шенбек старший средний младший как очередность рождения влияет на развитие личности pdf

Шенбек старший средний младший как очередность рождения влияет на развитие личности pdf

O9TVjS287w4mvwzse4kr X GGmWCYOPcYpM5t E5I7AdeDMeogpbzFgokygzloNYPWM77

Автор: Элизабет Шёнбек

Почему мы такие разные?
Прежде чем перейти к описанию сиблинговых отно­шений, я бы хотела подробно рассмотреть теорию во­проса. В этой главе я постараюсь разъяснить термины, которые встречаются на страницах моей книги. Если вы — нетерпеливый младший брат, то можете, конечно, сразу перейти к той главе, которая кажется вам наибо­лее интересной. Но учтите, что в таком случае вы про­пустите некоторые важные сведения.

Все люди, вне зависимости от происхождения и мен­талитета, имеют одинаковые жизненно важные потреб­ности. Чтобы выжить, мы должны есть, пить и защи­щаться от опасностей, а чтобы наш род продолжался, мы должны размножаться. Однако ведем мы себя по-разному и по-разному реагируем на поведение дру­гих.

Почему? Почему в одних и тех же обстоятельствах один человек приходит в бешенство, а другой просто по­жимает плечами? Почему кто-то всегда старается раз­решить конфликтную ситуацию, а кто-то прячет голову в песок? Почему одному всегда везет в жизни, а другому, при более благоприятных внешних условиях, — ни­когда?

Среда или наследственность

Многие, вероятно, ответят, что это связано с разными врожденными и приобретенными факторами, и с этим, конечно, не поспоришь. Споры начинаются тогда, ког­да мы пытаемся понять, что влияет на личность силь­нее: среда или наследственность. Этот вопрос всегда вызывал разногласия ученых, а в определенные эпо­хи имел даже политическую подоплеку.

Когда я в конце 1960-х изучала бихевиоризм в Лун­де, слово «наследственность» было исключено из лек­сикона психологов. Сегодня же в нем ничего запрет­ного нет, и в области генетики постоянно совершаются все новые и новые открытия.

Однако этот вопрос остается спорным по сей день, и ученые так и не пришли к единодушному мнению о том, какая часть нашей личности заложена в генах, а какая зависит от среды.

Как тут разберешь, где причина, а где — следствие? Если ребенок, выросший в профессорской семье, ста­новится профессором, а ребенок, выросший в семье алкоголиков, становится алкоголиком, мы снова упи­раемся в тот же самый вопрос. Что это, гены или вли­яние среды, в которой он вырос?

Мужское или женское

Кто-то наверняка думает, что различия между нами связаны с тем, что половина из нас мужчины, а поло­вина — женщины. Здесь мы подходим к другому спор­ному вопросу, который так же был связан с политикой и модой, как и предыдущий.

Американский антрополог Маргарет Мид в течение нескольких лет изучала примитивные народности Но­вой Гвинеи, Бали и Самоа, Она полагает, что наше самовосприятие и самовыражение в значительной сте­пени формируются ожиданиями и реакциями нашего окружения.

Маргарет Мид демонстрирует, что культура облада­ет неограниченными возможностями формирования личности по определенному образцу, вне зависимости от наследственных факторов. Мид задается вопросом, являются ли некоторые мужские и женские качества врожденными, или же различия между индивидами существеннее, чем различия между полами.

Давайте ненадолго остановимся и попробуем разве­сти женское, мужское и общечеловеческое. Заклады­ваются ли женские или мужские качества генетически, или же наше «мужское» или «женское» воспитание навязано нам нашей культурой и эпохой? Это вопрос не менее сложный, чем те, с которыми мы сталкива­лись до сих пор.

Когда я училась на кафедре дошкольного обра­зования, один нейропсихолог из Лунда рассказывал нам, что мужчины и женщины настолько по-разному играют с детьми, что стимулируют и развивают раз­ные области мозга ребенка. Это, на мой взгляд, доста­точное основание для того, чтобы родители, воспита­тели и учителя на 50 процентов состояли из мужчин. Подробнее о мужском и женском поведении вы про­чтете в главе «Семьи с двумя детьми».

В одном я точно уверена: поведение женщин и муж­чин связано с полом и очередностью рождения си- блингов. В зависимости от этого некоторым мужчинам может быть свойственно женское поведение, а некото­рым женщинам — мужское.

O9TVjS287w4mvwzse4kr X GGmWCYOPcYpM5t E5I7AdeDMeogpbzFgokygzloNYPWM77

Выходит, что не важно, где тебе выпало быть стар­шим братом — в поместье на юге Швеции или в фавеле в Рио. В шведском поместье после смерти отца хозяйство, а также ответственность за продолжение семейных традиций перейдут в руки старшему брату. В Рио-де-Жанейро старший брат должен следить за Прибыльностью воровского промысла, иначе млад­шим братьям и сестрам будет нечего есть.

Нет ни плохих, ни хороших сиблинговых позиций, у каждой — свои достоинства и свои недостатки, все по­зиции важны, все дополняют друг друга. Однако имен­но сиблинговые позиции делают нас разными и застав­ляют выбирать разные пути в жизни.

Под сиблинговой позицией мы понимаем очередность рождения детей. Статус ребенка среди братьев и сестер не всегда совпадает с его позицией. Позиции бывают следующие: единственный ребенок, старший, сред­ний и младший ребенок. Наиболее типичное поведе­ние для той или иной позиции можно наблюдать, когда возрастная разница между детьми составляет от трех до четырех лет.

Представьте себе такую ситуацию: две сестры оста­лись одни дома и в разгаре игры разбили вазу. Как вы думаете, кого будут ругать родители, когда вернутся домой? Скорее всего, старшую сестру. Даже если вазу разбила младшая девочка, ругать все равно будут стар­шую. За то, что плохо смотрела за сестрой.

Родители никогда не обращаются со своими деть­ми одинаково, даже если сами убеждены в обратном, и давно уже доказано, что старших детей ругают больше, чем младших. А раз так, то неудивительно, что старшие и младшие вырастают такими разными.

Чтобы добиться любви окружающих, мы избира­ем разные стратегии. Единственные и старшие дети острее других чувствуют, что любовь надо заслужить. Им кажется, что от них ждут подвигов и свершений, и, заслужив любовь родителей, которые любят их в основном за их успехи, они обретают уверенность в себе.

Борьба за любовь родителей начинается в раннем детстве. Вот слова послушного мальчика, Джорджа Уолда, биохимика из Гарварда и лауреата Нобелев­ской премии: «Как, по-вашему, становятся нобелев­скими лауреатами? Мы ищем любви, вот и все. Мы так страстно жаждем ее, что вкалываем день и ночь на­пролет и в результате получаем премию. Но это уте­шительный приз. Главное — это любовь».

С младшими детьми все наоборот, обычно их любят просто так, ни за что. Им не нужно ничего доказывать, от них не ждут ни подвигов, ни свершений, они могут просто «быть». Такая любовь дает чувство уверенно­сти в себе, так как ребенка принимают таким, какой он есть. В предисловии я рассказывала о маленьком мальчике, которого мама всегда посылала за покуп­ками, потому что он был старшим в семье. Окажись он младшим ребенком в той же самой семье, ему бы не пришлось ходить в магазин, разве что с мамой за компанию. И в награду, как младшему ребенку, ему бы еще купили конфет.

Неужели все так просто? Неужели сиблинговая по­зиция ребенка определяет его дальнейшее поведение? Разумеется, зная очередность рождения детей, мы мо­жем многое сказать об их поведении. Но очередность рождения — не единственный фактор, и, чтобы соста­вить более четкое мнение о человеке, мы должны знать гораздо больше.

Какие другие факторы, кроме порядка рождения, влияют на поведение человека?

Источник

Сам себе помощник

или слушай тело, оно подскажет

October 2016

S M T W T F S
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Для тех, кто хотел почитать, но нет времени (часть первая)

Короткий обзор книги Элизабет Шёнбек «Старший, средний, младший» о том, как наше положение между братьями и сёстрами влияет на наш характер, выбор профессии и партнёра.

822 300

Для начала стоит сказать о том, что автор не категоричен, сразу говорит о том, что только одно ваше положение в ряду своих братьев и сестер ничего не даёт, необходимо так же учитывать положение ваших родителей и семейную историю: какие-то знаковые события, которые могли внести изменения в распределение ролей.

И далее автор рассматривает различные варианты комбинаций семей, с кучей статистики, что радует исследовательский глаз.

1. Единственный ребенок, выращенный по типу «малыш» и по типу «взрослый».
Общего у них: на них возложены все надежды и чаяния родителей, что порождает заниженную самооценку вместе со стремлением достичь максимальных результатов; социальная отчужденность и привычка к одиночеству, привычка извиняться даже в случае коллективной ответственности (у них никогда нет того, на кого можно свалить вину.
Разница: «малыша» опекают в бытовом плане, это наиболее неприспособленный к жизни тип, «взрослый» самостоятелен, ответственен и часто добивается большего.

Но сначала классика жанра: Каин и Авель. Зависть к младшему, желание выслужиться перед родителями и вернуть их любовь исправным поведением, заботой о младшем. И «всеобщий любимчик» с другой стороны, реальность которого полна принятием себя таким, какой ты есть, сниженная ответственность (ругают всё равно старшего) и «левые» взгляды в семье (в смысле он «левый» по отношению к своим родным, которые вполне могут быть социалистами).

Дальше начинаются нюансы

Пара мальчик и мальчик наиболее чётко отображает конкуренцию в этой паре, это наиболее мужественный старший (из всех возможных комбинаций пол+положение в семье) и наиболее «радикальный» младший.
Пара девочка и девочка склонна порождать такие женские характеры, как склочность. Конкуренция у девочек выражается в интригах.
Пара мальчик и девочка создаст характеры заботливого мужчины и принцессы, которая боготворит брата и на него ориентируется.
Пара девочка и мальчик породит наиболее «мужественную» женщину и наиболее «женственного» мужчину из всех выше перечисленных комбинаций, что может быть выражено в наиболее активной социальной позиции женщины и наиболее мягкой профессии мужчины.

Это всё прописано реферативно и лишено тех замечательных подробностей, что есть в книге.

И снова межполовые нюансы

Три брата как в русской народной сказке, где третий был дурак, в том смысле, что меньше других был приспособлен к быту. Конкуренция самая острая в такой среде, младшему точно достанется в наследство «кот в сапогах», поэтому он должен брать не умом (все деньги и силы ушли на образование старшего), а смекалкой и юмором.

Три сестры как полная противоположность предыдущему коллективу базируется в своей гонке на женственности. Конкуренция дев как у Пушкина: «кабы я была царица», где общение родить богатыря является квинтэссенцией женственности.

Средняя и младшая сестра братьев примерно похожи, с той лишь разницей, что младшая сестра братьев это абсолютная принцесса, а средняя не лишена обязанностей и более дипломатична, склонна предвидеть конфликт и уводить от него.

Старший брат сестёр это ответственный и при этом нагруженный бытовой заботой о младших мужчина.

Средний брат сестёр это король на троне. Он мягок и дипломатичен, как свойственно среднему ребёнку, на как единственный мужчина имеет свои обязанности и привычку к ответственности хотя бы в виде младшей сестры.

Это короткие зарисовки образов старшего, среднего и младшего ребенка. Книга наиболее полно раскрывает каждый из них, а также тему соотношения пола и положения среди братьев и сестёр.

О многодетных семьях напишу в следующий раз, как и о профессиональных предпочтениях и выборе партнёра.

P.S. Основная цель написания этой книги сформулирована автором, как помощь людям в познании своего места в жизни, а так же в деле воспитания детей с учётом их положения. Все эти яркие различия в характере свойственны тем семьям, где дети чувствовали разницу в отношении к ним со стороны родителей. Но согласно приведённой статистике в трети семей образы старших, средних и младших были сглажены, так как это были семьи, где у детей было впечатление равного ко всем отношения. И автор призывает родителей учесть особенности этого стремления детей всегда искать место под солнцем, лично своё место, и сглаживать возможные перекосы посредством распределения ответственности и внимания: чаще привлекать к делам младших, чаще справедливо относиться к старшим и давать им «выходные»))

Posted on Feb. 5th, 2015 at 11:40 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

Источник

Старший, средний, младший

Гипотеза о том, что очередность рождения детей в семье определяет особенности их личности, сохранилась со времен, когда складывались народные сказки. С помощью специалистов мы попытались выяснить, так ли это на самом деле.

«Я всегда удивляюсь, почему муж и его младший брат такие разные, — признается 30-летняя Ксения. — Андрей — ответственный, организованный человек, а его брат — весельчак и лентяй. По всем меркам старший успешнее младшего: лучше учился, работает в более престижной компании. Но у его брата гораздо больше друзей, и мне кажется, что при всей его неорганизованности ему живется радостнее».

Старшие — консерваторы и перфекционисты, младшие — дерзкие смельчаки и творческие натуры, утверждает американский историк науки Фрэнк Саллоуэй в книге «Рожденный бунтовать» («Born to Rebel: Birth Order, Family Dynamics and Creative Lives». Pantheon Books, 1996). Он исследовал биографии семи тысяч исторических и научных деятелей, радикально повлиявших на атмосферу своей эпохи, и обнаружил: среди младших (не первенцев) в 18 раз больше революционеров (а также ученых, «перевернувших мир»), чем среди старших.

Австралийский психолог Уолтер Тоумен, изучив тысячи современных семей, увидел, что модели поведения во многом определяются «порядковым номером» ребенка в семье, о чем написал в книге «Семейные расстановки («Family Constellation». Springer Publishing Company, 1993).

С появлением каждого следующего ребенка реакции и поведение родителей меняются

«У многих из тех, кто занимает сходные позиции в семьях, действительно заметны похожие психологические характеристики, — говорит семейный психотерапевт Александр Черников. — Так, на консультации клиенты нередко говорят о себе: «Мне всегда приходится непросто, потому что я слишком серьезно (неуверенно, легко) ко всему отношусь, я ведь был старшим (средним, младшим)».

На формирование индивидуальных различий влияет не только место ребенка среди братьев и сестер. «Важный фактор — это стиль отношения родителей к детям. С появлением каждого следующего ребенка их реакции и поведение меняются, — объясняет Александр Черников. — Меняется ситуация в семье, материальное положение, у одной и той же женщины в 20 и в 35 лет разный жизненный опыт».

Кем же лучше быть, старшим, младшим, средним? Однозначного ответа нет: у каждой позиции свои плюсы и минусы.

Если их двое

Если в семье два ребенка, кажется, что им должно быть проще, ведь у каждого только один конкурент. Но соперничество один на один может быть жестким, особенно если у детей маленькая разница в возрасте. С появлением младшего старший переживает кризис перераспределения ролей.

«Девочка воспринимает рождение младшего проще, чем мальчик, обычно с удовольствием включаясь в его воспитание, — говорит Елена Морозова. — А первенцу-мальчику порой бывает трудно, особенно если младшая, наоборот, девочка и в чем-то его обгоняет (скажем, в учебе). Он может начать хуже себя вести или учиться».

Но и младшему нелегко: чувствуя, что причиняет старшему страдания, он не может понять почему. Он часто сталкивается с тем, что старший (авторитет и кумир!) отвергает его любовь и восхищение. Это может приводить к поискам всевозможных способов загладить воображаемую вину: младший может принять бессознательную установку на поражение, чтобы хоть в чем-то отдать старшему первенство.

Старший: много внимания, много ожиданий

«Он появился в семье первым и какое-то время остается единственным, — говорит детский психолог Елена Морозова. — Как правило, ему уделяют много времени, с ним много занимаются. Но ему достаются и тревоги, и неуверенность молодых родителей». Мужчина и женщина становятся отцом и матерью именно благодаря ему, с ним вместе они проживают заново то наследство, которое вынесли из своего детства и с которым, возможно, не до конца разобрались.

«До рождения первенца, — поясняет Елена Морозова, — у нас нет другого опыта воспитания, кроме того, как воспитывали нас самих. Поэтому с первым ребенком мы либо повторяем родительский стиль воспитания, либо пытаемся все делать наоборот. Отказ от привычного стиля ничуть не лучше слепого следования ему: он также демонстрирует нашу зависимость от родителей. Образно говоря, первенец оказывается промокашкой, которую первой прикладывают к кляксе и которая впитывает больше всего чернил».

Пока он у родителей один, он все время на передовой — внимание взрослых сосредоточено только на нем. Такая позиция может восприниматься как привилегированная, но, как только его поведение перестает устраивать родителей, возникает конфликт, и взрослые нередко готовы отстаивать свою позицию до победного конца. Ведь еще нет следующих детей, которые будут претендовать на их внимание. И, конечно, рано или поздно старший сталкивается с испытанием, которым для него неизбежно становится рождение брата или сестры.

Младший: любимчик, конкурент

Самый младший в семье имеет дело с опытными родителями, которые меньше тревожатся, чем после рождения первенца. У него больше шансов стать любимчиком, и часто родители склонны, не отдавая себе отчета, задерживать его взросление, оставляя его «своим малышом». У последнего ребенка нет соперника, идущего ему на смену, благодаря которому он чувствовал бы потребность поскорее вырасти, научиться чему-то, — ему некуда торопиться.

«Младшим свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство, — говорит Александр Черников. — У них могут возникнуть проблемы с самодисциплиной, им бывает трудно самостоятельно принимать решения». Быть любимчиком не так уж и выгодно: чтобы продолжать нравиться, он подчиняется желаниям родителей. Но так он еще больше противопоставляет себя старшим братьям и сестрам, которые, конечно же, ревнуют.

«Не все проявления ревности очевидны для родителей. Так, если старшие играют с малышом, как с куклой, родители обычно одобряют их поведение. Но на самом деле старшие таким образом обезвреживают потенциального конкурента, не давая ему расти: они всегда готовы помочь малышу одеться или покормить его, хотя он уже умеет делать это сам», — объясняет Елена Морозова.

«Он знает, что силой в отношениях ничего не добьешься, — продолжает Александр Черников. — Поэтому часто вырабатывает обходные пути достижения своих целей». Младшие становятся настоящими мастерами общения, «ведь им приходится жить в обществе старших и учиться выстраивать с ними отношения, — говорит Елена Морозова. — Семья — первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок, и старший проходит его, общаясь только со взрослыми, второй простраивает отношения с партнером-соперником. А младшему достается еще больше партнеров, его опыт богаче и разнообразнее».

Но в то же время школа жизни младшего суровее: родители всегда пойдут навстречу ребенку, а старшие брат или сестра такими снисходительными не будут, поэтому у младшего есть опыт борьбы (чаще всего закулисной) за свое место в семье.

История вопроса

Сэр Фрэнсис Гальтон, английский антрополог, основатель дифференциальной психологии, в конце XIX века первым заговорил о влиянии порядка рождения в семье на способности ребенка. В начале ХХ века Альфред Адлер, австрийский психолог и ученик Фрейда, описал тип личности, характерный для единственного ребенка ребенка в семье, для второго, для младшего.

Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла, голландские психологи, в 1973 году исследовали несколько десятков тысяч юношей и установили, что чем больше у ребенка старших братьев и сестер, тем ниже его интеллектуальные способности. Американские психологи Роберт Зайонц и Грегори Маркус попытались объяснить этот феномен: первенец растет в обществе родителей, взрослых людей, которые много знают (среди первенцев больше всего нобелевских лауреатов).

Второй ребенок общается уже не только с родителями, но и со старшим братом или сестрой, которые знают гораздо меньше, чем взрослые, третий — с родителями, старшим, средним… Общий интеллектуальный уровень семейной среды снижается по мере увеличения количества детей, что влияет на развитие младшего ребенка.

Средний: найти свою нишу

Ни старший, ни младший — он ищет свое место. Побыв младшим и (не вполне) насладившись родительским вниманием, он зачастую слишком рано теряет привилегированную позицию. Но быть средним порой оказывается легче: «Благодаря отсутствию излишнего родительского давления (завышенных родительских ожиданий, как у старшего, и гиперопеки, как у младшего), средний ребенок живет своей жизнью, той, которая нужна ему самому», — поясняет Елена Морозова.

Средние часто бывают спокойнее, безмятежнее… и налаживают мир между старшим и младшим. «Промежуточная позиция средних детей, — продолжает Александр Черников, — стимулирует развитие у них социальных навыков. Став взрослыми, многие из них хорошо умеют вести переговоры и ладить с разными людьми».

Почему мы в это верим

Любопытна аналогия, использованная американским социологом Далтоном Конли: «Очередность рождения значит примерно столько же, сколько знак зодиака, который не значит ровным счетом ничего. Как в астрологии, видя совпадение, мы говорим: «Ну еще бы, он же Телец!», здесь мы скажем: «Естественно, он же первенец — агрессивный зануда, который хочет всех контролировать!» А в тех случаях, где действительность не вписывается в схему, мы этого даже не замечаем».

Очередность рождения — значимый, но не единственный фактор, который влияет на наши индивидуальные особенности. «Она может способствовать проявлению некоторых черт характера, но не меньшую роль играют множество других вещей, — заключает Елена Морозова. — Это и атмосфера в семье, и ее экономическое положение, и распределение функций между матерью и отцом, и внешние влияния. Данные об очередности рождения стоит принимать во внимание, но нельзя считать их единственной истиной и уж тем более приговором судьбы».

«Семейный сценарий можно изменить»

Psychologies: Насколько важна очередность рождения для формирования личности?

Марина Егорова: Нельзя утверждать, что сложности чьей-либо взрослой жизни могут автоматически вытекать только из того, каким по счету родился ребенок. Однако очередность рождения может влиять, скажем, на развитие интеллекта. Современные исследования показывают, что у средних и младших детей в целом интеллект ниже — хотя важно учитывать, что он часто измеряется по тестам академической успешности, а это не единственный критерий оценки интеллектуальных способностей.

Также исследования показывают: чем больше разница в возрасте, тем меньше действует правило более низкого уровня интеллекта у каждого следующего ребенка. Наоборот, младшие оказываются в более выгодной позиции, потому что старшие дети их стимулируют интеллектуально.

Порядок рождения влияет только на интеллект?

Не только. Американские возрастные психологи Джером Кэган и Джей Стивен Резник исследовали феномен заторможенности у детей, который проявляется как боязнь незнакомых людей и страх перед непривычными игрушками. Обнаружилось, этот эффект чаще наблюдается у тех, у кого есть старший брат или сестра. Дело в том, что в семье они постоянно контактируют с кем-то, чьи действия нельзя предугадать: ожидать от мамы, что она напугает, было бы странно, а трехлетний брат или сестра вполне способны это сделать. И у младшего ребенка может возникнуть ощущение, что мир непредсказуем, и желание от него спрятаться.

Не значит ли это, что легче тем, кто растет один?

Родителям стоит учитывать эти данные в виду, но при этом и понимать, что любой выбор жизненного пути — это в том числе и выбор рисков. Один ребенок — это определенные особенности воспитания, в семье, где он единственный, волнуются за него больше, чем в многодетной… Пятеро детей — это другие риски, но и они не фатальны, просто, зная о них, родители могут предупреждать трудные ситуации.

Вырастая, можем ли мы изменить то, что впитано в родительской семье?

От семьи мы получаем две вещи: среду и генотип. Генотип мы изменить не можем. Сценарий же, заданный семейной средой, изменить непросто, но возможно. В этом смысле большую роль играет любовь: это тот самый опыт особого контакта с другим человеком, благодаря которому можно помочь себе измениться. Другой путь — психотерапия: в ее основе лежит идея, что, каким бы ни был предшествующий опыт, у нас всегда есть возможность беспредельно меняться.

Книги на тему

Родителям:

Детям:

Источник

  • шелушение кожи младенца после рождения
  • шелли нотек дата рождения
  • шеллак на день рождения дизайн
  • шелег нынче твой день рождения минусовка
  • шелег день рождения слушать

  • Справочник номеров и подарков