Тема текста
Полезное
Смотреть что такое «Тема текста» в других словарях:
Тема (текста) — 1) в литературно художественной сфере круг жизненных проблем, увиденных и осмысленных, например, писателем (художником, музыкантом) и положенных в основу художественного произведения; 2) в сфере публицистических, научных, литературно критических… … Педагогическое речеведение
тема — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221]. 3 … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
тема — 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования. 2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу содержания, то, о чем повествуется, что описывается, предмет сочинения [М.Р. Львов 1997: 221] … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
тема-рематическая связь в сложном синтаксическом целом — В аспекте актуального членения предложений в тексте темы и ремы соотносятся между собой, определяя развертывание ССЦ, единство которого обеспечивается распределением информации от данного к новому. По Ф. Данешу, выделяются три модели тематических … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
тема-рематическая связь в сложном синтаксическом целом — В аспекте актуального членения предложений в тексте темы и ремы соотносятся между собой, определяя развертывание ССЦ, единство которого обеспечивается распределением информации от данного к новому. По Ф. Данешу, выделяются три модели… … Синтаксис: Словарь-справочник
тема — ТЕМА1, ы, ж Предмет, определяющий основное содержание текста. В рассказе «Художник» намечена, но не совсем раскрыта тема первенства жизни перед искусством… (М. Пришвин). ТЕМА2, ы, ж Основной мотив какого л. музыкального произведения, обычно… … Толковый словарь русских существительных
Зачин текста — начальная часть текста, имеющая особое коммуникативное назначение (функцию), определямое автором в соответствии с целями, темой и идеей текста, а также возможностями и интересами адресата. Известны следующие наиболее распространенные на практике… … Педагогическое речеведение
Глубинный смысл текста — – некоего завершенного связного целого – это обобщенное содержание, не привязанное к отдельным речевым составляющим, но являющееся произведением многочисленных поверхностных смыслов, преломленных в речевой ткани целого текста. О глубинных, как и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Смысловая структура, или смысл, текста — – многоуровневая иерархическая организация содержательной стороны текста (представленная в его поверхностной структуре посредством взаимосвязи текстовых единиц, типовых текстовых структур, архитектоники, композиции и др.), компонентами которой… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Членимость текста — – параметр, свойство (грамматическая категория) текста как произведения речетворческого процесса; функция композиционного плана текста целого произведения; наличие дискретных единиц текста, обусловленных коммуникативным и смысловым единством и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Автоматическое определение рубрики текста
Введение
В предыдущих статьях, посвященных организации данных в виде рубрикатора (Использование графа, как основы для создания рубрикатора и Проблемы, подстерегающие любого создателя рубрикаторов) были описаны общие идеи по организации рубрикатора. В этой статье я опишу один из возможных алгоритмов автоматического определения тематики текста на основе заранее подготовленного графа-рубрикатора. При этом я сознательно избегаю сложных формул, чтобы донести идею, лежащую в основе алгоритма, максимально просто.
Подготовка данных рубрикатора
Алгоритм определения тематики текста, кратко
Алгоритм определения тематики текста, подробно
Создание рубрикатора было подробно описано в предыдущих статьях. На данном этапе считаем, что у нас есть расчерченный граф-рубрикатор, в листовых элементах которого присутствуют ключевые слова, а в узловых-рубрики.
Осуществляем поиск всего множества ключевых слов рубрикатора в исследуемом тексте. Так как слов, которые требуется найти может быть много, рекомендую для конкретной реализации обратиться в к алгоритмам быстрого поиска массивов строк в тексте. Для затравки приведу ссылки на наиболее популярные из них:
Алгоритм Ахо — Корасик
Алгоритм характеризуется довольно сложной логикой построения дерева и обработки «возвратов», существует множество примеров реализации. На хабре было хорошее описание этого алгоритма.
Алгоритм Рабина — Карпа. Отличительная особенность алгоритма – эффективная работа с очень большими наборами слов.
В принципе, почитав описания двух, предложенных выше, алгоритмов, не составляет труда придумать на их основе свою реализацию, способную учитывать какие-то дополнительные условия. Например, требование чувствительности к регистру текста, учёту морфологии и т.п.
После того, как из исследуемого текста извлечены ключевые слова, используемые в описании рубрикатора, можно приступать непосредственно к определению тематики текста.
Волна
В рубрикаторе присутствует вершина «всё». Так же присутствуют найденные в тексте ключевые слова. Цель данного этапа – найти путь от каждого, найденного ключевого слова для вершины «всё».
Для ключевого слова «песок», путь к корню рубрикатора будет выглядеть следующим образом:
Аналогично строятся пути до вершины по всем, найденным на предыдущем шаге словам.
В результате такого построения для каждого ключевого слова находится путь до вершины.
Определение тематики
Рассмотрим теперь, как было произведено автоматическое определение рубрики на примере статьи: «Как уложить тротуарную плитку?». Человек, даже не читая статью, может предположить, что речь будет идти о возможных способах кладки плитки и о сопутствующих материалах и технологиях.
Проверим, как сработает автоматическое определение рубрики для этой статьи.
Начнём, традиционно, с ключевых слов, найденных в статье и имеющих отображение в рубрикаторе.
На рисунке, отметка «рубрика» означает, что данный элемент рубрикатора не является листовым. Это позволяет «совместить» название рубрики и описывающего её ключевого слова.
Самое популярное слово в статье «Как уложить тротуарную плитку?» – это «тротуарная плитка», что и следовало ожидать.
Ниже, часть рубрикатора, которая была задействована в примере:
Для примера, показано что ключевое слово «гравий» отнесено к двум рубрикам, а ключевое слово «тротуарная плитка» только к одному. Так же светлым фоном выделены рубрики, названия которых в тексте не встречаются. (Помним, что ключевое слово и рубрика могут иметь одно и то же название. Подробности в предыдущих статьях).
Теперь посмотрим на рубрики, к которым была отнесена статья:
Первая рубрика, к которой отнесена данная статья – это рубрика «Материалы для мощения».
На рисунке – выделенная строка – это рубрика с итогами и ниже табличка с данными по каждому слову.
Итоговая оценка принадлежности к этой рубрике – 7. Это самая высокая оценка. Из этой рубрики в тексте встретилось 2 слова, 7 раз на суммарном расстоянии 2. Напомню, что расстоянием между двумя вершинами графа называется число рёбер в кратчайшем пути.
А именно, в тексте встретились ключевые слова «гравий» — один раз. И ключевое слово «тротуарная плитка» 6 раз. Оба этих слова являются дочерними по отношению к рубрике «материалы для мощения».
Итого: (Гравий 1 слово) + (Тротуарная плитка 6 слов) + Встретилось 2 слова — (1 (Расстояние от слова Гравий до «Материалы для мощения») +
1 (Расстояние от слова Тротуарная плитка до «Материалы для мощения»))
Для полноты картины приведу схему сведения остальных рубрик:
Интересно отметить тот факт, что «на пути» к разделу «Строительные материалы» были две рубрики: «сыпучие материалы» и «сыпучие и вяжущие материалы». Одна из них попала в итоговое определение, а другая – нет.
Песок и гравий вместе можно отнести к рубрике «Сыпучие материалы». «Сыпучие материалы» можно отнести к «Сыпучим и вяжущим материалам». Расстояние до более общей (верхней) рубрики больше чем расстояние до более конкретной (нижней) то по формуле вычисления релевантности «Итого» получается очень маленьким (вплоть до отрицательного.
Формула
Формула для определения колонки «итого» в таблице выглядит следующим образом:
Итого = «Встречи» + «Кол-во слов» — «Расстояние»
Встречи – сколько всего раз были найдены ключевые слова.
Количество слов – Сколько разных слов было найдено.
Расстояние – суммарное расстояние от каждого слова до выбранной рубрики.
И эта формула – далеко не фундаментальный постулат. И, наверняка, может быть улучшена, снабжена дополнительными элементами и т.п. (Предлагаю обсудить это в комментариях).
Забегая в перед, хочу отметить, что при разработке данной системы мы специально старались избегать любых явно заданных коэффициентов, дабы не запутаться в премудростях тонкого тюнинга.
Точки роста
По своей сути рубрикатор не может сразу быть составлен однородно. Наверняка, отдельные его разделу окажутся более проработанными, чем другие. Это может привести к «перекосу» графа и к увеличению расстояния от «листьев в вершине» в одной части и существенному уменьшению в другой. Этот дисбаланс может отрицательно влиять на «правильное» вычисление расстояния в графе. Здесь можно попытаться учесть количество дочерних элементов у каждого узла графа.
Второй интересной идеей по оптимизации процесса определения тематики текста, является идея выборочного определения тематики для разных разделов текста с последующей композицией результатов.
Идея основана на том, что, как правило в начале любой статьи существует раздел «введение» изобилующий самыми разными ключевыми словами, в последующих разделах идёт уточнение идеи статьи, что позволяет классифицировать каждую отдельную главу более достоверно.
Как это делают другие
Интересно посмотреть, как выглядит тот же самый пример в других онлайн сервисах определения тематики.
Выводы
Тема автоматической категоризации-рубрикации текстов очень актуальна для поисковых системы, и систем обработки и извлечения знаний. Я надеюсь, что эта статья будет полезна не только тем, кто только начинает изучать технологии автоматической классификации, но и тем, кто съел на этом не одну собаку.
Определение темы и основной мысли текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому
Алина Косова
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.
Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
Чем различаются тема и главная мысль текста?
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓
Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!
Как определить тему и главную мысль текста?
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
Поработаем с примером
«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!
Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!
Текст. Тема и основная мысль текста. Типы текстов
В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия текста. Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.
Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.
Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Тема текста – это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
Основная мысль, идея текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.
Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. Например, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.
Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения, – абзацы. Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными. Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.
В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: цепную и параллельную. Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения. Средствами цепной связи могут быть следующие:
Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.
Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в одинаковом порядке следования слов и единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.
Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:
1. Информативность. Любой текст должен нести определённую информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).
2. Связность. Все предложения в тексте находятся в определённом порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приёмами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть. Можно выделить следующие виды связности:
3. Смысловая целостность (цельность). Текстом называется только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.
4. Завершённость. Текст можно считать завершённым, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершённость (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.
5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения… Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.
6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нём, извлекаются именно из определённой ситуации.
Выделяются три функционально-смысловых типа речи: описание, повествование и рассуждение.
В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.
Повествование характеризуется тем, что его микротема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.
Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей:
Но нужно заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них (это соответствует в логике полному или неполному, т. е. сокращенному, умозаключению). Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.