что такое божья благодать в православии

Содержание

Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать (+ВИДЕО)

Как подается благодать Божия? Чем святые отличаются от нас, обычных людей, если в таинстве Евхаристии мы все освящаемся благодатью? Почему нужно наше свидетельство о благодати Божией? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.

Главная цель жизни христианина – это, по определению преподобного Серафима Саровского, стяжание благодати Духа Святаго. Что такое – стяжание благодати Духа Святаго?

Мы должны учиться сохранять благодать, полученную в таинствах Церкви

Духом Святым совершаются все таинства Церкви. Значит, смысл жизни христианина – в том, чтобы полученное в Церкви через святые таинства оберегать в себе самом. Как в книге Притч сказано: «Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Притч. 5: 16). И христианин должен очень ответственно относиться к той благодати, которую он имеет, получает в таинствах Крещения, Святого Причастия, Исповеди, которая есть таинство примирения.

У нас есть много книг, где говорится о том, как готовиться к таинствам, например, как готовиться к таинству Святого Причастия. Но, к сожалению, почти нет книг о том, как сохранять это состояние, как его не терять. Настоящая жизнь христианина – это жизнь от Причастия до Причастия. И мы должны иметь даже некое вожделение сохранять это состояние, не омрачать его, не терять в себе самом. Наши предки настолько серьезно относились к стяжанию благодати Духа Святаго, что в день Причастия старались не вкушать пищу до вечера и не разговаривать в этот день на пустые темы.

Собственно говоря, то, что мы называем святостью, человек переживает в Святом Причастии, которое предлагается верующим как Святая Святых. Но в чем тогда наше отличие от подлинных святых? – Мы не можем, не умеем долго сохранять это состояние. Мы быстро его теряем. Мы не успеваем выйти из церкви, как начинаем терять это состояние, и это очень серьезная проблема. Мы должны иметь навык сохранять это состояние как можно дольше. Мария Египетская 40 лет сохраняла состояние, которое она пережила в таинстве Святого Причастия. Но и ей потребовалось, чтобы к ней прибыл старец Божий, напутствовал ее Святыми Дарами перед смертью.

Другая очень важная задача, стоящая перед нами, – свидетельствовать о той благодати, которую мы имеем в таинствах Церкви, другим людям. Давайте посмотрим, что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Он пишет об «Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (ср.: Рим. 1: 5-6). Оказывается, благодать нам дана не только для нас самих, но и для того, чтобы с ее помощью мы покоряли вере другие народы, то есть делились этой евангельской радостью Божиего прощения – Исповеди, Божиего освящения – Евхаристии. Делились с другими людьми!

Нужно свидетельствовать другим о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви

И Христос, покидая этот мир, дал апостолам наставление, чтобы они шли и проповедовали Святое Евангелие (см.: Мф. 28: 19-20). Евангелие – это благая весть о том, что в Иисусе Христе есть разрешение всех проблем. Но здесь надо понять, что в Православии спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения – то есть каким был первый человек Адам в раю. Поэтому, когда мы говорим о спасении, мы вспоминаем и о том, кем или чем человек был до грехопадения. Так вот, во Христе, как во Втором Адаме, мы восстанавливаем в себе самом это состояние через таинства Церкви, которые совершаются Божией благодатью. И мы должны свидетельствовать другим людям о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви, чтобы ввести и других людей в эту благодатную жизнь в Церкви Божией как в царстве Духа Святаго. Ибо благодать царствует в таинствах.

Христос сказал о таинстве Святой Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание… пока Я не приду» (ср.: Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 26), и в этом смысле Православие провозглашается как евхаристическая истина: природа нашей Церкви евхаристична. Мы все соборно причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа – и духовенство, и миряне. И когда мы несем свидетельство миру, это свидетельство о том, что в Святых Дарах Христос не покинул этот мир, а, напротив, Он пошел к Отцу в день Вознесения, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго, стяжая Который через таинства Церкви, мы имеем надежду на вечную жизнь – а она, начавшись на земле, не прекратится и в вечности.

Источник

Что такое Божественная благодать и как её стяжать

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Blagodat

Это слово – одно из самых употребительных в Евангелиях, писаниях Апостолов, а еще – у святых отцов, опытно знавших саму Божию Благодать, ее действие. И, конечно, путь к ее достижению.

Значение слова и синонимы

«Благодать» буквально означает «подание благ».

Сейчас среди его смыслов:

А вот церковные значения слова словарями обозначаются как «устаревшие». Конечно, смотря для кого.

Сложное слово – одно из многих, появившихся в славянском языке после принятия христианства. Свв. Кирилл и Мефодий, видя, что славяне, как язычники, попросту не имеют слов для обозначения важнейших христианских истин, добродетелей, по сути создали целый ряд «неологизмов», новых слов, созданных на основе существующих.

Этим словомсоздатели церковно-славянского языка, перевели по крайней мере два древнегреческих: «χάρις» («харис»), слово, имеющее множество значений, и «δύναμις» («динамис»), что значит «сила». От первого из них происходит слово «харизма», означающее особые дарования человека, его таланты. Например, говорят о «харизме» политиков, артистов, вообще одаренных, талантливых людей.

Но оба эти слова имеют единый славянский эквивалент – «благодать», слово, изначально означавшее именно действие Божие.

Понятие о благодати Бога в Библии

«Харис» и «динамис» встречаются в греческих текстах как Ветхого, так Нового Заветов. Особенно многозначно первое из этих слов. По еврейскому тексту Библии ему соответствует «хэн».

В Ветхом Завете

«Хэн» и «харис». употребляют, говоря о:

prorok david

Пророк Давид 1727–1728. Москва. 96 × 40 см. Дерево, темпера.
Из Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

В Новом Завете

Время Мессии, когда чаяния спасения людей от греха осуществились, стало временем непосредственного участия Божия в жизни людей. Новозаветные писатели сохраняют прежние значения слова, однако, к ним добавляются новые.

Так у «харис» появляются новые значения:

Но иногда оказывается, что «харис» не выражает всей полноты ощущений христианина, носителя полученного при Крещении дара Святого Духа. Так в новозаветных текстах, а затем творениях святых отцов появляется новое слово Δύναμις («динамис»), как более точно означающее собственно Божественную силу, которая подается верующим, укрепляет их дух, сообщает особые дары.

krest Hristov

Это слово также переведено на славянский как «благодать». Выбор создателей церковно-славянского языка не случаен: ведь «харис» во всех ее значениях, от внешней красоты до внутренней мудрости, по сути – проявление силы Божией, живущей в человеке. Даже милостыня, о которой говорит св. Павел – выражение любви, которая, в свою очередь, дар Божий людям, изменение их сердца. А «динамис» — дар Духа, проявляющийся через «харис». Поэтому оба понятия вполне могут описаны как Благодать.

Что такое Божья Благодать

Это собственно «динамис», сила Божия. Он ней говорят:

Христианское толкование

За последующие века святые отцы, опытно познавшие действие Божие во время молитвы, богослужения, много писали о природе Благодати:

«Он есть Дух… воссозидающий в крещении и воскресении… Дух, Который… дышит, идеже хощет… Дух просвещения жизни, лучше же сказать, самый свет и самая жизнь. Он делает меня храмом, творит богом, совершает, почему и крещение предваряет и по крещении взыскуется. Он производит все то, что производит Бог».

Veroneze

Преображение. Паоло Веронезе

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф 2:8)

Эти слова Апостола показывают, что спасения нельзя достигнуть самому, это – дарование Бога людям.

Таким образом, по слову Апостола, «спасение зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16), дело же человека – показать произволение, то есть желание спастись.

Сознание спасения через благодать, таким образом, воспитывает смирение, понимание своей немощи, бессилия без Христа. Достойно удивления, что многие современные протестанты толкуют эти, а также другие подобные слова св. Павла как якобы «спасенность» любого человека через одну веру, без подвигов работы над собой, борьбы с грехом. Ап. Иаков говорит:

«Ты веруешь, что Бог есть: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»

Да, делание человеческое немощно, бедно в сравнении с силой Божией, но Создателю дорого само стремление спастись: оно-то дает возможность Господу действовать в душе человека.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами.(Фес.3:18)

Это благословение Апостола, которым он заканчивает не только послание к христианам греческого города Фессалоники, но многим своим духовным детям изразных городов тогдашней Римской империи. Оно означает:

Как действует Благодать Господа?

Она проявляется в изменении сердца человека, где рождается любовь к людям, сострадание, желание молитвы – которая еще недавно казалась трудным деланием. Есть также такие угодники Божии, через которых Господь творит явные чудеса Своей милости, как, например, исцеления. Однако прежде благодать неприметно действует на душу, внутреннее состояние.

devochka v platochke

Не только угодники Божии, но миллионы просто верующих, любящих Христа людей, свидетельствуют:

Один из самый страшных примеров такого падения содержит житие прп. Иакова Постника. Чудотворец, духоносец, около 50 лет проживший среди пустыни, он однажды, совершив чудо изгнания беса из отроковицы, может быть, на несколько минут остановился на мысли о своей святости.

Как понять выражения

Они, содержащие слово «благодать», достаточно часто можно увидеть в церковных текстах. Вот некоторые из таких выражений.

«Благодать на благодать»

Это выражение из первой главы Евангелия от Иоанна Богослова. Вот эта фраза полностью: «И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть». Оно, по толкованию, например, свт. Иоанна Златоуста, означает, что Новая благодать приумножила ту, что дана была через прор. Моисея, так как Сам Господь пришел на землю.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»

Это слова св. Соломона из его Притч (3:34). Они не раз цитируются Апостольскими Посланиями (Петра, Иакова), а посвящены качествам, которые нужны для получения Божественных даров.

krest i ljudi

Божественная благодать и свобода человека

«Снизошла благодать»

Так говорят, если человек получил от Бога дарования. Они проявляются усердием к молитве, любовью к ближним, духовной радостью, необыкновенным миром души.

«Слово о законе и благодати»: кто автор и краткое содержание

Это запись проповеди одного из первых митрополитов первых десятилетий по Крещении Руси – Иллариона. Он – первый славянин-митрополит после 988 г., когда страна приняла христианство. Сама же проповедь сказана на освящении надвратного храма Золотых ворот Киева. Свт. Илларион говорит, что, если Закон Моисея был дан иудейскому народу, то пришедшая на землю с Христом благодать приобщила к Богу мир. Среди получивших ее дары – также славяне, пусть принявшие веру позже других народов, но обладающие теми же дарованиями, что первые христиане, ибо неизменен источник их – Бог.

Как получить (стяжать) благодать Святого Духа

Святые отцы многократно, крайне строго предупреждают: искание «высоких» духовных состояний на молитве, особых ощущений, не только неполезно, но – опасно. Для стяжания Духа необходимо, прежде всего, глубокое смирение, сознание своей немощи без Христа.

Только «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»

Как отличить благодать Христа от духовной прелести

Прежде всего – помнить, что духовное зрение человека несовершенно, повреждено грехом. Поэтому главное правило – не доверять себе, не надеяться на свое разумение.

Отличить благодать от прелести по субъективным ощущениям очень сложно, так что многие священники просто советуют избегать «особых состояний» как таковых, вообще, довольствуясь, по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) «погружением ума в слова молитвы». Лучше же всего во всех сомнительных обстоятельствах прибегать к помощи духовника.

4525

Любящий Господь посылает Свой дар тому, кто готов его принять. Но отходит, если душа не чиста, там не оказывается места для Него. Потому многие святые так боялись утратить благодать, запятнав душу даже малейшим грехом.

Источник

Православная Жизнь

Мы часто произносим это слово, но осознаём ли, о чём говорим? Как стяжать благодать Святого Духа? Есть ли благодатные храмы и священники? Как понять, коснулась вас благодать или нет? Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина в Дружковке, объясняет, что такое благодать в христианском понимании, как её обрести и не утратить.

83578658392jpg

Немного догматики

Благодать – понятие очень широкое, попытаемся в нём разобраться. В христианстве и церковной догматике это слово означает действие Бога в отношении человека. Как это происходит? В догматической литературе говорится, что благодать означает полноту любви и милости Божией, изливаемой на людей в форме живой и деятельной силы, которая возрождает людей и помогает в деле спасения. Как сила, освящающая и спасающая человека, она сводится к таким основным положениям.

1. Благодать – особая нетварная (не сотворённая) Божественна сила.

2. Эта сила даётся нам через действие Святого Духа. К слову, всё в Церкви совершается силой Святого Духа.

3. Благодать даруется человеку благодаря искупительному подвигу Господа нашего Иисуса Христа. Человек получает её как великий дар.

4. Благодать не изменяет природы человека, но преображает способ её (природы) существования. То есть человек преображается под действием силы благодати Божьей.

В Священном Писании выражения «благодать», «Святой Дух», «дар благодати», «дар Святаго Духа» часто взаимозаменяемы и синонимичны. Это воздействие на человека происходит мистически и сугубо индивидуально. В таинствах Церкви благодать Святого Духа подаётся особо. В молитве, которую произносит архиерей, совершающий рукоположение священника, есть такие слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», – то есть она врачует немощи, восполняет человеческие несовершенства, и, соответственно, преображает наше человеческое естество.

За разъяснениями – к преподобному Серафиму

Наиболее полное учение о благодати мы встречаем в беседе преподобного Серафима Саровского с помещиком Мотовиловым. В её записи слова «благодать» и «благодатный» встречаются 51 раз. Преподобный Серафим утверждает, что всякая добродетель, творимая ради Иисуса Христа (хочется особо подчеркнуть эти слова), даёт благодать Духа Святого, но более всего её дарует молитва. Когда Спаситель говорил: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), – то под «Царством Божиим» Он понимал благодатное состояние человека. Мы должны через благочестивую церковную жизнь, веру, спасительные таинства освящаться, стяжать благодать Святого Духа. Именно так, по словам преподобного Серафима Саровского, мы приближаемся к Богу.

Надо отметить важный момент, на который обращает внимание святой Серафим: мы получаем благодать – нам её подаёт Господь, – но потом теряем, поскольку не можем удержать. Её необходимо удержать, накопить, приумножить. Когда преподобный толковал евангельскую притчу о десяти девах, он говорил, что у юродивых елей оскудел, так как они потеряли благодать Святого Духа, хотя были добродетельны.

Не привыкать к благодати

Как сохранить благодать? Прежде всего, нельзя к ней привыкать. В Церкви всё благодатно: таинства, обряды, традиции, богослужения. Нет ничего, даже мелочи, которая не освящалась бы Духом Святым и не наполнялась бы благодатью Божией. Главное – чтобы человек правильно относился к святыне. Мы должны иметь благоговение и страх Божий.

Человеку свойственно привыкать к тому, что имеет, а привыкая, он перестаёт ценить имеющееся. Он превращает благодать в традицию или даже «национальную традицию», как происходит сейчас. При таком отношении теряется благодать Святого Духа внутри Церкви, потому что, где ушёл страх Божий, соответственно, ушла благодарность, ушло благоговение, и это печально. Человек может быть церковным, но если он неправильно относится к дару благодати, то может остаться безблагодатным.

Маркер присутствия благодати

Признак присутствия благодати Святого Духа – это радость. Мы часто пребываем в печали, грусти, тоске, раздражительности, гневе – это хронические наши состояния. Конечно, у каждого может меняться настроение, но если мы постоянно пребываем в каком-то негативе, то надо каяться. Если же радуемся – значит, пребываем в Духе Святом. Нас должны радовать общение, богослужения, участие в таинствах, наша духовная жизнь. Ведь там, где Бог, разве может быть грустно и печально? Если Он рядом, можно ли унывать? Конечно, нет.

Не надо бегать за благодатью!

В храме всё благодатно. Нет у нас более благодатных храмов и священников или менее благодатных, это разделение выдумано. Благодать мы не видим, в лучшем случае – каким-то образом чувствуем, и то далеко не все, а лишь те, кто расположен. Зачастую люди называют благодатью свои ощущения: понравилось им или нет. Они меряют благодать какими-то земными категориями: уделил священник им внимание – он благодатный, спешил или болела у него голова – неблагодатный. Хорошо было в храме – благодатный храм, бабушки делали замечания – неблагодатный. Не надо за этим гоняться! «Царство Божие внутрь вас есть», – говорил Господь. Надо стараться жить праведно, во Христа богатеть, ради Него благочестивую жизнь вести – и тогда нас посетит Дух Святой, подаст нам благодать, и всё будет благодатно: и наша жизнь, и молитва, и вера.

Записала Екатерина Щербакова

Источник

Благодать даруется не всякому, а лишь тому, кто способен ее восприять

Что такое благодать? Какой христианский поддекст имеет это понятие? Кто такой благочестивый христианин? Об этом Вы можете узнать, прочитав нашу статью.

Благодать

Обновление человека, новотворение

Но и благодать не даруется всякому, а лишь способному и сделавшемуся достойным восприять ее. В этом смысле страшная угроза предречена Господом в той же притче: один уже вошел на вечерю, не получив брачной одежды, и сел за стол.

— Ты как сюда вошел, не имый брачныя одежды? — спросил Господь… И повелел бросить его в геенну (Мф. 22).

Благодать же (брачная одежда) не могла быть ему дана оттого, что он был недостоин ее (сравните: недостойное Причащение — в суд и осуждение; 1 Кор. 11).

Посему была нужда в том, чтобы и самая природа человека была восстановлена, обновлена достойно благодати. Нужно было изменение в человеке. О сем «обновлении» и поет Церковь: «Обогатити бо грядеши обнищавшее естество человеческое» (22 декабря, стихира на «Господи воззвах»). Ныне Христос «благоутробно» дарует «странное (дивное, непостижимое возрождение» (20 декабря, тропарь первой песни канона повечерия). Адам обновляется co Евою, зовуще на земли благоволение явиися спасти род наш» (Царские часы час первый тропарь), что же делается с человеком, с человеческим существом и естеством? Оно вновь творится Спасителем. Эта мысль выражается ясно и решительно. Прежде тварь гнила, обветшала; ныне утварь обветшание все отвержи, Зиждителя зиждема (Творца творимаго) и обновляюща тя видяши, Младенца бывша и к первой тя доброте возводяща» (24 декабря, тропарь четвертой песни канона утрени). И не один лишь человек, но и «вся тварь» вновь созидается и обновляется: «Ты, Пречистая … грядеши родити в вертепе Хотящаго тварь всю, истлевшую преступлением первее (прежде) обновити воистинну (действительно)» (23 декабря, тропарь девятой песни канона утрени). И ныне, самым уже Воплощением, как начатком, «тварь вся новосотворися» (24 декабря, икос). «Рождением Твоим Божественным возрождение» даруешь «ми и к первому (до грехопадения) благородию» возводишь меня, «Господи Боже мой» (24 декабря, тропарь первой песни канона повечерия). Как это происходит, о сем речь дальше, но Божественное воплощение изменяет и самую природу человека. И изменяет до такой степени существенно, что это называется (ибо и есть на деле) новым творением.

Обожение

И то, о чем мы только что говорили, и внутреннее (в самом человеке) изменение, и одеяние возвращенной благодатью возводит человека в первое состояние:

богоподобное или обожение

«Помощнике, Христе, человеком, Ты пришел, богатство обожения носяй, воображся (приняв образ человека, проявившись через это) ныне» (25 декабря, тропарь седьмой песни канона утрени). Первоначальный обожити приятие … ищет» (22 декабря, тропарь седьмой песни канона утрени). Сие совершается, а также приводит к общению с Божеством.

За милосердие Он делает нас «божественными храмами». И хотя все это еще в будущем, еще лишь в «уповании» (надежде; 25 декабря тропарь седьмой песни канона утрени), еще лишь цель, — но уже «Радуется днесь Церковь, поет, красится», ибо «всесвятое… совершается торжество и (она) во Господню славу облачился» (23 декабря, седален на утрени по кафизме). В ту «славу», которою просиял Господь на Фаворе, обожив и тело, и даже одежды вещественные. И это обожение уже началось тем, что мы с момента рождения Господа «вписались» Уже в «Божественное» гражданство. «Написашася людие повелением кесаревым, написахомся, вернии, именем Божества, Тебе, вогеловегшагося Boza нашего» (25 декабря, стихира вечерни, на «Господи воззвах»).

Своим Воплощением Сын Божий «перстнаго (земного, то есть человека) от самаго единения и общения богосоделал» (убогом сделал») (25 декабря, тропарь пятой песни канона утрени).

Здесь уже указывается и путь… Но об этом после.

resize of vertep domik 2

Бессмертие

«Благодать на благодать грядеши подати и cnacmu образ и обезтлити» (22 декабря, тропарь четвертой песни канона повечерия) «Божий Сын раждается, … весь род человечь обезсмертствуя» (22 декабря, седален по кафизме).

И притом это бессмертие лучше прежнего, ибо оно уже не может измениться, как было в Адаме; кто будет спасен, тот уже не падет больше. В этом и есть, между прочим, «благодать на благодать». В других службах говорится, что Господь восстановил «первое состояние с растворением», то есть с улучшением.

Будущая общая жизнь с Господом

Наконец, все это закончится будущим нескончаемым блаженством в будущем веке под главою или «начальством» Господа же Иисуса Христа. Сделавшись совершенным человеком, Он «неразлучно» соединился с родом человеческим и посему «во всем будет с ним», лишь «первенствуя». И посему Он не только готовит для меня обители на небе, но и Сам возглавит нас:«Вертеп, якоже небо, обитель сотворил еси (Себе), обители ми благоуготовляя тамошния, Щедре, Многомилостиве» (24 декабря, тропарь третьей песни канона утрени).

Но Сие «юно … Отрога» — «будущаго века Сей есть Отец и Начальник… Сей крепок Бог есть и держай областию всю тварь» (25 декабря, тропарь шестой песни канона утрени).

Заключение сей главы

Вот для чего воплотился Господь, Сын Божий! Вот каковы плоды Его рождения. И понимаем ли мы или не понимаем — не все ли это равно? И дети принимают пищу, не понимая… Да и мы, старшие, тоже ничего не понимаем, — а опытно знаем, что пища питает, сохраняет жизнь…

Так и в сем вопросе. Важно, что эти плоды есть. Но Церковь старается и объяснить: как они получились?

Кто же спас?

Когда поешь или слушаешь службу Божественную, то самый этот вопрос кажется странным, почти бессмысленным или даже близким к дерзкому маловерию и кощунству. Как «Кто» спас? Конечно, Спаситель. Ведь самое имя Его, данное Ангелом (Иисус, то есть Спаситель; см.: Мф. 1, 21), говорит, что Он спасает. Конечно, и утопленнику нужно хвататься за спасательный круг, но все же главное — в спасателе.

Ну какое может быть сомнение? Так ясно! И в церковных песнопениях до такой степени очевидно устанавливается эта мысль, точнее, не мысль, а факт, истина, — что не хочется и писать.

И знаете, почему не хочется? Когда участвуешь непосредственно в службе или хотя бы молишься в церкви, — то все это переживаешь сердцем ярко, зримо, ощущаемо.

Вот так и я переживал это, особенно в дни предрождественские. А когда начнешь писать, то будто бы все остывает. Голова убеждена, а сердце молчит. Да! Христианство есть не знание, а жизнь. И истинный философ (недавно прочитали мы в житиях святых) есть исполнитель за

кона, живущий по вере, или проще — благочестивый христианин. для меня совершенно очевидно, что почти все в деле спасения принадлежит Самому Богу. Вот послушайте.

«На земли благоволение явися (явилось) спасти род наш» (Царские Часы, час первый, тропарь; ср. там же, час шестой). Слышите, уже «явилось» благоволение. То есть родился Сын по благоволению к людям. Правда, цель еще в будущем — «спасти»; но Спасатель уже явился. И уже бесспорно меньшее дело, «как» спасать. Важно: Спасатель есть, «явися».

Но довольно; если же вспомнить самое главное содержание службы— сплошное благодарение и славословие за спасение — то очевидно, что все дело именно в Том, Кого славословят. Одно, постоянно повторяемое «Слава в вышних Богу» яснее ясного говорит, Кто Виновник спасения. Вышний Бог.

Вот написал, и думается: скажете (или кто-нибудь другой скажет), что все это каждому известно. Да, но если известно глубоко, то должны быть соответствующие следствия в душе. Какие же? Упование на Него Самого неизмеримо больше, чем на себя. Мир вследствие этой надежды на Него. Благодарение опять Ему же. И уж — после всего — «наши дела», да и то в особом их значении (о чем ниже речь будет).

Источник

  • Что такое божье благоволение
  • что такое божественная благодать
  • что такое благочинный округа
  • Что такое благочинный батюшка
  • что такое благочиние в православии

  • Справочник номеров и подарков