Что такое благочинный батюшка

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Благочинный — какие функции он исполняет?

blagochinniyБлагочинный — какие функции он исполняет?

На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря. Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.

Смотрению благочинного над причтами поручается 10-30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ. Если в округе находится более 15 приходов, благочинному может быть придан помощник. Над монастырями определяется в епархии один или несколько благочинных, смотря по числу и расстоянию до монастырей в епархии. Права и обязанности благочинных того и другого рода определяются особыми инструкциями, утвержденными Святейшим cинодом. Обязанности благочинного над церквями весьма сложны, и предметы, относящиеся к их деятельности, весьма разнообразны. Они состоят в следующем:

1. Через благочинного епархиальное начальство производит ближайший и всесторонний надзор за церквями и духовенством округа с целью «охранения порядка в церкви и исправности в ее служителях на пользу христиан и на славу Божию».

2. Через благочинного приводятся в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходским церквам и к церковным причтам. И, наконец, благочинный разрешает священникам отлучаться далее 25 верст от их прихода в той же епархии.

3. Благочинный имеет некоторую руководственную власть по отношению к причтам своего округа. Так, он разрешает недоразумения причта относительно смысла начальственных распоряжений, имеет власть давать нужные наставления и прочее.

4. Благочинному принадлежит некоторое право суда по таким спорным делам и жалобам между духовными лицами или между ними и прихожанами, которые могут быть окончены примирением, или по таким проступкам духовных лиц, которые по закону не требуют формального судопроизводства и могут быть устранены мерами увещания, выговоров, внушений и т. п. Священников он имеет право штрафовать внушением при причте, а диаконов и причетников, кроме того, и земными поклонами в церкви.

Благочинному над монастырями инструкцией указан обширный круг обязанностей и власти ввиду особенной организации монастырского управления и власти настоятелей монастырей. Главные предметы надзора благочинного над монастырями суть богослужение, благочестие, нравственность и хозяйство.

В России Благочинный военного духовенства — предназначен для объединения действий военных священников и быть посредствующим органом, выполняющим вспомогательные функции между высшей духовной властью военного и морского ведомств и подчиненным духовенством. Если благочинный священник ведал более чем пятнадцатью церквами, располагавшимися на значительном удалении друг от друга, то ему, согласно Уставу Духовных консисторий, мог придаваться помощник.

Благочинный может иметь одного или двух помощников
(Циркул. указ. Св. Синода от 25 сентября 1901г.).

По материалам православной энциклопедии

Источник

БЛАГОЧИННЫЙ

адм. должностное лицо в Русской Православной Церкви, возглавляющее один из округов, на к-рые разделены епархии; существуют также Б. мон-рей, несущие ответственность за порядок богослужения, благочестие и нравственность братии.

В древней Церкви аналогичные обязанности выполняли периодевты (греч. περιοδευτάς), к-рые в сер. IV в. заменили хорепископов (τῶν χωρῶν ἐπίσκοποι), зависевших от епархиального архиерея и ограниченных в своих епископских полномочиях и правах (Анкир. 13; Антиох. 10). 57-е прав. Лаодик. Собора гласит: «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града». После упразднения института хорепископов периодевты, назначаемые епархиальными архиереями из числа пресвитеров, управляли отдельными частями епархии.

Позднее из должности периодевта возникла должность протопопа (πρωτοπαπᾶς; упом. в визант. источ.: Const. VII Porphyr. De ceremoniis aulae Byzantinae; Scylitza I. Synopsis historiarum; Cedrenus G. Compendium historiarum; Zonara I. Epitome historiarum). Должности периодевта и протопопа в отличие от хорепископа не являлись пожизненными. В греч. Церквах, где епископов много, а паства епархий немногочисленна, ни в древности, ни в наст. время эта или аналогичная ей по функциям должность не получила такого развития, как в слав. Церквах, и особенно в России, где епархии во много раз превышают греч. числом пасомых и количеством храмов и где поэтому епархиальному архиерею трудно осуществлять постоянный надзор за всеми приходами.

В РПЦ до XVIII в. местный надзор над духовенством по отдельным округам, на к-рые делилась епархия, осуществляли наместники, заказчики, десятильники, протопопы и поповские старосты. Термин «Б.» входил в канцелярский обиход постепенно. Впервые он употреблен по отношению к поповским старостам в «Наказе старостам поповским и благочинным смотрителям» Патриарха Адриана (1697). «Духовный Регламент» (1721) предусматривал: «закащики, или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы тое все (т. е. относящееся к обязанностям епископа.- В. Ц.) насматривали и ему бы епископу доносили, естьли бы такое нечто где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел» (Ч. 2. Гл. «Дела епископов». 8).

Обязанности Б. в соответствии с «Инструкцией благочинным приходских церквей» заключались в следующем: 1) через Б. епархиальное начальство осуществляло надзор над церквами и духовенством округа, для чего Б. обязан был не реже 2 раз в году посетить все приходы своего округа (ст. 45, 47); 2) через Б. приводились в исполнение распоряжения епархиального начальства; 3) Б. мог разрешать священникам отлучаться из прихода на расстояние не далее 25 верст (26,67 км); 4) Б. устранял недоразумения, возникавшие между священнослужителями, причетниками, мирянами и клириками, давал советы священнослужителям, разъяснял распоряжения епархиальных властей; 5) Б. обладал правом суда по таким делам, спорам и жалобам, к-рые можно окончить примирением: это касалось проступков духовных лиц, не требовавших по закону формального судопроизводства, когда их можно было завершить увещанием, внушением, выговором, при этом священникам Б. мог делать выговор, а диаконам и причетникам назначать в качестве меры прещения земные поклоны в церкви (ст. 49).

В эпоху реформ 60-х гг. XIX в. в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы. В эти же годы кандидатов на должность Б. стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного правящим архиереем. Но выборность Б. была отменена указом Святейшего Синода от 1881 г. В процессе подготовки Поместного Собора в 1905-1907 гг. вновь выдвигалась идея выборности Б. В 1865 г. архиеп. Минский Михаил (Голубович) впервые созвал собрание Б. своей епархии. Его примеру последовали правящие архиереи др. епархий. В повестку дня таких собраний включались помимо церковно-адм. вопросов учебные дела, в частности, выбор делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для духовных школ. В 80-х гг. при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве такие собрания были либо прекращены, либо ограничивались уже обсуждением только адм. дел.

Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением об епархиальном управлении» установил порядок, согласно к-рому «границы благочиннических округов определяются Епархиальным собранием» (V 66). Собор утвердил новые коллегиальные органы управления в благочиннических округах: пастырские и общие окружные благочиннические собрания (V 68) и благочиннические советы во главе с Б. (V 77, 78). Собор ввел избирательный порядок при замещении должности Б.: избрание Б. на 5-летний срок было возложено на благочиннические собрания; избранный кандидат подлежал утверждению со стороны епархиального архиерея (V 79). Поместным Собором на Б. возлагалось: «а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланок, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа; в) объявление распоряжений епархиальной и высшей церковной власти и постановлений Благочиннических собраний и Совета и наблюдение за их исполнением; г) наблюдение и забота за исполнением клириками своих прямых служебных обязанностей и за благоповедением их, причем о нерадивых клириках или ведущих зазорную жизнь, по первом и втором вразумлении, Благочинный докладывает Благочинническому совету; д) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, не имеющих временно священнослужителей; е) увольнение членов причтов в отпуски на срок не свыше 14 дней в пределах епархии; ж) ревизия приходских церквей и документов… з) наблюдение за ремонтом и постройкой церквей округа» (V 83).

В условиях гонения на Церковь положения, принятые Поместным Собором 1917-1918 гг., могли быть реализованы лишь частично. Сообразуясь с обстоятельствами времени, Поместный Собор 1945 г. в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» вернулся к практике, существовавшей до 1918 г. В Положении ничего не говорится ни о благочиннических собраниях, ни о благочиннических советах, введенных Собором 1917-1918 гг. Б. в соответствии с Положением назначаются епархиальным архиереем (III 29). Б. является надзорным и исполнительным органом архиерея. Он наблюдает за деятельностью и поведением приходского духовенства, посещает приходы не менее 2 раз в год и каждое полугодие представляет архиерею отчет о состоянии вверенного ему округа, в особо важных случаях доносит архиерею безотлагательно. Б. ходатайствует о награждении подведомственных ему клириков и мирян. В случае необходимости он делает братские увещания приходским настоятелям и др. клирикам, заботится о том, чтобы миряне приходов, временно оставшихся без священнослужителей, не лишены были духовного окормления (III 30).

Устав об управлении Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60).

В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г., епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

Поместный Собор 1917-1918 гг. включил мон-ри в благочиннические округа вместе с приходами. В связи с этим была упразднена и должность Б. мон-рей в ее прежнем значении как администратора, в ведении к-рого состоят все мон-ри или часть мон-рей епархии. С тех пор должность монастырского Б. является внутримонастырской: Б. состоит в подчинении настоятеля и наместника и несет по преимуществу ответственность за совершение богослужений в монастырских храмах, а также за благочестие, нравственное состояние и дисциплину братии.

Лит.: Духовный регламент. М., 18974; Никодим [Милаш], еп. Далматинский. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 388-393; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 246-247; Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Каз., 1913. С. 87-96; Собор, 1918. Определения. Вып. 1. С. 28-33; Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945; Устав, 1988; Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1994. С. 284, 288, 292, 295-296; Смолич. История РЦ. Ч. 1. С. 275-276; Устав, 2000.

Прот. Владислав Цыпин

Источник

Значение слова «благочинный»

android bar znachenije

1. Книжн. устар. Приличный, благопристойный.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БЛАГОЧИ’ННЫЙ, ая, ое. 1. Приличный, благопристойный (книжн. устар.). 2. в знач. сущ. благочи́нный, ого, м. (церк.). Священник, наблюдающий за несколькими приходами.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

благочи́нный I

1. книжн. устар. приличный, благопристойный

благочи́нный II

1. в православной церкви: административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием

Делаем Карту слов лучше вместе

USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: взасос — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «благочинный&raquo

Предложения со словом «благочинный&raquo

Цитаты из русской классики со словом «благочинный»

Что (кто) бывает «благочинным»

Понятия со словом «благочинный»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «благочинный&raquo

Какой-то монах смилостивился надо мной и проводил к помощнику благочинного, а тот отвёл в келью для паломников.

Впрочем, привыкнуть к нему они не успевали, потому что восьмилетний курс обучения он освоил за пару лет, ведя к тому же не особо благочинную жизнь и немало времени проводя в чтении книг вовсе не священного направления.

Наконец после службы я нашёл благочинного, и он благословил меня остаться на ночлег в церкви, где располагалось священство.

Источник

Настоятель храма

Настоятель – лицо ответственное за состояние прихода во всех его сторонах: за чинное и правильное совершение богослужения, за порядок в храмовом хозяйстве и письмоводстве, за мир и благочиние в причте и т.д. По отношению к приходу он владеет многими правами благочинного, и инструкция, какой определяется его деятельность, имеет много общих пунктов с инструкцией благочинного. Мы указали, каковы должны быть отношения священника к причту по существу, поэтому, не повторяя их, приведем только с комментариями текст инструкции.

Инструкция настоятелям церквей 9

(Утверждена определением Св. Синода 8 мая – 1 июля 1901 г., № 1829)

1. Настоятель церкви как старший член причта, пользуясь пред прочими священниками той же церкви преимуществом чести и некоторыми особыми правами как по богослужению, так и по управлению церковному, по отношению к низшим членам причта и другим лицам, подведомственным церкви, как-то: просвирне и служащим при церкви и домах церковных – есть ближайший и непосредственный начальник и по отношению к заштатным священноцерковнослужителям, вдовам и сиротам, церковью призреваемых, попечитель и наблюдатель.

Диаконы и причетники должны почитать своего священника как настоятеля церкви и своего учителя, также повиноваться ему и ни словом, ни делом не оскорблять его, а если бы чем от него были обижены, жаловались бы благочинному, а если пожелают, и епархиальному начальству, и ожидали решения (Инстр. благоч. § 25).

Аще кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковнаго (апост. прав. 56).

Не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сесть. Подобно и диаконам иметь честь от иподиаконов и от всех причетников (Лаод., прав. 20). Не позволено диаконам сидеть посреде пресвитеров. Аще кто после сего определен, не хощет послушен быти, да прекратится его диаконство (I Всел. соб., прав. 18).

2. Настоятель при всех соборных богослужениях предстоятельствует пред прочими священниками той же церкви; седмичное служение (за исключением «настоятеля кафедрального собора) исполняет поочередно наравне с прочими священниками, но в храмовые и двунадесятые праздники и важнейшие седмицы Великого поста имеет право совершать богослужение вне очереди (ср. § 25).

Кто должен первенствовать при соборном богослужении? Этот вопрос могут решить следующие условия (в потребных случаях):

1) иерархические, в силу которых простой иерей должен безусловно уступить место протоиерею; затем, не имеющий набедренника должен уступить свое место священнику, награжденному набедренником, и т.д. до скуфьи, камилавки, наперсного креста;

2) служебные, в силу которых благочинные из священников уступают место только протоиереям, а в остальных случаях первенствуют даже среди более заслуженных, но подчиненных им священников и притом не только в церкви во время богослужения, но и во всех других местах. То же самое нужно сказать и об окружных духовниках, которые, будучи избираемы самими же священниками, должны первенствовать пред ними, яко их духовные;

3) сюда же надо отнести и те преимущества, какие искони в нашей Церкви дают священникам при богослужении отличия ученые, в силу которых священник или протоиерей из окончивших академию или другое высшее учебное заведение всегда должен первенствовать – священник пред священниками, протоиерей пред протоиереями из простых семинаристов, хотя бы первые и не имели других отличий, кроме своего образования, а последние награждены были набедренниками, скуфьями, камилавками и т.п. Наконец, если случится служить вместе священникам или протоиереям, состоящим на равной степени иерархического, служебного и ученого положения, то вопрос о первенстве между ними должно решить: 1) время рукоположения их во священника; или 2) время получения ими той или иной награды; или 3) время производства в сан протоиерея и т.п. Кто прежде рукоположен или прежде получил какую-либо награду, тот пусть и первенствует, ничтоже сумняся, во славу Божию. И другие должны уступить ему первенство с братскою любовью, да не будет распри или свары между служителями Божиими.

Указания настоятеля относительно порядка отправления служб

3. Во время своей болезни или законной отлучки исправление очередных служений и треб за себя настоятель письменно или словесно поручает младшим священникам по своему усмотрению.

4. В случае отлучки младшего священника, его болезни, смерти или увольнения от службы очередное служение и требы за него исправляет настоятель наравне с другими священниками той же церкви.

5. За болезнью или отлучками низших членов причта возложение обязанностей одного из них на другого производится настоятелем.

6. Настоятель наблюдает за порядком и благочинием при богослужении, – чтобы звон к богослужению и самое богослужение начинались в определенное время, чтобы богослужение было совершаемо по уставу, чинно, благоговейно, сообразно с важностью действия и святостью места, чтобы чтение происходило громко, внятно и раздельно, пение – чинно, неспешно, без крика и с соблюдением одобренного напева. Чтение, особенно в соборах и больших храмах, должно происходить, по возможности, на средине храма.

О звоне см. в главе «Чины церковных служб». Относительно порядка в храме соблюдаются следующие предписания:

1) Все должны быть в церкви Божией почтительными и входить в храм Божий с благоговением, без усилия.

2) Запрещается приходящим в церковь занимать такие места, где могут стеснять отправление богослужений.

3) За решеткою, что пред иконостасом, не дозволяется никому из посторонних лиц и во всякое время становиться, за исключением чтецов и певцов.

4) Быть в алтаре во время службы никому из мирян не дозволяется. Во время всякой службы божественной никому из не участвующих в оной не дозволяется стоять у иконостаса того престола, где она совершается, и вообще на возвышенном месте или пространстве между обоими клиросами, исключая лишь те случаи, когда мирянам, по обряду Церкви, нужно подходить к святым Тайнам или к святым иконам.

5) По 69-му правилу VI Вселенского Собора, по «некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие (вход в алтарь) власти и достоинству Царскому, когда восхощет принесть дары Творцу».

6) Не подобает жене в алтарь входить (Лаод., прав. 44).

Примечание 1. На основании 66 правила «Номоканона» при Требнике, монахиням разрешается входить в алтарь в своем монастыре для прислуживания при священнодействии и для поддержания внешней чистоты в алтаре.

7) В алтарь нельзя вносить ничего, кроме вещества для таинства, свечей, масла и ладана (апост. прав. 3, VI Всел. соб., прав. 99).

9) Не дозволяется входить в храм: а) еретикам во время богослужения (Тим. Ал. прав. 9), б) жене, находящейся в очищении (св. Дионисия прав. 2); в) юродивым, находящимся в кощунных одеяниях (Ук. 1732 г. 25 июля); г) а равно вводить в храм животных, кроме крайней нужды (VI Всел. соб., прав. 88).

Примечание. Исключение делается для путешественника, не имеющего пристанища, в последнем случае ему дозволяется войти в храм и ввести животное свое в ограду, иначе оно погибло бы.

10) Пред святыми иконами стоять так, как святость места и благопристойность требует.

11) Нищие не должны бродить по церкви и просить милостыню, но во всяком случае их не следует выводить из церкви во время службы или брать под арест (ср. ук. Св. Синода 1731 г. 14 авг., 1758 г. 25 мая).

12) На церковного старосту возлагается наблюдение за соблюдением богомольцами тишины и порядка во время богослужения в церкви и вне ее во время крестных ходов.

Наблюдение за младшими священнослужителями

7. Настоятель наблюдает, чтобы священники неопустительно сами отправляли очередное служение, за исключением случаев болезни и законной отлучки. 8. Настоятель заботится, чтобы в воскресные и праздничные дни неопустительно в храме во время богослужения говорились поучения, а также совершались внебогослужебные беседы, для чего по общему соглашению составляет особое расписание. Труды по проповедничеству настоятель разделяет с прочими священниками, привлекая к сим трудам по своему усмотрению также окончивших курс учения в семинарии диаконов и псаломщиков. Каждый, произносивший поучения или ведший внебогослужебное собеседование, собственноручно записывает краткое содержание поучения или беседы в заведенную для этой цели особливую книгу или журнал, который просматривается еженедельно настоятелем.

Правила о проповеди помещены нами в отделе «Священник-учитель».

Наблюдение за приходской жизнью

9) Настоятель имеет особенное попечение о том, чтобы святые храмы со всеми принадлежностями, каковы: утварь, иконы, богослужебные книги, облачения – соблюдались в должной чистоте и порядке и всегда на своих местах, а также и вообще о благолепии и благоукрашении святых храмов, располагая в потребных случаях прихожан к пожертвованиям на них.

10. Настоятель заботится о развитии благотворительности в приходе, располагая прихожан к учреждению приютов для вдов, сирот, престарелых и увечных из прихожан. В этом ему всемерно содействуют и все прочие члены причта, особенно пресвитеры.

11. Настоятель совместно с прочими членами причта должен заботиться о распространении религиозно-нравственного обучения и воспитания детей в приходе, а потому обязан убеждать прихожан к открытию церковно-приходских школ, если таковых еще нет, к поддержанию и благоустроению уже существующих школ и снабжению их необходимыми принадлежностями.

12. Заботясь о развитии доброй нравственности в приходе и в этих видах, вместе с прочими священниками как можно чаще беседуя со своими прихожанами о предметах веры и нравственности христианской, настоятель должен заботиться об учреждении приходской библиотеки, располагать своих прихожан к чтению назидательных книг и руководить ими в этом важном деле (см. в отделе «Церковная школа»).

13. Участвуя наравне с прочими священниками в исправлении треб у прихожан, настоятель наблюдает за неуклонным удовлетворением священниками религиозных нужд прихожан, о неисправных доносит благочинному.

14. Если очередной священник по недостатку времени или по многочисленности треб не может совершить их благовременно, то заявляет о том настоятелю, а настоятель поручает разделить труды очередного подочередному, в случае же надобности и другим священникам. В таких обстоятельствах никто из священников не может уклоняться от предлагаемых ему настоятелем требоисправлений, под опасением строгой за уклонение ответственности.

17. На настоятеле лежит главное наблюдение за исправным ведением отчетности по церковному имуществу.

18. Настоятель может поручать ближайшее смотрение за церковного библиотекою одному из священников, за церковного утварью и ризницею одному из диаконов, а заведование церковнобогослужебными книгами, необходимыми при отправлении богослужения, одному из псаломщиков.

20. Сношения по делам церкви и причта ведутся через настоятеля. Он получает от епархиальной власти через местного благочинного предписания и указы, исполняет их сам или передает для исполнения другим приходским священникам, под собственною ответственностью за правильность и своевременность исполнения.

22. Настоятель обязан являться к благочинному для заявления о нуждах своей церкви или причта и для представления требующихся разъяснений и сведений.

23. Настоятель наблюдает и требует, чтобы каждый член причта неопустительно исполнял свои обязанности по церкви и приходу. Члены же причта обязательно должны исполнять распоряжения настоятеля, под опасением за неисполнение законной ответственности.

24. На настоятеле лежит главная ответственность за беспорядки и расстройство в причте, происшедшее от его нерадения и нераспорядительности.

25. Настоятель наблюдает: а) чтобы каждый вновь поступивший член причта занимал при богослужении место соответственно старшинству по рукоположению, если епархиальным начальством не будет предоставлено ему особых прав в этом отношении; б) чтобы очередные члены причта не отлучались из прихода без его ведома и притом не иначе, как поручив кому-либо из свободных исполнение своих обязанностей по взаимному соглашению; в) чтобы низшие члены причта являлись к богослужению непременно ранее священника и приготовляли все необходимое для богослужения каждый по своей части; г) чтобы диакон (где один штатный диакон) при ежедневном богослужении являлся к служению литургий, а также всенощных бдений, великих вечерен и полиелейных утрень, в воскресные же и праздничные дни служил литургию непременно с приготовлением; д) чтобы диаконы (где два и более штатных диаконов) по очереди являлись к служению всех ежедневных церковных служб; е) чтобы диаконы, состоящие на псаломщических вакансиях, не уклонялись от исполнения ни одной из соединенных с званием псаломщика обязанностей и по возможности отправляли и служение собственно диаконское, заменяя в потребных случаях штатных диаконов. Настоятель наблюдает, а) чтобы псаломщики в многочисленном клире в простые дни являлись по двое (чередной и подочередной) к вечерни и утрени, а к литургиям, равно как ко всем службам в полиелейные и праздничные дни и во все дни Великого поста, непременно все приходили к началу службы и выходили по окончании оной; б) чтобы помогали священнику и диакону при проскомидии читать синодики и помянники; в) чтобы очередной псаломщик не только за всеми службами в праздники, но и в простые дни за литургией надевал стихарь, если в таковой посвящен, и г) чтобы отлучались из дома и на короткое время не иначе, как с ведома того священника, с которым они состоят в очереди. Настоятель наблюдает также, чтобы просфирня приготовляла просфоры надлежащей доброты, меры, вида и вкуса, в достаточном количестве и отпускала оные для прихожан по установленным ценам.

26. В случае неисправности по службе и неблагоповедения кого-либо из низших членов причта настоятель делает ему увещание наедине; в случае же недостаточности этой меры для вразумления виновного доносит благочинному.

27. По личным неудовольствиям между собою члены причта приносят жалобы настоятелю, который старается прекратить дело миролюбивым, безобидным для спорящих соглашением; при безуспешности же этой меры доносит благочинному.

29. Церковные сторожа и вообще служащие при церкви и церковных домах избираются и нанимаются, а равно и увольняются церковным старостою, но непременно с ведома и согласия настоятеля.

30. На настоятеле лежит обязанность главного надзора за порядком и правильностью ведения церковного письмоводства, а также за хранением церковных документов. Смотрение за церковным архивом настоятель может поручить тому из членов причта, который занимается письмоводством.

33. Настоятель состоит в ближайшем ведении у благочинного, который наблюдает за исполнением им своих обязанностей и в случае уклонения его от обязанностей службы и правил благоповедения доносит об этом епархиальному начальству.

Настоятель

(фрагмент Устава Русской Православной Церкви 2000 г.)

1. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.

2. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.

3. В обязанности настоятеля, в частности, входит;

а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;

б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями Священноначалия;

в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;

г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;

д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода;

е) созыв и председательствование на заседаниях Приходского собрания;

ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений Приходского собрания и Приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;

з) наблюдение за осуществлением решений Приходского собрания и работой Приходского совета;

и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления;

к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о его работе;

л) осуществление официальной церковной переписки;

м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива;

н) выдача свидетельств о крещении и браке.

4. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.

Благочинный

Благочинные представляют собою орган церковной власти архиерея в области надзора и в старину назывались «поповскими старостами». Обязанности их впервые определены были Стоглавым собором 1551 г., а затем особою инструкцией), изданною Патриархом Адрианом в 1699 г. и исправленною в 1775 г. Платоном (впоследствии митрополитом Московским).

Власть благочинного распространяется не только на причт, но и на прихожан. Относительно первого инструкция предписывает благочинным наблюдать, чтобы духовенство вело себя сообразно с достоинством своего звания, неопустительно исполняло церковные обязанности, в особенности главнейшие богослужения и требы. О всех неисправностях благочинный должен немедленно доносить архиерею. Относительно прихожан своего округа благочинный имеет обязанность заботиться о сохранении ими чистоты православной веры и исполнении христианского долга. Надзор за духовенством и прихожанами округа благочинный осуществляет посредством личного обозрения порученных его наблюдению церквей.

Монастыри, не изъятые из подчинения епархиальным епископам, состоят под наблюдением особых благочинных из монастырских настоятелей – архимандритов.

Как лицо близко стоящее к духовенству и мирянам, пользующееся особым доверием собрата, благочинный является руководителем в исполнении прямых их обязанностей. Он же как приходский священник имеет возможность входить и в нужды подведомых ему приходских жителей и таким образом устраивать и утверждать взаимообщение пастырей с пасомыми, священников и других членов причта с прихожанами.

Желательно, да и самим делом требуется, чтобы объезды и обозрения церквей и приходов были более или менее продолжительны, давая возможность благочинному ознакомиться со всеми сторонами церковноприходской жизни, поэтому было бы полезно, чтобы при этом обозрении присутствовали не одни члены причта с церковными старостами, но и выборные от прихожан, которые бы также и непосредственно могли свидетельствовать или заявлять благочинному о своих духовных нуждах. При этих же обозрениях благочинный может входить в рассмотрение и возникающих недоумений или жалоб как между самими членами причта, так и между причтами и прихожанами, предупреждая таким образом могущую возникнуть вражду в самом ее возникновении.

Отношения благочинного к подведомым ему священникам и другим членам причта должны быть чужды начальнического тона, отличаться братским взаимообщением, чтобы каждый член причта видел в нем собрата и мог безбоязненно высказать свои духовные и материальные нужды.

Инструкция благочинному приходских церквей 11

(Текст ее приводится по синодальному изданию 1891 г.) 1. Благочинный должен наблюдать, чтобы церкви строились святым алтарем на восток; чтобы иконостасы в них были благовидны и украшены иконами древнего греческого образописания; чтобы около амвона и иконостаса была решетка; чтобы святой антиминс был подписан освящавшим его архиереем, не ветх, не дыряв, не залит, не полинял; чтобы одежды и срачица на престоле и жертвеннике, ризы, стихари, подризники, епитрахили, поручи, орари, поясы были не ветхи, не разодраны и устроены не из низкой материи; чтобы дарохранительница, потир, дискос, звезда, лжица и проскомидные блюдца были серебряны, а потир внутри вызолочен, чтобы сосуд для святого мира был серебряный или хрустальный; чтобы были в церкви вещи, употребляемые при святом крещении, как-то: елей, ножницы, губка и сучец для помазания просвещаемых святым крещением; чтобы были в церкви кадило, укропник, ковш серебряный для подавания теплоты, водосвятная чаша, сосуд для освящения хлебов, подсвечники, по крайней мере два, стол для благословения хлебов и водоосвящения; чтобы были в церкви потребные для службы Божией книги, как-то: Евангелие напрестольное, Апостол, Служебник, Минеи Общая и Праздничная, Устав (Типикон), Триодь Постная и Цветная (Пентикостарион), Октоих, Псалтирь Следованная, Часослов, Требник Большой и Малый, Ирмологий, Книга молебных пений, проповеди. Наконец, чтобы самые церкви, как приходские, так и кладбищенские, и при них колокольни и ограды зданием были крепки; чтобы в окнах церковных были железные решетки, замки у всех церковных дверей были благонадежны и имелись бы при церквах сторожки для караула. О противном сему благочинный, ежели по его убеждению не будет что-либо восполнено или исправлено, должен доносить епархиальному начальству (см. главу церк. благоустройство).

Примечание. Весьма прилично и полезно каждой церкви иметь некоторые к руководству священникам и к наставлению прихожан книги, как-то: Библию, Послание восточных патриархов о православной вере, творения святых отцев, Четьи-Минеи и Пролог, Катехизисы пространный и краткий и книги для увещания раскольников.

2. Благочинный должен наблюдать, чтобы не только церкви, но и колокольни, ограды церковные и кладбищенские, надгробные памятники и самые места в оградах были сохраняемы в благоустройстве и чистоте. Близ церкви не должно быть никаких строений, могущих служить соблазном и опасностью для храмов, как-то: питейных домов, торжищ, бань и т.п.

3. Если где церкви так ветхи, что от гнилости наклонились, имеют в потолке течь и угрожают падением или, по крайней мере, ветхостью своею делают неблагопристойность столь святому месту, то благочинный должен увещевать прихожан, чтоб возымели старание о создании новой церкви или поправили ветхости и письменно просили дозволения на то, а между тем благочинный о таковых церквах должен представлять епархиальному начальству без умедления.

4. Если число прихожан какой-либо церкви по случаю переселения или по другим каким причинам значительно увеличится или уменьшится, то благочинный обязан донести о сем епархиальному начальству.

5. Если где церковь сгорит, то благочинный немедленно представляет о том, а между тем озабочивает прихожан, чтобы они, не медля, старались вновь построить церковь и просили бы на то дозволения, притом убеждать, чтобы строили церкви преимущественно каменные, для прочности и для собственной их же пользы.

6. Когда дано будет дозволение соорудить где-нибудь церковь, то благочинный должен наблюдать, чтобы храм строился и украшался в сходственность данной архиерейской грамоты и по приличию других святых храмов, и настоять, дабы строение храма продолжалось безотлагательно, а если бы за чем воспоследовала остановка, то о том доносить. По сооружении же храма, учинив опись церковного строения, иконостаса, всякой утвари церковной, ризницы, книг и прочего, что для церкви потребно, как выше показано, представлять вместе с прошением от прихожан о дозволении новосозданный храм освятить.

7. Благочинный обязан прилежно наблюдать, чтобы священники, диаконы и церковники, а особливо священники, жили честно, степенно, кротко, мирно и в исправлении своей должности были благоговейны; строго также наблюдать, чтобы они ни в какие более или менее зазорные дома не ходили, да и в своих домах никаких игр не заводили, а вели бы и в домах своих жизнь степенную, трезвую, назидательную и приличную домам служителей святого алтаря. А если бы у кого-либо усмотрено было нечто неприличное духовному сану, то о таковом без всякого закрытия немедленно доносить епархиальному начальству.

Примечание. В каждом благочинническом округе священнослужители и церковные причетники избирают общего духовника из священников, отличающихся духовным рассуждением, просвещением и честною жизнью, и избранный представляется на утверждение епархиального архиерея.

10. Благочинный должен наблюдать, чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и высокоторжественных дней, совершали божественную литургию сколько можно чаще, особенно же в Четыредесятницу не опускали бы преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных – непременно три раза в неделю, если бы и не случилось в продолжение оной торжественных и праздничных дней, в двухштатных же четыре, а в четырехштатных ежедневно (о служении молебнов см. в отделе о молебнах).

11. Если бы кто из священно– и церковнослужителей или лиц и не из клира церковного, паче чаяния, нарушил в храме Божием благочиние и произвел словами или действиями соблазн, замешательство, остановку в богослужении или совершенное прекращение оного, равно как и о всех других важных происшествиях в церкви, благочинный неотлагательно доносит епархиальному начальству.

12. Благочинный наблюдает, чтобы священнослужители в ссоре и вражде без примирения отнюдь не служили. Враждующих же обязан он примирять, в случае безуспешности доносить о них епархиальному преосвященному.

13. Благочинный наблюдает, чтобы диаконы и причетники неопустительно являлись к богослужению и к требоисправлениям по повестке священника, и притом чтобы диаконы в воскресные и праздничные дни служили с приготовлением.

14. Благочинный наблюдает, чтобы запасные Святые Дары хранились в церквах на святых престолах в ковчегах серебряных, а по нужде в оловянных, и внушает священникам, чтобы они почасту осматривали, не коснулось ли сей святыни какое повреждение, а в домах у себя запасных Святых Даров отнюдь не держали, и когда нужда позовет в дома приходские ради причастия больных со Святыми Тайнами, они, священники, ходили бы с подобающей таковому таинству честью, носили бы оные на персях своих, в устроенных на то дароносицах и сделанных из приличной материи влагалищах.

15. Благочинный наблюдает, чтобы Крещение совершали в церкви и непременно при диаконах и церковнослужителях, разве бы какая-нибудь особенно благословная причина иногда потребовала окрестить младенца в доме; крестить же младенцев во время зимнее должно в воде не очень холодной, дабы какового здравию младенца вреда не причинить (см. в отделе «Крещение»).

16. Мертвым стоять в церкви более суток, и то разве по какой необходимости, не допускать, а по принесении тотчас, отпевая их, и погребать, где узаконено.

17. Благочинный должен, по своему благоразумию и как наставит его Бог, давать, ежели найдет нужным, наставления священникам, как им исповедать детей своих духовных, как связывать и разрешать человеческую совесть.

18. Благочинный обязан наблюдать, чтобы священники не венчали браков незаконных, каковыми признаются браки: а) в известных степенях плотского или духовного родства и свойства; б) брачные сопряжения лиц, не достигших гражданского, а тем более церковного совершеннолетия, или, напротив, престарелых или таких, из которых одно лицо молодо, а другое престарело; детей до известного возраста без воли родителей или опекунов или же, наоборот, по чьему-либо принуждению.

20. Благочинный должен наблюдать, чтобы служба Божия была совершаема благоговейно, не спешно, и чтобы в два голоса ничто читано или пето не было; чтобы церковники в чтении и пении были исправны; не допускать в церкви произвольных напевов по нотам, не одобренным священноначалием.

21. Вновь быть крестным ходам, также строить вновь без дозволения начальства часовни отнюдь не допускать.

1. Крестные ходы положено совершать во дни Богоявления и Происхождения Честных Древ – 1 августа (Типикон); кроме того, всеобщей практикой Церкви принято совершать крестный ход на воду в день Преполовения Пятидесятницы. Бывают и крестные ходы, установленные местной епархиальной властью.

2. Крестные ходы могут также совершаться по требованию особенных обстоятельств, например на поля во время бездождия, в округе городов и селений во время землетрясения, моровой язвы, поветрия и проч.

3. Общественное молебствие во время засухи и «безведрия» и по случаю других общественных бедствий следует совершать с осмотрительностью (ук. Св. Синода 1736 г. 9 июля, 1873 г. 31 мая), обыкновенно с ведома епархиального архиерея, и может быть соединено с общественным постом (указ. Св. Синода 1736 г. 17 марта). Это правило объяснялось историческими условиями, но в настоящее время не имеет силы.

4. Но почти повсеместная практика та, что причты совершают в своих храмах и приходах общественные молебствия в случаях особенного проявления прещения Божия (повальных болезней, безведрия и т.п.), по чиноположениям, указанным на эти случаи в Книге молебных пений, без испрашивания особенного на всякий случай разрешения на совершение этих молебствий, но лишь о времени совершения их обязательно доносят епархиальному архиерею.

5. Св. иконы дозволяется по желанию переносить из церквей в дома, но не иначе, как в руках или иным подобающим образом и без громогласного на улицах пения.

6. Совершать крестные ходы и переносить святые иконы священники должны по церковному уставу в установленное время, с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произвольных изменений и нововведений.

7. В крестных ходах воспрещается священнослужителям разговаривать между собою и раскланиваться со знакомыми (ук. Св. Синода 1830 г. 28 апреля).

22. Благочинный наблюдает, чтобы во дни праздников Христова Рождества и в Светлую седмицу и в храмовые праздники священники с животворящим крестом в дома желающих того прихожан своих с церковнослужителями ходили честно и благоговейно.

23. Надлежит, чтобы священники во дни воскресные и праздничные в церкви людей поучали, прочитывая им на литургии Святейшим Синодом одобренные проповеди, а на утрени что-либо из Прологов и других святых книг, также Катехизис, толкуя оный прихожанам по возможности, а которые священники и диаконы учились в школах, те и от себя почасту говорили бы проповеди и тем делали бы честь своему сану и пользу христианам. А кто сколько скажет проповедей, о том уведомлять епархиальное начальство в клировых ведомостях, дабы можно было различать прилежных от ленивых (см. «Правила и советы; касающиеся проповеди»).

24. Священники, диаконы и причетники должны знать наизусть Катехизисы, первые пространный, а последние краткий, и почасту прочитывать свои ставленные грамоты и по ним устроять свою жизнь; грамоты же должны храниться в церкви.

25. Диаконы и причетники должны почитать своего священника как настоятеля церкви и своего учителя, также повиноваться ему и ни словом ни делом не оскорблять его, а если бы чем от него были обижены, жаловались бы благочинному, а если пожелают, и епархиальному начальству, и ожидали решения (см. Инстр. настоятелю § 1).

26. Священнику диакона и причетников не обижать и доходов у них не удерживать и бить их не дерзать, а если бы в чем оказались они неисправны или против его ослушны, жаловаться благочинному или епархиальному начальству.

27. Священник диакона и причетников может штрафовать наедине и при других выговорами, кроме того, причетников и поклонами в церкви, и если сими мерами не вразумятся и не исправятся, доносить благочинному.

28. Благочинный должен подтверждать священникам и диаконам, чтобы не были корыстолюбивы и нахальны и посему ни за какую требу не домогались у прихожан платы, особливо же не делали договора с ними, а были бы довольны доброхотным подаянием.

29. Также должен подтверждать, чтобы священно– и церковнослужители без зову в гости ни к кому не ходили, да и по зову ходили бы в дома только честные; чтобы они дружились с подобными себе священниками, диаконами и причетниками, а не со всяким безразборно; ибо духовные, особливо священным саном почтенные, должны вести себя степенно и тем других приводить к почитанию себя. Кроме сего, благочинные должны наблюдать, чтобы священнослужители не вводили в дом прихожан при духовных требах своих жен и других посторонних лиц, наблюдать строго, чтобы священнослужители жили сообразно своему сану, не бесчинствовали, не употребляли брани, обличающей употребляющего ее в грубом невежестве и развращении сердца, не занимались бы игрою картежного и другими неприличными сану духовному играми, не вмешивались бы в дела мирские, в свободное от богослужения и домашних экономических занятий время занимались бы в домах своих чтением душеполезных книг, но отнюдь не занимались бы чтением книг соблазнительных; наблюдать, не придерживаются ли сами священнослужители раскола, суеверий и ереси, воспитывают ли детей в страхе Божием.

30. О вдовых священно– церковнослужителях наблюдать, дабы не дозволенных апостольскими и соборными правилами женских лиц ни под каким видом при себе не держали.

32. Заштатных и безместных священно– и церковнослужителей ни к каким требоисправлениям не допускать, кроме тех случаев, когда настоящий священник сделается нездоров или умрет или будет в отлучке, а треба не терпит отлагательства.

35. Благочинный, получив уведомление о смерти, удалении или перемещении священника, немедленно отправляется в тот приход и, поверив церковное имущество, суммы по документам и дела церковные, передает их новоопределенному священнику или же до определения его наличному причту с церковным старостою. Таким же образом поступает и в случае удаления или смерти церковного старосты. Если же при сем чего не окажется и восполнить недостающего никто не согласится, благочинный, с указанием недостающего и ценности недостающей вещи и виновника в утрате ее, доносит преосвященному.

36. Новопроизведенного священника благочинный должен ввести в должность.

38. Благочинный должен наблюдать, чтобы священники, диаконы и псаломщики ходили в приличной духовному званию одежде, а именно: священники и диаконы в рясах темного цвета, а церковники в платье покроя приличного духовному чину.

39. Благочинный во все получаемые им от своего начальства предписания вникает тщательно, составляет из них для себя руководственную ведомость и исполняет оные в точности своевременно, в буквальном смысле, не делая своих толкований и выводов догадочных, недоумения священно– и церковнослужителей разрешает сам; в случае личных сомнений испрашивает разрешения у преосвященного.

41. Священники не должны совершать требы в чужом приходе. Сие разрешается им только в случае болезни местного священника или законной отлучки его, но не без приглашения местного причта. Разрешается также им совершать крещение, напутствовать больного Святыми Тайнами и похоронить умершего.

43. Надзирать за старостами церковными, дабы никаких расходов без ведома священника, а больших и без согласия прихожан, не чинили. Наблюдать, чтобы лица, избираемые в церковные старосты, были люди честные, в штрафах и под судом не состоявшие.

44. Благочинный, обозревая церкви и причты, ревизует и состояние церковных документов и о последствиях доносит преосвященному, доносит о присоединившихся к Православной Церкви из раскола и иных вероисповеданий.

46. Благочинный, посещая церкви, должен увещевать прихожан, чтобы регулярно, по долгу христианскому, исповедовались и Святых Тайн приобщались и особливо во дни воскресные и праздничные приходили в храм Божий, оставляя свои работы, и жили честно, по евангельским заповедям.

47. Благочинный должен о состоянии вверенных ему церквей рапортовать епархиальному начальству.

48. Благочинный должен наблюдать за обучением детей, внушать прихожанам, чтобы они или сами (если могут) обучали детей своих основным правилам веры и благочестия, или отдавали бы их для обучения священно– и церковнослужителям, которые, с своей стороны, должны прилагать к тому всякое старание.

50. Он имеет власть, в отсутствие от своей церкви по должности своей, препоручать священнослужение и исправление треб одному из подчиненных ему священников, кому заблагорассудит.

51. Для повесток и рассылок благочинный имеет при себе неотлучно из подведомых ему причетников понедельно; а когда случится много дел, может взять и другого. Для письмоводства может требовать к себе кого-либо и из диаконов.

Примечание. Благочинный назначается, увольняется от должности и подвергается взысканию не иначе, как по определению архиерейскому.

52. Избирается же благочинный из достойнейших священников и определяется преосвященным архиереем для сохранения порядка в Церкви и исправности в ее служителях, на пользу христиан и во славу Божию.

Приводимая инструкция, конечно же, не приложима к теперешнему церковному быту и ничего, подобного ей, в современной практике не существует – круг обязанностей настоятеля храма оговорен только Уставом РПЦ, – однако для желающего вникнуть во все подробности пастырского дела она может представлять, безусловно, не только исторический интерес.

Ныне дозволяется почти всюду также и церковнослужителям, а также помогающим в алтаре мирянам.

См. примечание на стр. 110.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

  • что такое благочиние в православии
  • Что такое благочестие определение
  • что такое благочестие на основании библии
  • Что такое благочестие женщины
  • что такое благочестие в православии

  • Справочник номеров и подарков