Что является каноническим текстом для всех ветвей христианства

Содержание

Ветви христианства. Суть различий

Ветви христианства. Суть различий

I. Христианство как наиболее распространенная мировая религия.

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия (если не считать ее разделения на многочисленные церкви, вероисповедания), которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Общее число ее последователей составляет около 2 миллиардов человек. Христианство – это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия (Россия, Болгария, Румыния), католицизма (Италия, Испания, Франция, Португалия, Ирландия, Хорватия, Словения, Австрия, Польша, страны Латинской Америки, Венгрия, США) и протестантизма (Германия, Англия, США, Швейцария, скандинавские страны, Финляндия). В реальности христианство никогда не представляло собой единой организации. В многочисленных провинциях Римской империи оно приобретало свою специфику, приспосабливаясь к условиям каждого региона, к местной культуре, обычаям, традициям.

II. Суть и различия христианских ветвей.

1. Разделение христианства на православное и католическое.

Политическое и культурное разделение Римской империи уже в III– IV веках привело к обособлению восточных и западных церквей. Фактически раскол христианства на два основных направления – православие и католицизм – произошел после распада Римской империи в начале Vв. на Восточную и Западную. Уже к началу Vв. между образовавшимися двумя религиозными центрами – в Риме и Константинополе – практически исчезает административная связь, выявляются и углубляются различия в догматике, обрядах, организационной структуре. Православие сформировалось в Восточной части Римской империи. Католицизм – в Западной части Римской империи.

Причины раскола церкви коренились в разных социально-экономических условиях Византии и Западной Европы, а также во влиянии специфических культурных традиций античной Греции на восточную церковь и Рима – на западную.

Одним из формальных предлогов разделения церкви стал спор о филиокве – исхождении святого духа как от бога-отца, так и от сына, на чем настаивала западная, католическая церковь. Восточная же, православная, церковь считает, что святой дух исходит лишь от бога-отца. Данное разногласие долгое время рассматривалось приверженцами католической и православной церквей как одно из главных и непримиримых.

Православие в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV-VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей (религиозных и философских), доктрин, формулировали положение изначальной веры.

a) Священное предание.

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христианского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является слово папы, для протестантов – убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и даже личное мнение самого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называемое Священное предание. Священное Предание – это традиция духовной жизни, передаваемая из поколения в поколение и из века в век, и соответствующее ей понимание Библии, всех основных истин веры и принципов христианской жизни. Именно Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христианству.

c) Полицентризм православной церкви.

Православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Для всех православных церквей является общим вероучение, культ и каноническая деятельность.

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, принятый на первых двух Вселенских соборах. Последующие пять соборов вносили определенные уточнения и разъяснения в формулировку Никео-Царьградского символа веры. Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви.

e) Догматическое вероучение.

Православные верят в единого Бога, сотворившего весь мир, в том числе и человека. Этот Бог, по православным понятиям, представляет собой тождество трех равноправных лиц: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; в первородный грех, который совершили первые люди Адам и Ева; во второе пришествие Иисуса Христа – Бога Сына, который вочеловечился (т.е. принял человеческий облик, родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии) и добровольно принес себя в жертву за грехи человечества и придет снова во второй раз в силе и славе, чтобы судить живых и мертвых и установить свое вечное царство на земле, как и на небе. Православные верят в бессмертие души. Они считают, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад, где пребывают души умерших до страшного суда. По православному вероисповеданию добиться спасения можно только в рамках церкви, которая является «мистическим телом Иисуса Христа», посредником между Богом и человеком.

В православии с догматическим вероучением тесно связана система культовых действий. Основы этих культовых действий составляют семь главных обрядов – таинств: крещение, причащение, покаяния, миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

1. Таинство крещения совершается над всеми, кто становится христианином. Крестящегося три раза погружают в освященную воду. (В исключительных случаях допускается крещение не при помощи погружения, а в виде обливания водой.) В православной церкви таинство крещения традиционно проводится над младенцами, но не запрещается крещение и взрослых людей.

2. Таинство миропомазания совершается после крещения. Ароматическим маслом (мирром) крестившемуся смазывают лоб, глаза, уши и другие части тела.

3. Таинство покаяния совершается в форме исповеди – подробного рассказа о совершенных грехах.

4. Таинство причащения является центральным событием в ходе литургии, во время которого верующие вкушают тело и кровь Иисуса Христа (под видом хлеба и вина).

5. Таинство брака было установлено для освящения семейной жизни и благословения супружеского союза Церковью. Оно совершается во время обряда венчания.

6. Таинство елеосвящения производится над больными для того, чтобы на них снизошла исцеляющая благодать. При елеосвящении (соборовании) читаются молитвы и освященным маслом (елеем) смазывают лоб, щеки, губы, руки и грудь больного.

7. Таинство священства связано с возведением верующего в сан священнослужителя.

Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым.

Наиболее крупной, самой массовой разновидностью христианства является католицизм. Согласно данным ООН приверженцами католицизма являются более 900 миллионов человек, что составляет более 18% всех жителей планеты. Это намного превышает число последователей других направлений христианства.

Католическая (с греч. – универсальная) церковь – это латинская традиция западного христианства. Во главе этой церкви стоит римский папа – так с III– IVвв. стали называть себя епископы Рима. Римские епископы, называющие себя «наместниками Бога на земле», поставили себя в привилегированное положение, претендуя на первенство среди всех христианских церквей.

a) Догматика и символ веры.

Существенными отличительными чертами латинской вероучительной традиции христианства являются следующие. Католицизм развивает свою догматику на 21 Вселенском соборе (в отличие от православия, которое принимает решения только первых семи соборов). Поэтому основу вероучения католицизма составляет не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое образуют постановления соборов, а также официальные документы главы католической церкви – Римского папы. Также католическая церковь принимает за канонические библейские книги, считающиеся в Восточной церкви неканоническими: Варуха, Товита, Юдифь, Премудростей Соломона и другие.Уже в 589 г. на Толедском собрании католическая церковь вносит дополнение к символу веры в виде догмата о филиокве (буквально, и от сына). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной троицы. Согласно Никео-Царьградскому символу веры, Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога-сына.

b) Основные положения вероучения католицизма.

Католицизм разделяет с православием основные положения вероучения и культа. В основе вероучения католицизма лежит общехристианский символ веры, «Кредо», включающий в себя 12 догматов и семь таинств (как и в православии). Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

Православное учение считает, что в загробной жизни души людей в зависимости от того, как прожил человек земную жизнь, попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном между адом и раем месте. Согласно католическому вероучению, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католики считают чистилище местом, где судьба умершего грешника может быть изменена. Они горят там в очищающем огне.

Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до IIВатиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное толкование. Только в иерархии латинского христианства есть кардиналы. Важные нововведения были внесены католиками в таинства. Крещение совершается только путем обливания. Таинство конфирмации (с лат. – миропомазание) проводится в возрасте 7 – 13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка), миряне причащаются только хлебом, младенцев не причащают вообще. Исповедь (покаяние) превращается в своеобразное расследование священником перступлений грешника. Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.

Священникам римско-католической церкви предписано строгое безбрачие (целибат), и этим фактически стерто различие между белым и черным духовенством. Кроме того, в церковную иерархию была введена должность кардинала, ближайшего советника папы. Кардиналы в католической иерархии считаются выше епископов, хотя формально могут иметь различные священные чины (епископов, пресвитеров, диаконов).

4. Вселенские соборы.

Особенностью православия является его учение о соборности Церкви. В православном понимании соборность означает некое органическое единство Церкви, при котором любая поместная церковь (или отдельно верующий), внося что-то принципиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола. Так, Римско-католическая церковь провозгласила свои догматы вопреки протесту Восточных церквей; так же поступил впоследствии и протестантизм, отклонившись в свою очередь от Рима.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов.

1) Первый Вселенский собор – Никейский (325г.) – принял в первой редакции символ веры (краткий свод догматов, составляющих основу вероучения), осудил арианство как «безбожную ересь», определил время празднования Пасхи, выработал 20 канонов, в том числе о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского митрополитов.

2) Константинопольский (381г.) – был собран для уточнения Никейского символа веры и борьбы с ересями ариан, выработал формулу троичности Бога.

3) Эфесский (431г.) – осудил несторианство и признал Деву Марию Богородицей.

4) Халкидонский (451г.) – осудил монофизитство, признал первенствующую роль Константинопольского патриарха, утвердил формулу об Иисусе Христе как о истинном Боге и истинном человеке (Богочеловеке).

5) II Константинопольский (553г.) – осудил трех богословов (Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского), не считавших Христа Богочеловеком, а Марию – Богоматерью.

6) III Константинопольский (680-681гг.) – осудил как ересь монофизитство.

7) II Никейский (787г.) – осудил иконоборчество (движение, направленное против культа икон) и утвердил определение о почитании икон и креста.

В 869-870 гг. состоялся IVКонстантинопольский собор, выявивший острые противоречия между западной и восточной христианскими церквами. Православие и католицизм, оформившиеся в XIвеке, оценивают IVКонстантинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII Вселенским собором, а православие не считает таковым. После разделения церквей общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.

Протестантизм – наиболее сложная по своей структуре разновидность христианства. Католицизм представлен всего лишь одной церковью. Православие состоит из нескольких автокефальных церквей, довольно однородных по своему вероучению и устройству. Протестантизм же – это множество церквей и сект, которые серьезно расходятся между собой как по организации, так и по особенностям своего вероучения.

Протестантизм – это одна из трех главных христианских религий. Разделяя основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир, сверхъестественное откровение и т.п., протестанты так же, как и католики, и православные, представляют себе бога в качестве триединого бога-отца, бога-сына и бога-святого духа. Иисуса Христа они отождествляют со вторым лицом этой Троицы. Все протестанты верят в богодуховность Библии.

a) Отличительные особенности протестантизма.

Вместе с тем протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Важнейшие из этих особенностей: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного писания. Священное Писание является единственным и исключительным источником вероучения. Библия должна переводиться на местные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии – обязанность каждого верующего. Авторитет Предания в вопросах веры отрицается.

Из этих главных черт протестантизма следуют все другие его особенности. Отрицается единая для всех иерархическая структура церкви и верховной власти римского папы, т.е. в протестантизме отсутствует церковная иерархия. Демократическая структура церкви выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов церкви, где каждый может принять участие в обсуждении как материальных, так и богословских вопросов. Общины, или конгрегации, верующих автономны в принятии решений и в деятельности, они управляются избираемыми общим собранием на определенный срок консисториями (пастор, диакон и старейшины (пресвитеры) из числа мирян). Провинциальные консистории посылают делегатов на регулярно созываемый провинциальный синод. Протестантизм уравнивает всех людей перед богом: все в одинаковой степени перед ним греховны. Разница между ними только та, что одни обладают большей, а другие меньшей способностью к слепой вере. Эта способность непосредственно не зависит от их положения на церковной лестнице. Поэтому протестанты не признают за римским папой никаких преимуществ в делах веры перед рядовым католиком и считают, что хороший католик-мирянин лучше плохого папы.

b) Протестантское духовенство.

Протестантское духовенство и по внешнему виду, и по образу жизни, и по своим правам и обязанностям отличается от католического и православного. У протестантского пастора нет или почти нет специальных одеяний. У него нет и особых прав. Он лишь первый среди равных. Он подотчетен своей общине, которая устроена таким образом, что все члены общины имеют право голоса в ее делах, а иногда и в вопросах вероучения и культа. Причастие под двумя видами (хлебом и вином) распространяется не только на духовенство, как в католической церкви, но и на всех членов протестантской общины. У протестантского духовенства нет права исповедовать и отпускать грехи – права, которое самонадеянно присвоили себе католические и православные попы. Протестанты считают, что свои грехи каждый христианин должен сам замаливать перед богом. Спасение достигается не добрыми делами, а только и исключительно личной верой в Бога. Протестантский священник ведет такой же образ жизни, как и мирянин. Протестантизм не знает католического целибата – обязательного безбрачия духовного сословия. Божественной благодатью обладает не только духовенство (через епископское рукоположение), но и все верующие, каждый человек, уверовавший в искупительную жертву Христа. Этим устранялась граница между мирянами и духовенством, отпадала сама потребность в иерархии.

Протестанты поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых и богоматери). Признавая рай и ад, протестанты не верят в католическое «чистилище».

c) Религиозный культ протестантов.

Протестантизм не знает пышного и дорогого культа католиков или православных, их чрезвычайно сложного магического действия, доступного только посвященным, в котором миряне могут принимать участие в основном лишь как зрители. Католики вынуждены слушать богослужение и молиться на непонятном им латинском языке. Протестантское богослужение состоит из проповеди и совместной молитвы на родном для верующих данной общины языке.

Библия в протестантизме тоже не на латинском языке, а в переводах. Чтение и самостоятельное изучение ее – не грех, как для католиков, которым разрешено изучать Священное писание только под руководством священника, а первейшая обязанность. Протестанты имеют право самостоятельно толковать Библию. Ее авторитет для них выше всех церковных постановлений. В этом состоит третий принцип протестантизма.

Культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма (удаление икон, статуй, мощей, алтаря, с церквей были сняты колокола), в одежде священнослужителей (у попов были отняты дорогие, богатые и разнообразные одеяния). Но тем не менее церкви в протестантизме были сохранены. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов: оно ведется на местных языках.

Были упразднены множество религиозных праздников и специальных служб, связанных с почитанием святых и богородицы. От семи таинств в католицизме и православии – крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства и брака – протестантизм оставил лишь два: таинства крещения и причащения. Но действие и этих обрядов было лишено особой магической силы и поставлено в прямую зависимость от личной веры. Из церковных символов сохранилось лишь изображение креста в храмах, отвергнуто почитание Богородицы и святых.

У лютеран брак, рукоположение, соборование, конфирмация считаются простыми обрядами. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений святых и даже креста.

Целибат (с лат. – безбрачие) духовенства отвергается. В протестантизме нет монастырей и монашества – людей, намеренно удалившихся от мирской жизни и затворившихся в искусственном мире, добровольно отрекшихся от житейских радостей и связанной с ними «суеты». Но богослужение упорядочено и сохранен епископат. Протестантизм учит, что свое спасение человек должен искать в обыденной жизни и своем профессиональном успехе, но при условии подчинения мирского священному.

d) Общее католицизма и протестантизма.

Вместе с тем с католицизмом протестантизм роднит многое: и филиокве (учение о том, что «святой дух» исходит не только от бога-отца, как считают православные, но и от бога-сына), и употребление при причащении опресноков, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения. Но в отличие от католицизма, который учит, что отношение человека к богу опосредовано церковью, протестантизм считает это отношение непосредственным, а роль церкви в этом деле вспомогательной.

III. Христианство в наше время.

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, 7 декабря 1965 г. в Риме и Стамбуле (бывший Константинополь) в торжественной обстановке были разорваны грамоты 1054 г., содержащие тексты анафемы, которой предали друг друга главы Константинопольской и Римско-католической церквей. Руководители церквей высказали сожаление по поводу «оскорбляющих слов, безосновательных обвинений и уязвляющих шагов», имевших место с обеих сторон в прошлом, однако они вынуждены были признать, что взаимное снятие анафемы не ведет к устранению во взглядах между этими церквами, т.к. глубокие традиции обоих исповеданий противоположны и несовместимы.

1. Костюкович П.И. Религиоведение. – Мн: Новое знание, 2001.

2. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

3. Елисеев Г.А. История религий. – М.: Дрофа, 1997.

4. Чанышев А.Н. Протестантизм. – М.: Наука, 1969.

5. Религии мира под редакцией Щапова Я.Н., М.: Просвещение 1994.

6. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. – М.: 1990.

Источник

Направления христианства: чем они отличаются друг от друга

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Blagodatnyj ogon

Благодатный Огонь нисходит в Храм Гроба Господня только в Великую Субботу — накануне Православной Пасхи, которая празднуется каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю.

Самая большая по численности верующих мировая религия – таково ныне христианство. Но, хотя число его приверженцев до 2,4 млрд., чуть меньше половины населения планеты, религия расколота на несколько направлений, внутри которых – десятки, сотни небольших групп, именующих себя христианами.

Сколько видов христианства существует?

Чаще всего можно встретить упоминание о трех. Это:

Иногда встречается выделение еще двух ветвей, восходящих к древности: это миафизиты и несториане.

Hristianstvo 1

Таблица христианских конфессий

Самое распространенное направление христианства

Это западное, католическое христианство, последователей которого сейчас примерно 1,3 млрд., или более половины всех христиан.

Протестантами себя считают порядка 800 миллионов, православными – 280 миллионов, к восточным церквям – 80.

Три христианские ветви: католицизм, православие, протестантизм

Два из этих направлений, католическое и православное, до 1054 г. были единой Церковью, основанной Иисусом Христом. Протестантизм относительно молод. Он появился как реакция на нестроения внутри Католической Церкви с 1517 г.

img5

Карта распространения мировых религий. Схема

Католицизм

До 1054 г. это была часть единой Церкви, сформировавшаяся на западе Римской империи. Здесь издавна, по крайне мере с V в., складывается централизованная церковная организация, часто бравшая на себя не только духовное, но даже политическое лидерство. Вызвано это было политической нестабильностью, связанной с возникновением десятков варварских королевств, когда Западная Римская империя была разрушена.

В дальнейшем католическая церковь все более шла по пути рационализации учения, богослужения – чем, собственно, объясняется ее широкая распространенность, и… нераспространенность одновременно. Так, на родине католицизма, во все более секуляризирующейся Европе, он давно перестал быть религией большинства, еще с XVI в. начав уступать место протестантизму, а позже – просто атеизму. Сейчас Италия, место пребывания Папы, только пятая по числу католиков. Больше же всего верующих – в Латинской Америке, на Филиппинах, в США.

Неявным признанием поражения веры в Европе стал первый в истории католицизма папа-иезуит – Франциск (в мире Хорхе Марио Бергольо, он происходит из Бразилии). Ведь иезуиты всегда считались миссионерским орденом – теперь же миссия нужна самой Европе.

1792 900

Папа Римский Франциск и Патриарх Константинопольский Варфоломей I

Расколы

К католическому миру принадлежит также почти 18 млн. католиков так называемого «восточного обряда», или «греко-католики». Это чаще всего православные, перешедшие в католицизм с сохранением богослужебной традиции.

Это – не «бывшие православные», а католики, глубоко любящие православную богослужебную традицию, но сохранившие также приверженность Папе. Их исторические работы, посвященные истории православной литургии за первые века существования Византии, широко признаны в православном мире.

Существуют также «неримские католики»: это расколы, вызванные отходом от Рима части верующих, не согласных с теми или иными реформами (обычно – рационализирующими или сокращающими богослужение). Так, сейчас насчитывается:

GettyImages 107798350 58b5a3fa5f9b586046928521

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге

Протестантизм

Он начался как раскол внутри Католической Церкви, когда 17 октября 1517 г. Мартин Лютер обнародовал тезисы, обличающие нестроения церковной жизни. Однако отрицание Папства, большей части таинств, почитания Богородицы, святых, сделали протестантизм отдельным религиозным направлением.

Сейчас протестантов несколько меньше, чем католиков. Их насчитывается до 800 млн. При этом:

Конфессия имеет множество направлений, среди которых:

Papskie legaty provozglashajut anafemu Patriarhu Konstantinopolja

Раскол церквей 1054 года. Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

Православие

До 1054 г. это была восточная часть Церкви Христовой, духовным центром которой с IVв. стала Византийская империя, бывшая Восточная Римская, возникшая на развалинах «первого Рима».

Еще 70 млн. – к так называемым Древним Восточным Церквям, восходящим к еретическим движениям IV-VII вв.

В отличие от католицизма, православное направление никогда не имело единой церковной организации. Лишь «по чести» выделялись исторические значимые, восходящие к Апостолам, патриархии. Кроме того, особое значение имел патриарх Константинополя – центра империи.

Впоследствии от ведущих патриархий отделились, став «автокефальными», то есть самостоятельными, более десятка местных общин. Например, Русская Церковь стала таковой, отделившись от Константинопольской Патриархии, с 1448 г. Всего же сейчас насчитывается более десятка Поместных Церквей – от исторически давно существовавших до ставших самостоятельными относительно недавно.

Vasnecov Hristos Vsederzhitel

Христос Вседержитель. Роспись Владимирского собора в Киеве. Автор: Виктор Васнецов

Расколы, непризнанные Церкви

Часть религиозных организаций, именующихся православными, находятся вне общение с каноническими церквями – или по собственной инициативе, или не будучи ими признаны как канонические. Среди таковых:

Кроме того, существует ряд автокефальных Церквей, чей статус не признан православным миром. Это Абхазская, Украинская, Белорусская, другие общины. При этом в своих странах они зачастую воспринимаются как раскольники: например, в Белоруссии, на Украине действуют Церкви, находящиеся в общении с Московским Патриархом, являющиеся частями Русской Православной Церкви.

Еще две ветви: миафизитство, несторианство

Оба они восходят к первым векам христианства, когда Церковь должна была определиться с формулированием догматов – то был ответ на множество толкований христианских истин «от своего ума», когда люди неумело пытались изложить богословские истины, познаваемые только опытом, рациональным языком. Среди множества таких ересей особенно опасными, то есть ставившими под сомнение правильное понимание Бога, спасения человека – арианство, несторианство, монофизитство, иконоборческая ересь, другие.

Какие выделяют из них течения

Все еретические учения получили должную оценку отцов Вселенских Соборов, их приверженцы – удалены от церковного общения, позже образовали свои церковные организации. Некоторые из них существуют до наших дней.

Anafematstvovanie Nestorija na III Vselenskom sobore. Freska Dionisija. 1502 g.

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

Сейчас к несторианскому направлению принадлежат две церковные организации, а к миафизитскому – шесть.

Список наиболее известных

Миафизиты сейчас – это:

Русская Церковь к настоящему времени определяет формат отношения с этими организациями как «богословский диалог», но не евхаристическое общение.

10 апреля 2010 г. Патриарх Кирилл на встрече с предстоятелем Коптской Церкви Патриархом Шенудой подарил ему архиерейский жезл, сказав: «Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться».

805986758f37b82d36febeaffe77b852

Коптская икона. Крещение Господне.

Коротко о сектах

Как правило, секту определяют как учение, противостоящее господствующей религии, которого придерживается группа верующих. Больше всего таких учений внутри протестантизма — десятки тысяч.

Причины разделения

Отличительные черты православия от других направлений христианства

Специфика православия – сохранение им древних, восходящих к первым векам, основ вероучения, богослужения, молитвенной, а также аскетической практики.

В чем отличие протестантов от православных

Отличия католиков от православных

К их числу принадлежат:

Между какими христианскими конфессиями разделен Храм Гроба Господня в Иерусалиме

К настоящему времени их 6, представляющих три направления христианства. Это:

Hram Groba Gospodnya

В третье тысячелетие своего бытия христианство вошло, неся груз проблем, ошибок, амбиций прошлых столетий. Чада Христовы падают, встают, запутываются среди сетей мира. Но продолжают верить Тому, Кто однажды пришел спасти людей – и ощущать Его помощь.

Источник

  • Что является днем увольнения работника
  • что является днем прекращения трудового договора
  • Что является днем открытия наследства
  • что является днем обнаружения административного правонарушения
  • Что является днем зачатия

  • Справочник номеров и подарков