Что является основой всех грехов благонравие праведников

Благонравие – основа религии

blagoy nrav osnova 01

Знайте, основой религии являются благие нравы, и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан, дабы их усовершенствовать. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, я послан для усовершенствования благих нравов».

Сущность благих нравов заключается в том, чтобы человек был лёгким, деликатным и мягким со своими домочадцами, прислугой и всеми мусульманами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Обитатели Рая – это люди мягкие, легкие и близкие по отношению к другим, а обитатели Ада – суровые и жестокие». Тогда сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а как определить жестоких людей?». На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Это люди, проявляющие суровость по отношению к домочадцам, друзьям и родственникам».

Наш великий Господь сказал (смысл): «И говорите людям приятное» (сура «Аль-Бакара», аят 83).

Также Всевышний сказал (смысл): «Скажи, о Пророк, Моим рабам, чтобы они вели свои речи наилучшим образом» (сура «Аль-Исра», аят 53).

А наилучшее вбирает в себя всё самое благое и приятное. В отношении других проявляй те качества, которые обрадовали бы и твою душу: приятную речь, хорошие слова, благие и красивые поступки. А скверных речей, непристойных слов и дурных деяний старайся избегать и не совершай их по отношению к другим. Ведь, совершая те или иные поступки по отношению к другим рабам Аллаха, ты должен помнить о том, что Всевышний воздаст тебе тем же, Всемогущ Аллах и Превелик. Знайте, что подобное воздаяние – есть самое соответствующее. То есть тот, кто будет для рабов Аллаха Раем, милостью и прохладной тенью, в которой отдыхают люди, получит соответствующее воздаяние от Всевышнего Аллаха. Ведь тот, кто оказал почёт рабу в знак уважения к его господину (саййид), тот на самом деле возвеличил самого господина.

Поэтому в хадисе от Всевышнего Аллаха говорится, что в Судный день Господь скажет Своему рабу: «Я испытывал голод, а ты не накормил Меня. Я просил тебя утолить Мою жажду, но ты не напоил Меня. Я был болен, а ты не навестил Меня». На что раб ответит: «Как же Ты можешь испытывать голод, в то время как Ты – Господь всех миров?! Как же Ты можешь болеть, будучи Господом всех миров?! Как же Ты можешь просить утолить жажду, в то время как Ты – Господь всех миров, Который и содержит их всех?!». Тогда Творец, пречист Он и Свят, разъяснит: «Поистине, болел Мой такой-то раб, и если бы ты навестил его, то обнаружил бы Меня возле него. Мой такой-то раб испытывал голод, если бы ты накормил его, то нашёл бы у Меня отданное ему.

Такой-то Мой раб просил тебя утолить его жажду, если бы ты напоил его, то и это ты нашёл бы у Меня». То есть Свои слова Всевышний Аллах разъяснил Сам: «Я испытывал голод, Я болел, Я просил у тебя утолить Свою жажду» следующими выражениями: «Мой такой-то раб испытывал голод, Мой такой-то раб заболел, Мой такой-то раб просил у тебя утолить его жажду».

Благонравие приносит пользу своему обладателю в обоих мирах, об этом повествуется в хадисе об Абу Талибе. Однажды Аббас (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), Абу Талиб ведь оберегал тебя и помогал тебе, принесёт ли это ему пользу на том свете?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, и если бы не я, то он оказался бы на самом нижнем уровне Ада».

Также рассказывают, что Абу Ляхаба видели во сне пьющим воду из своего большого пальца, а происходило это каждый раз в ночь на понедельник. И это благодаря тому, что Абу Ляхаб освободил свою рабыню в тот день, когда узнал от неё добрую весть о рождении Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Один из праведников сказал: «Кто из общины Посланника Аллаха (мир ему и благословение) не смог увидеть его (мир ему и благословение), и искренне желает этого, тот пусть посмотрит на Коран. Ибо нет никакой разницы между взором, обращённым на Коран, и взором на любимого Пророка (мир ему и благословение). Коран подобен развернутому образу человека, имя которого Мухаммад (мир ему и благословение), сын Абдуллаха, сына Абдульмутталиба».

Другой праведник отмечал: «Кто желает созерцать Посланника Аллаха (мир ему и благословение), пусть следует его Сунне, особенно в тех местах, где она предана забвению. Так как оживление Сунны Пророка (мир ему и благословение) подобно оживлению самого Пророка (мир ему и благословение). И тот, кто оживил Сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение), подобен оживившему всё человечество, ибо Пророк (мир ему и благословение) вобрал в себя всё благое в совершенстве».

Также один из праведников сказал: «После того как Мухаммада (мир ему и благословение) послали пророком ко всему человечеству, для людей не осталось чего-либо неизвестного, касаемо дурных нравов, ибо Пророк (мир ему и благоловение) подробно разъяснил нам пути их происхождения». Это значит, что для человека не осталось ни малейшего повода для совершения дурного, так как Пророк (мир ему и благословение) разъяснил людям, что собой представляет благой и дурной нрав.

Учёные-богословы отмечали, что Всевышний Аллах предложил Пророку (мир ему и благословение) ключи от всех земных благ, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не принял их. Тогда Творец вознёс Пророка (мир ему и благословение) в ночь Вознесения на небеса и показал ему всех ангелов, а также Рай. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не обратил на всё это внимания. И Всевышний сказал (смысл): «Взор Пророка не отрывался от дозволенного и не переходил его границы» (сура «Ан-Наджм», аят 17). Он не смотрел налево и направо, и поэтому Всевышний сказал (смысл): «Поистине, ты обладатель великого нрава». Это означает, что ни беды, ни блага не могут заставить Посланника Аллаха (мир ему и благословение) свернуть с истинного пути.

Известно, сколько невзгод и мучений перенёс Пророк (мир ему и благословение), проявляя терпение. Его благословенная голова была ранена, был сломан зуб, но, несмотря на это, он говорил: «О мой Господь, прости моему народу, ибо, поистине, он не ведает, что творит!» И в Судный День, когда каждый пророк будет переживать за себя, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) будет восклицать: «Моя община, моя община!».

Источник

Благонравие христиан или о том, как подобает и как не подобает поступать христианам

Изложил в тринадцати словах касательно исправления дурных нравов христиан на основании главнейших заповедей Ветхого и Нового Заветов и впервые издал незабвенный и мудрейший монах Никодим Святогорец в Венеции в 1803 году

Содержание

Как злые портят словеса обычаи благие

(То говорит в науку нам апостол, дивный Павел),

Так христиан по всей земле обычаи презлые

Слова прекрасные сии, других подобных лучше, –

Их Благонравие сие содержит всечестное

Благочестивых христиан, составленное ныне, –

Во благо изменяют и предивно улучшают,

Облагораживают их, и дивно образуют.

Коль хочешь ты, христианин, свои дурные нравы

Переменить, к которым ты привык, приобучился, –

Усердно книгу изучай вот эту постоянно,

И то, что хочешь, обретешь, и в краткий срок при этом!

Предисловие. Преподобный Никодим Святогорец и его «Благонравие христиан»

Однако все остальные труды преподобного Никодима Святогорца (за исключением отдельных пассажей, но таковых всегда весьма немного) написаны языком нарочито простым, ориентированным на широкие круги греческих христиан.

И вот на это же поприще выходит великий учитель греческого народа преподобный Никодим Святогорец. Что из себя представляет его труд, каково его значение? Монах Феоклит Дионисиатский, автор известнейшей биографии преподобного Никодима, дает «Благонравию христиан» следующую характеристику: «Что такое «Благонравие»? Гимн чистым христианским нравам и немилостивое бичевание всего растленного, всех предрассудков, суеверий, дурных обычаев, волшбы и всяких бесовских измышлений. Когда читаешь «Благонравие», кажется, будто некая полноводная река знаний, мудрости и благодати проходит через эту книгу. Все, чему преподобный научился в школах, или прочитал сам, или стяжал в высшей школе пустынного жития как мудрость, сходящую свыше (ср.: Иак.3:17 ), как самопремудрость, – все это использовано с чудесным изяществоми точностью в этом духовном труде. Подражая Василию Великому, он приводит множество примеров из жизни народа, щедро использует поучения, истории, изречения из Ветхого и Нового Заветов, из греческой и латинской философии, иногда ссылается на эллинские заблуждения для научения от противного, иногда же открывает богатство своих познаний в святоотеческой письменности, а иногда предлагает высказывания греческих и латинских философов и поэтов, которых он знает в совершенстве. Современные христиане и богословы могли бы почерпнуть из «Благонравия» множество поучений, касающихся как православной духовности, так и нравственного и догматического характера и уяснить природу многих странных явлений, которые, под именем «психических феноменов»,смущают ныне души верных и колеблющихся братьев.

В «Благонравии» преподобный предстает великим знатоком общества, изучая с христианской точки зрения все стороны нравственной и духовной жизни. Когда он пишет о происхождении добра и зла, он излагает свои идеи с великой простотой и этим напоминает поучения священномученика Космы Этолийского. Однако простота его учения таит в себе великие христианские истины, в то время как в высокопарности мудрецов века сего кроется никчемная пустота.

В своем предисловии преподобный Никодим с предельной ясностью излагает те принципы, которыми он руководствовался при составлении этой книги. Приведем несколько отрывков в нашем переводе.

Как уже было разъяснено выше, позицию преподобного Никодима никоим образом нельзя считать «морализаторской», «законнической», «чуждой православному преданию и благочестию». Напротив, Святогорец исходит из фундаментальных предпосылок христианской аскетики и в этом смысле в самом деле выступает как наследник тех отцов, которые писали по преимуществу на нравственные темы, и в первую очередь Златоуста. Тем не менее в последние десятилетия XX века в адрес преподобный Никодима (и именно по поводу его творений, направленных на «исправление нравов»: «Благонравия христиан», «Эксомологитария» и «Пидалиона») были высказаны резкие обвинения в том, что его «морализаторство западного типа» будто бы способствовало «юридизации» морали и «обмирщению» греческого общества.

«Эти [обращенные] к христианам увещевания – как святого Никодима, так и святого Космы, – чтобы они не участвовали в игрищах, плясках и прочих подобных действах, надлежит понимать и истолковывать в том смысле, в каком и божественный Златоуст увещевает христиан, чтобы они не ходили в театры и на прочие общественные зрелища его времени, учитывая, что в театрах той эпохи представлялись на сцене многие безнравственные и антихристианские зрелища, приносящие великий душевный вред христианам. Кто не знает, что на «чистых» (согласно Яннарасу. – О.Р.) народных празднествах случалось даже до недавнего времени немало безнравственного, а иногда – даже убийства?

Олег Родионов, кандидат исторических наук

Обращение преподобных Никодима к читателям

(Приводится с незначительными сокращениями)

Не стыжусь громогласно проповедовать, что я не обучен риторическому искусству и свойственной тому дивной силе убеждения. Но если я когда-либо и обучался ему, будучи еще отроком, со временем оно утекло из моей памяти и изгладилось. Отчего я особенно принялся обучаться сокровенной во Христе жизни, отринув всякое заключающееся в словах честолюбие, и слова, которые имел (если когда-то и имел), принося, как некую жертву и ничтожнейший дар Тому, от Кого, и чрез Кого, и к Кому слова всех – Предвечному Слову. И если бы было для меня позволительно, я сказал бы о моих Словах то, что изрек Григорий Богослов, которому я недостоин даже развязать ремень сандалий:

Над сим я трудился много и долгое время.

Но все сии познания, повергнув долу,

Ведь жизнь и вера, нравы и догматы – всё это, говорю, является причиной одно для другого и сопутствует друг другу, так что если кто имеет одно из этого, по необходимости должен иметь и другое, как сказал Григорий Богослов в мыслях, написанных элегическими двустишиями:

Для меня равно худы – и негодная жизнь и негодное слово.

Поэтому если христиане имеют добрую жизнь и благие нравы, этим они дают понять и взирающим на них язычникам что, следовательно, они имеют и веру истинную, и догматы правые; если же имеют жизнь дурную и нравы лукавые, то дадут повод язычникам говорить, что у христиан вера – ложная и догматы непрочные. Ведь жизнь и нравы суть доказательство веры и догматов, а не наоборот. Ибо Брат Господень апостол Иаков говорит: «Я покажу тебе веру мою из дел моих» ( Иак.2:18 ). А какое осуждение и мучение постигнет того, кто станет причиной обвинения и хулы от язычников в отношении веры и догматов христианских, язык человеческий не может высказать.

Итак, читая и получая пользу от этих Слов, не забывайте, прошу [вас], братья, молить Господа о прощении грехов того, кто совершил этот труд, того, кто побудил его к этому, и того, кто издал [книгу] типографским способом.

До недавнего времени русскому читателю было доступно только одно сравнительно информативное и достоверное описание жизни и трудов преподобного Никодима Святогорца: Климент (Зедергольм), иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. СПб., 1998. Позднее была переведена на русский язык пространная биография, написанная известным писателем-афонитом: Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды / Пер. с греч. и примеч. О.А. Родионова. М., 2005. К сожалению, в этом труде содержатся многочисленные неточности (их был призван частично компенсировать аппарат примечаний, отличающий русское издание), а кроме того, большое место занимают рассуждения автора – подчас в ущерб информативности. Тем не менее это наиболее широко распространенное в греческом мире жизнеописание святого, откуда на протяжении десятилетий черпают сведения о нем другие исследователи его творчества. Информацию о жизни и издательской деятельности святого Никодима русский читатель может также почерпнуть из книги: Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008 (см., особенно, с. 16–24, 96–118). Житие преподобного Никодима, составленное его собратом – иеромонахом Евфимием Ставрудасом, доселе не издано в русском переводе (греч. издание текста этого Жития, а также Краткого жития, написанного сподвижником преподобного Никодима монахом Онуфрием Ивиритом: Νικοδημοϲ Ϻπιλαληϲ (εκδ.). О πϱоωτοτνποϲ Вιοϲ τον Αγοϱειτον (1749–1809). Oί ποωτοτνποι Bιoι τον Aγιου, ητοι Іεοομ. Ενθνμίον «Στανϱονδα» και Ϻοναχον Oνουφϱιον Ιβηϱιτου / Кϱιτικο κείμενo, εισαγωγη, σχολια, σημειωσειϲ. Αγιον Оϱос – Αθηνα, 2007). Из других значимых описаний жизни и творений преподобного Никодима заслуживают упоминания следующие: Citterio Е. Nicodemo Agiorita //La theologie byzantine et sa tradition (XIII–XIXs.). Turnhout, 2002. P. 907–978; Georges Marnellos, archipretre. Saint Nicodeme l’Hagiorite (1749–1809) maitre et pedagogue de la Nation Grecque et de l’Eglise Orthodoxe. Θεσαλονικη, 2002.

Так, например, в своем труде «Новая Лествица» (толкование на степенны Октоиха) преподобный Никодим Святогорец ссылается на толкование тех же литургических текстов преподобным Никитой Стифатом и приводит несколько фрагментов из него. К сожалению, пока это сочинение ученика преподобного Симеона Нового Богослова нигде более не обнаружено, хотя, несомненно, святой Никодим читал его в рукописи.

До нас дошло лишь предисловие к этому собранию. До сих пор продолжаются споры, можно ли отождествить отдельные найденные позднее рукописи с подготовительными материалами к этому изданию. См.: Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 924–925.

См.: Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 929–930.

Благолюбие. Т. 1–4. М.: Издательство Братства во имя Святой Троицы, 2009.

См. полную библиографию: Nικολοπουλοϲ Π. Вιβλιογϱαφικη επιστασια των εκδοσεων Νικοδημου του Аγιοϱειτου // Пϱακτικα Συμποσιου «Νικοδημου Аγιοϱειτου του Ναξιου Пνευματικη Mαϱτνϱία» (Еπετηϱιϲ; Еταιϱειαϲ Кυκλкαδικων Mελετων. Т.16 (1996–2000)). Aθηνα, 2000. Σ.361–667.

Климент (Зедергольм), иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. С.46–47. Ср. мнение А. Зоитакиса: «Хотя Никодим Святогорец в совершенстве владел древнегреческим языком, в большинстве своих произведений он сознательно делает выбор в пользу простого общества и выдержали множество переизданий». Вместе с тем «использование именно народного языка не было для него догмой, он искусственно не ограничивал себя в выборе языковых средств, что зависело от аудитории, к которой он обращался в том или ином своем произведении» (Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке. С. 162–163).

Ср.: Νικολοπουλοϲ Π. Вιβλιογϱαφικη επιστασια τωυ εκδοσεων Νικοδημου του Аγιοϱειτου του Аγιοϱειτου. Σ. 406.

Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. С. 324.

Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 931; см. также: Фраукюкос Е. Н «Хηστοηθεια» τον Aντ. Buςανιτον και о «Galateo» τσν Giovanni della Casa. Oί πϱωτεϲ σνσχετίσεϲ // О Eϱανιοτηϲ. 23 (2001). Σ . 300–306.

Феоклит Дионисиатский. мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. С. 320–321, 324.

Nικοδημοϲ Аγιορειτηϲ . Χϱηστοηθεα τωυ Χϱιοτιαυων. Ενετιησιν, 1803. Σ. ζ–η.

Ср.: Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 931.

Ср.: Γεωργιοϲ Ϻεταλληνοϲ, πρωτοπρεσβ . Η δυναμικη του Λιαφωτισμου στη δϱαση των Κολλυβαδωυ // Ο Εϱανιοτης. 21 (1997). Σ. 198.

Georges Marnеllos, archipretre. Saint Nicodeme l’Hagiorite. P. 84.

О споре монаха Феоклита Дионисиатского с Христосом Яннарасом см.: Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке. С. 48–49.

Приводится полностью в книге: Θεοκλητοϲ Διονυσιατηϲ, μον. О Аγιϲ Νικοδημοϲ о Аγιοϱειτηϲ και Νεονικολαιτικη σχολη. Гονυμενισσα, 2002. Σ. 198–214.

См. особенно: Ibidem. Σ. 200–204.

Слово о царстве, 1. Ср.: Синезий Киренский. Трактаты и гимны. СПб., 2012. С. 51. Синесий, епископ Киренский (370/375–413/414 гг.) – христианский богослов, философ и поэт.

Беседа против не пришедших в собрание и на слова Апостола «Если враг твой голоден, накорми его», и о злопамятстве.

Речь идет об особых риторических приемах, получивших название «горгиевых» и «горгианских» фигур или схем (по имени древнегреческого софиста и ритора Горгия, жившего в V в. до Р.Х.): это аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, а также использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящихся в антитезе.

Беседа 17-я на Евангелие от Матфея.

Слово 43, Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской / Свт. Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. С. 601.

Письмо 130 (135). К Диодору, пресвитеру Антиохийскому.

Беседа 4-я на Послание к Титу.

Мысли, писанные двустишиями / Сет. Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 2. С. 98.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Уроки нравственности Быть честным во всём и всегда. Впечатления и мысли после прочтения книги досточтимого шейха Ахмада-афанди «Благонравие праведников»

photo 2021 09 08 15 16 52 1631276289

Уверена, что книга «Благонравие праведников», которую написал муфтий Дагестана, шейх Ахмад-афанди, является большим подарком для любого человека, желающего познать себя, измениться и стать лучше.

К этой мысли нетрудно прийти, когда читаешь это глубокое произведение и соизмеряешь прочитанное со своей жизнью, работой, опытом. Стать нравственно чище – вот основная идея книги, и это тесно связано с воспитанием. Несомненно, что с момента рождения окружение маленького человека прикладывает (или не прикладывает, к сожалению) определённые силы для его нравственного воспитания. Эта же цель является одной из задач нашего Гуманитарно-педагогического колледжа. Да, без преувеличения, мы стремимся не только дать знания, но и воспитать молодого человека, который выбрал наше учебное заведение. И нам трудно переоценить ту помощь, которая пришла к нам вместе с содержанием «Благонравия праведников».

Как только вышла в свет эта книга, мы решили её изучить как можно глубже, и после курса лекций по ней среди наших студентов был проведён конкурс по пройденному материалу. Как видим, конкурс по «Благонравию праведников» стал хорошей традицией, и недавно был проведён уже всероссийский такой конкурс. Это не может не радовать, так как напрямую влияет на нравственность нашего общества через улучшение характера и нрава каждого, кто соприкоснулся с этой книгой. Знаю это по собственному опыту и тому, что видела в стенах нашего колледжа.

Как и каждый коллектив, производственная или общественная структура, учебное заведение также требует строгости, дисциплины, выполнения планов и решения поставленных задач, а также умения ладить с людьми, находить с ними общий язык. Чтобы балансировать и не стать ни деспотом, ни слишком мягким «шефом» (что может привести к безответственности и расхлябанности), нужно знать психологию людей, уметь учитывать их интересы, быть объективным. Конечно, всему этому можно научиться. Однако, чтобы стать по-настоящему справедливым руководителем, таким, который умеет подавлять свой гнев, любить товарищей, быть человечным и мужественным в принятии решений, болеющим за каждого, кто в подчинении, ревностно относящимся к общему успеху, искренним и чистым, надо быть «трудоголиком» в ежедневной борьбе со своим эго, страстями и желаниями. А это уже другой подход к делу. И вот тут можно черпать и черпать из бесконечной мудрости «Благонравия…». Как-то мне довелось услышать мысль одного шейха о том, как можно бороться с коррупцией и взятками. Он сказал гениально просто: «Не давайте!» Наверное, каждый может это понять, но нужно мужество следовать истине.

В своей практике, будучи руководителем учебного заведения, и мне приходилось сталкиваться с разными подобными ситуациями. Приходят, просят помочь поступить вопреки правилам, установкам. Это как бы и «помощь», но с очень негативными, разрушительными последствиями. Однажды пришли «уладить» проблему отставшего от программы ученика. Он болел, причина уважительная, но в таких случаях предусмотрено пов-торное прохождение курса, семестра. Другого тут нет, и поэтому нельзя уступать там, а потом и в другом случае придётся идти на всякие сделки. Думаю, просто надо быть честным перед своими обязательствами и не делать исключений, хитрить и искать «компромиссов».

Как тут не вспомнить слова досточтимого шейха, что самая большая хитрость – это честность. Вот если придерживаться этого, то потом не придётся сожалеть, исправлять. Да и терять репутацию…

Чтобы идти по жизни правильным путём, наверное, нужна внутренняя уверенность. Вот эту уверенность, убеждённость и правильные ориентиры (извините за пафос) дают духовные скрепы, светочи нравственности. «Благонравие праведников» – настольная книга для каждодневного чтения – и есть тот самый помощник и ориентир в этом сложном мире, где так легко обмануться и потерпеть, мягко говоря, неудачу.

Источник

Самый благонравный мусульманин 2021

kniga2101

Хотели бы свою собственную квартиру? Вопрос, на который половина Махачкалы ответит утвердительно. Обзавестись своим жильём даже в городе, в котором многоквартирные дома появляются молниеносно, мечтает огромное количество семей.

Такая возможность появится у победителя конкурса по книге «Благонравие праведников» 2021 года. Главный приз конкурса – квартира, а также множество поощрительных призов, которые придутся по душе каждому жителю республики.

В преддверии конкурса команда портала ISLAMDAG.RU побеседовала с некоторыми из победителей предыдущего конкурса – 2016 года. Он проходил в Махачкале, главным призом был автомобиль, обладатели второго и третьего места получили крупные денежные призы. В каждом районе проходил отдельный конкурс, по итогам которого отбирался победитель района, а призом также был автомобиль.

На интервью в редакции мы пригласили обладательницу второго места городского конкурса по книге «Благонравие праведников» по Махачкале. С первого взгляда Заира Гамзатова производит впечатление человека деятельного, целеустремлённого и активного.

konkursmah16

Она планирует участвовать в конкурсе по «Благонравию праведников» в 2021 году не только ради приза, но и потому, что хочется вспомнить книгу. В 2016 она не просто учила её наизусть, она осмысливала и проникалась каждой мыслью, мудростью, заложенной в словах. Тот год она называет особенным, баракатным, она провела его с огромной пользой.

— До того, как объявили конкурс, вы читали книгу «Благонравие праведников»?

— Да. Сначала я прочла её на родном языке. А потом, когда объявили конкурс, начала читать её на русском языке, и вот тогда уже читала более внимательно, стараясь запоминать, понимать, вникать. Книга не давалась легко, есть там и сложные главы. К примеру, запоминать имена и некоторые определения было трудно.

— А как вы изучали книгу, у вас был какой-то метод усвоить её и запомнить?

— Для начала я поставила перед собой цель запомнить книгу слово в слово. В то время я ещё училась в университете. Когда начала учить слово в слово, было сложно, я проводила за книгой целые дни до поздней ночи. Сложность не в том, чтобы учить, а всё запомнить, в том числе и то, что уже прочёл. Я возвращалась к пройдённому, повторяла и учила новое.

— Можете вспомнить тему, раздел, который пришёлся особенно по душе? Фразу, которая запала в душу?

— В самом начале книги поднята тема самодовольства. Меня привлекло одно предложение: «Нет ничего более обязательного для сына Адама (мир ему), чем познание своей сокровенной сущности». И там уже появляются вопросы: «Что ты знаешь о себе? Какие в тебе есть похвальные качества, какие отрицательные?» Задаёшься вопросом и понимаешь, что в действительности ничего о себе не знаешь.

Читая «Благонравие праведников», человек познаёт себя. Понимает, как вести себя в самых нестандартных ситуациях. Мы привыкли мыслить иначе, а оказывается, если происходит что-то плохое, это происходит по причине грехов наших и по Воле Аллаха, конечно. После такого открытия смотришь на людей по-другому, начинаешь больше уважать их.

— В конкурсе было так много участников, и вот вы заняли призовое место – одна из сотен других; какие были ощущения?

— Имена победителей называли на церемонии награждения. В тот момент я думала, что одно из трёх мест, может быть, и займу, но рассчитывала на третье место и удивилась, когда заняла второе.

В период подготовки были моменты, когда я уставала, когда что-то не запоминалось, я нервничала, вот в такие моменты я от чистого сердца делала дуа: «О Аллах, если есть кто-то, кто готовится к этому конкурсу усерднее, чем я, пусть этот человек займёт первое место».

И во время награждения, когда обладатель первого приза сказал, что он готовился шесть месяцев, я поняла, насколько всё справедливо – он и был достоин первого места, он готовился в два раза дольше, чем я.

— Сколько месяцев вы готовились?

— В целом три месяца, а вплотную одной лишь книгой занималась два месяца. В этот период я не ходила в гости, не принимала гостей, не смотрела телевизор, не сидела в соцсетях, а занималась только книгой. Это было очень баракатное время, у меня тёплые воспоминания о том периоде.

— Некоторые люди говорят, что в этом конкурсе не выиграешь, не повезёт, не дадут выиграть и т. д. То есть у людей множество страхов. Поделитесь своим мнением как человек, который прошёл период сомнений и страхов и в итоге оказался в числе победителей.

— Когда я начала готовиться, то всё забросила, только учила. И мне все вокруг говорили: «Ты же там не выиграешь, там столько-то тысяч человек будут участвовать, такие люди будут участвовать, ты не выиграешь». Так говорила и моя мама.

В конкурсе ведь могли участвовать все, то есть там были и преподаватели вузов и те, у кого знаний больше, чем у меня. Но я сказала себе: «Чем я хуже? Почему я не могу выучить, если другие могут?» Поэтому зачем проводить время зря, лучше учить такую книгу. А если человек будет ценить каждую свою секунду, то много чего можно успеть.

Некоторые из родственников и соседей не верили в честные результаты и утверждали, что там выиграют «свои». Мне очень не нравилась эта фраза. Для меня было важно показать и доказать всем вокруг, насколько прозрачный этот конкурс. Когда я выиграла, все, кто мне не верил, сами подходили, признавались: «Мы тебе не верили, но ты оказалась права».

— А кто обнадёживал в период подготовки?

— Отец. Он всегда подбадривал, поддерживал. Наверное, это меня и воодушевляло. Папа говорил: «Она выиграет, она всё может». Он с детства в меня верит. Я и в школе, на конкурсах, соревнованиях и олимпиадах выигрывала. Мне нравится чего-то добиваться, просто сидеть сложа руки не могу. У меня много грамот и достижений.

В первую очередь нужно уповать на Аллаха, но нужно ведь самому что-то делать, не полагаясь на везение, на случай. Если люди будут изучать эту книгу, неужели они думают, что за такой благой труд Всевышний не вознаградит их?

Марьям Темирбулатова, обладательница первого места в конкурсе 2016 года по книге «Благонравие праведников» в Казбековском районе.

— Конкурс проходил в 2016 году, и как только объявили его, муж предложил мне участвовать. И я решилась. Каждый день старалась выучить определённое количество страниц. Но не всегда получалось учить по плану – то домашние дела, то учеба отвлекали меня.

В тот период моему сыну был только годик, и я заочно училась в ДГИ, сессия выпала как раз на лето, на период подготовки. Это немного замедлило процесс, и хоть я боялась не успеть, мысли бросить подготовку к конкурсу не было. Мне помогала семья. Самой большой помощью для меня на тот момент был присмотр за сыном. И я за это очень благодарна родителям, как своим, так и мужа.

Книгу я старалась учить наизусть, она удивительная. Когда читаешь, каждая глава кажется самой важной и читается на одном дыхании, вся книга как будто обращена именно к тебе, все слова принимаешь и понимаешь сердцем. Изучение этого труда полностью изменило мой взгляд на жизнь. Эта книга, как зеркало для души: только посмотрев в это зеркало, понимаешь, насколько грязна душа.

Когда на районном маджлисе объявляли призёров, эмоции были непередаваемые. Главным призом была машина. Так как у нас уже была машина, мы продали призовой автомобиль и с мужем поехали в хадж.

konkurskaz16

То лето 2016 года оставило самые светлые воспоминания в моей жизни. Не потому что я выиграла, а потому что это был период, когда весь район, как одно целое, готовясь к конкурсу, становился лучше, добрее, благонравнее.

Я считаю, что эту книгу должен учить каждый. Если её прочитает жена, то улучшится атмосфера в доме. Если прочтёт муж, то на одну счастливую семью станет больше.

Хочу выразить огромную благодарность нашему муфтию Ахмаду Афанди, которого Всевышний Аллах сделал причиной облагораживания нрава стольких людей.

Луиза Хутиева, обладательница первого места по Тарумовскому району в 2016 году.

— Как только я увидела баннер с информацией о конкурсе, сразу решила участвовать. Главной моей мотивацией была мама, за что огромное ей спасибо, она верила в меня до последнего.

Готовилась я так: вставала в 5 утра, пока все спали, и учила; и в течение дня в свободное от работы время учила. Аудиокнигу я слушала постоянно, ходила в наушниках, когда не было возможности читать, записывала на листочки то, что не могла запомнить, и обклеила ими всю кухню. Когда готовила, читала важные заголовки.

У меня своё хозяйство: коровы, поле. Вся основная работа у меня проходила там. Иногда посещали мысли оставить подготовку, пару раз я уже опустила руки и забросила, но моя мама заставила меня поверить в себя, благодаря ей я взяла себя в руки и с новыми силами начала учить книгу.

Изучение этой книги положительно повлияло на всю мою жизнь, многое я осознала, много нового узнала для себя, на практике начала применять советы из книги, как бороться со своим нафсом.

Мне понравились многие разделы, особенно про хорошее отношение к родителям, это самый мой любимый раздел. Память у меня хорошая, и книгу я учила, можно сказать, наизусть.

konkurstar16

Когда узнала о своей победе на маджлисе в честь награждения конкурсантов, то очень разволновалась. В селении Тарумовка нас поздравлял и награждал заместитель Муфтия РД Ахмад-хаджи Кахаев. Моим призом стал автомобиль, мы его продали и купили недвижимость, хвала Аллаху.

Со мной вместе участвовало множество людей, но больше всех из конкурсантов мне запомнилась моя тетя. У неё большое хозяйство, четверо детей, но она нашла силы и время изучить эту книгу, участвовать в конкурсе. Она выиграла планшет.

Я благодарна Всевышнему за то, что Он дал мне возможность участвовать в таком благом конкурсе, и за победу.

С тех пор как прошёл первый конкурс по книге «Благонравие праведников», минуло пять лет. В жизни людей произошло множество перемен, но благонравие, как и тогда, занимает первую строчку в списке самых важных качеств мусульманина. Об этом говорит книга, этому посвящена деятельность Муфтията РД, и к этому призывает и конкурс 2021 года, в котором ценны не призы – наиболее важен тот дар, который приобретёт каждый участвующий, каждый прочитавший книгу – улучшение нрава.

В историю эти годы обязательно войдут как период, когда почти каждый дагестанец стремился стать благонравнее, читая эту книгу.

Айша Тухаева

zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

  • Что является объектом благоустройства территории
  • что является номером свидетельства о рождении
  • Что является нематериальным благом
  • что является неизменным спутником в игре ребенка с первых дней рождения
  • Что является высшим благом по мнению сократа

  • Справочник номеров и подарков