Что такое семантическое ядро текста
…или как проверить текст на ключевые слова онлайн.
Что такое семантическое ядро текста, и как проверить статью на ключевые слова — копирайтерам хорошо известно. Но стартом для этого монолога послужил вопрос знакомого касательно самостоятельного продвижения сайта — матёрого лодочника, владельца салона техники для активного отдыха, и своего портала. Причём человек с техническим образованием пишет статьи, интересные целевой аудитории.
Вы — опытный СЕОшник? Не тратьте время, здесь вы вряд ли найдёте новое.
Что такое семантическое ядро текста
Говоря простыми словами, это список фраз (реже — слов), по которым поисковый робот определит статью как соответствующую (релевантную) определённому запросу. Причём, если 10 лет назад было достаточно среди бессвязной белиберды 5-6 раз повторить «ключ», чтобы сайт признавался релевантным запросу, то сегодня идёт комплексный анализ по тематическим выражениям (читайте соответствующий раздел ниже), «ключам», поведенческому фактору, переходам с порталов схожей направленности.
Поэтому для попадания в топ-20 нужно не только определить ключевые выражения, и органично их вписать, но и выдать полезный материал, который будут с интересом читать, и делиться ссылками с друзьями. Потратив чуть больше времени на подготовку описаний или заметок, убиваем двух зайцев — доводим технические параметры документа до требуемой кондиции, но оставляем то, что интересно читателям.
Я придерживаюсь мнения, что на один «ключ» («кейворд») пишется отдельная статья. Добавив второй ключевой оборот, мы оттягиваем вес от первого. В итоге не будет нормальной поисковой выдачи ни по одному, ни по другому. Поэтому — писать, и ещё раз писать.
Казалось бы — чем более высокочастотный запрос — тем больше посещений. Но есть такой параметр, как конкурентность. И по среднечастотному низкоконкурентному запросу попасть на первую страницу Яндекса легче, чем по высокочастотному, но высококонкурентному.
А низкочастотные запросы мы постараемся максимально «окучить», используя «хвосты» ключей». Например: «заказать продвижение сайта…», а к нему добавляем низкочастотный «хвост» «…водномоторной техники из Китая». Таким образом, мы с высокой долей вероятности окажемся в лидерах по полному запросу, и займём достойное место по главному ключу.
Почему, упоминая семантическое ядро текста, я в основном говорю о ключевой фразе, а не слове? Ответ кроется в алгоритме «BM25». Согласно формуле которого определяется релевантность ключа запросу.
И чем больше будет слов со 100% совпадением, тем выше шанс протиснуться в топ. Но это уже вотчина SEO специалистов, и углубляться в тонкости ранжирования можно бесконечно.
Как проверить тематичность текста
Этот сервис сравнивает описания из ТОП-10, и выдаёт количественную раскладку в виде техзадания копирайтеру.
Таким образом, нам останется либо самостоятельно подогнать написанный материал под рекомендованные параметры, либо найти опытного автора, который выдаст соответствующий текстовый документ. Главная загвоздка — поиск того, кто сделает грамотно SEO-часть, и при этом напишет компетентный материал для людей. Но это уже — высший пилотаж.
От словарного запаса человека, который пишет текстовый контент, во многом зависит естественная релевантность страницы. Так, если употребить практически все известные синонимы слова, по которому продвигаем раздел, то вероятность его попадания в ТОП-5 многократно возрастает. Например, если пишем о продвижении сайта, то уместно употребить и «seo», «раскрутку», «оптимизацию».
Вместе с тем, полностью ориентироваться на этот сервис было бы опрометчивым. Изучая алгоритм Яндекса «Спектр», можно предположить, что при однообразном составе «верхушки выдачи» новые, абсолютно отличающиеся описания также имеют шанс попасть в «десятку».
Как проверить текст на ключевые слова онлайн
В предыдущих статьях я уже говорил про инструменты для тестирования. Сегодня кратко пройдёмся по ним в рамках нашей задачи — проверки семантического ядра текста.
Семантический анализ текста — выделяем «ключи»
В проверяемом материале (кстати, несущем уникальную техническую информацию), мы видим избыток вводных слов, эпитетов, неопределённых форм — об этом говорит показатель «воды» 18%. Это нужно откорректировать, убрав незначащий «словесный мусор».
Посмотрите в раздел «ключевые слова». Помимо основного кейворда «расход топлива лодочного мотора, тут и «конкретной модели», и «конец навигации», и двухтактный ПЛМ». Как избежать повторов? Заменим их синонимами. Например, модель — на модификацию, ПЛМ — на мотор, двигатель, или «двухтактник».
Редактируем, и прогоняем через программу несколько раз, пока в повторах не останется только ключевое словосочетание.
Избегаем переспама (избыточного вхождения ключевиков) — достаточно употребить keyword в заголовке h1, лид-абзаце, первом подзаголовке h2, и в середине статьи. В среднем 1-2 раза на 1000 знаков.
Как обнаружить переспам?
Смотрим графы классической и акдамической тошноты. Значения больше 9% и 3 соответственно — работаем над материалом, т.к. он «переспамлен» избыточным количеством повторов. Как? Подробно описал в статье о проверке.
Уникальность 100% — публикуем seo текст на сайте
Прогоняем наше «творение» через антиплагиат по адресу text.ru/antiplagiat для обнаружения случайных совпадений.
Привели черновик в норму — вычитываем, правим, форматируем, и только потом публикуем.
Не уверен, что это положительно влияет на результаты ранжирования, но перед публикацией рекомендую отправить «нетленку» в яндохранилище: webmaster.yandex.ru/site/info/original-texts/
Существует множество сервисов, тестирующих копирайтинг. Но для начала нам хватит того, что рассмотрели сегодня.
Пишите, проверяйте, привлекайте целевых посетителей на сайт с помощью статейного продвижения. И уже через неделю вы увидите первые результаты. А если будете ещё и активно рекламировать ресурс в соцсетях — то эффект превзойдёт ожидания.
Тест с ответами: “Виды текстов”
1. Речевое произведение, которое является результатом речевой деятельности человека, это основная коммуникативная единица, которая им используется во время речевой деятельности:
а) текст +
б) слово
в) разговор
2. Текст характеризуется:
а) множеством темы
б) единством темы +
в) однообразием темы
3. Текст характеризуется:
а) количеством символов
б) количеством знаков препинания
в) замыслом +
4. Текст характеризуется:
а) основной мыслью +
б) дополнительной мыслью
в) второстепенной мыслью
5. Текст характеризуется:
а) смысловой нагрузкой
б) смысловым началом
в) смысловой законченностью +
6. У текста также есть определённая:
а) внешняя структура
б) внутренняя структура +
в) дополнительная структура
7. Эта структура состоит из:
а) начала
б) стартовой строки
в) вступления +
8. Эта структура состоит из:
а) основной части +
б) второстепенной части
в) дополнительной части
9. Эта структура состоит из:
а) задумки
б) продолжения
в) заключения +
10. Отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры:
а) иммунитетный подход
б) имманентный подход +
в) презентабельный подход
11. Рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности:
а) репрезентативный подход +
б) доминантный подход
в) презентативный подход
12. В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы:
а) письменной речи
б) устной речи +
в) речи глухонемых
13. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и:
а) психолингвистики +
б) психоаналитики
в) психостатистики
14. Единство предмета речи:
а) тема написания
б) тема подачи
в) тема высказывания +
15. Смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста:
а) тема +
б) понятие
в) читаемость
16. Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только:
а) предложению
б) тексту +
в) слову
17. В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих:
а) строк
б) абзацев
в) подтем +
18. Завершённость высказывания связана с (о) … цельностью текста:
а) психологической
б) смысловой +
в) неразрывной
19. По типу текст делится на столько частей:
а) 5
б) 4
в) 3 +
20. Ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме:
а) размышлений
б) рассуждение +
в) понимание
21. Композиционная форма, которую используют в литературоведении и лингвистике для подробной характеристики предметов или явлений в целях создания художественного образа:
а) описание +
б) преувеличение
в) расписание
22. Эту композиционную форму разделяют на:
а) преувеличение предметов
б) описание предметов +
в) писание процессов
23. Эту композиционную форму разделяют на:
а) расписание процессов
б) преувеличение предметов
в) описание процессов +
24. Эту композиционную форму разделяют на:
а) преувеличение предметов
б) описание пережитого +
в) расписание жизни и характеристик человека
25. Эту композиционную форму разделяют на:
а) расписание жизни и характеристик человека
б) преувеличение происходящего
в) описание жизни и характеристик человека +
26. С точки зрения языкознания описание — один из типов речи, рассказ о свойствах и признаках определенного предмета или:
а) действия
б) явления +
в) нет верного ответа
27. Самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов:
а) нарратив +
б) нурратив
в) нерратив
28. В зависимости от соответствующих стилей речи выделяют такие тексты:
а) обращенные
б) нечитабельные
в) разговорные и публицистические +
29. В зависимости от этих стилей речи выделяют такие тексты:
а) официально-деловые +
б) неофициальные
в) неофициально-деловые
30. В зависимости от таких стилей речи выделяют соответствующие тексты:
а) документальные
б) научные и художественные +
в) псевдонаучные
Тест с ответами по теме: “Текст и его типы”
1. Отметьте фрагменты текстов-описаний:
а) Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
б) Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.+
в) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении.+
г) Большее количество птиц на юг улетают только потому, что им здесь не хватает пищи.
2. Отметьте, какие бывают типы текста:
а) Рукописный и печатный
б) Описание, рассказ, повесть
в) Описание, рассуждение, повествование+
г) Изложение, сочинение, диктант
3.Данную композиционную форму разделяют на:
а) расписание процессов
б) преувеличение предметов
в) описание процессов +
4. Схема текста-описания:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка
б) признак, признак, признак+
в) тезис, доказательство, вывод
5. Выберите верный вариант. Наступила весна.. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Появились подснежники.
а) Рассуждение
б) Повествование+
в) Описание
г) Это не текст
6. Характеристика текста:
а) основная мысль +
б) дополнительная мысль
в) второстепенная мысль
7. Характеристика текста:
а) смысловая нагрузка
б) смысловое начало
в) смысловая законченность +
8. Выберите верный вариант. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
а) Повествование
б) Рассуждение
в) Это не текст
г) Описание+
9. Данную композиционную форму разделяют на:
а) преувеличение предметов
б) описание пережитого +
в) расписание жизни и характеристик человека
10.Что является смысловым ядром текста?
а) тема +
б) понятие
в) читаемость
11. Чему присуще понятие «содержание высказывания»?
а) предложению
б) тексту +
в) слову
12. На что в большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих?
а) строк
б) абзацев
в) подтем +
13. Данную композиционную форму разделяют на:
а) расписание жизни и характеристик человека
б) преувеличение происходящего
в) описание жизни и характеристик человека +
14. С точки зрения языкознания описание — один из типов речи, рассказ о свойствах и признаках определенного предмета или:
а) действия
б) явления +
в) нет верного ответа
15. Характеристика текста:
а) количество символов
б) количество знаков препинания
в) замысел +
16. Отметьте тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь:
а) рассуждение +
б) повествование
в) описание
17. Отметьте схему текста-рассуждения:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка
б) признак, признак, признак
в) тезис, доказательство, вывод+
18. Вопрос, на который отвечает текст-рассуждение:
а) что произошло?
б) какой предмет?
в) почему?+
19. Что есть у текста и это определено:
а) внешняя структура
б) внутренняя структура +
в) дополнительная структура
20. Чем является композиционная форма, которая применяется в литературоведении и лингвистике для подробной характеристики предметов или явлений в целях создания художественного образа?
а) описанием +
б) преувеличением
в) расписанием
21.Выберите, в каком типе текста рассказывается о каких-либо событиях, которые произошли:
а) Описание
б) Повествование+
в) Рассуждение
г) Рассказ
22. Данную композиционную форму разделяют на:
а) преувеличение предметов
б) описание предметов +
в) писание процессов
23. Вопрос, на который отвечает текст-повествование:
а) что произошло? +
б) какой предмет?
в) почему?
24. Определите тип речи, в котором описываются предметы, люди, животные, природа:
а) описание +
б) повествование
в) рассуждение
25. Выберите фрагменты текстов-рассуждений:
а) Василису назвали Премудрой, потому что она всё умела делать: испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковёр, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями. Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и называют Василису Премудрой.+
б) Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу.
в) На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении.
г) У меня есть компьютер. Друг он мне или враг? С одной стороны, я считаю, что компьютер – мой друг. Во – первых, это развивающие игры, во – вторых – это Интернет — источник информации. С помощью Интернета можно пообщаться с друзьями.+
26. Выберите, что такое монолог:
а) Разговор двух или более людей
б) Рассказ
в) Развёрнутое высказывание одного человека+
г) Искусство выступления перед публикой
27. Отметьте, из чего состоит текст:
а) Основная часть, концовка
б) Начало, основная часть, концовка+
в) Развязка, основная часть концовка
г) Не делится на части
28. Отметьте вопрос, на который отвечает текст- описание:
а) что произошло?
б) какой предмет? +
в) почему?
29. Определите схему текста-повествования:
а) завязка, развитие действия, кульминация, развязка+
б) признак, признак, признак
в) тезис, доказательство, вывод
30.Определите признаки, которые характерны для текста-рассуждения:
а) Признаки предмета
б) Рассказывается о чём-либо
в) Описание людей, животных, природы
г) Причины, доказательства+
ВЫДЕЛЕНИЕ «СМЫСЛОВЫХ ЯДЕР». АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ
Приведенные примеры показывают, что процесс «влияния смыслов» или объединение далеко отстоящих друг от друга элементов высказывания может составлять предмет специальной, поисковой ориентировочной деятельности человека, декодирующего речевое сообщение.
Естественно, что такая поисковая ориентировочная деятельность, ставящая своей задачей обнаружить те звенья высказывания, которые должны быть соотнесены друг с другом при восприятии отдельной фразы, приобретает еще более сложный характер при ориентировке в целом тексте, когда приходится сближать иногда очень далеко отстоящие друг от друга элементы сложного высказывания.
Особенно отчетливо этот процесс ориентировочной деятельности, направленной на выделение «смысловых ядер» и сближение их между собой, выступает в процессе чтения.
Для изучения этих процессов выделения «смысловых ядер» и сближения далеко отстоящих друг от друга компонентов сложного сообщения применялся метод записи движения глаз при чтении. Этот метод дает возможность получить развернутый процесс сопоставления различных элементов слов, фразы и текста.
Были получены интересные результаты.
Оказалось, что движение глаз при чтении представляет собой не линейное перемещение от одного слова к другому и от одной фразы к другой, а серию остановок на наиболее информативных местах. Оказалось, что движение взора имеет сложный маршрут с множественными возвращениями назад, сопоставлениями далеко отстоящих разделов текста. Этот материал показал, что процесс понимания текста носит активный поисковый характер, что читающий человек не только выделяет отдельные смысловые ядра текста, но и сопоставляет их друг с другом, часто возвращаясь к уже пройденным местам. Этот процесс активного анализа и уточнения содержания текста путем сопоставления его элементов можно обозначить как процесс анализа через сличение или синтез.
На первых порах этот процесс анализа текста через синтез носит развернутый характер. Лишь затем, по мере автоматизации процесса чтения, он убыстряется, свертывается и навык чтения начинает становиться умением быстро выделять существенное, не сопровождая этот процесс внешним сличением далеко стоящих друг от друга элементов.
Я не могу не вспомнить того, как читал книги сам Л.С. Выготский. Он брал книгу и быстро, «по диагонали» пробегал весь текст. Этого было для него достаточно, чтобы понять самый существенный смысл текста.
В этом умении быстро выделять существенные смысловые ядра текста состоит секрет быстрого чтения, которое вовсе не основано на быстрых движениях глаз, а является результатом умения видеть существенное и выделять общую мысль текста.
Как уже было сказано, быстрое чтение является результатом высокоавтоматизированного процесса. До появления автоматизации человек нередко использует ряд вспомогательных средств, которые дают ему возможность выделить в тексте существенное (фиксация важных участков текста, возвращение к ним и т.д.).
Эти приемы, облегчающие процесс выделения существенного, успешно применяются и в письменном тексте. Здесь в каче-
стве таких приемов служит разбивка текста на абзацы, выделение отдельных элементов курсивом или разрядкой, резюмирование абзаца или частей текста, выделение смысла дальнейшего текста в виде подзаголовков и т.д.
В устной речи вспомогательные приемы позволяют лучше выделять существенные смысловые ядра и переходить к общему смыслу текста. Эти приемы — интонации, выделение слов или выражений акцентом, применение пауз, использование «устной разрядки» в виде различного темпа чтения и т.д. Опытный лектор пользуется всеми этими приемами для управления процессом восприятия текста лекции слушателями. Человек, имеющий небольшой опыт чтения, сначала опирается на курсивы, абзацы, разрядки и т.п. в понимании текста; лишь потом он сам начинает выделять из текста нужные компоненты, и тогда абзацы, курсив и разрядка перестают играть для него решающую роль.
Внимательный анализ этих вспомогательных средств, облегчающих процесс усвоения общего смысла текста, должен стать одной из очень важных глав психологии.
Мы остановились на некоторых приемах выделения существенных смысловых единиц, или смысловых ядер текста.
Существует, однако, значительно более важная проблема: каковы показатели, позволяющие ответить на вопрос о том, какие именно единицы текста являются решающими для понимания всего текста?
Естественно, что значение отдельных элементов текста для выражения общего смысла неодинаково и что наряду с центральными элементами имеются также и побочные, второстепенные элементы текста. При изменении центральных элементов смысл текста меняется. Если изменить второстепенные и побочные единицы текста, общий смысл текста может сохраниться.
Мы говорили выше о том, что каждый текст может быть разбит на две иногда неравные части. Первой из них является «тема» текста, т.е. указание на то, о чем пойдет речь, причем эта часть имеет дело со знакомым материалом. Второй частью является
«рема», или все то, что именно должно быть сказано об этом предмете, что привносит нечто новое в него и что, собственно, составляет основной предмет развернутого сообщения.
Ясно, что «тема» и «рема» вовсе не обязательно совпадают с отдельными грамматическими элементами — существительными, глаголами и т.д., и что, логическое подлежащее может не совпадать с грамматическим подлежащим, так же как логическое сказуемое может не совпадать с грамматическим сказуемым.
Детальный анализ семантической структуры текста и является предметом этой новой области лингвистики — семантики, которая за последние годы стала разрабатываться особенно интенсивно.
Существенно, что центральная смысловая часть предложения может быть в устной речи выделена акцентом: так, фраза «Я пошел в кино» приобретает совершенно различный смысл, если ударение будет сделано на Я («Я, а не кто-нибудь другой, пошел в кино»), или если оно будет сделано на глаголе пошел (Я пошел, а не поехал, не отказался идти в кино), или, наконец, если оно будет сделано на дополнении в кино (Я пошел в кино, а не в театр). То же самое справедливо и по отношению к целому тексту.
Семантика текста является предметом специальных исследований, причем особое значение имеют те работы, которые отвечают на вопрос, без каких частей текста смысл его остается понятным, или на обратный вопрос — изменение каких элементов текста меняет его общий смысл.
Исследование этой проблемы представляет значительные трудности, связанные с трудностями объективного логико-грамматического анализа смыслового строения текста. Тем не менее эти исследования показали, насколько меняется смысл всего текста при исключении или изменении определенных его элементов и какие именно элементы являются ключевыми и образуют основу того смыслового ядра, которое определяет значение всего текста.
Примером таких исследований могут быть ранние исследования Е.Д. Хомской (1952), которые состояли в следующем: в ответ на фразу вырабатывался условный сенсорный рефлекс понижения слуховой чувствительности (фраза подкреплялась темнотой). Затем, когда этот условный рефлекс на целую фразу был достаточно упрочен, испытуемым предъявлялись отдельные слова этой фразы и измерялась слуховая чувствительность испытуемого. Изучалось, какие именно элементы фразы продолжают вызывать
выработанный ранее рефлекс и в каких случаях слуховая чувствительность не изменяется. В качестве условного раздражителя использовалась фраза «Тело, погруженное в воду, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненный объем воды». Опыты показали, что такие слова, как «тело», «погруженное», «воду», «теряет», «весе», вызывают более интенсивное снижение слуховой чувствительности, чем «столько», «сколько», «своем». Таким образом, разные слова фразы вызывают условно-рефлекторное изменение чувствительности различной интенсивности, что свидетельствует о неодинаковом значении, которое имеют эти слова во фразе. Этот метод позволяет установить, какие именно составные части фразы являются ключевыми, носителями смысловых ядер. В других вариантах этого опыта все слова, включенные в первую фразу, заменялись другой фразой: «Закон Архимеда». Оказалось, что эта фраза, не включающая ни одного слова из предшествующей фразы, вызывала тот же самый рефлекс, что и приведенная выше фраза, в то время как другие фразы, например «Закон Бойля — Мариотта», не вызывали никаких реакций.
В настоящее время эта область объективного исследования семантики целого сообщения находится только в самом начале, и следует лишь пожелать, чтобы объективное исследование семантики синтаксиса или семантики текста было развито более подробно.