что такое божья благодать и как она проявляется

Содержание

Благодать Божия в православии

«Благодать», так часто говорят люди, попадая в лес, наслаждаясь теплым морем или гуляя по цветочному полю. Даже когда пробуя вкусную еду, фрукты, любимые ягоды, люди испытывают блаженство.

Это все относится к душе и телесным удовольствиям, а что такое благодать Божья в христианстве? Кому это доступно, и почему апостолы говорят о даре Божьем?

Что такое Божья благодать

Греки под добровольным незаслуженным покровительством принимали карис, харизму, апостолы позаимствовали это слово для обозначения дара от Творца, выражая им незаслуженную милость от Господа. Карис нельзя заслужить своими хорошими делами, это Божий подарок, дарованный христианам по великой милости Творца.

Если глубоко вдуматься, то проявление Господнего присутствия в жизни христиан, допуск до Таинств, защита и покровительство Всевышнего и есть тот благодатный подарок, для принятия которого надо так мало и так невероятно много, нужна вера.

Многие люди, не понимая самой сути благодати Бога, стараются всю жизнь работать, пытаясь заработать то, что уже им дано, но не умеют взять великое обетование по своему неверию или незнанию.

Апостол Павел в послании Римлянам 11:6 говорит о том, благодать не будет харизмой, если она дарована по делам. Каждый христианин, не понимающий великой милости Творца, пытается делами заработать право вечной жизни, хотя это дано Богом от самого начала бесплатно, безвозмездно!

Иисус сказал, что Он есть путь, истина и жизнь (Иоан. 14:6), и принимающий это автоматически, принимает подарок спасение, ибо это есть дар. Что надо для получения подарка? Ничего, кроме признания Того, Кто этот дар дает. В послании Ефесянам 2:8-9 Павел разъясняет, что достаточно только веры, чтобы получить благодать даром, ибо, если бы мы могли это заработать или заслужить, тогда наградой могли бы хвалиться, а так получили дар.

Благодатное прикосновение Господнее можно сравнить с невидимой силой, направляемой Творцом на христианина. Дьявол расставил повсеместно свои силки страха, неверия, неуверенности, пороков, а Господь накрывает верующих своей защитой, покровом безопасности, силой противостоять греху. Когда сторонники истинного вероисповедания попадают в жизненные проблемы, они ощущают харизму присутствия Творца и Спасителя через веяние Святого Духа, в их души приходит мир и покой.

Важно! Христианин, принимающий благой дар от Господа, наполняется Его силой, но при этом остается человеком, наполненным благодатью, но не Богом.

Сила благодати

Каждый верующий может проверить, есть на нем сила харизмы, проанализировав свою жизнь, поведение, отношение с другими людьми по плодам.

Если у человека нет веры и благодатного дара, он будет постоянно пребывать в стрессе и нервозности, а значит, в этом случае открыта дверь болезням и семейным неурядицам. Идти одному против ураганного ветра нынешнего мира невозможно, но все меняется, когда тебя за руку берет Спаситель.

Иисус никогда не сделает это насильно, каждый человек должен позволить Богу касаться его души, наполняя ее миром, любовью, прощением и терпением, это также плоды.

Когда христианин наполнен харизмой, он оставляет грехи, ибо около святого Учителя невозможно оставаться грязным, Его чистота вливается в доверчивую, открытую христианскую душу.

У человека, наполненного благодатным даром, не возникает вопросов по поводу курения, обмана, гнева, гражданского брака, аборта и чего-то нечистого, совесть проведет покрытого Божьего любовью христианина мимо всего этого к познанию воли Господа.

Безусловно, любой человек может упасть, впасть в искушение, но христианина, познавшего благодатное прикосновение Творца, будет мучить совесть, ощущение прикосновения к грязи. Он пойдет на исповедь, покается, примет причастие и будет дальше идти по дороге чистоты под покровом благодатной силы Всевышнего.

Важно! Одним из благодатных плодов является нежность, которая никогда не опустится до осуждения и превозношения, ибо понимает, что вся чистота дарована Творцом.

На кого сходит Божья благодать

В послании Римлянам, глава 3, апостол Павел подчеркивает, что перед Всевышним нет таковых, на ком нет греха. Все грешат, и ни на ком нет славы Божьей, но великий Отец так возлюбил людей, что послал Своего Сына, чтобы каждый верующий в Него был искуплен по благодати, даром!

Для получения великого подарка нужно исполнить одно условие, стать дитем Господним, иметь веру во Христа. Тогда перестает действовать закон, для соблюдения которого надо было прилагать усилия, вступает в силу харизма, дарующая спасение и жизнь вечную даром.

Соблюдая все заповеди закона, проводя дни в постах и молитвах, без веры в спасительную Кровь Христа невозможно стать праведником перед Творцом.

Христиане живут праведной жизнью перед Господом, ибо Иисус есть ориентиром, путеводителем через Духа Святого, Его присутствие в жизни праведников — дар. Источник нашего спасения — Творец, Всевышний Господь, и в нем нет человеческой заслуги, это дарование с Небес.

Что происходит, когда на человека сходит Божественная энергия и Дух Святой

При сближении с Творцом, посредством Его касания сердца, души, духа христианина, тот наполняется совершенством в человеческом понимании. У человека меняются жизненные ценности, характер, восприятие неприятности и реакция на проявление агрессии и несправедливости.

Чем ближе верующий человек ощущает себя к Божьему престолу, тем ярче в нем горит Господний огонь, тем светлее мысли, в этом спасительном процессе происходит преобразование единения человека с Творцом. Стяжание благодатного дара может осуществляться в присутствии икон или святых мощей, но при этом акцент делается не на самом предмете, а на вере, которой наполнен человек, в зависимости от внутреннего состояния зависит сила Божьего помазания.

Важно! Присутствие икон или мощей помогает молитвеннику настроиться на Божье присутствие, сосредоточившись на видимом образе. При схождении Господней харизмы в жизни христианина все меняется, молитва вызывает умиление и прилив сил, присутствие в сердце Бога заряжает энергией любви.

Многие верующие часто задают вопрос о том, что если мы под благодатью, тогда нам не надо выполнять закон и 10 заповедей. Ответ однозначный, находясь под Божьей харизмой, тебе и в голову не придет нарушить хотя бы одну из заповедей, чтобы не огорчить Творца, Сына и Святого Духа.

О Заповедях Божиих:

Иисус — единственный путь к получению благодати

Христиане, старающиеся угодить Богу своей самоправедностью, без признания спасающей силы Крови Христа, потерпят крах.

В Первом послании Коринфянам 1:30 сказано, что христиане принадлежат Богу только по одной причине, они пребывают всей своей жизнью во Христе. При этом не имеет значения ни достижения, способности или достоинства, главное:

Как я могу хвалиться великим даром, если в этом нет моей заслуги, хвалимся Господом, Его милостью и благодатью даровать мир и покой в сердца, уверенность в завтрашнем дне и вечном присутствии Духа Святого в христианской жизни.

Важно! Все добрые дела не во имя Христова и не по Его любви не приведут к спасению души, если нет веры.

Когда Бог дарует Свою харизму? В тот момент, когда человек уверует в Спасителя, он одевается в праведность, искупление и святость.

Бог не говорит нам молиться, поститься, заниматься добродетельностью для того, чтобы обрести спасение. Наоборот, когда приходит вера в Иисуса Христа, как в Спасителя, тогда в сердца Богом по благодати поселяется любовь, желание молиться, поститься и творить добрые дела, чтобы быть ближе к Творцу, Иисусу, Духу Святому, ибо только так можно испытывать настоящее блаженство.

Важно! Чистое сердце, наполненное добротой, умение прощать и терпеть, это не наши добрые дела, а плоды отношения с Ним, и вся благодарность не человеку, а Богу, ибо это Его заслуга.

Источник

Благодать

Благода́ть (древ­не­греч. χάρις) — 1) Боже­ствен­ное дей­ствие вообще; 2) Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на сохра­не­ние и раз­ви­тие мира; 3) Боже­ствен­ное дей­ствие (энер­гия, сила — δύναμις), направ­лен­ное на спа­се­ние чело­века.

blagodat 1

Само слово «бла­го­дать» озна­чает благой, добрый дар, потому что только Бог явля­ется источ­ни­ком выс­шего блага.

Можно ли име­но­вать бла­го­дать Богом, Боже­ствен­но­стью?

Помимо того, что Цер­ковь раз­ли­чает в Боге сущ­ность и Лица, она при­знаёт и дей­стви­тель­ность про­яв­ле­ния Божьей сущ­но­сти. В прин­ципе, любая сущ­ность про­яв­ляет себя в той или иной форме: не про­яв­ля­е­мой сущ­но­сти не бывает по опре­де­ле­нию, ведь само суще­ство­ва­ние сущ­но­сти — это уже её про­яв­ле­ние. И конечно же, непре­станно про­яв­ля­ется и сущ­ность Того, Кто явля­ется Сущим ( Исх.3:14 ) в самом точном и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова.

Про­яв­ле­ние сущ­но­сти Отца и Сына и Свя­того Духа име­ну­ется в Пра­во­слав­ной Дог­ма­тике Боже­ствен­ной энер­гией или Боже­ствен­ным дей­ствием. Ввиду того, что Боже­ствен­ная энер­гия неот­де­лима от сущ­но­сти, а сущ­ность неот­де­лима от своего про­яв­ле­ния или энер­гии, её име­нуют Богом (см. подроб­нее: Что такое Божья бла­го­дать, и как она «изоб­ра­жа­ется» на пра­во­слав­ных иконах?; Вве­де­ние в поня­тия: «сущ­ность», «ипо­стась», «акци­ден­ция»).

Равным обра­зом про­яв­ле­ние или дей­ствие при­роды огня — рас­ка­лен­ное, сия­ю­щее дви­же­ние газов, созер­ца­е­мое в форме языков, — мы назы­ваем не только горе­нием, но и огнём. Как при­ка­са­ясь к огню, мы при­об­ща­емся не к его сущ­но­сти, а к его дей­ствию (обжи­гает ведь именно дей­ствие), так и при­част­ность Боже­ствен­ному про­яв­ле­нию или энер­гии, при­част­ность бла­го­дати, есть при­част­ность Самому Богу.

В этом отно­ше­нии бла­го­дать Божья нередко име­ну­ется так же, как и третье Лицо Пре­свя­той Троицы — Святым Духом, хотя её можно обо­зна­чить и более раз­вёр­ну­тым выра­же­нием: бла­го­да­тью Свя­того Духа или бла­го­да­тью Отца и Сына и Свя­того Духа. Святым Духом она назы­ва­ется потому, что Боже­ствен­ное дей­ствие всегда про­ис­те­кает от Отца через Сына и про­яв­ля­ется в Духе Святом.

Что значит стя­жать Свя­того Духа?

Стя­жа­ние Свя­того Духа есть стя­жа­ние Божьей бла­го­дати. Под стя­жа­нием нельзя под­ра­зу­ме­вать накап­ли­ва­ние по подо­бию того, как накап­ли­ва­ются мате­ри­аль­ные или даже нема­те­ри­аль­ные цен­но­сти, такие как тру­до­вые навыки или знания.

Стя­жа­ние бла­го­дати озна­чает нечто другое. По мере духовно-нрав­ствен­ного пре­об­ра­же­ния чело­века, кото­рое совер­ша­ется не иначе как при содей­ствии Божьем, чело­век не просто ста­но­вится лучше и совер­шен­ней; он упо­доб­ля­ется Богу и духовно сбли­жа­ется с Ним. Чем выше сте­пень упо­доб­ле­ния и еди­не­ния чело­века и Бога, тем ярче про­яв­ля­ется и выра­зи­тель­ней сияет в нём Божья бла­го­дать. Соб­ственно, весь этот бла­го­дат­ный спа­си­тель­ный про­цесс и назы­ва­ется стя­жа­нием бла­го­дати или освя­ще­нием, обо­же­нием (см: Синер­гия; Обо́жение).

Как сле­дует отно­ситься к поло­же­нию о пре­по­да­нии бла­го­дати посред­ством свя­щен­ных пред­ме­тов, свя­тынь, таких как иконы и мощи Божьих угод­ни­ков?

Низ­ве­де­ние бла­го­дати может осу­ществ­ляться Богом как непо­сред­ственно, так и посред­ством пред­ста­ви­те­лей или пред­ме­тов сотво­рен­ного мира. В слу­чаях нис­по­сла­ния бла­го­дати посред­ством святых икон и мощей они служат сред­ством обще­ния с Богом и Его свя­тыми (см: Икона; Мощи святых).

В отли­чие от маги­че­ских средств, где акцент ста­вится на риту­алы и закли­на­ния, бла­го­дать Божия дей­ствует не меха­ни­че­ски, а пре­по­да­ётся чело­веку по его вере. Спо­соб­ность же вос­при­ни­мать бла­го­дать зави­сит от внут­рен­него состо­я­ния чело­века, от его сер­деч­ного настроя. В этом отно­ше­нии молитва пони­ма­ется свя­тыми отцами не так, будто молясь, чело­век пре­кло­няет к себе Бога, а так, что молясь, он сам воз­вы­ша­ется и рас­кры­ва­ется для вза­и­мо­дей­ствия с Ним.

При моле­нии же перед иконой или мощами, бого­мольцу легче настро­иться на обра­ще­ние, легче сосре­до­то­читься и воз­не­сти свой дух (разум и сердце) к тому пер­во­об­разу, чей образ запе­чат­лен на иконе, или к тому свя­тому, к чьим мощам он желает при­пасть. Всту­пая в молит­вен­ную связь со свя­тыми угод­ни­ками, мы просим у них хода­тай­ства перед Твор­цом, а Он отве­чает — в той мере, в какой это необ­хо­димо для пользы моля­ще­гося, — Своим бла­го­сло­ве­нием (дей­ствием).

Неверно счи­тать, будто пра­во­слав­ные иконы или святые мощи явля­ются само­сто­я­тель­ными источ­ни­ками Божьей бла­го­дати, Божьих энер­гий. Такое отно­ше­ние сродни отно­ше­нию языч­ни­ков к талис­ма­нам и обе­ре­гам, и должно при­зна­ваться чуждым хри­сти­ан­скому созна­нию.

Если бла­го­дать, пода­ва­е­мая веру­ю­щему при посред­стве свя­того или свя­тыни, не излу­ча­ется ими как её непо­сред­ствен­ными источ­ни­ками, то почему Сера­фим Саров­ский явился Мото­ви­лову в блеске бла­го­дат­ного света?

Бла­го­дать Божия есть не что иное как Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное в мир; в более узком зна­че­нии — Боже­ствен­ное дей­ствие, направ­лен­ное на спа­се­ние чело­века.

В обыч­ных для греш­ного чело­века усло­виях бла­го­дать, как пра­вило, бывает неви­дима. В свою оче­редь под­линно веру­ю­щий чело­век спо­со­бен, при содей­ствии Божьем, созер­цать её духов­ными очами веры.

Между тем, по осо­бому усмот­ре­нию Все­дер­жи­теля сияние бла­го­дати может быть явлено даже и греш­ному чело­веку, причём даже чув­ствен­ным обра­зом. Для чего? — В каждом кон­крет­ном случае бывает особая Про­мыс­ли­тель­ная цель (см.: Про­мысл Божий).

По усмот­ре­нию Божьему сияние бла­го­дати бывает видимо и тогда, когда она (бла­го­дать) почи­вает на Божьих святых.

Так, свет, исхо­див­ший от лица Моисея ( Исх. 34:29 ), служил сви­де­тель­ством для сынов Изра­иля о его бли­зо­сти к Богу, о том, что Гос­подь бла­го­во­лит к их зако­но­по­лож­нику и вождю. Это сви­де­тель­ство укреп­ляло авто­ри­тет Моисея, удер­жи­вало его сопле­мен­ни­ков от чрез­мер­ного ропота и, веро­ятно, от потен­ци­ально воз­мож­ного бунта.

В случае с пре­по­доб­ным Сера­фи­мом Саров­ским сияние также сви­де­тель­ство­вало о его бли­зо­сти к Богу.

Кроме того его обна­ру­же­ние было свя­зано с жела­нием свя­того при­от­крыть Мото­ви­лову, в доступ­ной для него мере и ясной форме, непо­нят­ную ему, как греш­нику, тайну о том, что значит, пре­бы­вать во Святом Духе.

Увидев вокруг пре­по­доб­ного необык­но­вен­ное све­че­ние, почув­ство­вав исхо­див­шее при этом бла­го­уха­ние и теп­лоту, Мото­ви­лов, конечно же, испол­нился изум­ле­ния. Вместе с тем он испол­нился радо­сти и вос­торга.

Зримый свет служил для него под­твер­жде­нием обла­го­дат­ство­ван­но­сти пре­по­доб­ного Сера­фима, а необыч­ное внут­рен­нее ощу­ще­ние (пусть даже он и не испы­ты­вал тех ощу­ще­ний, кото­рые испы­ты­вал сам святой), поз­во­лили ему про­чув­ство­вать, что значит быть при­част­ни­ком Боже­ствен­ной бла­го­дати. Ведь по при­зна­нию Сера­фима Саров­ского, и он (Мото­ви­лов) пре­бы­вал тогда в Духе.

Воз­можно ли при­ча­стие бла­го­дати для нехри­стиан?

Стя­жа­ние бла­го­дати спа­се­ния явля­ется одной из важ­ней­ших целей хри­сти­ан­ской жизни. В то же время, бла­го­дать содей­ствует духов­ному пре­об­ра­же­нию, обо­же­нию хри­стиан, в резуль­тате чего воз­рас­тает их спо­соб­ность к даль­ней­шему стя­жа­нию бла­го­дати.

Пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам бла­го­дать спа­се­ния пода­ётся посред­ством Цер­ков­ных Таинств, во время уча­стия в хра­мо­вом бого­слу­же­нии, посред­ством част­ных молитв (и т. д.), нако­нец, по осо­бому усмот­ре­нию Божьему, в целях общего и част­ного Про­мысла.

Как ино­верцы, так и неве­ру­ю­щие лишены воз­мож­но­сти при­об­ще­ния к тем бла­го­дат­ным Дарам, кото­рые пре­по­да­ются исклю­чи­тельно членам Церкви (разу­ме­ется, лишены не без­условно, а лишь до тех пор, пока они не всту­пят в ряды хри­стиан).

Однако, ска­зан­ное не озна­чает, что они пол­но­стью лишены воз­мож­но­сти при­ча­стия Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Во-первых, спа­си­тель­ная бла­го­дать дей­ствует на них при­зы­ва­ю­щим обра­зом (этому соот­вет­ствует поня­тие «при­зы­ва­ю­щее дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати»). Ещё перед Своими Стра­да­ниям Гос­подь воз­ве­стил: «Когда Я воз­не­сен буду от земли, всех при­влеку к Себе» ( Ин.12:32 ).

Вспом­ним, как был при­зван в Цер­ковь Савл, буду­щий апо­стол Павел, причём, при­зван тогда, когда высту­пал в роли ярого гони­теля Церкви ( Деян.9:1-18 ). Да и разве могли бы апо­столы, не содей­ствуй их про­по­веди Боже­ствен­ная бла­го­дать, «напол­нить» Цер­ковь (быв­шими) языч­ни­ками?

Во-вторых, особое бла­го­дат­ное воз­дей­ствие на неве­ру­ю­щих и ино­вер­цев может ока­зы­ваться посред­ством хри­сти­ан­ских молитв, согласно обе­то­ва­нию Гос­пода: «всё, чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите» ( Мф.21:22 ).

По учению Церкви, бла­го­дать есть выше­есте­ствен­ный дар Бога чело­веку. «Все бла­го­дат­ные дары нахо­дят на достой­ных сверх при­роды, – ука­зы­вает св. Марк Ефес­ский, – и они иные в срав­не­нии с нахо­дя­щи­мися в нас при­род­ными дарами и обра­зу­ю­щи­мися в резуль­тате нашего усилия. И также всякая жизнь живу­щих по Богу – иная в срав­не­нии с жизнью при­род­ной, будучи духов­ной и бого­вид­ной».

Боже­ствен­ная бла­го­дать явля­ется несо­здан­ной, нерож­ден­ной и личной (ипо­стас­ной). В Свя­щен­ном Писа­нии она часто назы­ва­ется силой («…вы при­мете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» ( Деян.1:8 ), «…Гос­подь сказал мне: «Довольно для тебя бла­го­дати Моей, ибо сила Моя совер­ша­ется в немощи»» ( 2Кор.12:9 )).

Святые отцы назы­вают бла­го­дать «лучами Боже­ства», «Боже­ствен­ной славой», «нетвар­ным светом»… Дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати обла­дают все три Лица Святой Троицы. «Дей­ствие несо­здан­ной сущ­но­сти, – пишет св. Кирилл Алек­сан­дрий­ский, – есть нечто общее, хотя оно и свой­ственно каж­дому Лицу». Св. Ириней Лион­ский, раз­мыш­ляя о домо­стро­и­тель­ном про­яв­ле­нии Святой Троицы, отме­чает, что бла­го­дать исхо­дит от Отца и сооб­ща­ется через Сына во Святом Духе. По слову св. Гри­го­рия Паламы, бла­го­дать есть «энер­гия общая и Боже­ствен­ная сила и дей­ствие Трии­по­стас­ного Бога».

Дей­ствием Боже­ствен­ной бла­го­дати откры­ва­ется воз­мож­ность позна­ния Бога. «…Без бла­го­дати ум наш не может позна­вать Бога, – учит св. Силуан Афон­ский, – …каждый из нас может рас­суж­дать о Боге настолько, насколько познал бла­го­дати Свя­того Духа». Дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати дает чело­веку воз­мож­ность испол­не­ния запо­ве­дей, спа­се­ния и духов­ного пре­об­ра­же­ния. «Дей­ствуя в себе и вокруг себя, хри­сти­а­нин вносит в подвиги всю свою лич­ность, но делает это, и может успешно делать, только при непре­рыв­ном содей­ствии Боже­ствен­ной силы – бла­го­дати, – учит св. Иустин Попо­вич. – Нет мысли, кото­рую хри­сти­а­нин может по-еван­гель­ски мыс­лить, нет чув­ства, кото­рое он может по-еван­гель­ски ощу­щать, нет дела, кото­рое он может по-еван­гель­ски сде­лать без бла­го­дат­ной помощи Божьей». Дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати сооб­щает чело­веку неоце­ни­мый дар соеди­не­ния с Богом – обо­же­ние. В этом бла­го­дат­ном состо­я­нии чело­век, по слову св. Мака­рия Вели­кого, упо­доб­ля­ется Христу и ста­но­вится выше пер­вого Адама.

Дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати осу­ществ­ля­ется в сотруд­ни­че­стве (в синер­гизме) со сво­бод­ной волей чело­века. «Бого­че­ло­ве­че­ский синер­гизм явля­ется суще­ствен­ным отли­чием хри­сти­ан­ской дея­тель­но­сти в мире. Здесь чело­век сора­бо­тает Богу и Бог сора­бо­тает чело­веку, – разъ­яс­няет св. Иустин Попо­вич. – … Чело­век со своей сто­роны изъ­яв­ляет волю, а Бог – бла­го­дать; из сов­мест­ного их дей­ствия созда­ется хри­сти­ан­ская лич­ность». По учению св. Мака­рия Вели­кого, сози­дая нового чело­века, бла­го­дать дей­ствует таин­ственно и посте­пенно. Бла­го­дать испы­ты­вает чело­ве­че­ское про­из­во­ле­ние, сохра­няет ли он все­це­лую любовь к Богу, заме­чая в нем согла­сие со своими дей­стви­ями. Если в духов­ном подвиге душа ока­зы­ва­ется бла­го­ис­кус­ной, ничем не огор­чая и не оскорб­ляя бла­го­дать, то она про­ни­кает «до глу­бо­чай­ших ее соста­вов и помыш­ле­ний», пока вся душа не будет объята бла­го­да­тью.

Поня­тие «Бла­го­дать Божия» в Свя­щен­ном Писа­нии

Слово «бла­го­дать» весьма часто встре­ча­ется в Свя­щен­ном Писа­нии, как Вет­хого, так и Нового Завета, и упо­треб­ля­ется в раз­лич­ных смыс­лах:

Дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния о бла­го­дати

(Из кн.: «Каноны или Книга Правил». Пра­вила святых собо­ров Помест­ных . Пра­вила свя­таго помест­наго собора Кар­фа­ген­скаго (393–419))

125. Опре­де­лено также: если кто речет, что бла­го­дать Божия, кото­рою оправ­ды­ва­ются в Иисусе Христе, Гос­поде нашем, дей­стви­тельна к одному только отпу­ще­нию грехов, уже соде­ян­ных, а не подает сверх того помощи, да не соде­ва­ются иные грехи, — тако­вой да будет ана­фема, так как бла­го­дать Божия не только подает знание, что подо­бает тво­рить, но еще вды­хает в нас любовь, да воз­мо­жем и испол­нить, что познаем.

126. Также, если кто речет, что та же бла­го­дать Божия, кото­рая о Иисусе Христе Гос­поде нашем, вспо­мо­ще­ствует нам к тому только, чтобы не согре­шать, поскольку ею откры­ва­ется и явля­ется нам позна­ние грехов, да знаем, чего должно искать и от чего укло­няться, но что ею не пода­ется нам любовь и сила к дела­нию того, что мы познали долж­ным тво­рить: тако­вой да будет ана­фема. Ибо когда Апо­стол гла­го­лет: разум делает гордым, а любовь сози­дает ( 1Кор.8:1 ): то весьма нече­стиво было бы верить, что к киче­нию нашему имеем бла­го­дать Божию, а к сози­да­нию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подо­бает тво­рить, и любовь к добру, кото­рое подо­бает тво­рить, дабы при сози­да­ю­щей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога напи­сано: учай чело­века разуму ( Пс.93:10 ): так же напи­сано и сие: любовь от Бога есть ( 1Ин. 4:7 ).

127. Опре­де­лено также: если кто речет, что бла­го­дать оправ­да­ния нам дана ради того, дабы воз­мож­ное к испол­не­нию по сво­бод­ному про­из­во­ле­нию удоб­нее испол­няли мы чрез бла­го­дать, словно бы и не приняв бла­го­дати Божией, мы хотя с неудоб­ством, однако могли и без нее испол­нить Боже­ствен­ные запо­веди, — тако­вой да будет ана­фема. Ибо о плодах запо­ве­дей не сказал Гос­подь: без Мене неудобно можете тво­рить, но сказал: без Меня ничего не можете тво­рить ( Ин. 15:5 ).

Бог гордым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать ( Иак.4:6 ).

«Всякой бого­бо­яз­нен­ной душе пред­ле­жат два вели­кие подвига: первый, чтобы полу­чить бла­го­дать Свя­того Духа, потому что и воз­мож­но­сти нет всту­пить кому-нибудь на путь спа­се­ния и тем паче шество­вать по нему, если не полу­чит он напе­ред таин­ствен­ной бла­го­дати Все­свя­того Духа, второй более тяжкий, чтобы не лишиться сей бла­го­дати, полу­ча­е­мой со мно­гими потами и тру­дами… И этот-то вели­кий подвиг, чтоб не лишиться Божьей бла­го­дати, полу­чен­ной уже, пред­ле­жит душе до послед­него нашего изды­ха­ния».
пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов

Источник

Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах?

Пожалуй, лексикону каждого русскоговорящего христианина (сознательного возраста) известно вероучительное понятие «Божественная (или Божья) благодать». И это не удивительно, поскольку названное выражение является одним из наиболее употребляемых в Церкви: оно неизбежно произносится во время огласительных бесед катехизатором или священником, в многочисленных проповедях, на занятиях по изучению тех или иных богословских наук. Спроси у христианина, зачем он участвует в храмовом богослужении, в Таинствах? — наверняка услышишь в ответ: для того, чтобы стяжать благодать.

Но многие ли правильно воспринимают смысл и значение данного термина? Так, всем нам знакома картина: парится, скажем, человек в жаркой парильне, нежится на солнечном пляже или преисполнен иного наслаждения; ему — «хорошо», и он произносит: «эх, благодать!». Почему? Потому что в его понимании благодать ассоциируется с приятностью, удовольствием, радостью. Отсюда вывод: благодать — это и есть состояние радости, счастья. Посетит такой человек храм, отстоит службу, причастится Святых Христовых Таин и вдруг обнаружит вместо удовольствия чувство усталости, вместо радости — скорбь о незавершенных домашних делах. Спрашивается, для чего приходил, тратил время? Ведь вроде бы ничего не изменилось. Подумает-подумает, да и решит: «наверно, это не для меня. ». А если ещё в храме укорят и обругают (не так, мол, стоишь, не той рукой держишь свечу, неправильно молишься, не так осеняешь себя знамением Честнаго Креста), какая уж тут радость, какая благодать? Глядишь, и одним (потенциальным) прихожанином — меньше.

В богословии Божественная благодать нередко обозначается выражением: «благодать Святого Духа». В принципе, она может обозначаться и более кратко — именем Самого Святого Духа. Такое обозначение можно, в частности, встретить в «Беседе преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни»: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько они ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия» [1, с. 6]. Отсюда происходит другая ошибка (главным образом свойственная римо-католическим авторам): отождествление Божественной благодати и Ипостаси Святого Духа.

Между тем, ни первое, ни второе понимание благодати не вписывается в рамки Богооткровенного вероучения. Напомним, что в широком понимании слова благодать (греч. ἡ χάρις) — это единое нетварное Божественное действие, проистекающее от Бога Отца через Сына, проявляющееся в Духе Святом, направленное на сохранение и развитие мира, и, в частности, — человека. Отметим, что при подобном осмыслении благодать может обозначаться и другими синонимами, такими, как, например, Божья «милость»: «И дал Господь милость (τὴν χάριν) народу [Своему] в глазах Египтян» (Исх. 11:3).
В области же Православной Сотериологии и Экклесиологии значение термина имеет более сжатый формат: энергия или действие Божие, направленное на освобождение человека от скверны греха и порока, приведение его в состояние праведности и введение в Горний Иерусалим — Царство святых: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (ἡ χάρις), дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать (ἡ χάρις) воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5:20-21).

Проявление Божественного действия — благодати — по отношению к миру может также обозначаться выражением «Слава Господня»: «но жив Я, [и всегда живет имя Мое,] и славы Господней полна вся земля» (Числ. 14:21); «явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]» (Ис. 40:5). Сияние же Божественной Славы в формате символико-аллегорического библейского иносказания нередко сопоставляется с блистанием Солнца или огня: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17); «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4:2). Случается, что данное сияние описывается как златовидное: «И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя» (Иов. 22:25); «город был чистое золото» (Откр. 21:8). (Не будем забывать, что и главнейшие ветхозаветные израильские святыни были выполнены либо из золота (семисвечник, сосуды), либо обложенными и украшенными таковым (Ковчег Завета): «И сделай светильник из золота чистого» (Исх. 25:31); «Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]» (Исх. 25:10-11)).

Добавим, что, помимо красоты света и цвета, золото указывает и на такие Божественные совершенства, как неизменяемость и чистота: «город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21:8). Промыслительная деятельность Пантократора в Священном Писании нередко ассоциируется с царской: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис. 6:1). В этом отношении золото, традиционно присущее облачению царей, может указывать на достоинство и всемогущество Бога — абсолютного надмирного Царя: «Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс. 44:9-10).

Отсюда и воспринятый православной иконописной традицией прием — отображение благодати при помощи золота (фон святых икон, нимбы, ассист, нанесенный на облачения святых. ). Причем, по отношению к праведникам золото может указывать и на некоторые дополнительные компоненты Божественного Домостроительства Спасения, в частности — на испытание веры угодников, в том числе — через исповедничество, мученичество: «Тогда настанет испытание избранным Моим, как золото испытывается огнем» (3 Езд. 16:74).

Иногда сияние Славы иллюстрируется при помощи красок. Характерным примером в данной связи служит икона Преображения Господня, представляющая Спасителя в белом облачении (а не в традиционном сине-красном, указывающем на двойство естеств: Божественное и человеческое), окруженного сиянием благодати, изображаемым либо при помощи светлых, либо даже при помощи темных тонов (что указывает на «неприступность», «невидимость» и «непознаваемость» Бога: «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16)).
Белизна облачений Мессии подчеркивает необыкновенную блистательность Фаворского света: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мф. 17:1-8).

10644 3765702bd0c5d2718710863d7d22f252

10645 21c3c590c288a86e7e5c734b59b8bbd6

На некоторых типах икон ниспослание благодати отображается посредством исходящего из Небесной сферы сужающегося книзу единого луча, в дальнейшем «разделяющегося» на три. Этим обозначается единство Божественного действия Отца, Сына и Святого Духа.

10646 e9dad1aa2bd8a536fe4ff1d69b638239

На иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева ниспослание благодати, наряду с прочей символикой, проиллюстрировано благословляющей десницей центрального Ангела, символизирующего Бога Отца, благословляющим жестом фигуры, символизирующей Сына (расположенного одесную Отца (слева, если смотреть со стороны богомольца); рука Ангела, символизирующая Третью Ипостась Пресвятой Троицы, указывает, куда направлено благословение — в мир). Кроме того, ниспослание милости обозначено распахнутыми Ангельскими крыльями, символизирующими Божий Покров. При этом единая ритмичная синусоида, образуемая верхним контуром крыл, указывает на единство нетварной энергии единотроичного Бога.

10643 c1b58d8c5f1fc4ea8f036688582f5862

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств.

1. Деяние Святейшего Синода (1903 г.) о прославлении преподобного Серафима Саровского. Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни. Отечник. М.: Изд. МПО «МЕТТЭМ», 1991.

Источник

  • что такое божья благодать в православии
  • Что такое божье благоволение
  • что такое божественная благодать
  • что такое благочинный округа
  • Что такое благочинный батюшка

  • Справочник номеров и подарков