Государство благосостояния» в других словарях:

ГОСУДАРСТВО БЛАГОСОСТОЯНИЯ — (welfare state) Государство, обязанное гарантировать всем своим гражданам по крайней мере некоторый минимальный уровень жизни, включая жилье, образование и медицинское обслуживание. Сторонники этой теории утверждают, что государство… … Экономический словарь

Государство всеобщего благосостояния — Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё,… … Википедия

Государство всеобщего благоденствия — Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё,… … Википедия

Государство всеобщего благоденствия — (welfare state) политическая система, при которой специальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий,… … Политология. Словарь.

Государство всеобщего благосостояния — – государство с системой правительственных учреждений и программ, обеспечивающих населению те или иные выгоды … Словарь-справочник по социальной работе

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ — (welfare state) государственное предоставление льгот и социального обеспечения, предназначенное для улучшения благосостояния граждан. Термин был внедрен после второй мировой войны по отношению к социальному законодательству, особенно в областях… … Большой толковый социологический словарь

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ — (WELFARE STATE) Основная идея государства всеобщего благосостояния заключается в том, что правительство несет ответственность за благополучие своих граждан, и что эта ответственность не может быть возложена на индивида, частную корпорацию или… … Социологический словарь

Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

Государство Бирма — Эта статья о Бирме в период 1943 1945; Общую статью о Бирме см.: Мьянма. Государство Бирма марионеточное государство … Википедия

Источник

14. Экономическое чудо. Государство всеобщего благоденствия благосостояния

Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких про­текционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных эконо­мик.

Значительным фактором экономического роста после Второй мировой войны была замена угля нефтью в качестве основного энергоносителя.

В период экономического развития после Второй мировой войны отмечается значительный рост в химической промышленности. К примеру, в Германии стоимость продукции химической промышленности в 1,5 раза превысила стоимость продукции тяжёлой промышленности. Необыкновенно динамичный рост химической промыш­ленности был сравним разве что с разви­тием автомобилестроения.

Революция в средствах транспор­та

Благодаря развитию науки и новых технологий произошла метаморфоза с сельским хозяйст­вом, получившая название «зелёная революция». «Зелёная револю­ция» включала в себя: внедрение более продуктивных сортов рас­тений, расширение ирригации, применение новейших удобрений, пестицидов (ядохимикатов), современной техники. С середины 1960-х гг. на Западе началось непрекращающееся до сих пор пере­производство продуктов питания.

Европейское экономическое сообщество всегда стремилось заменить на­циональный протекционизм в сельском хозяйстве общеевропейским, но на практике это оказалось сделать довольно сложно, поскольку каждая страна стремилась защитить интересы собственных крестьян. Со временем это вы­росло в сложнейшую проблему, поскольку никто не хотел «сдавать» своих крестьян, теряя таким образом и в культурном своеобразии, которое по боль­шей части определяло крестьянство.

Относительно способа реализации экономической политики « государства благоденствия »можно выделить две груп­пы стран. В первой группе огромная роль в руководстве экономикой принадлежала государству (Франция, Италия, Велико­британия), а во второй ставка была сде­лана на частную инициативу, рыночные механизмы (ФРГ, США, Япония).

«Государство всеобщего благоденствия (благосостояния)» — политическая, экономическая и социальная модель (концепция) государства, при которой у его граждан отмечается материальное и духовное благополучие. Стремление воплотить эту модель у большинства стран мира занимает исторический период времени, начавшийся в конце 1950-х годов, и продолжавшийся до второй половины 1970-х годов. Сам термин получил распространение в 1960-е гг., но экономические и политические основы такого государ­ства закладывались ещё с XIX века.

В 1970-1980-х гг. экономические и структурные кризисы нега­тивно отразились на социальной политике «государства благоден­ствия». Экономика не выдерживала роста расходов на социальную политику, поскольку поступления в бюджет и страховые фонды со­кратились. В 1980-х гг. началась резкая критика модели «государст­ва благоденствия».

Э. Бриггс, британский историк: «Государство всеобщего благоденствия нередко воспринимали и подвергали нападкам, особенно в США, как характерное воплоще­ние социалистических тенденций. Но в действительности оно явля­лось продуктом многих и разных умов и рук и отражало многооб­разные мотивы и множество компромиссов. Все они были, однако, направлены на то, чтобы построить общество другого типа, в срав­нении с тем обществом, которое сложилось бы в результате сво­бодной игры экономических сил, если бы таковая была позволена».

Под достаточно абстрактным «всеоб­щим благоденствием» понимается конкретная деятельность государ­ства по организации системы образования, здравоохранения, жилья, обеспечения пенсионеров, инвалидов и безработных, регулированию отношений на производстве, борьбе против бедности и социального отторжения, проведению семейной и молодёжной политики.

Период «государства всеобщего благоденствия» был ознаменован беспре­цедентным ростом благосостояния людей. В этот период истории социальная политика крупнейших индустриальных держав покон­чила с прежней нищетой и неустроенностью граждан, у них появи­лись благоустроенное жильё, бытовая техника, автомобили и т. д.

Вместе с тем оказалось, что материальное благополучие само по себе не может являться единственным условием достойной челове­ческой жизни. Историческим свидетельством тому стало революционное движе­ние молодёжи 1968 г., которое существенным образом изменило духовно-нравственную сферу жизни современного общества. Изме­нились мораль, культура, мода и сами люди. Следствием этих собы­тий следует считать расширение национальной, культурной, рели­гиозной толерантности.

Революция 1968 г. сыграла огромную роль в изменении обще­ственной психологии, менталитета европейцев. На смену таким добродетелям, как порядок, дисциплина, послушание, умение под­чиняться властям, стали приходить ценности иного рода — само­реализация личности, критичность, социальная активность и от­ветственность, что способствовало демократизации Европы. Одновременно революцию 1968 г. нередко обвиняют в распростра­нении среди европейцев гедонистического мировоззрения, соглас­но которому высший смысл жизни в удовольствии. В результате в Европе увеличилось количество людей с потребительской, эгои­стической психологией, требовавших от правительства социальных гарантий и не желавших работать. В то же время революция 1968 г. способствовала усвоению молодёжью стереотипов поведе­ния и мышления, необходимых гражданам демократического об­щества. Среди них — интерес к политике, критическое отношение к правительству, желание оказывать влияние на общественно-по­литическую жизнь страны. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Период «всеобщего благосостояния» также характеризуется ростом терпимости и в по­литической сфере. К СССР и странам социалистического лагеря стали относиться более открыто и дружелюбно. Готовность к со­трудничеству и диалогу выразилась в принятии Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Казалось, биполярный мир возможен, и обе стороны смогут в полной мере использовать себе во благо преимущества своих систем. Но эти надежды не оправдались, надвигались новые испытания и для капиталистического, и для социалистического ла­герей.

Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких про­текционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных эконо­мик.

Основную роль в развитии экономики Италии после Второй мировой войны сыграли государственные холдинги.

Со временем из-за чрезмерной «заорганизованности» и трудности принятия опера­тивных решений эти структуры стали тормозить развитие подконт­рольных им предприятий, поскольку все вопросы нужно было со­гласовывать в многочисленных государственных инстанциях.

Его успех побу­дил итальянское правительство создать ещё несколько подобных холдингов. Самым динамичным из них было государственное неф­тепромышленное объединение ENI (Ente Nazionale Idrocarburi), созданное в 1953 г. для рацио­нального использования энергоресурсов. В 1960 г. ENI контроли­ровало уже 200 предприятий.

Весьма эффективным оказался и ма­шиностроительный холдинг EFIM (Ente Fiere Italiane Macchine). Материал с сайта http://wikiwhat.ru

К 1990-м гг. благодаря большим финансовым затратам юг стра­ны удалось превратить из аграрного в аграрно-индустриальный. Однако экономика юга по-прежнему во многом зависит от север­ных районов, сохраняется и значительное отставание от уровня жизни населения южных районов.

Вопросы к этой статье:

· В чём заключалось влияние государства на экономи­ческое развитие Италии?

В отличие от Франции и Италии, в Велико­британии дела шли не так успешно.

Во второй половине 1940-х гг. была осуществлена широкая программа национализации предпри­ятий важнейших отраслей экономики, большое внимание уделялось социальным программам.

В Западной Германии был самый значительный в мире рост промышленного производства: с 1948 по 1964 г. оно увеличилось в 6 раз, сельскохозяйственное про­изводство с 1950 по 1964 г. выросло в 2,5 раза, в 1964 г. в ФРГ практически не было безработных.

Причины необыкновенно высокого рос­та в период «немецкого экономического чуда» заклю­чались не только в либеральной рыночной политике Эрхарда, но и в самих немцах, которые стремились возродить свою страну и смогли сделать это гораздо быстрее, чем другие страны.

Вследствие этого немецкое правительство решило направить избыток средств на расширение системы социальной защиты и создание общественных служб. В числе мер соцзащиты было бес­прецедентное повышение пенсий (пенсионеры в ФРГ по доходам стали частью среднего класса).

В экономике США после Второй мировой войны была сделана ставка на рынок (так же, как и в ФРГ ). Пиковым послевоенным годом для США был 1968 г., когда американское промышленное производ­ство превысило треть мирового (34%); после этого началось по­степенное падение уровня производства, в ходе которого началось ослабление доллара в роли резервной валюты. В 1970-х гг. совмест­ное производство в странах Европейского Союза и Японии уже на 60 % превысило производство США.

При Джоне Кеннеди в 1961-1963 гг. либеральная доктрина продолжала доминировать. Эта политика предусматривала ряд социально-экономических ре­форм: снижение налогообложения, принятие законодательства об уравнении в гражданских правах цветного населения, медицинское страхование престарелых, повышение минимума заработной пла­ты. Особенность курса Кеннеди заключалась в обновлении и расши­рении диапазона средств поддержания рыночной экономики.

Президент США со временем всё более склонялся к идее либеральной мировой экономики под эгидой Соединённых Штатов Америки. США начали оказы­вать систематическую помощь странам «третьего ми­ра». В 1961 г. была принята программа социально- экономического развития стран Латинской Америки под названием «Союз ради прогресса». В это же вре­мя был создан «Корпус мира» для работы американ­ских добровольцев в развивающихся стран ах. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

С другой стороны, Кеннеди раздвинул горизонты политики государственного планирования: он обра­тился к стратегии планирования трудовых ресурсов, придав ей большой размах. Под влиянием Кеннеди в 1961 г. была принята федеральная программа развития регионов США. По этой программе, к примеру, правительство еже­месячно определяло квоту добычи нефти для Техаса, величина кото­рой соотносилась с объёмом добычи в других американских штатах.

До начала 1980-х гг. проводилась достаточно сбалансированная политика государственного регулирования США. Однако в экономике страны назревали проблемы, решение которых требовало новых подходов.

Среди причин успехов Японии выделяются такие, как:

· техноло­гическая помощь США;

· надёжная и стабильная валюта;

· низкие налогообложение и бюджетные затраты;

· преобладание частного сектора (была приватизирована даже железнодорожная система);

· ориентация на экспорт при острой внутренней конкуренции;

· осо­бенно благоприятная система трудовых отношений;

· высокий уро­вень образования населения.

Вопросы для самопроверки

Что такое «Экономическое чудо»?

Определите основные причины Японского экономического чуда

Перечислите страны, входящие в состав «Азиатских тигров»

Какие 2 группы стран можно выделить в экономической политики «государства благоденствия»?

Как вы понимаете «Государство всеобщего благоденствия (благосостояния)»?

Вопросы: Левченко И., Грищенко Д.

Источник

Что такое гос во благосостояния

1606946585 481

Государство всеобщего благосостояния или государство всеобщего благоденствия (англ. Welfare state) — концепция политического строя, при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан. Она основана на принципах равенства возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за тех, кто не может обеспечить себе минимальные условия достойного уровня жизни.

Общий термин может охватывать различные формы экономической и социальной организации. Социолог Томас Хамфри Маршалл определил государство всеобщего благосостояния как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Как правило, в такой модели посредством прогрессивного налогообложения осуществляется перераспределение богатства, благодаря которому гражданам, независимо от уровня их дохода, в качестве бесплатных услуг предоставляются среднее (часто и высшее) образование и всеобщее здравоохранение, а социально незащищённые получают адресные программы социальной помощи.

Учёные обратили особое внимание на исторические пути, по которым Германия, Великобритания и другие страны развивались как государства всеобщего благосостояния. При этом, появление современного государства благосостояния в основном было сопряжено с внедрением кейнсианской модели социально ориентированного капитализма, часто при участии социал-демократических партий.

В качестве синонимов используются термины социальное государство (нем. Sozialstaat, прежде всего употребляемое в Германии, Италии и России), «государство-покровитель» или «государство-защитник» (во Франции), «дом для народа» (в скандинавских странах) и т. д. При этом, хотя понятия государства всеобщего благосостояния и социального государства часто отождествляются, первое является более всеобъемлющим понятием, чем второе.

Функции

История

Возникновение социального государства

Немецкий термин «социальное государство» применялся ещё к консервативным реформам Отто фон Бисмарка (см. «прусский социализм»), вводившего социальное страхование, чтобы предотвратить рост рабочего социалистического движения. При этом само понятие ещё в 1850 году употребил теоретик т. н. «государственного социализма» Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти».

В 1871 году Германия ввела государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни. Социальное страхование от несчастного случая было введено и в других странах: в Австро-Венгрии в 1887 г. (при Эдуарде Тааффе), во Франции — в 1898 г., в Норвегии — в 1894 г., Новой Зеландии — в 1900 г., Швеции — в 1901 г. Медицинское страхование стало государственным в Австрии в 1888 г., в Швеции — в 1891 г., в Норвегии — в 1909 г. Довольно широкие программы социальной защиты были рано реализованы в таких странах, как Уругвай (при президенте Хосе Батлье-и-Ордоньесе) и Австралия (при лейбористских правительствах).

Кейнсианство и государство благосостояния

Что касается английского термина «государство всеобщего благосостояния» (Welfare state), то считается, что его впервые использовал англиканский архиепископ Уильям Темпл, автор книги «Христианство и социальный порядок» (1942).

К этому времени большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «Нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией. Параллельно ещё более далекоидущие реформы осуществляли социал-демократические партии, пришедшие к власти в странах Скандинавии (например, правительство СДРПШ П. А. Ханссона в Швеции).

Джон Мейнард Кейнс изложил теоретические основы подобных реформ в своём труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

В Великобритании

В Великобритании значительным событием стал доклад фабианца Уильяма Бевериджа в парламенте (1942 год), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о модели социальной защиты Бевериджа.

Модель Бевериджа предполагает распределение ответственности между государством (базовые гарантии соцзащиты для всего населения с ориентацией на прожиточный минимум), работодателем (страхование наемных работников с их частичным участием) и работником (дополнительное личное страхование).

Хотя возглавлявшееся консерваторами коалиционное правительство военного времени вначале оставило предложения Бевериджа, однако ещё до конца войны ему пришлось пересмотреть свою позицию. На основании доклада правительство Великобритании в 1944 году начало реформу системы социального страхования, что было закреплено в «Белой книге». При лейбористском правительстве Клемента Эттли к 1952 году были введены в действие законы о государственной службе здравоохранения, программы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, пенсионного страхования.

В США

В США 8 января 1964 года в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества». 16 марта того же года он направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act).Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг..

Послевоенная Европа

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к модели государства всеобщего благосостояния. Если принадлежащие к либеральной традиции «сопротивляющиеся коллективисты» (включая самого Бевериджа) находили государство благосостояния своим непосредственным идеалом, то социалисты-реформисты под послевоенными реформами понимали путь к умеренному демократическому социализму, плановому и эгалитарному обществу. Западноевропейское социальное государство тех лет характеризуется увеличением государственного вмешательства в экономику, национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности.

Среди примеров реализации идеала социального государства обычно называли страны Скандинавского полуострова (нордическая, или «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Новую Зеландию, Швейцарию, Германию, Бельгию, Францию и т. д.

Критика и кризис

К концу послевоенного «славного тридцатилетия» стала нарастать критика государства всеобщего благосостояния, как слева, так и справа, а консенсус, достигнутый между истеблишментом и трудящимися классами их организациями (профсоюзами и левыми партиями) становился всё более хрупким.

«Новые левые» и массовые протесты молодёжи и рабочих наподобие «Красного мая» во Франции (которые Иммануил Валлерстайн назвал «революцией 1968 года») были выражением критики государства благосостояния слева. Она исходила из того, что социальное государство является лишь временной уступкой государственного капитализма трудящимся, не устраняющей глубинные причины классового, сословного или расового неравенства, поэтому следует двигаться не к улучшению, а к преодолению капитализма (возможно, революционным путём).

Отстаивающие невмешательство государства в рыночную экономику (Laissez-faire) критики справа (сторонники монетаризма, австрийской экономической школы и связанных с ними политических течений, в частности неолибералы и классические либералы) утверждали, что государство всеобщего благосостояния приводит к «социальному иждивенчеству» и падению эффективности экономики, поскольку, снимая ответственность с индивида, подавляет его инициативу в решении собственных проблем.

Кризис социального государства пришёлся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда в результате «неоконсервативной революции» возобладали тэтчеризм и рейганомика. За время доминирования неолиберальной модели во многих странах произошёл демонтаж элементов государства всеобщего благосостояния, главными защитниками которого после перехода социал-демократии на позиции «третьего пути» выступают прежние критики — левосоциалистические партии.

Классификация

Датский социолог Йёста Эспинг-Андерсен в своей книге «Три мира капитализма благоденствия» (1990) выделял три разновидности государства всеобщего благосостояния в зависимости от того, насколько они способствуют или противодействуют влиянию рынка на социальное неравенство:

Источник

Социальное государство

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Признаки социального государства: 1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников 2) социально ориентированная структура экономики 3) формирование гражданского общества 4) разработка государством разнообразных социальных программ 5) развитое социальное законодательство 6) утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности 7) социальная ответственность перед гражданами

Функции социального государства 1) поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов) 2) охрана труда и здоровья людей 3) поддержка семьи, материнства, детства 4) устранение социального неравенства путем перераспределения доходов 5) поощрение благотворительной деятельности 6) финансовая поддержка образовательных и культурных программ 7) борьба с безработицей

Содержание

Этимология

История

Прусский социализм

Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер О. фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II, прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» («Прусский социализм») и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни.

Государство благосостояния

Большой резонанс имели меры социальной защиты, вводимые в США правительством Ф. Д. Рузвельта в рамках «нового курса» в начале 1930-х годов в связи с Великой депрессией.

В Великобритании значительным событием стал доклад У. Бевериджа в парламенте (1942 г.), где говорилось о принципах «государства благосостояния» (Welfare State). Термин «государство благосостояния» употреблялся как совпадающий в основном с понятием «социальное государство». Стали говорить о «модели социальной защиты» Бевериджа. Правительство лейбористов в основном реализовало эту модель в Великобритании, формируя с 1945 г. систему социальной защиты, включающую предоставление государственных гарантий для населения, установление обязанности работодателя обеспечить социальное страхование наемных работников с их частичным участием, а также обязанности работника по дополнительному личному страхованию. Обеспечивались базовые условия жизнедеятельности — государственное (бесплатное) здравоохранение, равные возможности семьям в воспитании детей (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы.

В США в 8 января 1964 г. в первом послании о положении страны президент Л. Джонсон торжественно провозгласил начало «бескомпромиссной войны с бедностью в Америке» как часть программы построения «Великого общества» (Great Society). 16 марта того же года он направил в конг­ресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании кото­рого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он вклю­чал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: профессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volunteers in Service to America, VISTA). В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсиди­рования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продо­вольственных купонов. Кроме того, во второй половине 60-х годов были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ фе­дерального финансирования строительства дешевых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии 1965 и 1968 гг. [8]

Изменение отношения к идее социального государства

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика.

Современная география

В качестве количественных критериев реализации социального государства часто используются

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Социальное государство в России

Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия:

a.каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; b.каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи; c.нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Критика

Многие утверждают, что социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, так как, грубо говоря, богатым приходится платить за бедных («скрытая экспроприация»). Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод.

Коммунисты считают, что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму. Для социал-демократов социальное государство и есть социализм, но для коммунистов — социальное государство является лишь уступкой государственного капитализма трудящимся [11]

Источник

  • что такое гороскоп рождения
  • Что такое гипоксия плода при рождении
  • Что такое гипоксия плода при рождении ребенка
  • Что такое высшее благо
  • Что такое выкупная сумма в нпф благосостояние

  • Справочник номеров и подарков