Чувство благоговения что это

Значение слова «благоговение»

android bar znachenije

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БЛАГОГОВЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср., перед кем-чем (книжн.). Глубочайшее почтение.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

благогове́ние

1. религ. религиозный трепет, возникающий перед святыней ◆ Не паче ли нам Христианам подобает с таковым благоговением предстоять во храмах святых, когда приносим жертву безкровную Богу живому и истинному? Архиепископ Платон (Левшин), «Слово в неделю Ваий», 1779 г. (цитата из НКРЯ)

2. глубочайшее уважение, почтение к кому-либо или к чему-либо, преклонение перед кем-либо или перед чем-либо ◆ Он бережно и с благоговением взял ее в руки и сказал, что это его скрипка, его инструмент. Ф. М. Достоевский, «Неточка Незванова», 1849 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова фракционный (прилагательное):

Источник

Благоговение — основа сердечной любви

Такому чувству, как благоговение, редко уделяется внимание в проповедях, книгах для современных христиан. Возможно, потому, что объяснить его обратившемуся от нецерковной жизни человеку очень трудно: не принято в нынешнем мире перед чем-либо благоговеть, не учат этому с детства. Поэтому нередко под благоговением понимают всего лишь правильное, каноничное отношение к священным предметам, тогда как на самом деле смысл этого понятия намного глубже. О том, как приобрести благоговейное чувство к Богу и чем опасно его отсутствие, мы говорим с игуменом Нектарием (Морозовым).

В центре мира

228440.p

— Батюшка, понять, что такое благоговение, можно, наверное, только из собственного опыта: страх, уважение, трепет, почтение — ни одно из этих слов не раскрывает это понятие в верном ключе. А как нужно этот опыт приобретать, с чего начинать?

— Наверное, начинать нужно с самого простого: когда человек приходит в храм, который является местом особого Божественного присутствия, ему нужно всегда помнить, что он заходит не просто в какое-то здание, не в чью-то квартиру, а туда, где большее, нежели обычно, значение приобретает все, что он думает, что он говорит и делает. Конечно, каждый из нас в течение всей жизни находится перед взором Бога, но в храме — особенно. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как люди нецерковные, едва-едва верующие, входя в храм, замирали буквально как дети, испытывая те самые священный трепет и благоговение, о которых мы говорим. Им никто никогда не объяснял, что здесь нужно так себя вести, так себя чувствовать,— это идет изнутри, из глубины. То есть вообще человеку, в храм приходящему, это чувство бывает присуще. То же самое происходит со священником по рукоположении: когда он сам становится перед престолом и начинает совершать Евхаристию, то испытывает те же самые непередаваемые чувства. Но потом постепенно может наступить то, что именуется привыканием к святыне. Как это происходит? Скажем, человек в храме делает что-то не так — и видит, что гром не гремит, молния в него не бьет, какая-то неисцелимая болезнь тотчас же его не поражает. И он начинает себя чувствовать как-то спокойнее и прохладнее. Если раньше он, образно говоря, открывал дверь храма с некой боязнью, то теперь может и ногой подтолкнуть. Все то же самое происходит и в отношении молитвы: первоначально, вставая молиться, человек ощущает нечто необычное для себя, ведь обыкновенно он с людьми разговаривает, а здесь ему предстоит беседовать с Богом. И вначале опять-таки бывают какие-то особые переживания в связи с этим, а потом, по мере привыкания, благоговение постепенно утрачивается.

— Что может человека от этой утраты хотя бы отчасти сохранить и что, наоборот, ускоряет этот процесс?

— Считается — и у многих святых отцов мы можем это найти — что одним из самых гибельных для человека внутренних проявлений является дерзость. Это некое состояние, под влиянием которого человек ведет себя так, как если бы никто не видел и не оценивал его слов и действий. Мы знаем, как проявляется дерзость в общении с людьми: человек кого-то хлопает по плечу, или называет, так сказать, в шутку каким-то словом на грани бранного, или перебивает, кричит. Мы также знаем, как проявляется дерзость на дорогах — как человек может дерзко себя вести, находясь за рулем. И точно так же дерзость может проявляться и в отношениях с Богом, когда человек наедине с Ним и с самим собой. И вот от такого поведения сердце человека может стать настолько сухим, что он и Бога перестает чувствовать: святые отцы уподобляли дерзость жгучему ветру из пустыни, который выдувает из души все живое, иссушивает всю живительную влагу. Конечно же, благоговение из подобным образом расположенного сердца уходит.

Очевидно, что для того, чтобы этого избежать, человек должен все время жить с ощущением того, что Господь его видит. Нужно постоянно задавать себе вопрос: а как Господь оценит мое слово, действие? Таким образом мы даже не то что работаем над собой — мы, скорее, просто осознаем реальность, потому что Господь действительно в каждое мгновение нашей жизни нас видит. Если это побуждает человека быть осмотрительнее, дисциплинирует его, он будет сохранять благоговение — может быть, даже как-то дополнительно в этом преуспевать. Если же это вызывает только панический страх или подавленность, если человек не заботится о том, чтобы быть внимательнее к себе, то, безусловно, благоговейное чувство ему сохранить не удастся.

— Как не утратить благоговейное чувство в храме тем, кто в нем работает, для кого это место не только молитвы, но и каких-то дел, причем повседневное?

— Иногда приходится наблюдать, как человек зашел в храм — ему что-то нужно сделать, к кому-то подойти — повесил одежду на крючок и тут же куда-то побежал. Конечно, должно происходить все совершенно иначе: человек зашел в храм, остановился, подумал о том, где он находится — по большому счету, в центре всего мира, потому что центр мира — там, где совершается Евхаристия. Во многих молитвословах, особенно старого издания, писалось: не приступай к молитве тотчас, но постой, дондеже утишатся твои чувства. И здесь точно так же — надо остановиться и подождать, пока утишатся чувства,— понять, где ты, перед Кем ты, с чем ты сюда пришел и опять-таки в каком состоянии ты находишься. Если все это постоянно пропускать и пробегать, то от благоговения и следа не останется у человека.

Основа богопознания

— Мне как-то встретилась цитата святителя Афанасия Великого, где он говорит о благоговении как о состоянии, необходимом для богопознания. То есть без этого чувства, собственно, человек и Бога познать не в состоянии?

— Это действительно так. Молитва, в собственном смысле, возможна только тогда, когда человек, с одной стороны, ощущает бездну, разделяющую его и Бога, а с другой стороны — ощущает, что Господь очень близко и слышит его. И благоговение как раз таки поставляет человека в то положение, из которого можно молиться, а без благоговения молитва для него превращается всего лишь в некий набор информации, которую он озвучивает. Человек начинает пытаться разговаривать с Господом на равных, а это невозможно, потому что не равен человек Богу. И то, о чем пишет святитель Афанасий Великий, другими словами выражает преподобный Исаак Сирин, который говорит о том, что смирением открывается таинство — таинство Божественной жизни. Смирение и благоговейное чувство — это вещи неразрывно связанные. Смиренный человек благоговеет, благоговейный — смиряется. У пророка Исайи есть такие слова: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). Если человек в таком состоянии находится, то Господь милостиво взирает на него, если он это состояние разрушает, то в другом совершенно положении по отношению к Богу оказывается. Так что здесь есть такой очень сильный стимул: если ты хочешь, чтобы Господь милостиво взирал на тебя, будь кротким, смиренным, трепещущим словес Божиих, то есть благоговейным.

— Как прививать благоговение детям? Наверняка этот вопрос многих интересует…

— Благоговение невозможно «прививать» в отрыве от собственно жизни религиозной. Когда родители молятся сами и для них естественно то, что мы называем богобоязненностью, они и ребенку с самого раннего возраста дадут здравое понимание того, Кто есть Господь и в каких отношениях находится с Ним человек. И безусловно, воспитание благоговения — это не внушение ребенку того, что если он будет плохо себя вести, то Бог его накажет. Благоговение входит в жизнь ребенка, когда он видит благоговеющими своих родителей. Тогда он и сам будет таким.

— Каким образом против благоговения работает враг?

— Как я уже сказал, когда мы куда-то спешим и таким образом какие-то очень важные для себя вещи не продумываем глубоко, благоговейное чувство теряется. Вот это состояние — смятения, спешки — и старается всячески усилить враг. Преподобный Исаак Сирин называет смятение колесницей диавола, на которой он въезжает в душу человека со всеми мыслимыми и немыслимыми страстями. Когда же у человека упорядоченный внутренний мир, он очень многих ошибок не совершает, и разрушить его благоговейное чувство врагу не удается.

— А если все-таки разрушение произошло и сердце, захваченное суетой, не испытывает ни трепета, ни умиления?

Газета «Петропавловский листок» № 01, январь 2016 г.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовили Ольга Протасова
Елена Сапаева

Источник

БЛАГОГОВЕНИЕ

религиозно-нравственное чувство, выражающее любовно-почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность,- Богу, святыням, высшим ценностям бытия; основное религ. переживание непосредственного присутствия Божия в мире и в жизни.

В письменных текстах Др. Руси слова «Б.», « image», « image» фиксируются с XII-XIV вв. (Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. С. 94) первоначально исключительно в церковном применении. В XVIII-XIX вв. Б. фигурирует и как понятие мирской морали, иногда не без нек-рого уничижительного оттенка: Б. определяется как «смесь страха и уважения, смирения и покорности», причем одним из значений слова «благоговеть» признается «раболепствовать» (Даль В. И. Толковый словарь живого рус. языка. М., 1978. Т. 1. С. 92); появляются характерные производные «благоговейник», «благоговейница» и т. п. (Там же).

Развитие понятия Б. соответствует историческому опыту религ. и нравственного сознания. На ранних этапах формирования представлений о высшем, сверхъестественном начале нарождающееся религ. чувство наиболее адекватно определяется предложенными нем. теологом Р. Отто терминами «majestas» (величие), «mysterium tremendum» (таинство, вызывающее трепет), «mysterium fascinosum» (чарующее таинство). Священное открывалось человеку в многоликости непредсказуемых стихийных сил, ужасающих и влекущих одновременно. Однако такое амбивалентное отношение к Первоисточнику бытия еще не было тождественно Б. в настоящем смысле этого слова.

Античный мир с его политеистическим мировосприятием четко различал «horror sacrilegii» (ужас святотатства) и «tremor sacer» (священный трепет), сопровождающий религ. поклонение. При этом то и др. тесно увязывается с духом и регламентом полисной, а впосл. имперской гражданской добродетели: благоговеть перед родными богами человек обязан как житель и гражданин данного города или гос-ва, вслед. чего Б. приобретает публичный характер. Поскольку, однако, могущество и благосклонность языческих божеств не всегда совпадают,- священный трепет, нравственная привязанность и религ. поклонение в античном мировоззрении еще не объединяются в органическую целостность, присущую идее Б. в христ. понимании.

Значимую для современности концепцию Б. представляет этика «благоговения перед жизнью» (die Ehrfurcht vor dem Leben) протестант. теолога и гуманиста-подвижника А. Швейцера. Он считал, что универсализация идеи жизни как высшей ценности является единственным способом утвердить созидательную силу и полемическую мощь христианства в драматических условиях XX в. По его мнению, «принцип нравственного» состоит в том, что человек способен испытывать равное Б. перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой др.: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. » (Швейцер. С. 218). Однако, с христ. т. зр., нравственный императив не есть лишь плод интуиции ценности жизни, но заповедь, данная человеку Творцом. Тем не менее Швейцер внес несомненный вклад в сохранение и актуализацию понятия Б. для светского европ. сознания, интерпретируя жизнь во всем многообразии ее проявлений как предмет этического Б.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия // он же. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 119-135, 170-204, 222-266; Франк С. Л. С нами Бог: Три размышления // он же. Духовные основы общества. М., 1992. С. 217-404; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 23-35, 216-237; Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 8-22; Элиаде М. Священное и мирское // он же. Миф о вечном возвращении. С. 251-356. М., 2000.

Источник

Благоговение — основа сердечной любви

Такому чув­ству, как бла­го­го­ве­ние, редко уде­ля­ется вни­ма­ние в про­по­ве­дях, книгах для совре­мен­ных хри­стиан. Воз­можно, потому, что объ­яс­нить его обра­тив­ше­муся от нецер­ков­ной жизни чело­веку очень трудно: не при­нято в нынеш­нем мире перед чем-либо бла­го­го­веть, не учат этому с дет­ства. Поэтому нередко под бла­го­го­ве­нием пони­мают всего лишь пра­виль­ное, кано­нич­ное отно­ше­ние к свя­щен­ным пред­ме­там, тогда как на самом деле смысл этого поня­тия намного глубже. О том, как при­об­ре­сти бла­го­го­вей­ное чув­ство к Богу и чем опасно его отсут­ствие, мы гово­рим с игу­ме­ном Нек­та­рием (Моро­зо­вым).

В центре мира

— Батюшка, понять, что такое бла­го­го­ве­ние, можно, навер­ное, только из соб­ствен­ного опыта: страх, ува­же­ние, трепет, почте­ние — ни одно из этих слов не рас­кры­вает это поня­тие в верном ключе. А как нужно этот опыт при­об­ре­тать, с чего начи­нать?

— Навер­ное, начи­нать нужно с самого про­стого: когда чело­век при­хо­дит в храм, кото­рый явля­ется местом осо­бого Боже­ствен­ного при­сут­ствия, ему нужно всегда пом­нить, что он захо­дит не просто в какое-то здание, не в чью-то квар­тиру, а туда, где боль­шее, нежели обычно, зна­че­ние при­об­ре­тает все, что он думает, что он гово­рит и делает. Конечно, каждый из нас в тече­ние всей жизни нахо­дится перед взором Бога, но в храме — осо­бенно. Мне неод­но­кратно при­хо­ди­лось наблю­дать, как люди нецер­ков­ные, едва-едва веру­ю­щие, входя в храм, зами­рали бук­вально как дети, испы­ты­вая те самые свя­щен­ный трепет и бла­го­го­ве­ние, о кото­рых мы гово­рим. Им никто нико­гда не объ­яс­нял, что здесь нужно так себя вести, так себя чув­ство­вать, — это идет изнутри, из глу­бины. То есть вообще чело­веку, в храм при­хо­дя­щему, это чув­ство бывает при­суще. То же самое про­ис­хо­дит со свя­щен­ни­ком по руко­по­ло­же­нии: когда он сам ста­но­вится перед пре­сто­лом и начи­нает совер­шать Евха­ри­стию, то испы­ты­вает те же самые непе­ре­да­ва­е­мые чув­ства. Но потом посте­пенно может насту­пить то, что име­ну­ется при­вы­ка­нием к свя­тыне. Как это про­ис­хо­дит? Скажем, чело­век в храме делает что-то не так — и видит, что гром не гремит, молния в него не бьет, какая-то неис­це­ли­мая болезнь тотчас же его не пора­жает. И он начи­нает себя чув­ство­вать как-то спо­кой­нее и про­хлад­нее. Если раньше он, образно говоря, откры­вал дверь храма с некой бояз­нью, то теперь может и ногой под­толк­нуть. Все то же самое про­ис­хо­дит и в отно­ше­нии молитвы: пер­во­на­чально, вста­вая молиться, чело­век ощу­щает нечто необыч­ное для себя, ведь обык­но­венно он с людьми раз­го­ва­ри­вает, а здесь ему пред­стоит бесе­до­вать с Богом. И вна­чале опять-таки бывают какие-то особые пере­жи­ва­ния в связи с этим, а потом, по мере при­вы­ка­ния, бла­го­го­ве­ние посте­пенно утра­чи­ва­ется.

— Что может чело­века от этой утраты хотя бы отча­сти сохра­нить и что, наобо­рот, уско­ряет этот про­цесс?

— Счи­та­ется — и у многих святых отцов мы можем это найти — что одним из самых гибель­ных для чело­века внут­рен­них про­яв­ле­ний явля­ется дер­зость. Это некое состо­я­ние, под вли­я­нием кото­рого чело­век ведет себя так, как если бы никто не видел и не оце­ни­вал его слов и дей­ствий. Мы знаем, как про­яв­ля­ется дер­зость в обще­нии с людьми: чело­век кого-то хло­пает по плечу, или назы­вает, так ска­зать, в шутку каким-то словом на грани бран­ного, или пере­би­вает, кричит. Мы также знаем, как про­яв­ля­ется дер­зость на доро­гах — как чело­век может дерзко себя вести, нахо­дясь за рулем. И точно так же дер­зость может про­яв­ляться и в отно­ше­ниях с Богом, когда чело­век наедине с Ним и с самим собой. И вот от такого пове­де­ния сердце чело­века может стать настолько сухим, что он и Бога пере­стает чув­ство­вать: святые отцы упо­доб­ляли дер­зость жгу­чему ветру из пустыни, кото­рый выду­вает из души все живое, иссу­ши­вает всю живи­тель­ную влагу. Конечно же, бла­го­го­ве­ние из подоб­ным обра­зом рас­по­ло­жен­ного сердца уходит.

Оче­видно, что для того, чтобы этого избе­жать, чело­век должен все время жить с ощу­ще­нием того, что Гос­подь его видит. Нужно посто­янно зада­вать себе вопрос: а как Гос­подь оценит мое слово, дей­ствие? Таким обра­зом мы даже не то что рабо­таем над собой — мы, скорее, просто осо­знаем реаль­ность, потому что Гос­подь дей­стви­тельно в каждое мгно­ве­ние нашей жизни нас видит. Если это побуж­дает чело­века быть осмот­ри­тель­нее, дис­ци­пли­ни­рует его, он будет сохра­нять бла­го­го­ве­ние — может быть, даже как-то допол­ни­тельно в этом пре­успе­вать. Если же это вызы­вает только пани­че­ский страх или подав­лен­ность, если чело­век не забо­тится о том, чтобы быть вни­ма­тель­нее к себе, то, без­условно, бла­го­го­вей­ное чув­ство ему сохра­нить не удастся.

— Как не утра­тить бла­го­го­вей­ное чув­ство в храме тем, кто в нем рабо­тает, для кого это место не только молитвы, но и каких-то дел, причем повсе­днев­ное?

— Иногда при­хо­дится наблю­дать, как чело­век зашел в храм — ему что-то нужно сде­лать, к кому-то подойти — пове­сил одежду на крючок и тут же куда-то побе­жал. Конечно, должно про­ис­хо­дить все совер­шенно иначе: чело­век зашел в храм, оста­но­вился, поду­мал о том, где он нахо­дится — по боль­шому счету, в центре всего мира, потому что центр мира — там, где совер­ша­ется Евха­ри­стия. Во многих молит­во­сло­вах, осо­бенно ста­рого изда­ния, писа­лось: не при­сту­пай к молитве тотчас, но постой, дон­деже ути­шатся твои чув­ства. И здесь точно так же — надо оста­но­виться и подо­ждать, пока ути­шатся чув­ства,— понять, где ты, перед Кем ты, с чем ты сюда пришел и опять-таки в каком состо­я­нии ты нахо­дишься. Если все это посто­янно про­пус­кать и про­бе­гать, то от бла­го­го­ве­ния и следа не оста­нется у чело­века.

Основа бого­по­зна­ния

— Мне как-то встре­ти­лась цитата свя­ти­теля Афа­на­сия Вели­кого, где он гово­рит о бла­го­го­ве­нии как о состо­я­нии, необ­хо­ди­мом для бого­по­зна­ния. То есть без этого чув­ства, соб­ственно, чело­век и Бога познать не в состо­я­нии?

— Это дей­стви­тельно так. Молитва, в соб­ствен­ном смысле, воз­можна только тогда, когда чело­век, с одной сто­роны, ощу­щает бездну, раз­де­ля­ю­щую его и Бога, а с другой сто­роны — ощу­щает, что Гос­подь очень близко и слышит его. И бла­го­го­ве­ние как раз таки постав­ляет чело­века в то поло­же­ние, из кото­рого можно молиться, а без бла­го­го­ве­ния молитва для него пре­вра­ща­ется всего лишь в некий набор инфор­ма­ции, кото­рую он озву­чи­вает. Чело­век начи­нает пытаться раз­го­ва­ри­вать с Гос­по­дом на равных, а это невоз­можно, потому что не равен чело­век Богу. И то, о чем пишет свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий, дру­гими сло­вами выра­жает пре­по­доб­ный Исаак Сирин, кото­рый гово­рит о том, что сми­ре­нием откры­ва­ется таин­ство — таин­ство Боже­ствен­ной жизни. Сми­ре­ние и бла­го­го­вей­ное чув­ство — это вещи нераз­рывно свя­зан­ные. Сми­рен­ный чело­век бла­го­го­веет, бла­го­го­вей­ный — сми­ря­ется. У про­рока Исайи есть такие слова: на кого воззрю, токмо на крот­кого и мол­ча­ли­вого и тре­пе­щу­щего словес Моих ( Ис. 66:2 ). Если чело­век в таком состо­я­нии нахо­дится, то Гос­подь мило­стиво взи­рает на него, если он это состо­я­ние раз­ру­шает, то в другом совер­шенно поло­же­нии по отно­ше­нию к Богу ока­зы­ва­ется. Так что здесь есть такой очень силь­ный стимул: если ты хочешь, чтобы Гос­подь мило­стиво взирал на тебя, будь крот­ким, сми­рен­ным, тре­пе­щу­щим словес Божиих, то есть бла­го­го­вей­ным.

— Как при­ви­вать бла­го­го­ве­ние детям? Навер­няка этот вопрос многих инте­ре­сует…

— Бла­го­го­ве­ние невоз­можно «при­ви­вать» в отрыве от соб­ственно жизни рели­ги­оз­ной. Когда роди­тели молятся сами и для них есте­ственно то, что мы назы­ваем бого­бо­яз­нен­но­стью, они и ребенку с самого ран­него воз­раста дадут здра­вое пони­ма­ние того, Кто есть Гос­подь и в каких отно­ше­ниях нахо­дится с Ним чело­век. И без­условно, вос­пи­та­ние бла­го­го­ве­ния — это не вну­ше­ние ребенку того, что если он будет плохо себя вести, то Бог его нака­жет. Бла­го­го­ве­ние входит в жизнь ребенка, когда он видит бла­го­го­ве­ю­щими своих роди­те­лей. Тогда он и сам будет таким.

— Каким обра­зом против бла­го­го­ве­ния рабо­тает враг?

— Как я уже сказал, когда мы куда-то спешим и таким обра­зом какие-то очень важные для себя вещи не про­ду­мы­ваем глу­боко, бла­го­го­вей­ное чув­ство теря­ется. Вот это состо­я­ние — смя­те­ния, спешки — и ста­ра­ется вся­че­ски уси­лить враг. Пре­по­доб­ный Исаак Сирин назы­вает смя­те­ние колес­ни­цей диа­вола, на кото­рой он въез­жает в душу чело­века со всеми мыс­ли­мыми и немыс­ли­мыми стра­стями. Когда же у чело­века упо­ря­до­чен­ный внут­рен­ний мир, он очень многих ошибок не совер­шает, и раз­ру­шить его бла­го­го­вей­ное чув­ство врагу не уда­ется.

— А если все-таки раз­ру­ше­ние про­изо­шло и сердце, захва­чен­ное суетой, не испы­ты­вает ни тре­пета, ни уми­ле­ния?

под­го­то­вили Ольга Про­та­сова, Елена Сапа­ева

газета «Пет­ро­пав­лов­ский листок» № 01, январь 2016 г.

Источник

Что такое благоговение?

В повседневной жизни мы почти не употребляем слово «благоговение». В Библии чувство благоговения можно встретить всего несколько раз. В духовной литературе это понятие не всегда упоминается. Почему так: не особенно важное чувство или же для него существуют более понятные синонимы? Вопросом «Что такое благоговение?» задаются христиане, которые не так давно углубились в духовную православную жизнь с её понятиями и обычаями.

Понятие благоговения из словарей

В. Даль объяснял благоговение как «сочетание страха и уважения, смирения и покорности; высшая степень почтительности!» Развивая эту мысль, Даль уточняет, что благоговеть – это и «смиряться в ничтожестве своём перед высшим, оказывать безусловное уважение и повиновение пред кем это проявляется».

У С. Ожегова под благоговением понимается «глубочайшее почтение».

Прочитав определения лексикографов, мы можем в первую очередь соотнести понятие «благоговения» с отношением к Высшим силам, Богу; возможно, правителям или старшему поколению.

Как трактуют понятие благоговение богословы

Святитель Афанасий Великий считает благоговение «состоянием, необходимым для богопознания», а Иоанн Златоуст именует благоговением «состояние души, необходимое при чтении Священного Писания».

blagogovenie

Богословско-литургический словарь даёт более расширенное описание благоговения. Своими словами передать смысл содержания можно так:

Красочно и точно выразился о состоянии благоговения перед Богом апостол Павел:

«О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и нисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, им и к Нему, Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11, 33-36).

Почему сложно дать определение благоговению

Нет точного синонима понятию благоговения. Сказать, что это трепет, страх, восторг или глубочайшая преданность – нельзя, потому что этих слов недостаточно для описания ощущения величия Бога.

Наверное, в том-то и дело, что это надо почувствовать, чтобы понять? Как в земной любви: пока мы сомневается, испытываем ли глубокое чувство к своей половинке, это сложно назвать любовью, как и невозможно описать словами, как узнать это чувство. Только когда уже любим, мы твёрдо знаем, что любовь есть в нашем сердце.

Однако чувство благоговения может и не прийти просто так, если мы не впускаем Бога в свою привычную жизнь: не молимся, не следуем заповедям Божьим, не изучаем духовную литературу, не посещаем храм. Но стоит вовлечься, полюбить христианские традиции и соблюдать их – жизнь заиграет другими красками, и в нашей душе найдётся место для неведомых ранее чувств.

Видео по теме: Что такое благоговение по мнению священника Димитрия Беженарь

Источник

  • чувства бабушки при рождении внучки
  • чувашский стих на день рождения
  • чувашские песни на день рождения мужчине
  • чубайс какого года рождения
  • чтобы я хотела на день рождения

  • Справочник номеров и подарков