LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Десятый наш десантный батальон Фильм «Белорусский вокзал» считается классикой советского кинемато.
История «Бега». Памяти Владимира Наумовича Наумова. В 1970-м, в год столетия Ленина, на экраны.
«Умерла советская и российская актриса Нина Русланова» Сегодня, 21 ноября, после продолжительно.
Малоизвестные цитаты великого русского писателя Федора Достоевского в день памяти Ф. М. Дос.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ИСТОРИЯ РОМАНСА «ТРОЙКА» («ЧТО ТЫ ЖАДНО ГЛЯДИШЬ НА ДОРОГУ. «)
«Тройка» Николай Некрасов
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.
И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…
Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам – красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует судьба.
Одним из таких рифмованных жизнеописаний нелегкой женской доли является стихотворение «Тройка», созданное потом в 1846 году. Следует отметить, что до отмены крепостного права на Руси оставалось еще без малого 15 лет. Поэтому русские женщины в селах находились на положении самых настоящих рабынь. Родившись в многодетной семье, они с самого детства были приучены к тяжелому крестьянскому труду. Однако многие из юных девушек не хотели мириться со своей незавидной участью и мечтали о сказочных принцах. Поэтому господская тройка с кучером и молодым барином вызывала у русских красавиц неподдельный интерес. Ведь в одном из таких экипажей может оказаться тот самый суженый, который влюбится в простую сельскую девушку и увезет ее с собой. Поэт обращается ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?». Автор знает ответ на этот вопрос, так как в русскую красавицу не трудно влюбиться. Ведь «взгляд один чернобровой дикарки» способен свести с ума и пылкого юношу, и убеленного сединами старика. «Будет жизнь и полна и легка», — отмечает поэт, но тут же сразу поправляет сам себя, утверждая, что большинству сельских девушек выпадет совсем иная доля. И пределом их мечтаний, в конце концов, окажется «неряха мужик», который не прочь выпить и всегда рад поучить свою жену уму-разуму при помощи кулаков.
Некрасов просит сельских девушек смириться со своей незавидной участью и не мечтать о том, чему сбыться не суждено. «Не гляди ж ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши», — увещевает автор сельских красавиц, заранее зная, что впереди их ждет лишь разочарование. Хотя бы потому, что нагнать белую тройку девушкам не удастся как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь ее пассажиры – люди из другого мира, которым нет никакого дела до сельских красавиц, мечтающих о сытой, спокойной и счастливой жизни. Поэтому « к другой мчится вихрем корнет молодой», для которого повстречавшаяся на пути крестьянка является неотъемлемой частью русского пейзажа, унылого, обыденного и не вызывающего абсолютно никакого интереса.
Что же до мечтаний юных девушек, то это – единственное светлое пятнышко в их беспросветной крестьянской жизни. Однако поэт считает, что о нем нужно забыть как можно скорее, чтобы избавиться от «тоскливой в сердце тревоги», способной омрачить сельской красавице и без того нелегкую жизнь.
Стихотворение было положено на музыку. Автор неизвестен и поэтому везде пишут «музыка народная». А она и есть народная! Народ умеет передать всю тоску девушки так, как не сделает ни один композитор.
И стихи с народной музыкой стали романсом. Романсом, который пели многие великие певцы и певицы. Этот романс был неотъемлемой частью русских посиделок. До сих пор поют его в сельских местностях да и в городах, если собираются друзья за столом.
Рубрики: | музыка/романсы истории/история песни древняя русь великие писатели и поэты россии |
Метки: история романса тройка
Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям
Что ты жадно глядишь на дорогу текст песни
ТРОЙКА
Обработка Якова Пригожего
Слова Николая Некрасова
Что так жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем так бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий непрочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих темных, как ночь.
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки
Разжигает убийственно кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Слегка измененный и сокращенный в песенной традиции текст стихотворения Н. Некрасова «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…», 1846). В других источниках в качестве текста песни приводится авторский текст Некрасова. Наибольшую популярность приобрела мелодия народной песни в обработке Якова Пригожего на слова Алексея Плещеева «В последний раз». Музыку писали также Николай Леонтьев, М. Бернард, Александр Дюбюк и другие композиторы. Входила в репертуар Лидиии Руслановой. Текст часто использовалась для сочинения политических пародий.
1.
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих темных, как ночь.
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Две последние строки куплетов повторяются
2. Что ты жадно глядишь на дорогу
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих темных, как ночь.
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки,
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой.
Две последние строки куплетов повторяются
ОРИГИНАЛЬНЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Тройка
Николай Некрасов
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка.
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой.
«Современник», 1847 г., № 1
Николай Некрасов — Тройка: Стих
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед.
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.
И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…
Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова
Большое место в творчестве Некрасова занимает описание судеб крестьянских женщин. Их положение было еще хуже мужского, так как вдобавок к общему давлению крепостного права они находились практически в рабстве у своих мужей. Крестьянская община являлась исторически сложившейся особой формой деревенского общества. Ее члены были связаны круговой порукой, все отношения в ней строго регламентировались. Жена считалась собственностью мужа и не имела никаких прав. Избиение жены рассматривалось в качестве необходимого и даже полезного действия. Это нашло отражение в известной русской поговорке: «Бьет, значит любит». В стихотворении «Тройка» (1846 г.) Некрасов обращает внимание читателей на эту проблему.
Центральный образ стихотворения – русская тройка, проносящаяся по деревне. Она привлекает внимание простой деревенской девушки, в сердце которой просыпаются надежды на настоящую любовь и изменение своего положения. Беспросветная жизнь становилась источником фантазий для русского крестьянства. Очень распространено было явление странничества в поисках лучшей доли.
Молодые крестьянки надеялись вырваться из деревни через брак с красавцем-дворянином. Автор изображает состояние такой девушки. Однообразная сельская жизнь озаряется появлением тройки, в которой находится «проезжий корнет». Это порождает в сердце крестьянки неясную тревогу. Она осознает свою красоту и надеется, что это даст ей шанс убежать из рабства.
Автор грубо перечеркивает радужные надежды и мечты девушки, изображая реальное развитие событий. Господам нет никакого дела до деревенских красавиц. Низкое социальное положение – непреодолимая преграда, перешагнуть которую практически невозможно. Девушку ждет заранее предсказуемая судьба: ранний брак, побои мужа, невыносимо тяжелая физическая работа, забота о пропитании многочисленных детей. Все это быстро изгладит следы былой красоты, подорвет здоровье девушки. Надежды на лучшее забудутся, жизнь превратится в автоматическое бессмысленное существование в ожидании ранней смерти.
Показав разницу между мечтой и действительностью, Некрасов делает печальный вывод. Он советует молодой крестьянке отбросить всяческие надежды и покориться неизбежности. Напрасные волнения и тревоги ни к чему не приведут. Чрезмерная мечтательность сделает жизнь еще тяжелее. Лучше смириться и приготовиться к тому, что ждет впереди.
Читать похожие стихи:
одно из любимейших стихотворений
привет мне надо этот стих выразительно прочитать красивый стих
Читал стихи, правда после школы. Учитель литературы и русского языка почти 2 ставила за ужасный почерк. Прошло 17 лет с окончания школы и я зачитал на встрече одноклассников А.С.Пушкина….Никто не ожидал…И только бороду седую мальчишки видели в воде…
Тебе бы головушку подлечить.
текст хороший но прочли вы его отвратительно
Слишком большой у тебя текст! >:()
А что, на руси обязательно надо было жениться?
Что ты жадно глядишь на дорогу текст песни
Примеры исполнения песни: 12 |
runomir Баллов: 70 19.06.2014 слушать/голосовать | Love_me Баллов: 69 23.01.2014 слушать/голосовать | marinka9 Баллов: 50 24.01.2016 слушать/голосовать |
yuriy88 Баллов: 44 23.11.2014 слушать/голосовать | vladistx15 Баллов: 36 14.07.2015 слушать/голосовать | Yehuda Баллов: 28 12.09.2015 слушать/голосовать |
«Ой! легка, легка коробушка, Плеч не режет ремешок! А всего взяла зазнобушка Бирюзовый перстенёк. Дал ей ситцу штуку целую, Ленту алую для кос, Поясок – рубаху белую Подпоясать в сенокос – Всё поклала ненаглядная В короб, кроме перстенька: «Не хочу ходить нарядная Без сердечного дружка!» То-то, дуры вы, молодочки! |
Народную песню «Коробейники» исполняет:
Песня в исполнении ансамбля Bony Jacks:
«Коробейники» – Bony Jacks ►
Инструментальное исполнение «Коробейников»:
М. Рожков (балалайка), С. Минаев (гитара) ► | Александр Цыганков (балалайка) ► |
Меж высоких хлебов
Стихотворение «Меж высоких хлебов затерялося» написано в 1860 г.
Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село. Горе горькое по свету шлялося И на нас невзначай набрело. Ой, беда приключилася страшная! Суд приехал. допросы. – тошнёхонько! И пришлось нам нежданно-негаданно Без попов. Только солнышко знойное, Да высокая рожь колыхалася, | Поглядим: что ребят набирается! Покрестились и подняли вой. Мать о сыне рекой разливается, Плачет муж по жене молодой, – Как не плакать им? Диво велико ли? Меж двумя хлебородными нивами, Что тебя доконало, сердешного? Только минут морозы упорные Ты ласкал их, гостинцу им нашивал, | Почивай же, дружок! Память вечная! Не жива ль твоя бедная мать? Или, может, зазноба сердечная Будет таять, дружка поджидать? Мы дойдём, повестим твою милую: Почивай себе с миром, с любовию! Кто дознает, какою кручиною Меж двумя хлебородными нивами, Будут песни к нему хороводные |
Народную песню «Меж высоких хлебов затерялося» исполняют:
Николай Тимченко ► | Алексей Мочалов ► | Евгений Поликанин ► |
Тройка («Что ты жадно глядишь на дорогу»)
Стихотворение «Тройка» написано в 1846 г. В романе Чернышевского «Что делать?» песню «Тройка» поёт Вера Павловна.
Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг? Знать, забило сердечко тревогу – Всё лицо твое вспыхнуло вдруг. И зачем ты бежишь торопливо На тебя заглядеться не диво, Сквозь румянец щеки твоей смуглой | Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. Поживёшь и попразднуешь вволю, Завязавши под мышки передник, От работы и чёрной и трудной | И в лице твоём, полном движенья, Полном жизни – появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. И схоронят в сырую могилу, Не гляди же с тоской на дорогу Не нагнать тебе бешеной тройки: |
Народную песню «Что ты жадно глядишь на дорогу» исполняют: