Что такое психологическое благополучие

Психологическое благополучие

5e4bc132b89aa

Вопросами положительной психологической жизнедеятельности занимались исследователи еще со середины 20 столетия. Теоретическую основу благополучности с точки зрения психологии заложили работы Н. Брэдберна. Он считал, что для создания описания нужно использовать ряд характеристик, отражающих ощущение уровня счастья и общей удовлетворенности своим бытием. Его такие взгляды и убеждения были признаны широкими кругами научных деятелей.

Что значит понятие психологическое благополучие?

5e57d2a89fcb4Под психологическим благополучием понимается целостное, субъективное переживание, много значащее для конкретного человека и связанное с понятиями счастья, самореализации и т. п. Также с его помощью определяется цель в жизни, ее смысл, понимание себя, уровень удовлетворенности жизнью и собой, возможности развития потенциала индивидуума, контакты, коммуникация с другими членами общества. Суть этого понятия заключается в описании состояния и особенных моментов внутреннего мировоззрения особы, определяющие переживание благополучности и конкретное поведение. Разные исследователи вкладывают свой смысл в данное определение. Например, психолог Рифф под видом базовых элементов выделяет:

В принципе все исследователи говорят об одном и том же, но разными формулировками. Это понятие связывают с уверенностью в собственных силах, адекватной самооценкой, позитивностью точки зрения, доброжелательностью, коммуникабельностью, эмоциональной стабильностью.

Таким состоянием исключаются душевные недуги, характеризующиеся обидами, страхами, раздражением, враждебностью, усталостью и т.д. Оно тесно связано с душевным здоровьем, осмысленностью жизни, в какой-то степени личностной адекватностью и психическим самочувствием.

Благополучием по определению Всемирной Организации Здравоохранения является мега объект со сложными культурными, социальными, психическими, физическими, экономическими и духовными взаимосвязанными элементами. Это результат воздействия генетической склонности, окружающего мира и индивидуальных особенностей человека. Наряду с этим в психологии рассматривались вопросы счастья, субъективной благополучности, удовлетворением собственной жизнью и ее качеством.

Здоровье людей в психологическом плане

Такой тип – это неотъемлемая часть, важный элемент общего здоровья. Таким образом, это состояние является отсутствием психических отклонений и форм физической неполноценности (дефектов), но не только.

Психическим здоровьем определяют состояние человека, который пребывает в благополучии, когда он способен побеждать обычные жизненные стрессы, результативно трудится для удовлетворения своих потребностей и приносить пользу своему сообществу. Оно играет важную роль для нас, как разумных существ, способных на мышление, проявление эмоций, общение с другими людьми, зарабатывание на жизнь и получение удовольствий. Поэтому так важна здесь крепость, защищенность человека.

Специалисты в области психологии описывают психическое здоровье людей с помощью следующих критериев:

Что такое благополучный индивид в психологическом плане?

Психологами зачастую выделяются следующие характеристики психологической благополучности:5e60fd2ab466b

Однако все понимают, что психологическим благополучием в виде универсального понятия нельзя пользоваться. А значит выход из ситуации в исследовании, изучении влияющих факторов.

Методики

В исследовании используют ряд психологических тестов, направленных на диагностирование личности. Существует определенная специфика – измерительно-испытательное направление. Им могут быть достигнуты цели – оценка и классификация объектов в количественном и качественном выражении. Важнейшие требования к психодиагностическим методикам – стандартизация инструментов с жесткой регламентацией процедурного ведения. Наиболее часто пользуются методиками:

Набор факторов, способствующих формированию психологической благополучности человека

В случаях с психическим благополучием, счастьем так и не пришли к единому определению понятий. Американка, психолог К. Рифф предложила свое определение в виде факторного набора (шкалы). Было несколько вариаций. Большую распространенность на Западе получила версия опросника из 84 пунктов. Она же была адаптирована в ряде других стран, включая Россию. С точки зрения К. Рифф многомерная модель включает несколько основных элементов, а именно:

С психическим благополучием связано много аспектов нашего существования, включая социальное изменение в быстрых темпах, условия работы в постоянном стрессе, гендерное ущемление, социальное отдаление, неправильный образ жизни, физическое болезненное состояние, а также связано с нарушениями человеческих прав и свобод.

Существуют также ряд особенностей конкретного человека, которые делают его уязвимым перед проблемами психического типа. Кроме того, существуют биологические риски в качестве генетических моментов.

Психологическая благополучность жизни детей

Такого плана благополучием детей дошкольного и школьного возраста в значительной мере занимается семья и 5e57d4233f2a7педагоги дошкольных заведений и начальной школы. Однако самый первый и главный институт социального характера для детей – все же именно семья, родители и близкие люди. Детские годы проходят именно в семье. И оттуда практически все берет свое начало, включая траекторию нашего жизненного пути. Но и трудности культурного развития, которые возникают в детские годы, очень часто входят в привычки, а может даже усугубляются на последующих этапах нашей жизни.

На характер общения ребенка в своей семье в значительной степени влияет социальная ситуация его развития. Одной из ключевых потребностей практически с самого рождения ребенка является необходимость общения. А обеспечение удовлетворения ее определяется благополучностью именно в психологическом плане.

Высокий уровень опасности для психики детей имеет разрушение среды нормальной семьи. Это грозит недостатком внимания детям и это подтверждено результатами большого количества исследований в разных странах. Экспертами ВОЗ подтверждают, что такая ситуация неблагоприятно отражается на детях. Ведь они становятся обделенными в части общения с родителями, которые враждебно настроены друг к другу и живут в разрыве.

Эмоциональная составляющая общения и сотрудничества с папой и мамой для ребенка является одной из ключевых моментов жизни, включая детское культурное развитие, образование, становление его индивидуальности.

Образовательный процесс начинается также в семье, с непосредственным участием родителей. Только высокий уровень взаимодействия ребенка со своими родителями позволяет получить и усвоить багаж знаний и навыков. Кроме того, опыт общения и жизни усваивается ребенком именно того окружающего мира с его традициями, ценностями и культурой, где он родился, растет, взрослеет и развивается. Таким образом, напрашивается вывод, что родительский уровень развития, их кругозор в культурном, мировоззренческом и социальном плане влияет на духовную атмосферу жизни их детей. А благоприятная для взрослеющих детей атмосфера – это только позитивный микроклимат семьи, гармоничные взаимоотношения родителей, а также их отношение к своей жизни, уважение к знаниям, профессии, работе, доброжелательность к окружающим, диапазон интересов и т.п.

В периоды роста, взросления, развития, переходя из одних социальных институтов в другие, дети все также ощущают влияние своей семьи. Ответственность за психологическую благополучность и готовность детей дошкольного возраста переходить на очередной этап в процессе постоянного обучения. Они обязаны создать благоприятные условия с целью обеспечения базовых потребностей, заключающихся в стремлении познавать огромный окружающий мир и развивать свой потенциал, а также познавать свой внутренний мир, необходимость в общении, теплоте чувств и коммуникации с другими людьми.

Без сомнения, все хотят быть здоровыми и жить в благополучии. Нуждаетесь в помощи по вопросам психологии, обращайтесь к специалистам нашего центра. Они всегда готовы помочь.

Предыдущая статья 5e4ced267c1e0

Источник

Психологическое благополучие

С какими личностными особенностями связаны такая внутренняя картина мира личности и стиль, способ его жизни? Ответ на этот вопрос уже сложнее, поскольку разные исследователи, описывая даже схожие особенности личности, нередко пользуются разными понятиями, разным словарем.

В качестве базовых составляющих психологического благополучия (psychological well-being) человека К. Рифф выделила: позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни), автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.

Думается, что примерно тот же список можно сформулировать и в других понятиях, предположив, что психологическое благополучие 2 связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.

1 Понятие «психологическое благополучие» задается в свою очередь двумя терминами: «психологическое» и «благополучие».

Благополучие – состояние человека или объективная ситуация, когда у человека есть все то, что благоприятно характеризует его жизнь в глазах окружающих, его близких и его самого.

Социальное благополучие говорит о получении круга социальных благ и обычно связывается с тем, что у вас есть друзья и любимый человек, хорошая работа, возможность заниматься хобби, здоровье, образование, и общий уровень жизни по крайней мере на общем уровне.

О чем же тогда говорит словосочетание «психологическое благополучие»?

«Психологическое», как общеупотребительное понятие, задается тремя ключевыми словами: внутреннее, не рациональное, ситуативное. «Психологическое» относится ко внутреннему миру человека, но это то внутреннее, которое не вполне рациональное, которое не может быть описано строго логическим путем или выходит за рамки разумности и целесообразности.

4 Похоже, что адекватность в этом понятии не является чем-то главным и стержневым: с явной неадекватностью душевное здоровье и благополучие несовместимо, хотя некоторая неадекватность при этом допускается. Если молодая девушка регулярно общается с Архангелом Михаилом, а молодой человек начинает питаться объедками, обращается с наставлениями к птицам в поле и всерьез ведет беседы с огнем, современный психиатр сочтет, что это все-таки его клиентура. С другой стороны, Жанну д`Арк и Франциска Асизского к душевно нездоровым людям не причисляют.

5 Понятие «психологическое благополучие» в малой степени связано с понятием «психическое здоровье». Как пишет П.П. Фесенко, «В отличие от понятий «психическое здоровье» и «качество жизни» психологическое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких-либо психических или соматических недугов. От концепций позитивного психического здоровья представления о психологическом благополучии отличны интересом не только к самоактуализационным аспектом, но к тому, каким образом они воспринимаются самой личностью, заострением внимания на переживании человеком счастья и удовлетворённостью самим собой и своим окружением».

Источник

Что такое психологическое благополучие

Инструментарий

Программы обучения

ВЕБИНАР: «ПлохаЯ мать». Методы психологической коррекции комплекса материнской неполноценности

ВЕБИНАР: Метафорические ассоциативные карты как инструмент проективной психотерапии и психокоррекции

ВЕБИНАР: Аутоагрессия и суицидальное поведение: методы диагностики и психотерапии у детей и взрослых

Скоро

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Психологическое благополучие: теоретические подходы

Автор

img img news 6 6510

Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Взгляды Брэдбёрна на природу и строение благополучия личности получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика «Шкала баланса аффектов» применяется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия до сих пор. Брэдбёрн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами. Значительная взаимозависимость была обнаружена между степенью психологического благополучия и уровнем материальных доходов, исследование наглядно показало, что люди с более высокими доходами зачастую имеют более высокий уровень психологического благополучия, что обеспечивается высокой корреляцией между позитивным аффектом и уровнем доходов. В то же время отсутствие обратной взаимосвязи со шкалой негативного аффекта указывает на то, что «деньги могут увеличить ощущение радости, но не могут уменьшить чувства горя».

Все подходы к исследованию феномену именно психологического благополучия, можно разделить на несколько групп. В первой группе мы рассмотрим феномен «психологическое благополучие» как два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое. К гедонистическим теориям можно отнести все те учения, где благополучие описывается главным образом в терминах удовлетворённости – неудовлетворённости, строится на балансе позитивного и негативного аффектов это концепции Н. Брэдбёрна и Э. Динера.

Н. Брэдбёрн создал представление о структуре психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта – позитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в нашем сознании, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. То, что нас расстраивает, и то, из-за чего мы переживаем, суммируется в виде негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые несут нам радость и счастье, способствуют увеличению позитивного аффекта. Разница между позитивным и негативным аффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее ощущение удовлетворённости или не удовлетворенности жизнью.

Э. Динер в своих работах ввел понятие «субъективное благополучие». Субъективное благополучие состоит из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, речь здесь идёт о когнитивной (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональной (наличие плохого или хорошего настроения) сторонах самопринятия. Динер считает, что большинство людей, так или иначе оценивают то, что с ними случается в терминах «хорошо – плохо», и такая интеллектуальная оценка всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. Субъективное благополучие призвано не просто служить индикатором того, насколько человек погружён в депрессию или тревогу, но должно демонстрировать насколько один человек счастливее другого, то есть автор уравнивает субъективное благополучие с переживанием счастья.

Таким образом, можно утверждать, что человек имеет высокий уровень субъективного благополучия, если в большинстве случаев он испытывает удовлетворение жизнью и только в отдельных ситуациях переживает неприятные чувства. Эвдемонистическое понимание данной проблемы строится на том постулате, что личностный рост – главный и самый необходимый аспект благополучия. Такой подход характерен для взглядов А. Вотермена. С точки зрения А.А. Кроника, отношение человека к возможным способам обретения счастья также формирует так называемые эвдемонистические установки: гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные. Эти установки, являются тем психологическим материалом, который в определенной мере характеризует где, в какой области объективной деятельности личность стремится самоосуществиться, а также как с помощью каких именно психологических способов она пытается это сделать.

Здесь счастье понимается как форма переживания полноты бытия, связанного с самоосуществлением: «это переживание возникает в случае превращения мотивации человека к миру в бесконечно большую величину». Психологические способы обретения счастья, автор понимает как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру и выделяет две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей. На основе этих двух форм саморегуляции образуется четыре относительно независимых принципа саморегуляции человеком своей мотивации к миру: максимизация полезности, минимизация потребностей, минимизация сложности, максимизация способностей.

Принцип минимизации сложности (созерцательный стиль жизни) состоит в стремлении человека к упрощению своего мира в целом и к упрощению конкретных объектов – целей его деятельности. Это стремление может проявляться в тех случаях, когда сложность цели превышает уровень способностей человека, либо когда в масштабах имеющегося у человека времени цель труднодостижима.

Во второй группе психологическое благополучие мы будем рассматривать на основе изучения проблемы позитивного психологического функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена). Основоположником этого подхода стала К. Рифф. Она обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.

Человек, обладающий высокой автономией, способен быть независимым, он не боится противопоставить своё мнение мнению большинства, может позволить себе нестандартное мышление и поведение, он оценивает себя исходя из собственных предпочтений. Отсутствие достаточного уровня автономии ведёт к конформизму, излишней зависимости от мнения окружающих.

Управление окружающей средой подразумевает наличие качеств, которые обуславливают успешное овладение различными видами деятельности, способность добиваться желаемого, преодолевать трудности на пути реализации собственных целей, в случае недостатка этой характеристики наблюдается ощущение собственного бессилия, некомпетентности, присутствует неспособность что-то изменить или улучшить для того, чтобы добиться желаемого.

Личностный рост предусматривает стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, а также наличие ощущения собственного прогресса. Если личностный рост по каким-то причинам невозможен, то следствием этого становится чувство скуки, стагнации, отсутствие веры в свои способности к переменам, овладению новыми умениями и навыками, при этом уменьшается интерес к жизни.

Наличие жизненных целей порождает чувство осмысленности существования, ценности того, что было в пошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Отсутствие целей в жизни влечёт ощущение бессмысленности, тоски, скуки. Самопринятие отражает позитивную самооценку себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков. Противоположность самопринятия – чувство неудовлетворённости собой, характеризующееся неприятием определённых качеств своей личности, неудовлетворённости своим прошлым.

К. Рифф отмечает, что выделенные компоненты психологического благополучия соотносятся с различными структурными элементами теорий, в которых так или иначе речь идет о позитивном функционировании личности. Например, «самопринятие» (как компонент психологического благополучия по К. Рифф) соотносится не только с понятиями «самоуважение» и «самопринятие», введенными и разработанными А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом и М. Яходой. Оно также включает в себя признание человеком своих достоинств и недостатков, соотносимое с концепцией индивидуации К. Г. Юнга, а также позитивную (в основном) оценку человеком собственного прошлого, описанное Э. Эриксоном как часть процесса эго-интеграции.

К этой же группе можно отнести теорию самодетерминации Р. Райана и Э. Диси, которые предположили, что личностное благополучие связано с базовыми психологическими потребностями: потребностью в автономии, компетентности и связи с другими. Под автономией здесь понимается восприятие своего поведения как конгруэнтного внутренним ценностям и желаниям личности. В основе автономии лежат поддержка и отсутствие контроля со стороны других людей. Потребность в компетентности – это склонность к овладению своим окружением и к эффективной деятельности в нём; она поддерживается такой средой, которая выдвигает перед человеком задачи оптимального уровня сложности и даёт ему положительную обратную связь.

К третьей группе отнесем понимание феномена «психологического благополучии» на основе психофизиологической сохранности функций. Основу этой группы составляет мнение о том, что генетические факторы также могут объяснить индивидуальные различия в психологическом благополучии. Р.М. Райан и Э.Л. Диси считают, что связь между физическим здоровьем и психологическим благополучием является очевидной. Болезнь часто вызывает функциональные ограничения, которые уменьшают возможности для удовлетворенности жизни.

Р.М. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как «автономия» и «позитивные отношения с окружающими», но и с физическими симптомами.

А.В. Воронина пространством бытия человека считает биологическое пространство, в котором человек выступает как естественное существо. Источником формирования биологического пространства служит сохранность биологических систем организма, выражением которой является барьер психической адаптации. Уровень психологического благополучия в данном случае – это психосоматическое здоровье как отражение процесса взаимосвязи психической и соматической сфер.

А.В. Воронина разработала уровневую модель психологического благополучия: на разных уровнях пространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсные установки). Они складываются в качественные своеобразно-иерархические уровни психологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальной адаптации, психического здоровья и психологического здоровья. Автор полагает, что каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, в силу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности, большую «степень свободы» для выбора путей адекватного реагирования.

К четвертой группе отнесем понимание феномена «психологического благополучия» рассмотренного П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой, как целостное переживание, выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями.

Здесь психологическое благополучие рассматривается как субъективное явление, переживание (сходное с понятием «субъективное благополучие» в работах Э. Динера), которое напрямую зависит от системы внутренних оценок самого носителя данного переживания. При разработке понятия «психологическое благополучие» авторы делают акцент на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного функционирования личности, считая, что наиболее удачно эти два аспекта синтезированы в охарактеризованной выше шестикомпонентной теории психологического благополучия К. Рифф.

Опираясь на теорию К. Рифф (которая была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отмечу, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самооценки, самоотношения.

На основе сложного переживания человеком удовлетворенности собственной жизнью авторами было выделено «актуальное психологическое благополучие» и «идеальное психологическое благополучие», в котором представление об «идеальном» выступает глобальным инструментом оценки человеком своего бытия. При этом необходимо отметить, что эта внутренняя оценка по всей вероятности имеет социально-культурную специфику и можно предположить, что эта специфика формируется в процессе усвоения человеком некоторых существующих в социуме и культуре представлений, т.е. соотносится с понятием социальной нормы, социально-культурного идеала функционирования человека (Bradburn N.,Diener E., Waterman A.S., Кроник А.А.,Ахмеров Р.А., Ryff C.D., Ryan R.M., Deci E.L., Линч М., Воронина А.В., Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П).

Исследования, посвященные выявлению таких психологических условий формирования эмоционального благополучия личности, как акцент на модели цикличности процесса эмоционального переживания личности и подбор эффективных средств воздействия на психоэмоциональную сферу человека, до настоящего времени не проводились. Данный факт также определяет актуальность темы исследования. Отсюда вытекает особая значимость и актуальность исследования эмоционального благополучия и психологических условий, связанных с разработкой эффективной системы психологических средств, методов и приемов его формирования. Решение поставленных вопросов позволяет в определенной степени преодолеть противоречие между имеющимися симптоматическими подходами к преодолению негативного психоэмоционального статуса личности и необходимостью его коррекции (формирования положительного психоэмоционального статуса) с помощью определенных психологических условий и средств.

Литература

2. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. – М.: изд-во МГУ, 1994. – 145 с.

5. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М. – АСТ, 1996. – 160 с.

6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208 с.

8. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития/Социальное развитие в пространстве времени детства. М, 1999.

Источник

  • что такое процесс аннигиляции рождения пар какие законы выполняются в этих процессах
  • что такое продолжительность жизни при рождении
  • что такое проверка на благонадежность
  • что такое проактивная услуга по рождению ребенка
  • что такое приложение цифровое благополучие для андроид

  • Справочник номеров и подарков