я прозревал глупея с каждым днем высоцкий

Я прозревал, глупея с каждым днем

Я знал, что, отрываясь от земли,-
Чем выше мы, тем жестче и суровей;
Я шел спокойно прямо в короли
И вел себя наследным принцем крови.

Пугались нас ночные сторожа,
Как оспою, болело время нами.
Я спал на кожах, мясо ел с ножа
И злую лошадь мучил стременами.

Я улыбаться мог одним лишь ртом,
А тайный взгляд, когда он зол и горек,
Умел скрывать, воспитанный шутом,-
Шут мертв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик.

Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий:
Вдруг стало жаль мне мертвого пажа,
Я объезжал зеленые побеги.

Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых, и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих.

Я прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нем
Не нравились,- и я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье,-
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.

С друзьями детства перетерлась нить,
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами «быть, не быть»,
Как над неразрешимою дилеммой.

Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошел на зов,- сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

Владимир Высоцкий. Мой Гамлет

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Мой Гамлет

Я только малость объясню в стихе —
На все я не имею полномочий…
Я был зачат, как нужно, во грехе —
В поту и в нервах первой брачной ночи.

Я знал, что, отрываясь от земли,
Чем выше мы, тем жестче и суровей;
Я шел спокойно — прямо в короли
И вел себя наследным принцем крови.

Я знал — все будет так, как я хочу.
Я не бывал внакладе и в уроне.
Мои друзья по школе и мечу
Служили мне, как их отцы — короне.

Не думал я над тем, что говорю,
И с легкостью слова бросал на ветер.
Мне верили и так, как главарю,
Все высокопоставленные дети.

Пугались нас ночные сторожа,
Как оспою, болело время нами.
Я спал на кожах, мясо ел с ножа
И злую лошадь мучил стременами.

Я знал — мне будет сказано: «Царуй!» —
Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег.
И я пьянел среди чеканных сбруй,
Был терпелив к насилью слов и книжек.

Я улыбаться мог одним лишь ртом,
А тайный взгляд, когда он зол и горек,
Умел скрывать, воспитанный шутом.
Шут мертв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик.

Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий:
Вдруг стало жаль мне мертвого пажа,
Я объезжал зеленые побеги…

Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих.

Я видел — наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства.
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.

Я прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный как паук,
Все постигал: недвижность и движенье, —
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду — им опроверженье.

С друзьями детства перетерлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами — «быть, не быть»,
Как над неразрешимою дилеммой.

Но вечно, вечно плещет море бед,
В него мы стрелы мечем — в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.

Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошел на зов, — сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

В непрочный сплав меня спаяли дни —
Едва застыв, он начал расползаться.
Я пролил кровь, как все. И, как они,
Я не сумел от мести отказаться.

А мой подъем пред смертью есть провал.
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на Датскую корону, —
Но в их глазах — за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.

Источник

Где же ты, желтоглазое племя мое?!

Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу!
Отказали глаза, притупилось чутье.
Где вы, волки, былое лесное зверье,
Где же ты, желтоглазое племя мое?!

. Я живу, но теперь окружают меня
Звери, волчих не знавшие кличей,-
Это псы, отдаленная наша родня,
Мы их раньше считали добычей.

Владимир Высоцкий. Конец охоты на волков.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Сегодня день памяти Владимира Семеновича Высоцкого

И снизу лёд и сверху — маюсь между,—
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно — всплыть и не терять надежду,
А там — за дело в ожиданье виз.

Лёд надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека — сорок с лишним,—
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
1980

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю.
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою,
я куплет допою —
Хоть мгновенье ещё постою
на краю.

Сгину я — меня пушинкой ураган сметёт с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою,
я куплет допою —
Хоть мгновенье ещё постою
на краю.

Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые.
Коль дожить не успел, так хотя бы — допеть!

Я коней напою,
я куплет допою —
Хоть мгновенье ещё постою
на краю.

Я знал, что, отрываясь от земли,-
Чем выше мы, тем жестче и суровей;
Я шел спокойно прямо в короли
И вел себя наследным принцем крови.

Пугались нас ночные сторожа,
Как оспою, болело время нами.
Я спал на кожах, мясо ел с ножа
И злую лошадь мучил стременами.

Я улыбаться мог одним лишь ртом,
А тайный взгляд, когда он зол и горек,
Умел скрывать, воспитанный шутом,-
Шут мертв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик.

Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий:
Вдруг стало жаль мне мертвого пажа,
Я объезжал зеленые побеги.

Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых, и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих.

Я прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нем
Не нравились,- и я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье,-
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.

С друзьями детства перетерлась нить,
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами «быть, не быть»,
Как над неразрешимою дилеммой.

Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошел на зов,- сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

Конец «Охоты на Волков», или Охота с вертолетов

Те, кто жив, затаились на том берегу.
Что могу я один? Ничего не могу!
Отказали глаза, притурилось чутье.
Где вы, волки, былое лесное зверье,
Где же ты, желтоглазое племя мое?!

КУПОЛА
Михаилу Шемякину

Грязью чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что «я люблю»,-
То же, что дышу, или живу!

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что, если не любил,
Значит, и не жил, и не дышал!

Но многих захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько не зови.
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибшим от невиданной любви.

Их голосам дано сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах.
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Высоцкий. Глава 4. Быть или не быть самим собой

Русскому Гамлету –
Владимиру Высоцкому
от современницы…

…Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век и люди в нём
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный как паук,
Всё постигал: недвижность и движенье, –
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду – им опроверженье.
С друзьями детства перетёрлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами – «быть, не быть»,
Как над неразрешимою дилеммой.
В. Высоцкий
«Мой Гамлет», 1972

За моим окном июль, жарко и душно. Лето 2018-го испытывает нас сухостоем, не спасают даже привычные степные ветры и сквозняки открытых окон. В городе суета, восторги и нервозность чемпионата мира по футболу, и в честь него устроен красочный Фестиваль болельщиков Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Болельщики, с опознавательными знаками на щеках и на лбу, толпятся у Волги, но сегодня в местах сбора технический день. Завтра и послезавтра финальные игры – что будет при таком ажиотаже? Надеюсь, обойдётся без эксцессов – милиция весь месяц начеку.
На Центральной набережной развернута фан-зона, завтра там будут «зажигать» ансамбли «Русь» и «Тихий Дон» – казачьи пляски поддадут жару июлю. А послезавтра гости и хозяева закатят прощальную гастроль с речами и парадом флагов, швейцарским роком и рэпом, обещают и какую-то электронную музыку… а интересно, песни Высоцкого будут крутить? У него ведь про футбол отличные песни есть. Например, песня «Вратарь», которую он посвятил Льву Яшину, «Марш футбольной команды «медведей» и «Песня про правого инсайда». А самая весёлая – «Разговор с женой после чемпионата мира по футболу», та, что начинается словами «Комментатор из своей кабины». В ней упомянуты бразильцы Пеле с Тостао и наш Анатолий Бышовец.
Высоцкий с футболистами дружил, пел для них часто – и они его уважали. Очень! Кстати, имеются и другие точки соприкосновения судеб: бразилец Тостао родился 25 января – как и Владимир. А футболист «Спартака» Фёдор Черенков, родился 25 июля – так он с 1980-го года вместо своего дня рождения отмечал день памяти Высоцкого.
Была у Высоцкого и любимая команда: спортивная команда армейцев. В их музее хранится его подарок с надписью: «Любимому великому клубу ЦСКА от преданного болельщика». А написано это на афише «Гамлета»…
Гамлет! Машинально заглядываю в календарь на мониторе: 13 июля. Ну, конечно, это неслучайное совпадение! Память всегда высветит нужное: именно числом 13 июля помечена в дневнике Аллы Демидовой запись о предпоследнем спектакле Высоцкого:
«…В 217-й раз играем «Гамлета». Очень душно. И мы уже на излёте сил – конец сезона, недавно прошли напряжённые и ответственные для нас гастроли в Польше. Там тоже играли «Гамлета». Володя плохо себя чувствует; выбегая со сцены, глотает лекарства. За кулисами дежурит врач «скорой помощи». Во время спектакля Володя часто забывает слова. В нашей сцене после реплики: «Вам надо исповедаться» – тихо спрашивает меня: «Как дальше, забыл». Я подсказала, он продолжал. Играл хорошо. В этой же сцене тяжёлый занавес неожиданно зацепился за гроб, на котором я сижу, гроб сдвинулся, и я очутилась лицом к лицу с призраком отца Гамлета, которого я не должна видеть по спектаклю. Мы с Володей удачно обыграли эту «накладку». В антракте поговорили, что «накладку» хорошо бы закрепить, поговорили о плохом самочувствии и о том, что, слава богу – отпуск скоро, можно отдохнуть. Володя был в мягком, добром состоянии, редком в последнее время. ».
Да уж, состояние расслабленности у Высоцкого весной и летом 1980-го бывало очень редко – да и причина такого состояния далеко не однозначна. Своего последнего «Гамлета», он сыграл 18 июля, и этот полубессознательный спектакль, запомнился всем, кто там был – но не все поняли, что этот выход Гамлета на публику был острой точкой, словно проткнул он её в сцене Таганки своим мечом.
А как он прожил до этой минуты два с половиной года с того дня в конце переломного 1977 года, когда встретил своего «ангела с заветным ключом» по имени Оксана?

Январь 1979 года ознаменовался ошеломляющим турне Высоцкого по Америке. За неделю он дал восемь концертов в шести городах! Нью-Йорк, Бостон, Нью-Джерси, Филадельфия, Детройт, Чикаго, Лос-Анджелес – всюду аншлаги! При этом по пути в Америку он успел дать концерт в Западном Берлине для русских эмигрантов.
Закончилось турне аккурат в день рождения Высоцкого – и он сразу улетел в Москву, где сыграл в спектакле «В поисках жанра». Испепеляющий ритм жизни! Но и заработок неплохой: во время только этих гастролей Высоцкий заработал больше, чем за всю свою карьеру артиста в Союзе за двадцать лет – и всё отдал Марине на лечение её старшей сестры.
В феврале, успев сыграть Свидригайлова на премьере спектакля «Преступление и наказание», он едет в Италию на съёмки телепередачи «Гулливер», а в конце месяца уже выступает в Ярославле, затем с Иваном Бортником отправляется в Ташкент, где они дают по три выступления в день – и снова столица. Из Москвы Высоцкий вылетает во Франкфурт-на-Майне, а оттуда едет с Мариной в Марсель. В конце марта, небольшая пауза – и в день космонавтики он уже в Торонто. Его яркое выступление в Канаде снимали телевизионщики, которым он после съёмок обронил с горькой иронией: «Опубликуете после моей смерти. в России поэты долго не живут».
Широкие горизонты, смена часовых поясов с коротким отдыхом в перелётах изнуряют, но Высоцкий справляется с собой и успевает в Москву на 15-летний юбилей Таганки – 23апреля. Новая песня на «капустнике» принята «на бис», но ему среди своих неуютно: поэт замечает косые взгляды и чует зависть коллег. И он не ошибается – о том, что многие актёры ТнТ его не любили, свидетельствовали и Оксана Афанасьева, и Юрий Любимов… да и от других это не скрылось.
Невероятная усталость и уже привычный разлад в душе не помешали Владимиру поехать с концертами в Удмуртию и Магадан, чтобы заработать на подарок ко дню рождения Марине, ожидающей его в Каннах. А в июне он уже был в Минске на очередных гастролях ТнТ и там снова бился о «шлагбаумы» органов, запрещавших ему выступления перед народом – и традиционно срывался, «уходил в пике»…
Лето 1979-го началось для Высоцкого в Италии, в Риме, где Марина Влади снималась в кинокартине «Мнимый больной» – прожил он там до 9 июля. Прекрасное «итальянское лето» было отмечено трагической гибелью в автокатастрофе Ларисы Шепитько, у которой Владимир должен был сниматься в фильме «Ты и я». Не получилось, не судьба, видимо… а судьба погнала его на гастроли в Узбекистан, где в день памяти святого равноапостольного князя Владимира показала свой норов: в гостинице Бухары сердце актёра неожиданно остановилось.
Вот что рассказала об этом дне Оксана Афанасьева: «В Бухаре Володя с утра пошёл погулять по рынку. Пришёл домой, и ему стало плохо. С нами был доктор Толя Федотов. Он вбежал ко мне в комнату: «Володе плохо». Я влетаю в гостиную – Володя мёртвый: нос заострился, не дышит, сердце не бьётся. ».
Обошёл в тот раз судьбу Владимир, спасли его, выходили – и после этого он отправился на месячные октябрьские гастроли «Таганки» в Тбилиси! Воистину, умение выживать – как заметил однажды Давид Карапетян, – было ещё одним талантом Высоцкого!
Выжить-то он выжил, но дыхание смерти обострило чувства, и разлад в душе дополнился предчувствием скорого конца. Горизонты больше не манили его – он маялся поисками себя в разломе смыслов бытия в таких разных мирах, как Россия и Запад, и мучился бессонницей и жаждой новых песен. Какое благо, что рядом была его «Офелия», которой он мог довериться и найти у неё полное понимание.
«Он часто не мог заснуть и говорил мне: «Я закрываю глаза и вижу белый лист бумаги, – рассказывала Оксана в одном из немногих интервью. – И слова, слова, – как «бегущая строка». Знаете, как бывает, если долго едешь по дороге и закроешь глаза… у тебя всё время перед глазами эта дорога. У Володи часто бывало такое состояние… «Просто бегут какие-то слова, слова и строчки…» Он их видел физически и мог считывать. Наверное, что-то у него складывалось в подсознании, а потом он это просто считывал. И если он находил что-то нужное, то вставал и записывал».
Не в те ли бессонные ночи 1979-го родились эти строки?

А следом обнажённо искреннее стихотворение «Мне скулы от досады сводит»:

Мне скулы от досады сводит:
Мне кажется, который год,
Что там, где я, – там жизнь проходит,
А там, где нет меня, – идёт!
А дальше – больше, каждый день я
Стал слышать злые голоса:
– Где ты – там только наважденье,
Где нет тебя – все чудеса!
Ты только ждёшь и догоняешь,
Врёшь и боишься не успеть,
Смеёшься меньше ты и, знаешь,
Ты стал разучиваться петь!
Как дым твои ресурсы тают,
И сам швыряешь всё подряд.
Зачем? Где ты – там не летают,
А там, где нет тебя, – парят…
…Живу, не ожидая чуда,
Но пухнут жилы от стыда –
Я каждый раз хочу отсюда
Сбежать куда-нибудь туда…

Год 1980-й начался неожиданным подарком ко дню рождения: 22-го января Ксения Маринина провела съемки выступления Высоцкого на Центральном телевидении для «Кинопанорамы» – первые в Отечестве они даровали надежды на желанное признание. Не знал он тогда, что передача эта будет показана лишь через восемь лет, но сам факт съёмок взбодрил. Владимир дарит Оксане несколько дней праздника в Ленинграде и отправляется оттуда к супруге в Венецию, а затем в Париж – облегчить душу общением с Михаилом Шемякиным. В апреле – Москва, короткий и тяжёлый курс лечения по очистке крови в Институте скорой помощи имени Склифосовского – и снова заграница.
В мае 1980 года – парижская наркологическая клиника «Шарантон» и стихи «Как зайдёшь в бистро-столовку», адресованные другу, сумевшему по-партизански скрытно проведать его в отделении для наркоманов:

После лечения Владимир успел сыграть три спектакля в Варшаве во время гастролей Театра на Таганке в Польше и отдохнуть с женой на юге прежде, чем наступила пора прощаться. Оба чувствуют, что расстаются навсегда.
«Сил у меня больше нет. Мы далеки друг от друга. Ты в последний раз машешь мне рукой. Я больше не вижу тебя. Это конец», – напишет Марина в своей нашумевшей книге. А Владимир… он давно живёт своей, неведомой жене, жизнью – об Оксане жена пока ничего не знает. Не знает она и об его метаниях, в коих он признался одной из знакомых Валерия Янкловича – Барбаре Немчик: «С Мариной уже не могу, но и без неё тоже не могу».
Попрощался Владимир и с «братом Мишкой», который много позже расскажет о своём предчувствии: «У него была уже такая странная-странная печать смерти в глазах. Я смотрел на него и думал: «В последний раз. Или – ещё нет? И оказалось – именно, в этой жизни – в последний».
Да, Шемякин не ошибся: 10 июня 1980 года Высоцкий навсегда распрощался с Парижем и с дорогими его сердцу парижанами.
Он ещё будет выходить на сцену в родном театре, даст концерты в Люберцах, Лыткарино и в подмосковном Калининграде. Там между песнями Высоцкий долго и трепетно будет рассказывать о юности, о Большом Каретном и о покинувших этот мир друзьях…а через день в последний раз явится перед зрителями в образе Гамлета и выплеснет в притихший зал отчаянно важный для него вопрос «Быть или не быть?» и горькие размышления на краю могилы…

Во мне два Я – два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты –
Другой стремится прямо на бега.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца, –
О, участь беспокойная моя! –
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давлю не то второе Я…

Как давно это было им осознано! И как провидчески описал он свою проблемную особенность, которая на длинном пути от Большого Каретного до Малой Грузинской, а затем в отчаянных рывках за горизонт будет определять всю его бурную жизнь! И как мистически его откровение совпадает с признанием Фауста:

Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнёт к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.
Гёте «Фауст», 1774 г.

Мучил ли Фауста вопрос «быть или не быть» неведомо, но перед выбором сберечь душу или отдать её Мефистофелю ради удовольствий жизни он стоял, и выбор ублажения плоти и тщеславия обошёлся ему очень дорого. Так пожелал Гёте, поселивший своего героя между Гамлетами эпохи Шекспира и эпохи Высоцкого, и очень может быть, что это Вильям Шекспир «вдохновил» его на создание персонажа столь близкого к мятежному принцу Датскому. Уж слишком важной оказалась проблема поиска ответа на вопрос «быть или не быть», порождающий множество других вопросов идентификации и самоопределения личности во враждебном социуме. Нелегко это, очень нелегко – о чём говорит Высоцкий в стихотворении «Мой Гамлет»:

Но вечно, вечно плещет море бед,
В него мы стрелы мечем – в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.
Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошёл на зов, – сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу…

Неужели он уже тогда, в 1972-ом, чуял, что век его будет недолгим? А ведь годом раньше он и песню написал – «О фатальных датах и цифрах» – за три года до своего 37-летия…

…Рассеянным взором ищу ответ в заоконье. «Не балует нас июль, не радует… душно до потери сознания. Сейчас бы на море уехать… на Азовское». Эта придушенная зноем мысль вдруг вызвала рой неожиданных ассоциаций: Танаис, развалины, тролли, пуговицы, Норвегия… с чего бы это? Какая тут связь с темой русского Гамлета? Странно всё-таки мы устроены: сколько мусору хранится в нашей памяти – чуть солнце расплавит – и всплывает нечто…
Не успеваю я как следует рассердиться на память, как та подкидывает новую шифровку: асы, Тур Хейердал, Григ…
Ну, да, я очень люблю музыку Эдварда Грига – с юности. Не знаю, почему она так рано запала мне в душу. Ведь о том, что скандинавы родом с Приазовья и, возможно, у нас общие предки, я узнала совсем недавно, лишь после открытий знаменитого Тура Хейердала. Это он уверенно заявил, что древние норвежцы именовали себя «асами» и что они пришли в Скандинавию с низовьев Дона, а наш город Азов есть не что иное, как «Ас хов» – «Храм асов». Голос крови? Не потому ли они так любят песню о друге из «Вертикали»?
Вот она связь с Высоцким! «Песня о друге»… и «зов предков»? А почему бы нет? Ведь ядром модели психики человека по Юнгу является коллективное бессознательное, его обнимает личное, а сверху мембраной: ощущение, мышление, чувство, интуиция – и лишь потом память. То есть ощущение способно протаранить все слои психики и, добравшись до ядра, разбудить нечто, недоступное прагматичному мышлению
Голос у Высоцкого был особенный, его энергетика ощущалась кожей и до дрожи пробирала родственные души – об этом свидетельствовали многие современники. Не потому ли и финны, и норвежцы так «запали» на Высоцкого? В Финляндии его «Песня о друге» стала национальной, а в Норвегии появился певец Йорн Оверли вдохновенно распевающий песни о Большом Каретном и «Купола». Будучи на гастролях в Польше, он впервые услышал записи Высоцкого и, по его собственному признанию, полюбил их, не зная русского языка – но чего только не сделает любовь! Всё завертелось и образовалось – и переполненные залы, и гастроли, и записи песен, и сборники, и премии. И наконец, как сообщает известный высоцковед Марк Цыбульский, в Осло организован «бард-клуб, в котором собираются поклонники и последователи Владимира Высоцкого…
Однако я отвлеклась. С чего началось моё норвежское отступление?
С того, что мне по нраву музыка Грига. Да, его музыка меня вдохновляет. Особенно «Зимнее величие», «Утро» и «Песня Сольвейг» из пьесы «Пер Гюнт»….
«Пер Гюнт»! Вот откуда тролли и пуговицы в моём мираже! Из сказочной истории Генрика Ибсена о молодом поэте, который предав любовь к Сольвейг, пытался соединить творчество и удобства жизни. Он лицемерил, лгал, кичился своей исключительностью, трусил и унижался, мстил, предавал и тешился в любом окружении – будь то тролли, обезьяны, работорговцы. Пятьдесят лет он искал ответ на вопрос быть ему самим собой или быть самим собой довольным и, не сумев сохранить свою самость, потерял талант и стал ничем, недостойным даже ада. Состарившись и телом, и душой, он возвращается домой, и тут появляется некий Пуговичник и заявляет Перу, что ему пора на переплавку. Пер Гюнт в ужасе, и Пуговичник обещает отпустить его, если он докажет, что хотя бы одно мгновение был самим собой – и тут раздаётся песня Сольвейг об их с Пером любви. Она ждала его всю жизнь, оставаясь самой собою независимо от мнения толпы, и в её душе он тот же, каким был, когда они любили друг друга – то есть цельный и свободный человек…
Как эта история относится к Высоцкому? Да просто главный герой в ней тоже Поэт, который ищет ответ на тот же вопрос, что и Гамлет – «быть или не быть?», но в более конкретных координатах – быть Человеком или троллем. По разъяснению Повелителя троллей внешняя разница между ними невелика, но установки в жизни разные: Человек велит себе быть самим собой, а тролль – быть самим собой довольным. Самодовольство – враг развития и творчества, оно убивает потребность в самоактуализации, в полной и свободной реализации своих способностей, а творчество – это беспрестанное движение. А если учесть, что, как утверждал Карл Юнг, каждый творчески одарённый человек – это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств, то движение это требует смелости. Как правило, творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры, поскольку недостатки своего реального «Я» она компенсирует достоинствами творческого «Я».
И, кстати, по мнению писателя Викентия Вересаева самобытным может быть лишь тот художник, который живёт своей своеобразной внутренней жизнью и во всем является самим собою. Внутренняя жизнь есть, фактически, у каждого, а вот быть самим собой далеко не всем удаётся – это очень нелегко быть предельно искренним, смелым и независимым и не допускать разлада сознания со своей бессознательной сущностью.
Что касается Владимира Высоцкого, искренности, смелости и независимости в нём было с избытком, а вот насчёт разлада сознания со своей бессознательной сущностью – не всё так однозначно. Иначе не было бы тех «уходов в пике» и попыток восстановиться «витаминами», которые свели его в могилу в рассвете лет и таланта, на вершине успеха.
И стихов бы этих, написанных в 1979 году, не было. Здесь каждый катрен кричит о душевном разладе:

Это тоже Гамлет, только теперь вопрос «быть или не быть?» превратился в «быть! и бороться за жизнь и честь называться Поэтом!». Хотя жил он также – в беспокойном движении на износ. И было «всё не так, ребята».
Слишком многое изменилось за девять лет. Гамлета, ровесника шекспировскому принцу Датскому, больше нет. Об этой метаморфозе хорошо сказала Алла Демидова: «Начинал он в «Гамлете» с узнаваемых мальчиков 60-х годов, послевоенное детство которых прошло в московских дворах, где нужна была физическая сила, где все старались быть вожаками. Для таких Гамлетов не существовали сомнения и не вставали вопросы «быть или не быть». Был только ответ «быть»… Закончил же он эту роль мудрым философом, с душевной болью, с неразрешимыми вопросами и глубокой ответственностью перед временем и людьми. ».
Он недоволен собой, совестится за приступы слабости и самодовольства или самоунижения, чуя близкий конец, боится не успеть сделать всё, что задумано:

Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика.
Так погибают замыслы с размахом,
Вначале обещавшие успех,
От промедлений долгих.

«Противоречие между высоким долгом и реальной жизнью, бытом, в конце концов, сломало его, – пишет в своих воспоминаниях о Высоцком Алла Демидова. – Его жизнь – это буйство страстей. Постоянное ощущение, что мог бы сделать больше. Отсюда постоянные срывы. Резкие разрывы с друзьями – не прощал малейшего предательства. Иногда разрывал очень жестоко… К концу жизни он меньше стал «вбирать в себя» посторонних людей, как он раньше сам говорил про себя, хотя по-прежнему его дом был с открытыми дверями…».
«С друзьями детства перетёрлась нить. Нить Ариадны оказалась схемой…», – устами Гамлета делится со зрителями своей печалью Высоцкий. Одни ушли в мир иной, другие отдалились постепенно и по разным причинам. Редело его пространство, началось это не внезапно, и длилось семь лет.

По сути, все произведения и роли Высоцкого зеркальны бытию – и наоборот.
Галилеем, альпинистом и Гамлетом он был не только на сцене и в кино, он «вращал землю» и покорял вершины, боролся с призраками снов и галлюцинаций в стихах и в жизни. И, если в фильме «Служили два товарища» сестра милосердия в исполнении Ии Савиной была «соломинкой спасения» белого офицера в беспросветной ситуации – то в жизни Высоцкого эту роль сыграла Оксана Афанасьева. За неё он, как и Брусенцов, ухватился в предчувствии скорого конца, однако, в жизни, где он чаще всего ощущал себя Гамлетом, Оксана была его Офелией, которую он в отличие от Гамлета баловал и оберегал, как только мог себе позволить.
«А как же его жёны?» – может поинтересоваться вдумчивый читатель. Кем он был, когда влюблялся в них? Ну, что ж, проверим верность моей гипотезы, идя от полноводного устья реки судьбы нашего героя к истоку её.
Последней женой и «вдовой в законе» стала «Колдунья». Влюбился он в неё, будучи Галилеем, а женился на ней – 1 декабря 1970 года без пяти минут в Гамлетом – уже вовсю шли репетиции спектакля.
Любила ли «Колдунья» Высоцкого? Конечно, любила! Думается, его единственного из своих четырёх мужей она любила по-настоящему. Вот её признание: «Долгие годы мне нравилось быть любимой. Я любила мужчин – мне нравилось в них моё отражение… У меня необычайная жажда быть любимой, единственной, землёй и небом. Быть всем. И если я замечаю, что это совсем не то, я спускаюсь с небес. Володя заставил меня измениться. Иногда он нуждается в материнской помощи, чтобы я потрепала его за уши. Он меня подавляет своими признаниями: «Я приношу всё к твоим ногам, но отдавай мне тоже всё…».
Да, Марина Влади любила нашего русского Гамлета – любила и прощала ему многое, правда, иногда жаловалась Давиду Карапетяну: «Странная закономерность! Чем больше они нас мучают, тем сильнее мы их любим».
Второй женой будущего Гамлета была «американская кинозвезда Эва Пристли», роль которой исполняла юная Людмила Абрамова в триллере «713-й просит посадку». Сам же Высоцкий в этом фильме был молодым, подающим надежды американцем-морпехом. Расписались они с Людмилой 25 июля 1965 года. Она была верным другом, образцовой женой и матерью его сыновей, но, несмотря на незаурядность личности, верность и посильную помощь мужу в творчестве, сделать из него приличного семьянина ей не удалось. И здесь он, как в театре играл несколько ролей в пьесе своей жизни: непоседливого мужа и отца и любовников Колдуньи и партнёрши в театре, родившей ему дочь в 1972 году. Абрамова отпустила Владимира к Марине Влади, считая, что: «его право выбора – святой закон».
Какую роль играл девятнадцатилетний Высоцкий, когда встретил свою первую любовь? Не ведаю. Думаю, в этом случае он был самим собой. Хотя…
Явление странной мысли совпало с первыми раскатами грома надвигающейся грозы. В открытое окно дохнуло долгожданной свежестью – и я сочла этот порыв ветра утверждением моей догадки: да! Той весной, когда Владимир впервые увидел Изольду – «О нашей встрече – что там говорить! – Я ждал её, как ждут стихийных бедствий» – он был молодым Пер Гюнтом. Не знаю, был ли тогда в СССР на виду и слуху этот лирический герой асов, но то, что в начале 60-х годов по радио часто передавали песню Сольвейг, я точно помню. И о том, что в 1968 году на ЛенТВ был снят телевизионный фильм «Пер Гюнт», знаю – есть у меня этот ролик!
Волчек и Изуля – как Иза и Владимир звали друг друга, были сумасбродной и пылкой парой под стать Перу и Сольвейг.
Изольда, как и Сольвейг, всю жизнь любила только своего Вовочку и только она одна из трёх жён носила его фамилию. Этому чувству были отданы искренние и романтичные годы юности, полные надежд, любви и веры в неизбежное счастье. Иза, как и Сольвейг, была цельной и самобытной личностью, она знала и любила Высоцкого задолго до того, как тот стал звездой. Любила такого, каким он был, и не пыталась переделывать его на свой вкус. С ней Высоцкий пять лет был самим собой, пока не поддался искушению.
Иза не хотела и не умела жить во лжи и не приняла Владимира после измены – но любить его не перестала. Ни обиду, ни ревность, ни осуждение не впустила она в свою душу и спокойно перенесла то, что её, фактически, вычеркнули из жизни Высоцкого, не упоминая в официальных бумагах и сетевых справочниках. Она долго и упорно молчала, избегая жёлтопёрых журналистов, и лишь через двадцать пять лет после кончины Высоцкого отважилась на книгу об их с Володей любви – удивительно искреннюю и поэтичную книгу «Короткое счастье на всю жизнь».
Вот некоторые отрывки из этого творения – в них любовь и вечно юная душа Изольды. Пусть они будут лирическим отступлением этого эссе…

…Ливень хлынул внезапно и безудержно – словно оплакивал вместе со мной чёрную весть: 20-го июля 2018 года скончалась народная артистка России Изольда Высоцкая…
Она, как и он, ушла на утренней заре – смиренно и тихо. Странные мистические знаки их любви дополнились новым. Они родились под одними созвездиями – она 22 января, он – 25-го, и все годы, пока были рядом, отмечали свои дни рождения в один день. Они и умерли почти в один день в роковом для них июле. Теперь они вместе…
Светлая память вам, Изольда и Владимир!

Ливень за окном повис тяжёлым занавесом. Всплески упругих струй, бьющихся в бурную реку на шоссе, похожи на аплодисменты. Размытые огни окон дома напротив моей пятиэтажки уподобились рампам. «Вся жизнь – театр»…
Жизнь коротка – особенно у Поэтов, обречённых на посмертную славу. О, как щедры у нас на посмертные почести! Они как торжество самодовольства признанных властями «мэтров», сбившихся в угодные им сообщества, и судящих творчество не похожего на них сотоварища.
«Это же поэзия! Как можно подходить к ней с деревянной меркой?» – хочется повторить вслед за Адамом Ханушкевичем, бывшим директором польского Театра «Народовы» в эпоху Высоцкого.
Он же сказал и эти нужные слова: «Я думаю, что Володя был очень счастлив. Несмотря на то, что искусство это страдание и одиночество. Всё равно он был очень счастлив. И даже его преждевременный уход – тоже большое счастье… Никакая глупость его уже не коснётся. И не заденет. Гений должен уйти вовремя. ».
Ливень затих и занавесил дали лёгким маревом, из-за которого сдавленным выдохом донёсся до меня густой и до боли знакомый голос умирающего Гамлета:

КОДА
Из книги Давида Карапетяна
«Владимир Высоцкий. Между словом и славой»:

«Что ж ты резанул нас по сердцу, крутанулся, как детский волчок, и перенёсся из этого света в тот, заставив всех скорчиться от боли в одуряющем мареве июльского пекла? 26 июля. Вечер. Коньяк. Фужер, другой, третий. Гулкий бой сердца, бессилие алкоголя и смутное ощущение вины. Подъезд твоего дома. Внезапное чувство страха в мрачной коробке лифта и пролёты, бесконечные пролёты лестниц. В гостиной в зловещем безмолвии сидят окаменевшие родители и близкие родственники. А на кухне – нездоровое возбуждение. Только что прилетевшая Марина, Сева Абдулов, Валерий Янклович, врач Игорь Годяев, кто-то ещё. Чуть позже скорбящей Антигоной появится Белла Ахмадулина с нетрезвым Мессерером.
Всех их я не видел давно, очень давно. Янклович сразу же наливает мне полный стакан вина, а Сева растравляет сердце памятным экскурсом в минувшее: «А помнишь, как вы к племянницам Махно ездили?»
Видя мою оторопь, Марина великодушно пытается меня подбодрить: «Если тебе это приятно: он вспоминал о тебе, удивлялся, что ты так внезапно исчез. – И, после короткой паузы, движением головы она обозначает место твоего последнего присутствия в нашем бренном мире. – А ты что, ещё его не видел? Он – там!»
И я медленно направляюсь к дверям кабинета на наше с тобой бесповоротно последнее свидание, мой любимый и неповторимый товарищ, мой звёздный земной друг.
До встречи. До неизбежной встречи. »

…В день похорон Высоцкого в Театр на Таганке пришла телеграмма: «Сегодня все корабли Черноморского пароходства во всех акваториях мира приспустили государственные флаги».

…Много позже, в декабре 1989 года, в одном из интервью Валерию Перевозчикову хирург Владимир Баранчиков, оперировавший отца Высоцкого, рассказал удивительный, почти мистический случай:
«…В самый последний раз Володя был у нас на Бауманской 9 мая 1980 года. Там рядом Елоховская церковь. Сидели на кухне, Володя говорит:
– Слушай, я тут новую песню придумал… и запел «Купола»:

Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал…

И тут зазвонили в Елоховской. Окна были открытыми. Это было нечто…»

Горят, сияют «Купола» над Богоявленским кафедральным собором в Елохово – и над главным престолом, освящённым в честь праздника Богоявления, и над приделами – в честь святителя Николая и в честь праздника Благовещения, и над Колокольней.
Взывают к Небесам золотые купола над православным Храмом, который возведён в XVII веке и никогда не закрывался – даже в самые тяжёлые времена России…

…Горят, сияют купола и над Волгой-матушкой – золотые купола корабля «Святой благоверный князь Владимир», с портретом Высоцкого на борту. Это он сподвиг волгоградцев на строительство плавучего храма. А началось всё в ясный апрельский день 1996 года, когда с новороссийского порта стартовало кругосветное плавание, посвящённое памяти Высоцкого.
Небольшая яхта из Волгограда, носящая имя поэта, отправилась по маршруту Стамбул – Афины – Афон – Марсель – Мальта – Касабланка – Канарские и Бермудские острова – Нью-Йорк – Торонто. Экипаж из четырёх человек, включая капитана яхты Владимира Корецкого, с благословения архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа предпринял долгое и опасное плавание.
Претерпев нелёгкие испытания штормами и чудом уцелев, осенью волгоградцы вернулись домой. В ознаменование благополучного исхода этого чрезвычайно опасного плавания стараниями Корецкого в 1998 году Волгограде один за другим появились два плавучих храма: «Святитель Иннокентий» в 1998 году и «Святитель Николай» – в 2000-ом. А ещё через четыре года при помощи международной благотворительной организации «Церковь в беде» был построен третий плавучий храм, названный в честь небесного покровителя Владимира Высоцкого – «Святой благоверный князь Владимир». Он значительно отличается от первых двух: этому храму не страшно мелководье, он самоходный, поскольку оборудован на бывшем военно-десантном корабле «Олёкма». На его освещении присутствовало более тысячи волгоградцев, а также представители властей, священники других епархий и зарубежные гости. Все три волгоградских храма базируются у причала на набережной имени Высоцкого – на территории яхт-клуба «Парус».
На корабле-храме «Святой благоверный князь Владимир» находятся частицы мощей Святого Федора Ушакова и Святого Александра Невского, переданные настоятелем Санаксарского Рождество-Богородничного мужского монастыря и Епархиальными властями Санкт-Петербурга. Получил храм дар и от Президента России Владимира Путина – икону святых апостолов Петра и Павла.
С тех пор и поныне бороздит волны Волги волгоградский корабль-храм с портретом Высоцкого на корме, заходя в поселения, где нет церквей, и несёт в люди Божье Слово, помогает им и упреждает:

Всех нас зовут зазывалы из пекла
Выпить на празднике пыли и пепла,
Потанцевать с одноглазым циклопом,
Понаблюдать за Всемирным потопом.
Бей же, звонарь, разбуди полусонных,
Предупреди беззаботных влюблённых,
Что хорошо будет в мире сожжённом
Лишь мертвецам и ещё не рождённым!
В. Высоцкий, «Набат», 1972

1. Коллаж автора очерка
2. На переднем плане Вова Высоцкий и овчарка Карат в г.Гайсин, Украина, 1950 год.

3. В нижнем ряду памятники Владимиру Высоцкому в городах:
><> Самара. Памятник, представляющий собой многофигурную композицию, установлен 25 января 2008 года у Дворца спорта ЦСК ВВС, где поэт впервые выступал перед большой аудиторией в 1967 годы. Причём дважды: в мае и в ноябре. Высоцкий стоит в стилизованной римской тоге-плаще, с обнажённым плечом, опираясь на гитару, и напоминает образ древнего философа. На заднем плане стена с барельефом в виде стилизованной театральной сцены, на которой находятся 4 персонажа. Справа изображен человек в плаще с капюшоном, держащий чашу с поникшим над ней цветком – «чёрный человек», о котором пел Владимир Высоцкий. Слева на фоне тюремной решетки – надзиратель со связкой ключей в руках, в центре – женщина с лицом Марины Влади у дерева, на ветке которого сидит сладкоголосая полудева-полуптица, символизирующая возлюбленную и музу Высоцкого, держащую в руках книгу, из которой выползла маленькая змея. Автор монумента – Михаил Шемякин.
><> Москва, внутренний дворик Театра на Таганке. Бронзовый памятник работы московского скульптора Геннадия Распопова, открыт 25 января 1988 года.

4. В центре:
><> Иза Высоцкая после юбилейного спектакля в 2017 году.
><> Корабль-храм «Святой благоверный князь Владимир» на Волге, город Волгоград.

5. В верхнем ряду:
><> Владимир Высоцкий в роли Гамлета на фоне неба с малой планетой его имени. Рядом – Оксана Афанасьева в образе Офелии.
><> Памятники Владимиру Высоцкому в городах:
<> Ростов-на-Дону. Памятник появился в Ростове-на-Дону в 2014 г. Расположен около здания Дома кино на улице Пушкинская. Автором двухметровой скульптуры из бронзы стал известный в Ростове скульптор Анатолий Скнарин, который был знаком с поэтом лично. Идея поставить памятник поэту возникла ещё в 2009 году, в течение следующих пяти лет на изготовление скульптуры собирались средства. Скульптурная композиция представляет собой стилизованную сцену с занавесом, который, выходя к зрителям, распахивает Владимир Высоцкий.
<> Одесса. Памятник установлен в сентябре 2012 года возле здания Одесской киностудии, где Высоцкий снялся в восьми фильмах среди которых: «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Короткие встречи», «Интервенция», «Служили два товарища», «Место встречи изменить нельзя». Скульптор – Александр Князик. На памятнике Высоцкий, за его спиной порванный парус: «Парус! Порвали парус! Каюсь! каюсь! каюсь!»

6. Ссылки на видео и стихи по теме приведены в первой рецензии.

Внимание! Можно увеличить картинку и рассмотреть памятники «ближе». Для этого зажмите одним пальцем клавишу Ctrl и осторожно покрутите колёсико мышки вперёд. Вернуть в исходное положение можно покрутив колёсико назад.

Источник

  • я пришел на праздник чтобы радовать татарок текст
  • Я прилетел сюда зачем то на ночь глядя текст
  • я приехала за 2 дня до свадьбы чтобы последний раз погулять с незамужней подругой история
  • я приглашаю вас на праздник текст
  • я пою тебе на ушко с днем рождения

  • Справочник номеров и подарков