10 неизвестных: певец леса Иван Шишкин
Иван Шишкин «Утров сосновом бору», 1889
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.
25 января исполнилось 184 года со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина. Помимо картины «Утро в сосновом бору», которую каждый знает с самого детства по конфетной обертке, художник создал огромное количество прекрасных живописных полотен, этюдов, графических рисунков и офортов.
Иван Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1864-1865
Окончив Петербургскую Академию художеств с золотой медалью, Иван Иванович Шишкин в 1862 году уезжает за границу. Спустя несколько лет путешествия по странам Европы, он остановился в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864–1865 годах. Здесь, в окрестностях Тевтобургского леса, он создал несколько пейзажей, которые по своему духу были близки видам северной русской природы.
Иван Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872
С приездом на родину Шишкин сближается с членами Артели художников, вокруг которой группировались представители творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. Илья Репин вспоминал о нем так: «Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней».
Иван Шишкин «Рожь», 1878
Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако часто Шишкин компоновал детали разных пейзажных видов в одну композицию. В пейзаже «Рожь» объединены два традиционных для художника мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые современник художника критик Владимир Стасов сравнивал с колоннами древнерусских храмов.
Иван Шишкин «Лесные дали», 1884
Постепенно лес для Шишкина становится таким же первоэлементом мироздания, как море или небо, но одновременно приобретает значимость национального символа России. Картина «Лесные дали» была написана на Урале. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ величественной природы. Критики писали: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдали поверхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством».
Иван Шишкин «Кора на сухом стволе», 1889-1890
Разрабатывая тему природы и русского леса, Шишкин становится виртуозным мастером детали, различая деревья на полотнах художников по типу листвы и коры, тщательно прописывая цветы и травы. Он был дружен с членами Академии художеств и передвижниками, неизменно поражая всех своими знаниями в области ботаники. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях.
Иван Шишкин «Гнилое дерево, покрытое мхом», 1890
«Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать,» – писал художник Виктор Васнецов о своем друге.
Иван Шишкин «Дубы при солнечном освещении», 1890-е
В 1890-е годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Поэтому иногда Шишкин работает в эскизной, импрессионистической манере, лишь намечая форму, но не прорабатывая детали. Поэтому среди его пейзажей, наполненных солнечным светом и воздухом, все чаще появляются туманные состояния природы предрассветного часа или практически монохромные зимние пейзажи.
Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891
К тому же периоду относятся и пейзажи с дождливой погодой. Художник вспоминал: «. Неповторимая минута: в сыром воздухе леса, сквозь сизую прозрачную клубящуюся пелену пробивается солнечный луч, он будто стремительно расталкивает ветви, листья, разбивается тысячей бликов в лужах, внезапно красит бронзой стволы деревьев». По воспоминаниям друзей, случалось, что Шишкин хватался за холст и краски и специально бежал в лес, когда начинался дождь, чтобы успеть запечатлеть мгновение. Известно, что Шишкин не умел рисовать животных и практически не изображал людей на своих картинах. Три маленькие фигурки на этом полотне – удивительно редкий пример.
Иван Шишкин «Цветы на опушке леса», 1892-1893
Несмотря на интерес к передаче свето-воздушных эффектов, появившийся в 1990-е годы, Шишкин до конца жизни оставался верным своей манере письма и любви к деталям. Бархатистая зелень не слипается на картине в единую красочную массу: между листьями и стволами деревьев остается воздух, а благодаря такому построению композиции, когда в центральной части находится перспектива и «выход» из этой зеленой кущи, в картине появляется пространство и глубина.
Иван Шишкин «В парке», 1897
Шишкин Лес
«Шишкин Лес» — название мультимедийного проекта, в который входит цикл детских образовательных программ с кукольными персонажами на телеканале «Радость моя», одноименный детский познавательный журнал (и другие печатные издания) и интерактивный портал в Интернете www.shishkinles.ru.
Содержание
Персонажи
В сказочном лесу живет дружная компания веселых и смышленых зверят: мышка Шуня, котенок Коксик, волчонок Зубок и лисичка Веснушка. У них есть старшие наставники — хозяйственный Енот Енотыч и всезнающая сова Матильда Леонардовна, которые воспитывают малышей, развивают пытливость их ума, приучают к труду, помогают овладеть полезными навыками. У каждого персонажа свой характер и привычки, и, соответственно, каждый вносит свою лепту в «общий» воспитательно-образовательный процесс.
Шуня — старательная и добрая мышка. Всегда прислушивается к советам старших, любит чистоту и порядок, с удовольствием учится и узнает все новое.
Коксик — озорной котенок, немного шкодливый, немного ленивый, немного задира, но главное — добрый и необидчивый, всегда готов попросить прощения!
Зубок — неуклюжий волчонок, всеобщий любимец. Добрый и отзывчивый друг, с его приходом избушка на опушке Шишкиного Леса наполняется атмосферой радости.
Веснушка — веселая лисичка, безудержная выдумщица с мальчишечьей энергией. Старается всегда быть в центре внимания, мечтает стать циркачкой.
Матильда Леонардовна — мудрая сова, «ходячая энциклопедия». Любит обучать и воспитывать своих младших друзей, используя в качестве аргументов научные факты.
Енот Енотыч — самый хозяйственный и опытный из обитателей сказочного леса. Сфера его интересов: сад и огород, туризм и путешествия, кулинария и домоводство.
История возникновения проекта
В 2003 году творческая группа передачи «Спокойной ночи, малыши» получила предложение — создать альтернативную программу в классических традициях детского телевидения. Первая программа вышла в эфир в Рождество 2004 года. За несколько лет программа, выходившая на телеканалах «КРТ» и «Союз», приобрела такую популярность, что вслед за ней появился журнал «Шишкин Лес», а в марте 2007 года и целый круглосуточный Детский семейный образовательный канал, вещающий через спутник.
Циклы программ «Шишкин Лес» и «Шишкина школа» на телеканале «Радость моя»
Телепроект «Шишкин Лес» — цикл веселых познавательных программ, способствующих гармоничному развитию ребенка. Предназначен для просмотра детьми дошкольного и младшего школьного возраста, при этом наверняка будет интересен и родителям, так как каждый из младших обитателей сказочного Шишкиного Леса представляет собой узнаваемый тип детского характера. Наблюдая за приключениями обитателей Шишкиного Леса, юные зрители учатся жить в мире, уважать старших и помогать младшим, дружить, прощать и понимать друг друга, преодолевать трудности, различать в жизни добро и зло. В 2011 году на телеканале «Радость моя» стартовал новый проект с теми же персонажами. Программы цикла «Шишкина школа» — образовательные, их назначение — познакомить детей с основами школьных дисциплин, облегчить процесс подготовки к школе.
Журнал «Шишкин Лес» и его книжные собратья
В 2006 году, спустя 2 года после первого выхода в эфир передачи «Шишкин Лес», на Украине вышел первый номер одноименного журнала. За основу журнальных историй были взяты сценарии авторского коллектива, работающего над одноименным циклом телепрограмм. Журнал «Шишкин Лес», как и его телевизионный предшественник, сразу же завоевал симпатии большого круга читателей, поэтому спустя некоторое время, в декабре 2007 года, у журнала появился его российский собрат. Детский журнал «Шишкин Лес» распространяется в розницу и по подписке. В 2010 году серия изданий с персонажами «Шишкиного Леса» дополнилась книжками-раскрасками и «Азбукой дорожного движения для малышей».
25 января. День рождения И. Шишкина
Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом великом живописце и научить их воспринимать произведения искусства.
Расскажите детям
Наверное, нет в нашей стране человека, которому было бы незнакомо это имя. Иван Иванович Шишкин вошел в отечественную историю как выдающийся живописец, воспевавший в своих полотнах красоту родной природы. Больше всего И. Шишкин любил рисовать пейзажи, на своих картинах он изображал поля, луга, леса и реки, всё то, что окружает нас и радует глаз.
Глядя на его картины даже не верится, что все это нарисовано, так точно художник смог изобразить каждую травинку, каждое дерево. Но несмотря на большое сходство с живой природой, пейзажи на его полотнах выглядят ещё и загадочно, будто таят в себе что-то неведомое и сказочное.
Одно из самых известных произведений И. Шишкина — картина «Утро в сосновом лесу». Мы видим на ней глухую чащу леса и его обитателей — медведицу и медвежат. Пейзаж живописец нарисовал сам, а вот изобразить медвежат поручил своему другу художнику Константину Савицкому. Эта картина так популярна, что ее репродукция даже украшает обертку шоколадных конфет «Мишка косолапый».
Список дел на день
Проведите фестиваль, посвященный художнику И.Шишкину, у себя дома!
Вот каким творчеством можно заняться в этот праздник!
Все идеи для тематических поделок можно найти в разделе сайта «Пейзаж. Занятия по рисованию».
Зимний пейзаж в нетрадиционной технике. Изобразить иней на деревьях дошколятам помогла мятая бумага.
При рисовании этого зимнего пейзажа детсадовцы использовали соль и скотч.
Детсадовцы освоили нетрадиционную технику рисования — изобразили зимний пейзаж с помощью зубных щеток.
Нарисовать такую красивую зимнюю картину детсадовцам помогла изолента.
Передать текстуру снега на этом зимнем пейзаже юные художники смогли с помощью манной крупы.
Красивый зимний пейзаж можно не только нарисовать, но и изобразить с помощью техники аппликации креповой бумагой.
Картинка дня
Распечатайте бесплатно картинку и предложите ребенку раскрасить ее.
Автор заглавного фото: Лариса Середкина
Шишкин Лес. Потешки. День рождения
Шишкин Лес. Потешки. По грибыПодробнее
Шишкин Лес. Потешки. ГуслиПодробнее
Подарки на день рождения ВеснушкиПодробнее
Шишкин Лес. Потешки. Хоровод вокруг ёлкиПодробнее
Как Коксик и Зубок ко дню рождения Шуни готовилисьПодробнее
Шишкин Лес. Потешки. КорабликиПодробнее
Шишкин Лес. Потешки. Весёлый мартПодробнее
Шишкин Лес. Потешки. Весёлый мартПодробнее
Шишкин Лес. Потешки. МатрёшкиПодробнее
Шишкин Лес. Потешки. Коньки и лыжиПодробнее
10 неизвестных: певец леса Иван Шишкин
Иван Шишкин «Утров сосновом бору», 1889
По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников m24.ru запустило новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляться с ним в музей начиная со вторника.
25 января исполнилось 184 года со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина. Помимо картины «Утро в сосновом бору», которую каждый знает с самого детства по конфетной обертке, художник создал огромное количество прекрасных живописных полотен, этюдов, графических рисунков и офортов.
Иван Шишкин «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1864-1865
Окончив Петербургскую Академию художеств с золотой медалью, Иван Иванович Шишкин в 1862 году уезжает за границу. Спустя несколько лет путешествия по странам Европы, он остановился в Германии, где стажировался в местной академии художеств в 1864–1865 годах. Здесь, в окрестностях Тевтобургского леса, он создал несколько пейзажей, которые по своему духу были близки видам северной русской природы.
Иван Шишкин «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872
С приездом на родину Шишкин сближается с членами Артели художников, вокруг которой группировались представители творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. Илья Репин вспоминал о нем так: «Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней».
Иван Шишкин «Рожь», 1878
Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако часто Шишкин компоновал детали разных пейзажных видов в одну композицию. В пейзаже «Рожь» объединены два традиционных для художника мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые современник художника критик Владимир Стасов сравнивал с колоннами древнерусских храмов.
Иван Шишкин «Лесные дали», 1884
Постепенно лес для Шишкина становится таким же первоэлементом мироздания, как море или небо, но одновременно приобретает значимость национального символа России. Картина «Лесные дали» была написана на Урале. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ величественной природы. Критики писали: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдали поверхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством».
Иван Шишкин «Кора на сухом стволе», 1889-1890
Разрабатывая тему природы и русского леса, Шишкин становится виртуозным мастером детали, различая деревья на полотнах художников по типу листвы и коры, тщательно прописывая цветы и травы. Он был дружен с членами Академии художеств и передвижниками, неизменно поражая всех своими знаниями в области ботаники. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях.
Иван Шишкин «Гнилое дерево, покрытое мхом», 1890
«Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать,» – писал художник Виктор Васнецов о своем друге.
Иван Шишкин «Дубы при солнечном освещении», 1890-е
В 1890-е годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Поэтому иногда Шишкин работает в эскизной, импрессионистической манере, лишь намечая форму, но не прорабатывая детали. Поэтому среди его пейзажей, наполненных солнечным светом и воздухом, все чаще появляются туманные состояния природы предрассветного часа или практически монохромные зимние пейзажи.
Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891
К тому же периоду относятся и пейзажи с дождливой погодой. Художник вспоминал: «. Неповторимая минута: в сыром воздухе леса, сквозь сизую прозрачную клубящуюся пелену пробивается солнечный луч, он будто стремительно расталкивает ветви, листья, разбивается тысячей бликов в лужах, внезапно красит бронзой стволы деревьев». По воспоминаниям друзей, случалось, что Шишкин хватался за холст и краски и специально бежал в лес, когда начинался дождь, чтобы успеть запечатлеть мгновение. Известно, что Шишкин не умел рисовать животных и практически не изображал людей на своих картинах. Три маленькие фигурки на этом полотне – удивительно редкий пример.
Иван Шишкин «Цветы на опушке леса», 1892-1893
Несмотря на интерес к передаче свето-воздушных эффектов, появившийся в 1990-е годы, Шишкин до конца жизни оставался верным своей манере письма и любви к деталям. Бархатистая зелень не слипается на картине в единую красочную массу: между листьями и стволами деревьев остается воздух, а благодаря такому построению композиции, когда в центральной части находится перспектива и «выход» из этой зеленой кущи, в картине появляется пространство и глубина.
Иван Шишкин «В парке», 1897