Определение темы и основной мысли текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
Конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему:»Тема и основная мысль текста»
Выбранный для просмотра документ Индивидуальная работа.docx
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Ос…нью ж…тели с…ла (у) строили праз…ник ур…жая.
Разобрать слова по составу:
казахский, принесли, выпечка, верблюжье.
Выполнить морфологический разбор слова урожая
Выбранный для просмотра документ Тема и основная мысль текста.docx
ГУ «Средняя школа№ 7 отдела образования акимата г. Костаная»
Конспект урока русского языка
в 4 классе
«Тема и основная мысль текста»
учитель начальных классов
Мельникова Елена Федотовна
Тема: Тема и основная мысль текста.
образовательная: закрепить знания о видах текстов и их признаках, понятия «тема» и «основная мысль» текста, формировать умение определять вид, тему и основную мысль текста, составлять текст на заданную тему;
развивающая : развивать орфографическую зоркость, познавательные способности, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас;
воспитательная: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к родине, патриотические чувства.
Тип урока: комбинированный
ТСО: компьютер, телевизор
Межпредметная связь: познание мира, литература.
Мотивация: создание комфортной среды обучения, связь обучения с жизнью.
Применение знаний: в устной и письменной речи
Орг. момент. Психологический настрой. Слайд № 1
Долгожданный дан звонок –
Всё у ребят в порядке:
И книжки, и тетрадки.
Не будем время тратить зря,
За дело примемся, друзья.
Сообщение темы урока. Постановка цели. Слайды № 2-6
От Алтая до Каспия.
Она широка, как народа душа.
Она же Европа, она же и Азия,
— О чём данный текст? (О Республике Казахстан.) Почему вы так думаете?
Чабан, р…спубл…ка, ст…лица, Аст…на, к…за…кий …зык, п…ала.
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Ос…нью ж…тели с…ла (у) строили праз…ник ур…жая.
Разобрать слова по составу: казахский, принесли, выпечка, верблюжье.
Выполнить морфологический разбор слова урожая
Комментированное письмо. Работа с классом.
Записать предложения. Объяснить расстановку знаков препинания.
Выполнить синтаксический разбор предложений.
Столица Казахстана находится на севере республики.
Широкие степи, ковыльные степи,
Плывёт по утрам синеватый туман.
Есть славное место на нашей планете,
И называют его Казахстан.
Физминутка. Музыкальный видеофильм «Мой Казахстан». Слайд № 16
Работа в группах. Слайд № 16
Задание: Внимательно прочитайте и сравните:
1).Костанай – областной центр. В нем много улиц названных в честь отечественных писателей, ученых, героев. Вокруг Костаная простираются необъятные степи.
2). Наш Казахстан богат своей природой. Астана – столица нашей Родины. Тобол – самая красивая река.
О чем говорится в первом отрывке? Определите тему.
А во втором отрывке?
В чем различие между отрывками? (В первом отрывке предложения связаны, а во втором связи нет).
Как связаны предложения? С помощью учителя дети находят слова, связывающие предложения.
Какой из отрывков можно назвать текстом? (Первый)
Повторение о тексте.
Что называется текстом?
Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст имеет свою тему. Тема – это то, о чем (или о ком ) говорится в тексте. Слайд № 17
Где чаще всего отражена тема произведения? (в заголовке текста)
Что надо сделать, чтобы определить тему текста? (задать вопрос: о чём (или о ком) говорится в тексте.
Что такое основная мысль текста?
Основная мысль текста – это оценка автором того, что он изображает в произведении. ( что хотел сказать автор, чему хотел научить).
Как может быть выражена основная мысль? ( Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаше всего её надо «найти» и сформулировать.)
Какие виды текста бывают?
Как отличить повествовательный текст от текста-описания. Слайды 19-20
В чем особенность текста-рассуждения? Слайд № 21
В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось, что произошло?
В описательных текстах описываются люди, предметы, животные, события. К описанию можно поставить вопрос Какой? Какая? Какое? В рассуждении говорятся о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос Почему?
Работа в группах. Слайд № 22
Определить вид текста, аргументировать.
Определить тему и основную мысль текста.
Почему Казахстан называют кладовой полезных ископаемых?
В недрах Республики Казахстан есть медь и свинец, серебро и золото. По запасам железной руды Казахстан занимает одно из ведущих мест. Огромное значение для экономики страны имеет добыча нефти и угля.
Алматы теперь считают южной столицей Казахстана. Этот город очень большой и красивый. Вдоль улиц в арыках журчит вода, бегущая с гор. Город утопает в зелени, а на окраинах на километры тянутся яблоневые сады. Недаром название города означает «Отец яблок».
Братья Женис и Данияр живут в ауле на востоке республики. Женис – чабан, он пасёт овец. Его брат Данияр – фермер. В аул мы попали поздно вечером. В небе уже показался месяц, но Данияр ещё возил на тракторе с поля солому. Женис угостил нас верблюжьим молоком. По казахскому обычаю гостей посадили на почётное место.
Рефлексия. Представители групп отчитываются о проделанной работе, делают выводы.
Составление в группах текстов на тему «Мой край родной». Определение вида текста. Самостоятельная запись текстов в тетради.
Чтение текстов. Аргументация.
Чему учились на уроке?
Что такое тема и основная мысль текста?
Назовите виды текста.
Как определить вид текста?
Выскажите своё мнение об уроке. Оцените работу ребят в группе.
— Я хочу закончить урок стихотворением собственного сочинения.
Весна в родном краю.
Есть на карте страна, где степи без края.
Там тюльпанов ковёр весной расцветает.
Ярко солнце сияет в небесах высоко,
Над землёй пролетает белый пух облаков.
А черёмуха в мае в подвенечном наряде,
И стройны тополя, как бойцы на параде.
Ходит по полю важно стая чёрных грачей,
И курлычет негромко в небе клин журавлей.
На поляне берёзки, как невесты стоят,
Расплели свои косы, и серёжки висят.
На заре прокричит где-то громко петух,
Соберёт своё стадо за деревней пастух.
Скоро лето настанет, зацветут васильки,
Заиграет гармошка вечерком у реки.
Выбранный для просмотра документ тема и основная мысль.ppt
Разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме «Тема и основная мысль текста».
Ляхова Зинаида Дмитриевна,
учитель начальных классов, СШ№7, г.Костаная
Разработка открытого урока русского языка в 4 классе
по теме «Тема и основная мысль текста».
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Тема и основная мысль текста».
мысли текста, на основе осознания его основных признаков;
формировать навык правильного построения и использования
текстов в устной и письменной речи;
мышление, коммуникативной речи;
для решения познавательных и практических задач.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ.
Технология : информационно-коммуникационная, метод проекта.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический,
Оборудование: дифференцированные задания-карточки.
видеофильмы Синтаксический разбор», «Текст».
Межпредметная связь: с познанием мира.
Мотивация посредством включения в решение познавательных заданий.
Применение знаний при выполнении упражнений и заданий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1. Организационный момент.
2. Этап. Актуализация знаний.
1) Проблемный вопрос.
— Отличительные признаки предложения и текста?
2) Минутка чистописания.
— Что такое предложение?
— Спиши простое предложение. Выполни синтаксический разбор.
Солнышко скрылось за лесом, и облака на небе вспыхнули красным пламенем.
Я не видел реки великолепнее Енисея. (6 слов)
(повест, невоскл, простое, двусост, распр, полное)
3) Видеофильм «Синтаксический разбор».
3. Этап. Изучение нового материала.
Презентация « Тема и основная мысль текста».
Создание проблемной ситуации. Проблемный вопрос.
— Основные признаки текста
— Текст – это связанные по смыслу предложения.
— В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются
предметы, рассуждается о чем-нибудь.
— Текст имеет заголовок, тему, основную мысль.
— В тексте есть начало, основная часть, заключение (концовка)
— По тексту можно составить план.
— Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Чтение правила по учебнику. Стр. 32
Упр.№733 стр. 284 Работа в парах. Комментированное письмо.
Прочитай текст. Определи тип текста. Определи сколько абзацев в этом тексте. Почему? Озаглавь текст. Запиши текст. (1 часть – 23 слова)
4. Этап. Углубление и систематизация материала.
Экспериментальная деятельность. (по вариантам)
Преобразуй запись. Упр.732 стр.284
1) Комментированное письмо (5 предложений – 29 слов)
2) Синтаксический разбор последнего предложения.
3) Морфологический разбор (наступает)
Работа с деформированным текстом. Упр. №734 стр.285
1) Восстанови правильную последовательность изложения.
2) Выборочное письмо под диктовку (2 абзац – 14 слов)
Проектная деятельность. (Работа по группам).
Создание Проекта «Сочинение – миниатюра «Весна»».
Этапы разработки проекта:
разработка проектного задания,
разработка самого проекта,
защита проекта, презентация.
«Сочинение – миниатюра «Весна»».
1группа. Текст-повествование. (глаголы)
Памятка, как составить текст-повествование. Упр. №737 стр.286)
2 группа. Текст-описание. (прилагательные)
Памятка, как составить текст-описание. Упр. №729 стр.283)
3 ряд Текст – рассуждение.
7. Домашнее задание. Упр. 738 преобразуй запись, повторить правило стр.32
Самоанализ урока русского языка,
На уроке русского языка в 4 классе по теме «Тема и основная мысль текста » необходимо было достичь следующей цели:
обучающая – сформировать у учащихся общее понятие о теме и основной
мысли текста, на основе осознания его основных признаков;
формировать навык правильного построения и использования
текстов в устной и письменной речи;
развивающая – содействие в развитии у учащихся словесно-логическое
мышление, коммуникативной речи;
для решения познавательных и практических задач.
Место в системе уроков: третий урок в разделе: «Текст. Развитие связной речи».
1.разработка проектного задания,
2.разработка самого проекта,
4.защита проекта, презентация.
Реализуется преемственность в условиях перехода в 5 класс; пропедевтика, включен материал, предшествующий более глубокому и детальному изучению в 5 классе; межпредметная связь с предметом «Познание мира», региональный и казахстанский компонент, обеспечивающий создание условий для приобретения учащимися знаний для решения познавательных и практических задач, проблемной ситуации.
Применение знаний на практике обеспечено посредством включения учащихся в поисковую, экспериментальную и проектную способы деятельности при выполнении уровневых и логически-словесных заданий, проектов.
Конспект урока на тему «Что такое тема и главная мысль текста»
МБОУ «Нововасильевская ООШ»
«Что такое тема и главная мысль текста»
Русский язык 2 класс
учитель начальных классов
Ширшицкая Ольга Владимировна
2018/2019 учебный год
Цель: научить определять тему и главную мысль текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему, главную мысль текста; озаглавливать текст; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение.
I . Организационный момент
II. Актуализация знаний
Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. Груши, малыши, сочные, ели.
— Из слов каждой строки составьте предложение.
— Можно сказать, что у вас получился текст? (Нет, предложения не связаны по смыслу.)
— Подчеркните орфограммы в словах. (Дети подчеркивают сочетания ЖИ, ШИ, ЧН, имена собственные.) — Найдите слово, в котором гласных букв больше, чем согласных. (Ели.)
— В каких словах все согласные глухие? (Кот-, Тишка.>
III. Самоопределение к деятельности
(Текст на карточках)
— Перед вами лежат карточки. Прочитайте и скажите, можно ли утверждать, что здесь написан текст? (Это текст. Он состоит из трех предложений. Они связаны по смыслу. Тема текста — слоны)
— Для чего Б. Житков написал этот текст? Что хотел сказать автор этим текстом? (Ответы детей)
— Озаглавьте текст («Умные животные», «Умные слоны»)
— В каждом тексте есть главная мысль. Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)
IV. Работа по теме урока Упр. 15 (с. 13).
— Найдите предложение, в котором говорится самое главное, что хотел сказать автор («Хорошее знакомство — в прибыль нам»)
— Как понимаете эти слова? (Человек много получает от хорошего знакомства)
— Докажите, что заголовок отражает главную мысль. (Поведешься с хорошим человеком, сам хорошему научишься)
— Спишите предложение, в котором выражена основная мысль. (Дети списывают последнее предложение)
— Прочитайте, что такое главная мысль текста. (Это то главное, о чем хотел сказать автор.)
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись, вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай,
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Дети читают текст самостоятельно)
— Определите тему текста. (Муравей попал под дождь.)
Назовите главную мысль текста. (Благодаря своей находчивости муравей спасся от дождя и попал домой)
— В каком предложении говорится о том, как муравей укрылся от дождя? («Залез муравей. »)
— Спишите это предложение
(Проверка. Самопроверка, сверка с текстом учебника)
— Какое задание вы будете выполнять письменно? (Списать предложение)
— Спишите и проверьте написанное.
— На написание каких орфограмм нужно обратить особое внимание? Проверьте, правильно ли вы их написали.
— Прочитайте задания для устной работы.
— Почему говорят, что сентябрь без плодов не бывает? (В сентябре созревают овощи и фрукты)
— Докажите, что это не текст, а предложение. (Текст состоит из нескольких предложений, а здесь только одно предложение)
— Составьте устно текст, включив в него данное предложение. (Отвечают 2— 3 учащихся. Дети определяют основную мысль текста)
2. Словарная работа
— Написание какого слова мы должны запомнить? (Сентябрь)
— Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
— Дайте определение: что такое сентябрь? (Это первый осенний месяц)
— Перед вами на листочках текст. Прочитайте его и спишите предложение, в котором заключена главная мысль текста.
Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на полу, крыльями взбивают ее, привёртывают. Брызги над лужей — фонтаном.
Скворцы так отчаянно пищат, что сразу можно понять: утреннее купание для них — удовольствие.
(Дети списывают последнее предложение)
VIII. Подведение итогов урока
— Что узнали о тексте? (В каждом тексте есть главная мысль)
— Что такое главная мысль? (Это то главное, о чем хотел сказать автор)
— Может ли быть текст без главной мысли? (Нет. Получится бессмыслица)
Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь». Программный уровень. Написать текст из трех-четырех предложений по теме «Сентябрь».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-653612
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.