что такое благочестие на основании библии

Содержание

Благочестие

01

Благочестие (калька с греч. εὐσέβεια) — христианская добродетель, неоднократно упоминаемая в Библии. В более позднем, византийском, употреблении часто используется как синоним богословского значения «правоверие».

Благочестивая душа знает Бога — ибо быть благочестивым значит исполнять волю Божью, а это означает знать Бога, т.е. когда кто старается быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, не любопрительным (склонный к словопрению), и делать все что угодно Богу (Антоний Великий).

quote top quote bottom

Под благочестием в христианстве понимается созидание себя сосудом Святого Духа, обретение благодати.

Быт. 6:8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.

Быт. 6:9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Честь — созидание себя сосудом достойному. Благочестие — Святому Духу.

Значение греческого термина

В классическом греческом языке это слово употреблялось в значении «уважение, страх, преданность» по отношению к родителям или языческим божествам (1Тим. 5:4, Деян. 17:23). В Библии оно употребляется в значительно более узком смысле «богобоязненности». Соответственно, акцент при толковании этого слова в библейском контексте следует делать не на внешние действия или предписания, посредством которых человек якобы может заслужить благосклонность Бога, а на внутреннее состояние страха Божьего, постоянного осознания приоритета Божьей воли в жизни верующего, которым и определяются поступки христианина.

Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.

В древнегреческой мифологии, когда Зевс решил погубить людей потопом, он разрешил спастись за благочестие супругам Девкалиону и Пирре.

Благочестие в Новом Завете

Практическое благочестие

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

Основа благочестия — чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина.

Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.

Характер

В характере христианина преобладает:

Внешний вид

В христианстве внешний вид (одежда, причёска, украшения) может рассматриваться как выражение внутренних качеств христианина — характера, системы ценностей. Не устанавливая конкретных строгих требований к внешности (в отличие от ислама), христианство обращает внимание на принципы, соответственно которым христиане призваны заботится о своём внешнем виде. К этим принципам относятся:

В согласии с этими принципами, во внешнем виде христианина желательны:

Между либеральными и консервативными христианами существуют определённые разногласия относительно некоторых вопросов, касающихся внешнего вида. По мнению христиан, придерживающихся консервативных взглядов в вопросах одежды, все части тела (кроме головы, рук, ступней) должны быть покрыты одеждой (чем меньше одежды, тем менее скромный вид). Поэтому для них неприемлемы мини-юбки, шорты, некоторые из них считают, что для женщин неприемлемо носить джинсы, брюки.

Достижение благочестия

По мнению христиан, собственными силами, полностью благочестивым, человек стать не может (из природной склонности человека ко греху). Однако, христианин призван прилагать максимум стараний для достижения благочестия.

Благочестивым человек может стать только с помощью Бога, искренне желая этого и прося Его об этом в молитве.

… конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения…

Проблемы, возникающие у благочестивых

Отношение других людей

В Новом Завете, открывается, что люди, желающие исполнить Волю Бога, будучи благочестивыми, обязательно встретят противников в лице неверующих людей, или людей, отрекшихся от силы благочестия.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

На практике известно, что люди, живущие очень правильно и разумно, своими праведными делами «мешают жить», тем, кто живёт более свободно и не имеет такого стремления.

Склонность человека ко греху

Согласно христианским представлениям, человек (даже христианин) по своей природе грешен (следствие первородного греха), и в его жизни постоянно проявляются различные дурные качества. Благочестивый человек стремится избавиться от них, изживая их из своего характера и прося Бога об этом в молитве. К таким качествам, например, относятся:

Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие.

Люди, названные в Библии благочестивыми

Греческий корень в именах

Корень греческого слова, переводимого на русский язык как «благочестие», присутствует в греческом имени Евсевий и произошедшем от него русском имени Евсей

Просмотров: eye2759

Создан: calendar2016-12-26

Источник: linkВикипедия

В закладки: file add Добавить

Источник

Благочестие (в христианстве)

Благочестие (в христианстве)

Благоче́стие (калька греч. εὐσέβεια ) — христианская добродетель, неоднократно упоминаемая в Библии.

Под благочестием в христианстве понимается созидание себя сосудом Святого духа, обретение благодати.

Быт.6:8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
Быт.6:9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Честь — созидание себя сосудом достойному. Благочестие — Святому Духу.

Содержание

Значение греческого термина

В классическом греческом языке это слово употреблялось в значении «уважение, страх, преданность» по отношению к родителям или языческим божествам (1Тим.5:4, Деян.17:23). В Библии оно употребляется в значительно более узком смысле «богобоязненности». Соответственно, акцент при толковании этого слова в библейском контексте следует делать не на внешние действия или предписания, посредством которых человек якобы может заслужить благосклонность Бога, а на внутреннее состояние страха Божьего, постоянного осознания приоритета Божьей воли в жизни верующего, которым и определяются поступки христианина.

Благочестие в Новом Завете

Практическое благочестие

Основа благочестия — чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина.

Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.

Характер

В характере христианина должны преобладать:

Внешний вид

В христианстве внешний вид (одежда, причёска, украшения) может рассматриваться как выражение внутренних качеств христианина — характера, системы ценностей. Не устанавливая конкретных строгих требований к внешности (в отличие от ислама), христианство обращает внимание на принципы, соответственно которым христиане должны заботится о своём внешнем виде. К этим принципам относятся:

В согласии с этими принципами, во внешнем виде христианина желательны:

Между либеральными и консервативными христианами существуют определённые разногласия относительно некоторых вопросов, касающихся внешнего вида. По мнению христиан, придерживающихся консервативных взглядов в вопросах одежды, все части тела (кроме головы, рук, ступней) должны быть покрыты одеждой (чем меньше одежды, тем менее скромный вид). Поэтому для них неприемлемы мини-юбки, шорты, некоторые из них считают, что для женщин неприемлемо носить джинсы, брюки.

Достижение благочестия

По мнению христиан, собственными силами, полностью благочестивым, человек стать не может (из природной склонности человека ко греху). Однако, христианин должен прилагать максимум стараний для достижения благочестия.

Благочестивым человек может стать только с помощью Бога, искренне желая этого и прося Его об этом в молитве.

Проблемы, возникающие у благочестивых

Отношение других людей

В Новом Завете, открывается, что люди, желающие исполнить Волю Бога, будучи благочестивыми, обязательно встретят противников в лице неверующих людей, или людей, отрекшихся от силы благочестия.

На практике известно, что люди, живущие очень правильно и разумно, своими праведными делами «мешают жить», тем, кто живёт более свободно и не имеет такого стремления.

Склонность человека ко греху

Согласно христианским представлениям, человек (даже христианин) по своей природе грешен (следствие первородного греха), и в его жизни постоянно проявляются различные дурные качества. Благочестивый человек стремится избавиться от них, изживая их из своего характера и прося Бога об этом в молитве. К таким качествам, например, относятся:

Люди, названные в Библии благочестивыми

Греческий корень в именах

Корень греческого слова, переводимого на русский язык как «благочестие», присутствует в греческом имени Евсевий и произошедшем от него русском имени Евсей

Источник

БЛАГОЧЕСТИЕ

Смотреть что такое БЛАГОЧЕСТИЕ в других словарях:

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

благочестие ср. Почитание Бога, соблюдение предписаний религии.

БЛАГОЧЕСТИЕ

благочестие с. уст.piety

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

в понятиях Святой Руси неукоснительное соблюдение правил веры, соединенное с добрым и хорошим поведением. «Не ведаю, — писал в XVII в. Павел Алеппский. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

Тес Тело Телеса Телега Тег Талиб Талес Таис Тагил Табло Табес Счет Счал Столб Стол Стог Стило Стела Стега Стебло Соч Соте Слот Слог Слет Слега Слаг Слабо Сито Сило Силач Сила Сиг Сиболг Сеча Сетбол Сет Сгиб Сбег Сати Сало Саго Сагиб Сабо Очес Очаг Отчал Отселе Отел Отгиб Ост Осгит Оса Олег Олеат Обсчет Обсе Облет Обл Обет Лот Логист Лог Лобие Лоб Лич Лита Лист Лис Лиго Лига Лечо Лето Леса Легист Легато Легат Лебег Ласт Лаос Лагос Лаг Лаб Итог Итл Иса Иол Илот Иго Игла Еле Гто Гот Гост Гос Гол Гоист Гоби Глот Глист Глет Глеб Глас Гит Гисто Гете Гет Гест Гелиос Гелио Геб Гач Гас Галс Гало Галич Галит Галиот Бочаг Бот Болт Более Тесло Тис Тога Бола Тол Час Богач Бог Боа Блог Часто Блат Бласт Чат Чебот Чего Челеста Чело Благочестие Бич Битла Чес Бис Биота Биос Биола Био Билет Чет Бигос Биг Числ Число Чисто Бета Бегло Бат Бас Багет Асебие Аист Аил Агит Чита Асболит Бал Балет Батог Бег Бела Белг Бес Бест. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

1) Орфографическая запись слова: благочестие2) Ударение в слове: благоч`естие3) Деление слова на слоги (перенос слова): благочестие4) Фонетическая тран. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕ́СТИЕ, я, ср.Набожность, благоговение.Прославляемо было всегда по всей подсолнечной благочестие Российских Монархов, твердость в православной вѣ. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

состояние, когда наше настроение и поступки определяются представлением о присутствии или действии источника блага – либо всемогущего существа, управляющего мировыми событиями, или морального принципа, переживание которого наполняет наше сознание. С точки зрения психологии религии различаются типы благочестия, к которым можно свести, например, различные представления о благе. В. Соловьев считал, что «благочестие выражает должное отношение человека к высшему началу и составляет индивидуально-душевный корень религии». смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

качество поведения отдельного человека, семьи, общественного или производственного объединения, выражающееся в соблюдении требований своей веры и Церкви, в поддержании своей чести, «честности» по отношению к Богу, как высшее проявление религиозной жизни. В разговорной речи употребляется шире, в смысле достойного поведения, честности, соблюдения нравственных норм и правил поведения, аккуратного выполнения своих обязательств. Благочестивый человек – это еще и человек надежный, определенный, достойный уважения. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

-я, ср. устар. Религиозность, набожность.— Все говорят, что в вашей пьесе нельзя разобрать, над каким благочестием вы смеетесь, над истинным или ложны. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

Rzeczownik благочестие f Archaiczny pobożność f Archaiczny bogobojność f

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

определяемость нашего настроения и наших поступков представлением о присутствии или действии некоего всемогущего, управляющего мировыми событиями существа или принципа, которое (представление) наполняет наше сознание. С точки зрения психологии религии различаются типы благочестия, к которым можно свести, напр., различные представления о благе. См. также *Всемирное благочестие*. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

благочестиеאֲדִיקוּת נ’* * *דבקותСинонимы: благочестивость, богобоязненность, набожность, пиетет, пиетизм, почитание, праведность, религиозность, свят. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

Ударение в слове: благоч`естиеУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: благоч`естие

БЛАГОЧЕСТИЕ

(2 с), Пр. о благоче/стииСинонимы: благочестивость, богобоязненность, набожность, пиетет, пиетизм, почитание, праведность, религиозность, святость, та. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

благочестиеСинонимы: благочестивость, богобоязненность, набожность, пиетет, пиетизм, почитание, праведность, религиозность, святость, тапас

БЛАГОЧЕСТИЕ

gudelighetСинонимы: благочестивость, богобоязненность, набожность, пиетет, пиетизм, почитание, праведность, религиозность, святость, тапас

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

сущ. ср. рода, только ед. ч.благочестя

БЛАГОЧЕСТИЕ

с. devozione f Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: благочестивость, богобоязненность, набожность, пиетет, пиетизм, почитание, праведность, религиозность, святость, тапас. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

с. книжн.piedad f, devoción f

БЛАГОЧЕСТИЕ

с. piété f, dévotion f

БЛАГОЧЕСТИЕ

благоче’стие, благоче’стия, благоче’стия, благоче’стий, благоче’стию, благоче’стиям, благоче’стие, благоче’стия, благоче’стием, благоче’стиями, благоче’стии, благоче’стиях. смотреть

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ

благочестие религиозность, почитание, пиетизм, пиетет, богобоязненность, святость, благочестивость, праведность, набожность

БЛАГОЧЕСТИЕ

БЛАГОЧЕСТИЕ благочестия, мн. нет, ср. (книжн. церк.). Отвлеч. сущ. к благочестивый; благочестивое поведение, настроение.

Источник

Благочестие

Благоче́стие – 1) образ жизни под­лин­ного хри­сти­а­нина, выра­жа­е­мый в любви к Богу и дея­тель­ном стрем­ле­нии к Нему, соблю­де­нии Его запо­ве­дей, истин­ном бого­по­чи­та­нии; 2) доб­ро­де­тель­ность; 3) дея­тель­ность Бога как Источ­ника и Пода­теля благ, направ­лен­ная в мир ( 1Тим.3:16 ).

Про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние – нече­стие.

Бла­го­че­сти­вая душа знает Бога – ибо быть бла­го­че­сти­вым значит испол­нять волю Божью, а это озна­чает знать Бога, т.е. когда кто ста­ра­ется быть неза­вист­ли­вым, цело­муд­рен­ным, крот­ким, щедрым по силе, общи­тель­ным, не любо­при­тель­ным (склон­ный к сло­во­пре­нию), и делать все что угодно Богу.
прп. Анто­ний Вели­кий

Бла­го­че­стие ложное, когда внеш­нее испол­ня­ется, а внут­рен­нее пре­не­бре­га­ется.
свт. Тихон Задон­ский

Бла­го­че­стие показ­ное и под­лин­ное

Бла­го­че­стие – доб­ро­де­тель, к кото­рой стре­мится каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Тем не менее, неко­то­рые люди, как пра­вило, новички в Церкви, не совсем пра­вильно пони­мают‚ что вклю­чает в себя это поня­тие. Обра­тимся к сло­варю: бла­го­че­стие – это истин­ное бого­по­чи­та­ние, бла­го­го­вей­ное при­зна­ние боже­ствен­ных истин и испол­не­ние их на деле (Тол­ко­вый сло­варь В. Даля). Но что необ­хо­димо для дости­же­ния такой высо­кой доб­ро­де­тели? В чем она выра­жа­ется? Что напол­няет смыс­лом это поня­тие? На эти и другие вопросы мы попы­та­лись найти ответы в беседе с игу­ме­ном Иси­до­ром (Мина­е­вым), насто­я­те­лем Конев­ского Рож­де­ство-Бого­ро­дич­ного муж­ского мона­стыря.

– Частенько ловишь себя на мысли: а пра­вильно ли мы пони­маем, что такое бла­го­че­стие? Отец Исидор, можете ли Вы объ­яс­нить, что такое бла­го­че­стие, про­стыми, не книж­ными сло­вами?

– Каждый, кто ставит перед собой вопрос о бла­го­че­стии, должен пони­мать, что любое явле­ние имеет две кате­го­рии: форму и содер­жа­ние. У нас, пра­во­слав­ных хри­стиан, внеш­ние формы очень пышные – в архи­тек­туре, в пес­но­пе­ниях, в ико­но­писи, в цер­ков­ных обря­дах – и порой за внеш­ним испол­не­нием обря­дов мы теряем внут­рен­ние нрав­ствен­ные ори­ен­тиры. Мне кажется, что истинно бла­го­че­сти­вый чело­век – это тот, кото­рый и внешне может про­явить свои чув­ства: встать на колени, поце­ло­вать икону, соблю­сти пост, воз­жечь лам­паду, – но он и внут­ренне должен уметь соот­вет­ство­вать этому поня­тию: уметь слу­шать других людей, забо­титься о ближ­них, не быть рав­но­душ­ным к чужой беде.

В Свя­щен­ном Писа­нии упо­ми­на­ется один святой, о кото­ром напи­сано бук­вально несколько строк, но это очень вели­кий святой, потому что он живым был взят на Небо. Это Енох. Про него напи­сано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ). Что такое ходить пред Богом? Это значит каждое свое слово, каждый посту­пок или отсут­ствие поступка мы должны соиз­ме­рять с Богом, т.е. всегда думать: а как Бог на это посмот­рит. И если мы посто­янно будем это иметь в виду, то у нас появится устой­чи­вый навык бла­го­че­сти­вой жизни.

– Суще­ствует такое мнение, что бла­го­че­стие можно при­об­ре­сти с помо­щью дис­ци­плины и орга­ни­зо­ван­но­сти. Вот и Вы сейчас гово­рите, что в состо­я­нии «ходить пред Богом» нужно долго упраж­няться. Т.е. опять же себя застав­лять, дис­ци­пли­ни­ро­вать. Так вот как Вы счи­та­ете, дис­ци­плина – это необ­хо­ди­мое усло­вия в про­цессе стя­жа­ния бла­го­че­стия?

– С одной сто­роны, да, но это такое дежур­ное слово, кото­рое я бы не стал упо­треб­лять. У нас в армии дис­ци­плина, в школе дис­ци­плина, а в цер­ковь пришли – опять то же самое? Я думаю, тут клю­че­вое слово другое – ответ­ствен­ность. Если у чело­века будет ответ­ствен­ность перед дру­гими, перед собой, перед Богом – то это и будет внут­рен­нее бла­го­че­стие. И еще очень важен вопрос навы­ков. Это как в про­фес­сии. Помню, мы школь­ни­ками были на заводе, помо­гали ящики ско­ла­чи­вать, – и там был один парень, немножко боль­ной, он всю жизнь рабо­тал в этом цехе. И вот за ним было очень инте­ресно наблю­дать: он делал ровно столько дви­же­ний, сколько нужно на ско­ла­чи­ва­ние одного ящика, ничего лиш­него. А чело­век, не име­ю­щий такого навыка, тратит на этот про­стой ящик намного больше, чем надо, дви­же­ний, вре­мени, сил и даже мате­ри­а­лов. Так вот бла­го­че­стие – это тоже вопрос духов­ного навыка, как и навык к молитве, как и навык к пока­я­нию, к этому чело­век должен при­учить себя.

– Пишут, что суще­ствуют два аспекта хри­сти­ан­ского бла­го­че­стия – дея­тель­ное и созер­ца­тель­ное. Еван­гель­ский пример этому – Марфа и Мария. Условно пра­во­слав­ных можно раз­де­лить на тех, кто пред­по­чи­тает сидеть дома и молиться, и на тех, кто зани­ма­ются какой-то актив­ной дея­тель­но­стью. Как Вы счи­та­ете, какой путь более верный?

– Тут не может быть какого-то одно­знач­ного ответа, в мире ведь нет ничего в чистом виде, всегда какие-то при­меси. Смотря какой дея­тель­но­стью зани­ма­ется чело­век. Если он для других ста­ра­ется – это похвально. А если только себе побольше урвать – это совсем другое. Мне кажется, что здесь для ответа при­ме­ром можно взять мона­стырь, как образ хри­сти­ан­ского жития. В мона­стыре уста­нов­лено: труд и молитва. Молитва не должна мешать труду, т.е. не быть такой длин­ной и уто­ми­тель­ной, что чело­век после нее только спать может. И труд должен не мешать молитве, а то как бывает: ой, молиться неко­гда, сокра­тите службу, цемент при­везли! Все должно быть рав­но­мерно: труд и молитва. И у каж­дого, к тому же, свой склад: кто-то будет чуть больше тру­диться, кто-то – больше молиться. Но, к сожа­ле­нию, сейчас я вижу очень много без­де­я­тель­ных людей, кото­рые свою лень, инфан­тиль­ность, боязнь что-то пред­при­нять при­кры­вают якобы молит­вен­ным бла­го­че­стием. Вот, гово­рят, давайте ака­фи­сты почи­таем… а ведь ничего не нала­дится! Иди, ищи работу, хорошо тру­дись, чтобы тобой доро­жили, чтобы тебе давали премию. А ака­фи­сты – само собой, они не отме­ня­ются. К сожа­ле­нию, людей, в основ­ном, пере­ве­ши­вает в ту или иную сто­рону: либо работа – и чело­веку даже лба пере­кре­стить неко­гда; либо молитва – когда он посто­янно читает, молится, ходит на службы, зато у него дома хоть шаром покати, ни детям кон­фетки, ни роди­те­лей пожи­лых на отдых не отпра­вить. Поэтому во всем нужно искать золо­тую сере­дину.

– Давайте пого­во­рим подроб­нее о внеш­них при­зна­ках, кото­рые счи­та­ются при­зна­ками бла­го­че­стия. На первом этапе вхож­де­ния в храм чело­век очень легко при­ни­мает все внеш­ние при­меты рели­ги­оз­но­сти и счи­тает, что это очень важно. Более того, он часто начи­нает открыто осуж­дать других, кото­рые раз­го­ва­ри­вают, оде­ва­ются непра­вильно, на его взгляд, не так пра­во­славно, как он. Что опас­ного в такой ситу­а­ции?

– Мате­ри­аль­ное всегда легче при­нять. Отрас­тить бороду и повя­зать платок легче, чем запре­тить себе осуж­дать, даже в помыс­лах. Я сейчас вижу многих свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мирян, и мне нра­вится, и когда они носят длин­ные бороды и волосы, и когда совре­мен­ные стрижки и гладко бре­ются. Я думаю, что и то, и это хорошо, но ни в коем случае нельзя то или иное дог­ма­ти­зи­ро­вать. Ни дог­мата о платке, ни дог­мата о бороде у нас нет. Все это может меняться со вре­ме­нем. Да, дей­стви­тельно, мы читаем в Библии, что муж­чина не должен носить жен­скую одежду, а жен­щина муж­скую. Но какая была тогда муж­ская одежда? Длин­ные хитоны, как рясы у свя­щен­ника. Полу­ча­ется, сего­дня каждый миря­нин-муж­чина нару­шает биб­лей­ский кодекс, потому что не ходит в длин­но­по­лой одежде, как ходили апо­столы. Поэтому когда меня спра­ши­вают: жен­ская это одежда или муж­ская, – я отве­чаю: пой­дите в Дом моде­лей, купите журнал и посмот­рите, чем муж­ские брюки отли­ча­ются от жен­ских. Речь в этом биб­лей­ском отрывке идет о том, что люди рядятся в одежду про­ти­во­по­лож­ного пола, под­чи­ня­ясь гре­хов­ным инстинк­там нетра­ди­ци­он­ных сек­су­аль­ных отно­ше­ний. И сего­дня ясно, что если жен­щина придет в храм в насто­я­щих муж­ских брюках, – то это будет странно. Но если жен­щина придет в жен­ских брюках – что в этом стран­ного? Это совре­мен­ная жен­ская одежда. И про платок: как гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние, жен­щина должна носить покры­вало на голове в знак сми­ре­ния перед своим мужем. Но почему у нас деся­ти­лет­ние девочки в плат­ках, как ста­рушки, стоят, я не пони­маю.

Внеш­ние при­знаки воцер­ко­в­лен­но­сти должны при­сут­ство­вать, но они не так уж сильно отли­ча­ются от нор­ма­ти­вов веж­ли­во­сти. Когда чело­век идет на похо­роны, будет странно, если он наде­нет пляж­ный костюм. Так же и в театр вас не пустят в шортах. И потому нека­зи­сто выгля­дит, когда чело­век при­хо­дит в храм Божий – где он кается в грехах, молится, просит у Бога помощи и вра­зум­ле­ния – в полуп­ляж­ном оде­я­нии. Это странно, даже не по цер­ков­ным, а по свет­ским пра­ви­лам. Но если жен­щина при­хо­дит в храм в кра­си­вом стро­гом брюч­ном жен­ском костюме – что в этом пло­хого, когда ска­зано глав­ное: «Сын Мой, отдай мне сердце твое» ( Притчи 23:26 ). То есть Гос­подь сердце наше просит, а не юбки и платки.

На Востоке не только мусуль­ман­ском, но и хри­сти­ан­ском – войти в храм в обуви счи­та­ется ненор­маль­ным. А у нас, пред­ставьте, если люди будут боси­ком в храме стоять, что им скажут. У восточ­ных людей муж­чина должен быть всегда с покры­той голо­вой в храме. У нас, пра­во­слав­ных, – с откры­той голо­вой. Жен­щины востока всегда носили шаро­вары и, при этом, были очень рели­ги­озны. И так далее. Это все наци­о­наль­ные, вре­мен­ные, тра­ди­ци­он­ные нормы. Ника­кого они к под­лин­ному хри­сти­ан­ству не имеют отно­ше­ния. Един­ствен­ное пра­вило, что люди должны в храм оде­ваться так, чтобы не соблаз­нять друг друга. При­хо­дит в храм новый чело­век – это же видно, что он ново­на­чаль­ный, – может быть, как-то себя угло­вато в храме ведет, может быть, слиш­ком громко раз­го­ва­ри­вает. Так он впер­вые пришел, а ты-то уже в Церкви пол­жизни, почему ты его просто с любо­вью не при­мешь и не обу­чишь по-доб­рому? А все это выли­ва­ется в скан­далы, оскорб­ле­ния и, в общем-то, Цер­ковь теряет этих новых людей, потому что кто-то их обидел из-за пустяка. Кто-то не может про­стить зашед­шему в храм чело­веку непра­виль­ную форму одежды, зато себе про­щает осуж­де­ние и агрес­сию, кото­рые просто запре­щены в Еван­ге­лии.

– Если про­дол­жать при­меры внеш­них при­зна­ков рели­ги­оз­ного чело­века, можно вспом­нить осо­бен­ный лек­си­кон пра­во­слав­ных людей. «Спаси Гос­поди» вместо «спа­сибо», «пере­дай поклон» вместо «пере­дай привет» и многое другое. С одной сто­роны, это очень хоро­шие выра­же­ния, с другой – тут тоже может начаться некий пере­гиб. Как вы счи­та­ете, должен ли чело­век менять что-то в своей речи, когда он ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном, или это неважно?

– Что-то должен, конечно, менять, но это нужно менять умно. Ведь суть нео­фит­ства в том, что чело­век всем пыта­ется про­де­мон­стри­ро­вать, что он теперь другой – и в словах, и в одежде, и в пове­де­нии. Это тоже некая духов­ная пато­ло­гия. Ну, уве­ро­вал ты в Бога – и слава Гос­поду, моло­дец. Что ты всем это демон­стри­ру­ешь? Пред­ставьте, какой-нибудь извест­ный артист, напри­мер, Баси­ла­швили, ходит по Питеру и гово­рит всем: здрав­ствуйте, я Баси­ла­швили, не хотите у меня взять авто­граф? Ну что люди поду­мают? И так же видно, что ты Баси­ла­швили, что тут еще можно демон­стри­ро­вать? То же делает неофит. И так видно, что у него борода, кре­стик, четки на руку намо­тал, хоть и не монах, – что еще-то демон­стри­ро­вать? Те, кто не с дет­ства вос­пи­ты­вался в пра­во­слав­ных семьях, а пришел к вере в зрелом воз­расте – обычно обя­за­тельно про­хо­дят этот период нео­фит­ства, кото­рый длится год, два или три. Такое состо­я­ние – как болезнь, оно потом про­хо­дит. Но у неко­то­рых не закан­чи­ва­ется и всю жизнь.

Что такое «пере­дать поклон»? Ведь еще сто лет назад это было нор­маль­ное явле­ние, так все здо­ро­ва­лись. И тогда фраза «пере­дать поклон» была нор­маль­ной и в цер­ков­ном, и в свет­ском упо­треб­ле­нии. Сейчас «привет» – тот же самый поклон. Но, конечно, пере­дать привет мит­ро­по­литу было бы странно. А когда друг другу – почему бы нет? Хоть при­веты пере­да­вайте, хоть поклоны – глав­ное, с любо­вью. «Спаси Гос­поди» – тоже хоро­шее выра­же­ние, но почему «спа­сибо» нельзя ска­зать, когда это то же самое выра­же­ние «спаси Бог», только немножко реду­ци­ро­вано? Можно ска­зать «при­ят­ного аппе­тита», можно – «ангела за тра­пе­зой». Смотря где. Прийти в бар и ска­зать, под­рост­кам, пьющим кок­тейли, «ангела за тра­пе­зой» – это вызо­вет ряд насме­шек над тобой и над рели­гией. Но если ты пришел в мона­стырь на брат­скую тра­пезу, там ска­зать по-фран­цуз­ски «Bon appetit» тоже было бы странно. Просто нужно соиз­ме­рять, где гово­рить, что и кому. Ведь когда чело­век ста­но­вится пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном – совер­шенно не отме­ня­ются ни нормы веж­ли­во­сти, ни нормы рас­су­ди­тель­но­сти.

– Хоте­лось бы еще разо­браться с такой доб­ро­де­те­лью как сми­ре­ние. Часто пра­во­слав­ные сме­ши­вают это глу­бо­кое духов­ное поня­тие с… внеш­ним видом чело­века. Тот же платок на голове жен­щины счи­та­ется без­услов­ным при­зна­ком сми­ре­ния. Осо­бен­ные манеры пове­де­ния: глаза долу, при­глу­шен­ный голос – все это тоже как-то соот­но­сится со сми­ре­нием. Так что же такое сми­ре­ние на самом деле? И может ли оно как-то внешне выра­жаться?

– Ошибка, прежде всего, состоит в том, что люди пыта­ются это все инсце­ни­ро­вать. Сми­ре­ние – это такое глу­боко внут­рен­нее состо­я­ние души, кото­рое дик­тует тебе опре­де­лен­ные поступки. Сми­ре­ние насто­я­щее про­яв­ля­ется, когда мы можем сде­лать что-то плохое дру­гому, ото­мстить, уни­зить, упрек­нуть, но по соб­ствен­ной воле отка­зы­ва­емся от этого деяния. Или когда пришла беда – и мы ее нор­мально, без ропота при­ни­маем. Сми­ре­ние – это жить в мире с Богом, с людьми, со своей сове­стью, с самим собой. Каждый спо­койно, тихо­нечко живет – как мы просим в екте­ньях: «да тихое и без­молв­ное житие про­жи­вем во всяком бла­го­че­стии и чистоте».

О сми­ре­нии можно гово­рить очень долго. Еще сми­ре­ние про­яв­ля­ется в том, что чело­век должен верно давать себе оценку, т.е. видеть все свои мно­го­чис­лен­ные несо­вер­шен­ства и паде­ния. Но чаще всего люди непра­вильно себя оце­ни­вают, поэтому и начи­на­ются раз­ного рода откло­не­ния от нормы пове­де­ния.

Сми­ре­ние – это очень высо­кая доб­ро­де­тель, до нее сразу не добе­решься. Здесь плат­ком и боро­дой делу не помо­жешь. Напри­мер, если ребе­нок хочет играть на скрипке – заме­ча­тельно. Купили ему скрипку, ноты. Он взял в первый раз в руки скрипку – и что, сразу же сможет играть Чай­ков­ского? Да ему несколько лет только нужно учиться, как дер­жать в руках инстру­мент, как нахо­дить нужные лады, как играть гаммы. До того как он сыг­рает пол­но­цен­ное про­из­ве­де­ние, прой­дут годы. А в духов­ной жизни почему-то чело­век счи­тает, что все дости­га­ется сразу. За месяц небри­тость пре­вра­ти­лась в бороду, с плат­ком еще проще… вот и все, теперь я уже сми­рен­ный рели­ги­оз­ный чело­век. А нужно к этому по чуть-чуть при­бли­жаться. Иначе полу­ча­ется неле­пая гре­хов­ная инсце­ни­ровка хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тели. Хотя Гос­подь все равно для каж­дого путь устра­и­вает, многие из этих людей потом при­хо­дят в себя и видят свои ошибки. Но кто-то и всю жизнь про­дол­жает инсце­ни­ро­вать бла­го­че­стие…

– А можно быть весе­лым и жиз­не­ра­дост­ным и бла­го­че­сти­вым одно­вре­менно?

– Почему нет? Свя­щен­ное Писа­ние нам гово­рит: «Всегда радуй­тесь. Непре­станно моли­тесь. За все бла­го­да­рите» (1‑е Фес.5:16–18). А когда постишься, не будь унылым, помажь главу свою, т.е. следи за собой, будь опрят­ным, при­веди себя в поря­док, будь добрым и радост­ным. Вообще, плохое настро­е­ние – это от уныния. У веру­ю­щего чело­века должны всегда све­титься глаза. Что каса­ется смеха – опять же, смотря где, когда и что. Если это Страст­ная Пят­ница, а люди вдруг решили поехать на шаш­лыки, и у них там хохот – это очень странно. Но если у людей сва­дьба – почему бы не пошу­тить, не пора­до­ваться? Шутить и сме­яться, конечно, в меру, без бого­хуль­ства, пош­ло­сти, злости. Я знаю, что даже и в мона­стыре, где хоро­шая внут­рен­няя атмо­сфера, – очень часто и шутки бывают, и дру­же­ский смех. Шутка и сол­дату на фронте помо­гала, как рас­ска­зы­вали вете­раны войны.

– Как же не спу­тать показ­ное и под­лин­ное бла­го­че­стие?

– Если у чело­века есть хоро­ший опыт­ный духов­ник – он его научит. Надо чтобы обя­за­тельно кто-то на чело­века смот­рел со сто­роны, потому что самому порой мно­гого не видно. Наши кра­си­вые пра­во­слав­ные девушки замо­та­ются в платок, как схим­ницы, а когда им уже под 30, при­хо­дят к батюшке и жалу­ются, что замуж не выйти. Так ты оденься, чтоб видно было, что ты моло­дая девушка! А если ты себя обря­жа­ешь, как пожи­лая мона­хиня, какое уж тут заму­же­ство. Был бы духов­ник – он бы под­ска­зал в свое время. Поэтому самое глав­ное, чтобы не запу­таться, – нужен взгляд со сто­роны.

– Но часто жалу­ются на то, что духов­ни­ков не хва­тает.

– На самом деле духов­ни­ков очень много, любой свя­щен­ник может быть духов­ни­ком. Как и любой врач, закон­чив­ший мед­ин­сти­тут, может лечить людей. Другое дело, что гени­аль­ный из них не каждый, а один на тысячу. И духов­ники так же – высо­ко­ду­хов­ный, святой жизни старец тоже на тысячу может быть один. Но ведь зачем нам врач-гений, если у нас просто грипп. И билет на поезд мы поку­паем не у мини­стра транс­порта, а у про­стой кас­сирши. Под­ска­зать что-то чело­веку вполне может любой свя­щен­ник. Часто люди по своей гор­дыни ищут какого-то супер­ду­хов­ника.

– Так должно ли как-то внешне про­яв­ляться истин­ное бла­го­че­стие или оно заметно только по делам чело­века?

– Как я сказал вна­чале, хорошо, когда бла­го­че­стие про­яв­ля­ется и внут­ренне и внешне. И прежде всего, когда оно про­яв­ля­ется в поступ­ках. Идет чело­век домой, на первом этаже живет оди­но­кая бабушка. Зане­сет он ей пода­ро­чек перед Рож­де­ством? Или просто спро­сит – может, вам деньги нужны? И даст денег. Вот это уже посту­пок.

Хочется еще ска­зать, что у меня с самого начала моего пути в Церкви и до сих пор какое-то неодо­ли­мое жела­ние, чтобы наша вечная хри­сти­ан­ская вера, кото­рая суще­ствует вне вре­мени и вне про­стран­ства, для нас, для наших близ­ких была при­ве­дена к совре­мен­ному пони­ма­нию и зву­ча­нию. Чтобы люди, кото­рые еще не пришли к вере, глядя на нашу Цер­ковь, не гово­рили: это все арха­ика. Я не за то, чтобы мы изме­нили дог­маты и каноны, архи­тек­туру или пес­но­пе­ния. А за то, чтобы выра­жаться совре­мен­ными поня­ти­ями, доступ­ными и близ­кими нашим сооте­че­ствен­ни­кам, и мыс­лить совре­мен­ными кате­го­ри­ями. Для мирян это рас­про­стра­ня­ется и на одежду, и на стиль пове­де­ния. Мне кажется, смешно и без­вкусно выгля­дит, когда чело­век в XXI веке ведет себя так, как будто он живет во вре­мена Иоанна Гроз­ного. Это дис­кре­ди­та­ция Церкви. Он не видит, как мимо него идут люди и пока­зы­вают на него паль­цем, говоря: «о, веру­ю­щий!» с под­тек­стом «о, боля­щий». Поэтому такие псевд­обла­го­че­сти­вые люди ни себе, ни Церкви пользы не при­но­сят. Внеш­нее выра­же­ние бла­го­че­стия должно быть очень кор­рект­ным. И самое глав­ное бла­го­че­стие – это когда тебя обидят, найди в себе силы, чтобы не ото­мстить, про­стить, пере­жить, бла­го­сло­вить врага и успо­ко­иться. Найди в себе силы быть нерав­но­душ­ным к чужой беде. Найди в себе силы выслу­шать и понять дру­гого чело­века, а не жить по прин­ципу, что мнений суще­ствует только два: мое и непра­виль­ное.

(Интер­вью из «С.-Петербургского Цер­ков­ного вест­ника», 2005 г.)

Бла­го­че­стие

про­то­и­е­рей Андрей Панков

Что такое бла­го­че­стие?

– Бла­го­че­стие – это широ­кое поня­тие. Если кратко сфор­му­ли­ро­вать, это твер­дое и неуклон­ное сле­до­ва­ние запо­ве­дям Божиим и цер­ков­ным уста­вам. Апо­стол Петр в 1‑й главе своего II Cобор­ного Посла­ния, рас­суж­дая о бла­го­че­стии, гово­рит, что вера рож­дает доб­ро­де­тель, доб­ро­де­тель рож­дает разу­ме­ние, разу­ме­ние рож­дает тер­пе­ние, тер­пе­ние рож­дает бла­го­че­стие. Бла­го­че­стие – это образ жизни, образ мыслей, внут­рен­нее состо­я­ние чело­века, его миро­воз­зре­ние, кото­рое имеет внеш­нее выра­же­ние в пове­де­нии, одежде, обо­ро­тах речи, в тех словах, кото­рые мы про­из­но­сим.

Имеет ли бла­го­че­стие что-то общее с честью?

– Слово «бла­го­че­стие» – это калька с гре­че­ского языка (εὐσέβεια), оно озна­чает «благая честь». В древ­но­сти, в дохри­сти­ан­ский период, было другое пони­ма­ние чести чело­века: честь прежде всего выра­жа­лась пра­виль­ным отно­ше­нием к Богу, к роди­те­лям, к пред­кам. Именно рели­ги­оз­ное вос­при­я­тие чести назы­ва­лось бла­го­че­стием. Это несколько отли­ча­ется от ныне обще­при­ня­того совре­мен­ного разу­ме­ния слова «честь» как неко­его болез­нен­ного отно­ше­ния к оскорб­ле­ниям. Это поня­тие более глу­бо­кое, рели­ги­оз­ное, духов­ное.

То есть с често­лю­бием бла­го­че­стие ничего общего не имеет?

– Опо­сре­до­ванно. У бла­го­че­стия есть как внут­рен­ние выра­же­ния, так и внеш­ние. К сожа­ле­нию, бывает, что люди, не имея внут­рен­него бла­го­че­стия, являют бла­го­че­стие внеш­нее, руко­вод­ству­ясь често­лю­би­выми помыс­лами и стре­мясь полу­чить в награду одоб­ре­ние окру­жа­ю­щих.

Тогда, может, стоит срав­нить бла­го­че­стие и пра­вед­ность? Что у них общего и насколько это поня­тия одного уровня?

– С моей точки зрения, бла­го­че­стие – это путь. Он не может быть корот­ким. А пра­вед­ность – это финал пути. То есть можно утвер­ждать, что бла­го­че­стие есть путь, при­во­дя­щий к пра­вед­но­сти. Пра­вед­ность – его плод. И чтобы достиг­нуть пра­вед­но­сти, необ­хо­димо доб­ро­де­те­лью стя­жать бла­го­че­стие. Но повто­рюсь, оно взра­щи­ва­ется в душе чело­века посте­пенно и с вели­кими тру­дами.

Често­лю­бие воз­можно в соче­та­нии с мнимым бла­го­че­стием. Соот­вет­ственно, бла­го­че­стие может быть без пра­вед­но­сти?

– Бла­го­че­стие может быть без пра­вед­но­сти, поскольку оно – путь. Чело­век, не достиг­ший пра­вед­но­сти, но стре­мя­щийся к ней, может про­во­дить жизнь доста­точно бла­го­че­сти­вую.

У нас почему-то под бла­го­че­стием под­ра­зу­ме­ва­ются внеш­ние атри­буты: манера пове­де­ния, сти­ли­стика речи. Но ведь фари­сеи, рас­пяв­шие Гос­пода, по тем вре­ме­нам были образ­цом бла­го­че­стия…

– Да, к сожа­ле­нию, такое пони­ма­ние при­сут­ствует в Церкви.

Бла­го­че­стие как настрой, как внут­рен­нее состо­я­ние чело­века иногда Про­мыс­лом Божиим под­вер­га­ется тем или иным испы­та­ниям. В жизни чело­века скла­ды­ва­ется такая ситу­а­ция, когда проще, без­опас­нее посту­питься какими-то хри­сти­ан­скими прин­ци­пами, пре­сту­пить запо­ведь. Именно в эти моменты, кото­рые можно назвать кри­зис­ными, опре­де­ля­ется, под­линно ли чело­век бла­го­че­стив или это у него только нанос­ное, внеш­нее. Легко казаться пра­вед­ным, когда тебе ничего не угро­жает. Но вот воз­ни­кает ситу­а­ция, когда при­хо­дится чем-то жерт­во­вать; именно в эти моменты про­яс­ня­ется, каков чело­век на самом деле, имеет ли он неуклон­ное стрем­ле­ние быть дела­те­лем запо­ве­дей Божиих. Без этого ска­зать что-то опре­де­лен­ное о чело­веке затруд­ни­тельно.

Бла­го­че­стие у нас часто отно­сят к выпол­не­нию разных пред­пи­са­ний, кано­нов, каких-то внеш­них вещей. Дела­ние любви оста­ется в сто­роне. Пра­вильно ли это? Как можно это испра­вить?

– Без­условно, непра­вильно. Чело­век – это цель­ное суще­ство, состо­я­щее из души и тела. Пра­вильно, когда внут­рен­нее соот­вет­ствует внеш­нему.

Это насто­я­щая душев­ная драма, если внеш­ность созда­ется бла­го­че­сти­вая, а внутри чело­век испол­нен тех или иных стра­стей: нена­ви­сти, непри­язни и тому подоб­ного. Должно быть цель­ное внут­рен­нее устро­е­ние: одна­жды чело­век уве­ро­вал в Гос­пода, и это должно озна­чать, что он будет неуклонно стре­миться к испол­не­нию запо­ве­дей Божиих, как выра­же­нию через это его любови ко Христу.

Каза­лось бы, что может быть есте­ствен­нее: «Воз­люби ближ­него, как самого себя»? А когда ты пыта­ешься это испол­нять, то пони­ма­ешь, насколько это непро­сто в реа­лиях нашей жизни. Апо­стол Петр гово­рит нам о бла­го­ра­зу­мии, то есть спо­соб­но­сти отли­чать добро от зла. И чело­век, всту­пив­ший на путь испол­не­ния запо­ве­дей Божиих, пони­мает, что невоз­можно сразу научиться пра­вильно жить, есть много пре­пят­ствий даже внутри тебя самого, кото­рые мешают этому. Чтобы стя­жать плод доб­ро­де­те­лей, тре­бу­ется тер­пе­ние. Тер­пе­нием сози­да­ются вели­кие дела любви. Когда чело­век сози­дает свой внут­рен­ний мир, он стре­мится к под­лин­ному бла­го­че­стию, кото­рое наи­пер­вей­шее свое выра­же­ние обре­тает в любви, как глав­ной запо­веди Христа; без нее все внеш­нее теряет смысл и в Церкви, и в душе чело­века.

А пра­виль­ное внут­рен­нее устро­е­ние, без­условно, найдет внеш­нее выра­же­ние. Тако­вым может стать испол­не­ние уста­вов цер­ков­ных. Это так же оче­видно, как то, что сосуд спо­со­бен дер­жать воду: разбей сосуд – вода разо­льется. Есть внут­рен­нее и есть внеш­нее; должно быть пра­виль­ное внут­рен­нее духов­ное устро­е­ние, осно­ван­ное на стрем­ле­нии на деле испол­нять запо­веди Божии, и должно быть внеш­нее – послу­ша­ние уста­вам цер­ков­ным. Одно не должно про­ти­во­ре­чить дру­гому, второе орга­нично про­ис­те­кает из пер­вого. Такое поло­же­ние вещей явля­ется нормой. И если это не так, это болез­нен­ный внут­рен­ний разлад, драма чело­века.

Я хотел бы предо­сте­речь от корот­ких путей к бла­го­че­стию. Порой чело­веку кажется, что если он вос­при­нял ряд внеш­них атри­бу­тов, уве­ро­вал в них, про­никся ими, то он обрел право под­хо­дить с тем же мери­лом к другим людям. Если они соот­вет­ствуют – это благо, а если не соот­вет­ствуют, то зло. Это под­делка, корот­кий путь к бла­го­че­стию, кото­рый на самом деле не таков. Бла­го­че­стие – это довольно дли­тель­ная внут­рен­няя работа. К сожа­ле­нию, люди, меря­щие всех вокруг себя мерою своих бла­го­че­сти­вых правил, стра­дают некой формой гор­до­сти, считая себя спо­соб­ными видеть внут­рен­ний мир других людей и судить их от имени Церкви. На самом деле это баналь­ней­шая форма гор­дыни, ничего общего не име­ю­щая с под­лин­ным бла­го­че­стием.

Вопро­сов по бла­го­че­стию много, часто они каса­ются кон­крет­ных правил: соблю­дать пост так или иначе, поститься в поне­дель­ник – бла­го­че­стиво или небла­го­че­стиво? Как воз­ни­кают подоб­ные «планки» бла­го­че­стия?

– Есть обще­при­ня­тые цер­ков­ные тра­ди­ции, свя­зан­ные с внеш­ним дела­нием, напри­мер Вели­кий и Петров посты, молитвы утрен­ние, вечер­ние, пра­вила под­го­товки ко При­ча­стию, Испо­ведь, посе­ще­ние бого­слу­же­ний, чтение слова Божия – то, что не оспа­ри­ва­ется никем. Но жизнь чело­века зна­чи­тельно шире. Воз­ни­кает мно­же­ство нюан­сов, кото­рые вызы­вают раз­лич­ные недо­уме­ния и вопросы. Реше­ние этих вопро­сов не очер­чено строго цер­ков­ным уста­вом и тре­бует от нас духов­ного разу­ме­ния. Самый без­опас­ный путь – это молиться Гос­поду о даро­ва­нии духов­ника, чтобы с такими вопро­сами под­хо­дить к батюшке, кото­рому дове­ря­ешь, и полу­чать ответ. Это наи­бо­лее без­опас­ный путь, ведь иногда чело­веку кажется, что он имеет духов­ный разум, а на самом деле он убла­жает свою гор­дыню. Это тра­ге­дия, этого нужно избе­гать.

Вопрос теле­зри­тель­ницы Татьяны из г. Ека­те­рин­бурга: «Когда на Литур­гии диакон воз­гла­шает: «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя и услыши ны», это он о ком? Я, напри­мер, не чув­ствую себя бла­го­че­сти­вой».

– Этот воз­глас в древ­них чино­по­сле­до­ва­ниях Литур­гий был обра­щен к импе­ра­то­рам, пра­ви­те­лям, кото­рые при­сут­ство­вали на бого­слу­же­нии. Но в ходе исто­ри­че­ских изме­не­ний в хри­сти­ан­ском обще­стве этот воз­глас сейчас обра­щен ко всем моля­щимся в храме.

То, что мы не ощу­щаем себя бла­го­че­сти­выми, нор­мально. Хуже было бы, если бы мы чув­ство­вали в себе вели­кие духов­ные даро­ва­ния; если они в нас и есть, бла­го­ра­зум­нее было бы их скрыть. Гос­подь часто укры­вает наши дары даже от наших соб­ствен­ных глаз.

Цер­ковь – это собра­ние святых, так об этом гово­рят апо­столы. Стоя в храме, мы пони­маем, что мы далеки от свя­то­сти. Обра­ще­ние к нам как к святым, как к бла­го­че­сти­вым – это призыв, чтобы мы изме­нили свою жизнь, устре­ми­лись к высо­кому бла­го­че­стию, стали таковы, какими нас желает видеть Цер­ковь на Боже­ствен­ной литур­гии.

Может ли бла­го­че­стие вхо­дить в кол­ли­зию с любо­вью? Как, напри­мер, нередко бывает: чело­век недавно воцер­ко­вился, начал вести цер­ков­ный образ жизни, а дома родные нега­тивно реа­ги­руют на внеш­ние ее про­яв­ле­ния: молитву, пост. Как найти золо­тую сере­дину между любо­вью и соблю­де­нием правил?

– Приход чело­века в Цер­ковь, обра­ще­ние его ко Гос­поду есть собы­тие глу­боко личное, оспа­ри­вать кото­рое было бы рав­но­значно уни­же­нию и попра­нию сво­боды чело­века. Если чело­век избрал Гос­пода – это его право, это его путь. Поэтому если домаш­ние нега­тивно реа­ги­руют на сам факт обра­ще­ния чело­века ко Гос­поду, то я думаю, что к этому нужно отно­ситься с тер­пе­нием, во всяком случае, не с агрес­сией.

Хуже бывает, когда чело­век, придя к вере, вдруг ощу­щает в себе некое «про­ро­че­ское при­зва­ние», в иро­нич­ном смысле. Вместо того чтобы бла­го­вест­во­вать Еван­ге­лие в семье в первую оче­редь своим при­ме­ром, чело­век обра­ща­ется к домаш­ним с обли­чи­тель­ными речами. Вся миссия его к этому сво­дится. В финале это при­во­дит к глу­бо­чай­шей непри­язни и кон­фрон­та­ции внутри семьи. Это дра­ма­тично, и так не должно быть.

Нужно пони­мать, что нельзя под­тал­ки­вать чело­века в Цер­ковь, к вере. Можно молиться за него, можно при­ме­ром своих дел, про­яв­ле­нием уча­стия, любви обра­щать домаш­них ко Гос­поду, но в наи­мень­шей сте­пени это должно при­ни­мать форму обли­чи­тель­ных про­ро­че­ских воз­зва­ний.

Бла­го­че­стие может про­ти­во­ре­чить любви? Иногда ведь можно ради любви какие-то бла­го­че­сти­вые пред­пи­са­ния ото­дви­нуть?

– Без­условно. Любовь – высшая доб­ро­де­тель. Если все прочие доб­ро­де­тели совер­ша­ются ради чего-то, то любовь всегда бывает даром. Любовь, явля­ясь высшим зако­ном, иногда может отме­нять внеш­ние пред­пи­са­ния. Ради любви старцы остав­ляли пост, если к ним при­хо­дили гости. Ради любви можно пожерт­во­вать внеш­ними цер­ков­ными пред­пи­са­ни­ями, чтобы ока­зать любовь ближ­нему, когда он в ней нуж­да­ется. Высшее отме­няет низшее. Любовь, как глав­ней­шая запо­ведь хри­сти­ан­ства, явля­ется без­услов­ным при­о­ри­те­том в жизни хри­сти­а­нина. Любовь ведь нужно стя­жать, это не то, что дается сразу. Это мно­го­лет­ний труд, свя­зан­ный с науче­нием себя жерт­во­вать своими инте­ре­сами ради тех, кого ты любишь. Жерт­во­вать всегда трудно и мучи­тельно. Часто мы склонны в отно­ше­нии жертвы рас­суж­дать сле­ду­ю­щим обра­зом: я пожерт­вую вот настолько, и не больше. А ведь любовь не терпит этих границ, она про­сти­ра­ется до бес­ко­неч­но­сти. Поэтому чело­век в своей жизни должен учиться любить, стре­миться к этой доб­ро­де­тели. Без­условно, воз­можны внут­рен­ние кон­фликты, свя­зан­ные с испол­не­нием внеш­них пред­пи­са­ний. Но до того, пока чело­век не стяжал любовь, внеш­ние пред­пи­са­ния явля­ются зако­ном.

Всегда ли бла­го­че­стие одно­об­разно? То есть все ли бла­го­че­сти­вые ведут себя оди­на­ко­вым, раз и навсе­гда опре­де­лен­ным обра­зом?

– Чело­век, стре­мя­щийся ко Гос­поду, кото­рый всем серд­цем ста­ра­ется устро­ить свою жизнь так, как этого хочет Гос­подь, рас­по­знает в ближ­нем сход­ный образ мыслей, хотя в дета­лях и кон­крет­ных про­яв­ле­ниях он может иметь другое выра­же­ние. Но если само внут­рен­нее стрем­ле­ние ко Гос­поду оста­ется обя­за­тель­ным для всех, вне зави­си­мо­сти от воз­раста, места рож­де­ния, то внеш­ние цер­ков­ные пред­пи­са­ния с тече­нием вре­мени изме­ня­ются. Если, скажем, в древ­но­сти хри­сти­ан­ская жизнь была по своим пра­ви­лам намного строже нынеш­ней, то теперь в соот­вет­ствии с нашими немо­щами все несколько проще. Образ бла­го­че­стия пре­тер­пел неко­то­рые изме­не­ния.

Вопрос от теле­зри­тель­ницы Ольги: «Как изба­виться от зло­па­мят­ства, когда плохие вос­по­ми­на­ния о близ­ком чело­веке не дают покоя?»

– Это очень рас­про­стра­нен­ная ситу­а­ция. В нашей жизни нередко бывает так, что мы терпим неза­слу­жен­ные обиды от наших ближ­них (бывает, что и заслу­жен­ные, но и это все равно больно). Очень тяжело изба­виться от болез­нен­ных мыслей, ведь это все равно душев­ная травма, кото­рая долго бес­по­коит чело­века.

Вопрос от теле­зри­теля: «Не лице­ме­рие ли, если свя­щен­но­слу­жи­тель в храме носит бого­слу­жеб­ную одежду, а за его пре­де­лами оде­вает свет­скую, мир­скую одежду?»

– Важен мотив. Если это свя­зано с жела­нием найти ком­про­мисс с миром, то, без­условно, это грех. А воз­можно, это имеет иное осно­ва­ние в неких реа­лиях нашего вре­мени. Здесь необ­хо­димо еще раз вспом­нить те вещи, о кото­рых мы гово­рили в начале, рас­суж­дая о под­лин­ном и ложном бла­го­че­стии. Дело в том, что, будучи хри­сти­а­ни­ном, и в част­но­сти – свя­щен­но­слу­жи­те­лем, невоз­можно найти некий удоб­ный ком­про­мисс с миром, хри­сти­ан­ство и мир – это две про­ти­во­бор­ству­ю­щие сто­роны. Невоз­можно подру­житься с тем и с другим. Поэтому в данном случае нужно смот­реть на внут­рен­нее устро­е­ние чело­века. Если он в храме свя­щен­но­слу­жи­тель, а вне храма – свет­ский чело­век, без­условно, это непра­вильно.

Здесь, навер­ное, еще под­ни­ма­ется вопрос разных тра­ди­ций бла­го­че­стия в разной мест­но­сти: в Петер­бурге прак­ти­че­ски все духо­вен­ство вне храма ходит в свет­ской одежде, а в южных реги­о­нах страны – нет.

– Дей­стви­тельно, в Санкт-Петер­бург­ской епар­хии это так. У меня нет осно­ва­ний счи­тать, что этот факт выра­жает внут­рен­нее лице­ме­рие пого­ловно всех свя­щен­но­слу­жи­те­лей, кото­рые здесь служат.

Если Церкви рас­ка­лы­ва­ются по при­чине гре­хов­но­сти, какое зна­че­ние имеет в рас­коле образ бла­го­че­стия, то есть та или иная манера внеш­него пове­де­ния? В рас­коле 1054 года как раз имели боль­шое зна­че­ние, к при­меру, ноше­ние бороды, нено­ше­ние бороды и прочие фор­маль­ные вещи.

– Хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ни­лось на огром­ных тер­ри­то­риях. Боль­шин­ство наро­дов вос­при­няли Христа. Внеш­нее выра­же­ние бла­го­че­стия, без­условно, может отли­чаться в раз­лич­ных реги­о­нах, и это нор­мально, когда народ служит Гос­поду в неко­то­ром соот­вет­ствии со своими мест­ными обы­ча­ями, кото­рые не про­ти­во­ре­чат Еван­гель­скому духу. Мне легко при­нять, когда в одном народе внеш­нее выра­же­ние молитвы может иметь форму танца, а у нас это непри­ем­лемо и не допус­ка­ется. Одни пра­во­слав­ные народы счи­тают бла­го­че­сти­вым скры­вать свои эмоции во время молитвы, а у других, напри­мер в наших южных краях, счи­та­ется доб­ро­де­те­лью их про­яв­лять. Я слышал про­по­веди гре­че­ских свя­щен­ни­ков; они зна­чи­тельно более эмо­ци­о­нальны, нежели наши. И то и другое счи­та­ется бла­го­че­стием, и это нор­мально, мы ведь разные. Это не может быть пре­пят­ствием в обще­нии. Глав­ный фактор, объ­еди­ня­ю­щий хри­стиан, – это внут­рен­няя устрем­лен­ность к испол­не­нию запо­ве­дей Хри­сто­вых, пер­вей­шая из кото­рых любовь. Люди, рож­ден­ные в разных эпохах и вырос­шие в разных куль­ту­рах, без­условно спо­собны пони­мать друг друга. Глав­ным фак­то­ром рас­кола, как уже гово­ри­лось, ста­но­вится вла­сто­лю­бие, кото­рое сви­де­тель­ствует об отсут­ствии под­лин­ного бла­го­че­стия, несмотря на нали­чие всей его внеш­ней атри­бу­тики. Это глу­бо­чай­шая драма, кото­рая до сих пор пере­жи­ва­ется Цер­ко­вью.

Кто должен быть образ­цом бла­го­че­стия для мирян? Должны ли они под­ра­жать, напри­мер, духо­вен­ству?

– Без­условно, духо­вен­ство должно быть образ­цом бла­го­че­стия для мирян.

А если гово­рить о деле­нии на белое духо­вен­ство и мона­ше­ству­ю­щих?

– Монах, как чело­век, при­няв­ший в своей жизни серьез­ное реше­ние об отре­че­нии от мира, без­условно, будет достой­ным при­ме­ром. Не каж­дому это под силу.

Лично я всегда отно­шусь с глу­бо­ким ува­же­нием к людям, кото­рые сочли для себя воз­мож­ным отречься от мира ради Гос­пода. Без­условно, мона­ше­ское дела­ние по высоте своего слу­же­ния, по тем воз­мож­но­стям, кото­рые оно предо­став­ляет чело­веку, это очень высо­кий образ жизни. Но это некое общее утвер­жде­ние. Дело в том, что в дета­лях все бывает по-раз­ному. И про­стой свя­щен­ник тоже должен быть образ­цом бла­го­че­стия для мирян. Таково без­услов­ное пра­вило.

По этому поводу мне вспо­ми­на­ется такая бла­го­че­сти­вая исто­рия. Один епи­скоп часто путе­ше­ство­вал по север­ным мона­сты­рям, соби­рая древ­ние цер­ков­ные рас­певы. Одна­жды в одной из оби­те­лей он встре­тил епи­скопа, пре­бы­ва­ю­щего там на покое, кото­рый обла­дал неза­у­ряд­ными музы­каль­ными дан­ными и пел вместе с бра­тией на хорах. В один из момен­тов бого­слу­же­ния, когда чита­лась кафизма, братия села, и только Вла­дыка стоял. Тогда рас­сказ­чик, подойдя к ста­рень­кому епи­скопу, сказал: «Вла­дыка, сейчас кафизма, можно сидеть». И Вла­дыка ему на ухо тихонько отве­тил: «Если я сяду, они лягут». Поэтому если батюшка не пример бла­го­че­стия для мирян, это драма, – духо­вен­ство должно быть образ­цом.

Часто люди, кото­рые начи­нают вести бла­го­че­сти­вый образ жизни, стре­мятся себя огра­ни­чи­вать в полу­че­нии инфор­ма­ции. Боль­шой пласт куль­туры ока­зы­ва­ется за рам­ками бла­го­че­стия. Как быть с этим?

– Общим пра­ви­лом, кото­рое избав­ляет чело­века от мно­же­ства ошибок, ста­но­вится нали­чие духов­ника – опыт­ного свя­щен­ника, кото­рый напра­вит тебя и предо­сте­ре­жет от ложных шагов, непра­виль­ного образа мыслей. И вообще, духов­ник – это воз­мож­ность оце­нить свою жизнь, свои отно­ше­ния с Богом с помо­щью сто­рон­него взгляда: со сто­роны неко­то­рые вещи видны лучше, чем изнутри.

Когда чело­век всту­пает на путь веры, первые ростки духов­но­сти у него очень слабы. Чтобы они пустили корни, на первых порах нужно обез­опа­сить себя от неко­то­рых источ­ни­ков инфор­ма­ции, могу­щих, как сор­няки, заглу­шить благое семя, кото­рое Гос­подь всеял в чело­века. Но со вре­ме­нем по мере духов­ного взрос­ле­ния он при­об­ре­тает навык раз­ли­че­ния добра и зла, и когда он дости­гает неко­то­рой духов­ной зре­ло­сти, то может лучше оце­ни­вать инфор­ма­цию, скажем, про­из­ве­де­ния куль­туры, поэзии, живо­писи. Он видит, что в этом соот­вет­ствует запо­веди Божией о любви, а что ей про­ти­во­ре­чит, и, соот­вет­ственно, к одному стре­мится, а от дру­гого отка­зы­ва­ется. Я думаю, это некий про­цесс внут­рен­него воз­рас­та­ния в вере, на началь­ных этапах тре­бу­ю­щий само­огра­ни­че­ния, а в даль­ней­шем допус­ка­ю­щий рас­ши­ре­ние своего кру­го­зора на осно­ва­нии спо­соб­но­сти опре­де­лять, что есть добро, а что зло.

Какой вопрос должен себе задать каждый чело­век, каждый хри­сти­а­нин на пути пра­виль­ного устро­е­ния своего бла­го­че­стия?

– Задать вопрос, куда направ­лена его жизнь. Направ­лена ли она ко Гос­поду и хочет ли он устро­ить ее таким обра­зом, чтобы она была угодна Христу? Готов ли он пре­тер­петь раз­лич­ные огра­ни­че­ния, лише­ния и труды для того, чтобы испол­нить запо­ведь Божию по отно­ше­нию к Богу и ближ­нему? Я думаю, что чест­ный ответ на этот вопрос опре­де­ляет, бла­го­че­стива ли жизнь чело­века или она пока еще далека от бла­го­че­стия.

Источник

  • Что такое благочестие женщины
  • что такое благочестие в православии
  • Что такое благочестие в исламе
  • Что такое благочестивый человек
  • Что такое благочестивый определение

  • Справочник номеров и подарков